Диспут на тему в чем смысл жизни

Урок-диспут «Поговорим о смысле жизни»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Поговорим о смысле жизни» (урок-диспут)

помочь учащимся разобраться в жизненных взглядах, убеждениях, потому что именно от убеждений зависят взаимоотношения с коллективом.

помочь учащимся в личностном росте, самоопределении,

развитие коммуникативных, творческих компетенций учащихся

Что такое жизнь, в чем смысл ее? Мы и собрались, чтобы поразмышлять над этой нелегкой темой.

Жизнь непроста, она не может быть ровной и гладкой.

Жизнь цветка, которому отпущено на веку одно лето.

Жизнь птицы, живущей три весны.

Жизнь человека. И жизнь страны.

Учитель. Разве мы можем жить без цветов, без пения птиц? А разве мы можем жить без Отечества, без Родины, без отчего крова?

Подумайте и ответьте:

Как бы вы сами определили, что такое жизнь?

» Смысл жизни в служении Богу», — утверждали христиане.

«Смысл жизни в служения родине», — говорили мудрецы античности.

Неужели все эти утверждения ложны? Нет, но в каждом из них, взятом в отдельности, содержится лишь доля истины. Вопрос о смысле жизни можно считать одним из главных вопросов, стоящих перед человечеством.

Каждое следующее поколение задастся вопросом: «Зачем я живу? Зачем мне дана жизнь? Каждый ответит на него по-своему. И, вероятно, в этом заключается глубинный смысл разумного человеческого существования в огромной Вселенной.

II. «Стремись к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл»

С чем бы вы сравнили человеческую жизнь?

(рост дерева, восхождение, американские горки, череда полос)

Таким образом, в ваших ассоциациях жизнь сравнивается с чем-то трудным, движущимся, постоянно меняющимся

Что же сделать, чтобы жизнь не казалась пустой, трудной чередой полос, препятствий?

Чем была наполнена жизнь рыцарей Средневековья ? (служение Отчизне, вассалу, Прекрасной Даме)

Жизнь Тараса Бульбы и Остапа Бульбы? ( Защита Отчизны)

М.В.Ломоносова? ( служение науке, просвещению России)

И.С.Флягина? (за Отечество хочу умереть)

Вывод: их мечты, желания, стремления наполняли их жизнь смыслом.

III ЖИЗНЬ- СМЫСЛ ЖИЗНИ- СЧАСТЬЕ

Источник

Классный час в 11 классе. «Поговорим о смысле жизни» (урок-диспут)

Просмотр содержимого документа
«Классный час в 11 классе. «Поговорим о смысле жизни» (урок-диспут)»

Классный час в 11 классе.

«Поговорим о смысле жизни» (урок-диспут)

помочь учащимся разобраться в жизненных взглядах, убеждениях, потому что именно от убеждений зависят взаимоотношения с коллективом.

помочь учащимся в личностном росте, самоопределении,

развитие коммуникативных, творческих компетенций учащихся.

Методы: слово учителя, беседа, метод проектов

I. Вступительное слово учителя.

Что такое жизнь, в чем смысл ее? Мы и собрались, чтобы поразмышлять над этой нелегкой темой.

Жизнь непроста, она не может быть ровной и гладкой.

Жизнь цветка, которому отпущено на веку одно лето.

Жизнь птицы, живущей три весны.

Жизнь человека. И жизнь страны.

Учитель. Разве мы можем жить без цветов, без пения птиц? А разве мы можем жить без Отечества, без Родины, без отчего крова?

Подумайте и ответьте:

Как бы вы сами определили, что такое жизнь?

Учитель. Так думаете, вы, ученики 10 класса, а вот что гово­рили о жизни известные мудрецы:

Береги драгоценное это мгновенье:

А) В одном из своих лирических стихотворений А. С. Пушкин спрашивал:
Дар напрасный, дар случайный
Жизнь, зачем ты мне дана?

Каждое следующее поколение задастся вопросом: «Зачем я живу? Зачем мне дана жизнь? Каждый ответит на него по-своему. И, вероятно, в этом заключается глубинный смысл разумного человеческого существования в огромной Вселенной.

Б) А вот что пишет ваш сверстник, может быть, ученик Эсош…

Из сочинения БЦ: На что потратить жизненную энергию? На завоевание титулов, почестей, сердец или посвятить свою жизнь тем, кто возможно, никогда не узнает счастья? Какова цель жизни: жить для себя или для других? Чему посвятить: силе, милосердию, Богу или дьяволу?

Если сравнивать жизнь человека с восхождением на гору, то цель и смысл жизни в том, что заставляет тебя подниматься на эту вершину и дает тебе силы…

II. А. Эйнштейн: «Стремись к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл»

1 Эвристическая беседа

С чем бы вы сравнили человеческую жизнь?

(рост дерева, восхождение, американские горки, череда полос)

Таким образом, в ваших ассоциациях жизнь сравнивается с чем-то трудным, движущимся, постоянно меняющимся

Что же сделать, чтобы жизнь не казалась пустой, трудной чередой полос, препятствий?

А. Эйнштейн: «Стремись к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл» СЛАЙД

2. Вспомним жизнь литературных героев, писателей, ученых..

Чем была наполнена жизнь рыцарей Средневековья? (служение Отчизне, вассалу, Прекрасной Даме)

Жизнь Тараса Бульбы и Остапа Бульбы? (Защита Отчизны)

М.В.Ломоносова? (служение науке, просвещению России)

И.С.Флягина? (за Отечество хочу умереть)

Вывод: их мечты, желания, стремления наполняли их жизнь смыслом.

Достижение самое значительное в жизни

Значительное семейное событие

О чем мечтаете, чтобы стать счастливым?

ВЫВОДЫ: какие вы ставите цели, в чем видите смысл своего существования?

Классики о смысле жизни… Слайд

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро. автор: Аристотель
Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше. автор: Золя Эмиль

Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл. автор: Эйнштейн Альберт

Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. автор: Чехов Антон Павлович

Человек может найти смысл в жизни, только посвятив себя обществу. автор: Эйнштейн Альберт

III. Какова высшая цель жизни ( отданная Родине, народу, ближнему, Христу…)

Ж-Ж Руссо считал, что для полного счастья необходимы: : хороший банковский счет, хороший повар, хороший желудок.

Американские психологи считают:

5.элементы новизны в жизни

Относятся ли эти способы достижения высшей цели к материальным, духовным?

ЖИЗНЬ- СМЫСЛ ЖИЗНИ- СЧАСТЬЕ

Материалы к классному часу

\Герб заменял визитную карточку, удостоверение личности. По гербу можно было судить о знатности рода, о поколениях предков.

Правила составления гербов
Основа герба – щит:
. треугольный – варяжский, норманнский;
. овальный – итальянский;
. квадратный с округлостью внизу – испанский;
. четырёхугольный с заострением внизу – французский;
. фигурный – немецкий.
При составлении гербов применяли финифть (эмаль), металлы (золото и
серебро), меха (горностаевый и беличий).

Щиты были однотонные или с несколькими частями: глава, пояс, столб, перевязь, крест; пересечённый, рассечённый, скошенный, четырёхчастный, четвероскошенный и т. д.
В геральдике используются цвета двух металлов – золота и серебра, и пять основных финифтей: лазурь (голубая), червлень (красная), чернь (чёрная), зелень (зелёная) и пурпур (фиолетовая). Эти цвета служили символами тех или иных достоинств. (Если невозможно было применить цвета, например, при нанесении герба на металлическую посуду, использовали условное их обозначение в виде штриховки.)

Символика цветов на гербах:

красный – «мужество», «страсть»;

. голубой – «величие, красота, ясность»;
. зелёный – «изобилие, свобода, надежда»;
. пурпурный – «власть»;
. чёрный – «печаль, скромность», «постоянство»;
. серебро – «чистота и скромность», «благородство»;
. золото – «богатство, сила, верность», «знатность».

Изображений на щите было тем больше, чем богаче владелец и древнее его род.

Символика изображений на щитах:

. лев – отвага, сила, гнев, великодушие;
. журавль – бдительность и осторожность;
. лилия – расцвет и успех;
. единорог – непобедимость;
. гриф – неустрашимость и свирепость;
. кошка – независимость;
. волк – злость, жадность;
. кабан – бесстрашие;
. петух – воинственность;
. павлин – хвастовство;
. розы – чистота, святость;
. ключи – открытость.

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу,

Дьяволу служить или пороку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Звучит песня из кинофильма «Земля Санникова».

Учитель. А сейчас еще раз посмотрите на «весы жизни».

Может быть, кто-то из вас переменил свое мнение о двух жизненных позициях? Ребята, у вас есть возможность еще раз определиться.

Закончить наш классный час я хотела бы такими словами:

Источник

Классный час «Поговорим о смысле жизни» (урок-диспут) (10-11 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ОЛЕГА ВАСИЛЬЕВИЧА ГУДКОВА

классного часа для обучающихся 10-11 классов,

в рамках городского этапа Всероссийского конкурса

«Учитель года России – 2017»

Тема: « Поговорим о смысле жизни ».

Подготовил: Москаленко Юрий Алексеевич,

МОУ СОШ № 5 им. О.В. Гудкова

Классный час «Поговорим о смысле жизни» (урок-диспут)

Цели: помочь учащимся разобраться в жизненных взглядах, убеждениях, потому что именно от убеждений зависят взаимоотношения с коллективом,

помочь учащимся в личностном росте, самоопределении, развитие коммуникативных, творческих компетенций учащихся.

Методы: слово учителя, беседа, метод проектов.


Класс: обучающиеся10 – 11 классов

Вступительное слово учителя.

Играет спокойная музыка.
Учитель читает:

Жизнь непроста, она не может быть ровной и гладкой.

Жизнь. В этом слове немало значений.

Жизнь цветка, которому отпущено на веку одно лето.

Жизнь птицы, живущей три весны.

Жизнь человека. И жизнь страны.

Мы не знаем, как поступить с нашей коротенькой жизнью, но все-таки желаем жить вечно. А. Франс

Мы не получаем жизнь короткой, но делаем ее таковой. Сенека

Два раза не живут, а много и таких, которые и одного жить не умеют. Ф. Рюккерт

Мы никогда не живем, мы лишь надеемся, что будем жить. Вольтер

Кто хочет жить для других, не должен пренебрегать собственной жизнью. Ж. Гюйо

2. Постановка целей и темы.

— О чём мы сегодня с вами поведём рассказ? Поставьте тему и цель нашего

— Послушайте стихотворение Оксаны Варниковой:

Для чего живут на свете
Птицы, звери те и эти?
Озадачены умы:
Для чего родились мы?

Ведь пришли мы в мир не просто,
И вопрос поставим остро,

Спросим искренне о том:
Смысл жизни нашей в чем.

Может, топчем мы планету,
Чтоб строчить по Интернету
Всем знакомым и друзьям
Всякий ежедневный «спам»?

Или жизнь дана нам Богом,
Чтоб нажить богатства много?
Но порой кто все имел, –
Смысла жизни не узрел…

Ни богатство, ни общенье
Не заменят без сомненья
Смысла жизни, в свете дней
Инструментами став в ней.

Ну а все не так уж сложно,
И сказать без страха можно,
Что давно известен сказ –
Жизни смысл. Вот те раз!

Смысл жизни есть в бессмертье,
Верьте в это иль не верьте,
В продолженье жизни всей…
В чем? В рождении детей!

Рассуждения «О смысле жизни»

Без чего человек не может жить? Разве мы можем жить без цветов, без пения птиц? А разве мы можем жить без Отечества, без Родины, без отчего крова?

— Подумайте и ответьте:

Как бы вы сами определили, что такое жизнь?

Жизнь и существование – одно и то же ли это? Если нет, то в чем разница?

Так думаете, вы, ученики 10 класса, а вот что говорили о жизни известные мудрецы:

Береги драгоценное это мгновенье:

Ты скажешь, эта жизнь — одно мгновенье.
Ее цени, в ней черпай вдохновенье.
Как проведешь ее, так и пройдет,
Не забывай: она — твое творенье

Звучит песня из кинофильма «Земля Санникова».

— В одном из своих лирических стихотворений А. С. Пушкин спрашивал:
Дар напрасный, дар случайный
Жизнь, зачем ты мне дана?

— Вы сами об этом думали?
И как человек ответит на него, ведь от этого ответа будет зависеть очень многое.
О смысле жизни люди задумывались еще в седой древности. С тех пор предлагалось так много объяснений, что их невозможно перечесть.

Каждое следующее поколение задастся вопросом: «Зачем я живу? Зачем мне дана жизнь? Каждый ответит на него по-своему. И, вероятно, в этом заключается глубинный смысл разумного человеческого существования в огромной Вселенной.

А вот что пишет ваш сверстник. Из сочинения …: На что потратить жизненную энергию? На завоевание титулов, почестей, сердец или посвятить свою жизнь тем, кто возможно, никогда не узнает счастья? Какова цель жизни: жить для себя или для других? Чему посвятить: силе, милосердию, Богу или дьяволу? Если сравнивать жизнь человека с восхождением на гору, то цель и смысл жизни в том, что заставляет тебя подниматься на эту вершину и дает тебе силы…

Диагностика отношения к жизненным ценностям

— Наша жизнь имеет ценности. А какими вы обладаете?

Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5.

Быть человеком, которого любят.

Иметь самый современный компьютер.

Иметь верного друга.

Мне важно здоровье родителей.

Иметь возможность многими командовать.

Иметь много слуг и ими распоряжаться.

Иметь доброе сердце.

Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

Иметь то, чего у других никогда не будет.

Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.

Высказывание А. Александровой: «Каждому хочется стать настоящим человеком с присущими ему качествами: честью, совестью, достоинством.

В молодые годы человек обретает эти качества. В зрелые годы он эти качества развивает или не развивает, губит. В старости на них опирается, а если их нет, страдает, лишившись нравственной опоры».

5. А. Эйнштейн: «Стремись к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл»

С чем бы вы сравнили человеческую жизнь? (рост дерева, восхождение, американские горки, череда полос)

Таким образом, в ваших ассоциациях жизнь сравнивается с чем-то трудным, движущимся, постоянно меняющимся

Что же сделать, чтобы жизнь не казалась пустой, трудной чередой полос, препятствий?

А. Эйнштейн: «Стремись к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл»

Чем была наполнена жизнь рыцарей Средневековья ? (служение Отчизне, вассалу, Прекрасной Даме)

Жизнь Тараса Бульбы и Остапа Бульбы? ( Защита Отчизны)

М.В.Ломоносова? ( служение науке, просвещению России)

И.С.Флягина? (за Отечество хочу умереть)

Вывод: их мечты, желания, стремления наполняли их жизнь смыслом.

Достижение самое значительное в жизни…

Значительное семейное событие…

О чем мечтаете, чтобы стать счастливым?

ВЫВОДЫ: какие вы ставите цели, в чем видите смысл своего существования?

Классики о смысле жизни…

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро. автор : Аристотель
Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше. автор : Золя Эмиль

Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл. автор : Эйнштейн Альберт

Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. автор : Чехов Антон Павлович

Человек может найти смысл в жизни, только посвятив себя обществу. автор : Эйнштейн Альберт

8. Какова высшая цель жизни (отданная Родине, народу, ближнему, Христу…)

— Как вы относитесь к своим близким, маме, папе…?

— А вот как бывает в жизни…

(Прослушивание записи стихотворения «Не дождалась» Куткар Мария)

Игра-заполнение таблицы: Способы достижения счастья

Что вам нужно для счастья?

Ж-Ж Руссо считал, что для полного счастья необходимы: хороший банковский счет, хороший повар, хороший желудок.

Американские психологи считают:

5.элементы новизны в жизни

Относятся ли эти способы достижения высшей цели к материальным, духовным?

Просмотр видеоролика «Притча»

Возьмите полоски того цвета, куда вы собрались пройти посмотреть картины и шедевры искусства (ребята подходят к доске и прикрепляют цветные полоски под названием зала )

Выразите свое мнение: почему вам хотелось войти именно сюда ( обсуждение)

А теперь давайте узнаем идею каждого зала:

1. (зеленый) Жизнь как наслаждение

2. (желтый) Жизнь как общение с другими людьми.

3. (красный) Жизнь как поиск смысла жизни.

В такие ли вы залы хотели попасть?

Теперь, узнав идею зала, вы уверены в вашем выборе?

Закончить наш классный час я хотел бы такими словами:

Источник

Дискуссия «Человек в поиске смысла жизни»

Содержимое публикации

Конспект урока по литературе

тема: «Человек в поисках смысла жизни»

(Диспут на основе стихотворения в прозе И.С. Тургенева

«Памяти Ю.П. Вревской»)

Методическая разработка представляет собой слияние двух форм работы в рамках технологии проблемного обучения:

анализа текста художественного произведения в форме частично-поисковой деятельности, работа в основном направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на отдельные части проблемы.

Урок по теме: «Человек в поисках смысла жизни» (Дискуссия на основе стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Памяти Ю.П. Вревской») разработан для обучающихся в среднем профессиональном образовательном учреждении

Материалы для предварительного изучения и анализа

(опережающее домашнее задание)

Сочинение-миниатюра на тему: «Что такое счастье для меня?»

Работа со словарем С.И.Ожегова, В.И.Даля. Определение понятий: счастье, богатство, деньги.

Подобрать пословицы, поговорки со словами счастье, богатство, деньги.

Рисунок на тему: «Мое видение счастья».

Индивидуальное задание: «Из биографии Ю.П. Вревской»

Индивидуальное задание: Чтение и анализ стихотворения И.Бунина «Вечер»

Методическая основа урока

Тип урока: заключительный урок (закрепление и обобщение изученного материала, обобщение с элементами анализа).

Форма урока: урок-диспут в форме аналитической работы с элементами деловой игры.

Методы: проблемное изложение материала, поисковая беседа, самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность

Виды контроля: индивидуальный, фронтальный, групповой

подвести к противоречию и предложить самим найти способ его решения;

столкнуть противоречия в практической деятельности;

изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;

предложить рассмотреть проблему с различных позиций; побудить студентов делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций.

Сосредоточить внимание учащихся на проблемах взаимоотношений человека и общества.

Подвести к осмыслению нравственных проблем, требующих глубокого осмысления.

Создать условия для формирования исследовательских умений.

Развивать устную речь, учить общению и творчеству, культуре беседы.

Воспитать любовь к России, гордость за неё, стремление быть настоящим гражданином своей страны.

1) знание литературных жанров, углубленное представление о лирическом жанре – стихотворении в прозе;

2) на примере стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Памяти Ю.П. Вревской» уметь анализировать художественное произведение: отбирать нужные лексические средства, сопоставлять, применять в устной и письменной речи.

3) знания о русских сестрах милосердия, в том числе о ставропольских

1) развитие навыков в технологии проблемного диалога, продуктивного чтения и самооценивания;

2) умение сотрудничать, работать в группах, учитывать позицию партнера, отстаивая свое мнение.

пробуждение чувства милосердия, желания помочь ближнему;

гражданственность и патриотизм.

Урок-диспут требует определенной подготовки :

Обучение культуре полемики, с этой целью ученикам раздаются памятки.

«Правила проведения диспута»

Спорь честно, не искажай мысли и слова товарища.

Помни, что лучшим доказательством служат точные и бесспорные факты, текст произведения.

Отстаивай свое мнение, говори ясно, просто, четко.

Уважай мнение товарища, если доказана ошибочность твоего мнения, имей мужество признать, что ты не прав.

-толковые словари С.И.Ожегова, В.И.Даля, Д.Н. Ушакова;

— памятка проведение диспута

План учебно-методической подготовки:

Организационный этап (1 мин)

Анализ домашнего задания (5 мин)

Эмоциональная подготовка к восприятию (2мин)

Диспут по заявленной проблеме (15 минут)

Реализация индивидуального задания №1 (3 мин)

Анализ художественного текста (коллективная и групповая работа) (10 мин)

Подведение итогов диспута (3 мин)

Реализация индивидуального задания №2 (1мин)

Подведение итогов (2 мин)

Домашнее задание (1 мин)

Организационный этап (проверка готовности к уроку)

Анализ домашнего задания

Учитель анализирует сочинения-миниатюры и рисунки, приготовленный студентами. На слайдах демонстрируются некоторые рисунки и выдержки из работ. (Слайд №3,4)

Через анализ работ учитель предварительно определяет позицию каждого и предлагает занять определенное место перед началом диспута. Студенты рассаживаются.

Эмоциональная подготовка к восприятию

— Поднимите руку, кто хочет быть несчастным?

-А сейчас – те, кто хочет быть счастливым?

(психологическая подготовка группы к «открытому мероприятию»)

Сегодня мы будем говорить о вечной проблеме поиска счастья и смысла жизни.

Диспут по заявленной проблеме

Напоминаю вам, что форма диспута для вас не новая. На столе лежат памятки «Правила корректного спора». Просмотрите их внимательно еще раз. ( Слайд №5)

1. Я критикую идеи, а не людей.

2. Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.

3. Я выслушиваю соображения каждого, даже если с ним не согласен.

4. Я пересказываю фразу, что мне не вполне понятна.

5. Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.

6. Я сначала выясню все идеи и факты, относящие к обеим позициям, а потом попытаюсь их совместить так, чтобы это совмещение дало новое понимание проблемы.

7. Я изменяю свою точку зрения, когда факты дают для этого ясное основание

1. Итак, давайте ответим на, казалась бы, такой простой вопрос: «Что такое счастье?»

Прогнозируемые ответы студентов:

Тезис Счастье – это богатство, деньги.

Богатым всегда живется лучше, легче, чем бедным.

Деньги нужны для осуществления мечты, когда они у тебя есть, ты можешь осуществить любые желания, и в результате это делает тебя счастливым человеком.

Богатый человек всегда может помогать бедным, больным, то есть делать их счастливыми.

Когда у тебя нет денег, ты ничем не можешь помочь человеку, если он умирает от болезни, холода или голода.

Тезис Счастье – это духовная деятельность человека, это то, ради чего стоит жить, работать, к чему стремиться, вести и идти в компании близких людей.

Главный капитал счастья – это люди вокруг нас.

Истинная ценность человека – это тепло души.

Отдавать частичку своей души, то есть не быть равнодушным к чужой беде.

Быть милосердным, приходить на помощь, найти слова поддержки и сочувствия в трудную минуту.

Для того чтобы помочь человеку в трудную минуту, важнее просто подставить плечо, а не дать денег.

Какое определение счастья дают словарные статьи?

(Студенты зачитывают определение из словарной статьи)

«Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля дается такое определение:

Счастье – 1.Случайность, желанная неожиданность, талант, удача, успех.2.Благоденствие, благополучие, желанная насущная жизнь, без горя, смуты, тревоги, покой и довольство.

«Большом толковом словаре современного русского языка» Д.Н.Ушакова:

Счастье – 1.Состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни, удовлетворение жизнью.2.Успех, удача.

«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегов

3. Когда вы чувствуете себя счастливым человеком, что вы испытываете?

(Счастье это минутное проявление, когда тебя наполняют положительные эмоции: получил подарок, что-то получилось, кому-то сделал приятное и тебя похвалили, радуется близкий и т.д.)

4. Поговорим о сущности денег и счастья

Продолжите предложение. (Слайд №7)

Деньги можно…..(заработать,украсть, одолжить, заслужить, выиграть)

Счастье можно …(заслужить, заработать, выстрадать).

Какие глаголы, употребленные в сочетании с деньгами, не вписываются в понятие счастья. Почему?

(Украсть, одолжить, выиграть, потому что счастье находит только достойных, а то, что заслужено имеет большую ценность для человека).

5. Итак, вы утверждаете, что только деньги могут принести счастье.

1. Предположим, что вы состоятельный человек, удачный бизнес, все в жизни удалось. Зачем вам деньги? Что ты будешь с ними делать? А вы готовы остаться с деньгами, пусть большими, но без тех, кто вам не приносит эти деньги?

2. Вы готовы остаться с деньгами, но без счастья? Что вы выберете деньги без счастья или счастье без денег?

3. Вы готовы пожелать своим родным, близким, будущим детям денег без счастья?

4. Что я выберу: иметь деньги, не имея счастья, или быть счастливым не имея денег?

6. Какие пословицы и поговорки вы знаете о деньгах, богатстве, счастье? (Слайд №8)

Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Счастье мать, счастье мачеха, счастье бешеный бык.

Счастью не верь, а беды не пугайся.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Не в деньгах счастье.

Не родись красивой, а родись счастливой.

Нет худа без добра.

Всякому свое счастье.

Будет и на нашей улице праздник.

Счастье в нас, а не вокруг да около.

Счастливые часов не наблюдают (А.С.Грибоедов).

А счастье было так возможно. Так близко. (А.С.Пушкин).

Какой вывод можно сделать, анализирую их?

Итак, какое же определение счастья вам ближе, свой ответ аргументируйте?

Подготовка к анализу стихотворения.

В нашем современном мире непросто находить для себя какие-то нравственные ориентиры. Мне бы хотелось, чтобы в трудную для себя минуту жизни вы обращались к классической русской или мировой литературе, потому что в ней есть ответы на, казалось бы, самые неразрешимые вопросы. И сегодня мы поищем ответ на наш вопрос в художественном произведении русской литературы XIX века.

Мне бы хотелось познакомить вас с одной замечательной личностью, именно личностью с большой буквы. Она жила и воспитывалась в нашем городе, только вдумайтесь, более 160 лет назад.

Юлия Петровна Вревская… Человек изумительной, поистине героической судьбы. Своей красотой, умом, образованностью, обаянием она очаровала Петербург и Париж. Знакомством с ней дорожил Виктор Гюго. Её хорошо знал Ференц Лист. Она была в числе тех немногих друзей И.С.Тургенева, кому он в письмах и разговорах доверял своё самое заветное, самое душевное…

Реализация индивидуального задание

Студентка делает краткое сообщение о личности Ю.П. Вревской

Анализ художественного текста

Оно впервые было напечатано в журнале «Вестник Европы”. 1882 г., №12 в составе «стихотворений в прозе”.

Этот тургеневский цикл включает 83 произведения, созданных писателем в конце творческого пути. В форме коротких лирических зарисовок писатель подводит итоги жизни, высказывает своё представление о нравственных и духовных ценностях, обобщает раздумья о судьбах народа и родины.

Учитель: Сейчас я прочту это стихотворение, а вы после его прочтения определите тему этого произведение. (Чтение стихотворения учителем)

1. Совместное обсуждение произведения.

— Определите основную тему стихотворения. (Самопожертвование)

— Назовите слова, которые подчеркивают эту тему. (Жажда жертвы, жертва принесена)

— На сколько и каких микротем можно разделить это стихотворение.

(1.Описание места (1,2) свершившегося события в основном идёт одними однородными обстоятельствами места (на грязи, на соломе, под навесом, в деревушке). Картина страшна и убога : (на грязи, на вонючей соломе, заражённые логовища, запёкшиеся губы, в черепке разбитого горшка).

2.Описание лица, героини (3,4,5). Это не только портрет, но и её поступки, действия которые характеризуют героиню ярко, выразительно и лаконично.

3. Сожаление о случившемся и «возложение венка” на могилу Ю. П. Вревской (6,7,8)).(Слайд №11)

— Посмотрите внимательно в текст, есть ли в нем имя героини или вообще какое-либо имя собственное? (Нет.)

— Какими словами заменено имя героини, указанное только в названии произведения? (Она, ей, ее, на неё.)

— Как вы думаете, что это за литературный прием и с какой целью его использует И.Тургенев? (В стихотворении автор использует, говоря о героине, местоимение 3 лица Это приём экспрессии, рассчитан на то, чтобы вызвать и поддержать интерес к описываемым фактам, а также подчеркнуть обобщенный образ женщины-жертвенницы, отдавшей свою жизнь ради других.)

2. Работа в группах по тексту

3 группа проанализируйте образ лирического героя, какими эмоциями, чувствами переполнена его душа, какое он передает нам настроение?

— Как называется такой прием, который использует И.С. Тургенев при характеристике своей героини? С какой целью автор использует его? (работа 1 и 2 группы: контраст, противопоставление, антитеза. Чтобы предать максимальную выразительность и пронзительность образу главной героини.)

3. Аналитическая работа

— Итак, что мы узнали о Юлии Вревской? ( Она была молода, красива…, «Жизнь улыбалась ей…», «…с лишком две недели умирала она от тифа….», «…она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо» и т.д.).

— Кем была Ю.Вревская и что же она сделала? («Сестрой милосердия» она посвятила свою жизнь служению страдающим, ухаживала за ранеными).

— Что побудило Ю.Вревскую сделать именно такой жизненный выбор ведь у нее было все? (Стремление к деятельному состраданию руководило ее поступками, любовь к людям, желание помочь)

— Каково ваше отношение к ее поступку? (Мы восхищаемся, удивляемся)

— Итак, какая основная тема произведения? (Самопожертвование)

— Какие еще темы затронуты в этом маленьком произведении?

Тема любви – несколько человек ее любили тайно и глубоко.

Тема судьбы – жизнь ей улыбалась.

Тема счастья – помогать нуждающимся в помощи.

Тема души – душа ее – тайна.

Тема благодарности – она стыдилась и чуждалось всякого спасибо.

Тема памяти – поздний цветок, возложенный на ее могилу.)

Как мы называем такие темы? (Вечные темы).

— Была ли счастлива Ю. П. Вревская? Докажите (Зачитывают из текста)

— В каком абзаце заключена основная мысль произведения? (Смысл своей жизни исчастье героиня видела в помощи людям)

Найдите в тексте мысли о счастье.

-О каком счастье говорит здесь И.Тургенев? Слайд №13

Какие чувства двигали Ю. Вревской? (Любовь, самопожертвование, милосердие)

— Схиигумен Савва писал: «Любовь подвигает душу на милосердие, и только любовь придает истинную цену милосердию, как соль придает приятный вкус пище». Созвучны ли его слова с идеей стихотворения в прозе «Памяти Вревской»?

— Легко ли быть милосердным? (Наверное, нет. Человек, попавший в беду, страдающий от ран или болезней, надеется, что по отношению к нему будут проявлены милосердие, забота, сочувствие, что ему будет оказана помощь.)

— Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать медицинский работник? (Слайд №13)

— желанием помогать людям;

-обостренным чувством ответственности;

— быть внимательным, аккуратным, обращать внимание на мелочи;

-терпеливым и чутким к страданию других;

— профессионалом своего дела.

Подведение итога диспут

— Когда человек счастлив? Когда он внутренне удовлетворен условиями своей жизни, ее полнотой и осмысленностью, удовлетворен осуществлением своего назначения. (С этим утверждением, я думаю, согласны все)

Можем ли мы утверждать, что смысл жизни человека в том, чтобы быть счастливым? (С этим утверждением согласны все)

Что нужно человеку, чтобы быть счастливым? (Каждый понимает по – своему, каждый ищет в жизни свой путь к счастью)

Реализация индивидуального задания №2

Студентка читает стихотворение И.Бунина «Вечер» и делает короткий анализ, который подтверждает мысль о том, что каждый понимает счастье по-своему, главное, чтобы в душе была гармония

1 группа пишет синквейн на тему «Счастье», 2 группа пишет синквейн на тему «Юлия Вревская», 3группа пишет синквейн на тему «Сегодняшний урок»

Чтением ответов студентов.

Учитель Закончено обсуждение вечной проблемы поиска счастья и смысла жизни. Мы много спорили, но все-таки нашли общие точки соприкосновения этих вопросов. Также рассмотрели видение счастья и смысла жизни на примере образца классической литературы XIX века (Стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Памяти Ю.П. Вревской) образ героической женщины, сестры милосердия.

Созданный писателем характер, вышел далеко за рамки его эпохи, стал неумирающим прошедшим, нашим живым настоящим.

Какой ответ дает нам русская литература? (Слайд №15)

Писатель подводит читателя к выводу: «как ни печальна жизнь под угрозой смерти, но она прекрасна, ею надо дорожить, надо жить правильно, в соответствии с представлениями о совести и добре, ибо вслед за жизнь…новая жизнь в памяти людей; ни поправить, ни подчистить, ни изменить уже ничего будет нельзя…»

Записывают задание. (Слайд №16)

Прочитать рассказ Сергея Николаевича Сергеева-Ценского «Первая русская сестра» и ответить на вопросы:

В чем смысл жизни, по мнению Дарьи Михайловой, героини рассказа?

Какие принципы лежат в основе действий медицинского персонала, в том числе и в ситуации вооруженного конфликта?

В чем заключается особая роль медицинского персонала в ситуации вооруженного конфликта.

Дополнительный материал к методической разработке

Индивидуальное задание №1

Индивидуальное задание №2

Чтение и короткий анализ стихотворения И.Бунина

О счастье мы всегда лишь вспоминаем,

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем

Встает, сияет облако. Давно

Слежу за ним. Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело,

Гул молотилки слышен на гумне.

Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

В начале произведения лирический герой представляет счастье в рамках его общечеловеческого восприятия – как воспоминание, как мечту о счастье, а не реальное ощущение. И тут же взгляд автора уходит в открытое окно, где он видит осенний сад и бездонность неба с сияющим белым облаком. Осознание красоты окружающей природы приводит лирического героя к мысли о том, что люди слишком мало видят и знают, «а счастье только знающим дано». Пустое небо и доносящиеся издалека звуки молотилки через зрительные и звуковые ощущения входят в душу лирического героя, наполняя её счастьем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *