Диверсификация бизнеса что это такое
Что такое диверсификация производства
Компания не может функционировать в течение длительного времени, если она никак не меняется. Требования рынка изменчивы, а потому и коммерческие организации должны соответствовать переменам. В обратном случае как прибыль, так и спрос на продукцию будут падать. Для предупреждения этого используется диверсификация.
В связи с усилением конкурентных начал в сельском хозяйстве страны на ведущий план выходят устойчивость положения предприятия на рынке сельхозпродуктов, конкурентоспособность, финансовая результативность и эффективность. Постоянный поиск рациональной модели выживания и дальнейшего развития сельскохозяйственного предприятия в условиях изменчивости конъюнктуры в части покупательского спроса и освоения выгодных товарных ниш на рынке сельхозпродуктов обусловливает возрастание роли диверсификации производства как фактора противостояния рыночным катаклизмам, колебаниям покупательского спроса.
Что собой представляет диверсификация
Диверсификация – это увеличение эффективности производства. К примеру, это могут быть следующие меры:
Как проводится диверсификация промышленности и повышение конкурентоспособности отраслей?
Диверсификация предполагает распределение вкладов между различными центрами. То есть это хранение яиц в различных корзинах. Применяется этот метод на следующих рынках:
По сути, при диверсификации появляется новый игрок на рынке. Производство существенно обновляется.
Какие существуют проблемы диверсификации и варианты их разрешения?
Преимущества и недостатки метода
Рассмотрим плюсы диверсификации производства:
Рассмотренные преимущества достигаются за счет следующих инструментов:
Однако процедура также не лишена недостатков:
Важно провести диверсификацию производства правильно. В обратном случае вложения в изменения не окупятся.
Особенности диверсификации производства
Диверсификация производства предполагает стратегическое изменение деятельности. При этом расширяется или ассортимент, или рынок сбыта. Основная цель метода – обеспечение стабильности работы. В том случае, если одно из направлений производства становится убыточным, компания продолжит извлекать прибыль из других отраслей. По сути, диверсификация обозначает расширение специализации.
Разновидности диверсификации
Существуют следующие разновидности диверсификации производства:
Связанная диверсификация, в свою очередь, подразделяется на эти типы:
Существует также комбинированная диверсификация. Она наиболее популярна. Предполагает использование сразу нескольких инструментов.
Стратегии диверсификации
Диверсификация – это достаточно широкое понятие. Проводиться она может по различным стратегическим направлениям. Рассмотрим базовые стратегии:
Реализация последней стратегии предполагает наличие большого количества ресурсов, так как нужно будет создавать совершенно новую технологическую цепочку, нанимать сотрудников.
Этапы выбора стратегии диверсификации
Эффективность производства можно повысить только в том случае, если правильно выбрана стратегия диверсификации. Рассмотрим этапы ее подбора:
Рекомендуется провести также анализ портфеля. Оцениваются перспективы выбранного направления. Благодаря этому можно предугадать дальнейшее развитие предприятия.
Методы диверсификации
В процессе диверсификации применяются эти методы:
К сведению! Метод диверсификации также определяется в соответствии с индивидуальными особенностями производства. При выборе нужно учитывать количество свободных средств, особенности деятельности компании, специфику рынка.
Что такое диверсификация и как она помогает бизнесу
Как себя чувствует российский бизнес после пандемии? Кто-то полностью остановил работу, кто-то сократил масштабы, но были и те, кто продолжил расти и развиваться, невзирая на сложную ситуацию. Как такое возможно и какие инструменты можно использовать, чтобы этого достичь, — поговорим в нашей статье.
В чем суть диверсификации
Сохранить стабильность во время кризиса и найти новые пути развития помогает диверсификация, или распределение средств. Например, вы — владелец сети фитнес-клубов, но в условиях пандемии стало невозможно вести занятия в привычном режиме. Выходов два: полностью остановить бизнес до снятия ограничений либо перейти в онлайн-формат и предложить клиентам удаленные тренировки. Конечно, на развитие нового направления нужны будут силы и средства, зато бизнес сохранит устойчивость. Второй путь и есть диверсификация.
Что диверсификация дает бизнесу
Положительных сторон у такой стратегии несколько:
Где взять деньги на развитие
Остается главный вопрос — где найти средства на развитие новых направлений? Источников может быть несколько.
Этот вариант позволяет обойтись без кредитов, но есть и минус в виде ограниченности бюджета. Если вы решили стартовать в новом направлении с личных сбережений, будьте готовы к тому, что процесс займет больше времени, чем ожидалось. За этот срок идея может потерять актуальность, тогда и ваши деньги будут потрачены напрасно.
Если вы уверены в том, что ваша идея выстрелит, можно попытаться найти инвестирование. Рисков здесь два: новый инвестор может потребовать больше контроля над бизнесом, а еще на согласование всех условий сотрудничества неизбежно уйдет время.
Получить поддержку можно в государственных фондах. Для этого придется подготовить наглядную презентацию о новом направлении бизнеса. Если решите попытать счастья, помните, что получение гранта или субсидии — долгий процесс, а в случае успеха нужно следить за целевым расходованием средств.
Этим способом можно собирать деньги по всему миру, причем расходы будут только на комиссию площадке. Недостатки тоже есть — идею надо усиленно рекламировать, чтобы о ней узнали. а если запуск отменится, деньги придется вернуть.
Многие банки предлагают выгодные условия кредитования для развития бизнеса. Существуют даже программы без залога и ограничений по сумме. Главное преимущество такого варианта — скорость, получить деньги можно очень быстро. К тому же делить прибыль ни с кем не придется, а на случай непредвиденных обстоятельств есть рассрочка по платежам на срок до полугода.
Диверсификация бизнеса что это такое
Слышали знаменитую английскую пословицу «Не кладите все яйца в одну корзину»? Если мы просто скажем, что это и есть основной принцип диверсификации, скорее всего, у вас возникнут новые вопросы: как правильно перенести эту аналогию на инвестиции, достаточно ли для диверсификации купить акции трех компаний и так далее. Собрали в этом материале простые ответы на вопросы о грамотном распределении активов.
Диверсификация — единственный бесплатный обед инвестора
Диверсификация — это инвестирование средств в разные активы для снижения рисков. К примеру, если вы вкладываете деньги только в акции Газпрома, Роснефти и Лукойла, то это сложно назвать диверсификацией, потому что все три компании российские и относятся к нефтегазовой отрасли. Если в один день природные ресурсы по какой-то причине обесценятся, вы потеряете большую часть своих накоплений. Важно распределять активы по разным классам, странам и отраслям.
Лауреат Нобелевской премии по экономике и автор современной портфельной теории Гарри Марковиц ещё в середине прошлого столетия доказал, что диверсификация — это единственный «бесплатный обед» инвестора (Diversification is the only free lunch). Это значит, что, комбинируя между собой различные активы, инвестор может добиться большей доходности при заданном риске.
Инвестиционный риск — это вероятность частичной или полной потери вложенных средств в финансовые активы.
Какие существуют виды диверсификации
1. Диверсификация по классам активов
В инвестиционном портфеле следует использовать не только акции, но и облигации, и биржевые товары.
Каждый класс активов уникален: акции, несмотря на высокую волатильность, позволяют инвесторам зарабатывать на экономическом росте, обеспечивают долгосрочный прирост капитала, а также предоставляют эффективную долгосрочную защиту от инфляции.
Облигации и другие долговые инструменты способны обеспечивать текущий поток доходов, но не могут защитить от неожиданного роста цен.
Активы, которые защищают инвесторов от инфляции в условиях как умеренного, так и высокого роста цен, включают в себя:
Вывод: в портфеле должны быть представлены различные классы активов — акции, облигации, биржевые товары. Это позволит инвестору извлечь выгоду от полезных свойств каждого из них и минимизировать риски.
2. Диверсификация по странам
Ключевой аргумент в пользу страновой диверсификации — неравномерность, цикличность экономических процессов. Те страны, которые сейчас развиваются активнее других, через несколько лет могут уступить первенство. Увидеть, как примерно раз в 15 лет сменяются лидеры, можно, изучив динамику американского рынка (FXUS) и развитых рынков без США (FXDM). Вот их историческое сравнение:
Динамика индексов MSCI USA Index, MSCI World ex US Index, 1970–2021 годы
Чтобы понять, как менялись доли стран в мировой экономике на более длительном горизонте, посмотрим на диаграммы из обзора Credit Suisse. Слева расположено распределение по доле каждой страны в глобальной экономике в 1899 году, справа — в 2021 году. За 140 лет ситуация поменялась кардинально.
Доли стран в глобальной экономике (1899 и 2021 годы)
Вывод: инвесторы, как бы они ни хотели, не могут предсказать будущее, поэтому важно использовать широкую страновую диверсификацию.
3. Диверсификация по отраслям
Отраслевое распределение активов также важно для долгосрочного инвестора. Преобладание одного сектора в портфеле накладывает дополнительные риски. Например, если инвестор вкладывается только в компании игровой индустрии (FXES), он подвергает себя специфическим рискам этой отрасли. Их можно избежать, скажем, с помощью добавления акций широкого рынка.
Отраслевое распределение фондов FinEx ETF можно найти на главных страницах с информацией по каждому фонду.
Сейчас существенную долю мирового распределения занимает IT-сектор, но это не значит, что он всегда будет оставаться доминирующим. Если бы в 1900 году вы вложили все ваши средства в ж/д транспорт США (самая перспективная индустрия на тот момент), то к 2021 году потеряли бы значительную часть сбережений.
Отраслевое распределение экономик США и Великобритании в 1900 и 2021 годы
Вывод: распределение по отраслям так же изменчиво, как и экономическое развитие стран. Делать ставку лишь на один сектор — нерационально.
4. Диверсификация по валюте
Инвесторы могут улучшить диверсификацию за счет ценных бумаг, номинированных в различных валютах, каждая из которых ведет себя независимо от цены акций. Различные рынки и валюты могут реагировать на рыночные циклы и мировые события по-разному в разное время и в разной степени.
В периоды ослабления доллара США наличие в портфеле активов в других валютах может защитить инвестора от потери покупательной способности доллара и повысить доходность инвестиций.
Индекс доллара США и его рыночные циклы, 1980–2020 годы
Чтобы объяснить пользу валютной диверсификации, посмотрим на пример, который приводят аналитики JP Morgan. В 2017 году индекс доллара США снизился на 7%, при этом доллар ослаб по отношению к евро почти на 15%. Это послужило драйвером роста стоимости компаний за пределами США. За 2017 год индекс MSCI All World ex-US в долларовом выражении превзошел S&P 500 почти на 500 базисных пунктов.
Вывод: если активы внутри фонда номинированы в разных валютах — вы дополнительно защищаете себя от риска девальвации.
Как корреляция поможет понять принцип диверсификации
Корреляция — статистический показатель взаимосвязи изменения динамики двух активов. Чем ближе корреляция к единице, тем более сонаправленно ведут себя активы. И наоборот: чем ближе корреляция к минус единице, тем более они разнонаправленны.
Чем ниже корреляция между активами, тем лучше для инвестиционного портфеля. В ежеквартальном мониторе рисков мы публикуем матрицы корреляций всех фондов FinEx ETF.
Корреляция фондов FinEx за три года в рублях
Примечание: ДР — денежный рынок, БТ — биржевые товары
Источник: Bloomberg, расчеты FinEx (июнь 2020 года — июнь 2021 года)
Выбирать фонды в портфель на основе исторических данных по корреляции может быть сложно. Не стоит также забывать, что результаты в прошлом не могут предсказать будущее. Однако есть универсальные рекомендации, с помощью которых вы сможете избежать сильных просадок портфеля и воспользоваться всеми преимуществами диверсификации:
Что еще почитать:
Последние новости
Подпишитесь и оставайтесь в курсе!
Мы будем присылать вам новости финансового рынка, новости ETF,
новые публикации и ссылки на вебинары.
ETF — биржевые инвестиционные фонды (exchange-traded funds). Эмитенты ФинЭкс Фандс АЙКАВ (FinEx Funds ICAV) и ФинЭкс Физикли Бэкт Фандз АЙКАВ (FinEx Physically Backed Funds ICAV) далее — Фонды. Управляющая компания ФинЭкс Инвестмент Менеджмент ЛЛП (FinEx Investment Management LLP) (регистрационный номер ОС407513, зарегистрированный офис: 2-й этаж 4 Хилл Стрит, Лондон, W1J 5NE). Фонд является лицом, обязавшимся акциям ETF. Информация раскрывается на сайте finexetf.com.
Информация, представленная на данном сайте, носит исключительно ознакомительный характер, не содержит гарантий надежности возможных инвестиций и стабильности размеров возможных доходов или издержек, связанных с указанными инвестициями, не является заявлением о возможных выгодах, связанных с методами управления активами; не является обещанием выплаты дохода, не является прогнозом роста курсовой стоимости ценных бумаг; не является рода офертой, в том числе побуждением к приобретению акций ETF; не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией и ценные бумаги либо операции, упомянутые в ней, могут не соответствовать инвестиционным целям инвестора. Определение соответствия ценной бумаги либо операции интересам и инвестиционным целям инвестора является задачей самого инвестора. Инвестиции в рынок ценных бумаг связаны с риском. Стоимость активов может увеличиваться и уменьшаться. Результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем. Группа Компаний FinEx, ее дочерние компании и аффилированные лица не дают гарантий или заверений и не принимают ответственности, в том числе за любые возможные убытки (прямые или косвенные, предвиденные и непредвиденные в отношении финансовых результатов, полученных на основании использования информации, размещенной на данном сайте и не рекомендует использовать указанную информацию в качестве единственного источника информации при принятии инвестиционного решения.
Данная информация не является предложением финансовых услуг и (или) индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в ней, могут не соответствовать вашим инвестиционным целям (ожиданиям). Определение соответствия финансового инструмента либо операции вашим личным обстоятельствам, инвестиционным целям, срокам инвестирования и уровню риска, который вы готовы принять при реализации своих инвестиционных решений, является исключительно задачей инвестора. Группа Компаний FinEx, ее дочерние компании и аффилированные лица не несут ответственности за возможные убытки в случае совершения операций либо инвестирования в упомянутые здесь финансовые инструменты, и не рекомендует использовать указанную информацию в качестве единственного источника информации при принятии инвестиционного решения.
Представленная информация носит общедоступный характер, не предназначена для конкретной целевой аудитории и/или отдельного лица, не учитывает личные обстоятельства каждого инвестора (не основана на учете информации о нем) и не может рассматриваться в качестве подходящей для инвестирования конкретного лица, получившего к ней доступ.
Любая информация, предоставляемая пользователем сайта, не используется в целях определения инвестиционного профиля этого лица. Предоставляемая информация используется исключительно для формирования набора данных, на основании которых может быть решена задача, обозначенная как целевая в соответствующем разделе.
Диверсификация
Diversification
Понятие диверсификации чаще встречается на финансовых рынках. Но и в традиционном бизнесе оно помогает снижать риски, улучшать итоговые показатели. Наиболее простым объяснением термина является пословица «не клади все яйца в одну корзину».
Что такое диверсификация простыми словами
Произошел термин от латинских слов Diversus — разный, Facere — делать. Подразумевается освоение новых видов производства, выход на новые рынки сбыта, его переориентацию на расширенную категорию потребителей. Проводятся такие мероприятия ради снижения экономических рисков, получения дополнительной выгоды.
Благодаря диверсификации рынок получает большой ассортимент товаров и услуг.
Капитал распределяется между равнозначными видами деятельности/активами с целью снизить вероятность банкротства/потери депозита. Но наибольший эффект достигается при выборе перспективных направлений. Если бизнесмен или трейдер собирает портфель без анализа ликвидности, иных финансовых показателей, кризис может охватить сразу же весь диапазон рабочих инструментов. И результат способен стать отрицательным.
Причины применения стратегий диверсификаци
Развитие бизнеса путем диверсификации производства и товарного ассортимента логично. Одновременно с этим преследуются несколько целей. Первая из них — образование дочерних фирм и создание филиальной сети с целью максимального охвата доступного рынка. Вторая — это построение разветвленной сети поставщиков, потребителей, способных компенсировать друг друга в случае временного или полного прекращения сотрудничества.
При диверсификации бизнеса стараются подобрать максимально прибыльные проекты.
Мероприятия по диверсификации экономики организации позволяют избежать целого ряда негативных моментов:
Если речь идет о рынке ценных бумаг и иных финансовых активах, диверсификация играет роль распределения вложений по различным инструментам. В дополнение к ряду акций коммерческих предприятий приобретаются государственные облигации, спонсируются частные ПИФы, приобретается недвижимость, иностранная валюта, драгоценные металлы и иные ценности.
Виды диверсификации
Чтобы достичь высокой степени диверсифицированности, используют разные методики. В результате бизнес или отдельно взятый трейдер получает гибкую структуру изнутри либо извне. Здесь многое зависит от поставленной задачи, стремления обеспечить стабильное внутреннее развитие, горизонтальный рост на внешнем рынке, использовать комбинацию приемов.
Повышается эффективность инвестиций из-за следующих мероприятий:
В случае с производством часто применяется географическая диверсификация: открытие представительств, филиалов, дочерних предприятий. Когда идет речь о рынке Forex или фондовой бирже, выбирается курс на покупку активов с наиболее высокой перспективой роста в ближайший период. По мере изменения макроэкономических курсов государств и появления новых законодательных норм инвестиционный портфель пересматривается для исключения из него активов с возросшими рисками.
Стратегии диверсификации
Несмотря на существование определенных видов диверсификации, в «чистом» виде они применяются редко. Обычно разрабатывается целая стратегия, позволяющая динамично реагировать на изменения финансового, товарного, производственного рынков, внедрять и исключать из оборота активы.
Наиболее часто встречаются следующие типы стратегий диверсификации:
Еще различают вертикальные, горизонтальные, комбинированные варианты проведения диверсификации. Такое разделение скорее условно, т. к. каждое предприятие или трейдер являются уникальными сами по себе, поэтому применять к любому из них универсальные методики нет смысла. Выгоднее разработать собственный план развития и следовать ему по мере реализации задуманного.
Расширяй и властвуй
Под диверсификацией принято понимать меру разнообразия в совокупности. Явление это столь естественно, что проникло во многие сферы бизнеса и имеет множество видов.
Диверсификация производства делится по ее связи с основной деятельностью и далее — по ее направленности. Существует связанная и несвязанная диверсификация, вертикальная и горизонтальная.
Связанная диверсификация представляет собой новую область деятельности организации, связанную с существующими областями бизнеса, несвязанная, соответственно, — новую область деятельности, не имеющую очевидных связей с существующими сферами бизнеса.
Зачастую связанная диверсификация предпочтительнее несвязанной, так как компания действует в привычной обстановке и меньше рискует, но если накопленные навыки и технологии невозможно передать другому структурному подразделению, переходят к несвязанной диверсификации.
Несвязанная диверсификация сложнее связанной. Организация вступает на новую территорию, работает с новыми партнерами и новыми конкурентами, она должна осваивать новые технологии, формы, методы организации работ и многое другое, с чем она раньше не сталкивалась.
Такой переход фирмы в новую область направлен на получение большей прибыли и минимизацию предпринимательских рисков. При помощи данной стратегии специализированные фирмы превращаются в многоотраслевые комплексы, составные части которых не имеют между собой функциональных связей.
Вернемся к типам диверсификации. Связанная диверсификация делится, как было сказано выше, на вертикальную и горизонтальную. Вертикальная — это производство продуктов и услуг на предыдущей или следующей ступени производственного процесса. Например, производитель готовой продукции начинает выпускать для нее комплектующие (по цепочке вниз) или завод по переплавке металлов изготавливает ограды, решетки, кованую мебель (по цепочке вверх).
Горизонтальная диверсификация — это расширение ассортимента той же ступени производства. Например, фирма по производству утюгов запускает производство чайников, микроволновок и фенов. Новый продукт может выпускаться под уже имеющимся брендом (приводя к расширению бренда) либо под новым брендом.
Что приводит фирмы к диверсификации?
Причин диверсификации много — от излишка денежных средств до бедственного положения практически полностью разорившегося производства. Вот некоторые из них:
Существует немало других причин, в том числе субъективных. Например:
Диверсификация — путь к успеху?
Диверсификация помогает предприятию выживать в течение продолжительного времени, она также может способствовать эффективному использованию избытка ресурсов, расширению сферы влияния, захвату новых рынков и сведению рисков к минимуму. Но несмотря на все плюсы диверсификации и те двери, которые она открывает перед бизнесменами, ее нельзя назвать панацеей. Как и все другие финансовые инструменты, оказавшись в неумелых руках, она может привести к убыткам.
Есть множество примеров, когда собственник извлекал деньги из основного бизнеса для развития нового направления и оставлял текущие проекты без должного финансирования, не давая четких указаний на приоритетность, путал менеджеров. В компании начинался хаос, мотивация работников падала.
Если говорить об инвестировании, то и здесь есть свои ошибочные стратегии. «Наивная диверсификация» (англ. naive diversification) — стратегия, применяя которую инвестор просто инвестирует в ряд случайных активов и надеется, что вероятность получения доходов от этого портфеля тем самым повышается. Использование этой стратегии не обязательно приводит к снижению связанных с портфелем рисков, она даже может повысить их.
Что же делать?
Чтобы избежать рисков и повысить свою прибыль при диверсификации, необходимо следовать нескольким простым правилам:
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.