Дисковые или ободные тормоза на велосипед что лучше
Какие тормоза лучше дисковые или ободные
Велосипед – один из самых экономичных видов транспорта. Во все времена были востребованы байки, развивающие максимальную скорость. Но для безопасной остановки или сброса скорости, нам, естественно, не обойтись без надежных тормозов.
Самыми распространенными на сегодняшний день являются ободные и дисковые тормозные системы.
Перед приобретением определенного типа нужно учитывать такие факторы, как характер езды, тип трассы, а также погодные условия. Тормоза одного вида могут быть эффективны на горном треке, но в городских условиях окажутся совершенно бесполезными.
Для того чтобы понять какие тормоза лучше – дисковые или ободные, необходимо изучить их плюсы и минусы.
Особенности ободных тормозов
Принцип работы ободных тормозов заключается в прижимной силе колодки на обод колеса, в результате чего велосипед и останавливается. В целом все ободные тормоза можно разделить на такие подтипы:
Давайте рассмотрим ободные тормоза на примере V-brake, так как эта модель является самой распространенной в наши дни и подходит для установки практически на любой тип велосипеда.
У данной тормозной системы имеется несколько значительных преимуществ:
Однако такие тормоза имеют и ряд существенных недостатков:
Приобретая ободные тормоза, необходимо учитывать, где Вы собираетесь кататься и при каких погодных условиях.
Дисковые тормоза: особенности эксплуатации
Конструкция дисковых тормозов состоит из диска, размещенного на втулке колеса и суппорта, который сжимает данный стальной диск колодками. Тормозное усилие передается с ручки тросиком или по гидролинии в зависимости от модели.
При эксплуатации дисковых тормозов можно выделить ряд следующих достоинств:
Конечно же, дисковые тормоза не лишены и определенных отрицательных качеств:
Если велосипед используется для соревнований, советуем устанавливать только дисковые тормоза.
Сравнение дисковых и ободных тормозов
Конечно, дисковые системы считаются более современными, удобными в использовании, технологичными. Кроме того, они идеально подходят для различных соревнований и поездок по горным тропам, где важны надежные комплектующие велосипеда.
Если же Вы не собираетесь преодолевать сложные участки по пересеченной местности и Вашей целью являются спокойные прогулки по городу или ровным трассам, то отличным бюджетным вариантом станут тормоза типа V-brake.
Велосипеды, укомплектованные дисковыми тормозами, естественно, стоят дороже моделей, на которых установлены ободные системы. Именно поэтому, при покупке байка, выбор следует делать исходя из типа местности, по которой Вы собираетесь кататься.
Если Вы приобретете велосипед с системой торможения типа v-brake, а потом решите поменять ее на дисковую, то обойдется Вам это совсем не дешево, да и не факт, что конструкция байка позволит это сделать, поскольку не на все модели великов с ободными системами можно установить дисковые тормоза.
Запомните! Какого бы вида не была установлена система торможения, она на 100% должна выполнять свою основную функцию, ведь дорога может оказаться непредсказуемой. Для этого советуем перед каждой поездкой проверять тормоза на работоспособность.
Система простая, в такой же степени эффективная. Механизм практически не ломается, легко регулируется. Почему же эти надежные тормоза стали вытеснять дисковые? Даже бюджетные модели велосипедов оснащают теперь ими.
Плюсы таких тормозов:
1) Вес — простая конструкция на прибавляет граммы, к тому же не добавляется вес тормозного диска.
2) Простота конструкции — ремонтируется «на коленке», минимум ломающихся частей.
3) Достаточно высокая мощность (при условии испраности и отладки мезанизма).
4) Цена скорее будет ниже, даже за модели высокого класса.
Минусы вибрейков:
Наиболее продвинутый механизм присутствует у гидравлики: ручка является поршнем, давящим на тормозную жидкость (либо масло), которая давит на поршни в калипере через гидролинию. Такая тормозная система является замкнутой. Если она исправна, особенного внимания к ней не потребуется, необходимо лишь заменять колодки. Вот важная информация о гидравлических тормозах:
1) Надежность гидравлических тормозов
Покупая велосипед, не всегда есть возможность купить модель со всеми комплектующими высокого уровня. При этом часто появляются мыли последующий апгрейд(это имеет свои плюсы). Однако апгрейд не будет включать покупку только тормозов, также придется заменить втулки. Установка роторов требует специализированных втулок(обычно с креплением под 6 болтов
или так называемый стандарт крепления роторов Centerlock.)
Какие тормоза на велосипеде лучше дисковые или ободные
При покупке нового велобайка каждый новичок задается вопросом о том, какие тормоза для велосипеда лучше дисковые или ободные. Мало кто знает, какие виды тормозных устройств бывают, и чем они отличаются. Чтобы определиться, какой вариант тормозного механизма выбрать для своего велосипеда, нужно проанализировать каждый вид.
Разновидности тормозных систем
Кроме дисковых и ободных, существуют также барабанные и роллерные тормоза. Установка дисковых тормозов на велосипед очень популярна. Причиной этой популярности является более высокая эффективность механизма, и они просто красиво смотрятся на велосипеде. Рассмотрим разновидности тормозных систем для велосипедов.
Барабанные тормоза — это самые старые механизмы, которые можно встретить даже сегодня. Они размещаются внутри задней втулки, а процесс торможения происходит за счет вращения педалей в обратную сторону. Торможение на велосипеде с барабанными устройствами происходит резко, поэтому на большой скорости заднюю часть транспортного средства может при этом занести. Преимуществом такого механизма является только наличие надежной защиты от негативного воздействия погодных условий.
Роллерные устройства представлены в виде механизма, устанавливаемого на наружной части втулки. Торможение происходит за счет трения роликов о диск, что похоже на принцип работы дисковых устройств. Малая мощность механизма торможения и трудности обслуживания приводят к тому, что такие устройства применяются исключительно на ситибайках.
Эти два вида систем встречаются очень редко, а большинство современных велосипедов комплектуется либо ободными, либо дисковыми тормозами. Эти два вида по сравнению с предыдущими намного эффективнее, и более просты в обслуживании. Именно о них пойдет речь в данном материале.
Обзор тормозов ободного типа
Ободные устройства оказывают механическое воздействие на обода колес велосипеда. Такие устройства устанавливаются в паре на каждое колесо. Рычаги управления механизмами располагаются на руле. Левый рычаг отвечает за торможение переднего колеса, а правый тормозит заднее. Прижимные устройства находятся вблизи колес, и закрепляются на раме велосипеда. Передача усилия от рычагов к прижимным механизмам, осуществляется посредством стальных тросиков.
Система ободного типа относится к категории одних из самых первых устройств, которые стали применяться на велосипедах. Такая система торможения еще называется V-brake или вибрейки. Это название они получили благодаря своей конструкции в виде буквы “V”.
К преимуществам вибрейков относятся такие моменты:
На этом плюсы ободных агрегатов не заканчиваются. Их можно устанавливать на колесах большого диаметра, и работать они будут так же эффективно. Такие изделия по стоимости намного дешевле дисковых, а их обслуживание включает необходимость периодической замены тормозных подушечек и иногда троса. Эти элементы стоят копейки, поэтому многие велобайкеры предпочитают для своих железных коней, именно такие тормоза.
Недостатки рассматриваемого вида тормозов следующие:
Все эти недостатки можно назвать незначительными, поэтому если не позволяет бюджет, можно смело покупать велосипед с ободным механизмом.
Обзор тормозов дискового типа
Дисковая тормозная система является наиболее прогрессивной, поэтому большинство современных велосипедов делают с такими устройствами. Они имеют существенное отличие от ободных, и сильно похожи на автомобильные тормоза. От ручки тормоза усилие передается на калипер, а тормозная колодка прижимаемая им к диску(ротору), осуществляет замедление вращения колеса. Бывают: механические – где усилие передается через тросик, и гидравлические – там применена гидролиния(как на авто) с тормозной жидкостью или минеральным маслом.
С такой системой торможения можно чувствовать себя в полной безопасности, так как исключается износ ободьев, а также повышается эффективность торможения. Диск вращается вместе с колесом, а размещается в центральной части, и фиксируется к втулке. Достоинства такого вида следующие:
Однозначно такие механизмы лучше, чем все выше рассмотренные, однако и они имеют недостатки:
Взамен ободным тормозным системам пришли дисковые, однако имеющиеся недостатки не позволяют им полностью вытеснить другие виды. Самым главным недостатком обычно является стоимость, поэтому бюджетные велобайкеры не могут себе позволить такие устройства. Для некоторых важно осуществить ремонт тормозной системы в дороге (ободные), нежели эксплуатировать велосипед без тормозов.
Какие выбрать тормоза ободные иди дисковые
Какие тормоза лучше — дисковые или ободные, каждый должен для себя определить самостоятельно. Кому-то нравится новизна и современность, а для кого-то важно иметь надежную, легкую и проверенную временем тормозную систему. В большинстве случаев обычному любителю, не имеет смысла переплачивать за велосипед, на котором установлены дорогие дисковые гидравлические устройства. Актуальными такие устройства являются в ситуациях, когда велобайкер увлекается техничной ездой или участвует в соревнованиях.
Какие тормоза для велосипеда лучше – дисковые или ободные
9 минут Автор: Михаил Скворцов 2443
С какими тормозами выбрать велосипед – дисковыми или ободными? Этот вопрос актуален при покупке нового байка. Рынок предлагает множество моделей, и каждая из них оснащена своей тормозной системой. Собственно, стандартное разделение тормозов простое – V-brake и диски (кантилеверы, клещи и барабаны заметно ушли в прошлое). V-brake представлены механикой, дисковые тормоза – механическими и гидравлическими модификациями. Чтобы лучше понять, на каких из них остановиться, рассмотрим отдельно типы современных тормозов, их преимущества и недостатки.
Ободные тормоза V-brake: обзор, преимущества и недостатки
Ободные тормоза воздействуют непосредственно на поверхности ободьев, замедляя их вращение. Приводные ручки располагаются на руле, а прижимные механизмы – непосредственно вблизи колес. Все это соединяется тросиком, через который и передаются усилия от нажатия на ручку.
Такая незамысловатая конструкция провернула в свое время революцию в области велотормозов, вытеснив кантилеверы, барабаны, роллеры и клещи. Тормоза V-brake востребованы и сегодня. Ими оснащается добрая половина дорожных велосипедов, МТБ, гибридов и спортивных моделей. Свою популярность они заслужили, благодаря комплексу достоинств. Не обошлось и без минусов. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Положительные аспекты ободных тормозов:
Сразу забежим вперед. Ободные тормоза дешевле дисковых аналогов, причем намного. В этом плане они неоспоримо лучше своих конкурентов и прекрасно подходят тем, кто приглядывается к бюджетным моделям велосипедов. Тросики, колодки, пыльники, пружины – все это можно купить в отдельности в любом специализированном магазине и за полчаса поставить на велосипед.
Тормоз ви-брейк можно спокойно переставить на раму любого байка, где имеются посадочные места под рычаги. Особых требований к установке на конкретную модель нет, потому бюджетный и дорогостоящий тормоза взаимозаменяемы.
На динамику движения ощутимое влияние оказывает общий вес. Ободные механизмы не повлияют на легкость велосипеда. Они отлично подходят там, где большую роль играет скорость и разгон: гонки, езда по шоссе и городским дорогам.
Простота механизма и универсальность обеспечивают новое положительное качество – ремонтопригодность. Установка запчасти и регулировка ободных тормозов интуитивно понятны, благодаря чему это можно сделать своими руками.
По сравнению с кантилеверными и клещевыми аналогами тормоза V-brake зажимают ободья «намертво», обеспечивая безопасность в экстренных случаях. По силе воздействия качественные и тщательно настроенные механизмы успешно держат марку перед дисками.
Недостатки ободных тормозов:
Модуляция, или чувствительность к нажатию на ручку, – важнейший технический показатель тормозов и показывает, в каких пределах может снижаться скорость велосипеда. V-brake превосходят в этом плане своих «старших» братьев, но заметно уступают дискам. Конечно, имеет значение и стоимость модели. У дорогих Shimano или Avid точность будет выше. На бюджетных тормозах немного уменьшить этот недостаток можно более тщательной настройкой.
«Восьмерки» для ободных тормозов недопустимы. В противном случае велосипед будет постоянно замедляться, а при разгоне можно истереть колодки или нарушить расстояние между ними. Кроме этого, искривления поверхности ободьев снижает силу торможения. Так что владельцам байков с ви-брейками следует всегда проверять геометрию колес и вовремя исправлять ее недостатки.
Грязь, вода, лед и даже случайно попавшее на обод масло – главные враги этих тормозов. Налипание глины полностью выведет тормоз из рабочего состояния, а вода способна снизить эффективность торможения чуть ли не вдвое. То же происходит и при попадании других материалов, вроде масла. Велосипедистам рекомендуется всегда иметь при себе щетку и мягкую сухую тряпку для очистки поверхности колеса и колодок.
Длительное использование ободного тормоза не проходит бесследно ни для колодок, ни для самих колес. Это значит, что со временем вместе с колодами придется поменять и сами ободья. Негативно на состоянии колодок, прочности и геометрии колеса отражаются длительные затормаживания. В сочетании с другими факторами (песок, абразив, мелкие камни) износ может возрасти в несколько раз, укоротив срок эксплуатации и тормозов и колеса.
Плюсы и минусы дисковых тормозов
Тормозная система с диском – прогрессивный шаг вперед даже в сравнении с самыми дорогими V-brake. Дисковые тормоза на велосипеде работают по аналогии с автомобильными: усилие от ручки через привод передается на калипер. Тормозная колодка, прижимаясь к диску, замедляет вращение колеса. Сам диск закреплен по центру колеса и вращается синхронно с ним.
Диски – возможность исключить износ ободьев колес и обеспечить лучшее торможение. Хотя бы по этим двум параметрам они должны на 100% выигрывать у ободных, но рассмотрим все по порядку.
Сильные стороны дисков:
При замедлении велосипеда тепловая энергия передается не на ходовую часть колеса, а на ротор диска. Колеса не греются, следовательно, меньше вероятность повредить их на длительных участках торможения.
Поскольку в торможении участвует отдельная поверхность, ни о каких сюрпризах, связанных с искривлениями колеса, говорить не приходится. Конечно, катать на восьмерках – то еще удовольствие, но на эффективность остановки это не влияет.
Дисковые тормоза хорошо справляются с грязью. К воде стойкость чуть ниже, но лучше, чем у ободных. Тормозная поверхность не сплошная, поэтому вода неплохо отводится через прорези. Что касается случайно попавшей смазки, то с дисков ее лучше тщательно вытереть.
Модуляция даже у базовых дисков настолько высокая, какую не обеспечат даже самые продвинутые ободные модели. Легкое нажатие на ручку легко скорректирует скорость велосипеда, не остановив его полностью. Модуляция стабильна и не требует постоянной настройки системы.
Колодки и сами диски без проблем прослужат несколько сезонов активного катания, чего нельзя сказать об ободных аналогах. Вот такой привлекательный комплекс достоинств, но и здесь не обошлось без отрицательных моментов.
Отрицательные черты дисков диаметрально противоположны достоинствам ободных тормозов. Бюджетные велосипеды не будут оснащаться дисковой системой, туда поставят простые ободные v-brake. Каждый из производителей дисков индивидуально подходит к их конструкции и установке на велосипед, поэтому «скинуть» систему с одного байка и поставить на другой вряд ли получится. Если же решили поменять ободные тормоза на диски, здесь тоже ждет неудача – отсутствие посадочного места. Правда, некоторые модели все же предусматривают установку и того и другого, но это исключение.
Отремонтировать дисковые тормоза сложнее, в полевых условиях без специального инструмента-съемника не обойтись вовсе. По сравнению с v-brake ощущается хороший привес к общей массе, плюс механическое воздействие на втулки колес.
Дисковые тормоза с механикой и гидравликой
По типу привода система разделяется на механическую и гидравлическую. Первый тип тормозов имеет стандартный тросовый привод. Его основные особенности:
С течением времени тросик в рубашке пружинит и удлиняется, что приводит к ослаблению эффективности торможения. В разумных пределах эта проблема решается подкручиванием настроечных винтов, они же регулируют положение колодок относительно диска. Нетипично, но имеет место быть перегрев на механике. Во избежание дополнительного трения детали нужно периодически смазывать. Поверхности торможения должны всегда содержаться в чистоте. Механика проще гидравлики в самостоятельном ремонте и дешевле.
Механизм гидравлики сложнее и состоит из следующих элементов:
При надавливании на тормозную ручку жидкость сжимается и заставляет смещаться силовые поршни. Они, в свою очередь, передают усилия на колодки.
Преимущества перед механикой: более мягкий ход колодки, долговечность гидролинии, лучше модуляция, нет люфтов. Однако гидравлика сложнее в обслуживании, требует квалифицированной настройки.
Заключение
Какие тормоза лучше – ободные или дисковые – зависит от стоимости, предназначения велосипеда и условий эксплуатации. На бюджетных моделях ставятся ободные, на более дорогих – дисковые тормоза. Супер-навороченные велосипеды оснащаются гидросистемой. Там, где исключен экстрим и важна скорость, подойдут V-brake, для нестандартных поездок надежнее приобрести велосипед с дисковыми тормозами.
Что лучше выбрать для велосипеда: V brake тормоза или дисковые?
Извечный спор двух концепций – ободных и дисковых тормозов велосипеда, ещё не окончен, хотя ободные тормоза постепенно сдают свои позиции, сдвигаясь в область чисто непрофессионального использования. Отчего это происходит попробуем разобраться в этой статье
Особенности ободных тормозов, преимущества и недостатки
Что такое ободные тормоза? Это две фрикционные колодки с очень большим коэффициентом трения. Усилие для сведения колодок на ободе передаётся от рычага, стоящего на руле, посредством тросика. При нажатии на рычаг правильно отрегулированные колодки сходятся, зажимая обод велосипеда, останавливая таким образом движение. Такие тормоза имеют три разновидности, которые отличаются друг от друга в основном применением их в разных условиях эксплуатации.
Но к работе ободных тормозов есть масса претензий, связанных как с условиями эксплуатации велосипеда, так и c его конструктивными особенностями.
«Минусы» v-brake тормозов
«Плюсы» ободных тормозов вибрейк
Дисковые тормоза: особенности эксплуатации, плюсы и минусы
Дисковый тормоз работает так же, как его аналог на автомобиле: усилие от управляющего элемента (рычага на руле велосипеда, педали на автомобиле) передаётся тросом или гидравликой на ротор диска. Это позволяет ободу колеса оставаться холодным из-за отсутствия трения во время торможения, в отличие от использования ободных колодок у вибрейков, так как тормозной диск закреплён практически на оси колеса и вращается вместе с ним.
Оттого, что в торможении внешняя часть колеса не принимает никакого участия, допускается езда даже при наличии «восьмёрок». Хотя, конечно, исправлять их своевременной подтяжкой или ослаблением нужных спиц следует своевременно.
Эффективность торможения снижается в таком случае в разы, для того, чтобы вернуть колодкам способность блокировать тормозной диск, приходится их снимать и отмачивать, с последующей просушкой, в спирте или ацетоне. Грязи же или воды дисковые тормоза велосипеда практически не боятся, прорези и отверстия в диске позволяют избавиться от них в процессе прижима тормозной колодки.
Важнейшим положительным фактором использования дисковых тормозов является их модуляция – чувствительность к нажатию на ручку рычага тормоза, находящуюся на руле. Чуткость реагирования ощущается сразу, стоит только пересесть с велосипеда, у которого ободные тормоза, на байк с дисковыми тормозами. У ободных существует большое количество потерь в усилии в системе рычаг-тросик-его оболочка-пружины ободного тормоза-колодки. Нет обратной связи, рука чувствует не прижим колодок к ободу, а сопротивление движения тросика и пружин.
Так что рассматривая сильные стороны дисковых тормозов велосипеда, нужно отметить
В случае с дисковым тормозом модуляция является прямым следствием прижима колодок к тормозному диску. Пальцы даже ощущают лёгкие щелчки прорезей отверстий диска о тормозную колодку.
К недостаткам же дискового тормоза чаще всего относят
То, что нет универсальности в деталях и в способах их установки, является, пожалуй, самым большим «минусом» дисковых тормозных систем. В своё время фирмам-производителям не удалось договориться о едином стандарте, поэтому во всём многообразии продающихся на рынке моделей почти невозможно найти запчасть одной фирмы, которая подошла бы к байку, выпущенному другой.
Не получится также поставить дисковый тормоз на велосипед с уже установленной ободной системой торможения – хотя бы просто из-за отсутствия посадочного места на оси колеса для тормозного диска. Имеющиеся в продаже редкие модели с возможностью двойной комплектации разными тормозными системами являются редкими исключениями, да и цена их ощутимо отличается от бюджетной.
Выбор между механикой и гидравликой: что лучше
Механической системе передачи импульса силы на тормозную колодку, посредством нажатия на рычаг и смещения тросика в оболочке, не один десяток лет. Технология отработана и достигла некоего предела в развитии.
Особенности этой системы знакомы каждому, остаётся только напомнить её основные принципы действия:
Передаточных узлов от руки до диска ротора меньше, чем на v-brake, поэтому модуляция ощущается «вживую».
Но дальше начинаются «интересности» в виде растягивания тросика и его затруднённом перемещении внутри оболочки. Иногда даже заклинивании – если условия эксплуатации были приближены к экстремальным, как это бывает на просёлочных грунтовых дорогах. И если второе лечится вовремя введённой смазкой, то вытягивание тросика можно до каких-то пределов компенсировать подкруткой регулировочных опорных винтов. И регулировать ими можно, пока хватает резьбы винта. Потом приходится менять тросик.
От этих недостатков полностью избавлена гидравлическая система торможения велосипеда. Правда, избавившись от одних, она, как это часто бывает, приобрела другие.
Видео. Механика vs гидравлика
Гидравлическая система и её элементы
Действие гидравлического тормоза в отдалённом приближении подобно действию механического, только вместо перемещающегося в оболочке тросика после воздействия на тормозной рычаг на руле импульс силы передаётся на тормозную жидкость. Её сжатие через магистраль воздействует на силовые поршни, а они, сдвигаясь в цилиндре, передают усилие на тормозные колодки останавливая велосипед.
Но настройка гидравлических тормозов уже требует некоторой квалификации, приобретаемой в процессе учёбы или долгой эмпирической практикой.
Как и что выбрать
Механический привод к дисковым тормозам дешевле и проще. Выбирая бюджетную модель, лучше остановиться на этой системе. Там, где по условиям эксплуатации байка в приоритетах сила, точность, скорость торможения короткий тормозной путь – лучше брать велосипед с гидравлическим тормозом. Делать это имеет смысл только, если поблизости от места проживания и эксплуатации есть специализированная мастерская, где смогут сделать настройку, прокачку и ремонт с заменой комплектующих.
Заключение
Использование тех или иных тормозов велосипеда полностью зависит от того где вы собираетесь кататься и как использовать велосипед. Что это будет? Экстремальный спорт на горных дорогах ли вообще по бездорожью? Тогда рама у велосипеда будет усиленной, выдерживающей запредельные нагрузки и, как следствие, тормоза у такого байка должны быть чутко реагирующие на нажатие рычага тормоза и надёжными Тогда, однозначно – дисковые с гидравликой.
Условия эксплуатации чуть менее жесткие (просёлки, зимняя, в условиях морозов, эксплуатация, длительные многокилометровые поездки) могут позволить установить на велосипед дисковый тормоз.
А если велосипед относится к бюджетным моделям, покупаемым для непродолжительных велопрогулок, то ободные тормоза – это то, что вас вполне устроит по всем показателям.
И уж совсем в заключение – банальный, но всегда актуальный совет: