Диспут что это в педагогике

Диспут что это в педагогике

Диспут что это в педагогике. Смотреть фото Диспут что это в педагогике. Смотреть картинку Диспут что это в педагогике. Картинка про Диспут что это в педагогике. Фото Диспут что это в педагогикеРобот сообщает Вам: для этой статьи он уже подобрал похожие материалы. Посмотреть Материал подготовила Валентина Гатауллина, студентка факультета Истории и права (3 курс, з/о)

Диспут – пожалуй, наиболее сложный и интересный из методов формирования сознания личности. Диспут, как и беседа, основан на специально организованном диалоге, однако он имеет существенное отличие от беседы. Беседу, применяемую в воспитательном процессе, можно охарактеризовать как практический метод, при котором правильно поставленные педагогом вопросы приводят воспитанников к пониманию, усвоению определенных ценностей, норм, правил. Обязательный элемент диспута – дискуссионность, столкновение разных мнений и необходимость воспитанников аргументировать, отстаивать свое мнение. Таким образом, если при организации беседы им достаточно пассивного следования ходу мысли педагога, то диспут представляет собой поиск самостоятельного решения проблемы в споре с помощью сопоставления различных точек зрения.

Эффективность диспута как метода формирования сознания личности основана на следующей закономерности: знания и убеждения, которые сформировались при обсуждении различных точек зрения, отличаются гораздо большей стойкостью и гибкостью, чем при усвоении «готовых истин».

Однако более высокие, чем при беседе, требования к развитию мышления и коммуникативных способностей воспитанников делают этом метод доступным для использования лишь с детьми среднего и старшего школьного возраста. Особенно хорошо соответствует особенностям старшеклассника, так как. личность, которая формируется на этой ступени развития, не стремится верить на слово, ней скорее проявляется желание сравнивать факты в поисках смысла жизни.

Темы диспута должны содержать жизненно значимую для участников проблему, волновать их, тем самым звать к искреннему, открытому разговору. Тему могут подсказать сами ученики. Например:
— Почему поведение не совпадает с требованиями жизни?
— Как понимать слова Л.Н. Толстого «Спокойствие – душевная подлость»?
— Как стать кузнецом своего счастья?
— Откуда берутся равнодушные?

Диспут дает участникам возможность анализировать понятия, защищать свои взгляды, убеждать других людей своей правоте. При участии в диспуте нужно не только высказать свою точку зрения, важно обнаружить слабые и сильные стороны суждения противоположного, подобрать доказательства, подтверждающие достоверность одной и опровергающие существование другой точки зрения. Диспут учит мужеству признать верную (но чужую!) точку зрения, отказавшись от неверной (но своей).

Для данного способа организации общения требуется тщательная подготовка как воспитателя, так и воспитанников. Вопросы готовятся заранее, к их подготовке полезно привлечь самих участников.

В ходе диспута педагог должен уметь преподнести все так, чтобы воспитанники почувствовали его личность, волю, культуру. Сама суть диспута не позволяет педагогу грубо вмешиваться в спор, торопиться отвергнуть ошибочное мнение и навязывать свое мнение. Он должен быть терпеливым, деликатным. Данная манера поведения никого не унижает, не отбивает желания участвовать в полемике и высказывать свою точку зрения.

Но и молчание для педагога непозволительно, поскольку всякая недоговоренность оставляет возможность для искаженных догадок, домыслов, неправильных толкований. Кроме того, спор есть спор, и задача педагога состоит в том, чтобы столкновение мнений и естественное желание воспитанников победить сохраняли общение в рамках культурных норм. Для этого заранее вводятся правила диспута, и педагог следит за их неукоснительным выполнением, вмешиваясь в спор, если нарушены эти правила (повторение уже высказанного без новых аргументов, «переход на личности», угрозы и оскорбления участников в адрес друг друга и т.д.).

Диспут развивает умение мыслить логически и критически, учит владеть устной речью, организовать свои мысли, быть уверенным в собственных силах, работать в группе, сосредоточиться на сути проблемы, держаться на публике.

Источник

Методика организации и проведения диспута

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность диспута

В современное мире особо остро стоит вопрос прямого общения между людьми и развитие активных форм учебного общения в школе. Классические уроки, как правило, не предоставляют расширенную возможность общения в силу соблюдения дисциплины и большого объема материала, который необходимо преподнести учащимся. В связи с этим появились так называемые уроки-диспуты, направленные именно на развитие общения.

«Диспут» в переводе с латинского языка означает «рассуждать», «дискутировать» и подразумевает публичный спор на некую тему. При этом учитывается столкновение разных, зачастую противоположных точек зрения при рассмотрении какого-либо вопроса, проблемы с целью верного решения.

Диспут что это в педагогике. Смотреть фото Диспут что это в педагогике. Смотреть картинку Диспут что это в педагогике. Картинка про Диспут что это в педагогике. Фото Диспут что это в педагогике

Как и в ходе обсуждения вопроса, при помощи диспута осуществляется проблемный расклад к организации различных форм учебно-познавательной работы учащихся, связанных с поиском ответов на темы из жизни школы, класса, моральных норм личности согласно с требованиями современности.

Как известно, истина находится в споре, в конфликте воззрений. Однако, диспуты предполагают не только споры, но и инсценировки с музыкальным оформлением, от случая к случаю учащиеся исполняют конкретные роли, представляя себя на месте героя. В игру-анализ включаются все учащиеся класса. Для активности мышления на уроке педагог должен специально стимулировать спор, подсказывая неверные решения, создавая при этом атмосферу поиска правды. В обсуждении вопроса увеличивается учебная активность слабых учеников, все становятся более общительными, начинают прислушиваться друг к другу. Таким образом, диспут – это не просто форма учебной работы, а высокая духовная форма общения. Дети приобретают умения, необходимые им в жизни: выстраивают свое поведение с позиции других людей, воспитывают культуру общения, развивают чувство взаимной ответственности.

В зависимости от уровня подготовки аудитории выделяют:

По содержанию диспуты бывают:

Основные этапы

В основе диспута заложены три этапа его подготовки и проведения: подготовительный, основной, итоговый.

Перед началом обсуждения вопроса необходимо рассказать о порядке проведения диспута, обозначить актуальность выбранной темы, конкретизировать предмет обсуждения, уточнить отдельные понятия. Началом может быть проблемный вопрос к аудитории, инсценировка отдельного эпизода из произведения, который создает проблемную ситуацию, песни, стихотворения по проблеме.

Диспут что это в педагогике. Смотреть фото Диспут что это в педагогике. Смотреть картинку Диспут что это в педагогике. Картинка про Диспут что это в педагогике. Фото Диспут что это в педагогике

Составной частью диспута станет резюме проблемы, выражающее истину. Это могут быть взгляды на проблему выдающихся людей, подробные теоретические положения, типичные факты, примеры.

Требования к организации и проведению диспута

Диспут можно проводить исключительно в тех случаях, когда у детей есть опыт беседы о жизни, также сформированы начальные навыки общения, позволяющие избежать неуважительного отношения к выступающему. Кроме того, существует ряд правил по успешному проведению диспута:

Организуя диспут, педагог обязан иметь в виду, что:

Источник

Организации и проведения диспута в школе

В наше время вопрос прямого общения между людьми и развитие активных форм учебного общения в школе приобретает крайне острый характер. В большей части случаев, классические уроки не дают возможности расширить методы общения из-за необходимости соблюдения дисциплины и существенного объема материала, который должен быть преподнесен учащимся. Именно по данной причине возникли так называемые уроки-диспуты, нацеленные конкретно на развитие общения.

Что такое диспут. Определение

«Диспут» в переводе с латинского языка означает «рассуждать». Слово “Диспутировать” подразумевает под собой процесс публичного спора на некоторую тему. При этом учитывается столкновение разных, иногда, даже диаметрально противоположных точек зрения при рассмотрении обсуждаемого вопроса, проблемы с целью выбора верного решения.

Так же, как и в ходе обсуждения вопроса, с помощью диспута моделируется проблемный расклад к организации всевозможных форм учебно-познавательной работы учащихся, связанных с определением ответов на некоторые темы из жизни школы, класса, подходящих под требования современности моральных норм личности. Всем известным фактом является то, что истина находится в споре, другими словами в конфликте воззрений. С другой стороны, диспуты подразумевают не только споры, но также и инсценировки с музыкальным оформлением, в некоторых случаях учащиеся примеряют на себя конкретные роли, представляя себя на месте выбранного героя. В игру-анализ входят все учащиеся класса. Для активности мышления на уроке педагогу необходимо осознанно провоцировать и даже стимулировать спор, подсказывая заведомо неверные решения, создавая нужную атмосферу поиска правды. В процессе обсуждения вопроса возрастает учебная активность слабых учеников, все становятся более открытыми и, как следствие, общительными, начинают прислушиваться друг к другу. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что диспут в педагогике — это не только особая форма учебной работы, но и высокая духовная форма общения. Дети приобретают необходимые для жизни в обществе умения: выстраивают свое поведение относительно позиции других людей, воспитывают в себе культуру общения, развивают чувство взаимной ответственности. В зависимости от уровня подготовки аудитории могут быть выделены:

По содержанию диспуты подразделяются на следующие типы:

Основные этапы

Понятие диспута основывается на трех фундаментальных этапах его подготовки и проведения: подготовительном, основном, итоговом.

Подготовительный этап

Основной этап

До начала обсуждения вопроса необходимо рассказать о порядке проведения диспута, обозначить актуальность выбранной для него темы, конкретизировать предмет обсуждения, а также уточнить некоторые отдельные понятия. В качестве начала диспута может послужить проблемный вопрос к аудитории, инсценировка отдельного эпизода из произведения, который провоцирует возникновение проблемной ситуации, песни, стихотворения, связанные с проблемой. Роль составной части диспута будет играть выражающее истину резюме проблемы. В его качестве могут выступать взгляды на рассматриваемую проблему выдающихся людей, подробные теоретические положения, типичные факты или же примеры.

Итоговый этап

Требования к организации и проведению диспута

Диспут может быть проведен исключительно в тех случаях, когда дети обладают некоторым опыт бесед о жизни и сформированными начальными навыками общения, позволяющими исключить неуважительное отношение к выступающему. Более того, существует целый ряд правил по успешному проведению диспута:

Занимаясь организацией диспута, педагогу необходимо иметь в виду, что:

Источник

Консультация «Диспут как метод воспитания»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Методами воспитания называется совокупность средств и приемов однородного педагогического воздействия на воспитывающихся в целях достижения определенного воспитательного результата.

Диспут относится к словесным (воздействующим на сознание) методам воспитания, а также его можно отнести к методам нравственного воспитания.

Диспут как метод воспитания является сложной формой проблемно-ценностного общения, способствующей развитию социальной компетентности обучающихся, формирующей диалектическое мышление. Цель диспута как формы проблемно-ценностного общения — создание условий для формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской и других компетентностей обучающихся. Диспут дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей, учит мужеству отказаться от ложной точки зрения во имя истины и утверждает позиции спорящих людей.

Обязательный элемент диспута – дискуссионность, столкновение разных мнений и необходимость воспитанников аргументировать, отстаивать свое мнение.

Для участия в диспуте мало высказать свою точку зрения, надо обнаружить сильные и слабые стороны противоположного суждения, подобрать доказательства, опровергающие ошибочность одной и подтверждающие достоверность другой точки зрения. Это как нельзя лучше соответствует возрастным особенностям обучающихся, формирующаяся личность которых характеризуется активным поиском смысла жизни, стремлением не принимать ничего на веру, желанием сравнивать факты, чтобы уяснить истину.

Культура диспута как метода воспитания

Культура диспута подразумевает:

— четкое обозначение предмета и цели спора;

— точное определение понятий, которыми приходится оперировать в диспуте;

— обоснованность и последовательность аргументации, полноту изложения мысли;

— этические нормы, предполагающие взаимно корректное поведение оппонентов;

— знакомство с идеями оппонентов из их уст, а не из уст их толкователей.

Возражая, не следует прибегать к недозволенным приемам спора, необходимо придерживаться следующих правил:

— возражать, но не обвинять;

— не пытаться проникнуть в мотивы убеждений противника «вы стоите на этой точке зрения, потому что она вам выгодна» и т. п.;

— не отклоняться в сторону от темы диспута;

— спор нужно уметь доводить до конца, а значит, либо до опровержения тезиса противника, либо до признания правоты противника.

Верный способ доказать свое мнение означает не стремление привести собеседника в замешательство и не демонстрацию его некомпетентности, а решение важного делового вопроса. Желательно не спорить с партнером в присутствии третьего лица. Каждому участнику следует оперировать простыми, ясными и точными понятиями и вести аргументацию корректно по отношению к партнеру:

— открыто и сразу признавайте правоту партнера, если он прав, продолжайте оперировать только теми аргументами и понятиями, которые уже приняты вашим партнером;

— сначала ответьте на аргументы партнера, а уж потом только приводите свои собственные;

— в любой ситуации сохраняйте вежливость;

— учитывайте личностные особенности партнера и нацеливайте вашу аргументацию на цели и мотивы партнера;

— старайтесь избегать простого перечисления фактов и аргументов, лучше покажите их преимущества;

— используйте только понятную партнеру терминологию;

— соизмеряйте темп и насыщенность аргументации с особенностями ее восприятия вашим партнером;

— старайтесь как можно нагляднее изложить партнеру свои идеи, соображения, доказательства, не забывая при этом стратегии и модальности партнера.

Планирование, организацию и проведение диспута как метода воспитания можно разделить на три этапа:

Подготовку к диспуту следует начинать с выбора темы, ее правильной формулировки. Тема должна звучать остро, а в ее названии содержаться элемент дискуссии. В педагогическом плане крайне важно, чтобы вопросы, намеченные к обсуждению, содержали жизненно важную, значимую для школьников проблему, по-настоящему волновали их, призывали к открытому, искреннему разговору. Тему диспута могут подсказать сами ученики.

Диспут — это публичный спор, предметом которого является общественно значимая проблема.

Тема диспута должна быть актуальной, близкой обучающимся. Она может определяться проблемами формирования конкретного ученического коллектива — необходимостью развития дружеских отношений, культуры поведения, укрепления учебной дисциплины и т. п. Вместе с тем важно выявить у самих обучающихся круг проблем, которые их волнуют. С этой целью проводят опрос: «О чем бы вы хотели поговорить с товарищами, поспорить с ними?».

Есть темы, которые извечно волнуют молодое поколение: дружба и любовь, смысл жизни, долг и обязанность и т. п. В юношеской аудитории всегда активно проходят диспуты на темы: «С чего начинается зрелость?», «О чести и достоинстве», «Что значит быть настоящим человеком?», «В жизни всегда есть место подвигам. Так ли это?». Большой интерес вызывают вопросы семейной жизни, социальные проблемы (детские дома, разрушенные семьи, несложившиеся судьбы), философские (смысл понятий «личность», «новое мышление», значение общечеловеческих ценностей и т. д.).

Диспуты обучающихся начальной и основной школы отличаются от диспутов старшеклассников. По-иному формулируются темы: «Интересно ли вы живете?», «Кто для вас является авторитетом и почему?», «Каким должен быть настоящий друг?», «Всякое ли дело может быть интересным?», «Знаете ли вы себя?», «Подвиг — мгновение или жизнь?» и т. п. Не обладая достаточными знаниями и развитой речью, подростки чаще всего выступают кратко, не всегда доказательно. В подтверждение своих доводов они нередко ссылаются на литературных героев, поступки которых им импонируют. Поэтому темы для подростков следует подбирать более конкретные и доступные для их понимания.

Определив тему диспута, важно сформулировать ее остро, проблемно. Она должна пробуждать пытливую мысль учеников, располагать к размышлению. Диспуты как методы воспитания позволяют решать многие педагогические задачи: они вовлекают в непринужденный разговор учеников и этим помогают избежать формализма в знаниях, приучают к диалогу, формируют умение высказывать свое мнение и обосновывать его, учат вникать в доводы оппонента, обнаруживать в них слабые места, задавать вопросы. Таким образом, метод воспитания диспут активно способствует превращению знаний в убеждения.

Для проведения диспута требуется создать как минимум две команды по два-три человека. Тема формулируется в виде вопроса или тезиса, чтобы не было однозначного ответа или решения.

Предварительно необходимо нацелить обучающихся на то, что они должны уметь:

— выявлять и формулировать проблему;

— аргументировать свои высказывания;

— внимательно слушать своих оппонентов;

— соотносить свои высказывания с выступлениями других участников;

— не отклоняться от темы диспута;

— быть терпеливыми к другим мнениям;

— высказывать мнение в описательной форме, а не в оценочной;

— находить оптимальный путь к решению проблемы.

Эти умения являются критериями оценки каждого участника диспута.

Диспут должен быть грамотно оформлен. В помещении, где он проходит, вывешивают правила ведения дискуссии, плакаты с высказываниями, афоризмами, цитаты классиков мировой литературы ученых. Ведущим диспута может быть не только педагог, но и ученик, который владеет словом, может направить разговор в нужное русло.

На диспуте необходимо рассматривать не более пяти вопросов, но таких, которые побуждали бы к разговору и не имели бы однозначного ответа. Подготовка к диспуту занимает обычно не меньше месяца. Создается творческая группа, которая заранее вместе с ведущими разрабатывает вопросы, а также составляет список рекомендованной литературы к теме, которая обговаривается и сообщается обучающимся.

Успех диспута как метода воспитания во многом зависит от четкой формулировки вопросов. Они должны быть конкретными и доступными для обучающихся.

К диспуту следует хорошо подготовиться. Подготовка заключается не только в чтении соответствующей литературы, но и в просмотре спектаклей, кинофильмов, имеющих отношение к теме, в посещении музеев и картинных галерей. В ходе индивидуальных и групповых бесед классный руководитель выясняет, вокруг каких вопросов развернется борьба мнений на диспуте, советует прочитать соответствующую литературу и подумать над интересующими их вопросами. Вдумчивая предварительная работа не только обеспечивает успех диспута как метода воспитания, но и приучает обучающихся самостоятельно оценивать события, явления, факты, логически обосновывать мысли, делать выводы.

При подготовке к проведению диспута необходимо: объявить тему, уточнить состав команды. Команды подбирают аргументы «за» и «против», выбирают капитана, составляют ряд аргументов, которые они будут использовать в ходе диспута. Команды не знают заранее, будут ли они выступать в поддержку тезиса или против него.

Алгоритм проведения диспута как метода воспитания

1. Не позднее чем за неделю объявляется тема диспута, перечень вопросов, выносимых для обсуждения, дата, время, место проведения и состав участников.

2. Ведущий открывает диспут, сообщает тему и цель, комментирует их.

3. Ведущий определяет секретаря и знакомит с членами жюри.

4. Сообщаются организационный регламент и правила сотрудничества. Участников диспута знакомят с критериями оценок.

5. После объявления ведущим темы, команды разыгрывают порядковые номера выступлений. Определяют, кто из них становится командой «утверждения», а кто — командой «отрицания».

6. Определяется лимит времени: выступления до 5 мин, обсуждения и ответы на вопросы — до 6 мин.

7. Команды получают время на обдумывание и уточнение аргументов, затем следует выступление члена команды «утверждения». Он представляет команду, формулирует тему диспута, выявляет его тезисы, выдвигает аргументы «за» в поддержку выдвинутого тезиса.

8. Команда «отрицания» готовит и задает вопросы команде «утверждения». Цель данных вопросов — принизить значение аргументов команды «утверждения».

9. Команда «утверждения» отвечает на вопросы.

10. Выступление члена команды «отрицания». Он представляет команду, выявляет тезис диспута, выдвигает аргументы «против» (опровергает позиции команды «утверждения»).

11. Команда «утверждения» задает вопросы команде «отрицания».

12. Команда «отрицания» отвечает на вопросы.

13. Следующим шагом будет выступление другого члена команды «отрицания». Он опровергает аргументы оппонента. Восстанавливает и развивает собственную линию. Приводит доказательства.

14. Команда «утверждения» задает вопросы.

15. Выступление члена команды «утверждения». Он выделяет наиболее важные вопросы, по которым произошло столкновение мнений, сравнивает позиции сторон по ключевым вопросам и объясняет, почему приводимые его командой аргументы более убедительны. Подводит итог, делает заключение.

16. Выступление члена команды «отрицания». Он опровергает аргументы и доказательства утверждающей стороны, представляет финальный контраст вопросов для усиления и доказательства команды «отрицания».

17. Члены жюри принимают решение и объявляют результаты диспута: чья точка зрения победила.

18. Ведущий называет победителя диспута.

19. Подведение итогов диспута.

Руководить диспутом нелегко. Сам по себе он не разгорится. Диспут как метод воспитания нельзя пускать на самотек и сковывать схемой. Мастерство ведущего проявляется не только в широкой эрудиции, но в умении привлечь участников к активному обсуждению темы диспута.

Ведущему следует выявить разнообразные мнения по теме диспута, уметь логически развить и аргументировать любое мнение, даже ошибочное, предусмотреть самые неожиданные вариации выступлений. Важно не просто поспорить, а подвести участников диспута к осознанному принятию единого правильного мнения по тому или иному вопросу.

Роль ведущего в ходе диспута не должна сводиться только к тому, чтобы предоставлять слово участникам. Он может комментировать очередное выступление, подчеркивая его основную мысль, сталкивать новую точку зрения с высказанной ранее, обращаться к присутствующим с предложением выразить свое отношение к определенному высказыванию, жестом иди мимикой реагировать на спорные утверждения или, напротив, выражать солидарность с утверждениями, соответствующими его взглядам. Все это ведущий делает с соблюдением определенной меры и такта, поддерживая и стимулируя начатый разговор, направляя его в нужное русло.

Не следует запрещать на диспуте реплики, полемические выпады, вопросы с места. Это помогает оживить диспут, повышает эмоциональный накал, интерес аудитории. Ведущий должен умело реагировать на эти реплики и вопросы, переадресовывая их выступающему или приглашая желающих подробнее развить высказанную мысль, а также ответить на вопрос.

Не следует опасаться высказывания ошибочных мнений по тому или иному вопросу. Напротив, диспут как метод воспитания проводится для того, чтобы выявить их, подвергнуть критике со стороны товарищей, противопоставить им правильные. Комментируя такое выступление, ведущий должен привлечь внимание аудитории к нему, возбудить у присутствующих желание противопоставить высказанной ошибочной точке зрения правильную. Во время диспута должна быть создана творческая и доброжелательная атмосфера.

Заключительное слово нельзя строить по строго установленной схеме. Однако весьма желательно, чтобы заключение:

— было кратким, ярким и убедительным;

— указывало на правильное решение поставленной проблемы;

— акцентировалось на более удачные и интересные выступления участников диспута;

— формировало критическое, нетерпимое отношение к равнодушию, эгоизму, неорганизованности и лени в подростковой среде;

— ставило новые проблемы перед обучающимися, вызывало у них интерес к знаниям, культуре, желанию совершенствовать свой нравственный облик.

Заканчивая диспут, ведущий благодарит всех принявших активное участие в нем.

— привлечь в активный обмен мнениями всех участников диспута;

— умело вести диспут;

— создавать ситуацию затруднения;

— поощрять участников диспута;

Рефлексия. Качественно организованная обратная связь, предоставленная после диспута друг другу и учителю, позволит обучающимся значительно повысить качество взаимоотношений, а учителю планировать новые диспуты с учетом действительно актуальных проблем. Рефлексию необходимо провести по двум направлениям.

Рефлексия организаторов мероприятия. Анализ диспута как метода воспитания, выявление достоинств и недостатков, определение необходимых дополнений или изменений этапов, вопросов диспута. Что получилось наиболее успешно при подготовке к диспуту? Благодаря чему?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *