Диспетчеризация лифтов что это такое

Диспетчеризация лифтов что это такое

Диспетчеризация лифтового оборудования обеспечивает дистанционный контроль его состояния (работа, авария, расположение), анализ траффика и энергопотребления, облегчает техобслуживание, позволяет предотвращать аварийные ситуации, предоставляет оператору (при наличии прав) возможность удаленного ручного управления всем лифтовым оборудованием.

Диспетчеризация лифтов что это такое. Смотреть фото Диспетчеризация лифтов что это такое. Смотреть картинку Диспетчеризация лифтов что это такое. Картинка про Диспетчеризация лифтов что это такое. Фото Диспетчеризация лифтов что это такое

Система диспетчеризации лифтов позволяет решить задачи:

По снижению расходов

По обеспечению безопасной эксплуатации

Передача параметров лифтов осуществляется через выделенную линию диспетчерской связи, либо по радиоканалу, либо с использованием инфраструктуры других сетей (телефонной или TCP/IP). Главное требование к линиям связи – надежная работа, помехозащищенность, защита от взломов и повреждений. В ответственных системах, каналы связи резервируются.

Диспетчеризация лифтов что это такое. Смотреть фото Диспетчеризация лифтов что это такое. Смотреть картинку Диспетчеризация лифтов что это такое. Картинка про Диспетчеризация лифтов что это такое. Фото Диспетчеризация лифтов что это такое

Современной программное обеспечение позволяет в автоматизированном режиме проводить анализ параметров оборудования и при их отклонении выводить данные на мониторы, это позволяет диспетчеру сконцентрироваться на управлении процессами, а не на мониторинге.

Система диспетчеризации одно из необходимых условий, которое обеспечивает безопасную эксплуатацию лифтов, поскольку позволяет повысить оперативность и качество их технического обслуживания.

Система диспетчеризации АСУД-248

Система диспетчеризации лифтов АСУД-248 разработана ООО НПО «Текон-Автоматика» с учетом требований таких эксплуатирующих организаций как МГУП «МОСЛИФТ», ОАО «МОСОТИС» и др. АСУД-248 разработана для диспетчеризации лифтов и инженерного оборудования зданий и сооружений, управления оборудованием, а также организации учёта ресурсов (АСКУЭ).

При диспетчеризации лифтового оборудования, система позволяет обеспечить:

Также АСУД-248 позволяет осуществлять диспетчерский контроль за работой подъемников для инвалидов, включающий:

В большинстве зданий системы диспетчеризации реализованы минимальным набором функций, необходимых для сдачи объекта в эксплуатацию. Типовые схемы включения указаны далее.

Диспетчеризация лифтов что это такое. Смотреть фото Диспетчеризация лифтов что это такое. Смотреть картинку Диспетчеризация лифтов что это такое. Картинка про Диспетчеризация лифтов что это такое. Фото Диспетчеризация лифтов что это такое Диспетчеризация лифтов что это такое. Смотреть фото Диспетчеризация лифтов что это такое. Смотреть картинку Диспетчеризация лифтов что это такое. Картинка про Диспетчеризация лифтов что это такое. Фото Диспетчеризация лифтов что это такое Диспетчеризация лифтов что это такое. Смотреть фото Диспетчеризация лифтов что это такое. Смотреть картинку Диспетчеризация лифтов что это такое. Картинка про Диспетчеризация лифтов что это такое. Фото Диспетчеризация лифтов что это такое

Оборудование и программное обеспечение системы АСУД-248, сертифицировано и удовлетворяет требованиям действующих нормативных документов. По непроверенным данным, в московском регионе более 60% систем диспетчеризации построено на базе АСУД-248.

Пульт АСУД-248 подключается к ПК, установленному в диспетчерской. Пульт соединен с концентраторами системы, установленными на объектах. Связь между концентраторами осуществляется по существующим линиям телефонной или диспетчерской связи, а также участки компьютерной сети или радиоканал.

АСУД-248 так же позволяет организовать автоматизированный коммерческий учет воды, тепла и других ресурсов (учет электроэнергии или газа).

Система лифтового диспетчерского контроля СЛДКС-1

Эта система диспетчеризации лифтов, разработанная ООО «МНПП «САТУРН», также является распространённой, она позволяет решать следующие задачи:

Ниже указан вариант структурной схемы системы СЛДКС-1:

Диспетчеризация лифтов что это такое. Смотреть фото Диспетчеризация лифтов что это такое. Смотреть картинку Диспетчеризация лифтов что это такое. Картинка про Диспетчеризация лифтов что это такое. Фото Диспетчеризация лифтов что это такое

Система обладает высокой помехоустойчивостью благодаря применению цифрового способа передачи информации.

Возможно снижение стоимости всей системы, если организовать ее без применения ПК диспетчера. Система проста в использовании – диспетчер работает со специализированным телефонным аппаратом-контроллером БКД-Р.

Другие системы диспетчеризации

Система диспетчеризации лифтов ТМ88-1. Это функциональное многоканальное оборудование, позволяющее обеспечить контроль над эксплуатацией лифтов и их шахт. Благодаря использованию данной системы диспетчер получает возможность оперативно реагировать на возникающие события, связанные с эксплуатацией лифта.

Состав оборудования диспетчеризации лифтов

Оборудование диспетчеризации включает только устройства, обеспечивающие диспетчера необходимой информацией, связью и возможностями управления. Оборудование автоматизации оборудования, например, контроллеры освещения или щиты управления лифтами, только передают данные диспетчеру, но не являются оборудованием диспетчеризации.

IP системы, интеграция с инженерными системами здания

Для того, чтобы передавать наиболее полную информацию о происходящем на объекте, в системах диспетчеризации лифтов предусматривается возможность интеграции с другими инженерными системами. Часто интеграция выполняется через программные интерфейсы, осуществляющие обмен по TCP/IP сетям.

Интеграция с системой охранного телевидения. Установка камер видеонаблюдения в кабинах лифтов является одной из важных мер по обеспечению безопасности использования, чистоты и сохранности оборудования. Кроме того, данная мера является своего рода профилактикой совершения противоправных действий в лифтовой кабине. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций с её помощью выполняют поиск людей в кабинах лифтов;

Интеграция с системой автоматической пожарной сигнализации. Аппаратная (не IP) интеграция, реализуется через сухие контакты. При получении команды от панели пожарной сигнализации В случае возникновения пожара позволяет в автоматическом режиме выполнить необходимые в этом случае действия, при этом отчет о выполнении/не выполнении алгоритмов передается в диспетчерскую.

Интеграция с системой контроля и управления доступом. Возможно применение для ограничения доступа к определенным лифтам или этажам посетителей либо рабочих, для передачи информации о состоянии дверей лифтов, эвакуационных крышек, машинных помещений и залов в диспетчерскую службу.

Интеграция с системой автоматизации и диспетчеризации здания

Наиболее востребованной возможностью интегрирования системы диспетчеризации лифтов является возможность вывода ее данных через общую SCADA. Работа систем в автономных режимах возможна, однако программная интеграция дает следующие преимущества:

Системы управления электроэнергией. Контроль и автоматизированное управление работой системы. Подробнее »

В ближайшем будущем, появится возможность увеличения КПД солнечных панелей до 50%. Эффективность. Подробнее »

Руководство Филиала КОО «ЛОГРАР ЛИМИТЕД» выражает благодарность коллективу ООО. Подробнее »

КОО «ЛОГРАР ЛИМИТЕД» 1 сентября 2015

Уважаемый Ринат Шакирзянович! ООО «ФИНПРОЕКТ» выражает благодарность компании ООО. Подробнее »

Источник

Диспетчеризация лифтов что это такое

Лифтовая диспетчеризация

Диспетчеризация лифтового оборудования обеспечивает постоянный дистанционный контроль его состояния (работа, авария, расположение), анализ траффика и энергопотребления, облегчает техобслуживание, позволяет предотвращать аварийные ситуации, предоставляет оператору (при наличии прав) возможность удаленного ручного управления лифтовым оборудованием. Современное программное обеспечение позволяет в автоматизированном режиме проводить анализ параметров оборудования и при их отклонении выводить данные на мониторы, это позволяет диспетчеру сконцентрироваться на управлении процессами, а не на мониторинге.

Система диспетчеризации одно из необходимых условий, которое обеспечивает безопасную эксплуатацию лифтов, поскольку позволяет повысить оперативность и качество их технического обслуживания.

Структура диспетчеризации лифтов

Оборудование диспетчеризации включает только устройства, обеспечивающие диспетчера необходимой информацией, связью и возможностями управления. Оборудование автоматизации оборудования, например, контроллеры освещения или щиты управления лифтами, только передают данные диспетчеру, но не являются оборудованием диспетчеризации.
Система лифтовой диспетчеризации включает в себя:

Автоматизированное место диспетчера

Диспетчеризация лифтов что это такое. Смотреть фото Диспетчеризация лифтов что это такое. Смотреть картинку Диспетчеризация лифтов что это такое. Картинка про Диспетчеризация лифтов что это такое. Фото Диспетчеризация лифтов что это такое

Основная часть системы – АРМ (автоматизированное место диспетчера), устройство рабочего места в наибольшей степени влияет на эффективность его работы. АРМ состоит из персонального компьютера, иногда вместо мониторов используют видеостену, аппаратов связи, панелей сигнализации. Современное программное обеспечение диспетчеризации позволяет выводить на мониторы диспетчера информацию со всех (или большинства) инженерных систем здания.

Устройства сбора информации

Диспетчеризация лифтов что это такое. Смотреть фото Диспетчеризация лифтов что это такое. Смотреть картинку Диспетчеризация лифтов что это такое. Картинка про Диспетчеризация лифтов что это такое. Фото Диспетчеризация лифтов что это такое

Устройства, собирающие информацию с объекта для непосредственной отправки ее на пульт – это концентраторы с входными контактами для различных типов сигналов (аналоговых, цифровых или пороговых). Такие концетраторы могут оснащаться выходами для подключения мониторов, а если они устанавливаются в отдельных щитах диспетчеризации, то возможен вывод текущих данных и ручное управление системой через сенсорную панель, установленную в дверцу шкафа, или через кнопки управления.

Устройства передачи информации

Диспетчеризация лифтов что это такое. Смотреть фото Диспетчеризация лифтов что это такое. Смотреть картинку Диспетчеризация лифтов что это такое. Картинка про Диспетчеризация лифтов что это такое. Фото Диспетчеризация лифтов что это такое

Устройства передачи информации – модемы, радиопередатчики, сетевые интерфейсы и т.п. Они могут быть установлены в одном корпусе с концентратором либо быть отдельным устройством.

Устройства двухсторонней связи

Диспетчеризация лифтов что это такое. Смотреть фото Диспетчеризация лифтов что это такое. Смотреть картинку Диспетчеризация лифтов что это такое. Картинка про Диспетчеризация лифтов что это такое. Фото Диспетчеризация лифтов что это такое

Устройства двухсторонней связи с диспетчером. Могут быть в виде телефонных трубок связи интерком, либо как вызывные панели громкоговорящей связи (переговорные устройства в лифтовых кабинах).

Нормативная база для систем диспетчерского контроля

Автоматизированная система управления и диспетчеризации инженерного оборудования должна обеспечивать централизованный мониторинг оборудования инженерных систем и систем безопасности зданий, диспетчеризацию и управление инженерными системами.

Нормативные документы, включающие требования к системам диспетчеризации зданий

Нормативная база является основой на всех этапах жизненного цикла систем диспетчерского контроля: во время разработки и производства оборудования, при проектировании, монтаже, пусконаладке, эксплуатации и техническом обслуживании. Вопросы нормативной базы по эксплуатации и техническому обслуживанию выходят за рамки данной статьи, рассмотрим лишь требования к проектной документации и оборудованию систем диспетчеризации.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 190 ФЗ проектная документация большинства объектов подлежит государственной или негосударственной экспертизе. Предметом экспертизы является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов.

Единого документа, включающего все требования к системам диспетчеризации, нет. Они разбросаны по ряду нормативных документов, которые мы и рассмотрим.

Диспетчеризация лифтов что это такое. Смотреть фото Диспетчеризация лифтов что это такое. Смотреть картинку Диспетчеризация лифтов что это такое. Картинка про Диспетчеризация лифтов что это такое. Фото Диспетчеризация лифтов что это такое

В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184 ФЗ: «Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (384 ФЗ)».

Помимо данного технического регламента (ТР), требования к системам диспетчеризации оказались разнесены еще по двум нормативным документам: «ТР о безопасности лифтов» и «ТР о безопасности машин и механизмов».

Начнем с «ТР о безопасности зданий и сооружений». В нем самом требований к системам диспетчеризации не представлено, они конкретизированы в ряде сводов правил (СП), входящих в перечень документов, прилагающихся к данному регламенту.

Требования к системам диспетчеризации

Общие требования представлены в СП 134.13330.2012 «Системы электросвязи зданий и сооружений». Система диспетчеризации в этом документе носит полное название «автоматизированная система диспетчеризации и управления инженерным оборудованием (АСУД)».

АСУД должны оснащаться все группы функциональных объектов. АСУД должна обеспечивать централизованный мониторинг, диспетчеризацию и управление оборудованием инженерных систем комфорта среды обитания и безопасности эксплуатации зданий, включая эксплуатацию лифтов.

Объем диспетчеризации зависит от оснащения объектов инженерными системами. Согласно СП 134.13330.2012, с АСУД может интегрироваться ряд других систем электросвязи зданий и сооружений, в том числе:

Требования по диспетчеризации данных систем конкретизированы в других документах. Так, в СП 134.13330.2012 сформулированы требования к техническим помещениям для размещения оборудования электросвязи, в частности:

«В каждом пожарном отсеке рядом со слаботочным стояком (или вблизи от него) должны быть расположены специальные помещения для размещения оборудования систем электросвязи здания. Помещения должны быть глухими (без окон) и располагаться, как правило, на первом этаже здания с возможностью его посещения в любое время суток. Допускается размещение оборудования систем электросвязи в электрощитовой, при этом все шкафы и оборудование должны иметь степень защиты не ниже IР31 в соответствии с ГОСТ 14254.
В технически обоснованных случаях допускается проектировать помещения для размещения оборудования систем электросвязи и на других этажах, чердаках и в техническом подполье».

Также в данном СП приведены требования к прокладке сетей систем электросвязи, в том числе:

Еще один свод правил из перечня документов к «ТР о безопасности зданий и сооружений» – СП 113.13330.2012 «Стоянки автомобилей» – предписывает на автостоянках закрытого типа устанавливать приборы для измерения концентрации СО и соответствующую сигнализацию в помещении, где круглосуточно дежурит персонал. Логично, что для выполнения данного требования предусмотрена интеграция оборудования с системами диспетчеризации.

Имеются нормативные документы, не вошедшие в перечень к «Техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений», но представляющие интерес с точки зрения систем диспетчеризации. Один из них – СП 256.1325800.2016 (актуализированная редакция СП 31-110-2003) «Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа». В преамбуле этого СП говорится: «В своде правил рассмотрены вопросы, связанные с проектированием: искусственного освещения, электроснабжения, схем электрических сетей, распределительных и групповых сетей, защиты внутренних электрических сетей напряжением до 1000 В, электрического отопления и горячего водоснабжения». Большая часть СП этим вопросам и посвящена. Однако в последнем, 18 м, пункте, обозначенном как «Основные технические требования к автоматизированным системам учета, контроля и управления», приведены общие положения, регламентирующие проектирование и размещение автоматизированных систем учета, контроля и управления. Помимо этого, в СП формулируются необоснованные требования к структуре АСУД, ее программному обеспечению, а также неоднозначные требования к каналам связи. Очевидно, в связи с этим в актуализированной редакции СП диспетчеризация лифтов выведена из-под некорректных требований к АСУД в отдельную систему диспетчерского контроля лифтов (СДК).

СП 256.1325800.2016 не входит в перечни к техническим регламентам. Следует понимать, что в соответствии с Федеральным законом о техническом регулировании не включенные в технические регламенты требования к продукции не могут носить обязательный характер. Тем не менее, требования к размещению и монтажу оборудования, приведенные в данном СП, представляются вполне разумными и могут быть использованы в работе. В приложении к данному СП имеется таблица с объектами и объемами оснащения АСУД жилых и общественных зданий за исключением диспетчеризации лифтов.

Есть еще один документ, касающийся диспетчеризации, это ВСН 60-89 «Устройства связи, сигнализации и диспетчеризации инженерного оборудования жилых и общественных зданий». Несмотря на то, что документ вступил в действие в 1990 году и содержит некоторые анахронизмы (ссылки на исполком Советов народных депутатов), он является наименее противоречивым и самым полным с точки зрения объектов и объемов диспетчеризации. Эти данные приведены в приложении 2 к ВСН. Необходимо учитывать, что требования к диспетчеризации лифтов, приведенные в данном документе, являются устаревшими, и в этой части нужно использовать другие нормативные документы.

Следующий свод правил, входящий в перечень к регламенту и касающийся систем диспетчеризации, это СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

В данном СП установлено, что замкнутые пространства зданий, где инвалид, в том числе с дефектами слуха, может оказаться один, а также лифтовые холлы и зоны безопасности должны быть оборудованы системой двусторонней связи с диспетчером или дежурным. Система двусторонней связи должна быть снабжена звуковыми и визуальными аварийными сигнальными устройствами.

Кроме того, в СП 59.13330.2012 прописаны требования по диспетчеризации платформ для инвалидов. Данные требования конкретизированы в ГОСТ Р 55641-2013 «Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Диспетчерский контроль». В соответствии со сводом правил необходимо, чтобы до сведения диспетчера доводилась следующая информация:

Устройства диспетчерского контроля должны обеспечивать двустороннюю переговорную связь между обслуживающим персоналом и лицами, находящимися на подъемной платформе. Объем информации для диспетчерского контроля платформ может быть расширен за счет введения:

Диспетчеризация лифтов

Диспетчеризация лифтов – отдельный раздел требований к АСУД. В Техническом регламенте Таможенного союза (ТР ТС) 011/2011 «Безопасность лифтов» устройство диспетчерского контроля определяется как техническое средство для дистанционного контроля за работой лифта и обеспечения связи с диспетчером. В требованиях по диспетчеризации предусмотрено «оборудование кабины, предназначенной для перемещения людей, средствами для подключения к двусторонней переговорной связи, при помощи которой пассажир может вызвать помощь извне».

Должно быть обеспечено снятие сигналов:

Требования к диспетчеризации лифтов оказались разнесены по ряду ГОСТов:

Во всех этих документах в разной форме изложены и дополнены требования технического регламента. Наиболее полно и логично требования к устройствам диспетчерского контроля сформулированы в ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации».

В результате диспетчеризации лифта должна быть обеспечена следующая функциональность:

Помимо требований к диспетчеризации лифтов, в ГОСТах, входящих в перечень нормативных документов к ТР ТС, определены требования к обеспечению лифтовой служебной связи:

Данные требования выполняются с помощью средств из комплекта поставки лифтового оборудования или (чаще всего) дополнительного оборудования из линейки средств АСУД. Таким образом, можно выделить объекты, подлежащие диспетчеризации в обязательном порядке. Это лифты, подъемные платформы для инвалидов, замкнутые помещения, где инвалид может оказаться один, подземные автостоянки, системы локальной автоматизации технологического оборудования, в том числе системы пожарной и охранной сигнализации.

Построение систем диспетчеризации

В заключение скажем несколько слов о построении систем диспетчеризации. Их можно условно разделить на автономные и централизованные. Автономные системы предназначены для диспетчеризации отдельных зданий или жилых комплексов. Пульт диспетчера в этом случае находится на объекте. Используются, как правило, проводные каналы связи. Автономные системы – наиболее простое, надежное и дешевое решение.

В процессе эксплуатации география диспетчерских пультов изменяется: создаются централизованные диспетчерские пульты, при этом снижаются эксплуатационные издержки за счет сокращения штата диспетчеров и отказа от аренды помещений. Помимо этого, происходит создание диспетчерских пультов на базе управляющих и лифтовых компаний, которые включают диспетчеризацию в перечень своих услуг. Подключаются к системам диспетчеризации и лифты после капремонта.

При этом, как правило, между пультом диспетчера и объектом нет прямых проводных линий связи. В этом случае целесообразно использовать системы диспетчеризации, базирующиеся на GSM или широкополосных каналах связи (локальная сеть, интернет).

Системы на базе GSM применяются при диспетчеризации разнесенных объектов. Зона действия определяется зоной покрытия оператора GSM. Применение таких систем позволяет исключить капитальные затраты на прокладку линий связи. Переключение контролируемых пунктов на другой диспетчерский пульт осуществляется в этом случае без значительных затрат и перерыва в обслуживании.

Системы на базе широкополосных каналов связи наиболее универсальны с точки зрения применяемости. Эти системы могут использоваться как в отдельных жилищных комплексах (внутренняя локальная сеть), так и при создании систем диспетчеризации значительно разнесенных объектов (в этом случае на диспетчерском пульте и контролируемом пункте необходимо обеспечить доступ к интернету).

Изготовители современных систем диспетчеризации, как правило, предоставляют возможность переводить автономные системы в централизованные без замены установленного оборудования.

Источник

Диспетчеризация лифтов. Для чего это нужно?

Диспетчеризация лифтов что это такое. Смотреть фото Диспетчеризация лифтов что это такое. Смотреть картинку Диспетчеризация лифтов что это такое. Картинка про Диспетчеризация лифтов что это такое. Фото Диспетчеризация лифтов что это такое

Все Заказчики и Застройщики знают, что диспетчеризацию лифтов в строящихся и эксплуатируемых зданиях делать необходимо. Без этого лифты не принимаются контролирующими организациями. Но что даёт диспетчеризация лифтов? Почему она так необходима?

Диспетчерский комплекс “ОБЬ” предназначен для контроля за работой лифтов. Работу комплекса наглядно демонстрирует следующий видеоролик.

Диспетчерский комплекс обеспечивает передачу диспетчеру следующей минимально необходимой информации (требования ГОСТ Р 55963-2014 Лифты. Диспетчерский контроль.):

− о срабатывании электрических цепей безопасности лифта;

− о несанкционированном открывании дверей шахты в режиме нормальной работы;

− об открытии двери в машинное помещение или дверцы станции управления лифтом без машинного помещения;

− о срабатывании кнопки вызова диспетчера из кабины лифта.

− двухстороннюю переговорную связь между диспетчерским пунктом и кабиной (крышей кабины), диспетчерским пунктом и машинным помещением;

− автоматическую проверку тракта переговорной связи с кабиной лифта;

− звуковое и световое подтверждение регистрации вызова диспетчера на переговорную связь из кабины лифта и машинного помещения;

− дистанционное отключение электроснабжения лифта по команде диспетчера;

− резервное питание лифтовых блоков от локальной шины или от аккумуляторной батареи и сигнализацию о переходе на резервное питание;

− защиту устройств от попадания на локальную шину высокого напряжения, разрядов молний и наведенных импульсных перенапряжений, а также защиту от коротких замыканий на локальной шине;

− возможность изменения параметров лифтового блока при помощи сервисного прибора;

− возможность подключения к микропроцессорным станциям управления лифтами по последовательному интерфейсу;

− использовать различную среду передачи данных между узловыми модулями диспетчерского комплекса (проводная, сети GSM (GPRS), компьютерные сети (Ethernet, Internet), радиоканал 433 МГц);

− возможность подключения желтой и зеленой пиктограмм по ГОСТ Р 51631;

− контроль за исправностью подключенного оборудования;

− идентификацию поступающей сигнализации (с какого лифта и какой сигнал);

− дополнительную информацию о состоянии лифта.

Источник

Диспетчеризация лифтов что это такое

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Общие технические требования

Lifts. Monitoring device. General technical requirements

Дата введения 2014-09-01

1 РАЗРАБОТАН Некоммерческим партнерством «Российское лифтовое объединение», Обществом с ограниченной ответственностью «Лифт-Комплекс ДС»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 209 «Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов»

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает требования к диспетчерскому контролю лифтов.

1.2. Настоящий стандарт распространяется на диспетчерский контроль лифтов в зданиях и сооружениях различного назначения.

1.3 Настоящий стандарт устанавливает минимальный объем информации, принимаемой устройством диспетчерского контроля от лифта.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51631-2008 (ЕН 81-70:2003) Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения

ГОСТ Р 52382-2010 (EH 81-72:2003) Лифты пассажирские. Лифты для пожарных

ГОСТ Р 52624-2006 (ЕН 81-71:2005) Лифты пассажирские. Требования вандалозащищенности

ГОСТ Р 53296-2009 Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности

ГОСТ Р 53387-2009 Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Методология анализа и снижения риска

ГОСТ Р 53780-2010 (ЕН 81-1:1998, ЕН 81-2:1998) Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке

ГОСТ IEC 60950-1-2011 Оборудование информационных технологий. Требования безопасности. Часть 1. Общие требования

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 диспетчерский контроль: Система, состоящая из совокупности устройства диспетчерского контроля и диспетчерского обслуживания лифта.

3.2 устройство диспетчерского контроля: Техническое средство для дистанционного контроля за работой лифта и обеспечения связи пользователя с диспетчером, включающее в себя блок диспетчеризации, канал связи, пульт (см. приложение А).

3.3 интерфейс лифта: Совокупность технических и программных средств, обеспечивающих обмен информацией между лифтом и устройством диспетчерского контроля.

3.4 канал связи: Линии связи (проводные и (или) беспроводные), через которые осуществляются передача информации от блока диспетчеризации на пульт устройства диспетчерского контроля и двухсторонняя переговорная связь пользователя с диспетчером.

3.5 блок диспетчеризации лифта: Техническое средство, предназначенное для получения сигналов с лифта, передачи их через каналы связи на пульт устройства диспетчерского контроля, а также для установления двухсторонней переговорной связи пользователя с диспетчером.

3.6 пульт устройства диспетчерского контроля (пульт): Техническое средство, предназначенное для приема через канал связи информации от лифта, ее отображения, обработки, хранения и осуществления двухсторонней переговорной связи пользователя с диспетчером.

3.7 изготовитель устройства диспетчерского контроля: Юридическое лицо, в том числе иностранное или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющее от своего имени производство или производство и реализацию устройств диспетчерского контроля и ответственное за его соответствие требованиям настоящего стандарта.

3.8 диспетчер устройства диспетчерского контроля: Физическое лицо, имеющее квалификацию, необходимую для осуществления контроля за работой лифта с использованием устройства диспетчерского контроля.

4 Общие требования

4.1 Необходимость оборудования лифтов диспетчерским контролем определяется владельцем лифта или, по согласованию с владельцем лифта, специализированной по техническому обслуживанию лифтов организацией.

4.2 В руководстве по эксплуатации, поставляемой с лифтами, должно быть учтено изменение периодичности осмотра лифта при подключении лифтов к устройству диспетчерского контроля. В этом случае периодичность осмотра лифта может быть установлена 1 раз в месяц.

4.3 Устройство диспетчерского контроля, подключенное к лифту, должно обеспечить передачу диспетчеру следующего минимального объема информации по ГОСТ 53780:

а) о срабатывании электрических цепей безопасности;

б) о несанкционированном открывании дверей шахты в режиме нормальной работы;

в) об открытии двери (крышки) устройства управления лифта без машинного помещения;

г) о срабатывании устройства инициации вызова диспетчера из кабины лифта.

4.4 При установке лифта в зданиях (сооружениях), в которых возможно преднамеренное повреждение лифтового оборудования, влияющее на безопасность лифта, в дополнение к указанным в 4.3 может предусматриваться возможность передачи на устройство диспетчерского контроля информации об открытии двери машинного, блочного помещений лифта, двери приямка шахты лифта.

На указанных объектах устройство инициации вызова диспетчера должно быть вандалозащищенным в соответствии с ГОСТ 52624*.

4.5 В зависимости от условий эксплуатации лифта, состава пользователей, требований по обеспечению доступности лифта для инвалидов и других маломобильных групп населения диспетчерский контроль может дополнительно включать в себя:

а) видеоконтроль кабины и этажных площадок перед лифто;,

б) дистанционное отключение электроснабжения;

в) устройство переговорной связи диспетчера с лицом, находящимся на этажной площадке;

г) устройства, регистрирующие параметры работы лифта (число включений, машинное время и т.п.);

д) регистрацию информации с другого инженерного оборудования зданий.

Устройство диспетчерского контроля может передавать дополнительную информацию о состоянии лифта.

4.6 Подключение устройств диспетчерского контроля к лифту не должно влиять на безопасность работы оборудования лифта.

4.7 Выход из строя устройств диспетчерского контроля не должен оказывать влияния на безопасность подключенных к нему лифтов.

4.8 Устройства диспетчерского контроля должны соответствовать требованиям безопасности по ГОСТ IEC 60950-1.

4.9 Устройства диспетчерского контроля должны предусматривать автоматическое тестирование исправности канала связи не реже одного раза в три дня. Устройство диспетчерского контроля должно иметь возможность изменения периодичности автоматического тестирования исправности канала связи с учетом особенностей условий эксплуатации.

4.10 Устройство диспетчерского контроля должно работать в течение всего времени, когда лифт доступен для пассажиров.

4.11 Звуковая сигнализация, обеспечиваемая устройством диспетчерского контроля, должна позволять диспетчеру различить сигнал неисправности лифта от сигнала вызова.

4.12 Блок диспетчеризации лифта должен быть недоступным пользователям и посторонним лицам.

4.13 Устройство диспетчерского контроля должно позволять диспетчеру идентифицировать, с какого лифта пришел сигнал.

4.14 Переговорная связь

4.14.1 Устройства диспетчерского контроля должны обеспечивать двухстороннюю переговорную связь, регламентированную ГОСТ Р 53780, ГОСТ Р 53296, ГОСТ Р 52382.

4.14.2 После инициации вызова диспетчера из кабины лифта дальнейшие действия пассажиров не требуются.

4.14.3 После установления переговорной связи у пассажира не должно быть средств прерывания двусторонней связи.

4.14.4 На лифтах для пожарных по ГОСТ Р 52382 должна быть обеспечена двусторонняя переговорная связь в режиме «Перевозка пожарных подразделений» (фаза 2) между диспетчерским пунктом или центральным пультом управления системы противопожарной защиты (ЦПУ СПЗ), если такие имеются, и кабиной лифта, а также с основным посадочным этажом. Переговорная связь из кабины лифта для пожарных должна осуществляться без применения телефонных трубок.

4.15 Любой электрический интерфейс между устройством диспетчерского контроля и компонентами цепей безопасности лифта должен удовлетворять требованиям 5.5.4.6 ГОСТ Р 53780-2010.

4.16 При применении в устройстве диспетчерского контроля технических решений, отличающихся от предусмотренных настоящим стандартом, должен быть выполнен анализ рисков по ГОСТ Р 53387, дополненный в необходимых случаях расчетами, чертежами, результатами испытаний.

5 Информация в кабине лифта

5.1 На лифтах, предназначенных для использования инвалидами и другими маломобильными группами населения, зрительные и звуковые сигналы в кабине лифта, связанные с установлением переговорной связи с диспетчером, должны соответствовать требованиям 5.4.4.3 ГОСТ Р 51631-2008.

5.2 Сигнал на включение желтой пиктограммы (показывающей, что вызов подан) должен формироваться устройством диспетчерского контроля после нажатия в кабине лифта кнопки вызова диспетчера и принятия устройством диспетчерского контроля запроса на установление переговорной связи с диспетчером.

5.3 Сигнал на включение зеленой пиктограммы (показывающей, что вызов принят) должен формироваться устройством диспетчерского контроля после включения диспетчером переговорной связи с кабиной лифта.

5.4 Сигнал на выключение желтой и зеленой пиктограмм должен формироваться устройством диспетчерского контроля после выключения диспетчером переговорной связи с кабиной лифта.

6 Требования к интерфейсу лифта

6.1 Интерфейс лифта обеспечивает информационную и электрическую совместимость лифта с устройством диспетчерского контроля.

6.2 Интерфейс лифта должен обеспечивать передачу информации по 4.3, и опционально по 4.4, 4.5 на устройство диспетчерского контроля и средства для подключения к двусторонней переговорной связи.

6.3 Интерфейс может быть реализован в виде последовательного канала или в виде дискретного выхода (например, контакты электромагнитного реле) и электрических цепей для подключения к двусторонней переговорной связи. Схема интерфейса двусторонней переговорной связи приведена в приложении Б.

7 Требования к каналу связи

7.1 Канал связи должен обеспечивать двустороннюю передачу информации между блоком диспетчеризации лифта и пультом устройства диспетчерского контроля.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *