Дивен бог во святых своих что означает

Дивен Бог во святых Своих

Слово в неделю Всех святых

Дивен Бог во святых Своих.

Каждый раз, поднимаясь на эту священную церковную кафедру, хотелось бы многое взять из сокровищницы божественной для вашего назидания и передать вам все это в один раз, но это невозможно. Сегодня я хочу обратить ваше благочестивое внимание не на какой-нибудь отдельный предмет церковной или духовной жизни, не на какой-нибудь отдельный догмат или нравственное учение или, наконец, на отдельное лицо, которое могло бы служить предметом назидания или почитания, а на целый сонм всех святых, от века Богу угодивших.

Дивен бог во святых своих что означает. Смотреть фото Дивен бог во святых своих что означает. Смотреть картинку Дивен бог во святых своих что означает. Картинка про Дивен бог во святых своих что означает. Фото Дивен бог во святых своих что означает

Нынешний, первый по Пятидесятнице, воскресный день святой Церкви, посвящается их памяти.

Хотя и каждый день в течение всего года Церковь посвящает одному, двум или трем святым, принося за них благодарственную бескровную жертву Господу Богу, величая, прославляя и ублажая их вечную память, труды, болезни, страдания и житие о Господе, усердно прибегая к их заступлению, прося ходатайства и помощи всем нам, грешным людям, еще совершающим земное поприще, она определила ежегодно первый по Пятидесятнице воскресный день посвятить памяти всем святым, от века угодившим Богу.

Святая Церковь твердо верит, что есть много таких святых, которые вели свою подвижническую жизнь в уединении, в непроходимых вековых лесах, пустынях, горах, вдали от мира и его суеты, где и скончались в безмолвии, жизнь которых – труды, подвиги, дни преставления и имена остались неизвестными; святая Церковь, не имея возможности посвятить каждому в отдельности особый день в году по неведению дня их кончины, избрала нынешний день для всеобщего их поминовения.

Вот почему на Литургии святителя Василия Великого, которая совершается только 10 раз в году, в одной из молитв после Херувимской песни священник, стоя пред престолом Господа, молится, чтобы Он помянул и всех тех, которые подвизались в горах, вертепах и пропастях земных и остались неизвестны миру.

Итак, сегодня день всех святых, от века Богу угодивших. Какой величественный и чудный день для всех христиан! Какое умилительное поминовение! Взоры земной воинствующей Церкви Христовой в нынешний день обращены к небу, к Церкви торжествующей, к сонмам святых, от века Богу угодивших, их же имена Он только знает!

Взоры эти полны радостного настроения и молитвенного упования к тем, кои сегодня так торжественно прославляются миллионами благодатных христианских сердец по всему миру земному.

Воистину «Дивен Бог во святых Своих». Целый сонм святых: праотцы, патриархи, пророки и апостолы, святители и мученики, преподобные и праведные, бессребреники и Христа ради юродивые, затворники и столпники, юношеский возраст, мужеский и старческий, праведно прожившие на земле, благодарно вспоминаются ныне Церковью, которая воссылает к ним свои поклонения и восхваления.

Воистину «Дивен Бог во святых Своих». Вы думаете, может быть, братья, что святая Церковь случайно и без всякого основания избрала этот день для прославления всех святых?

Нет. Она на это имела глубокое и весьма существенное основание.

Мы только отпраздновали великий день Сошествия Святого Духа, день Святой Троицы, и непосредственно за этим великим праздником святая Церковь посвящает всем святым именно этот день. Но почему?

Потому что все угодники Божии спаслись своею подвижническою жизнью по своей твердой вере, но в никаком случае спасение не могли получить без благодатной помощи Святого Духа, какова бы ни была крепка и велика вера их и каковы бы ни были велики их труды и подвиги. «Благодатию бо есте спасени чрез веру, и сие не от вас, Божии дар, не от дел, да никтоже похвалится» (Еф. 2: 8–9), – говорит Священное Писание.

Вот почему человек не в силах совершить земное поприще достойно званию христианина без благодатной помощи Святого Духа. Каждый день на утрене во время чтения шестопсалмия священник молится Богу, чтобы Промысл Божий руководил христиан в жизни праведно, ибо мы должны не только спастись, но и помолиться: «яко же подобает, не вемы, аще не Ты, Господи, Святым Твоим Духом наставши ны». Значит, спасение наше тесно связано с действием в нас Бога Духа Святого, и все те многочисленные святые, которых сегодня Церковь празднует, спасены благодатию Бога Духа Святого; следовательно, когда, как не теперь, поминать всех святых, когда у всех нас свежее воспоминание только что прошедшего великого дня Святой Троицы, и благодатию Коего все нами почитаемые святые спасены? Воистину великая сила благодати Святого Духа.

Братья, научимся сегодня в этот день, посвященный всем святым, дорожить и просить благодатной помощи у Бога Духа Святого, без Которого мы не в состоянии сказать хорошее слово, тем более совершить какой-нибудь благочестивый подвиг и заслужить спасения. Нет среди христиан такого, который мог бы исключительно своими усилиями спастись, без благодатной помощи Духа Святого. Христианин может обладать твердым характером, крепкой волей и намерением жить благочестиво и спастись, но все его усилия без благодатной помощи Святого Духа напрасны.

Вспомните только слова Спасителя, когда вот уже кончается второе тысячелетие, но и ныне нам всем известные: «Хулящему на Духа Святого не простится ни в сем веке, ни в будущем».

Поэтому будем всегда обращаться к благодатной помощи Бога Духа Святого: «Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины… приди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

В этот великий день, посвященный всем святым, помолимся, благочестивые братья, чудному собору избранников Божиих, чтобы они явились ходатаями перед Богом за нас грешных. Хотя у нас един Ходатай за человеков – «Человек Христос Иисус, давый Себе избавление» (1 Тим. 2: 5–6), но Богу угодны ходатайства за нас грешных и Его угодников. Не сомневаясь, будем всегда припадать с теплой молитвой к их помощи, они нас услышат и придут к нам на помощь в тяжелую минуту жизни, уврачуют в болезни, утешат в скорби и печали, подкрепят в малодушии и унынии, ибо много может помочь молитва праведного.

Поминая сегодня всех святых, да не пройдет этот праздник без нашего собственного назидания. Чему можно поучиться в этот праздник? Весьма многому полезному и спасительному. Вспомним только, чем были многие святые долгие годы своей жизни.

Истрия Церкви говорит нам, что в числе святых много таких, которые были величайшими грешниками и потом сделались угодниками Божиими. Возьмем, например, царя Давида. Бывший царь-убийца и прелюбодей, а впоследствии великий праведник, который оставил миру на вечные времена чудную книгу Псалтырь, в которой он вслух всего мира оплакал свое грехопадение, давши образец того, как должно каяться грешникам всех веков. И сколько христиан, которые в Псалтыри находят для своих разбитых сердец полное исцеление и утешение!

А вот всемирные блудницы Мария Египетская, Пелагея Палестинская и Евдокия Финикийская, сделавшиеся потом величайшими подвижницами, земными ангелами. Не это ли удивительный пример необыкновенного возрождения? Из величайших общеизвестных блудниц сделаться избранницами Божиими, из бездны пороков восстать для подвижнической, ангельской жизни – воистину дело, достойное удивления и почитания.

Вот первоверховный ученик Спасителя Петр, изменник и клятвопреступник, потом слезами и троекратным исповеданием любви восстановленный в апостольском достоинстве, давший образец твердой веры. А вот жестокий гонитель веры Христовой и Его последователей Савл из города Тарса, а потом пламенный ревнитель проповеди евангельской. Апостол Павел, основавший в разных странах Азии и Европы больше Церквей, чем все остальные апостолы. Вот и наш русский князь – идолопоклонник и многоженец Владимир, потом крещеный христианин Василий, просветивший всю Русскую землю светом евангельского учения. Вот, наконец, и разбойник с высоты креста, величайший преступник и злодей, а потом достойный наследник рая. Видите ли, возлюбленные братья, какова была юность и первые года этих святых угодников Божиих? Но какая сила переродила их греховную природу! Как много из них, бывших служителей тьмы, сделались потом служителям света! «Явися бо благодать Божия спасительная всем человеком» (Тит. 2: 11), которая коснулась слабого человеческого сердца, дотоле жесткого, грубого, неверного и темного, а потом коснувшейся благодатью сердце человека изменилось, отвергло дела тьмы и возлюбило свет истинный.

Не показывают ли, братья, эти немногие примеры, как могущественно действие благодати Божией на сердце человека?

Но действие благодати Божией до смерти Сына Божия не так было доступно людям, как оно сделалось по принесении искупительной Голгофской жертвы.

Но как Божия благодать действовала в те времена, она действует и теперь, ибо Господь Иисус Христос днесь и вчера тот же и во веки. Как раньше спасались самые великие грешники, так и теперь Господь «всем человеком хощет спастися и в разум истины приити» (1 Тим. 2: 4).

Все праведники до этой Жертвы сходили во ад.

Теперь благодать Божия очищает и освящает сотни и миллионы христианских душ через приобщение Святых Тела и Крови Христовых и принятие других спасительных таинств, которые прощают человека и примиряют его с Богом, делают его очищенным и святым.

Поэтому можете судить, благочестивые слушатели, как мы счастливы, что живем в ограде Православной Церкви, предоставившей нам все нужное к спасению! Как счастливы вы, наши дети и потомки, ограждаемые от коварного бурного житейского моря спасительным кораблем – святою Церковью! Не благодарить ли нам возлюбившего нас Господа за Его великую милость, оказанную всем желающим спастись и благочестиво жить о Христе Иисусе? Но жизнь эта о Христе Иисусе, жизнь благочестия и спасения, связана с испытаниями. Она ведет узким и тернистым путем, которым шли и все сегодня почитаемы святые. Многими скорбями они вошли в Царство Небесное, скорби эти неизбежны и для нас.

Но к вам, братья, стенящим под тяжелым бременем испытания, смею ли я обращаться со словом увещания и дальше нести это тяжелое бремя? В дни испытаний мир со всех сторон проповедует вам во имя своей философии оставить этот путь испытаний, забыть все прошлое и мечтать о будущем, которое будет чуждо всяких испытаний.

Да сохранит вас Господь Бог от такого необдуманного и пагубного шага! Мир вам предлагает легкий путь, полный утешения, но верьте, братья, путь этот отравит всю вашу душу и скорбящее сердце, утешения он вам не может доставить, это будет кратковременное и ложное утешение, ведущее к погибели.

Путь этот приведет вас к удрученному неизреченному горю, к отчаянию. Берегитесь этого обманчивого и соблазнительного пути со всеми его опасностями и пропастями, которого так избегали прославляемые нами все святые.

В тех ударах, которые поражают вас, в тех постоянных испытаниях усматривайте дивную любовь Спасителя, всю жизнь страдавшего под ударами сверхчеловеческих испытаний. А когда будете изнемогать по своей естественной человеческой слабости, перенеситесь мыслью в далекие пределы Палестинской Святой Земли, станьте у берега того небольшого озера, где, среди ночи плывя, апостолы в ужасе тяжкого испытания готовы были упасть духом.

Благоговейно станьте, подождите, и ваши духовные глаза откроются, и вы, подобно апостолам, услышите сладкий голос Спасителя: «Аз есмь, не бойтеся» (Ин. 6: 20), и ободренные продолжайте путь земных испытаний.

Сегодня хотелось бы без конца говорить и величать каждого из святых, ныне поминаемых, восхваляя их труды и подвиги, бдения и тяжелые испытания для нашего собственного назидания. Но их такой сонм, что не час, не два и не день-два, а годы нужны, чтобы описать все их труды и болезни, которыми они достигли Небесного Царствия.

Вспомним только одного, особенно близкого моему, думаю, и вашему сердцу, который в течение тридцати лет сосредоточил в лице своем бездонный океан мучений плоти, сердца и духа человеческого, жизнь которого была сплошной борьбой, полна горечи, ненависти, измены, болезней, опасностей и презрения мира сего.

Я говорю о пламенном ревнителе Христова благовестия, об основателе многочисленных христианских общин и Церквей в Азии и Европе, о первоверховном апостоле святом Павле. Загляните в его послания, в эту сокровищницу Христова учения, вы увидите, что тот, который имел больше всех право просить Бога прекратить чашу страданий, тот самый начинает все свои многочисленные послания с изъявления благодарности своему Богу и Спасителю. Возьмите, братья, возьмите его драгоценное завещание всем последователям Христа и учитесь у него терпению и перенесению земных испытаний, и вам бремя и иго Христово окажется не так страшным и тяжелым. А ослепленный мир, видя ваше христианское терпение, с презрением встретит вас, но вы помните слова божественные: «вси же хотящие благочестно жити о Христе Иисусе гонимы будут».

А мы, верные заветам нашего Спасителя, исполняя Его заповеди о любви к гонителям и врагам своим и подражая ныне чтимым святым, будем просить Господа, чтобы Он благословил и коснулся животворной благодатью Своею неблагодарной и распявшей Его на кресте, грешной природы человеческой и обратил ее на путь истины, дабы все едиными устами и единым сердцем славили Его Трисвятое имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

В Неделю Всех святых сказано в церкви Кишиневской митрополии 13 июня 1910 г.

Источник

Дивен бог во святых своих что означает

В этом псалме пророк изображает пришествие Господне, низложение мысленных врагов и окончание духовного плена; а также учит, что Господь есть изведший древле сынов израильских из Египта. Сверх сего приявшим проповедь обещает дарование Духа Святого, присовокупляет утешение и Апостолам обетованием избавления от всякой скорби, постигшей их за проповедь, и даже обещает, что обратятся многие из преогорчевающих и погрязших в море удовольствий. А тем не менее возвещает избрание Апостолов, также показывает, кто они, и откуда, благовествует веру в Господа всех язычников, при этом же ясно учит и о восшествии Господнем на небеса. Все это можно видеть, разбирая каждый стих один за другим.

Слово это выражает побуждение Бога произвести суд над нечистыми демонами; потому что пришествием Его демоны лишены власти мучительствовать над людьми.

Уготовьте себя к тому, чтобы ходить путями на последок времен явившегося во плоти живущим на земле. Или, «Восшедшему на запады» значит «Снисшедшему даже до ада».

то есть, полчища демонов.

«Сирыми» называет беззащитных, а «вдовицами» – души, неуневещенные Слову, потому что Он – заступник немощных, подобно нам не имеющих человеческой помощи. Кто же сей Заступник и каков Он?

«Единомысленными» называет тех, которые Ему единому посвятили жизнь свою, и соделали ее чуждою всякого двоедушия и мирского пожелания. Посему, обещает таковым вселение в дому Его, небесном граде.

Это подобно сказанному «сущим во узах: изыдите, и сущим во тме: открыйтеся» ( Ис. 49, 9 ). «Узами» же и «тьмою» называет служение демонам.

Говорит это, потому что и во ад «сошед проповеда» там «духовом противльшимся иногда» ( 1Петр. 3, 19–20 ). Ибо «преогорчевающия» сказано вместо «преогорчившие».

Показывает, что нисшедший даже до ада есть Тот самый, Кто древле чрез Моисея извел Израиля из Египта. А посему говорит, что, когда предшествовал Ты народу Своему, исшедшему из Египта,

то есть исшествие его стало известно во всей земле.

Небеса искапали духовную пищу, разумеет же манну.

т.е. Бога, на горе Синайской давшего закон.

От лица Бога Израилева.

Израиль есть ум зрящий Бога.

«Дождем» именует евангельское слово, по сказанному: «снидет яко дождь на руно» ( Пс. 71, 6 ). «Вольным» же называет в отличие от служения подзаконного, потому что подзаконные службы допущены Им не добровольно, по сказанному: «кто. изыска сия из рук ваших» ( Ис. 1, 12 )? или: «всесожжения ваша не суть приятна, и жертвы ваша не усладиша Мя» ( Иер. 6, 20 ).

«Животными» называет здесь приобщившихся животворящей пищи. «На ней» же не тоже ли значит, что и «в достоянии Его»?

Что же уготовал, как не «ихже око не виде, и ухо не слыша» ( 1Кор. 2, 9 )? И кто нищий, как не один из тех, о которых сказал: «блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное» ( Мф. 5, 3 )?

Сам Господь дал глагол таинникам, потому что Он есть Царь возлюбленного народа, Он же и сила его.

Речь эта обращена к святым Апостолам. Если, говорит, приимут вас пределы («пределами» же называет уверовавших из двух народов), и потому, если упокоитесь в них, то даны будут им «криле голубине» с позлащенными «междорамия ми». Разумеет же, что приявшие святых Апостолов сподобятся Духа Святого. Междорамия же голубиные называет позлащенными, потому что умы приявших соделает многоценными, т.е. мудрыми.

Царями именует Апостолов, которые стали правителями Его достояния.

«Оснежатся» же сказано вместо «очистятся», а «в Селмоне» толкуется: «в воздаянии». Посему говорит, что приявшие святых Апостолов в воздаяние или в награду за приятие от небесного Царя примут очищение грехов.

«Горою» именует Церковь, называет же ее «тучною», потому что души принадлежащих ей соделывает упитанными и умащенными.

«Колесницею Божией» называет небесные и умные силы, которые носят на себе Бога. Это подобно сказанному: «тысяща тысящ служаху Ему, и тмы тем предстояху Ему» ( Дан. 7, 10 ). Они же суть и гобзующие, или радующиеся, потому что избавлены от греха. Посему, носимый тьмами на сей колеснице есть тот же Господь, Который и на святой горе Синае дал закон.

разумеет же высоту креста, и

то есть возвратил из плена души, плененный диаволом. Ибо это обещал Он, говоря: «аще вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе» ( Ин. 12, 32 ).

Те самые человеки, которых приял Ты в даяние, древле были непокорящимися, но и в них, говорит, вселился Ты. Смысл речи отыскивается чрез перестановку слов.

почему и вселяешься в них, то есть в данных Тебе. Но те самые, которых приял Ты, древле были непокорны. Явно же, что непокорны были, когда служили твари паче Творца.

По совершении великого дела возносит песнь Богу Апостольский лик.

Ты, Владыко, отверзешь дверь слова, чтобы благоуспешен был для нас путь проповеди.

его, то есть лика Апостолов, ибо избавит их, сокрушив главы врагов. Выражение же заимствовано от подобия змей, которые, когда нападают на человека, поражаемые в главу, сами погибают. Но речь эта имеет приложение и к начальникам народа иудейского.

Верх влас преходящих в прегрешениих своих.

«Верхом влас» называет опять главу, разумеет же, что сокрушит главы согрешающих нераскаянно.

«Васан» толкуется: горечь или преогорчение. Посему говорит, что от дома преогорчевающего, т.е. от дома Израилева, обратит к Себе.

Обращу во глубинах морских.

И низринувшихся в бездну сластолюбия, говорит, обращу к Себе.

Показывает, как они обратятся. Каким же именно образом? Не тем ли самым, что будут низложены лукавые силы? Ибо, по слову Исаии, «сведох кровь их в землю» ( Ис. 63, 6 ), так что нога Его омочена в крови. Здесь слово описывает сие как бы в виде повествования.

Псами называет стражей духовного стада, святых проповедников. Язык их едва не вкушает крови мысленных врагов. Посему разумеет, что Апостольское слово едва не соделается причиною смерти для лукавых демонов.

Посреде дев тимпанниц.

«Девами» называет души уверовавших, укрепленные Святым Духом, и евангельскою проповедью огласившие поднебесную, в числе которых разуметь должно и Святых Апостолов, как предначинателей служения.

«Источниками» израилевыми были блаженные пророки и прежде них Закон. Посему говорит, что должны мы славословить Бога, не отъинуду почерпая славословия, а только у них. Говорит же это по причине неправославных еретических писаний. Ибо из писаний Закона и пророков благословляется Господь способными из них, как из источников спасения, почерпать с веселием воду, о которой Спаситель сказал: а «иже пиет от воды, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды текущия в живот вечный» ( Ин. 4, 14 ). Но достойны обличения разделяющие ветхозаветное и новозаветное Писание, потому что не могут они в церквах благословлять Бога, не имея источников израилевых и Господа их, как дерзающие разделять и самое Божество.

«Князи Иудовы», говорит, рукоположены во владыки и князья поющих. И они были как из колена Иудова, так из колен Завулонова и Неффалимова: и из колен Завулонова и Неффалимова Петр, Андрей, Иаков и Иоанн, как извещает Евангелие, а из колена Иудова Левий, или Матфей, и другие Апостолы.

«Храмом» Его называет Церковь, «царями» же именует уверовавших во Христа, по сказанному: «вы же. царское священие» ( 1Петр. 2, 9 ). Итак говорит, что из земного храма, то есть из Церкви, по вере призванные в вышний Иерусалим принесут ему дары, очевидно, духовные.

Разумеет других противников проповеди. Кто же это, как не начальники народа иудейского? Они назывались «юнцами», потому что «юницами» именовался народ. А что действительно назывались они юнцами, это явствует из сказанного: «Обыдоша мя тельцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя» ( Пс. 21, 13 ). Они-то и простой народ возбуждали на брань против проповедников.

Сребро – Божественные словеса. Говорит же: «запрети» и мысленным, и чувственным врагам, чтобы проповедники Евангелия не были доведены до невозможности более проповедовать. Или так: «запрети» тем и другим, чтобы проповедники не были недопускаемы до проповеди.

Расточи язы́ки хотящыя бра́нем :

очевидно, разумеет народы в смысле духовном и брани воздвигаемые против Святых.

После того как рассеяны и связаны мысленные враги, стекаются уже на проповедь египтяне и ефиопляне. Именем же египтян означает ревностных идолослужителей и противников жития израилева, а именем ефиоплян – пределы земли. Но, каким образом Ефиопия притекла на проповедь, можно видеть это в примере Евнуха ефиоплянина.

Показывает, что и все прочие народы вместе с своими царями уверуют во Христа.

Поелику в предыдущих стихах проповедал о страдании и сошествии Христовом во ад, то проповедует и о восшествии Христовом на небо. А присовокупленное «на востоки» сказано сравнительно. Ибо, как солнце, сокрывшись на западе, восходит на востоке, так и Господь как бы из глубин адовых восшел на небо небесе.

Се даст гласу Своему глас силы.

«Гласом силы» называет глас, который воздвигнет всех мертвых, когда воскреснут по Его велению.

Так и Павел говорит: «прославите Бога в телесех ваших, и в душа́х ваших, яже суть Божия» ( 1Кор. 6, 20 ), потому что справедливость требует во всем прославлять Благодетеля.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Толкование на 2 Фессалоникийцам 1:10

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на 2 Фессалоникийцам 1:10 / 2Фес 1:10

Феофан Затворник (1815−1894)

егда приидет прославитися во святых Своих и дивен быти во всех веровавших, яко уверися свидетельство наше в вас, в день он

Вот цель второго пришествия Господня! Затем приидет, чтобы прославиться и дивным быть во святых и уверовавших. Отвержение неверов и грешников совершится будто мимоходом. Величие и грозность явления Господа отразит и поразит их. Все же внимание Господа будет обращено на то, чтобы удивить милость Свою в прославлении верных Своих. Какое теплое и успокоительное утешение для страждущих из-за веры в Господа!

В соответствие предыдущему, — неверам погибель вечная, а вам — дивная слава, — хоть не прямо о славе их говорит, а о прославлении в них Господа, но этим еще более увеличивает светлость ожидающего их в будущем состояния, давая понять, что их слава будет часть некая славы Божией, — Божеская слава.

Господь Сам в Себе всегда славен и дивен, но во святых Своих и верующих не всегда и не вполне Он ныне славен и дивен. В лице их Его уничижают и не благоговеинствуют пред Ним. Тогда же Он покажет, что суть святые и верующие в Него, какую благодатную силу носят они в себе на земле и какою духовною славою облечены души их под покровом бренного тела и несветлого внешнего положения. Что теперь сокрыто, то тогда явлено будет всем. Господь облечет их славою, какою Сам облечен, так что не только чуждые Ему, но и сами верующие и ангелы удивятся тому и прославят Его Самого. Не у явися что будем (1 Ин. 3:2). И на сердце человеку не всходило, что уготовал Бог любящим Его (1 Кор. 2:9).

Дивен бывает Бог во святых Своих (Пс. 67:36), и удивляет хотения Своя в них (Пс. 15:3), нередко еще здесь. Это и необходимо в видах устроения спасения рода человеческого. Дивным являлся на земле Сам Господь; дивны были святые Апостолы, в скудельных сосудах носившие великую Божию благодать, покорившую всю вселенную; дивны были святые мученики, страшные муки претерпевшие радуясь, даже слабые жены, девы юные и дети; дивны были преподобные, в строгих лишениях рай находившие. Особенно дивны нравственные изменения: из пьяниц — в трезвых, из блудников — в целомудренных, из гневных — в кротких, из скупых — в щедрых, из гордых — в смиренных. Но здесь это не всеми видится и чтится. Тогда пред всеми воссияет свет славы благодати Божией, — и явно будет, какие совершенства кто стяжал трудами на земле, и в каких проявляется Божеская слава. Ибо слава та не внешно будет одевать их, а проторгаться изнутри, из тех святых качеств, какие составляют строй души их.

Та и цель у Апостола в речах сих, чтоб отогнать мрачные мысли, к каким повод могли подавать гонения и скорби. Святые отцы на эту сторону и обращают более внимания при толковании. Вот их мысли. Феодорит: «Показал Апостол великость наказания неверов, наименовав его вечною погибелию; теперь дает видеть и славу уверовавших, сказав, что Сам Бог в них прославится и сделается дивным. В настоящей жизни одни пребывают в злостраданиях и трудах, а иные, живя порочно, наслаждаются обильными благами; в день же суда — праведные будут прославлены и сподоблены венцов, а жившие порочно преданы мукам». Святой Златоуст: «Когда гонители увидят, что те самые, которых они мучили, презирали и подвергали осмеянию, соделались близкими к Нему, тогда откроется слава Его, или, правильнее говоря, в этом будет состоять и Его слава, и слава сих последних; Его слава потому, что Он не оставил их, но окружил их большим блеском, — их слава потому, что они сподобились такой чести». Он же: «Когда злосчастных, и уничиженных, и перенесших тысячи страданий, и при всем том сохранивших веру в Него Он сподобит такой славы, тогда обнаружится сила Его, потому что, хотя здесь верующие были по видимому Им оставлены, однако там удостоятся славы. В этом-то особенно откроется вся слава и сила Божия». Экумений: «Прославитися — двояко разуметь можно: славно для Него то, что много будет святых, коих Он преисполнит благ Своих; или так: Он прославлен будет святыми, при виде Его в Отчей славе седящим одесную Отца, как Бога всяческих. Можно и третью мысль допустить, что святые возбудят бесплотные силы прославить Его, при виде скольких и коликих благ сподобит Он верных Своих. Дивен быти, — как прославиться Ему подадут повод святые, так и дивным явиться, — потому что тех, кои в жизни сей казались столь уничиженными и отверженными, так что их гнали и убивали, удостоил стольких и толиких благ» (у Феофилакта те же мысли).

Яко уверися свидетельство наше. Некоторые видят в сих словах объяснение слова: уверовавших, как бы так: придет Господь дивным быти в уверовавших — подразумевается: в вас, или: и в вас, — так как и вы уверовали свидетельству нашему, то есть свидетельству о Христе Иисусе, или проповеди Евангельской, — так как это свидетельство принято вами с верою, поверовалось вами. В таком случае — в день он, — будут относиться к прославлению и дивности Господа во святых: когда придет прославиться и дивным быти в день той; слова же: яко уверися свидетельство наше в вас, — будут составлять вносное предложение, как бы стоять в скобках.— Феофилакт пишет: «Дивен будет Бог в тот день, потому что уверовано вами слово наше и проповедь, — то есть потому, что вы уверовали и соделали себя достойными тех благ, кои дарованы будут тогда верным». То же и Феодорит: «В день он — отнести должно к сказанному выше, то есть Господь дивен будет во всех веровавших в день он. Свидетельством назвал он проповедь; сказал же, что они поверовали сему свидетельству».

Святой Златоуст, имевший в своих беседах всегда нравственные цели, между прочим видит здесь и такую мысль: «Так как многие притворяются верующими, то прежде смерти никого не ублажай, ибо только в день он обнаружится, кто истинно уверовал». Эту же мысль удерживает и Экумений: «В день он явно будет, что вы уверовали, ибо ныне многие притворяются верующими». И при таком понимании словами: яко уверися … объясняется предыдущее: веровавших, только в другом отношении. При этом не нужно, однако ж, придумывать, что — яко уверися … есть вносное предложение и — в день он — передвигать на другое место.

Но, кажется, ближе всех к течению речи будет толкование святого Дамаскина, по которому — яко уверися … тогда откроется не искренность веры веровавших, а Божественное достоинство самой веры. Он говорит: «Та истина, которую мы ныне проповедуем, в тот день — πιστευθησεται — окажется непререкаемо верною». Ныне неверы имеют смелость говорить: в кого вы веруете, и во что, и для чего? — относясь с словами уничижения и к вере, и к Самому Господу — предмету веры, и к верующим. И будто торжествуют, высясь своим мудрованием над простотою веры верующих. Тогда воссияет слава веры, торжественно пред всеми откроется, что она-то и есть единственная руководительница, Богом дарованная живущим на земле, на все время стояния земли, и что следовавшие ей, несмотря на множество противлении, не ошиблись в чаянии своем. Свидетельство Апостолов, что они проповедуют не свое, а Богом и Господом им преданное и Святым Духом внушаемое, — окажется верным, и все признают то. И Господь дивным явится в уверовании веровавших — оправдится во словесех Своих, и победит внегда судити Ему (Пс. 50:6). Слово уверися стоит в прошедшем, а не в будущем времени, это не мешает сказанному пониманию. Апостол ставит внимание наше в тот момент, когда это совершится, и как бы говорит: дивен будет Господь в уверовавших, ибо вот — смотри — оправдалось свидетельство наше.

Источник: Послание святого Апостола Павла к солунянам второе, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (

когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству

Когда же постигнет это нечестивых? Когда приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным во всех уверовавших, то есть когда воссияют праведники как солнце на небесах (Мф. 13:43) и верующие восприимут дивную награду свою, — в день тот вы явите, что принято верою (и достоверно) свидетельство наше о вас.

Источник: Толкование на 2-е послание к Фессалоникийцам.

Феофилакт Болгарский (

когда Он приидет прославиться во святых Своих

Когда люди, противящиеся ныне Евангелию и превозносящиеся, увидят, что те, которых они мучили, стали участниками бесконечной славы, тогда явно откроется слава Божия. Ибо слава их есть Его слава, так что чем Он прославляет святых, тем и Сам прославляется. Подобно тому, как Его богатство состоит в том, что есть верные, так и слава Его — в том, что есть такие люди, которые будут наслаждаться Его благами.

и явиться дивным в день оный во всех веровавших

То есть чрез уверовавших. Здесь предлог во (εν) вместо «чрез» (δια). Ибо когда людей злосчастных и от всех преследуемых Он удостоит такой славы, тогда обнаружится Его сила. И иначе, когда предстанут посреди судилища те, которые перенесли бесчисленные бедствия, будучи принуждаемы отступить от веры, и все-таки они не отступили, тогда обнаружится слава Божия и их слава.

так как вы поверили нашему свидетельству

Дивен, говорит, будет Бог в тот день, потому что вы поверили нашему свидетельству и проповеди, то есть потому, что вы уверовали и соделали себя достойными тех благ, которые дарованы будут тогда верным. Хорошо сказал выше: «в день оный», ибо тогда на деле они покажут себя истинно верующими, а теперь многие притворяются верующими. Поэтому и Премудрый говорит: не считай человека счастливым прежде смерти.

Источник: Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Лопухин А.П. (1852−1904)

когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству

«Прославиться во святых», не чрез них, и не среди них, а именно в (ἐν) них, ибо они служат как бы зеркалом, в котором отражаются Его бесконечные совершенства. То же можно сказать и о словах «во (ἐν) всех веровавших» (Textus Receptus читает πιστεύσουσιν вместо Весткотта-Хорта πιστεύσασιν). Конец стиха может быть передан так: Он явится дивным во всех веровавших, а следовательно и в вас, так как вы поверили нашему свидетельству.

Источник: Толковая Библия. Толкование на Второе послание Святого Апостола Павла к Фессалоникийцам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *