Диспетчер тегов google что это
Что такое Google Tag Manager и как им пользоваться
Учимся работать с популярным диспетчером тегов: пошаговая иллюстрированная инструкция по настройке Google Tag Manager.
Что такое Google Tag Manager
Google Tag Manager — это простой, надежный и бесплатный диспетчер тегов. С помощью него можно создавать и обновлять теги для сайта или мобильного приложения, проще использовать код сторонних служб, самостоятельно управлять тегами и заниматься тестированием и отладкой.
Зачем нужен Google Tag Manager (GTM)
С помощью GTM на сайт можно добавить код разных служб аналитики: Google Analytics, «Яндекс.Метрики», Google Maps и других сервисов для мониторинга сайта.
Преимущества GTM
Термины Google Tag Manager
Оболочка для хранения всех тегов вашего сайта или мобильного приложения. По сути, контейнер — основной код, который добавляется на сайт и отвечает за запуск тегов сторонних сервисов. Для каждого ресурса — свой контейнер.
Фрагмент кода JS, который необходимо выполнить и к которому можно подключить триггер. У тега много разных функций: отслеживание трафика и поведение посетителей, анализ эффективности рекламы, ремаркетинг и таргетинг.
Условие для выполнения или блокировки тега. Триггер должен содержать какое-то событие: загрузка страницы, переход по ссылке, клик и так далее. Также для триггера есть фильтры, которые можно настроить. Например, указать URL страниц, на которых должен срабатывать тег.
Параметр, для которого передается значение в процессе работы.
Настройка Google Tag Manager
Перейдите на сайт Google Tag Manager и авторизуйтесь с помощью
Google-аккаунта. Если аккаунта нет, создайте и затем авторизуйтесь.
После авторизации создайте аккаунт для GTM или выберите из уже созданных. Я покажу настройку GTM на своем небольшом тестовом сайте sokratzona.info.
В открывшемся окне добавления нового аккаунта введите его название. Нажмите кнопку Далее.
Для создания контейнера введите его название и укажите, где он будет использоваться. Я выбрал веб-сайт. Нажмите кнопку Создать.
Скопируйте код контейнера.
Если вы случайно закрыли окно с кодом и не скопировали его, ничего страшного, найти его можно, нажав на идентификатор контейнера в правом верхнем углу.
Нажмите на идентификатор, и у вас появится окошко с кодом. Скопируйте его и разместите на своем сайте.
В моем случае файл, куда я поместил код, называется index.html. Если вы используете CMS, возможно что файл будет называться header.php или еще как-то.
Как создать тег в Google Tag Manager
Давайте подключим сайт к Google Analytics. В рабочей области в карточке Новый тег нажмите на ссылку Добавить новый тег.
Далее перейдите в Конфигурацию тега и выберите его тип. Например, Google Аналитика — Universal Analytics.
Укажите идентификатор отслеживания. Найти его можно в аккаунте Google Analytics, Администратор — Настройки ресурса — Идентификатор отслеживания.
В качестве типа отслеживания выберите Просмотр страницы. В категории Триггеры выберите All Pages. Сохраните изменения.
Теперь проверим, правильно ли мы все подключили. Для этого нужно опубликовать контейнер. Перед публикацией рекомендую сделать предпросмотр в режиме отладки, чтобы в случае необходимости все быстро исправить, не затрагивая боевую версию сайта.
Сайт откроется в том же браузере. Если у вас внизу на панели отладки появился тег, то вы все сделали правильно.
Проверьте корректность работы Google Analytics. Да, все работает.
Как настроить и использовать триггеры GTM
Триггеры находятся в меню рабочей области GTM.
Выберите тип триггера.
Выбрав тип триггера, настройте условие его активации: укажите тип переменной Click URL и ссылку, переходы по которой будете отслеживать.
Как использовать переменные GTM
Чтобы задействовать переменные, выберите соответствующий пункт в меню рабочей области GTM.
Можно настраивать встроенные шаблоны переменных или создавать пользовательские.
В этом окне вы можете ознакомиться с доступными типами встроенных переменных. После того, как отметите переменную, она станет доступной в фильтре триггера.
Какие задачи можно решить с помощью Google Tag Manager
1. Отслеживать клики по кнопкам соцсетей
Создайте тег Пользовательский HTML и скопируйте код кнопок шеринга сервиса, которым вы пользуетесь.
Укажите триггер All Pages. Сохраните и опубликуйте контейнер. Триггер можно указать как для всех страниц, так и выборочно.
Вот, что получилось после публикации:
2. Внедрять микроразметку
Так же, как и в предыдущем примере, сгенерируйте код с помощью сервиса Schema или любого другого. Создайте тег Пользовательский HTML и разместите туда полученный код, настройте активацию триггера. Вот так настраивается микроразметка.
3. Отслеживать переходы по внешним ссылкам
Создайте новый тег. Тип тега выберите Universal Analytics.
Настройте конфигурацию тега.
Настройте триггер. Выберите тип Только ссылки, отметьте пункт Некоторые ссылки и назначьте событие активации триггера.
Сохраните и опубликуйте ваш тег, но прежде проверьте, активирован ли он. Для этого нажмите на предварительный просмотр и кликните по любой внешней ссылке.
Посмотрите в Google Analytics вкладку события в режиме реального времени.
4. Просматривать показатель отказов
Любое посещение сайта без совершения целевых действий Google Analytics считает отказом. Например, вы просмотрели одну страницу, не зарегистрировались или не подписались на рассылку, не заказали услугу, не связались посредством формы обратной связи и не поделились контентом — это и есть отказ.
Даже если по итогу вы позвонили по указанному на сайте телефону, а не через кнопку обратного звонка, и купили товар, все равно Google Analytics учтет вас как «отказника». Такое состояние дел несколько искажает действительность и не дает реальной картины.
Для уточнения показателя отказов и получения более точных сведений можно настроить отслеживание длительности посещения без привязки к действиям. Пробыли на сайте десять секунд — уже не отказ.
Чтобы настроить показатель отказов, создайте тег Universal Analytics, тип отслеживания Событие.
Затем укажите для тега триггер Таймер и задайте нужный интервал в миллисекундах.
Проверьте подключение тега.
В Google Analytics показатель уменьшился.
Заключение
Знание таких инструментов, как GTM, пригодится каждому маркетологу. К сожалению, нередко бывают ошибки, которые влекут за собой дополнительные расходы, а неверно собранные данные искажают результаты. Поэтому всегда важен комплексный подход и умение правильно работать с данными аналитики.
На курсе Skillbox вы сможете углубить свои знания в веб-аналитике, рассмотрите множество реальных кейсов и познакомитесь со всеми инструментами сбора, обработки и визуализации информации, которые можно использовать на практике.
Автор статей по дизайну. В веб-дизайн пришел в 2013 году, осознанно начал заниматься с 2015 года. Параллельно освоил верстку. Время от времени публикую переводы на хабре.
Google Tag Manager: что это такое и как его использовать
Кому полезен GTM. Установка Google Analytics и Яндекс.Метрики через GTM, отслеживание событий.
Маркетологи используют разные вспомогательные сервисы: системы аналитики, сервисы A/B тестирования, ретаргетинговые, рекламные и коллтрекинговые платформы, виджеты, онлайн-мессенджеры и многие другие. Для их работы необходимо внедрять коды (теги) на сайт, что вызывает ряд проблем.
Во-первых, каждый раз, когда нужно добавить новый сервис или внести изменения в функционал, приходится ставить задачу программисту и ждать результата несколько дней (а иногда и недель).
Во-вторых, если сервисов много, скорость загрузки страниц замедляется, что, как известно, плохо влияет на SEO.
В-третьих, неудобно работать с массой постороннего кода, из-за чего возникают лишние трудозатраты и повышается вероятность ошибки.
В 2012 году Google запустил Диспетчер тегов (Tag Manager), созданный специально для маркетологов. Он позволяет из одного интерфейса управлять всеми тегами различных сервисов. На сайт интегрируется только один код, а остальные коды маркетолог самостоятельно добавляет в Диспетчер без участия IT-специалиста.
Подобные платформы существовали и до 2012 года, но работали только на платной основе. Революционность Google Tag Manager в его полной бесплатности. Изначально в него были встроены только теги сервисов Google, но позже появилась поддержка сторонних тегов. Также есть возможность добавлять произвольные теги.
Оцените, нужен ли вам Google Tag Manager
Несмотря на всю полезность Диспетчера, его использование не всегда имеет смысл. Вот по крайней мере два случая, когда GTM не нужен:
Если же сервисов много, код часто дорабатывается, постоянно требуется дополнять и изменять его, то Диспетчер тегов должен быть в арсенале инструментов маркетолога.
Как начать работу
Первый этап — регистрация. Для этого перейдите на сайт tagmanager.google.com и заведите аккаунт (или авторизуйтесь с помощью уже существующего аккаунта в Google). Задайте наименование аккаунта и контейнера и укажите место использования контейнера (вебсайт, приложение, AMP-страницы):
Если вы не вставите код сразу после создания аккаунта, то сможете сделать это позже.
Для правильной работы сервиса на сайте рекомендуется размещать только код Диспетчера тегов. Если у вас установлена Яндекс.Метрика, Google Analytics и прочие системы, следует все теги перенести с сайта в созданный контейнер. При этом все данные, собранные ранее, сохранятся. Возможна короткая (обычно не более минуты) «просадка» в сборе статистики на время переноса тега, но это не критично.
Теперь можно создавать теги, но вначале советуем разобраться со структурой Диспетчера.
Структура Диспетчера тегов
Интерфейс Google Tag Manager довольно простой. Меню рабочей области содержит такие вкладки:
Обзор. Это главная страница. Здесь можно создать новый тег, увидеть историю изменений и неопубликованные контейнеры.
Теги. Это фрагменты кода, которые выполняются (активируются) на вебсайте. Теги имеют различное предназначение, но в Tag Manager они преимущественно применяются для передачи данных. Так, теги Google Analytics и отслеживания конверсий Google Ads передают данные о действиях посетителей вебсайта.
В Диспетчере есть готовая система шаблонов тегов. Она существенно упрощает работу с рядом поддерживаемых сервисов: AdRoll, Google Ads, Clicky, Crazy Egg, Criteo, DoubleClick, Google Оптимизатор, Hotjar, Twitter и мн. др. Также можно задавать пользовательские HTML-теги.
Триггеры. Это действия посетителей сайта, в ответ на которые активируются теги. Так, триггер «Глубина прокрутки» при значении 50 % запускает тег ремаркетинга, если пользователь просмотрит более половины страницы.
Как же Tag Manager узнает, что условие, указанное в триггере, выполнилось, и пора активировать тег? Для этого нужно, чтобы программист настроил так называемый объект уровня данных.
Уровень данных — это объект, содержащий все данные, которые вы планируете передавать в менеджер тегов, где эти значения фиксируются благодаря переменным.
Чтобы менеджер тегов получал значение переменной, нужно, кроме того, передать событие с помощью команды push. Подробная информация о добавлении переменных приведена в руководстве Google для разработчиков.
Нет желания вдаваться в детали и заниматься рутиной? Запустите SEO-оптимизацию сайта на полном автомате с помощью модуля SEO системы PromoPult. Специалисты настроят аналитику, сделают сайт удобней для посетителей, повысят его привлекательность для поисковиков.
Примеры использования Менеджера тегов
1. Подключение Google Analytics
Вначале нажмите «Новый тег» / «Конфигурация тега». В появляющемся списке активируйте «Universal Analytics».
В пункте «Настройки Google Analytics» нажмите «Новая переменная…»:
Задайте ваш идентификатор отслеживания. Для этого перейдите в Google Analytics в раздел «Администратор» / «Код отслеживания». Код имеет формат UA-хххххххх-хх — просто скопируйте его:
Вставьте код в соответствующее поле менеджера тегов:
Нажмите «Сохранить», укажите имя переменной и еще раз сохраните. Все, вы создали первый тег.
Теперь нужно задать правило его активации, то есть триггер. Кликните по области «Триггер» под областью «Конфигурация тега», выберите в списке триггер «Просмотр страницы (All pages)» и кликните «Сохранить»:
Это не все. Созданный тег заработает только после его публикации. Для этого кликните по кнопке «Отправить»:
Укажите название версии и краткое описание (чтобы вы понимали, в чем суть внесенных изменений) и нажмите «Опубликовать»:
В разделе «Версии» появится описание новой версии тега и переменных:
Теперь система аналитики начнет собирать данные (при условии, что код Диспетчера тегов интегрирован на все страницы сайта).
2. Подключение Яндекс.Метрики
Яндекс.Метрика не подключена к Диспетчеру тегов, поэтому процедура добавления кода будет немного отличаться. На этапе выбора типа тега кликните на «Пользовательский HTML»:
Теперь перейдите в сервис Яндекс.Метрика в раздел «Настройка» / «Код счетчика» и скопируйте код в поле внизу:
Вставьте этот код в поле в менеджере тегов, добавьте триггер (как вы делали при настройке Google Analytics) и нажмите «Сохранить»:
Остается опубликовать тег, чтобы он начал передавать данные. Аналогично вы можете добавить любой тег, шаблона которого нет в базе Tag Manager.
3. Отслеживание событий
В Google Analytics есть отчет в разделе «Поведение» / «События»:
По умолчанию он пустой. Для сбора данных необходимо настроить события с помощью Tag Manager.
События могут быть нескольких типов:
Рассмотрим настройку события на примере клика по элементу страницы — кнопке «Подробнее». Для этого вначале необходимо узнать класс элемента. Для этого откройте страницу, выделите элемент и кликните в контекстном меню в браузере «Просмотреть код» и найдите название класса (в нашем примере — more-link):
Выберите в Диспетчере раздел «Переменные», нажмите «Настроить» и активируйте переменную «Click Classes»:
Создайте новый триггер (тип — «Все элементы») с условием активации «Некоторые клики». В выпадающем списке выберите переменную «Click Classes» и укажите название класса элемента. Если вы хотите, чтобы событие срабатывало только при клике по элементу на конкретной странице, то нажмите +, выберите переменную Page URL и укажите полный адрес страницы (при условии «равно») или часть страницы (при условии «содержит»):
Нажмите «Сохранить» и назовите триггер «GA — триггер — клик по кнопке Подробнее».
Теперь создайте новый тег (тип — «Universal Analytics»), укажите тип отслеживания — «Событие», Категория — «Кнопка», Действие — «Клик», Ярлык — <
Добавьте к этому тегу триггер «GA — триггер — клик по кнопке Подробнее».
Остается проверить, чтобы не было ошибок («Предварительный просмотр») и опубликовать триггер. После этого в отчет «События» в Google Analytics начнут поступать данные.
Другие возможности Google Tag Manager
Кроме приведенных примеров использования GTM, с его помощью можно:
Подводим итоги
Google Tag Manager — это важный инструмент для онлайн-бизнеса, который делает работу с аналитикой намного проще и безопаснее. Он позволяет быстро управлять тегами отслеживания, оптимизации, ремаркетинга и т. п. Вы можете добавлять и изменять коды Google Ads, Google Analytics и прочих сервисов без необходимости изменения исходного кода сайта и привлечения программистов.
Если вы еще не готовы сами внедрить аналитику на сайт, воспользуйтесь услугой «Персональный менеджер» от PromoPult. Специалист поможет установить и настроить счетчики веб-аналитики, настроить цели и события и прочие параметры.
Как использовать Google Tag Manager
Google Analytics и Яндекс.Метрика давно стали необходимыми инструментами для любого сайта. Чтобы воспользоваться такими сервисами, достаточно добавить их код на свой ресурс. Это несложно, но здесь могут возникнуть некоторые трудности – обычно они начинаются в тех случаях, когда требуется внести изменения в уже добавленный код. Для начинающего вебмастера сделать это довольно проблематично – чуть что заденешь, и весь сайт полетит. Выходом из ситуации может стать специальный сервис от Google – Tag Manager.
Давайте разберемся, что умеет этот инструмент и как им воспользоваться.
Что такое Google Tag Manager
Google Tag Manager (Диспетчер тегов) – это специальный сервис, благодаря которому можно упростить использование кода сторонних служб на веб-сайтах или в приложениях. Другими словами, это целая система, позволяющая без помощи программиста настраивать и пользоваться популярными службами аналитики. Специалист может потребоваться только на начальном этапе, когда будет нужно внедрить код диспетчера тегов. В последующем все действия для подключения различных сервисов будут выполняться вами самостоятельно.
Стоит также понимать, что GTM – это не единственный сервис в своем роде, существуют такие системы, как Tealium, Adobe Dynamic Tag Manager, Yahoo Tag Manager. Но почему же все выбирают Google? Рассмотрим далее.
Почему Google Tag Manager
Обычно выделяют следующие преимущества сервиса:
Несмотря на это, вы можете обойтись и без Google Tag Manager, но только в тех случаях, когда используете до двух сторонних служб. В противном случае инструмент сильно упростит контроль над множеством сервисов.
Настройка Google Tag Manager
Первое, что от нас потребуется, – это пройти регистрацию и разместить код контейнера на своем сайте. Давайте быстренько сделаем это, а затем уже перейдем к основным настройкам. Так сказать, будем знакомиться по ходу дела.
В данном случае файл, в котором был прописан код, называется index.html. Также он может именоваться как header.php или как-то иначе, если сайт расположен на CMS.
Основные параметры
Прежде чем переходить к настройкам сервиса, давайте остановимся на некоторых понятиях, относящихся к GTM. Это контейнер, тег, триггер и переменная – именно они нас встречают на главной странице сервиса.
Объясняю на пальцах: в каждом аккаунте есть как минимум один контейнер. В нем располагается один или несколько тегов – например, код Google Analytics. Для него устанавливается триггер, который определяет условия срабатывания тега и отправки им данных. После того как триггер срабатывает, он считывает определенную переменную. Например, встроенная переменная Click Text содержит текст, а Click URL — URL. Данный триггер активируется, если значение переменной совпадает с заданными пользователем параметрами: кликом по элементу с указанным текстом или URL.
Именно с переменных и начинается базовая настройка Google Tag Manager.
Настройка переменных
Все переменные в Google Tag Manager разделяются на два типа: встроенные и пользовательские. Сейчас нам достаточно будет встроенных значений, но в последующем вы можете настроить свои переменные.
Процесс настройки довольно прост. По умолчанию у нас уже установлены некоторые переменные, готовые к работе – посмотреть их можно в разделе «Переменные».
В отобразившемся окне мы видим встроенные и пользовательские переменные. По умолчанию список вторых пуст. Чтобы его заполнить, необходимо нажать на кнопку «Создать», в результате чего отобразится дополнительный блок с возможными конфигурациями для настройки. Со встроенным переменными все намного проще – не нужно ничего создавать, можно просто добавить необходимую переменную, и все будет работать автоматически.
Пройдемся по каждому типу встроенных переменных:
Для того чтобы добавить новую переменную, достаточно отметить ее в меню конфигуратора, после чего она автоматически отобразится в рабочей области.
Настройка триггеров
Для начала давайте рассмотрим основные параметры триггеров, а затем перейдем к их настройке. Всего их 4 типа:
Просмотр страницы
Клик
Взаимодействия пользователей
Другое
Вот такой функционал поддерживают триггеры. Давайте создадим один триггер, который будет взаимодействовать с переменной. Для этого выполним следующее:
Готово! Мы создали свой первый триггер. При необходимости вы можете настроить более точное срабатывание с помощью дополнительных параметров.
Настройка тегов
Вот мы и пришли к самому интересному: после того как переменные были определены, а триггеры настроены, можно переходить к тегам. Их настройка начинается в разделе «Теги» с помощью кнопки «Создать».
В меню конфигуратора мы увидим два блока «Конфигурация тега» и «Триггеры». Первым делом нам понадобится верхний раздел – перейдем в него и посмотрим, что там находится.
Здесь мы можем выбрать один из тегов, который соответствует нужному нам сервису. Пусть это будет «Google Аналитика: Universal Analitics».
После этого перед нами отобразится окно настроек выбранного тега. Так как мы хотим использовать Google Analytics, потребуется добавить идентификатор отслеживания. Чтобы это сделать, отмечаем пункт «Включить переопределение настроек в этом теге» и вводим значение.
Теперь нам нужно привязать к этому тегу триггер – для этого на этой же странице открываем блок «Триггеры» и выбираем тип отслеживания просмотра страниц «All Pages». В данном случае мы используем триггер, который был автоматически сгенерирован сервисом. Если вы ранее создавали собственный тег, то можете добавить его, но только в том случае, если он подходит под данное действие.
В завершение сохраняем созданный нами тег.
Готово! Тег был создан, теперь давайте проверим его работоспособность – для этого в Google Tag Manager есть специальная функция «Предварительный просмотр».
На отобразившейся странице вводим ссылку на свой сайт и жмем «Start».
После этого будет выполнен переход на сайт. Если на панели отладки появится тег, то поздравляю. Все получилось!
Осталось опубликовать контейнер с созданным тегом. Для этого на главной странице выбираем «Отправить».
На этом настройка Google Tag Manager завершена. Как только вы нажмете на кнопку «Отправить», перед вами отобразится новое окно, в котором можно указать название версии и ее описание. После внесения изменений останется нажать на кнопку «Опубликовать».
Теперь вы знаете, как можно использовать Google Tag Manager. Спасибо за внимание!