Дислексия что это такое признаки симптомы причины

Дислексия у детей: виды, симптомы, диагностика и лечение

Что такое дислексия

Дислексия у детей – это расстройство навыков чтения, которое вызвано недостаточным развитием (либо распадом) психических функций, ответственных за процесс чтения. Причину возникновения данного заболевания связывают с неврологическими расстройствами генетической природы. Человек, страдающий дислексией, затрудняется овладеть навыками чтения и письма. Чаще всего ребенку сложно распознавать отдельные знаки и символы, в результате чего смысл слов, словосочетаний и предложений искажается, либо не устанавливается.

Распространенность серьезного нарушения чтения среди детей в России составляет порядка 10%. При этом у детей в англоязычных странах этот показатель выше – 17-20%. Если проблема выявлена в раннем возрасте, то правильная коррекция поможет нивелировать ее до уровня, который позволяет нормально жить и обучаться.

Дислексия может наблюдаться отдельно, но чаще всего она сопутствует другому расстройству – дисграфии (нарушение письменной речи). В МКБ-10 дислексии присвоен код R48.0. Согласно классификатору, это нарушение делится, собственно, на саму дислексию (частичное расстройство навыка) и алексию (полная утрата или невозможность овладения навыком).

Основные виды дислексии

По основным проявлениям различается литеральная (связана с проблемами усвоения отдельных букв) и вербальная (связана с проблемами прочтения слов) дислексия.

В зависимости от нарушенных механизмов, выделяются следующие формы расстройства чтения:

Фонематическая, аграмматическая и семантическая формы дислексии связаны с недостаточной сформированностью речевых функций, а мнестическая, тактильная и оптическая – с несформированностью психических функций.

Одна из наиболее популярных в мире классификаций дислексии принадлежит Саре Борель-Мезони. Она построена по принципу учета патогенеза детей с дислексией.

Источник

Дислексия

Дислексия что это такое признаки симптомы причины. Смотреть фото Дислексия что это такое признаки симптомы причины. Смотреть картинку Дислексия что это такое признаки симптомы причины. Картинка про Дислексия что это такое признаки симптомы причины. Фото Дислексия что это такое признаки симптомы причины

Общие сведения

Дислексия, что это такое и что это за болезнь?

Дислексия (лат. Dyslexia) представляет собой специфическое частичное нарушение процесса чтения у детей/взрослых и является одной из форм недоразвития письменной речи, которая проявляется стойкими, типичными, повторяющимися ошибками при нормальном интеллектуальном уровне развития, и отсутствия каких-либо нарушений со стороны слухового/зрительного анализаторов (Википедия). Проявляется на уровне единичного слова/предложения и выражается наличием серьезных трудностей при прочтении (опознании) напечатанного слова или при написании (воспроизведении) услышанного слова в виде побуквенного чтения, смешения/замены звуков, аграмматизмов, искажения структуры слогов слова, нарушение осмысления прочитанного. Такие дети испытывают трудности с овладением навыков правописания, словопроизношения и письменного изложения мысли.

Дети с дислексией неспособны достигать уровня развития навыков чтения/письма и орфографии, пропорционального их интеллектуальному уровню развития (умственным способностям). Дислексию часто сопровождают такие виды расстройств как дисграфия (расстройство процесса письма) и дискалькулия (неспособности к пониманию/изучению арифметических операций). Однако, применительно к школьникам младших классов дислексия и дисграфия должна определяться не как расстройство, а скорее, как трудность овладения процессом письменной речи.

Следует понимать, что дислексия — это частичное расстройство навыка, в то время как невозможность овладения навыком/полная утрата уже сформированного навыка чтения обозначается термином «алексия». Как правило, алексия обусловлена повреждением какого-либо участка коры головного мозга вследствие черепно-мозговой травмы/инсульта. Алексия редко бывает самостоятельным проявлением и как правило, сочетается с нарушениями письма (аграфия) и речи (афазии). Также следует понимать, что дислексия, также как дисграфия и дискалькулия — это не психическое заболевание. Дислексия по своей патологии относится к нейробиологическим расстройствам, в основе которой лежат как наследственные, так и средовые повреждающие структуры мозга факторы, а основными методами лечения являются логопедическое/педагогическое вмешательство.

Известно, что чтение/письмо в филоонтогенезе относятся к новым функциям высшей психической деятельности, которые осваиваются индивидом в процессе специального обучения. В процессе обучения ведущая роль отводится наиболее поздно сформированным отделам коры головного мозга, преимущественно теменно-затылочно-височной области левого полушария. Реализация этих функций возможна лишь при тесном взаимодействии слухового/зрительного/двигательного анализаторов и при достаточном развитии и возможности выполнения сложных произвольных действий (координация при письме движения глаз и руки, движения глазного яблока по строкам текста).

Нарушение проявляется/диагностируется в детском возрасте ориентировочно в 1-3-х классах школы, когда у ребенка выявляются нетипичные затруднения при овладении навыком чтения, которые другими расстройствами развития (умственной отсталостью) и неадекватной школьной подготовкой объяснить нельзя.

Точные показатели встречаемости дислексии не установлены. По литературным данным у детей школьного возраста с нормальным интеллектом распространенность дислексии варьируют в пределах 5–20%. Частота встречаемости дислексии у мальчиков и девочек различается и составляет 4:1. Как показали исследования у около 50% детей дети с дислексией после 1–1,5 лет школьного обучения навыки чтения крайне слабые или вообще отсутствуют, что проявляется незнанием алфавита, отдельных букв, медленным слоговым чтением, побуквенным чтением лишь очень знакомых/коротких слов и непониманием смысла прочитанного.

Результатами дислексии являются низкая успеваемость в школе, снижение ребенком самооценки, формирование боязни (фобии) чтения и в целом «фобии обучения», нарушение процесса социализации. Трудности в освоении чтения/письма сопровождаются отрицательным влиянием на процесс формирования личности ребенка, формируя такие черты, как замкнутость, неуверенность, тревожность, а при неадекватном отношении к трудностям у ребенка со стороны окружения (родителей, одноклассников, педагогов), обвиняющих ребенка в лени, непослушании, нежелании учиться, медлительности часто развиваются невротические состояния (депрессия, оппозиционное/агрессивное поведение и др.).

Дислексия у взрослых в подавляющем большинстве случаев является отсутствием/неэффективностью лечения дислексии у детей. То есть, дети дислексию не «перерастают»! Установлено, что у 70-78% школьников с подтвержденным диагнозом дислексия ее проявления сохраняются и у взрослого состояния. Без адекватного/своевременного лечения дислексии она может приобретать длительный, хронический характер. Реже дислексия у взрослых является приобретенной, как результат инсульта/черепно-мозговой травмы.

Несмотря на различные отрицательные проявления и последствия дислексия/дисграфия не делает человека инвалидом и не ставит на развитии ребенка/его будущем «крест». Более того, дислексики зачастую одарены в различных других сферах жизнедеятельности, проявляют способности к образному, нешаблонному и творческому мышлению, о чем свидетельствуют жизненные истории многих выдающихся людей с проявлениями дислексии/дисграфии: Ганс Христиан Андерсен, Уолт Дисней, Генри Форд, Альберт Эйнштейн, Том Круз, Мерлин Монро, Дастин Хоффман и многие другие.

Патогенез

Дислексию в соответствии с современными представлениями принято рассматривать как нейробиологическое расстройство, в основе которого лежат нарушения функций/недоразвитие отдельных участков коры головного мозга, преимущественно левой височно-теменной области, которая отвечает за декодирование/звукобуквенный анализ и левой височно-затылочной области, отвечающий за процесс автоматизированного распознавание читаемых слов. То есть, у лиц с дислексией во время чтения информация обрабатывается в других областях головного мозга через альтернативные приспособительные механизмы.

В формировании дислексии выделяют несколько механизмов:

Классификация

В основу классификации положены нарушения тех или иных механизмов чтения, в соответствии с чем выделяют несколько форм дислексии:

При этом, фонематическая/семантическая/аграмматическая формы дислексии обусловлены недостаточно сформированными речевыми функциями, в то время как в основе мнестической/оптической/тактильной форм лежит несформированность функций психики.

Причины

Этиология дислексии является многофакторной, связанной с генной наследственностью и факторами риска окружающей среды. Среди многообразия причин развития дислексии выделяют:

Ниже схематически обобщены основные причины развития дислексии.

Дислексия что это такое признаки симптомы причины. Смотреть фото Дислексия что это такое признаки симптомы причины. Смотреть картинку Дислексия что это такое признаки симптомы причины. Картинка про Дислексия что это такое признаки симптомы причины. Фото Дислексия что это такое признаки симптомы причины

Симптомы

Симптомы дислексии у детей могут варьировать в широких пределах в зависимости от вида дислексии, возраста и характеристик психики ребенка. Помимо специфических симптомов для каждой формы дислексии есть и общая симптоматика, встречающаяся у большинства детей.

Основные признаки включают: слаборазвитый навык чтения, не запоминание букв, дефекты звукопроизношения, неточность употребления/понимания слов, бедность словарного запаса, искажения звуко-слоговой структуры речи/письма (изменение последовательности букв/слогов, побуквенное/послоговое чтение, пропуск слов, несвязность, отсутствием развернутых предложений), нарушение понимания читаемого текста, несогласованность частей речи в падеже, числе и роде, затруднение воспроизведения ряда 3-5 звуков/слов.

Дислексия у детей часто сопровождается сопутствующими признаками, такими как:

Симптомы дислексии у взрослых практически аналогичны. При этом взрослые достаточно успешно «маскируют» характерную для дислексии симптоматику. Как правило, дислексия у взрослых сопровождается психологическим трудностям в виде эмоциональной нестабильности, психологического дискомфорта; рассеянности и склонности к мечтательности, трудностей концентрации на одной проблеме, склонности к быстрой потере интереса, стремлению уйти от действительности, неуверенности в себе, страха совершить ошибки, высокого уровня тревожности.

Анализы и диагностика

Диагностика дислексии базируется на данных анамнеза и логопедического обследования, включающего характеристики уровня чтения, письма и сформированности устной речи, проведение онлайн теста на дислексию: «Рядоговорение», «Кулак – ребро – ладонь», «Ритмы», «Повторение цифр» и др. Сбор анамнеза предполагает беседу с ребенком/родителями, выяснение наличия осложнений беременности/болезней матери в этот период, чем переболел ребенок, выявление особенностей формирования речи, оценка успеваемости ребенка в школе и др.

Логопедическое обследование включает:

Лечение дислексии

Дислексия у детей является не только причиной, вызывающей трудности в обучении. одновременно у детей с этими нарушениями наблюдаются эмоциональные расстройства, синдром дефицита внимания, гиперактивность, поэтому подход к лечению должен быть комплексным.

Лечение дислексии у детей

Оно заключается в своевременной логопедической работе, которой отводится основная роль, а также психотерапии. Эти направления работы с ребенком повышают его самооценку, предупреждают невротизацию и позволяют улучшить успеваемость. При этом важно создать мотивацию к занятиям и не допускать принуждения.
Существует много методов занятий с такими детьми, один из них — метод Дейвиса. Американский скульптор Рональд Д. Дейвис, страдавший дислексией, разработал систему, которую изложил в книге. Им организована Международная Ассоциация коррекции дислексии, которая организует семинары для медиков и педагогов по всему миру. Во странах есть филиалы, работающие по этой методике.

В книге «Дар дислексии» Рональда Д. Дейвиса описан метод поэтапной коррекции. Дети, страдающие дислексией, думают «образами» или «картинками» и сталкиваясь с незнакомыми словами (например, предлоги, местоимения), для которых у них нет «картинок», впадают в состояние дезориентации — они не узнают слов, не могут читать или не понимают смысл прочитанного. Дейвис разработал рекомендации, как устранять или выключать дезориентацию. Его метод разработан для тактильной формы дислексии — ребенок тактильно учится воспринимать предметы и параллельно развивает пространственное представление. Методика Дейвиса включает следующие этапы:

Методика «Освоение алфавита» — это вылепливание букв из пластилина. При этом буквы перестают быть условными для ребенка. Он лепит, произносит название букв и вкладывает в это смысл. Для освоения символов ребенок лепит объект, который для него представляет значение слова. При этом им создается устойчивый мысленный образ и длительно сохраняется в памяти орфография и значение печатного слова. Так создается определенный запас «видимых» слов — он узнает их, понимает, поэтому не происходит дезориентации.

Есть много других методик (Чиркиной Г. В., Корнева А. Н., Егорова Т. Г.), по которым проводятся занятия в России. При данной патологии нарушается обработка символов, которые видит ребенок. Многие методики усиливают активность зрительной коры мозга. При всех формах дислексии формируют графический образ буквы.
Логопедическая коррекция предусматривает работу над всеми сторонами речи, которые нарушены у ребенка. Программа реабилитации разрабатывается индивидуально.

Дислексия что это такое признаки симптомы причины. Смотреть фото Дислексия что это такое признаки симптомы причины. Смотреть картинку Дислексия что это такое признаки симптомы причины. Картинка про Дислексия что это такое признаки симптомы причины. Фото Дислексия что это такое признаки симптомы причины

Коррекция дислексии проводится в зависимости от ее формы, а для этого с ребенком должен поработать логопед.

Упражнения для коррекции дислексии у младших школьников построены в виде игры, чтобы ребенок с интересом занимался. Обычно это нахождение на карточках однокоренных слов, поиск слов по начальному звуку, поиск карточки с определенным словом, которое скажет преподаватель. Различные упражнения можно найти в интернете, но порекомендовать их должен логопед, который определяет специфику упражнений на основании конкретного случая (формы дислексии).

Дислексия что это такое признаки симптомы причины. Смотреть фото Дислексия что это такое признаки симптомы причины. Смотреть картинку Дислексия что это такое признаки симптомы причины. Картинка про Дислексия что это такое признаки симптомы причины. Фото Дислексия что это такое признаки симптомы причины

Навык чтения у детей вырабатывается поэтапно. Егоров Т. Г. выделяет несколько этапов при обучении чтению:

Параллельно занятиям с логопедом, дома родители должны продолжать эти занятия и всесторонне поддерживать ребенка:

Медикаментозное лечение

Фармакотерапия имеет вспомогательное значение и направлена на стимуляцию психических функций и возможностей мозга. В лечении в зависимости от ситуации применяются нейролептики, седативные средства, антидепрессанты. Особая роль отводится ноотропным препаратам.

Назначение ноотропных препаратов (Пирацетам, Ноотропил) и препаратов гамма-аминомасляной кислоты (Пикамилон, Фенибут, Пантогам) стимулирует обмен в нейронах и способствует развитию новых межнейрональных связей. Ангиопротекторы (Инстенон и Актовегин) способствуют улучшению микроциркуляции мозга.

Источник

Дислексия: причины, виды и их признаки, как лечить

Дислексия что это такое признаки симптомы причины. Смотреть фото Дислексия что это такое признаки симптомы причины. Смотреть картинку Дислексия что это такое признаки симптомы причины. Картинка про Дислексия что это такое признаки симптомы причины. Фото Дислексия что это такое признаки симптомы причины

Дислексия – затруднение в овладении письмом и чтением при сохранении общей способности обучаться. При ней ребенок неправильно распознает буквы, поэтому нарушается восприятие прочитанного.

Дислексия что это такое признаки симптомы причины. Смотреть фото Дислексия что это такое признаки симптомы причины. Смотреть картинку Дислексия что это такое признаки симптомы причины. Картинка про Дислексия что это такое признаки симптомы причины. Фото Дислексия что это такое признаки симптомы причины

Выявление дислексии

Причинами дислексии называют нейробиологические факторы, при которых участок мозга ответственный за чтение, менее активен. Поэтому при диагностике проводится медицинское обследование с помощью МРТ и позитронно-эмиссионной томографии. Привести к заболеванию могут как наследственные факторы и нарушения в протекании беременности и родах, так и травмы и тяжелые инфекционные заболевания. Также причиной может стать педагогическая запущенность, если ребенку мало уделяется внимания в семье и в школе, существует неблагополучное окружение.

Основными симптомами дислексии считается отставание ребенка от сверстников при чтении и письме. Может наблюдаться задержка в развитии, дезорганизация, трудности восприятия и усваивания информации, непонимание прочитанного, нарушения координации, гиперактивность.

При всем этом интеллект ребенка развит по годам, наблюдаются постоянные ошибки при письме и чтении, плохая память, сложности в определении верха и низа, сторон.

Диагностика дислексии

Диагностикой дислексии занимается логопед на основании обращения родителей или направления от педиатра или школы. Работа начинается с выявления нарушений при беременности и родах, собирается информация о ранних годах ребенка – болезнях и развитии. Ребенок обязательно обследуется с помощью МРТ, проводится серия тестов для выяснения, насколько сформированы навыки чтения, письма и речи, как развит артикуляционный аппарат и моторика. Практикуется диктант, описание по картинке, устные и письменные пересказы.

Лечение и коррекция дислексии в логопедическом центре в Москве

К сожалению, полное излечение происходит не во всех случаях, но при проведении коррекционной работы по дислекции со школьниками наблюдается значительное развитие функциональных навыков чтения. Коррекция помогает осваивать школьную программу наравне с одноклассниками.

Дислексия что это такое признаки симптомы причины. Смотреть фото Дислексия что это такое признаки симптомы причины. Смотреть картинку Дислексия что это такое признаки симптомы причины. Картинка про Дислексия что это такое признаки симптомы причины. Фото Дислексия что это такое признаки симптомы причины

Программа по коррекции дислексии подбирается индивидуально. Осуществляется обучение чтению с помощью специального типа фонетических методов, к примеру, ребенок учится читать слова и выражения в целом, или вначале читать буквы, складывать их в слоги, затем в слова и предложения.

Источник

Дислексия что это такое признаки симптомы причины

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Дислексия что это такое признаки симптомы причины. Смотреть фото Дислексия что это такое признаки симптомы причины. Смотреть картинку Дислексия что это такое признаки симптомы причины. Картинка про Дислексия что это такое признаки симптомы причины. Фото Дислексия что это такое признаки симптомы причины

Аннотация: При дислексии ребенок неправильно распознает различные знаки и символы, вследствие чего и в понимании смысла прочитанного появляются сложности.

Статья:

Вам, наверное, приходилось слышать о том, что есть дети, читающие задом наперед, искажающие структуру слов, смешивающие или заменяющие какие-то звуки при произношении на похожие. Возможно, вы знакомы с этими явлениями не понаслышке, и они касаются вашего собственного ребенка. Как бы то ни было, имеет смысл разобраться: опасны ли подобные отклонения, почему они возникают и как можно их устранить. Начать же стоит с определения термина «дислексия», объединяющего все описанное.

Что такое дислексия

Дислексия – это частичное расстройство навыков чтения, которое вызвано распадом или недостаточной сформированностью психических функций, принимающих участие в процессе чтения. При дислексии ребенок неправильно распознает различные знаки и символы, вследствие чего и в понимании смысла прочитанного появляются сложности. В большинстве случаев этому нарушению подвержены дети, но встречается оно и у взрослых, недугу которых в детстве не было уделено должного внимания.

История дислексии

Понятие «дислексия» было введено в 1887 г. немецким медиком и офтальмологом Рудольфом Берлином. Тогда он работал с мальчиком, испытывавшим трудности в обучении письму и чтению, несмотря на нормальный интеллект и физическое развитие. В 1896 г. в «Британском медицинском журнале» была опубликована статья уже другого специалиста, терапевта В. Прингла Моргана, «Врожденная словесная слепота», где описывалось уникальное психологическое расстройство, влияющее на способность обучаться чтению. В этой статье был представлен еще один случай, аналогичный случаю Берлина.

В 1925 г. изучать данный феномен начал невропатолог Самюель Т. Ортон. Он заметил, что трудности с чтением никак не связаны с нарушением зрения, и вызваны, скорее всего, асимметрией полушарий головного мозга. Однако эта теория отвергалась множеством ученых, считавших, что главная причина отклонения – это проблемы с визуальным восприятием информации. И, наконец, в 1970-е годы появилась теория, согласно которой дислексия – это результат дефектов метафонологического или фонологического развития. Именно эта теория имеет сегодня большое количество сторонников.

Причины дислексии

Одними из самых достоверных методов исследования дислексии являются методы нейровизуализации, такие как МРТ (магниторезонансная томография), ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография) и т.п. С помощью них ученым удалось доказать, что отклонения вызывают нейробиологические причины. Так, у людей с дислексией менее активна зона задней части левой средней височной извилины. Кроме того, у них наблюдаются отличия от нормы в структуре мозговой ткани – в зоне задней части средней височной извилины слева имеются участки пониженной плотности.

Вместе с этими нейробиологическими факторами, продуцирующими развитие дислексии, специалисты выделяют и другие:

Не менее важными считаются и социальные факторы, например, чрезмерные обучающие нагрузки или педагогическая запущенность, неблагополучное окружение, дефицит общения, синдром изоляции, выражающийся в полной потере речи и параличе (с одновременным сохранением чувствительности и сознания). Наравне с причинами, не менее разнообразны и проявления (симптомы) дислексии.

Симптомы дислексии

Проявления дислексии весьма разнообразны, и зачастую зависят от возраста человека, страдающего этим недугом. Чтобы было легче разобраться, симптоматика разделена на несколько подгрупп. Давайте их рассмотрим.

Самые первые симптомы дислексии (вне зависимости от возраста, эта категория симптомов очень важна, т.к. указывает на то, что процесс развития отклонения запущен; если вы заметили пять и более из этих признаков, рекомендуем не тянуть с консультацией со специалистом):

Симптомы дислексии в дошкольном возрасте:

Симптомы дислексии в младшем школьном возрасте:

Симптомы дислексии в среднем школьном возрасте:

Симптомы дислексии в старшем школьном возрасте:

Симптомы дислексии во взрослом возрасте:

Кстати, чтобы быстро распознать развитие дислексии у ребенка, советуем посмотреть видео «Как понять, что у ребенка дислексия». В случае если вы заметили у своего ребенка ярко выраженные вышеназванные признаки, стоит незамедлительно обратиться к специалисту, который обладает всем необходимым инструментарием для профессиональной диагностики отклонения.

Диагностика дислексии

Первым шагом в диагностике дислексии должно стать посещение детского педиатра. Рассмотрев все признаки и сделав вывод о необходимости лечения, он направит ребенка к логопеду, который и будет проводить с ним основную работу.

В большинстве случаев логопеды начинают собирать подробный анамнез (всю необходимую информацию о протекании заболевания). Скорее всего, понадобится рассказать, как протекала беременность, есть ли генетическая предрасположенность к подобным недугам, имеются ли у ребенка врожденные заболевания, как проходило развитие ребенка в первые годы жизни.

Собрав все данные, логопед выяснит, насколько сформированы навыки чтения, письма и речи у ребенка, каковы особенности формирования этих навыков, как развит артикуляционный аппарат и каково развитие моторики. Если ребенок уже ходит в школу, врач выяснит, какова его успеваемость по литературе и русскому языку.

Кроме того, специалист может провести несколько специализированных тестов, например, письмо на слух, переписывание текста и зачитывание вслух. Если отклонения будут обнаружены, логопед определит характерные черты недуга и установит его вид.

Виды дислексии

Несмотря на яркую симптоматику дислексии, ее развитие вовсе не предполагает наличие всех проявлений. Симптомы всегда будут зависеть от вида дислексии. Всего специалисты выделяют шесть видов нарушения:

Любой из видов дислексии требует внимания родителей и специалистов, однако подобные проблемы с произношением и письмом не следует считать признаком отставания в развитии. Невзирая на такие недостатки, большинство людей-дислектиков развиваются вполне нормально, часто обладают талантами и даже могут быть гениями.

Так, дислексией в свое время страдали такие личности как поэт Владимир Маяковский, актеры Киану Ривз и Кира Найтли, режиссер и актер Квентин Тарантино, певица Шер, легендарная актриса, певица и модель Мэрилин Монро, изобретатель, инженер и художник Леонардо да Винчи, художник и режиссер Уолт Дисней и другие.

К тому же, если обратиться к фактам, можно узнать, что дислектики обладают широким кругозором и пытливым умом, отличным воображением и развитой интуицией; способны рассматривать и оценивать совершенно обычные вещи с разных сторон. Но, конечно же, было бы ошибкой считать, что причиной этим качествам служит дислексия.

Коррекция и лечение дислексии

Любопытен тот факт, что дислексия способна оставаться проблемой в течение всей жизни человека. Но и случаи развития функциональных навыков чтения имеют место, хотя некоторые дислектики так никогда и не достигают необходимого уровня грамотности. Что же касается лечения, то оно состоит в корректировке учебного процесса ребенка, и включает в себя прямое и непрямое обучение распознаванию слов вместе с навыками выделения компонентов слов.

Прямое обучение основано на специализированных фонематических методах, применяемых отдельно от обычного обучения чтению. А непрямое обучение подразумевает внедрение в обучающие программы по чтению особых фонетических методик.

Иногда используются подходы, в которых дислектики обучаются чтению целыми словами и выражениями, а также подходы, основанные на иерархии овладения навыками, начиная со звуковых единиц и заканчивая словами и предложениями. В дополнение специалисты применяют такие подходы, где происходит одновременное воздействие на разные органы чувств. В большинстве случаев детей-дислектиков обучают работе с компьютером для помощи в выделении слов и улучшения восприятия материала при чтении.

Традиционно для коррекции дислексии принято применять логопедические программы. Они рассчитаны на исправление всего комплекса патологий речи и неречевых процессов. Конкретный же метод зависит от того, с каким видом отклонения специалисту приходится иметь дело:

Есть также и другие способы лечения дислексии (оптометрический тренинг и т.д.) и даже медикаментозное лечение. Но их эффективность остается под вопросом, а потому применять их не рекомендуется. Здесь же отметим, что если логопед проводит работу с дислектиком-взрослым, занятия будут носить расширенный характер, но механизмы лечения и коррекции не будут отличаться от тех, что применяются при работе с детьми.

Профилактика дислексии

От того, предпринимаются ли меры по профилактике дислексии, зависит многое: это и успехи ребенка в обучении, и уровень его самооценки, и отношения со сверстниками и педагогами, и уровень притязаний, и результаты в достижении целей. Поэтому в случае обнаружения недостатков в устной и письменной речи необходимо начинать работать с ними как можно раньше.

Профилактика дислексии должна начинаться еще в дошкольном возрасте. Она включает в себя развитие у ребенка зрительно-пространственной функции, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, мелкой моторики. Не менее важно прорабатывать звукопроизношение и формировать правильный лексико-грамматический строй речи.

Для снижения вероятности развития у ребенка дислексии, дисграфии, заикания и прочих проблем речи и письма нужно уже в раннем возрасте начинать заниматься с детьми специальными упражнениями, нацеленными на освоение правильной речи и грамотного письма. Лучше всего выполнить эту задачу помогают развивающие игры.

Игры – это лучшее средство для умственного развития детей, плюс они способствуют мышлению, анализу и ориентированию. На начальных этапах рекомендуется демонстрировать как можно больше визуальных образов – слова, буквы, животных, предметы. В детском возрасте лучше всего воспринимается именно визуальная информация. В процессе она откладывается в памяти, отчего риск появления дислексии сводится к минимуму.

Упражнения для профилактики и коррекции дислексии

Предлагаемые ниже упражнения развивают зрительное внимание, восприятие и память, обогащают словарный запас и улучшают навык чтения:

Проявив немного фантазии, вы можете придумать немало и своих собственных упражнений и игр, проводить время за которыми будет приятно и полезно. Мы же подведем итог нашей статье.

Следует помнить, что дислексися может отрицательно сказаться на развитии ребенка, его успехах и жизненных результатах. А устраняя дислексию, важно понимать, что это не изолированное нарушение. Механизмы, которые ее вызывают, затрагивают как устную, так и письменную речь. Так что преодолевать этот недуг необходимо комплексно, воздействуя на весь спектр речевых и психических нарушений. Работу по коррекции дислексии лучше доверить психологам, педагогам и логопедам, не забывая при этом и о домашних занятиях.

Подбирая задания, нужно брать в расчет несколько принципов: усложняться они должны поэтапно, упражнений должно быть много, временные связи, вырабатываемые у дислексика, должны закрепляться и доводиться до автоматизма, все предлагаемые задачи должны быть понятны, доступны и конкретны. И еще кое-что: никогда не воспринимайте дислексию, как ущербность, ведь это совсем не так. Люди-дислексики – это личности с нестандартным мышлением, способные креативно подходить к поиску решений самых разных проблем. В доказательство этому советуем вам почитать книгу «Дар дислексии» Рональда Дейвиса.

Желаем вам успехов и крепкого здоровья, а также понимания того, что нет непреодолимых преград, а уникальность человека может выражаться в самых разных формах!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *