Диспетчерская одс что это
Обслуживание жилищного фонда объединенными диспетчерскими службами (ОДС)
В ЖЭО организованы диспетчерские службы, в задачу которых входит ликвидация неисправностей и аварий в санитарно-технических устройствах и оборудовании жилых зданий. Диспетчерская служба работает в две смены (с 8 до 16 и с 16 до 24 ч): в первую смену работают 2 слесаря-сантехника, во вторую — 2 слесаря-сантехника и 1 электромонтер; один из слесарей-сантехников выполняет функции оператора — он постоянно находится в диспетчерском пункте, регистрирует поступающие заявки и обеспечивает их выполнение.
Повышение оснащенности жилых зданий инженерным оборудованием требует дальнейшего развития и совершенствования службы контроля за его работой и более оперативного устранения неисправностей и аварий в процессе эксплуатации. Это достигается созданием ОДС 1 по автоматическому контролю и управлению санитарно-техническими устройствами и оборудованием жилых зданий.
ОДС создают в жилых микрорайонах: дирекциях по эксплуатации зданий (ДЭЗ), жилищно-эксплуатационных конторах (ЖЭК), домоуправлениях и т. п. для контроля за работой инженерного оборудования жилых домов микрорайона и выполнения заявок населения по устранению мелких неисправностей и повреждений домового оборудования. Кроме того, в задачу ОДС входит принятие оперативных мер по обеспечению безопасности граждан в местах аварийного состояния конструкций зданий, своевременной уборке территорий домовладений, очистке кровель от снега и наледи.
Работа ОДС осуществляется круглосуточно. Служба ОДС ведет непрерывный контроль за работой инженерного оборудования, регистрирует его работу в соответствующих журналах и немедленно устраняет мелкие неисправности и аварии; о всех авариях или перерывах в работе систем тепловодоснабжения, канализации, электроснабжения срочно сообщает в аварийную службу жилищно-эксплуатационной организации, а также в специализированные организации, обслуживающие лифты, газовое оборудование и т. п.
Для обеспечения рациональной работы в ОДС должен быть комплект рабочей документации на все объекты, сети,и сооружения, схемы всех отключающих и запорных узлов систем оборудования, планы подземных коммуникаций, комплекты ключей от всех рабочих помещений.
Одной из основных функций ОДС является прием и выполнение работ по заявкам населения. Прием заявок осуществляется при непосредственном общении с жильцами, при телефонных разговорах, а также с помощью прямой связи по переговорным устройствам, устанавливаемым в подъездах зданий и кабинах лифтов.
Регистрация заявок населения и контроль за выполнением работ осуществляются с помощью журнала учета заявок населения, заполняемого по следующей форме:
Приняв от жильца заявку, дежурный диспетчер ОДС обязан заполнить гр. 1—4 журнала, поручить выполнение работ по заявке дежурному рабочему (слесарю-сантехнику, электромонтеру и т. д.), зафиксировать фамилию исполнителя в гр. 5 и потребовать отчета об исполнении. Исполнитель расписывается о выполнении работ и отмечает время исполнения в гр. 6 и 7. При невыполнении работ дежурный диспетчер ОДС обязан установить причины, отметить их в гр. 8 и доложить руководству ЖЭО.
Ответственность за сохранность приборов и аппаратуры системы диспетчеризации возлагается на ЖЭО, ответственность за своевременное выполнение заявок ЖЭО на ремонт приборов на объектах, линий связи и аппаратуры диспетчерского пульта возлагается на трест Лифтремоит (по договору с ЖЭО); обслуживающий персонал ЖЭО обязан оказывать помощь тресту Лифт-ремонт при ремонте устройств ОДС, установленных на системах отопления, в коллекторах, подвалах жилых домов, электрощитовых и т. д.
ОДС подчиняется начальнику и главному инженеру ЖЭО и обслуживается дежурными диспетчерами, электромеханиками по лифтам, слесарями-сантехниками и электромонтерами, несущими круглосуточное дежурство.
Дежурный диспетчер ведет непрерывный контроль за работой инженерного оборудования, своевременно организует устранение мелких неисправностей и аварий, немедленно сообщает об авариях или перерывах в работе котельных, систем водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения в аварийные службы райжилуправления и тепловодоэнергоснабжающих организаций, об авариях на лифтах — в аварийную службу треста Лифтремонт, об авариях систем газового хозяйства, а также при обнаружении запаха газа в помещениях домов—’в аварийную службу управления газового хозяйства, принимает меры по обеспечению безопасности граждан. В дни обильных снегопадов диспетчерская служба принимает меры по обеспечению своевременной уборки территории домовладений, а также по посыпке тротуаров песком.
Электромеханики по лифтам подчиняются тресту Лифтремонт, но во время дежурства находятся в оперативном подчинении дежурного диспетчера ОДС ЖЭО; ежедневную уборку внутренней части кабин лифтов выполняют уборщицы ЖЭО.
В городах, районах и поселках, где ремонт санитарно-технического оборудования и тепловых узлов жилых домов выполняют ремонтно-строительные управления (РСУ), слесари-сантехники и электромонтеры являются персоналом РСУ, а во время дежурства подчиняются старшему и дежурному диспетчеру ОДС жилищно-эксплуатационной конторы (табл. 33).
Объединенная диспетчерская служба размещается в на уровне района в городе создаются районные диспетчерские службы, являющиеся структурным подразделением производственного объединения, а также функциональным звеном АСУ жилищным хозяйством.
Дальнейший этап развития ОДС, РДС — создание автоматизированных систем диспетчерского контроля и управления жилищным фондом в рамках городских производственных объединений жилищно-коммунального хозяйства (АДС). Такие системы необходимо рассматривать как базу для последующего применения ЭВМ и организации автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП) эксплуатации жилищного фонда. Внедрение АСУ ТП и последовательное увеличение решаемых или функциональных задач приводит к совершенствованию технологических процессов и оптимизации организационных структур управления ими.
Новые коммунальные термины или что такое ОДС
Аббревиатуры для простых обывателей представляют сложность, а с появлением служб, буквенные сокращения которых идентичны, людям и вовсе непросто разобраться в их названиях и функциональных назначениях. Так, с появлением управляющих компаний, сфера ЖКХ пополнилась новой аббревиатурой. Постараемся расшифровать обозначение и раскрыть основные функции службы.
Что нужно знать жильцам об ОДС
Так, попробуем расшифровать ОДС, что это такое в ЖКХ. Свою историю, на примере московского региона, объединенная диспетчерская служба начала летом 2013 года, когда в силу вступило соответствующее Положение Правительства Москвы, утвердившее работу данного новообразования, его назначение и основной функционал.
В рамках ЖКХ диспетчерская служба призвана осуществлять сбор информации о потреблении основных ресурсов – тепла, газа, воды и электричества, вводя сведения в единую автоматизированную систему. Для каждого дома или района предусмотрена работа одной или нескольких подобных служб. Они подконтрольны ЖКХ организациям, обслуживающим многоквартирные дома. Суть работы диспетчерской службы заключается в обеспечении взаимодействия между потребителями и ресурсоснабжающими организациями. В каждой УК или иной жилищно-коммунальной компании функционирует отдельный отдел или служба диспетчеров.
Основной функционал диспетчерских служб
Работа такого отдела организуется круглосуточно, так как аварии и поломки систем возникают не только в привычное рабочее время. Так, функционал объединенной диспетчерской службы гораздо шире, чем себе его представляют жильцы многоквартирных домов и заключен в следующих моментах:
Объединенные диспетчерские службы осуществляют контроль качества их исполнения сотрудниками обслуживающей компании.
Если расшифровать название, исходя из нормативно-правовых актов, регламентирующих работу диспетчеров, то на них возложена ответственность за контроль над работой направлений жилищно-коммунальных компаний.
Какую информацию могут получить жильцы у диспетчера
В обывательском понимании диспетчерский отдел для того и предусмотрен, что должен ответить на все вопросы жильцов из серии «хочу все знать». Но, последнее не совсем так. В компетенции диспетчеров ограниченный набор сведений, которые они могут сообщить своим абонентам:
В направлениях и функциональных особенностях диспетчерской деятельности значится:
Вопросы из серии о том, «Зачем вы тогда нужны?», почему я столько плачу за электричество или воду всегда целесообразнее задать себе, чем срывать недовольством «большими» счетами на диспетчере, который по — долгу своей деятельности обязан сохранять спокойствие и вежливое обращение к звонящим абонентам. Да и сама расшифровка аббревиатуры ОДС этого не предусматривает.
Проблема с инженерным оборудованием – это вопрос к диспетчеру?
Смена нескольких поколений инженерных и автоматизированных систем привела к тому, что людям не просто с ними разобраться, когда они просто дают сбои. Перечень таких «коммунальных» конструкций, по вопросу поломки и выхода из строя которых обращаются к диспетчерам, следующий:
Также диспетчеры контролируют работу коммуникаций, сигнализации, пожаротушения, эвакуации, громкоговорящих связей в пределах помещений общедомового пользования — чердачных и подвальных помещений, лифтов, крыш, пожарных лестниц, придомовых хозяйственных построек.
Деятельность диспетчера фиксируется в специально разработанных документах, журналах и электронных системах, что позволяет оценить своевременность реагирование сотрудников компании, занимающейся обслуживанием, в конкретных ситуациях или при авариях. Руководит работой старший диспетчер, задачи которого заключается в регламентации, планировании, корректировке деятельности сотрудников, а также контроль над их работой.
Как связаться с диспетчерской службой
1. Как связаться с диспетчерской управляющей организации моего дома?
Узнать адрес и телефон управляющей организации вашего дома вы можете на сайте «Дома Москвы». В поисковой строке выберите вкладку «Узнать о доме» и введите адрес. В открывшемся окне появится общая информация о доме. Кликните на название управляющей организации и прокрутите вниз до раздела «Работа диспетчерской».
2. Как связаться с единым диспетчерским центром (ЕДЦ)?
В настоящее время большинство диспетчерских служб управляющих компаний подключены к единому диспетчерскому центру (ЕДЦ). В единый диспетчерский центр вы можете обратиться в случаях аварий на внутридомовых системах водоснабжения, отопления, канализации и электроснабжения, если вы застряли в лифте или лифт неисправен, а также по вопросам ремонта внутриквартирного оборудования:
Если ваш дом не подключен к ЕДЦ, необходимо связаться с диспетчерской вашей управляющей компании (контакты можно найти на сайте «Дома Москвы»).
С номерами горячих линий «Мосводоканала», «Мосгаза», «МОЭКа», «Мосэнергосбыта» и других организаций, работающих в сфере ЖКХ в Москве, вы можете ознакомиться на mos.ru.
3. В каких случаях стоит обращаться в диспетчерскую?
Вы можете обратиться в диспетчерскую службу за помощью при аварийных ситуациях — например, если:
Также вы можете оставить заявку, если:
4. Что делать, если в квартире холодно или упала температура горячей воды?
Слишком низкая температура воздуха в квартире или горячей воды в кране могут стать причинами для обращения в управляющую организацию или в единый диспетчерский центр.
Согласно постановлению правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже +18°С, в угловых комнатах — не ниже +20°С. Допустимое снижение температуры в ночное время суток (от 00:00 до 05:00 часов) — не более 3°C. Температура горячей воды должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.
5. Что делать, если в экстренной ситуации нет возможности позвонить в диспетчерскую?
Если вам нужно экстренно связаться с диспетчерской службой, но нет возможности позвонить или оставить заявку онлайн, выйдите в подъезд, спуститесь на первый этаж и нажмите кнопку вызова диспетчера. Либо вызовите лифт и нажмите в кабине кнопку связи с диспетчером.
Если вы не можете позвонить и в доме нет лифта, единственный способ обратиться за помощью — прийти лично в управляющую организацию. Осмотрите вход в подъезд: возможно, контактная информация есть на двери подъезда или информационном стенде возле него. Найти контакты управляющей организации также можно на портале «Дома Москвы» или на квитанциях за ЖКУ.
Новые правила работы аварийно-диспетчерской службы в МКД
С 1 марта 2019 года аварийно-диспетчерские службы в МКД начинают работать по новым правилам, которые утвердило постановление Правительства РФ от 27.03.2018 № 331. Узнайте, к чему готовиться.
Содержание работы АДС
Аварийно-диспетчерская служба ежедневно следит за работой внутридомовых инженерных систем дома и качеством коммунальных ресурсов на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Аварийная служба устраняет неисправности и повреждения внутридомовых инженерных систем, принимает оперативные меры по обеспечению безопасности граждан в случае возникновения аварий или угрозы их возникновения
Собственники и пользователи помещений в МКД могут обратиться в АДС с заявками об исполнении других обязательств УО, ТСЖ или ЖСК.
Организация достойного и по новым правилам аварийно-диспетчерского обслуживания в доме – задача управляющих организаций, ТСЖ и ЖК.
Сроки устранения аварий
Сейчас сроки ликвидации аварий прописаны в ПП РФ № 416 скудно. Сказано, что АДС должна незамедлительно ликвидировать засоры внутридомовой инженерной системы водоотведения и мусоропроводов.
Сроков на устранение аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения вообще нет.
Законодатели решили, что раз телепорт ещё не изобрели, сроки ликвидации аварий нужно детализировать. По новым правилам, которые вступят в силу с 1 марта 2019 года, ответить на звонок собственника или пользователя помещения в МКД аварийно-диспетчерская служба должна в течение 5 минут. Дольше заставлять ждать человека нельзя.
Не успели ответить – перезвоните в течение 10 минут с момента поступления звонка. Или же предусмотрите возможность оставить голосовое или электронное сообщение. Такое сообщение АДС должна рассмотреть в течение 10 минут после поступления.
Полчаса с момента регистрации заявки отводится на локализацию аварий на внутридомовых системах ГВС и ХВС, водоотведения, отопления и электроснабжения. На ликвидацию засоров внутридомовой инженерной системы водоотведения можно потратить два часа с момента регистрации заявки.
А вот устранить саму аварию нужно не дольше чем за 3 дня с даты аварийного повреждения. При этом при таких авариях АДС обеспечивает подачу коммунальных услуг в срок, не нарушающий установленную продолжительность перерывов в предоставлении коммунальных услуг.
Кроме того, при аварийных повреждениях внутридомовых инженерных систем ХВС и ГВС, водоотведения и отопления АДС должна сообщить в орган местного самоуправления, на территории которого находится дом, характер повреждения и срок его устранения.
Засор мусоропровода устраняется за 2 часа после регистрации заявки, но не раньше 8 часов и не позднее 23 часов при круглосуточном приёме заявок.
После регистрации заявки в течение получаса нужно оценить срок её выполнения и проинформировать о нём заявителя.
Срок устранения мелких неисправностей согласовывается с заявителям. Это может быть хоть 2 часа ночи, всё равно нужно выехать, потому что АДС работает круглосуточно.
Регистрация заявок
В обоих случаях – с использованием записи телефонного разговора.
Выезд на объект
Сотрудники аварийно-диспетчерской службы берут с собой на выезд необходимые оборудование и материалы, служебное удостоверение, одноразовые бахилы и опознавательный знак (бейдж, нашивка на одежду), на котором будут указаны название организации, фамилия, имя и отчества, и профессиональная специализация.
Чтобы проверить, что заявка отработана, АДС попросит исполнителя сфотографировать результат и будет периодически опрашивать собственников и пользователей помещений в МКД. Всё серьёзно, результаты контроля будут вноситься в журнал учёта заявок или ГИС ЖКХ, если учёт заявок ведётся там.
Как не получить штраф за грубое нарушение лицензионных требований при организации аварийно-диспетчерского обслуживания жителей
В нашем новом сервисе (программе) «АДС на 100%» мы учли все требования постановления Правительства РФ от 27.03.2018 № 331, а также требования постановлений Правительства РФ № 354, № 416 и № 1090, постановления Госстроя РФ № 170 и ГОСТа 56037-2014.
Функционал сервиса позволяет управляющим организациям перейти с бумажных носителей и Excel-файлов на современный электронный формат и упрощает работу с обращениями жителей и третьих лиц, ведёт запись телефонных разговоров и контролирует работу сотрудников на выезде (сантехники, электрики, мастера). В нём настроена интеграция с IP-телефонией и ГИС ЖКХ. В качестве бонуса управляющие организации получают два мобильных приложения: одно для общения и информирования жителей, второе для управления бригадами на выезде.
В сервис «АДС на 100%» мы включили все возможности традиционных систем для компьютеров и дополнили их современными инструментами. Это поможет управляющим организациям любого размера усовершенствовать свою работу. Вы сможете отказаться от устаревших программ и бумажных журналов, сэкономите на автоматизации, увеличите эффективность обслуживания жителей и привлечёте больше клиентов.
Таким образом, использование сервиса «АДС на 100%» гарантирует управляющим организациям, что работа их аварийно-диспетчерских служб будет полностью соответствовать всем лицензионным требованиям законодательства, что поможет организациям укрепить свои позиции на рынке.
А самое приятное в сервисе «АДС на 100%» — его цена. Она составляет всего 1900 рублей + 40 рублей за МКД в месяц.
Диспетчерская одс что это
В постановлении Правительства РФ от 27 марта 2018 года № 331 появились серьезные нововведения, которые вступили в силу с 1 марта 2019 года. У УК и ТСЖ появились новые обязанности по организации аварийно-диспетчерской службы, регламентировались сроки выполнения работ. Новые поправки положения об АДС в ТСЖ позволят быстрее отвечать на заявки и выполнять работу, чтобы последствия аварийных ситуаций были минимальными.
Основные изменения постановления 2019 года об аварийно-диспетчерской службе в сфере ЖКХ
В положении об аварийно-диспетчерской службе управляющей компании содержатся поправки в Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные ПП РФ от 15 мая 2013 г. № 416 (далее – Правила № 416).
В новой редакции п. 10 Правил № 416 более подробно описана деятельность АДС, которая:
В новых правилах сказано, что аварийно-диспетчерское обслуживание — это обязанность управляющих организаций. Они должны обеспечивать тишину и покой граждан в соответствии с требованиями нормативных правовых актов РФ.
В пункте 17 установлено новое название журнала заявок собственников — Журнал учета заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах. Правила ведения и хранения журнала остались прежними.
Дополнительное требование согласно п.29 Правил 416 — это прием собственников и пользователей помещений в МКД руководителем управляющей организации или другими уполномоченными лицами не менее одного раза в месяц.
Какие изменения необходимо внести УК и ТСЖ в программу работы аварийно-диспетчерской службы
Ответ на звонок
По регламенту аварийной службы для сферы ЖКХ сотрудник АДС должен ответить на звонок собственника в течение 5 минут. Если за это время ответить не успели, нужно перезвонить в течение 10 минут с момента поступления звонка. Другой вариант — собственник может оставить голосовое или электронное сообщение. Его необходимо рассмотреть в течение 10 минут после поступления.
Регистрация заявок
После регистрации заявки в течение 30 минут нужно оценить срок ее выполнения и проинформировать заявителя. Время устранения крупных аварий оговорено в положении о диспетчерской службе в ЖКХ, а мелких неисправностей согласовывается с заявителям. АДС работает круглосуточно, поэтому время может быть любым.
Порядок действий при поступлении заявки
Наше программное обеспечение позволит обеспечить эффективное сотрудничество управляющих организаций, диспетчерских служб и собственников жилья. В него входят мобильные приложения для удобства передачи информации, система автообзвона для экономии времени, автопостановка задач для оптимальной загрузки сотрудников диспетчерской.
Время устранения неполадок
На локализацию аварий в системах горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, отопления и электроснабжения необходимо полчаса с момента регистрации заявки. На устранение засоров в канализации требуется до 2-х часов, но не раньше 8 часов и не позднее 23 часов при круглосуточном приёме заявок. Полностью обеспечить функционирование систем нужно не дольше чем за 3 дня с даты повреждения.
Регламентом работы диспетчерской службы в управляющей компании установлены сроки подачи коммунальных услуг, которые не должны нарушать установленную продолжительность перерывов в предоставлении.
АДС должна сообщить в орган местного самоуправления, на территории которого находится дом, какое конкретно аварийное повреждение системы произошло и когда организация его устранит.
Выезд на объект
Сотрудники аварийно-диспетчерской службы должны брать с собой на выезд необходимые оборудование и материалы, служебное удостоверение, одноразовые бахилы и опознавательный знак в виде бейджа, нашивки на одежду с указанием организации, ФИО и профессиональной специализации.
Если ремонт необходим внутри помещений МКД, диспетчер аварийной службы ЖКХ должен заранее предупредить собственника, назвать дату и время приезда аварийки, ФИО сотрудников.
Контроль за исполнением заявки
Результаты отработки заявки должны контролироваться. Исполнитель фотографирует свою работу, а результаты вносятся в журнал учета заявок или ГИС ЖКХ. В этом поможет наше программное обеспечение, которое позволяет быстро формировать документы на основе шаблонов и выгружать их из системы.
Какие штрафы ожидают управляющие организации и ответственных лиц за невыполнение предписаний постановления и как их избежать
Штрафы предусмотрены при ненадлежащей работе аварийно-диспетчерских служб управляющих организаций. Закон о диспетчерской службе в ЖКХ признает это грубым нарушением лицензионных требований. Размер штрафа пока официально не утвержден, но Госдума в первом чтении приняла законопроект, который дополняет ст.14.1.3 КоАП пунктом, который определяет сумму штрафа:
Функционал нашего сервиса позволяет УК и ТСЖ перейти на современный электронный формат работы диспетчерской службы и упростить работу с обращениями жильцов, записывает телефонные разговоры и контролирует работу сотрудников по выполнению заявки. Использование программы гарантирует управляющим организациям соответствие работы их АДС лицензионным требованиям законодательства.