Дислексия плода что такое

Дислексия: причины, виды и их признаки, как лечить

Дислексия плода что такое. Смотреть фото Дислексия плода что такое. Смотреть картинку Дислексия плода что такое. Картинка про Дислексия плода что такое. Фото Дислексия плода что такое

Дислексия – затруднение в овладении письмом и чтением при сохранении общей способности обучаться. При ней ребенок неправильно распознает буквы, поэтому нарушается восприятие прочитанного.

Дислексия плода что такое. Смотреть фото Дислексия плода что такое. Смотреть картинку Дислексия плода что такое. Картинка про Дислексия плода что такое. Фото Дислексия плода что такое

Выявление дислексии

Причинами дислексии называют нейробиологические факторы, при которых участок мозга ответственный за чтение, менее активен. Поэтому при диагностике проводится медицинское обследование с помощью МРТ и позитронно-эмиссионной томографии. Привести к заболеванию могут как наследственные факторы и нарушения в протекании беременности и родах, так и травмы и тяжелые инфекционные заболевания. Также причиной может стать педагогическая запущенность, если ребенку мало уделяется внимания в семье и в школе, существует неблагополучное окружение.

Основными симптомами дислексии считается отставание ребенка от сверстников при чтении и письме. Может наблюдаться задержка в развитии, дезорганизация, трудности восприятия и усваивания информации, непонимание прочитанного, нарушения координации, гиперактивность.

При всем этом интеллект ребенка развит по годам, наблюдаются постоянные ошибки при письме и чтении, плохая память, сложности в определении верха и низа, сторон.

Диагностика дислексии

Диагностикой дислексии занимается логопед на основании обращения родителей или направления от педиатра или школы. Работа начинается с выявления нарушений при беременности и родах, собирается информация о ранних годах ребенка – болезнях и развитии. Ребенок обязательно обследуется с помощью МРТ, проводится серия тестов для выяснения, насколько сформированы навыки чтения, письма и речи, как развит артикуляционный аппарат и моторика. Практикуется диктант, описание по картинке, устные и письменные пересказы.

Лечение и коррекция дислексии в логопедическом центре в Москве

К сожалению, полное излечение происходит не во всех случаях, но при проведении коррекционной работы по дислекции со школьниками наблюдается значительное развитие функциональных навыков чтения. Коррекция помогает осваивать школьную программу наравне с одноклассниками.

Дислексия плода что такое. Смотреть фото Дислексия плода что такое. Смотреть картинку Дислексия плода что такое. Картинка про Дислексия плода что такое. Фото Дислексия плода что такое

Программа по коррекции дислексии подбирается индивидуально. Осуществляется обучение чтению с помощью специального типа фонетических методов, к примеру, ребенок учится читать слова и выражения в целом, или вначале читать буквы, складывать их в слоги, затем в слова и предложения.

Источник

Дислексия у детей: прогноз и профилактика

Существуют ли ранние характерные предвестники, по которым можно спрогнозировать развитие у ребенка впоследствии дислексии? Какова роль наследственности? И можно ли что-то сделать заранее – до того как ребенок начнет учиться читать? Первые результаты длительной исследовательской программы обнадеживают.

К счастью, ушли в прошлое времена, когда детей с дислексией считали недалекими или ленивыми. Стыдно должно быть тому, кто еще продолжает так думать. Длительное мультидисциплинарное научное исследование неопровержимо доказало ошибочность старых представлений. Отличия в головном мозге выявлены уже у младенцев, да и в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста нередко отмечаются отклонения, если у одного из родителей имеется дислексия. Таковы некоторые выводы десятилетней Голландской программы исследования дислексии, в которой участвовали Неймегенский, Гронингенский и Амстердамский университеты. Это одно из крупнейших в мире исследований дислексии.

Самая большая часть исследования была посвящена развитию детей самого младшего возраста. Ученые изучали мозг младенцев, еще не начавших говорить, у которых хотя бы у одного из родителей была дислексия. Они искали особенности, которые могли в будущем обусловливать развитие дислексии. На практике это означало, что детей в течение длительного периода времени отслеживали в одном из центров-участников исследовательской программы.

Признание

Лингвист Evelien Krikhaar рассказывает, что в Гронингене родители, которые испытали в детстве трудности с обучением, демонстрируют огромную мотивацию к сотрудничеству.

Это важно, потому что исследование довольно интенсивное. В лабораториях Амстердама, Гронингена и Неймегена на каждого ребенка было выполнено 9 исследований головного мозга – последнее исследование проводилось, когда ребенку был 41 месяц. На головку ребенка надевалось нечто наподобие резиновой шапочки для плавания, в которую было вмонтировано большое количество электродов, позволяющих измерить электрическую активность головного мозга. Исходя из того, что детям с дислексией трудно разграничивать звуки, младенец слышал слово »бак», которое время от времени перемежалось со словом »дак». Головной мозг младенцев контрольной группы – без наследственного риска дислексии – уже в двухмесячном возрасте давал »реакцию несоответствия», т.е. был в состоянии неосознанно отмечать разницу. Младенцы из группы риска – из семей, в которых минимум один родитель был с дислексией – показывали достоверно сниженную или замедленную реакцию несоответствия. »Поразительный результат,» – считает Krikhaar. »Интересно, что видны различия между группами детей, когда их мозг продолжает развиваться».

Речевое развитие

Исследовалось также речевое развитие детей, начиная с возраста 17 месяцев. Оказалось, что у детей из группы риска было замедленное речевое развитие. Удивили исследователей результаты спряжения глаголов. Оказалось, что дети из группы риска употребляли в тесте правильную форму, а дети из контрольной группы – неправильную. Теперь также научно доказано, что дети с риском развития дислексии не глупее других детей. Исследователи использовали тест на проверку интеллекта, разработанный когда-то для обследования глухих детей младшего возраста. Krikhaar: »Замечательный, красивый тест. И по нему обе группы показали одинаковый результат».

Хотя программа продолжается уже десять лет, окончательные результаты ожидаются не раньше 2012 года. Это связано с тем, что в начале программы два с половиной года ушло на то, чтобы набрать достаточное количество участников: 180 детей с наследственным риском дислексии и контрольную группу из 120 детей без подобного риска. Много времени ушло на поиск желающих участвовать в исследовании среди беременных женщин и скоростное тестирование взрослых на наличие дислексии специально разработанным тестом. Окончательные результаты будут получены после тестирования детей на дислексию в возрасте 9 лет.

Наследственность

В поисках ранних предвестников дислексии важную роль играют исследования наследственности. В Неймегене д-р Barbara Franke занята изучением генетических истоков дислексии. На материале трех больших семей, в которых много людей страдает дислексией, она исследовала генетические причины этого состояния. Franke: »В одной из трех обследованных семей действительно удалось обнаружить место на Х-хромосоме, в котором может располагаться ген дислексии». Franke делает ударение на этой конкретной семье. »Гена дислексии не существует. Мы думаем, что чаще всего мы имеем дело с накоплением малых генетических дефектов».

Профилактика

Третьим крупным направлением научного исследования, начатого в 2002, является изучение эффективности превентивных интервенций.

В конце второго года обучения (6 лет), оказалось, что дети во всех проектах показывали лучшие результаты в письме и фонетике, чем контрольная группа, которая не получала подобной поддержки. Проблемы сохранялись лишь со скоростью называния слов.

»К сожалению, этот эффект сохранялся на протяжении многих лет, » – отмечает проф. ортопедагогики Амстердамского университета Aryan van der Leij. »Мы были удивлены, что весь этот дополнительный багаж не помогал, когда ребенок действительно начинал учиться читать».

Это была не единственная неожиданность. Исследования головного мозга этой группы детей показывают, что мозг детей из группы риска (один из родителей страдает дислексией), у которых не развилась дислексия, все-таки отличается от »нормального» мозга. Van der Leij: »Эта группа занимает своего рода промежуточную позицию, и то очень знаменательно». Другой важный результат заключается в том, что дети из группы риска в 3-ем классе справлялись с заданиями достаточно хорошо, но к концу 4-го класса минимум 31% показывали худшие показатели по чтению, а в середине 5-го класса – 42%. Van der Leij: »Это значит, что в области языка проблемы чтения проявляются позже. По мере ускорения темпа чтения эти дети выпадают». На основании полученных результатов Van der Leij считает, что вмешательство должно осуществляться на 3-м и 4-м году обучения (т.е. в возрасте 6-7 лет).

Самый интригующий вопрос всего исследования заключается в том, как ребенок с риском дислексии будет развиваться дальше. Почему у одного проявляется дислексия, а у другого – нет? »Складывается впечатление, что в головном мозге есть определенный компенсаторный механизм, » – говорит профессор Natasha Maurits, председатель Группы по изучению дислексии. »Это следует изучать дальше».

Иллюстрация: семья с дислексией

Когда я ходил в школу, еще не было таких названий, как дислексия, высокоодаренный ребенок, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Тебя просто считали нерадивым и несобранным учеником. Теперь, оглядываясь назад, я расцениваю свою начальную школу как занятие крайне неприятное. У меня никогда не было уверенности в том, что я делал задания правильно. Мои тексты были ужасными, и в них было полно ошибок. У меня было ощущение, что я не могу с этим справиться, и я часто чувствовал себя некомпетентным.

Дислексия – это устойчивое ограничение, его невозможно исправить. Но есть и свои положительные стороны. Так как я не очень хорошо пишу, у меня идет компенсация за счет вербальных возможностей. Я всегда отличался хорошими устными выступлениями и презентациями. А что касается чтения, то я »дополняющий читатель», т.е. я выбираю из текста слова, которые узнаю, а потом заполняю пробелы. Я очень быстро схватываю суть текста и легко устанавливаю связи внутри него. Когда я учился, многие мои сокурсники тратили много времени, чтобы освоить тему, а мне было достаточно полслова».

»Огромной помощью для меня стала проверка орфографии на компьютере. Теперь я сам могу быстро устранить описки, и моя неуверенность исчезла. В дни моей учебы было по-другому. Тогда я написал дипломную работу с помощью жены. На пишущей машинке.

Моей супруге мои проблемы кажутся незначительными. Она говорит на шести языках и много читает. Она всегда говорила мне, что я пишу слишком кратко и сжато, а она чересчур много внимания уделяет красиво структурированным предложениям. В конечном итоге, именно она помогла мне научиться лучше писать: я должен был записывать так, как говорил. Спряжения глаголов и согласование времен для меня ничего не значат, но если я могу записать свою речь, то проблем не возникает. Я даже получаю комплименты, что пишу так понятно и доступно для ученого. Я публикуюсь на английском и нидерландском языках, делаю окончательную редакцию текстов, много читаю. Надо принять, что ты никогда не будешь читать и писать, как это делают другие, но у тебя будет свой собственный стиль. В этом есть свои недостатки, но и свои преимущества…

»С другой стороны, когда мы услышали, что у сына дислексия, мы вздохнули с облегчением. Знаете, неприятно думать, что твой ребенок – нерадивый и ленивый ученик, и я сейчас себя виню в том, что так считала. Но мы этого просто не понимали. О Маурице я думала, что он недостаточно старается. А потом в нашей семье появилось двое детей с дислексией. В то время муж был загружен собственными воспоминаниями о тяжелых школьных временах. Это было для него откровением.

»О дислексии Веры мы уже знали, когда ей было всего три года. У нее повторялось то, что мы раньше наблюдали у сына. Ее не интересовали буквы, она не могла назвать цвета, время и деньги были для нее крайне трудными понятиями. Но у нее есть другие качества: у нее богатое воображение, она креативна, обожает рисовать, любит музыку, хорошо катается на коньках и плавает. Она всегда чем-то занята. У нее в голове возникает образ чего-то, и она точно воспроизводит его в деталях. Я не беспокоюсь о будущем моих детей. Мауриц – хороший пример того, как можно быть успешным с дислексией. К сожалению, в школе им приходится трудно – там слишком велик акцент на чтении и письме…

»Но я делал не так много ошибок, чтобы официально объявить меня дислектиком – две-три ошибки. Это значит, что я не имел право ни на какие поблажки – ни на дополнительное время, ни на использование лаптопа при написании текста. Мне тогда сказали: »У тебя дислексия, но мы ничего не можем для тебя сделать».

»Сам я особых проблем с дислексией не испытывал. Мне было 12 лет, я учился. В классе я был единственным учеником с дислексией, но это никак не влияло на мое положение среди одноклассников. Я помогал приятелю с географией, а он помогал мне с нидерландским языком. Когда мне надо было выбирать дальнейший профиль обучения, я, разумеется, выбрал не языковой пакет. Я выбрал пакет »экономика и общество». У меня хорошие отметки. Я пишу кратко, а это приносит дополнительные баллы.

»Мне всегда труднее писать. Вот и сейчас, когда начнется курс политологии. Но здесь в помощь то, что я могу работать на компьютере, потому что я печатаю в 20 раз быстрее, чем пишу.

»У меня хороший английский. Так получилось само собой. К нам часто приезжают иностранные друзья родителей, да и телевизор я смотрю. Но особенно помогла музыка. Я много слушаю музыку в жанре »хип-хоп», а там важны тексты. Теперь я даже подрабатываю уроками английского языка школьникам. Говорить по-английски для меня не проблема, а по аудированию (восприятие на слух) я был лучший в классе. Но вот с написанием проблемы – из 14 слов я девять писал неправильно. Но мои ученики, наоборот, хорошо пишут; у них проблема с разговорной речью.

»Мне помогает, что отец тоже дислектик. Родители с пониманием относятся к тому, что в школе дела не всегда идут хорошо. Но я переживаю, когда смотрю на сестренку. Ей еще через все это проходить…

Справка

В Нидерландах серьезными формами дислексии, требующими дополнительного профессионального сопровождения, страдает около 3% населения. Источник дислексии находится в головном мозге. По мнению профессора ортопедагогики K.P. van den Boos (Гронингенский университет), дислексия – это нейробиологическое отклонение в отделах головного мозга, ответственных за перевод звуков в буквы, и букв – в звуки. При этом уровень интеллекта не играет роли. Дислексия встречается и у людей с высоким уровнем интеллекта.

Дислексию невозможно »вылечить», но есть способы научиться читать и писать на хорошем уровне. Метод зависит от типа дислексии. Так, есть дислектики, читающие по буквам, а есть дислектики, угадывающие текст. Первые испытывают трудности с идентификацией и группированием букв, и узнаванием слова. Вторые определенные слова распознают хорошо, а другие слова – нет. Когда они смотрят на предложение в целом, они довольно хорошо заполняют недостающие слова. Им трудно называть слова по буквам, потому что они все время будут делать одну и ту же ошибку. В семьях, в которых родители или родственники страдают дислексией, вероятность дислексии у детей выше на 30%. Специалисты считают важным выявлять дислексию как можно раньше, чтобы ребенок не очень отстал в обучении. Официальная справка о дислексии означает, что ребенок имеет право на дополнительное время во время контрольных работ и экзаменов, а также на применение спеллинг-контроля на компьютере.

Dyslexie bij kinderen: Voorspelen en voorkomen. – Hypothese, 2009, April, p.18-21.

Schriften vol rode strepen. – De Volkskrant, 13.12.08, Sect. Hart en Ziel, p. 3

Источник

Дислексия

Дислексия плода что такое. Смотреть фото Дислексия плода что такое. Смотреть картинку Дислексия плода что такое. Картинка про Дислексия плода что такое. Фото Дислексия плода что такое

Дислексия – это расстройство, связанное с навыками чтения. Из-за проблем с определенными психическими функциями, которые должны участвовать в формировании таких навыков, ребенок может испытывать самые разные сложности при работе с текстом. Чаще всего сложно распознавать отдельные символы, знаки – в результате смысл слов, словосочетаний или предложений не улавливается либо искажается.

Проявляется проблема с детства и при должной коррекции может нивелироваться до уровня, который позволяет комфортно жить и эффективно обучаться. Но если не уделить ей внимания в раннем возрасте, она остается и во взрослом, доставляя немало неудобств. Одновременно с этим важно понимать, что дислексия не определяет сама по себе развитие ребенка – он может эффективно воспринимать информацию благодаря другим каналам, например, хорошо понимать на слух.

Почему возникает дислексия – причины заболевания

В основном причины дислексии имеют нейробиологический характер. Это важно для понимания, потому что нередко от незнания родители и учителя списывают сложности с чтением на «лень» или «невнимательность» ребенка, только запуская ситуацию. Но при таком отклонении определенные зоны мозга отличаются меньшей активностью, а также имеют пониженную плотность.

Дополнительными причинами дислексии (провоцирующими факторами) становятся:

Серьезное влияние имеют на это отклонение и факторы социального характера. Причем они могут быть абсолютно противоположными по своей направленности. Так, симптомы дислексии могут проявиться и от слишком большой учебной нагрузки, и от запущенности – полного игнорирования развития ребенка. При изоляции, дефиците общения, не очень хорошем окружении ситуация только ухудшается.

Однако напомним, что дислексия – это необязательно болезнь детей из неблагополучных семей. Из-за чисто биологических причин она может проявляться у детей, которые живут в отличных условиях и получают от взрослых достаточно внимания.

Виды дислексии

Прежде чем описать конкретные симптомы недуга, поговорим про виды дислексии. На данный момент их выделяется шесть.

При таких видах дислексии симптомы заболевания будут крайне разнообразны и неоднозначны.

Симптомы по возрастам

Для обнаружения дислексии необходимо знать весь спектр признаков, характерных для этого заболевания. И тут есть сложности, потому что проявлений очень много – более того, многие из них отличаются по возрастам. Начнем с общих моментов, а затем расскажем о том, на что обращать внимание в разном возрасте ребенка.

Общие симптомы дислексии:

Дислексия плода что такое. Смотреть фото Дислексия плода что такое. Смотреть картинку Дислексия плода что такое. Картинка про Дислексия плода что такое. Фото Дислексия плода что такое

Даже часть из этих признаков – повод для того, чтобы отправиться к врачу и начать разбираться с ситуацией. При этом родителям очень важно не ругать ребенка, не давить на него, заставляя делать то, что у него не получается. Здесь необходим более мягкий и взвешенный подход.

Учитывают не только формы дислексии, но и то, как проблема показывает себя в динамике, в разное время.

В дошкольном возрасте болезнь проявляет себя проблемами в речи, сложностями в изучении, произношении разных слов. Ребенок часто путается, не запоминает даже короткий набор фраз. Ему сложно осваивать базовые навыки чтения, письма, он путает слова и буквы. Все это легко может отразиться и на качестве общения с одноклассниками, сверстниками – оно становится хуже.

В младшем школьном возрасте проблемы проявляются не только на уровне слов и слогов. Ребенку уже сложно запоминать факты, он путается в арифметических знаках. Состояние отражается на освоении новой информации. Продолжаются и проблемы другого характера: поведение становится неловким, импульсивным, нарушается координация движений.

В среднем школьном возрасте диагностика дислексии показывает плохое качество чтения, слабую память. Ребенок так же плохо читает, произносит слова. Трудности вызывают бунт, поэтому школьник отказывается читать и писать, у него возникают сложности с жестами, мимикой, усиливаются проблемы при общении со сверстниками.

В старшем школьном возрасте остаются проблемы с письмом, чтением, запоминанием, воспроизведением информации. Формируется медленная скорость работы, от чего кажется, что подросток «ленив». Более того, проблема распространяется дальше – часто дислексики сложно адаптируются к любым изменениям в жизни.

Симптомы дислексии у взрослых предполагают проблемы с письмом и чтением, при этом добавляются рассеянность, невнимательность. Взрослый с таким недугом часто не умеет планировать свое время – качество жизни снижается.

Диагностика

Для диагностики дислексии ребенка тестируют при помощи разных упражнений. Специалист проверяет особенности долгосрочной и краткосрочной памяти, способности к анализу, уровень концентрации, внимания, логику, интеллект и т.д. Важной частью работы является психологическое обследование – симптоматика дислексии очень разнообразна и требует персонального подхода.

Лечение, коррекция дислексии в Москве

Дислексия плода что такое. Смотреть фото Дислексия плода что такое. Смотреть картинку Дислексия плода что такое. Картинка про Дислексия плода что такое. Фото Дислексия плода что такое

Поставить диагноз «дислексия» могут врачи-дефектологи, психоневрологи. Направить на дополнительное обследование также может логопед, к которому родители часто обращаются, если замечают проблемы с речью или чтением у ребенка.

Специалисты говорят, что двух одинаковых дислексиков не бывает – поэтому лечение дислексии индивидуально. Нередко сложности остаются с человеком на всю жизнь – и тогда важно понимать, как улучшить ее качество, как помочь ребенку справиться с основными жизненными задачами. В иных ситуациях возможна довольно качественная коррекция. Для этих целей подбирается специальная логопедическая программа. Она основывается на виде дислексии, возрасте человека, а также его личных особенностях.

Медикаментозное лечение дислексии остается на данный момент под вопросом.

Профилактические меры

Как только у ребенка обнаружены проблемы с чтением, письмом, запоминанием и другими важными функциями, необходимо тут же обратиться к логопеду, а также обеспечить ему комфортную среду для обучения, начать использовать рекомендованные логопедом упражнения.

Развивающие игры, упор на визуальную информацию в детском возрасте, всестороннее (но не изнуряющее) внимание со стороны взрослых – все это будет хорошей профилактикой заболевания.

Распространенные вопросы и ответы на них

Можно ли вылечить дислексию полностью?

Все зависит от конкретной ситуации. Иногда удается скорректировать проблему до такой степени, что она не влияет на дальнейшую жизнь. Но важно вовремя начать работу.

Кто лечит дислексию?

Мы уже частично ответили на этот вопрос про дислексию, что это такое и как лечить. После постановки диагноза и исключения иных патологий основным лечением занимается логопед по специальной программе.

Дислексия – это всегда проблемы с интеллектом?

Ни в коем случае. Ребенок с дислексией при правильном подходе может не просто получить хорошую профессию, но и стать в ней очень успешным. Достаточно сказать, что дислексиками были такие известные люди, как Стив Джобс, Джон Леннон или миллиардер Ричард Брэнсон.

Дислексия – это ни в коем случае не приговор, но проблема, которая требует тщательного внимания со стороны взрослых. Если они приложат усилия и уделят ей время, ребенок получит шанс на хорошее образование и отличное будущее.

Не нашли ответа на свой вопрос?

Наши специалисты готовы проконсультировать вас по телефону:

Источник

Дислексия плода что такое

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Дислексия плода что такое. Смотреть фото Дислексия плода что такое. Смотреть картинку Дислексия плода что такое. Картинка про Дислексия плода что такое. Фото Дислексия плода что такое

Аннотация: При дислексии ребенок неправильно распознает различные знаки и символы, вследствие чего и в понимании смысла прочитанного появляются сложности.

Статья:

Вам, наверное, приходилось слышать о том, что есть дети, читающие задом наперед, искажающие структуру слов, смешивающие или заменяющие какие-то звуки при произношении на похожие. Возможно, вы знакомы с этими явлениями не понаслышке, и они касаются вашего собственного ребенка. Как бы то ни было, имеет смысл разобраться: опасны ли подобные отклонения, почему они возникают и как можно их устранить. Начать же стоит с определения термина «дислексия», объединяющего все описанное.

Что такое дислексия

Дислексия – это частичное расстройство навыков чтения, которое вызвано распадом или недостаточной сформированностью психических функций, принимающих участие в процессе чтения. При дислексии ребенок неправильно распознает различные знаки и символы, вследствие чего и в понимании смысла прочитанного появляются сложности. В большинстве случаев этому нарушению подвержены дети, но встречается оно и у взрослых, недугу которых в детстве не было уделено должного внимания.

История дислексии

Понятие «дислексия» было введено в 1887 г. немецким медиком и офтальмологом Рудольфом Берлином. Тогда он работал с мальчиком, испытывавшим трудности в обучении письму и чтению, несмотря на нормальный интеллект и физическое развитие. В 1896 г. в «Британском медицинском журнале» была опубликована статья уже другого специалиста, терапевта В. Прингла Моргана, «Врожденная словесная слепота», где описывалось уникальное психологическое расстройство, влияющее на способность обучаться чтению. В этой статье был представлен еще один случай, аналогичный случаю Берлина.

В 1925 г. изучать данный феномен начал невропатолог Самюель Т. Ортон. Он заметил, что трудности с чтением никак не связаны с нарушением зрения, и вызваны, скорее всего, асимметрией полушарий головного мозга. Однако эта теория отвергалась множеством ученых, считавших, что главная причина отклонения – это проблемы с визуальным восприятием информации. И, наконец, в 1970-е годы появилась теория, согласно которой дислексия – это результат дефектов метафонологического или фонологического развития. Именно эта теория имеет сегодня большое количество сторонников.

Причины дислексии

Одними из самых достоверных методов исследования дислексии являются методы нейровизуализации, такие как МРТ (магниторезонансная томография), ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография) и т.п. С помощью них ученым удалось доказать, что отклонения вызывают нейробиологические причины. Так, у людей с дислексией менее активна зона задней части левой средней височной извилины. Кроме того, у них наблюдаются отличия от нормы в структуре мозговой ткани – в зоне задней части средней височной извилины слева имеются участки пониженной плотности.

Вместе с этими нейробиологическими факторами, продуцирующими развитие дислексии, специалисты выделяют и другие:

Не менее важными считаются и социальные факторы, например, чрезмерные обучающие нагрузки или педагогическая запущенность, неблагополучное окружение, дефицит общения, синдром изоляции, выражающийся в полной потере речи и параличе (с одновременным сохранением чувствительности и сознания). Наравне с причинами, не менее разнообразны и проявления (симптомы) дислексии.

Симптомы дислексии

Проявления дислексии весьма разнообразны, и зачастую зависят от возраста человека, страдающего этим недугом. Чтобы было легче разобраться, симптоматика разделена на несколько подгрупп. Давайте их рассмотрим.

Самые первые симптомы дислексии (вне зависимости от возраста, эта категория симптомов очень важна, т.к. указывает на то, что процесс развития отклонения запущен; если вы заметили пять и более из этих признаков, рекомендуем не тянуть с консультацией со специалистом):

Симптомы дислексии в дошкольном возрасте:

Симптомы дислексии в младшем школьном возрасте:

Симптомы дислексии в среднем школьном возрасте:

Симптомы дислексии в старшем школьном возрасте:

Симптомы дислексии во взрослом возрасте:

Кстати, чтобы быстро распознать развитие дислексии у ребенка, советуем посмотреть видео «Как понять, что у ребенка дислексия». В случае если вы заметили у своего ребенка ярко выраженные вышеназванные признаки, стоит незамедлительно обратиться к специалисту, который обладает всем необходимым инструментарием для профессиональной диагностики отклонения.

Диагностика дислексии

Первым шагом в диагностике дислексии должно стать посещение детского педиатра. Рассмотрев все признаки и сделав вывод о необходимости лечения, он направит ребенка к логопеду, который и будет проводить с ним основную работу.

В большинстве случаев логопеды начинают собирать подробный анамнез (всю необходимую информацию о протекании заболевания). Скорее всего, понадобится рассказать, как протекала беременность, есть ли генетическая предрасположенность к подобным недугам, имеются ли у ребенка врожденные заболевания, как проходило развитие ребенка в первые годы жизни.

Собрав все данные, логопед выяснит, насколько сформированы навыки чтения, письма и речи у ребенка, каковы особенности формирования этих навыков, как развит артикуляционный аппарат и каково развитие моторики. Если ребенок уже ходит в школу, врач выяснит, какова его успеваемость по литературе и русскому языку.

Кроме того, специалист может провести несколько специализированных тестов, например, письмо на слух, переписывание текста и зачитывание вслух. Если отклонения будут обнаружены, логопед определит характерные черты недуга и установит его вид.

Виды дислексии

Несмотря на яркую симптоматику дислексии, ее развитие вовсе не предполагает наличие всех проявлений. Симптомы всегда будут зависеть от вида дислексии. Всего специалисты выделяют шесть видов нарушения:

Любой из видов дислексии требует внимания родителей и специалистов, однако подобные проблемы с произношением и письмом не следует считать признаком отставания в развитии. Невзирая на такие недостатки, большинство людей-дислектиков развиваются вполне нормально, часто обладают талантами и даже могут быть гениями.

Так, дислексией в свое время страдали такие личности как поэт Владимир Маяковский, актеры Киану Ривз и Кира Найтли, режиссер и актер Квентин Тарантино, певица Шер, легендарная актриса, певица и модель Мэрилин Монро, изобретатель, инженер и художник Леонардо да Винчи, художник и режиссер Уолт Дисней и другие.

К тому же, если обратиться к фактам, можно узнать, что дислектики обладают широким кругозором и пытливым умом, отличным воображением и развитой интуицией; способны рассматривать и оценивать совершенно обычные вещи с разных сторон. Но, конечно же, было бы ошибкой считать, что причиной этим качествам служит дислексия.

Коррекция и лечение дислексии

Любопытен тот факт, что дислексия способна оставаться проблемой в течение всей жизни человека. Но и случаи развития функциональных навыков чтения имеют место, хотя некоторые дислектики так никогда и не достигают необходимого уровня грамотности. Что же касается лечения, то оно состоит в корректировке учебного процесса ребенка, и включает в себя прямое и непрямое обучение распознаванию слов вместе с навыками выделения компонентов слов.

Прямое обучение основано на специализированных фонематических методах, применяемых отдельно от обычного обучения чтению. А непрямое обучение подразумевает внедрение в обучающие программы по чтению особых фонетических методик.

Иногда используются подходы, в которых дислектики обучаются чтению целыми словами и выражениями, а также подходы, основанные на иерархии овладения навыками, начиная со звуковых единиц и заканчивая словами и предложениями. В дополнение специалисты применяют такие подходы, где происходит одновременное воздействие на разные органы чувств. В большинстве случаев детей-дислектиков обучают работе с компьютером для помощи в выделении слов и улучшения восприятия материала при чтении.

Традиционно для коррекции дислексии принято применять логопедические программы. Они рассчитаны на исправление всего комплекса патологий речи и неречевых процессов. Конкретный же метод зависит от того, с каким видом отклонения специалисту приходится иметь дело:

Есть также и другие способы лечения дислексии (оптометрический тренинг и т.д.) и даже медикаментозное лечение. Но их эффективность остается под вопросом, а потому применять их не рекомендуется. Здесь же отметим, что если логопед проводит работу с дислектиком-взрослым, занятия будут носить расширенный характер, но механизмы лечения и коррекции не будут отличаться от тех, что применяются при работе с детьми.

Профилактика дислексии

От того, предпринимаются ли меры по профилактике дислексии, зависит многое: это и успехи ребенка в обучении, и уровень его самооценки, и отношения со сверстниками и педагогами, и уровень притязаний, и результаты в достижении целей. Поэтому в случае обнаружения недостатков в устной и письменной речи необходимо начинать работать с ними как можно раньше.

Профилактика дислексии должна начинаться еще в дошкольном возрасте. Она включает в себя развитие у ребенка зрительно-пространственной функции, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, мелкой моторики. Не менее важно прорабатывать звукопроизношение и формировать правильный лексико-грамматический строй речи.

Для снижения вероятности развития у ребенка дислексии, дисграфии, заикания и прочих проблем речи и письма нужно уже в раннем возрасте начинать заниматься с детьми специальными упражнениями, нацеленными на освоение правильной речи и грамотного письма. Лучше всего выполнить эту задачу помогают развивающие игры.

Игры – это лучшее средство для умственного развития детей, плюс они способствуют мышлению, анализу и ориентированию. На начальных этапах рекомендуется демонстрировать как можно больше визуальных образов – слова, буквы, животных, предметы. В детском возрасте лучше всего воспринимается именно визуальная информация. В процессе она откладывается в памяти, отчего риск появления дислексии сводится к минимуму.

Упражнения для профилактики и коррекции дислексии

Предлагаемые ниже упражнения развивают зрительное внимание, восприятие и память, обогащают словарный запас и улучшают навык чтения:

Проявив немного фантазии, вы можете придумать немало и своих собственных упражнений и игр, проводить время за которыми будет приятно и полезно. Мы же подведем итог нашей статье.

Следует помнить, что дислексися может отрицательно сказаться на развитии ребенка, его успехах и жизненных результатах. А устраняя дислексию, важно понимать, что это не изолированное нарушение. Механизмы, которые ее вызывают, затрагивают как устную, так и письменную речь. Так что преодолевать этот недуг необходимо комплексно, воздействуя на весь спектр речевых и психических нарушений. Работу по коррекции дислексии лучше доверить психологам, педагогам и логопедам, не забывая при этом и о домашних занятиях.

Подбирая задания, нужно брать в расчет несколько принципов: усложняться они должны поэтапно, упражнений должно быть много, временные связи, вырабатываемые у дислексика, должны закрепляться и доводиться до автоматизма, все предлагаемые задачи должны быть понятны, доступны и конкретны. И еще кое-что: никогда не воспринимайте дислексию, как ущербность, ведь это совсем не так. Люди-дислексики – это личности с нестандартным мышлением, способные креативно подходить к поиску решений самых разных проблем. В доказательство этому советуем вам почитать книгу «Дар дислексии» Рональда Дейвиса.

Желаем вам успехов и крепкого здоровья, а также понимания того, что нет непреодолимых преград, а уникальность человека может выражаться в самых разных формах!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *