Дивишься драгоценности нашего языка что
Думать так, как не думал никто
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.
Николай Васильевич Гоголь
Исследовать — значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто.
Я не умру пока: какого чёрта?
Я буду жизнь лелеять и хранить:
Во мне живёт так много разных мёртвых,
И стыдно их вторично хоронить.
(с) Игорь Николаевич Жданов
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи
«Предметы для лирического поэта в нынешнее время»
(Два письма к Н. М. Я. у)
Твое стихотворенье «Землетрясенье» меня восхитило. Жуковский также был от него в восторге. Это, по его мненью, лучшее не только из твоих, но даже из всех русских стихотворений. Взять событие из минувшего и обратить его к настоящему — какая умная и богатая мысль! А примененье к поэту, завершающее оду, таково, что его следует всякому из нас, каково бы ни было его поприще, применить к самому себе в эту тяжелую годину всемирного землетрясенья, когда всё помутилось от страха за будущее. Друг! перед тобой разверзается живоносный источник. В словах твоих поэту:
И приноси дрожащим людям
Молитвы с горней вышины!
заключаются слова тебе самому. Тайна твоей музы тебе открывается. Нынешнее время есть именно поприще для лирического поэта. Сатирой ничего не возьмешь; простой картиной действительности, оглянутой глазом современного светского человека, никого не разбудишь: богатырски задремал нынешний век. Нет, отыщи в минувшем событьи подобное настоящему, заставь его выступить ярко и порази его в виду всех, как поражено было оно гневом божьим в свое время; бей в прошедшем настоящее, и в двойную силу облечется твое слово: живей через то выступит прошедшее, и криком закричит настоящее. Разогни книгу Ветхого завета: ты найдешь там каждое из нынешних событий, ясней как день увидишь, в чем оно преступило пред богом, и так очевидно изображен над ним совершившийся страшный суд божий, что встрепенется настоящее. У тебя есть на то орудья и средства: в стихе твоем есть сила, и упрекающая и подъемлющая. То и другое теперь именно нужно. Одних нужно поднять, других попрекнуть: поднять тех, которые смутились от страхов и бесчинств, их окружающих; попрекнуть тех, которые в святые минуты небесного гнева и страданий повсюдных дерзают предаваться буйству всяких скаканий и позорного ликованья. Нужно, чтобы твои стихи стали так в глазах всех, как начертанные на воздухе буквы, явившиеся на пиру Валтасара, от которых всё пришло в ужас еще прежде, чем могло проникнуть самый их смысл. А если хочешь быть еще понятней всем, то, набравшись духа библейского, опустись с ним, как со светочем, во глубины русской старины и в ней порази позор нынешнего времени и углуби в то же время глубже в нас то, перед чем еще позорнее станет позор наш. Стих твой не будет вял, не бойся; старина даст тебе краски и уже одной собой вдохновит тебя! Она так живьем и шевелится в наших летописях. На днях попалась мне книга: Царские выходы. Казалось, что бы могло быть ее скучней, но и тут уже одни слова и названья царских убранств, дорогих тканей и каменьев — сущие сокровища для поэта; всякое слово так и ложится в стих. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. Да если только уберешь такими словами стих свой — целиком унесешь читателя в минувшее. Мне, после прочтенья трех страниц из этой книги, так и виделся везде царь старинных, прежних времен, благоговейно идущий к вечерне в старинном царском своем убранстве.
Попрекни же прежде всего сильным лирическим упреком; умных, но унывших людей. Проймешь их, если покажешь им; дело в настоящем виде, то есть, что человек, предавшийся унынию, есть дрянь во всех отношениях, каковы бы ни были причины уныния, потому что унынье проклято богом. Истинно русского человека поведешь на брань даже и против уныния, поднимешь его превыше страха и колебаний земли, как поднял, поэта в своем Землетрясении.
Воззови, в виде лирического сильного воззванья, к прекрасному, но дремлющему человеку. Брось ему с берега доску и закричи во весь голос, чтобы спасал свою бедную душу: уже он далеко от берега, уже несет и несет его ничтожная верхушка света, несут обеды, ноги плясавиц, ежедневное сонное опьяненье; нечувствительно облекается он плотью и стал уже весь плоть, и уже почти нет в нем души. Завопи воплем и выставь ему ведьму старость, к нему идущую, которая вся из железа, перед которой железо есть милосердье, которая ни крохи чувства не отдает назад и обратно. О, если б ты мог сказать ему то, что должен сказать мой Плюшкин, если доберусь до третьего тома. «Мертв душ»!
Опозорь в гневном дифирамбе новейшего лихоимца нынешних времен и его проклятую роскошь, и скверную жену его, погубившую щеголяньями и тряпками и себя, и мужа, и презренный порог их богатого дома, и гнусный воздух, которым там дышат, чтобы, как от чумы, от них побежало всё бегом и без оглядки.
Возвеличь в торжественном гимне незаметного труженика, какие, к чести высокой породы русской, находятся посреди отважнейших взяточников, которые не берут даже и тогда, как всё берет вокруг их. Возвеличь и его, и семью его, и благородную жену его, которая лучше захотела носить старомодный чепец и стать предметом насмешек других, чем допустить своего мужа сделать несправедливость и подлость. Выставь их прекрасную бедность так, чтобы, как святыня, она засияла у всех в глазах, и каждому из нас захотелось бы самому быть бедным.
Ублажи гимном того исполина, какой выходит только из русской земли, который вдруг пробуждается от позорного сна, становится вдруг другим; плюнувши в виду всех на свою мерзость и гнуснейшие пороки, становится первым ратником добра. Покажи, как совершается это богатырское дело в истинно русской душе; но покажи так, чтобы невольно затрепетала в каждом русская природа и чтобы всё, даже в грубом и низшем сословии, вскрикнуло: «Эх, молодец!», почувствовавши, что и для него самого возможно такое дело.
Много, много предметов для лирического поэта — в книге не вместишь, не только в письме. Всякое истинное русское чувство глохнет, и некому его вызвать! Дремлет наша удаль, дремлет решимость и отвага на дело, дремлет наша крепость и сила, — дремлет ум наш среди вялой и бабьей светской жизни, которую привили к нам, под именем просвещения, пустые и мелкие нововведенья. Стряхни же сон с очей своих и порази сон других. На колени перед богом, и проси у него Гнева и Любви! Гнева — противу того, что губит человека, любви — к бедной душе человека, которую губят со всех сторон и которую губит он сам. Найдешь слова, найдутся выраженья, огни, а не слова, излетят от тебя, как от древних пророков, если только, подобно им, сделаешь это дело родным и кровным своим делом, если только, подобно им, посыпав пеплом главу, раздравши ризы, рыданьем вымолишь себе у бога на то силу, и так возлюбишь спасенье земли своей, как возлюбили они спасенье богоизбранного своего народа.
Примечания
↑ 1) (1803 – 1847) — русский поэт, один из ярких представителей золотого века русской поэзии, называвший себя «поэтом радости и хмеля», «поэтом разгула и свободы».
С близким значением
Великий и могучий русский язык
Цитата из короткого стихотворения в прозе «Русский язык» (июнь 1882 г.) из цикла «Стихотворения в прозе» (1878 – 1883) русского писателя Тургенева Ивана Сергеевича (1818 – 1883).
Живой, как жизнь
С русским языком можно творить чудеса
Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин!
Цитата из стихотворения «Нашему юношеству» (1927 г.) русского поэта Маяковского Владимира Владимировича (1893 – 1930).
Константин Паустовский — Алмазный язык: Рассказ
Дивишься драгоценности нашего языка что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи. Гоголь.
Родник в мелколесье
Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск.
Я понимаю, конечно, что ничего таинственного в их блеске нет и что любой физик легко объяснит это явление законами оптики.
Но все же блеск камней вызывает ощущение таинственности. Трудно примириться с мыслью, что внутри камня, откуда льются сияющие лучи, нет собственного источника света.
Это относится ко многим камням, даже к такому скромному, как аквамарин. Цвет его нельзя точно определить. Для него еще не нашли подходящего слова.
Аквамарин считается по своему имени (аква марин — морская вода) камнем, передающим цвет морской волны. Это не совсем так. В прозрачной его глубине есть оттенки мягкого зеленоватого цвета и бледной синевы. Но все своеобразие аквамарина заключается в том, что он ярко освещен изнутри совершенно серебряным (именно серебряным, а не белым) огнем.
Кажется, что если вглядеться в аквамарин, то увидишь тихое море с водой цвета звезд.
Очевидно, эти цветовые и световые особенности аквамарина и других драгоценных камней и вызывают у нас чувство таинственности. Их красота нам все же кажется необъяснимой.
Сравнительно легко объяснить происхождение «поэтического излучения» многих наших слов. Очевидно, слово кажется нам поэтическим в том случае, когда оно передает понятие, наполненное для нас поэтическим содержанием.
Но действие самого слова (а не понятия, которое оно выражает) на наше воображение, хотя бы, к примеру, такого простого слова, как «зарница», объяснить гораздо труднее. Самое звучание этого слова как бы передает медленный ночной блеск далекой молнии.
Конечно, это ощущение слов очень субъективно. На нем нельзя настаивать и делать его общим правилом. Так я воспринимаю и слышу это слово. Но я далек от мысли навязывать это восприятие другим.
Бесспорно лишь то, что большинство таких поэтических слов связано с нашей природой.
Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
Для всего, что существует в природе, — воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, — в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.
Чтобы убедиться в этом, чтобы изучить емкий и меткий словарь, у нас есть, помимо книг таких знатоков природы и народного языка, как Кайгородов, Пришвин, Горький, Алексей Толстой, Аксаков, Лесков, Бунин и многие другие писатели, главный и неиссякаемый источник языка — язык самого народа, язык колхозников, паромщиков, пастухов, пасечников, охотников, рыбаков, старых рабочих, лесных объездчиков, бакенщиков, кустарей, сельских живописцев, ремесленников и всех тех бывалых людей, у которых что ни слово, то золото.
Особенно ясными для меня стали эти мысли после встречи с одним лесником.
Мне кажется, что я где-то уже рассказывал об этом. Если это верно, то прошу простить меня, но придется повторить старый рассказ. Он имеет значение для разговора о русской речи.
Шли мы с этим лесником по мелколесью. В незапамятные времена здесь было большое болото, потом оно высохло, заросло, и сейчас о нем напоминал только глубокий, вековой мох, небольшие окна-колодцы в этом мху да обилие багульника.
Я не разделяю распространенного пренебрежения к мелколесью. В мелколесье много прелести. Юные деревца всех пород — ель и сосна, осина и береза — растут дружно и тесно. Там всегда светло и чисто, как в прибранной к празднику крестьянской горнице.
Каждый раз, когда я попадаю в мелколесье, мне кажется, что именно в этих местах художник Нестеров нашел черты своего пейзажа. Здесь каждый стебелек и веточка живут своей отдельной живописной жизнью и потому особенно заметны и милы.
Кое-где во мху, как я уже говорил, попадались маленькие круглые окна-колодцы. Вода в них казалась неподвижной. Но если приглядеться, то можно было увидеть, как из глубины оконца все время подымается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники и желтые сосновые иглы.
Мы остановились у одного такого оконца и напились воды. Она попахивала скипидаром.
— Родник! — сказал лесник, глядя, как из оконца всплыл и тотчас пошел на дно неистово барахтавшийся жук. — Должно, Волга тоже начинается из такого оконца?
— Да, должно быть, — согласился я.
— Я большой любитель разбирать слова, — неожиданно сказал лесник и смущенно усмехнулся. — И вот, скажи на милость! Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не дает покоя.
— Вы, говорят, вроде книги пишете?
— Значит, соображение слов у вас должно быть обдуманное. А я вот как ни прикидываю, а редко какому слову найду объяснение. Идешь по лесу, перебираешь в голове слово за словом, и так их прикинешь и этак: откуда они взялись? Да ничего не получается.
Познаний у меня нет. Не обучен. А бывает, найдешь слову объяснение и радуешься. А чему радоваться? Мне не ребят учить. Я лесной человек, простой обходчик.
— А какое слово к вам привязалось сейчас? — спросил я.
— Да вот этот самый родник. Я это слово давно приметил. Все его обхаживаю. Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льется-течет через всю нашу матушку землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, — родник, родина, народ. И все эти слова как бы родия между собой. Как бы родня! — повторил он и засмеялся.
Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка.
Весь многовековый опыт народа, вся поэтическая сторона его характера заключались в этих словах.
Жемчуг словесный
Сборник стихов. Жемчужина во мне. Часть «Жемчуг словесный»
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.
© Николай Васильевич Гоголь
О, Боже, дай нам ЖЕМЧУГ слов,
Коль нет взаимности РУБИНА,
Туманный шарик тонко, зримо,
От мук любви хранить готов.
© Александр Гейфман «Молитва о камнях», 2015
. Но, чтобы стать жемчужиной,
Не суетиться нужно,
А накопиться
В глубине
И в тишине —
Наедине.
© Владимир Туркин «Поэт, ты должен все уметь»
На мысли, дышащие силой, как жемчуг нижутся слова.
© М. Ю. Лермонтов «Журналист, читатель и писатель»
Посланный мудрейшим властелином
страстных мук изведать глубину,
тот блажен, кто руки сложит клином
и скользнет, как бронзовый, ко дну.
Там, исполнен сумрачного гуда,
средь морских свивающихся звезд,
зачерпнет он раковину: чудо
будет в ней, лоснящийся нарост.
И тогда он вынырнет, раздвинув
яркими кругами водный лоск,
и спокойно улыбнется, вынув
из ноздрей побагровевший воск.
Я сошел в свою глухую муку,
я на дне. Но снизу, сквозь струи,
все же внемлю шелковому звуку
уносящейся твоей ладьи.
14 января 1923
© Набоков Владимир
Смотри: вот жемчуг разноцветный
Во всех цветах сокрыта тайна.
Запомни: каждый выбор свят,
И жемчуг, взятый не случайно,
Неси, как драгоценный клад,
Без колебаний, без уступок,
Глядя без злобы на других.
Во всех руках он так же хрупок
И так же нежен, как в твоих.
31.VII.1921
© Черубина де Габриак
(Елизавета Дмитриева)
УЛОВ
Николай Рустанович
Поэзия…
Пленительное слово!
Оно растет во мне — и… тает, как волна,
в песке, смыв след горячий…
Жду — улова:
забросил думки в океан без дна…
Вытаскиваю — мелкую рыбешку,
холодную стеклярусную нить,
пук водорослей, расписную ложку, —
набухшую, но можно подсушить.
И — счастлив,
и — блажен,
и — не надеюсь
на жемчуг, скрытый в раковине лет.
Я знаю — он растет. Я не изверюсь…
Грядущему ловцу дарю свой лучший свет!
© Николай Рустанович, 2016
Чистейший и бесценный жемчуг
Чистейший и бесценный жемчуг
На дне морском в тиши лежит.
Чистейшее, цены безмерной слово
Во глубине души лежит.
Тот жемчуг, что на дне морском лежит,
Порой выносит бурная волна.
Чистейшее, безмерной мысли слово
Выносит горе с глубины, со дна.
© Асан-Кайгы (XV век),
перевод Вс. Рождественского
Жемчуга нитка
Галина Иванова 01
Жемчуга нитка. Собранье Миров.
Бутоны загадочных сил.
Спят в чреве бусинок сказки без слов
и тот, кто их там сотворил.
Помнит жемчужина тьму древних вод
и космоса чистую страсть.
Бьётся в ней память, собравшая мёд,
в сердца наши хочет попасть.
В бусинке каждой пылает очаг,
огнём параллельных миров.
В нём закаляет, наш внутренний маг
межзвёздный космический зов.
Грехопадением, горем, бедой,
под скрип колеса бытия,
нас оглушает дуальности слой.
Но слышу зов в жемчуге я.
© Галина Иванова 01, 2013
— Ты где была, Жемчужина, когда я ждал тебя?
— Я в раковине пряталась, и там ждала — любя.
— О чем же ты, Жемчужина, там думала в тиши?
— О радости, о сладости, о счастии души.
— И в чем же ты, Жемчужина, то счастие нашла?
— В дрожании сознания, что ввысь взойду — светла.
— А знала ль ты, Жемчужина, что терем твой сломлю?
— Он темен был, я светлая, я только свет люблю.
— А знала ль ты, Жемчужина, что после ждет тебя?
— Я отсвет Лун, я отблеск Солнц, мой путь — светить любя.
© Константин Бальмонт
Со мной случилось чудо,
Я – здесь, и я – не здесь.
Я вдруг ушел отсюда,
И мир увидел весь.
Уж как-то так случилось,
Что я вошел в себя.
Бесшумно дверь раскрылась,
Я сплю, весь мир любя.
Как в раковине Моря
Напев и жемчуг скрыт,
Молчу, ни с чем не споря.
А Море мне шумит.
И будто бы не сплю я,
И будто бы я сплю.
Я в счастьи поцелуя
Стозвонный мир люблю.
Как в раковине Моря
Напев и жемчуг скрыт,
Молчу, ни с чем не споря,
А Море мне шумит.
© Константин Бальмонт
Жемчуг бывает:
1. Природный (дикий натуральный)
2. Культивируемый
3. Искусственный (имитация)
• Культивированный жемчуг отличается от натурального способом внедрения имплантанта в молюски и стоимостью.
• Культивированный жемчуг отличается от натурального размером ядра и слоем перламутра: у природного ядро меньше, слой перламутра больше, то есть природный более высокого качества.
• Искусственный жемчуг отличается от культивированного тем, что в его появлении молюски не участвуют вообще – это творение рук человеческих.
• Отличить настоящий жемчуг от искусственного легко: в природе не бывает безупречно-гладких, идеально сферических жемчужин.
• Речной жемчуг – тот же культивированный, не синтетический. Он не такой блестящий, как морской, но часто более твёрдый
• Основу рынка сейчас составляет натуральный культивированный жемчуг
В международной классификации выделяют несколько разновидностей природного жемчуга:
• Жемчуг — природное образование, возникшее случайно (без вмешательства человека) внутри моллюска.
• Блистер — природный нарост на внутренней поверхности створки раковины. Он образуется из-за проникновения инородных тел между перламутровым слоем и створкой или при залечивании отверстия, просверленного в створке моллюсками, червями или губками. Блистер внутри полый. Образование блистера естественно, и происходит без вмешательства человека.
• Жемчуг-блистер — возникает в результате нарушения мантии моллюска не прикрепленной к раковине жемчужиной. Формирующиеся слои перламутра нарастают на створку раковины в месте срастания жемчужины со створкой.
Константин Царенко о Жемчуге:
Современная интерпретация слова «Жемчужина»: «Живет весь мир в мысли помещенной в сердце образно жизни людей подобно всему нашему я».
«Маргарита, Душа, Жемчужина это: «Мысль человека и его Слово, как мысль Бога, которая составляет «Я» человека и его защищает.»»
Была у царя жемчужина необыкновенной красоты. Он просто жизни не представлял себе без нее.
Притча о Жемчужине
Автор: Докаев Ваха Шалавдиевич
Богат везирь, в его Жемчужной
Не счесть жемчужин дорогих,
Но наш везирь к ним равнодушен
И ничего ему не нужно
Из сказочных богатств своих.
Одна жемчужина златая
Сверкала нежной красотой
Так небо поразит луной,
Ночную темень разрубая…
(… Хоть не сравнить ее с тобой –
Сказ о жемчужине земной).
Жемчужину любя без меры,
Визирь взывает к мудрецу:
— Ты б мог доподлинно уверить
Что этот жемчуг не химера?!
Тебя приближу я к дворцу!
Стихи, как жемчуг, на глубине души.
Премудрость Слова – жемчуг там, внутри.
Герои незабытых книг,
Любимые места,
Серебряный лесной родник
И неба высота.
Вот. снова мне домой пора.
Стихи спешат к другим.
Но будут сниться до утра.
Я благодарна им.
© Riie
Поднялся я в рассветный час.
Где гости? Их зову!
Ведь не во сне я видел вас,
А слышал наяву.
В персидской литературе жемчуг называют «созидателем красивых мыслей», а сочинение стихов сравнивают с нанизыванием на нитку жемчужин…
Друг Ариоста, друг Петрарки, Тасса друг.
Май 1933, август 1935
Осип Эмильевич Мандельштам
Асан-Кайгы (Asan-Kaigy)
Гражданство: Казахстан
Поэт, философ, советник хана Жанибека.
Рыжий львеныш
С глазами зелеными,
Страшное наследье тебе нести!
24 июня 1916
© Марина Цветаева
Источник информации:
1. Александр Гейфман, «Молитва о камнях» http://www.stihi.ru/2015/05/20/9954
2. Асан-Кайгы «Чистейший и бесценный жемчуг» http://allpoet.ru/kaz/author/22/189/index.php
3. Владимир Туркин «Поэт, ты должен все уметь» http://starsilver.narod.ru/turkin.htm
4. Галина Иванова 01 «Жемчуга нитка» http://www.stihi.ru/2013/01/06/5226
5. Константин Бальмонт «В раковине» http://slova.org.ru/balmont/v_rakovine/
6. Константин Бальмонт «Чудо» http://slova.org.ru/balmont/chudo_so_snoi/
7. Константин Царенко «Мистика имени Маргарита?» http://www.proza.ru/2009/10/04/112
8. Марина Цветаева «Имя ребенка – Лев…»
9. М. Ю. Лермонтов «Журналист, читатель и писатель»
10.Набоков Владимир «Жемчуг» http://stroki.net/content/view/8806/57/
11.Николай Рустанович «Улов» http://www.stihi.ru/2016/11/17/3255
12.Осип Эмильевич Мандельштам «Друг Ариоста, друг Петрарки, Тасса друг. »
13.Приложение о жемчуге http://www.zahodi-vgosti.ru/Page3/jemchug.html
14.Расул Гамзатов «Стихи»
15.Черубина де Габриак (Елизавета Дмитриева) «Смотри: вот жемчуг разноцветный»
16.Riie «Стихи» http://blog.i.ua/user/4027992/1173953/
Ожерельями бусинки мыслей.
Автор: Мир Миф
Авторская страница: http://stihi.ru/avtor/mir12
Ожерельями бусинки мыслей…
Расцветают из дымки Мечты.
Паутинки нанизали бисер
И развесили жемчуг росы…
И сползают с деревьев туманы,
Растворяясь, ложатся в траву…
И цветы наряжают поляны,
Распускаясь всегда поутру.
Солнце каплей янтарной сочится,
Разливая нектарную смесь…
Ароматом душистым струится,
Наполняя всю сферу небес. * М.И.Р. 07.02.2013. М.И.Ф.*
Картина «Утренняя роса» Вячеслава Палачева (Ярославль, Россия, см. по ссылке)
Попробовала обобщить эту подтему, выбрать основные мысли, пока каламбурно…
Жемчуг:
• знак ответный на все вопросы о судьбе, во всех цветах сокрыта тайна, каждый выбор свят. /Черубина де Габриак/
• жизнь в раковине лет. /Николай Рустанович/
• созидатель красивых мыслей; чистейшее, безмерной мысли слово; слово, как мысли Божьей Устремления; стихи. /Асан-Кайгы, Константин Царенко, О.Мандельштам, Владимир Туркин, Александр Гейфман, Н.Гоголь, Набоков Владимир /
• нитка жемчуга – собранье Миров, бутоны загадочных сил; стихосложение /Галина Иванова 01/
• бусинки – спят в чреве бусинок сказки без слов и тот, кто их там сотворил. Бьётся в ней память, собравшая мёд, в сердца наши хочет попасть. В бусинке каждой пылает очаг, огнём параллельных миров. в нём закаляет, наш внутренний маг межзвёздный космический зов. /Галина Иванова 01/
• бусинки мыслей расцветают из дымки Мечты. /Мир Миф/
• отсвет Лун, отблеск Солнц, путь – светить любя. /Константин Бальмонт/
Жемчуг бывает:
1. Природный (дикий натуральный, более высокий качеством – слой перламутра больше)
2. Культивируемый (отличается способом внедрения имплантанта в молюск, основа современного рынка)
3. Искусственный (имитация, творение рук человеческих, идеальные жемчужины)
4. Морской. Речной. Пещерный.
Я не ведаю в женщине той
черной речи и чуингама,
та возлюбленная со мной
разговаривала жемчугами.
Простирала не руку, а длань.
Той, возлюбленной, мелкое чуждо.
А ее уязвленная брань —
доказательство чувства.
© Андрей Вознесенский
Евгений Дьяконов «Переводы арабской поэзии» http://stihi.ru/2012/10/11/3278
«Строчки – жемчуг. Нанижи их на память» полностью, автор»
Илья Лируж
Нанизывая жемчуг странных рифм
Автор: Вера Соколова (Рига)
Нанизывая жемчуг странных рифм
на шёлковую нить послушных строк,
корабль стихов одолевает риф,
к закату солнца возвращаясь в док.
Сойдя с ума и сочиняя миф,
в котором есть пролог и эпилог,
нанизываю жемчуг странных рифм
на шёлковую нить послушных строк.
© 17.08.2014 Вера Соколова (Рига)
ВЕРБАЛЬНЫЙ КОРИДОР ВРЕМЁН
Во все времена искусство слова оказывало и продолжает оказывать на наше сознание и чувства значительное воздействие, пробуждая в нас сокровенные мысли и эмоции. Именно при помощи художественного слова осуществляется связь с предыдущими столетиями, которая даёт нам возможность принимать и развивать культурные традиции. Всё духовное богатство прошлого включается в орбиту наших духовных потребностей путём устного и письменного словотворчества и, таким образом, участвует в перманентном процессе воспитания человека. Поэтическое слово, художественную литературу можно уподобить, пользуясь терминологией физиков, «чёрным дырам». Если чёрные дыры играют роль своеобразного коридора между галактиками, то слово выполняет функцию коридора между
отдельными эпохами общественной истории. Однако следует отметить, что слово еще с древних времен воспринималось не только как надежный мост между эпохами, но и как важный фактор сближения различных этнических групп. И его роль признавалась теми, кто своими глубокими гуманистическими идеями опередил своё время. Волшебная сила слова являлась и темой научных трактатов, вдохновляла творцов художественных произведений.
Махмуд Керимов, вступ. слово к книге «Божественные слова. Фольклор и литературные памятники Азербайджана»