Дисграфия что это у детей младшего школьного возраста
Что такое дисграфия? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Панкратова И. В., невролога со стажем в 25 лет.
Определение болезни. Причины заболевания
Дисграфия — расстройство навыков письма, которое проявляется невозможностью или трудностью в соотнесении звуков устной речи и букв, их звучания и начертания. Например, ребёнок заменяет графически сходные буквы при написании (ш-щ, т-ш, в-д, м-л), пропускает и переставляет буквы и слога в словах.
Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок, не связанных с применением орфографических правил.
Выделяется три группы специфических ошибок:
Возникновение таких ошибок у школьников не связано со снижением интеллектуального развития, выраженными нарушениями слуха и зрения или нерегулярностью школьного обучения.
К неблагоприятным факторам раннего периода можно отнести:
Причины, которые могут привести к дисграфии в более старшем возрасте (после 2 лет):
Эти патологические состояния приводят к астении нервной системы и могут осложнять освоение письменной речи.
Часто встречается наследственная предрасположенность к дисграфии. Кроме того сложности с письмом могут возникнуть у ребёнка, пишущего левой рукой или переученного с левой руки на правую. Нередко дисграфией страдают дети, для которых язык, на котором они учатся писать, не является родным.
Вероятность дисграфии велика при общем недоразвитии речи. Расстройство может провоцировать логоневроз (заикание и запинания в речи) и сниженный темп созревания психических функций (например, на фоне хронических болезней или социальной дезадаптации).
Симптомы дисграфии
Дисграфия проявляется ошибками в письме, которые регулярно повторяются у детей без сопутствующих патологий (умственной отсталости или снижения слуха).
Ошибки на уровне букв и слогов обусловлены несформированностью звукового анализа слова (пропуски, перестановки, вставки, повторы как букв, так и слогов). Например: «снки-санки» или «кичат-кричат».
Ошибки на уровне слова связаны с затруднением вычленения из речевого потока речевых единиц и их элементов (слитное написание слов, предлогов со словами, либо раздельное написание приставки со словом). Например: «и дут», «по дкроватью», «светилалуна».
У школьников с дисграфией часто формируется неразборчивый почерк, написание букв неаккуратное — так проявляется неуверенность ребёнка и боязнь ошибки. Буквы разной высоты и наклонены в разные стороны, выходят за строчку. При письме ребёнок напрягается, сильно надавливает на ручку и от этого быстро устаёт и не может ускорить темп письма. При написании диктантов школьник старается писать неразборчиво, чтобы учитель не заметил ошибки, при этом регулярно получает неудовлетворительные оценки. Это приводит невротизации ребёнка и ещё больше усугубляет его проблемы. Возникает внутренний страх ошибки, формируется неуверенность в себе, появляется замкнутость, пропадает мотивация к учёбе.
Проявления дисграфии также может сочетаться с неврологическими нарушениями — снижением памяти и внимания, гиперактивностью, нарушением поведения.
Важно помнить, что в первом классе многие дети с трудом осваивают письмо, делая большое количество ошибок, но это нормальный путь становления письменной речи.
Патогенез дисграфии
Для правильной работы сложной системы, отвечающей за речевое развитие ребёнка, необходим неповреждённый мозг и равномерное созревание речевых центров и анализаторов.
При воздействии неблагоприятных факторов могут возникать отклонения в созревании и работе отделов мозга, отвечающих за речевое развитие и за письменную речь в частности. Патологическое влияние на развивающийся мозг может быть оказано в разные временные периоды: от внутриутробного развития до школьного возраста. К таким факторам относятся внутриутробные инфекции, родовая травма, порок сердца, хирургические вмешательства, соматические заболевания, черепно-мозговая травма. Негативный фактор может повлиять не только на отдельные центры, входящие в речевые зоны, но и на весь речевой комплекс, что приведёт к общему недоразвитию речи (ОНР).
От степени, силы и длительности патологического воздействия на речевые зоны зависят клинические проявления дисграфии у детей — от лёгких форм, корректирующихся занятиями с логопедом, до тяжёлых нарушений, требующих комплексного подхода к терапии.
В настоящее время существует несколько основных подходов к патогенезу дисграфии. Корнев А. Н. выделяет в патогенезе нарушений письменной речи три аспекта [3] :
Лалаева Р. И. считает, что у детей с дисграфией не сформированы отдельные психические функции [4] :
Классификация и стадии развития дисграфии
Учитывая сложность патогенеза дисграфии и разные подходы к его пониманию, вопрос с классификацией также неоднозначный.
Токарева О. А. разработала классификацию, которая учитывает степень вовлечения анализаторов [8] :
Сотрудники кафедры логопедии РГПУ им. Герцена под руководством Лалаевой Р. И. разработали классификацию, основанную на степени несформированности языковых операций [4] :
Классификация Ахутиной Т. В. составлена на основании учения Лурия А. Р. о трёх функциональных блоках мозга:
Ахутина Т. В. выделяет три вида дисграфии:
У детей с патологией речевого слуха нет раздельного восприятия элементов ряда (звуков, интонаций, темпа и т. д.)
Отдельные логопеды выделяют степени выраженности дисграфии по количеству и характеру ошибок:
Осложнения дисграфии
Дисграфия, не выявленная в младшем школьном возрасте, может отразиться на дальнейшем развитии личности ребёнка. При лёгкой форме расстройства, не осложнённой другими неврологическими патологиями, проблема может быть решена с помощью занятий с логопедом и психологом.
Если же у ребёнка выявлены сопутствующие неврологические отклонения, такие как синдром дефицита внимания, снижение памяти, выраженная гиперактивность, нарушение поведения в виде выраженной расторможённости и агрессивности, низкий уровень усвоения школьного материала, то победить нарушение письменной речи будет сложнее. Целенаправленные коррекционно-логопедические занятия и медикаментозное лечение помогут уменьшить проявление дисграфии, но у части детей проблемы с письменной речью могут остаться на всю жизнь. В таком случае дисграфия значительно повлияет на становление личности ребёнка. Такие дети могут иметь психологические проблемы:
Также возникает ограничение при выборе будущей профессии. Однако важно помнить, что и во взрослом возрасте человек может бороться с дисграфией и достигнуть положительных результатов.
Диагностика дисграфии
Первичная диагностика дисграфии проводится школьным логопедом в конце первого класса или в начале учебного года во втором классе. Для этого логопед использует речевые карты — стандартизированный опросник, выявляющий уровень физического, познавательного, нервно-психического, речевого и психомоторного развития. На основании анализа результатов тестирования делается вывод о наличии или отсутствии дисграфии. При выявлении дисграфии логопед определяет её вид.
Для уточнения общего уровня развития ребёнка необходима консультация клинического психолога. Психологическое тестирование поможет выявить конкретные проблемы ученика:
Ребёнок с дисграфией должен быть осмотрен неврологом. При осмотре детский невролог оценит общий неврологический статус и выявит сопутствующие неврологические патологии. Основываясь на результатах осмотра и данных, полученных от логопеда и клинического психолога, врач-невролог выработает тактику обследования и при необходимости план лечения пациента.
Обязательным инструментальным методом исследования является электроэнцефалография (ЭЭГ) — исследование электрической активности головного мозга. ЭЭГ проводится для исключения скрытой судорожной активности головного мозга.
Лечение дисграфии
При выявлении у ребёнка дисграфии логопеду нужно уточнить её форму, это необходимо для составления методического плана реабилитации и организации коррекционных занятий. К работе логопеда для нормализации психологического состояния ребёнка целесообразно подключить занятия с психологом.
Детям с дисграфией рекомендованы регулярные осмотры невролога. Врач на основании клинического осмотра и данных инструментальных исследований составляет план лечения пациента. Подход к терапии детей с дисграфией должен основываться на рекомендациях федерального руководства по детской неврологии.
Из медикаментозной терапии показаны препараты:
Прогноз. Профилактика
В большинстве случаев дисграфия у детей младшего школьного возраста поддаётся логопедической коррекции. Тяжёлые случаи нарушения письменной речи встречаются нечасто. Таких детей отправляют в центры психолого-медико-социального сопровождения для решения вопроса о дальнейшем обучении ребёнка. Обычно пациентам с тяжёлой формой дисграфии рекомендуют продложить обучение в школе для детей с патологией речи. В дальнейшем при устранении проблем с письменной речью ребёнка переводят в общеобразовательную школу.
Профилактика дисграфии основывается в раннем выявлении логопедом (на уровне детского сада) детей с нарушением речевого развития. Если к 4-5 годам у ребёнка остаются речевые проблемы, его необходимо перевести в логопедический детский сад иди логопедическую группу для проведения коррекционных занятий.
В настоящее время многие родители настроены на раннее развитие своего ребёнка, но этот подход часто себя не оправдывает и может спровоцировать проблему. Так, обучение ребёнка чтению и письму должно коррелировать со степенью созревания его сознания и готовности к обучению.
Дисграфия у младших школьников: виды, признаки и что делать?
В начальной школе некоторые родители с удивлением узнают, что у их ребенка наблюдается специфическая проблема — дисграфия: ребенок не может написать без ошибок практически ни одного слова, при этом, казалось бы, он полностью развит и нет проблем с интеллектуальным развитием. Что же такое дисграфия и как ее лечить? Ответы на эти вопросы — в нашей статье.
Дисграфия имеет определенно выраженную симптоматику, но точный диагноз может поставить только специалист, чаще всего, логопед. Дисграфия не проходит сама и препятствует дальнейшему обучению ребенка: без устранения проблемы овладение школьной программой даже на базовом уровне будет практически невозможным.
Что такое дисграфия? Как узнать, что у ребенка дисграфия?
Как правило, о том, что у ребенка есть проблемы с письмом (дисграфия), родители и учителя узнают только при обучении письму, то есть в начальной школе. Дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков. Вместо «п» пишет «б», вместо «т» — «д», неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет несколько слов слитно.
По ошибке дисграфию можно принять просто за незнание грамматических правил, однако проблема кроется глубже.
Сравните «предложение» — «бретлошение» и «предложение» — «придложение». В этом примере отчетлива видна разница между простым незнанием правильного написания (правила) и дисграфией.
При этом почерк таких детей часто бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно. Если такой ребенок обучается в классе с обычными детьми, то может испытывать серьезные переживания из-за своих ошибок, медлительности, недовольства учителя. В речи ребенок с дисграфией часто не может строить длинные предложения и предпочитает отмалчиваться или говорить кратко. Из-за этого «дисграфик» не имеет полноценного общения со сверстниками, и ему кажется, что одноклассники настроены против него.
Дисграфия — это не психическое заболевание, но и не «пройдет само». Это расстройство письменной речи, связанное с работой мозга.
Обратитесь к профессионалам — центру психотерапии «Алвиан» в отделение детской психотерапии и нейропсихологии, которое работает со случаями дисграфии, дислексии, заикания и другими особенностями развития детей. Лицензия № ЛО-77-01-009904.
Обращайтесь по тел.:
+74999400734 или +79150066186 — WhatsApp
К сожалению, это достаточно серьезная проблема, которая «не ходит одна»: чаще всего дисграфия проявляется вместе с дислексией, проблемой чтения, также ребенок может иметь проблемы в речи и нарушения других физических функций.
Виды дисграфии
Причины дисграфии
Причины этого нарушения могут быть самыми разными: от родовых травм, инфекций и генетики до запущенности воспитания. При проблемах в работе головного мозга дисграфия чаще всего сопровождается сопутствующими заболеваниями, о которых уже может быть известно родителям.
По сути, ребенок, у которого выявлена дисграфия, не может писать без ошибок, потому что у него нарушена работа речевого, слухового и зрительного и двигательного анализаторов, ребенок не может обрабатывать информацию (синтез и анализ).
Как устранить дисграфию и возможно ли это?
К счастью, да, при определенных усилиях как со стороны родителей, специалистов, так и самого ребенка дисграфию можно скорректировать и вылечить. Конечно, это не быстрый процесс: могут потребоваться месяцы и годы систематических занятий, чтобы полностью преодолеть дисграфию и сопутствующие нарушения письма, речи и чтения. Но эти труды будут вознаграждены: ребенок сможет полноценно обучаться в обычной школе и стать полноценным членом общества, обычным ребенком.
Дисграфия — это не приговор, с этим можно жить, но задачей родителей и педагогов должно стать преодоление этого недуга. Благо разработано множество методик и упражнений для устранения дисграфии. Это подтверждают и известные люди, страдающие от дислексии и дисграфии. Вот лишь небольшой список имен: Ганс Христиан Андерсен, Альберт Энштейн, Том Круз, Сальма Хайек, Шер, Дастин Хоффман, Уолт Дисней, Федор Бондарчук, Владимир Маяковский, Мерлин Монро.
Какой врач лечит дисграфию?
Обычно о дисграфии сообщает учитель, обучающий ребенка. Он уже может иметь опыт работы с такими детьми. Далее стоит обратиться к логопеду и психоневрологу. Основная работа ведется логопедом: он развивает оба полушария мозга, учит различать, произносить и записывать звуки. Психоневролог поможет выявить сопутствующие нарушения (если они есть), понять причины дисграфии и назначить медикаментозное лечение. В отдельных случаях к решению проблемы подключаются другие специалисты, например, если ребенок имеет проблемы со слухом, он не может ни расслышать звуки, ни записать их.
Что делать учителю и родителям?
Устранение такой проблемы невозможно в одиночку: родители, учителя и врачи должны объединиться и договориться о своих действиях. Назначить лечение, выполнять определенные упражнения. Возможно, ребенка стоит перевести в другую школу (специализированную) или нанять репетитора, который сможет профессионально выполнять упражнения с ребенком дома.
Не нужно забывать, что «дисграфик» очень часто остро чувствует свою проблему и боится вновь проявить ее: пропускает уроки, теряет тетради по русскому языку, мало общается. Задача взрослых, кроме лечения, оказать психологическую поддержку ребенку: не ругать, показывать заинтересованность в успехах, помогать.
Дисграфия — нарушение, с которым можно и нужно работать: выполнять упражнения, исправлять сопутствующие проблемы (например, дислексию, проблемы коммуникации со сверстниками). Особенности этого нарушения и его значимость для дальнейшей жизни ребенка не может допустить непрофессионального вмешательства — необходимо обращение к специалистам, в первую очередь, к логопеду.
Фото дисграфии
Фото предоставлено пользователем Јеленко, Виталием Куприяновым.
Фото предоставлено пользователем Alla Max.
Фото предоставлено Михаилом Мединым.
Дорогие читатели! Если у вас есть фотографии примеров записей ребенка с дисграфией, пожалуйста, вышлите в редакцию для иллюстрации этой и других статей по теме. Заранее благодарны!
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Дисграфия у младших школьников: коррекция, причины
В последнее время специалисты все чаще встречают детей, имеющих проявления дисграфии. Едва пройдя первые шаги обучения письму, некоторые школьники (или дошкольники), попадают в тяжелое положение. Они совершают грубые ошибки при написании текста. Такие, которые, казалось бы, не могут объясниться ничем, кроме невнимательности или недостаточного прилежания. Дисграфия часто связана с дислексией.
Зеркальное написание букв, сращение слов, масса грамматических ошибок, неразборчивый и неаккуратный почерк — такое письмо вызывает недоумение учителей и негодование родителей. Детей считают отстающими хотя при этом они могут неплохо разбираться в математике, логически мыслить, хорошо успевать по другим предметам.
Такое нарушение письменной речи называется дисграфией и связано оно вовсе не с нежеланием ребенка учиться грамоте, а с недостаточно развитыми функциями некоторых отделов мозга.
Что такое дисграфия?
Под дисграфией понимают нарушение письма, характеризующееся систематически повторяющимися фонетическим ошибками, неверным написанием похожих букв. При этом ошибки эти в письменной речи проявляются постоянно, являются типичными и не зависят от знаний ребенком правил русского языка.
Диктанты детей с дисграфией пестрят красными чернилами исправлений, по мере взросления письмо не улучшается, несмотря на все приложенное усердие. Письменные задания вызывают у ребят исключительно отрицательные эмоции, снижают самооценку и иногда приводят к депрессии.
Тот факт, что ученики с дисграфией выявляются не только в начальной школе, убеждает в том, что сама собой эта проблема не решается и требуется помощи специалиста.
Как определить дисграфию?
Если у вашего ребенка наблюдаются отдельные ошибки в письме или эти ошибки связаны с правилами грамматики, скорее всего эта статья не для вас. Проблема успеваемости должна решиться более усердным изучением правил русского языка.
Дисграфия проявляется совсем иначе:
Еще одним типичным отличием дисграфии является стойкость ошибок и отсутствие связи с теоретическими знаниями правил и норм языка.
Причины возникновения дисграфии?
Корни этого явления лежат в недостаточности работы речевого, зрительного и слухового анализаторов, т. е. ребенок не в состоянии производить анализ и синтез речи. Эти нарушения происходят из-за недоразвития зон головного мозга, выполняющих данные функции.
Этиология состояния может быть обусловлена:
Освоение письменной речью напрямую связано со сформированностью всех сторон речевой функции, поэтому в группу риска по возникновению дисграфии попадают дети с ЗПР, ОНР, фонематическим недоразвитием и нарушением звукопроизношения. Именно поэтому крайне важно к школьному возрасту пройти обследование у логопеда и скорректировать имеющиеся проблемы.
Связь устной и письменной речи
Большое значения для благополучного освоения письма имеет развитая устная речь. Чтобы слово было написано правильно, ребенок должен услышать все имеющиеся в нем звуки и проанализировав их, выбрать нужную букву.
Нарушения фонематического слуха, сопутствующие разным отставаниям развития речи, не дают возможность грамотно написать слова. Неправильное произнесение звуков влияет на правильное их понимание и анализ. В случаях более серьезного нарушения слуха, Вам поможет сурдопедагог.
Для того, чтобы освоить письмо, необходимо согласованное развитие фонематического слуха, речи, а также зрительного восприятия букв.
Кроме того, на формирование письменной речи оказывают большое влияние и другие аспекты. Как известно, за устную речь «в ответе» левое полушарие. Предметные символы и изображения — сфера ответственности полушария правого.
Своевременное развитие межполушарных связей, сформированность деятельности каждого из полушарий обеспечивают развитие письменной речи. Именно поэтому довольно часто проявления дисграфии встречаются у левшей.
Виды дисграфии
Исходя из типичных проявлений специалисты выделяют несколько видов дисграфии:
Можно ли справиться с дисграфией?
Ругать и наказывать ребенка с дисграфией за плохую учебу абсолютно бессмысленно. Тем самым можно только навредить. Он и сам, скорее всего, переживает из-за большого количества ошибок и того факта, что не может справиться с лавиной трудностей. Родителям важно понять, что в данном случае требуется помощь специалиста.
Процесс коррекции, несомненно, не очень быстрый, однако при совместных усилиях с дисграфией вполне можно справиться.
Так как дисграфия обусловлена недоразвитием определенных структур мозга, часто ребенку назначается медикаментозная терапия. Однако одними таблетками ситуация не исправится, главную работу по коррекции берет на себя логопед.
Кроме того, на помощь должны прийти родители. Обязательно придется выполнять заданные логопедом упражнения дома, делать уроки и школьные задания, следуя рекомендациям специалиста. Важно также поддерживать ребенка в его занятиях. Дети-дисграфики часто глубоко переживают свою проблему, опасаясь наделать все больше ошибок. В связи с этим возможны прогулы школы, уклонение от выполнения домашней работы, а значит, появятся и более серьезные проблемы с обучением. Миссия родителей в данном случае — оказывать всемерную поддержку, создавать позитивный настрой и заинтересованность в результате.
Коррекция дисграфии при помощи логопедической работы
Для того, чтобы наладить письменную речь, логопеду необходимо диагностировать и восполнить пробелы в произношении звуков, фонематическом восприятии, развить грамматическую сторону речи и расширить словарный запас ребенка.
В занятия по коррекции дисграфии входят:
Все логопедические занятия строятся с обязательный учетом психологических особенностей ребенка, его речевого развития и типа проявлений дисграфии. Кроме того, важно выработать у учащегося положительный настрой к работе и психологическую составляющую речи, стимулировать его к занятиям и достижению результата.
Дисграфия у детей накладывает негативный отпечаток на весь процесс обучения, поэтому родители должны вовремя отслеживать процессы развития речи у своего ребенка и при появлении тревожных звоночков обращаться к логопеду для коррекции.
Дата публикации: 11.07.2016. Последнее изменение: 02.12.2021.
Дисграфия что это у детей младшего школьного возраста
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Дети, начинающие изучение письма, иногда сталкиваются с проявлениями дисграфии.
Статья:
Дети, начинающие изучение письма, иногда сталкиваются с проявлениями дисграфии. Она проявляется уже при первых попытках письма в виде грубых ошибок. Сначала родители предполагают, что дело в банальной невнимательности ребенка, но опытные педагоги быстро отличат нарушение, называемое дисграфия.
Это отклонение в формировании некоторых функций психики, при котором наблюдаются также небольшие проблемы с речевым аппаратом. Ребенок пишет слова зеркально, допускает огромное количество грамматических ошибок. Почерк отличается неразборчивостью. Дефект больше проявляется проблемами во время письма, но связан он с нарушением работы некоторых отделов мозга, отвечающих за речь.
Общие сведения
Дисграфией называются нарушение письма в виде систематических фонетических ошибок, неправильным написанием букв. Такие ошибки являются постоянными и не связаны с владением грамматических правил русского языка.
Диктанты или изложения для детей с этим расстройством изобилуют ошибками, что снижает самооценку, мешают учиться, развиваться, общаться с одноклассниками. Такая проблема не может решиться сама собой и требует вмешательства специалистов, в том числе психотерапевтов, неврологов и других.
Согласно проведенным исследованиям дисграфия в различных стадиях выявляется у 53% учеников второго класса, 37% у учеников средних классов. На основании этих данных можно сделать вывод об устойчивости этого нарушения. В зависимости от проблем и симптоматики выделяются различные виды дисграфии, классифицирующиеся также по степени тяжести.
Патогенез и механизм возникновения
Письмо – многоуровневый механизм при реализации которого, задействованы разные системы:
Они последовательно переводят артикулемы в форму фонем, фонема переходит в графему, а те в кинему. Для развития письма ребенок должен обладать хорошим уровнем устной речи. На данный момент известно что, патогенез дисграфии связан с неправильной или несвоевременной латерализайией функций мозга. Эти процессы заканчиваются примерно к 6-7 годам, то есть к началу обучения в школе.
Если наблюдается задержка латерализации и одновременном наличии левшества происходят нарушения в корковом отделе. При дисграфии у ребенка наблюдается неполная сформированность восприятия, мышления, а также памяти. Могут страдать эмоционально-волевая сфера ребенка, зрительный анализ и другие стороны ребенка.
Причины дисграфии у детей
Прежде чем ответь на вопрос «дисграфия — что это», необходимо разобраться с ее причинами. Это может произойти по самым различным причинам:
Часто дисграфия сопровождается рядом сопутствующих заболеваний, которые уже диагностированы у ребенка. Это расстройство в первую очередь проявляется в неправильном написании букв и слогов. Пациенты с таким диагнозом не в состоянии правильно грамотно писать, так как у него есть нарушения слуха, зрительные. Ребенок не может должным образом обрабатывать получаемую информацию, проводить ее синтез, анализ.
Причины дисграфии у взрослых
Причины несовершенства письменной речи у взрослых могут быть спровоцированы внешними и внутренними факторами. Основными причинами дисграфии у взрослых являются:
В качестве социальных факторов могут выступать педагогическая запущенность, неправильная речь людей окружающих ребенка, малое общение ребенка с другими детьми и взрослыми, билингвизм.
Человек с дисграфией делает систематические ошибки при написании. Они имеют устойчивый характер, при этом человек хорошо знает все грамматические правила.
Самыми основными причинами развития являются недостаточная работа речи и слуха (анализаторов). Ребенок не может самостоятельно проводить анализ речи и синтезировать ее.
Освоение письменной речью напрямую связано со сформированностью всех сторон речевой функции, поэтому в группу риска по возникновению дисграфии попадают дети с ЗПР, ОНР, фонематическим недоразвитием и нарушением звукопроизношения. Именно поэтому крайне важно к школьному возрасту пройти обследование у логопеда и скорректировать имеющиеся проблемы.
Виды дисграфии
Существуют разные виды дисграфии:
Все нарушения строя речи характеризуются проблемами с последовательностью написания слов. Письмо является процессом работы самых различных анализаторов и систем, взаимодействие которых между собой и отвечает за навыки и умение ребенка правильно писать.
Акустическая
По-другому данный вид расстройства называется дисграфией фонемного распознавания. При ней ребенок не может правильно различать звуки. Особенно часто подобное явление проявляется при обучении письму. Акустическая дисграфия имеет следующие характерные симптомы:
Самыми частыми ошибками являются слова «мяшик – мячик», «окун – окунь».
Оптическая
В письме чаще допускаются следующие ошибки:
Данный вид развивается на основе зрительно-пространственных нарушений, их неполной сформированности. Ребенок может менять буквы местами.
Аграмматическая
Проявления дисграфии обусловлены общей недоразвитостью грамматического строя. Есть проблемы в морфологической и синтаксической составляющих. Симптомами этого нарушения служат:
Аграмматический тип дисграфии характеризуется неправильным использованием падежей, родов, неправильным построением конструкций, проявляющиеся в пропуске или замене предлогов и других элементов предложений. Появлению такой дисграфии способствуют речевые нарушения (алалия, дизартрия).
Артикуляторно акустическая
Артикуляторно-акустическая разновидность дисграфии у детей проявляется смешиванием букв, их пропуском, заменами, близкими по своему звучании. Симптомами могут стать:
Эти ошибки практически не корректируются, появляясь снова каждый раз. При этом никакого значения замечания преподавателя или родителя не приносят никакого результата. Необходимо направить работу по коррекции на слуховую дифференциацию, в особенности на звонкие-глухие, мягкие-твердые звуки и правильно поставить их произношение.
Дисграфия на почве недоразвития языкового анализа и синтеза
Подобное явление – это результат нарушения анализа и синтеза речи, деления одного предложения на отдельные, составляющие слова. Присутствуют нарушения в фонетическом анализе. В целом данный тип дисграфии имеею такие симптомы:
Специалисты разделяют специфическое и неспецифическое нарушение письма, что связано с воспитательным, социальным, психологическим факторами. Ребенок испытывает трудности с последовательностью написания речи.
Смешанные формы дисграфии
Такой тип является одним из самых распространенных из всех дисграфий. Происходит это при наличии недостаточно сформированы несколько частей письменности у ребенка. Такое явление затрудняет и продлевает коррекционную работу с таким пациентом. Характерными особенностями такого нарушения служат объединение нескольких речевых расстройств. При этом у мальчиков это случается в несколько раз чаще чем у девочек.
Симптомы и проявления дисграфии
Установить точный диагноз дисграфии без специалиста сложно. Обычно, о ее наличии становится известно в школьном возрасте, когда ребенок пишет буквы неправильно. Часто это путают с тем, что ребенок просто не понимает грамматику языка, за что учителя снижают оценки, следовательно, ухудшается успеваемость такого ребенка.
Ошибки из-за дисграфии никак не связаны с освоением правил русского языка. Сами ошибки одинаковые, но многочисленные. Чаще всего ребенок допускает ошибки при написании слитных/раздельных слов, имеют место пропуски слогов или букв. Такие симптомы должны стать причиной для тревоги у родителя и преподавателя в школе. Дисграфия у школьников требует специальной коррекционной работы со стороны специалистов, чем быстрее будет начата такая работа, тем быстрее ребенок от нее избавиться.
Дисграфия у школьников также может стать причиной плохого почерка, непонятного для взрослых. Дети с таким расстройством имеют низкую скорость и сильную неровность письма. Высота, ширина букв постоянно меняется, даже в одном слове.
Способы диагностики
Дисграфия у младших школьников диагностируется исследованиями устной и письменной речи. Только после этого может быть назначена соответствующая коррекция. Также необходимо получить консультации невролога, офтальмолога, ЛОР. Степень сформированности определяется логопед.
Обследование ребенка состоит из нескольких этапов. Вначале проводится оценка зрения и слуха ребенка, состояние ЦНС. Далее проводится анализ моторики, артикуляции. При этом важно учитывать левша или правша. Важно провести анализ фонетического механизма, звукопроизношения, лексикона ребенка, уровень грамотности. После этого проводится исследование письма пациента.
Ребенок с дисграфией переписывает письменные и печатные буквы, слова, проводится написание под диктовку, выполняются упражнения из деформированных предложений и другие задания. После этого, учитывая всю полученную информацию выносится заключение логопеда с рекомендациями по коррекции.
Коррекция дисграфии
Коррекция дисграфии у младших школьников зависит от степени тяжести, запущенности и других индивидуальных особенностей. При правильном подходе, поддержке учителей, преодолеть это нарушение вполне возможно полностью, однако стоит запастись терпением, так как процесс этот небыстрый, сложный, кропотливый. Сложнее всего проводить коррекционную работу с детьми старшего школьного возраста. В данном случае могут быть другие сопутствующие нарушения речь и письма. Реабилитационный период в данном случае может занять длительный период и не исчезнуть в полном объеме. Коррекция зависит от вида нарушения, возраста ребенка, его физиологических особенностей.
Устранить эту проблему своими силами невозможно. Будет обязательно участие в этой работе узких специалистов, таких как нейропсихологии, психологи и другие. Речевая школа будет иметь лучшие результаты в работе с нарушениями письма.
Основную часть работы приходится на логопеда. Он составляет программу реабилитации, определяет упражнения по звукопроизношению, формированию лексико-грамматического строя, фонемного распознавания речи, моторики, психологии и других факторов коррекционной работы.
Самыми эффективными методами коррекции считаются:
Если у ребенка существуют органические причины для развития дисграфии возможно включение медикаментозного лечения. Могут быть назначены массаж, ЛФК, физиопроцедуры. Такие меры влияют на эти причины, нивелируя их значение на способность писать.
Логопедическая коррекция
Ребенок должен иметь четкую правильную слуховую дифференциацию звуков. Если это требование не достигнуто, дальнейшая коррекция не имеет смысла. Срок работы для каждого ребенка индивидуален. Занятия с логопедом могут проводится как в группах, так и с каждым ребенком по отдельности.
На занятиях дети выполняют различные задачи:
В качестве словесных заданий используются рассказы, сказки, общение с ребенком, описание качеств и свойств отдельных предметов. Наглядные методы заключаются в наблюдении и анализе отдельных звуков, букв. На практических занятиях происходит закрепление полученных умений, знаний, навыков. Также существуют комбинированные занятия и методы.
Логопедическое занятие имеет свою структуру, зависящую от этапа. На первой ступени происходит необходимость заинтересовать ребенка, создать определенный уровень мотивации к дальнейшей коррекции. Вторая ступень – это предоставление возможности ученику получить новые знания и информацию и синхронизировать это с уже имеющимися. Третья ступень характеризуется осмыслением полученной информации и ее использованием.
Коррекция у младших школьников зависит от возраста ребенка и подбирается на основе тяжести нарушений, ее степени.
Медикаментозное лечение
Медикаментозное лечение должно назначаться исключительно специалистом. Заниматься самолечением данных расстройств может быть опасным для здоровья и жизни ребенка.
Домашние упражнения с родителями
Решить исключительно в домашних условиях проблему наличия дисграфии невозможно. Упражнения для самостоятельных занятий могут стать дополнительным решением, но не основным. Коррекция у школьников отличается своими занятиями в зависимости от возраста ребенка. Сами упражнения назначаются логопедами, и проводятся они дома под контролем и с помощью самих родителей. Существуют несколько простых, но действенных упражнений, которые можно делать самостоятельно:
Систематическое выполнение упражнений в каждодневном режиме сократит реабилитационный период и быстрее даст первые положительные сдвиги.
Прогноз лечения
Чтобы преодолеть дисграфию необходима слаженная работе ряда специалистов. Прогноз зависит от формы, причин нарушения, своевременности начали коррекции. Лечение должно быть правильно подобрано для конкретного ребенка. При выполнении всех условий в 70-80% эта проблема полностью устранима.
Последствия при отсутствии коррекции
Игнорирование проблем с дисграфией может стать причиной серьезных проблем, таких как:
Необходимость написать что-либо будет вызывать у ребенка дискомфорт, страх. Могут появиться проблемы с математическими терминами и другие.
Профилактика нарушений письма у детей
Специалисты уверены в том, что предупредить дисграфию невозможно, так как полностью не изучены ее точные причины появления. Однако выявлены группы риска, чьи представители страдают от нее чаще других:
Профилактика состоит из определенных навыков – внимательность, восприятие окружающего пространства, память, недостаточный словарный запас. Если родители или учитель заметил, что ребенок допускает одинаковые ошибки, необходимо обращаться за помощью к логопеду или неврологу, чтобы вовремя начать коррекционную работу.