Дизайн что это такое простыми словами для детей
Как объяснить дизайн четырехлетним?
Недавно я пришел с предложением в местную начальную школу. Мне хотелось поговорить с детьми о моей работе, рассказать им какие-то основы дизайна, возможно, чему-то научить.
Я планировал пообщаться со старшими ребятами, рассказать то, что считал действительно крутым в своей работе, поделиться каким-то интересным опытом, но в итоге меня попросили провести урок с учениками подготовительной группы (примерно 4-5 лет). Несмотря на то что сначала я был скорее разочарован, это оказалось очень интересной задачей!
Главная особенность работы с детьми такого возраста в том, что ты не можешь ничего рассказать о брендах с которыми работал. Четырехлетние дети не будут восторженно реагировать на истории о работе на Channel 4, BBC и Disel. «Я получал награды BRIT, и даже разработал веб-сайт, на котором получил запись imdb!» — дети не поймут, о чем я вообще говорю. Поэтому нужно было в самых простых выражениях объяснить то, что я сделал, и почему это так важно. Я подумал: было бы здорово показать детям дизайн во всех его формах.
Что я сделал?
У меня уже давно сформировалось представление, что все формы дизайна эффективно связаны с коммуникацией — будь то дизайн пользовательского интерфейса, промышленный дизайн или дизайн одежды. Я пришел к мысли: дизайн — это, что-то простое в использовании и легкое для восприятия.
Затем я объяснил, что существуют разные дизайнеры: есть те, которые решают,
как увеличить количество комнат и где расположить двери и окна, бывают дизайнеры,
которые создают книги, которые вы читаете. Еще есть дизайнеры игр которые решают,
как сделать игру Angry Birds забавной, и где расположить кнопки чтобы нам было удобно играть. Дизайнеры мебели, они определяют, какого размера будут стулья,
и как сделать их удобными.
Я также отметил важность дизайна туалета — мы все пользуемся туалетами каждый день, и они должны быть правильного размера и удобны для сидения, к тому же, нам должно быть легко добраться до бумаги. В ответ я услышал много хихиканья и бормотания слова «туалет», хотите получить обратную связь и привлечь внимание 4-летних? Поговорите с ними о туалетах.
После этого, мы выполнили упражнение «да/нет». У меня был список разных вещей,
а дети должны были отвечать, делали ли эту вещь дизайнеры или нет? Мы начали:
— Лужа («неееет!»)
— Книга («даааа!»)
— Белка («неееет!»)
— Автомобиль («дааааа!»)
… и так далее.
Теперь, когда дети узнали о том, что такое дизайн, мне надо объяснить им, что такое графический дизайн.
Я задумался, как сделать свое объяснение легким для их восприятия? И через какое-то время пришел к простому выводу — надо использовать цвета, буквы и рисунки, чтобы помочь людям понять, что-то чего они не знают. Уф! После долгой карьеры, в которой приходилось отталкиваться от комментариев о «раскраске» и «создании вещей, которые выглядят хорошо» мне наконец удалось попасть в точку. Эта формулировка оказалась прекрасной в своей ясности,
я даже мог бы цитировать её на своих визитках.
Я начал с того, что спросил у класса: какой цвет помогает понять что перед нами кран с горячей водой?
После того как один ребенок успешно сказал «красный», я спросил их: почему мы думаем, что красный означает «горячий»? Почему «жарко» — это именно красный цвет? Среди ответов малышей мелькали очень хорошие для их возраста: «Огонь», «Солнце», «Лава». Мы выяснили что люди используют красный цвет для обозначения «горячего», потому что он ассоциируется с горячими вещами. Тоже самое происходит с синим цветом:
— «Дети, что бывает голубым и холодным?»
— «Лед!»
— «Да, иногда лед может выглядеть голубым и холодным, вот почему платье Эльзы из мультфильма морозно-голубого цвета.»
Пришло время поговорить о главном! Я сам отец двоих детей, поэтому знаю, что дети в таком возрасте не будут сидеть долго. Мой напарник (учитель начальной школы), сделал несколько небольших книг с образцами цветов, чтобы раздавать их детям, и попросил класс выбрать цвета на основе вопросов.
— Выберите цвет, который напоминает вам о ночи.
— Выберите цвет, который заставляет вас думать о фруктах.
— Выберите цвет, который напоминает вам о Gruffalo!*
* Персонаж книги английской писательницы Джулии Дональдсон — мохнатый и клыкастый житель леса.
На последний вопрос дети отвечали по разному — большинство выбрало коричневый цвет, но некоторые дети останавливались на оранжевом (цвет глаз Груффало), черном (цвет его языка) или фиолетовом (цвет его колючек). Так дети начали понимать, что часто возникает много ответов на вопросы связанные с дизайном, и как цвет помогает чувствовать разные объекты и вещи.
Затем, мы провели еще одно упражнение, в ходе которого я дал детям список слов, которые нужно было раскрасить определенным цветом. Так они смогли продемонстрировать свои знания на практике. Результаты были великолепны!
Множество красного цвета — для слова «сердитый», яркие цвета — для «сладостей», зеленые — для «травы». Потом я спрашивал у детей, почему они выбрали именно эти цвета? И получал очень убедительные ответы! Конечно, иногда они выбирали цвет «потому что мне это нравится», но ведь это тоже актуально 🙂
Типографика
Когда мы закончили с цветом, я перешел к тому как выглядят сами слова. Я рассказывал детям о том, как знаки рассказывают о важных вещах и что слова должны быть легко читаемыми. В качестве примера я показал классу слово напечатанное на листе и спросил детей — что я могу сделать с этим словом, чтобы оно стало понятнее?
Дети ответили, что нужно сделать его крупнее. Я показал им это слово крупнее и мы согласились, что это делает слово более важным и его становится видно издалека.
Я рассказал ребятам о том, что можно делать с целыми текстами и отдельными словами, чтобы их легче было читать. Мы поговорили про их любимые книги и про то, что слова используются всегда и везде, чтобы рассказывать истории и передавать важную информацию. В качестве примера, я показал им простое предложение, которое мы все прочитали вместе:
А затем показал тоже предложение, но с выделенным словом «большая»:
Дети согласились что это делает предложение более захватывающим. Мы произносим выделенное слово уже иначе, чем в прошлый раз и начинаем задумываться, насколько же велика была эта собака, из этого предложения?
Кроме этого, я показал как можно сделать серию изменений в простом слове, чтобы снова почувствовать его смысл. Я демонстрировал все следующие итерации по очереди:
Каждый раз дети соглашались, что новое слово ощущалось быстрее, чем названное до этого.
К сожалению, к этому моменту у нас уже не хватало времени. Хотя в планах были еще упражнения, в том чтобы «проектировать» слово, используя интересные комбинации цветов и некоторые визуальные трюки: например, составить слово «праздник», используя вещи, которые помогают детям чувствовать себя празднично — колпачки, мороженное, сладкая вата и так далее.
Я был удивлен двум вещам: насколько легко большинство детей понимали, что такое дизайн, и что у них легко получалось самовыразиться с его помощью. Этот опыт также полезен для тех, кто специализируется на разъяснении чего-либо неподготовленной аудитории. Мне нужно было поговорить с детьми на их языке, объясняя ценность своей профессии в ясных выражениях и посмотреть на то чем я занимаюсь, со стороны.
Через неделю я с радостью получил материал урока, по темам, которые мы затронули на в прошлый раз. Большинство детей остались довольными.
Урок «Что такое дизайн?»
Разделы: МХК и ИЗО
Цели:
Оборудование и материалы:
План урока
Ход урока
Часть 1.
Беседа.
Учитель. Ребята! Давайте поговорим о том, какое место в нашей жизни занимает декоративно-прикладное искусство. Возьмем словарь художественных терминов и прочтем определение ДПИ – (от лат. Decoro – украшаю) – создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью.
Назовите такие предметы.
(Ребята перечисляют: посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д. Эти предметы показываются на слайдах)
А теперь давайте подумаем, как может выглядеть наш кабинет.
Прежде всего, необходимо предусмотреть все для того, чтобы в нем можно было легко и удобно работать. Я предлагаю вам пофантазировать.
Устная работа с детьми.
Дети предлагают элементы дизайна кабинета изобразительного искусства.
Часть 2
Интересная это работа – придумывать убранство класса, правда? Сегодня подобной работой занимается множество разных людей в разных странах, фирмах и организациях. Они изобретают окружающую человека предметную среду. Это и есть ДИЗАЙН. В переводе с английского это слово значит «проектировать, чертить, задумать», а также «проект, план, рисунок».
Дизайн – это придумывание, разработка новой, удобной для человека и красивой предметной среды.
Разный бывает дизайн. Вы можете услышать такое: дизайн кухни, дизайн автомобиля, дизайн спальни, дизайн ванной, дизайн кабинета, дизайн офиса… Это значит, что кто-то хорошо подумал, прежде чем предложить использовать предмет или помещение, и нашел самые удобные и приятные для нас формы, цвета и расположение предметов.
Искусство дизайна – одно из самых молодых в мире. Оно возникло лишь в двадцатые годы двадцатого века. Именно в это время, стала так бурно развиваться промышленность, на человека хлынуло так много разнообразных вещей и приспособлений, что он стал буквально тонуть и захлёбываться в них. Поток новых и новых вещей, механизмов, приспособлении рос и рос, а человек оставался прежним – с его пятью пальцами, двумя ногами и руками, не выше и не ниже. Вот для того, чтобы изучить и учесть возможности отдельного человека и не дать вещам поглотить его, возник дизайн. Он защищает нас от вещей и учит строить отношения с ними. Вещи должны знать свое место и не угнетать человека, а помогать ему, радовать его.
А сейчас мы с вами сами попробуем стать дизайнерами.
Кто же такие дизайнеры?
Это очень умные и знающие люди, которые могут придумывать новые формы вещей и помещений.
Чтобы стать дизайнером, нужно хорошо рисовать, хорошо уметь считать, но главное – уметь очень внимательно наблюдать за тем, что и как делают люди. Ведь вы должны догадаться, что будет человеку удобно, а что начнет его стеснять. Дизайнер изучает разные профессии и привычки людей, из характер, стиль жизни. Потом, через сочиненные им формы вещей, он сможет повлиять на людей, чтобы улучшить их дома.
(После беседы идет закрепление при показе слайдов)
Часть 3
Постановка художественной задачи.
Учитель. Вспомните комнаты своего дома. Удобно ли маме на кухне? Что бы вы изменили в своей комнате? Как, по-вашему, должна выглядеть гостиная?
Часть 4
Выполнение задания
Учитель. А теперь нарисуйте свой проект удобной и красивой комнаты. Как бы вы организовали ее пространство? Что бы вы поставили, повесили? Какую бы мебель взяли? Можно использовать принесенные с собой журналы, иллюстрации.
Часть 5
Подведение итогов
В конце урока организуется выставка работ «Я – дизайнер интерьера».
Ознакомление с техникой дизайна как одно из условий развития творчества дошкольников
Психологами доказано, что у человека врождены не сами способности, а способности к их развитию. Следовательно, необходимо создавать условия для развития творческой активности детей. Основные идеи моей работы с дошкольниками – это создание условий для развития и реализации способностей каждого ребенка, помощь ребенку в индивидуальном и творческом росте, обеспечение атмосферы психологического комфорта.
Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка.
Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка. Кроме того, реализация базисной программы развития ребенка – дошкольника “Истоки” в ДОУ предусматривает ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной декоративной деятельностью, основами дизайн-культуры.
Занимаясь с детьми основами дизайн-деятельности, стараюсь сформировать у дошкольников художественный вкус, умение выражать свой внутренний мир, используя различные материалы и техники изображения, элементы дизайн-культуры; стремление создавать красивые, гармоничные работы.
Искусство дизайна активно входит в жизнь. Если “дизайн для детей” является одним из направлений профессиональной деятельности художников-дизайнеров, то “детский дизайн” связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающей его предметно-пространственной среды.
Дети обращают внимание на окружающие объекты среды, которые им нравятся или не нравятся, отмечают разнообразие их окраски, формы, величины, пропорций. Они могут собирать растения и минералы, использовать бумагу, ткани и синтетические материалы, создавать из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта.
Игры художественного содержания и сюжетно-ролевые побуждают детей к поискам гардероба для кукол (платья, шляпки, туфли), декора спектаклей, развлечений и праздничных утренников.
Старшие дошкольники оценивают костюмы персонажей, одежду и внешний вид сверстников и взрослых, подражают опрятно и нарядно одетым. По одежде и поведению они могут судить о возрасте и профессии, вкусах и образе жизни людей. В этом возрасте ребенок способен подбирать обстановку кукольных комнат не только по назначению (гостиная, кухня-столовая, спальня). Наблюдая и оценивая убранство комнат (дома, в детском саду), дети переносят доступные им принципы эстетического единства (сервиз, гарнитур мебели, ансамбль декора) и художественной образности убранства в собственную практику создания кукольно-игрового интерьера.
Дети могут участвовать в создании многоплановых архитектурно-художественных композиций (“Волшебный городок”, “Дворец снежной королевы”, “Страна чудес”, “Три медведя”, “Русский дом” и др.), рассчитанных на длительный срок, любят постоянно что-то изменять в обстановке, достраивать и дорисовывать.
Старший дошкольник в состоянии “увидеть” и с помощью взрослого поэтапно реализовать свой “проектный замысел”, предвосхищая художественный результат. Это делает возможным наряду с использованием традиционных видов изобразительной деятельности приобщение детей к новым ее видам: архитектурно-художественному дизайну и моделированию одежды с аранжировками-украшениями из разных материалов.
Чтобы привить любовь дошкольников к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего дошкольного возраста, широко использую в своей работе нетрадиционные техники изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, подвергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Затем постепенно ввожу элементы дизайна, которые работе со старшими дошкольниками перерастают в самостоятельные занятия по дизайн-деятельности.
В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями различных художественных материалов и технологиями: рисование по мокрой бумаге; рисование зубной пастой по цветной бумаге; монотипии (целлофан, бумага, стекло); рисование через копировальную бумагу; рисование пластилином; пальцевая живопись; рука-трафарет; кляксография; применение приема “набрызг”; коллаж; метод тычка; чеканки; витражи.
Введение в занятия элементов дизайна требует расширять знания детей о свойствах различных материалов (бумаги, картона, ткани, пластмассы, природных материалов и др.) и формировать навыки и умения при работе с ними. Это позволяет детям выбрать для воплощения своих замыслов наиболее подходящую технику или материал.
Также, использую в практике работы с детьми элементы архитектурно-художественно дизайна. Архитектурно-художественный дизайн отвечает фундаментальным задачам развития ребенка, поскольку вся его окружающая обстановка, интерьер, как элементы общей культуры, формирует эстетическое отношение к быту. Данная задача решается через ознакомление детей с доступными им образцами отечественного и мирового зодчества, как старинного (избы, терема, дворцы), так и современного.
Занимаясь архитектурно-художественным дизайном, дети работают в трех пространствах: кукольное, детское, взрослое. Поэтапно планирую работу детского дизайна в интерьере. Дети благоустраивают свое ближайшее кукольно-игровое пространство, затем переходят в соразмерный с ними детский интерьер (ширмы-перегородки, мебель, декоративные изделия). Они чувствуют себя и “гулливерами” и “хозяевами” своих пространств. Дети рисуют, вырезают, плетут, лепят и расписывают несложные элементы обстановки для напольных кукольно-игровых пространств (обои, занавески, скатерти, дорожки, коврики и т.д.), а также – несложные декорации к спектаклям и развлечениям.
Плодотворна дизайн-деятельность детей в художественно-игровых ситуациях, типа: “Театр мод”, “Праздник шляп”, “О карнавал, карнавал!”, “Бал в сказочном королевстве”. Дети проявляют себя настоящими художниками- модельерами. Придуманные ими модели шляп, платьев, костюмов отличаются оригинальностью и индивидуальностью.
В подготовке к театральному фестивалю дети участвуют в создании театральных афиш, театральной тумбы, пригласительных билетов.
Интересен и полезен дизайн композиций из природных и искусственных материалов (зелень, сухостой, минералы, бумага, лоскут, дерево, синтетика и др.). Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте.
Дети умело подбирают и создают декоративные украшения к праздничной одежде для себя и для близких (галстуки, брошки, значки и др.).
Старшие дошкольники в состоянии планировать свою деятельность, предвосхищая художественный результат и поэтапно планируют свой “проектный замысел”. Например: свои представления о праздничном убранстве помещения реализуют сначала в рисунках, потом в макетах, а затем на практике.
Для успешной работы с детьми организую: эстетически грамотную среду; художественно-декоративную деятельность детей.
Содержание работы планирую в следующей последовательности: от фольклорно-декоративных образов к сюжетно-изобразительным, от предметно-декоративной деятельности к пространственно-декоративной, от оформления кукольно-игрового пространства к детскому и взрослому интерьеру, а также – наблюдение природных объектов, предметной среды, результатов собственной дизайн-деятельности и любование ими.
Воспитание средствами искусства должно осуществляться в тесном единстве со всеми сторонами художественного воздействия на ребенка – через художественную литературу, живопись, театрализованную деятельность. Только комплексное воздействие искусств может оказать существенное влияние на гармоническое формирование личности ребенка. Знакомство детей с искусством следует рассматривать не как формальное обучение с целью получения определенной суммы знаний и выработки определенных умений и навыков, а как интересный увлекательный процесс доверительного общения с детьми, “погружения” их в мир творчества, создания новых художественных образов и сюжетов, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка.
На занятиях использую синтез разных видов искусств: рассматривание картин, предметов декоративного творчества и дизайн-деятельности, поэзию и музыку. Показываю детям оригинальные образцы, слайды и репродукции, вместе с детьми собираю и систематизирую материалы для аранжировок.
Дети учатся подбирать растения и минералы, отходы галантереи и бижутерии (пряжки, пуговицы, бусы, кольца, флаконы и др. упаковочная тара). Работа с разнофактурными материалами (мягкий – твердый, блестящий – тусклый) развивает сенсорные способности, интеллект ребенка. Советую, помогаю, направляю деятельность детей, мастерю вместе с ними.
Образовательный процесс построен таким образом, что дети самостоятельно могут выбирать разные художественные материалы и инструменты. Я только рекомендую как удобнее, целесообразнее передать тот или иной образ. Зная свойства различных материалов, дети удачно сочетают их в работе. Свободно владея разными способами изображения, дети могут выбирать те из них, которые в большей степени подходят для передачи выразительного образа, красивой композиции.
Во время продуктивной деятельности дети могут свободно общаться со мной и друг с другом по поводу работы.
Опыт работы по развитию творческих способностей детей при формировании дизайн-культуры помогает каждому ребенку, независимо от уровня его развития, раскрыть свой творческий потенциал и проявить себя. Разнообразие материала (подручного или бросового) рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые конструкции и использовать их в играх. А так же позволяют ребенку почувствовать уверенность в себе, в своих силах, что способствует повышению самооценки.
В результате занятий по детскому дизайну дети стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявлять более устойчивый интерес к изобразительному искусству, повысилась их творческая активность и художественная самостоятельность.
Творческая активность проявилась также в способности детей планировать свою работу. Дети научились замысливать образ, искать средства его воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата. Все чаще в высказываниях детей стало звучать местоимение “Я”: “ Я нарисую так…, Я сделаю это по-своему…, Я думаю…, Я видел…, Я чувствую…, Я могу…”. Это говорит о том, что дети научились открывать, творить для себя мир и себя в своем мире.
Кроме того, занятия дизайном способствовали формированию у детей устойчивости замысла, оказали помощь в умении планировать свой результат. У дошкольников пробудились чувства творческого удовлетворения (“я” – декоратор, “я” – модельер). В сотворчестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка, техник исполнения.
Особенности деятельности детей занимающихся дизайном, определили новый характер их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе продуктивной совместно-поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления, общительности. В живом общении с искусством они научились создавать и использовать в оформлении аранжировки из природных материалов, подбирать и создавать фасоны одежды, костюмов, обстановку для игр и спектаклей, праздничных утренников, благоустраивать бытовые и праздничные интерьеры.
Наблюдая за окружающей предметной средой, старшие дошкольники научились умело подбирать обстановку кукольных комнат в соответствии с назначением помещений (гостиная, кухня-столовая, спальня). Так, играя в сюжетно-ролевые игры, они проявили себя активными участниками инсценировок, придумывали гардероб для кукол, персонажей спектакля, костюмы для развлечения (платья, шляпки, туфли, украшения).
Блок “Мир открыток” (рис. 1, 2)
Открытка – это самостоятельный вид искусства, со своей историей. Раньше люди хранили открытки в течение всей своей жизни, ими украшали интерьер, помещая на стенах рядом с рисунками, вышивками, портретами. Ими обклеивали шкатулки и даже вазы. Старые открытки поражают удивительной техникой исполнения: их делали в технике литографии, шелкографии; рисовали и раскрашивали от руки на специальной бумаге с затейливыми кружевными краями, вытачивали на фанере, выклеивали из перьев, волос, сухих цветов.
Над созданием открытки работали лучшие художники. Старые открытки могут рассказать о своем времени больше, чем хроники и мемуары.
Занятие 1. “Осенняя почта”. (Открытки с орнаментом из листьев).
Задачи: Познакомить детей с открыткой – как самостоятельным видом искусства, с историей его развития. Научить детей делать открытку, используя способ оттиска листа.
Материал: Листья разных растений красивой формы, белая и цветная бумага, ножницы, клей, восковые карандаши.
Содержание: Рассказ воспитателя об истории открыток с показом коллекции открыток. Открыток выполненных с использованием осенних листьев (открытка с листьями в рамке, открытка с обведенным листом, открытка с цветком из листьев). Показ способа натирания листа восковым карандашиком.
Занятие 2. “Открытка игрушка”. (Яблоко и гриб).
Задачи: Научить детей делать мини – открытку, которая одновременно может служить и поздравлением и игрушкой. Воспитывать умение планировать результат, получать чувство удовлетворения от выполненной работы.
Материал: Белая бумага, ножницы, краски или цветные карандаши.
Содержание: Нарисовать на листе, предварительно сложив его вдвое, яблоко или гриб так, чтобы середина открытки приходилась на сгиб листа. “Спрямить” сторону у листа на яблоке и шляпку и ножку у гриба, чтобы открытка закрывалась и открывалась. Наметить и вырезать окошко и всю открытку. Раскрасить яблоко или гриб способом “тоновой” растяжки. Внутри, где было намечено окно, нарисовать жучка или червячка.
Занятие 3. “Открытка-раскладушка”.
Задачи: Научить детей делать раскладную открытку, используя элементы бумагопластики. Воспитывать эстетическое отношение к дизайну открытки.
Материал: Белая бумага, цветная плотная и тонкая бумага, фломастеры, цветные карандаши, клей, ножницы
Содержание: Рассмотреть с детьми несколько вариантов объемных открыток. Предложить поварьировать с полосками бумаги – изгибать, закручивать, складывать гармошкой. Нарисовать любого персонажа – лягушку, кошку, зайца и т. п. в центре открытки. В нарисованной, плоскостной открытке вклеить объемный элемент. Это могут быть – юбочка, волосы, зонтик, волна.
Занятие 4. Открытка “Заячий хоровод”.
Задачи: Научить детей делать объемную открытку, используя элемент бумагопластики – “гармошку”. Воспитывать умение планировать результат, получать чувство удовлетворения от выполненной работы.
Материал: Белая бумага, цветная плотная бумага, фломастеры, цветные карандаши, клей, ножницы.
Содержание: Показать детям выполнение хоровода из полосы бумаги сложенной гармошкой из 4-х частей. На верхней стороне гармошки нарисовать фигуру зайца или любого другого персонажа по желанию детей. Вырезать фигурки, не разворачивая гармошку. Края передних и задних лапок не вырезать: в этих местах фигурки соединяются образуя цепочку. Раскрасить зайцев фломастерами и карандашами, придумать каждому свою одежду. Вклеить хоровод в прямоугольник сложенный пополам.
Занятие 5. “Новогодняя открытка-сюрприз”.
Задачи: Научить детей делать объемную открытку – сюрприз с горизонтальной вклейкой. Предоставить возможность проявить инициативу и самостоятельность.
Материал: Белая плотная бумага, фломастеры, цветные карандаши, краски, ножницы, клей.
Содержание: Рассмотреть новогодние открытки, открытки сделанные по принципу горизонтальной вклейки. Придумать новогодний сюжет и сюрприз для своей открытки (елочка, снеговик, дед Мороз и т.п.). Сложить лист бумаги пополам. В верхней части, внутри нарисовать свой сюжет и на отдельном листе отдельного персонажа. Вырезать персонаж и вклеить за отогнутый клапан.
Блок “Новогодние хлопоты” (рис. 3)
Занятие 1. “Карнавальные маски”. (Изготовление маски, расписывание маски и украшение элементами декора.)
Задачи: Познакомить детей с традициями новогоднего карнавала. Заинтересовать изготовлением карнавальных масок, их росписью и украшением. Воспитывать самостоятельность в выборе материалов, способов работы и украшений. Получать чувство удовлетворения от выполненной работы.
Материал: Бумага белая, плотная, цветная бумага, гуашь, ножницы, клей, разные материалы для декора (конфетти, бисер, бусины, перья, фантики, кольца ).
Содержание: Рассматривание различных карнавальных масок. Показ и объяснение способов изготовления масок. Изготовление масок детьми. Украшение элементами декора.
Занятие 2. “Карнавальный костюм”.
Задачи: Познакомить детей с профессией художника модельера.
Предложить детям стать художниками модельерами – придумать карнавальный костюм. Передавать образ героя, изображая характерные особенности его костюма. Развивать фантазию, творческую активность. Декоративное решение в цвете и силуэте. Передача праздничности в костюме.
Материал: Листы бумаги с силуэтами мальчиков и девочек. Гуашь, акварельные краски, кисти и др. изобразительные материалы. Материалы для декора. Альбомы мод с карнавальными костюмами.
Содержание: Рассказ педагога о профессии художников модельеров. Рассматривание альбомов мод. Придумывание карнавальных костюмов и выполнение их на манекене. Парад моделей. Рассказ детей о своих костюмах.