В спорте есть такое понятие как «Дисциплина побеждает КЛАСС» или «Порядок бьет КЛАСС», который описывает всю ситуацию того или иного спорта, будь это индивидуальный вид спорта, такие как бокс, борьба или смешанные единоборства и также командный Футбол, баскетбол итд. Но хочется рассказать, о том наболевшем что произошло за последний месяц и что подтолкнуло на написания данного поста. Первое что будет написано так это дата 25.11.12, да для многих эта дата ничего не даст, а многие уже и не помнят, что делали в этот день. А 25 ноября Реал Мадрид приехал в гости в Бетису, до этого просто на КЛАССЕ разобравшись с Атлетико, а в Лиге Чемпионов сыграв в ничью с МанСити. Ну если касаться матча с Огурцами (Бетис) то Королевский Клуб ничего не показал и такое слова как футбол со стороны Сливочных там не было вообще, но все же по классу команда Реал все же кручу и немерено круче, но при всем это бездарно проиграл он там со счетом 1-0. Даже вспоминать не охота, ну ладно проезжаем дальше уже в Серию А (Итальянский Чемпионат) но уже к дате 26.11.12, когда в гости к Парме приехал Интер. Который также проиграл со счетом 1-0 Парме, но при этом так же игра была нулевая, что сказать за одни выходные получил такое разочарования, что даже говорить не хотелось. Ну а дальше мы сразу перепрыгиваем к БОКСУ, где прошел мега бой, Мэнни Пакьяо против Хуан Мануеля Маркеза. Да этот бой стал для двух боксеров 4 в карьере, а до этого 3 боя прошли на равных, хотя судьи отдали победу Мэнни, но у болельщиков остались очень большие вопросы к обеим боксером. Вот и 08.12.12 произошел долгожданный 4 бой этих бойцов, к этому бою Маркез готовился очень сильно и самое главное дисциплинированно, хотя тоже самое можно и сказать про Мэнни, но все же Мэнни на тот момент был лучшим боксером вне зависимости весовых категорий и были три победы и самое главное, что за ним закрепилось прозвища «Убийца мексиканцев», так как он побил боксеров мексиканцев Барреру, Моралеза, Маргарито, Оскара Де Лахойу, Диаза, Лариоса, Велазкеза и Пуэрториканца Котто. В этом бою 95% экспертов ставили на победу Мэнни, но произошло то что никто не ждал, Маркез точным ударом справа отправил в 6 раунде Мэнни в тяжелый нокаут, тем самым показав характер и железную дисциплину которую ему поставил на этот бой ТРЕНЕР. Ну что же будет ждать 5 боя или… Ну а дальше про тот же Реал и Интер. Реал сыграл Мадридское дерби против Атлетико. Где да именно на классе обыграл со счетом 2-0. Потом пошли ужасные игры против Вальядолида в гостях, где Реал выиграл 3-2, с не менее ужасной игрой. Далее Реал играет в ничью 2-2 у себя дома с аутсайдером Эспаньелом, где была та же самая ужасная игра. Ну апогеем стал последний матч в нынешнем году против Малаги в гостях, где и Реал проиграл со счетом 3-2, так и не показав того чего ждали от него миллионы болельщиков со всего мира. Теперь про Интер, просто статистика. Лацио 1- 0 Интер (все же в этом матче можно оправдать Интер) Интер 1-1 Дженоа. Сыграть с аутсайдером в ничью у себя дома уму не постижимо.
Так вот задаюсь вопросом, есть ли сейчас у Реала и Интера тот КЛАСС, о котором говорят и способны эти команды в новом году показать игру? Вопрос остается открытым и не стоит искать вину только в тренере и игроках…
Порядок и трудовая дисциплина бьют класс. Всегда или почти всегда
… правильные принципы в руках посредственных людей оказываются сильнее бессистемных и случайных попыток гения
Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности
Низкая производительность труда и неэффективное использование рабочего времени? Низкая трудовая дисциплина? Неконтролируемый рост численности персонала и, как следствие, фонда оплаты труда? Межфункциональное взаимодействие не налажено, ответственность «размыта»? Изменения организационной структуры ориентированы скорее на рост численности персонала, чем на повышение его эффективности? Вам НЕ нужны консультанты. По крайней мере, для решения большинства проблем, перечисленных выше.
Зачастую мы забываем или просто не отдаем себе отчета в том, что очень многое в этом направлении можно сделать без существенных затрат, за счет элементарного наведения порядка, где главную роль играют тр467054удовая дисциплина, ваш собственный здравый смысл, опыт ваших сотрудников и уверенность в том, что проводимая работа действительно нужна (см. Табл. 1). Таким образом, мы часто расплачиваемся за отсутствие самодисциплины и неверие в собственные силы.
Устранить мелочный контроль, излишнюю детализацию при планировании и избыточную отчетность. Научить руководителей правильно формулировать цели (например, с использованием принципов SMART), внедрить контроль исполнительской дисциплины и увязать выполнение поставленных задач (достижение целевых показателей) с размерами денежного вознаграждения.
По возможности шире использовать телеработу и аутсорсинг. Обучить сотрудников максимально использовать возможности стандартного программного обеспечения (ведь страшно смотреть, как некоторые сотрудники убивают несколько часов на то, что можно сделать за несколько секунд одним- двумя щелчками мыши).
Опираясь на собственный здравый смысл, а также опыт и силы своих сотрудников, можно сделать так, чтобы функции (бизнес- процессы) выполнялись по возможности непрерывно, параллельно и ритмично. В первую очередь это должно относиться к основным функциям (бизнес- процессам), и уж потом- к вспомогательным и обеспечивающим. Если уж функции (бизнес- процессы) все равно выполняются или могут выполняться при наступлении заранее известных событий (условий) или в заранее установленные сроки– сделайте так, чтобы они выполнялись автоматически– без «благословения» свыше в виде специально издаваемого приказа. Относитесь к каждому перемещению предмета труда (продукта, документа) между подразделениями в процессе его обработки как к пересечению товаром границы- т.е. к тому, что автоматически увеличивает его стоимость и время доставки до потребителя. Сведите к минимуму такие перемещения, сделайте процесс прямоточным (см. Организации рабочего процесса принципы).
Рис. 1
Наконец, можно (и нужно) провести регламентацию— создать и нормативно закрепить порядок пошагового выполнения работ по всем или хотя бы основным направлениям деятельности. «Умный» регламент существенно снижает необходимость текущего управления действиями исполнителя (а значит, делает некоторые руководящие должности избыточными), потому что и без непосредственного руководителя дает работнику четкие указания к действию на каждом шаге в стандартной ситуации. Вмешательство руководителя необходимо только в случаях, выходящих за рамки стандартных ситуаций. Для каждого шага такой регламент должен давать ответ на вопрос кому, чтои какделать для того, чтобы соответствующий процесс был выполнен в разумные сроки и без ущерба качеству работ при интенсивности работы немного выше средней. Степень «доходчивости» регламентов должна быть такой, чтобы используя его, соответствующую функцию (бизнес- процесс) «на троечку» мог выполнить даже новичок, имеющий минимально необходимый и достаточный уровень знаний и умений. При регламентации также производится корректировка способов выполнения функций (бизнес- процессов) с точки зрения здравого смысла- так, чтобы они в наибольшей степени отвечали основным принципам организации рабочего процесса. Выполнение регламентов важно увязать с размерами денежного вознаграждения. Это опять- таки сделать несложно- нужно, чтобы показатель исполняемости регламентов (например, достижения закрепленных ими показателей, соблюдения сроков рассмотрения документов, представления отчетности) входил в состав КПЭ.
Словом, сделайте именно то, чего добиваются идеологи бережливого производства- и вы во многом избавитесь от «семи губительных потерь», которые дотошные японцы называют хорошо запоминающимся для русского человека словом Муда(расходы и любая деятельность, которая потребляет ресурсы, но не создает ценности для клиента):
А если не нравится и этот подход- можно использовать 12 принципов производительности Г. Эмерсона (вот уж кто пропел подлинный гимн ОРГАНИЗАЦИИ как функции управления).
Все меры, о которых сказано выше,- не бесполезная околонаучная болтовня. Они были реализованы в различных сочетаниях в разное время совершенно не похожими друг на друга компаниями. А ведь если разобраться- это просто наведение ПОРЯДКА и трудовая ДИСЦИПЛИНА. Так почему бы такой порядок не навести и вам? В целом эффект от таких мероприятий вполне сопоставим с проектом по Реинжинирингу (перепроектированию) бизнес- процессов. А там, глядишь, и не нужны станут эти дорогостоящие инновации, болезненная перестройка бизнес- процессов, дорогущие ERP- системы, системы управления качеством (или чем- нибудь еще) в том виде, в котором их сейчас пропагандируют, пытаясь заработать, найм «звездных» управленцев или консультантов т.д.
Таблица 1
Направления совершенствования
Конкретное мероприятие
Организационная структура, численность, квалификационный состав персонала
1. Разработка и внедрение нормативных документов, обеспечивающих соответствие организационной структуры принципам преемственности, экономичности и эффективности, а именно:
-единые принципы и правила формирования и изменения организационной структуры;
-типовые организационные структуры – при наличии разветвленной региональной структуры (местные особенности можно учесть при применении кластерного подхода к разработке типовой структуры региональных отделений);
-методика расчета численности персонала, необходимой и достаточной для выполнения закрепленных за ним функций без ущерба качеству работ и при их интенсивности немного выше средней
2. Разработка и внедрение нормативных документов, обеспечивающих достаточный уровень квалификации работников, а именно:
-требования к минимально необходимому и достаточному уровню знаний и умений, необходимых для занятия должности (могут быть закреплены в должностной инструкции или в профиле должности);
-обязательные программы обучения (с проверкой полученных знаний), обеспечивающие повышение уровня знаний и умений или повышение личной эффективности (напр. навыки постановки целей, управления временем, методы принятия решений и т.д.)
1. Устранение лишних функций (и упразднение выполняющих их организационных единиц)
2. Регламентация деятельности (в первую очередь – общие вопросы управления, затем- основные производственные, вспомогательные и обеспечивающие бизнес- процессы (порядок осуществления расчетов, продаж, закупок и материального учета, бюджетирования, инвестиционной, проектной деятельности)).
3. Корректировка уже отстроенных и неплохо работающих процессов. Основными направлениями действий могут быть унификация и стандартизация выполнения функций (бизнес- процессов), автоматизация, более широкое применение ИТ и т.д
4. Совершенствование системы постановки целей и оценки результатов деятельности
5. Контроль исполнительской дисциплины (т.е. простой план- фактный контроль и/или упреждающий контроль, позволяющий прогнозировать развитие ситуации и при необходимости предпринимать корректирующие воздействия) и обязательная увязка выполнения поставленных заданий (целевых показателей) с размерами денежного вознаграждения
Чтобы как-то подкрепить свою мысль интересными фактами, позволю себе небольшой экскурс в историю (куда же без нее, если так нравится?). Цивилизация Древнего Рима не дала миру культурных шедевров мирового масштаба, сравнимых с греческими, однако стала одной из величайших во многом благодаря умению учиться у других, понимать, что в данный момент является действительно важным, ставить и методично, шаг за шагом, добиваться сугубо практических целей, «выжимать» максимум из того, что есть под рукой. Это одна из немногих цивилизаций, почитавших дисциплину за божество (см. ниже Немного фактов). Именно пример римлян наиболее ярко демонстрирует, что порядок бьет класс. Всегда или почти всегда. В этом я абсолютно уверен.
Немного фактов
Инсула. Многоэтажный жилой дом с комнатами и квартирами, предназначенными для сдачи внаём. Инсулы появились не ранее III века до н. э.
Начало Аппиевой дороги (Via Appia) в Риме. Первая и самая известная римская военная дорога. Проложена из Рима в Капую Аппием Клавдием в 312 до н.э. (позже проложена далее до порта Брундизий).
Хватит, пожалуй. Пока я вас совсем не утомил. И пожалуйста, помните о Муда
Список использованной литературы
Густов Дмитрий Юрьевич. Жилище в Древнем Риме
Коротченко Н., Черноусов П. Был ли свинцовый водопровод причиной крушения Римской империи?
Кочетов В.А. Римский бетон: Из истории строительства и строительной техники Древнего мира
При написании статьи использовались материалы сайтов
Нам так не хватает побед в футболе, что мы снова и снова обращаемся к футбольным героям прежних лет. Одним из таких является Мастер спорта СССР Асим Худиев, знаменитый защитник легендарной азербайджанской команды «Нефтчи». 22 декабря 2009 года за развитие и пропаганду Физической культуры и спорта в Азербайджане Указом Президента Азербайджана господина Ильхама Алиева, Асим Худиев был награжден званием «Заслуженный деятель Физической культуры и спорта Азербайджана».
Уйдя из большого спорта, Асим муаллим, будучи координатором футзальных соревнований Азербайджана и делегатом УЕФА, по-прежнему остается на переднем крае мировых футбольных событий.
— Как в вашу жизнь пришел футбол?
— Это вопрос часто задают всем, кто активно занимался футболом. Я родился и вырос в Кировском районе Баку, который сейчас называется Бинагадинским, в доме работников «Кировнефти». В этом, довольно густонаселенном месте, было много спортивных площадок. Правда, они были абсолютно непригодными для футбола, так как находились на наклонной плоскости, но такие условия прекрасно накачивают мышцы и закаляют твой дух. Мы гоняли мяч до занятий, а после уроков, сооружив ворота из портфелей, играли в футбол до заката солнца.
— Когда же вы делали уроки?
— После футбола, естественно! Домой мы приходили в ужасном состоянии – пионерские галстуки в кармане, побитые ботинки, оторванные подошвы, грязные рубашки, которые из белых после игры превращались в серые и мокрые. Но я полюбил футбол не из-за того, что он давал возможность приятно провести время с друзьями. Мне очень нравился дух соревнования и стремление к победе над соседним двором или параллельным классом.
А в четвертом классе на дверях кабинета завуча школы я увидел объявление – «Ученики 4-5 классов! Кто хочет активно заниматься футболом, завтра в 16.00 состоится отбор в футбольную школу молодежи при БОНО». Нашей радости не было предела — наконец с нами будут заниматься правильным футболом!
На следующий день в школу пришло около ста ребят. Мы собрались на спортивной площадке, нас разделили на четыре команды и объявили, что после игры для спортшколы выберут самых одаренных и перспективных. Естественно, мы старалась изо всех сил, и по окончании этого мини-турнира из ста мальчишек отобрали только пять! Я оказался в числе этих счастливчиков и начал заниматься в футбольной школе, организованной уважаемым азербайджанским футболистом Алекпером Мамедовым. Мальчишеская мечта сбылась, но я не думал о футболе как о будущей профессии. Когда я пошел в первый класс, наша учительница Валентина Александровна Чепурненко, задала нам вопрос – кем мы хотим стать? Ответы были самые разные — летчиком, врачом, военным, а я написал, что хочу быть шофером. Самое интересное, что на выпускном вечере Валентина Александровна отдала нам эти пожелтевшие листочки, где мы писали о своих детских мечтах…
В 1967 году меня определили в подготовительную группу футбольной школы молодежи, и до 74-го года я обучался футбольным азам, осваивал знания и участвовал в различных спортивных мероприятиях. В юности я являлся неоднократным победителем чемпионата города, республики и Всесоюзных соревнований. Но если бы в 16 лет я случайно не попал в команду мастеров «Нефтчи», то мог бы вообще забросить футбол и выдрать другую профессию.
— Почему?
— Потому, что в то время все мои помыслы были связаны со школой, ведь я очень хорошо учился, особенно по истории, географии, физкультуре, труду и английскому языку, который я сегодня активно использую в Европейском футбольном союзе. И это все школьная база!
— Тем самым вы опровергаете мнение о низком интеллектуальном уровне спортсменов!
— Такое мнение и в самом деле существует, что спортсмены только бегают, прыгают и ничего не знают. Но это не так! Множество из них окончили университеты, институты и нашли применение своим знаниям в самых разных сферах.
— Как же вы попали в самую знаменитую азербайджанскую команду?
— Случайно! В самом конце обучения в молодежной футбольной школе я неожиданно увидел около метро «Гянджлик» знакомых ребят, которые возвращались с учебно-тренировочных сборов дублирующего состава «Нефтчи». И тут мне в голову пришла мысль – а чем я хуже, ведь я уже выступал за юношескую сборную Азербайджана? Пришел домой, немного подумал и сказал отцу, что завтра пойду к директору школы за рекомендательным письмом.
— Неужели в столь юном возрасте вы принимали самостоятельные решения?!
— Конечно же, я обо всем советовался с родителями, но решения всегда принимал сам. А родители, видя мою увлеченность футболом, во всем меня поддерживали.
— И не пытались вас отговорить?
— Отговаривать можно в том случае, если сын из-за спорта запускает занятия в школе. А я все успевал! «Тройки» у меня были только по алгебре и геометрии, которые я не любил.
— Наверняка не все ребята отличались таким примерным поведением?
— Таких было очень мало. В нашем небольшом многонациональном районе почти все наши родители работали на одном предприятии, а прямо напротив нашего дома жила завуч школы, где мы учились. Семейное воспитание играло огромную роль в нашем становлении, поэтому ребята не позволяли себе пить, курить или хулиганить.
Моя мама была химиком, а папа работал в партийных организациях Кировского района, и был очень занятым человеком. Но они были уверены, что я их не подведу — буду хорошо учиться и вовремя приходить домой. В моей комнате висел режим дня, и я от него никогда не отступал. В 1997 году папе исполнилось 70 лет, и в школе, где в торжественной обстановке отмечали его юбилей, он выступил с речью: «Я горжусь своими детьми, потому что они ни разу меня не подвели, и я могу ходить с высоко поднятой головой». Я бы всем родителям пожелал, чтобы они могли сказать такие слова о своих детях. К сожалению, сегодня мы чаще сталкиваемся с другими примерами, и мне иногда бывает стыдно перед гостями нашего города за поведение некоторых молодых людей…
— По какому принципу формировались дворовые футбольные команды?
— Все ребята учились либо в 99-ой, либо в школе №100, и команды складывались из одноклассников. Мы вместе ходили в школу, вместе возвращались, вместе играли в футбол, ловили рыбу, и если дома кому-то давали бутерброды, их честно делили на всех. В футбол не играли только те ребята, кто-то плохо учился в школе, и в этом случае родители брали его за одно место и заставляли учить уроки. Но большинство наших ребят очень хорошо учились — их фотографии висели на Доске почета, они писали доклады, прекрасно рисовали. Хорошее было время, интересное…
— К сожалению, современная молодежная среда довольно агрессивна и безжалостна.
— Я всегда говорю, что советская школа была самой лучшей, культурной и доброй. Сейчас все изменилось… В нашем классе было 39 человек, кто-то учился хорошо, кто-то хуже, но мы были равны. Еще раз повторюсь – главную роль в этом играло правильное воспитание, которое мы получали в своих семьях, и это не позволяло большинству ребят проявлять жестокость по отношению к своим сверстникам. Безусловно, не все были идеальными, но в мое время подобная манера поведения осуждалась обществом, семьей и школой.
Я, например, с ранних лет был очень самостоятельным парнем – утюжил свои брюки и пионерский галстук, разогревал еду, стирал, и эти навыки мне очень пригодились в дальнейшей спортивной жизни, особенно когда я стал выезжать на соревнования и подолгу находился вдали от дома. А многие молодые ребята, которых я часто встречаю в городе, на бульваре, в ресторанах, выглядят беспомощно и при этом отличаются развязным поведением. Мне кажется, причина заключается в том, что они рассчитывают не на свои силы, а на поддержку родителей и влиятельных родственников. К сожалению, многие парни предпочитают посещать кафе и клубы, но редко кто из них читает книги, ходит на выставки, в музеи или просто гуляет с друзьями по Ичери шехер, не говоря уже о том, что мало кто из них занимается спортом. Меня не радует нынешний формат и фактура нашей молодежи – средний рост, худенькие, слабенькие. Мне бы очень хотелось, чтобы они, вместо того, чтобы скитаться по барам и соревноваться друг с другом в моде, больше внимания уделяли спортивным занятиям. Тем более что сейчас в Азербайджане существует масса спортивных центров.
— Насколько изменилась ваша жизнь после того, как вас приняли в «Нефтчи»?
— Став членом такой знаменитой команды, я прекрасно осознавал огромную ответственность перед руководством республики, городом, семьей, друзьями и однокурсниками, потому что к этому времени я уже учился в институте физкультуры. Самое интересное, что мама стала моей самой страстной болельщицей, и очень эмоционально болела за мою команду. Нас, игроков «Нефтчи», знал весь город, и мы были настоящими героями!
— А голову не сносило от такой популярности?
— У нас времени не было думать о таких вещах, потому что целыми днями мы тренировались. А выходя в город, мы прекрасно понимали — нас все знают, на нас все будут смотреть и нам надо вести себя соответствующим образом. Несмотря на огромную популярность, никто ребят не страдал «звездной болезнью», потому что мы пришли в большой футбол уже готовыми, нас не надо было воспитывать и направлять. Из глубокого уважения к игрокам основного состава, мы даже не заходили в автобус и не садились обедать! Поэтому, когда вставал вопрос — кого рекомендовать в основной состав, учитывались и оценивались не только спортивные достижения, но и характер, культура и воспитание, потому что все это взаимосвязано, ведь команда — это та же семья. В то время на одно место претендовало три игрока, но отбирали лишь тех, кто лучше всего проявлял себя на тренировке и в жизни. И для того, чтобы тебе дали возможность сыграть за основной состав хотя бы 15 минут, надо было выложиться на все «сто».
— Чем отличается футбол вашей молодости от современного?
— За эти годы произошли огромные изменения — изменилась тактика, скорость и даже культура футболистов! Но индивидуальное мастерство сегодняшних игроков, на мой взгляд, немного снизилось по сравнению с тем временем. Если взять азербайджанский футбол в целом, то в этом плане мы отстаем о предыдущих лет. Поэтому болельщики, когда общаются с нами, говорят – почему нет второго Худиева, Рахманова или Джавадова? Это очень актуальный вопрос, на который у меня нет ответа.
Одна из проблем, и об этом я неоднократно говорил, заключается в неправильной селекции на начальном этапе. В мое время из 100 ребят выбирали 5, а сегодня из 20 ребят берут 15. То есть, специалисты, которые занимаются детским и юношеским футболом, должны более взвешенно и тщательно подходить к этому вопросу, потому что футболист на поле — это не только образ клуба, прежде всего это образ Баку и всего Азербайджана. Но когда болельщики видят, что футболист отстает физически, медленно мыслит, слабо участвует в борьбе, возникает законный вопрос — почему его выпустили на поле? И как нам ответить? Потому что его с детства так учили, а его тренер выбрал для него неправильную позицию? В мое время из 11 игроков юношеской команды только 2 попали в команду мастеров, остальные же не соответствовали жестким требованиям «Нефтчи».
— Наши болельщики придумали удобную отговорку, которая оправдывает проигрыши азербайджанских футболистов — командная игра противоречит нашему менталитету. Вы с этим согласны?
— Да, потому что у нас очень хорошие показатели в индивидуальных видах спорта, а вот командные, такие как волейбол, гандбол, хоккей на траве и футбол, хромают. Но нельзя забывать о том, что азербайджанский футбол пока еще находится на стадии развития. Если в предыдущие годы говорили, что у нас нет стадионов, полей, тренеров, то есть, было на что ссылаться, то сейчас этого не скажешь. У нас для футбола есть все! Но сегодня проблема заключается не в отсутствии средств. Тысячи родителей приводят в футбольные школы своих детей, потому что видят по ТВ знаменитых футболистов, зарабатывающих миллионы, и мечтают о том же для своих сыновей. Такая позиция рождает массу проблем, родители всячески давят на тренера, вмешиваются в тренировочный процесс, и мне очень жаль, что не все тренеры могут этому противостоять. И, тем не менее, несмотря на трудности, наше правительство и АФФА создали все возможности для того, чтобы азербайджанский футбол занял достойное место в мире.
— Какой же выход вы видите для решения проблем с игроками?
— Тренеры наших клубов должны отбирать самых лучших и одаренных игроков, а молодым игрокам необходимо стать более серьезными и ответственными по отношению к футболу, не забывая при этом учебу. Это очень важный момент, потому что существует масса примеров, когда футболисты завершали свою спортивную карьеру, и вынуждены были все начинать с нуля, потому что у них не было образования. А многие вообще исчезали из поля зрения, и мы даже не знаем, как сложилась их судьба…
Во времена моей молодости у нас был железный распорядок дня, который мы никогда не нарушали. Мы собирались на базе «Нефтчи» в 9 утра, и до начала тренировки мы к ней готовились – переодевались, читали газеты «Советский спорт», «Спорт», «Футбол-хоккей», «Бакинский рабочий», «Вышку», чтобы быть в курсе жизни страны и Азербайджана. С 11 до 13 часов мы тренировались, потом душ, обед и «тихий час», а с 17 до 19 часов была вечерняя тренировка. Наш режим был расписан и утвержден, и так продолжалось многие годы. А сегодня тренеры жалуются, что молодые ребята тренируются полтора часа в день, а потом расходятся по домам, ресторанам или ночным клубам. На первом плане у них не тренировки, а развлечения, им гораздо важнее ездить на дорогих машинах и пользоваться привилегиями, нежели побеждать. Эту ситуацию необходимо менять, ведь у нас есть много хороших, перспективных игроков, но им нужно пересмотреть свой образ жизни и отношение к футболу, тогда и будут успехи.
Раньше на базе «Нефтчи» висел огромный лозунг — «Дисциплина бьет класс», то есть, мы, благодаря своей дисциплинированности и монолитности, способны обыграть команду любого класса, поэтому, играя на своем поле, мы могли уложить «на лопатки» киевское «Динамо» или московский «Спартак». Я, например, стремился тренироваться лучше, чем мои товарищи — быстрее бегать, быстрее мыслить, виртуозно владеть футбольной техникой. И тренер, видя мою самоотверженность, включал меня в основной состав. Надо сказать, что в дублирующем составе играло очень много ребят, но выживали только сильнейшие. Поэтому к нам, игрокам основного состава «Нефтчи», до сих пор подходят на улице: «Вы оставили такой глубокий след в Азербайджане, что вас ни с кем не спутаешь». Это очень приятное ощущение, но будет ли так с нынешними молодыми спортсменами? Я им даже иногда говорю в шутку: «В 70-80-е годы в лучшем случае вы играли бы в чемпионате города». «Почему это?» — удивляются они. «А потому, что таких футболистов дальше этого чемпионата тогда не пускали»… Некоторые обижаются, кто-то соглашается, но есть и такие, кто вообще не придает значения моим словам, потому что это для них не очень то и важно…
Но для меня футбол всегда был смыслом жизни, и я не вижу себя ни в какой другой профессии. Нас знают и помнят как игроков лучшей команды Азербайджана. Это и есть самое ценное и важное для футболиста.