Дизайн предметно пространственной среды что это
Тема:4 Особенности дизайна предметно-пространственной среды
План лекции
2. Смена научных, философских, культурных парадигм.
3. Структурная единица проектирования.
Содержание лекции
Теория дизайна делит неохватный мир «большого дизайна» на несколько «малых дизайнов», специализирующихся в одной сфере.
В современной дизайнерской деятельности всё большее распространение получает дизайн архитектурной среды, который разделяют на дизайн интерьеров и внешней архитектурной среды.
Дизайн интерьеров включает интерьеры и оборудование общественных помещений, жилых пространств и интерьеры производственных зданий. Каждый из этих типов пространств имеет свои особенности и определяет свой круг профессиональных задач и проектных методов их решения. В интерьере общественных зданий, которые посещаются десятками и тысячами людей, первостепенными являются образно-семантические задачи: создание высокохудожественного образа уникального объекта. Поэтому особое внимание дизайнер уделяет отделочным материалам, которые во многом определяют внешний вид интерьера, его образ. Зачастую здесь используются ценные породы древесины, натуральный камень и другие[4, с.8-9].
Смена научных, философских, культурных парадигм, естественно, приводит к смене парадигм проектных. Дизайнер предметно-пространственной среды, проникшийся «средовым» подходом, несколько иначе воспринимает подлежащую его профессиональному воздействию окружающую реальность, он по-иному видит внутренний мир своего адресата, собственные задачи, акцентирует внимание на несколько иных проблемах. В его творческом воображении возникает не столько идеально спроектированная вещь или комплекс вещей, сколько некое «средовое состояние», та атмосфера, которую ему следует создать, используя свои профессиональные средства.
В провоцировании такого состояния, в созидании атмосферы задействуются не только материальные объекты, имеющие форму, цвет, фактуру и т. п., но и такие формирующие компоненты среды, как, например, температура и освещение, соположение в пространстве объёмов различной конфигурации, включаются закодированные в объектах и формах символические значения, влияющие на их восприятие, и пр.
Но и такого расширения палитры проектировщику предметно-пространственной среды ещё недостаточно. Следовательно, в этом случае продукт дизайна обязан быть не только адресным и востребованным своим адресатом (как и при традиционном проектировании отдельных вещей), но он должен изначально включать в себя этого «субъекта» со всем его внутренним миром и всеми его природными склонностями в качестве неотъемлемой части объекта проектирования. Это означает, что в своей работе дизайнер должен учитывать и прогнозировать не только сознательные и бессознательные ожидания адресата, но и его будущую активную осваивающую и преобразовательную деятельность в проектируемой среде.
Последняя особенность определяет принципиальную позицию средового дизайнера, резко отличающуюся от позиции проектировщиков эпохи становления известных дизайнерских школ. Такой специалист не разделяет претензий на полное, целостное решение проблемы «на чистом месте», ему, как уже говорилось, чужды идеи тотального проектирования, претендующего на системный охват всех сторон жизни. В противовес этому, для него актуальны идеи «включенного» проектирования, когда за основу окончательного решения берётся уже сложившееся состояние объекта, а его проектная трансформация строится на переосмыслении уже существующих параметров среды, на деликатной корректировке их путём внесения минимальных, но точно направленных изменений. В процессе такой скрупулёзной работы средовое проектирование впитывает критику со стороны экологии, антропоэкологии. учитывает сознательные и бессознательные ожидания средового субъекта, исторические особенности, местные традиции и т. п.
Особенности дизайна предметно-пространственной среды
Смена научных, философских, культурных парадигм, естественно, приводит к смене парадигм проектных. Дизайнер предметно-пространственной среды, проникшийся «средовым» подходом, несколько иначе воспринимает подлежащую его профессиональному воздействию окружающую реальность, он по-иному видит внутренний мир своего адресата, собственные задачи, акцентирует внимание на несколько иных проблемах. В его творческом воображении возникает не столько идеально спроектированная вещь или комплекс вещей, сколько некое «средовое состояние», та атмосфера, которую ему следует создать, используя свои профессиональные средства. В провоцировании такого состояния, в созидании атмосферы задействуются не только материальные объекты, имеющие форму, цвет, фактуру и т. п., но и такие средо-формирующие компоненты,как, например, температура и освещение, соположение в пространстве объемов различной конфигурации, включаются закодированные в объектах и формах символические значения, влияющие на их восприятие, и пр.
Но и такого расширения палитры проектировщику предметно-пространственной среды еще недостаточно. Мы уже обратили особое внимание на то, что среда не мыслится без осваивающей деятельности «средового субъекта». Следовательно, в этом случае продукт дизайна обязан быть не только адресным и востребованным своим адресатом (как и при традиционном проектировании отдельных вещей), но он должен изначально включать в себя этого «субъекта» со всем его внутренним миром и всеми его природными склонностями в качестве неотъемлемой части объекта проектирования. Это означает, что в своей работе дизайнер должен учитывать и прогнозировать не только сознательные и бессознательные ожидания адресата, но и его будущую активную осваивающую ипреобразовательную
деятельность в проектируемой среде. Таким образом, как уже было сказано, структурной единицей проектированиястановится не материальная и выделенная в пространстве вещь, а поведенческая ситуация,в которой задействованы и люди, и вещи, и их взаимодействие, и настроения, эмоции этих людей, уже не имеющие ни строгой локализации в физическом пространстве, ни физически ощутимых параметров.
Поскольку при средовом подходе структурной единицей проектирования становится поведенческая ситуация, проектирование имеет дело с совсем иным отношением к категории времени.Если в традиционном проектном подходе время выступало, прежде всего, условием физического старения или морального устаревания дизайн-продукта — то при средосозидании оно становится «четвертым измерением» среды, поскольку любая ситуация есть процесс, развивающийся во времени,и вне пространственно-временного контекста просто немыслима. «Сре-довое время» — это уже не простая равномерная длительность, оно качественно неоднородно:«Мы знаем: время растяжимо, / Оно зависит от того, / Какого рода содержимым / Вы наполняете его» (С. Я. Маршак).
В дальнейшем мы сможем убедиться в том, что такое же качественноевремя присутствует и в мультимедийных дизайнерских объектах. Более того, существование продуктов медиадизайна просто невозможно вне времени, неотделимого от столь же непривычно переживаемого пространства. Виртуальное событие — это некая протяженность, заполненная целенаправленными трансформациями виртуального пространства. Мультимедийный продукт существует лишь во времени, подобно развитию последовательностей интервалов между звуками в музыкальном произведении. Однако документ в целом обладает синтетическим словесно-визуально-звуковым образом, воспроизводимым в сознании, в памяти единовременно. Именно этот образ и должен угадываться автором изначально, чтобы затем воплотиться в объект, имеющий пространственно-процессуальную природу.
Одновременно с изменением роли и характера времени происходит и перемена в отношении к связанному с его протеканием пространству.Оно уже не мыслится как потенциальная возможность размещения дискретных материальных объектов, а полностью включено в ткань предметно-пространственной среды. Обе эти фундаментальные категории пребывают здесь в нерасторжимом единстве, образуя так называемый пространственно-временной континуум,главное свойство которого — неразрывность, слитность, диффузность. Для определения такого нераздельного (континуального) единства времени и пространства существует понятие «хронотоп»(М. Бахтин), где «хронос» — время, а «топос» — пространство.
Это понятие весьма применимо к средовому проектированию: поведенческая ситуация может быть творчески осмыслена только в контексте определенного и субъективно оцениваемого хронотопа.
Поскольку средовой субъект, определяющий качества проектируемой среды, становится неотделимой частью объекта проектирования, дизайнер уже не может оставаться на внешней, отстраненной позиции наблюдателя. Чтобы примирить в своем творческом сознании этот кажущийся парадокс, ему приходится максимально идентифицироватьсяс воображаемым средовым субъектом, войти с ним в эмоциональный контакт. Тактика средового проектирования основана на погружениидизайнера внутрь рассматриваемого объекта со всеми его сложными переплетениями.
Весьма важным стратегическим свойством средового подхода выступает его ориентация на глубокое исследованиереальности в зоне профессионального интереса и на художественный экспериментпри решении проблемы, поставленной в процессе этого исследования. Это смыкает профессиональную стратегию с профессиональной идеологией, поскольку исключает какие-либо предваряющие постановку проектной задачи жизнестроительные концепции, утопии, исключает любой социологизм. Проектное предложение строится вне единых систем, схем организации человеческого окружения, без извне привнесенных концепций«правильной» жизни.
Последняя особенность определяет принципиальную позицию средового дизайнера, резко отличающуюся от позиции проектировщиков эпохи становления известных дизайнерских школ. Такой специалист не разделяет претензий на полное, целостное решение проблемы «на чистом месте», ему, как уже говорилось, чужды идеи тотального проектирования, претендующего на системный охват всех сторон жизни. В противовес этому, для него актуальны идеи «включенного»проектирования, когда за основу окончательного решения берется уже сложившееся состояниеобъекта, а его проектная трансформация строится на переосмыслении уже существующих параметров среды, на деликатной корректировке их путем внесения минимальных, но точно направленных изменений. В процессе такой скрупулезной работы средовое проектирование впитывает критикусо стороны экологии, антропоэкологии, учитывает сознательные и бессознательные ожидания средового субъекта, исторические особенности, местные традиции и т. п. Для большей наглядности сравним две контрастные проектные идеологии с помощью табл. 6.1.
Таблица 6.1. Сравнение основных параметров дизайн-деятельности
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Дизайн среды – профессия будущего!
Специализация дизайн среды является относительно новой для российского рынка труда, но уже востребованной. Опытных профессионалов в данной области немного, а выпускники школ зачастую с недоверием рассматривают новые направления, тем более относящиеся к творческой области. Посмотрим, какие виды работ включает в себя специальность дизайн среды. Это поможет понимать перспективы профессии в целом, оценить свои возможности для реализации в ней.
Что подразумевает дизайн среды обитания?
Дизайн среды обитания человека
Наиболее привычное направление. Однако в контексте дизайна среды оно подразумевает не только оформление интерьера. В понятие также входят проекты экстерьеров домов, ландшафтный дизайн. При этом все компоненты должны выглядеть как единое композиционное решение, отвечающее запросам заказчика и требованиям функциональности. В способности найти такой баланс состоит одно из ключевых отличий специалиста по оформлению среды от обычного дизайнера.
Пространственный дизайн коммерческих и общественных объектов
Дизайнерский подход к оформлению промышленных зданий
Работа дизайнера среды в случае с промышленными сооружениями подразумевает оформление внешней и внутренней части. Некоторые специалисты находят неординарные решения даже для заводов, на фото ниже представлены подобные примеры. При дизайн-проектировании для объектов промышленного назначения важны критерии эстетичности, удобства и безопасности для работников.
Выставочный дизайн
Для презентации своих продуктов, услуг партнерам и потенциальным клиентам компании принимают участие в тематических выставках. Во время подготовки необходимо продумать ряд моментов: оформлением стендов, выкладку продукции, подбор мебели, возможности для навигации гостей и т.п. Подобные работы были выделены в отдельное направление дизайна среды. От качества дизайн-проекта в данном случае может зависеть даже репутация новой компании.
Обучение и особенности выбора его формы
Существуют варианты программ, рассчитанные на очную и заочную форму обучения в институте, а также краткосрочные курсы. Выбор в итоге зависит от задач, наличия времени и средств. Краткосрочные программы позволяют освоить азы профессии, лучше понять, насколько она подходит конкретному человеку. Пожалуй, главный минус такого обучения состоит в том, что знания будут не настолько разносторонними и глубокими, как в случае с 4-6-летним периодом получением профессии. Существуют также варианты, предназначенные для развития навыков и повышения квалификации дипломированных дизайнеров.
В случае с получением образования по профилю дизайнера среды студент получает возможность детально рассмотреть все аспекты профессии. Но если окажется, что он не готов реализовываться в данной области, то это грозит потерей времени и денег. Профессионалами могут стать как студенты вузов, так и специалисты, закончившие курсы. В итоге искусство создания гармоничного дизайна среды состоит из таланта, погружения в теорию и смелого применения знаний на практике. А еще успеху в профессии способствует увлеченность, страстное желание реализовать свои идеи.
Читайте также
Рождество и Новый год – уникальная возможность погрузиться в мир детства, творчества, почувствовать себя дизайнером. Хочу предложить доступные идеи новогодних украшений для тех, кто одержим поиском новых праздничных ощущений и креативных способов украшения сада, елки, сервировки праздничного стола.
Для успешного начала обучения на графического дизайнера потребуется сдать экзамены для поступления. К чему следует готовиться абитуриентам после 9 и 11 класса, чтобы не пропустить год? Какие навыки являются ключевыми? Ответы на данные вопросы помогут сделать первые шаги в популярной профессии.
Создать привлекательный ландшафт на собственном участке можно, если учесть простые рекомендации профессиональных дизайнеров. Для воплощения в жизнь проекта потребуется немного: желание реализовать творческий потенциал, базовые навыки владения простым инструментом, умение выращивать разные виды растений.
Сегодня зеркало в интерьере гостиной превращается в верного помощника дизайнера. Оно позволяет изменить уровень освещения в комнате, сделать ее просторной и наполнить позитивной энергетикой.
Современная образовательная модель РППС (развивающей предметно-пространственной среды) в ДОО
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №2»
Современная образовательная модель РППС (развивающей предметно-пространственной среды) в ДОО
Выполнила: Мухамедьярова Дания
Студентка 4/3 группы
Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать:
1. Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста, здоровья, психических, физических и речевых нарушений.
2. Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с педагогом, дать возможность уединиться по желанию ребенка.
3. Реализацию образовательной программы ДОУ.
4. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
РППС в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным принципам:
— принцип свободного выбора реализуется, как право выбора ребенком темы, сюжета игры, игрового материала, места и времени игры;
— принцип универсальности позволяет детям и воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития;
— принцип системности представлен со масштабностью отдельных элементов среды между собой и с другими предметами, оставляющими целостное игровое поле.
1. Создавать атмосферу эмоционального комфорта
2. Создавать условия для физического развития
3. Создавать условия для творческого самовыражения
4. Создавать условия для проявления познавательной активности детей
5. Создавать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций, музыки
6. Создавать условия для участия родителей в жизни группы
Учитывая требования ФГОС развивающая предметно – пространственная среда делится на пять образовательных областей:
1. Социально – коммуникативная;
4. Художественно – эстетическая;
В каждой области имеются свои центры.
— Центр пожарной безопасности;
— Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр).
— Центр «Уголок Природы»;
— Центр сенсорного развития;
— Центр конструктивной деятельности;
— Центр речевого развития или уголок речи и грамотности;
— Центр ИЗО или уголок творчества;
— Центр музыкально-театрализованной деятельности.
— Центр физического развития;
— Спортивный уголок «Будь здоров!»
Игра — основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.
В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно-ролевых игр:
В центре по ПДД и пожарной безопасности находятся необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению правилам дорожного движения. Дети при необходимости объединяют центр сюжетно-ролевых игр, ПДД и пожарной безопасности.
Большой популярностью у детей пользуется центр науки. В нем находится материал для осуществления опытной деятельности: лупы, мерные стаканчики, песочные часы, камни и т.п.
Центр математического развития: пособия с цифрами, счетный материал, дидактические игры, развивающие игры математического содержания.
Центр конструктивной деятельности организован так, чтобы дети могли строить подгруппой и индивидуально. Имеется крупный и мелкий строитель, разнообразное лего, конструкторы.
В уголке природы подобраны безопасные растения, имается необходимое оборудование по уходу за ними.
Направление играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.
Художественно — эстетическое развитие.
В Центре «Творческая мастерская» находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
Театрализованные игры решают следующие задачи:
1. Развивают артикуляционную моторику;
2. Развивают артикуляционную моторику;
3. Расширяют словарный запас;
4. Развивают монологическую и диалогическую речь;
5. Развивает общую и мелкую моторику.
Здесь имеются: спортивный инвентарь, игрушки, дорожки здоровья для профилактики плоскостопия, дидактические игры спортивного содержания.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду, мы учитываем, что:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Дизайн-проект «Предметно-пространственная среда»
Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды, представленная организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья. Цель создания развивающей предметно-пространственной среды (РППС) – обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности. Согласно п. 3. 3. ФГОС дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной; доступной; трансформируемой; полуфункциональной; вариативной; безопасной. Развивающая предметно-пространственная образовательная среда ДОУ направлена на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, и гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает их эмоциональнoe благополучие.
Задача педагогов ДОУ состоит в умении моделировать развивающую предметно-пространственную среду, которая бы позволила ребёнку проявить творческие способности, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.
Важно понимать, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая развивающую предметно-пространственную среду в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения, психологические и возрастные особенности дошкольников.
Прикреплённые файлы:
Долгосрочный проект «Предметно-пространственная развивающая среда в первой младшей группе. Центр сенсорного развития» Проект «Предметно-пространственная развивающая среда в первой младшей группе. Центр сенсорного развития» Вид проекта: долгосрочный Тип проекта:.
Предметно-пространственная развивающая среда Созданная в ДОУ предметно-развивающая среда влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию, и обеспечивает его психическое.
Предметно-пространственная развивающая среда В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических,.
Предметно-пространственная развивающая среда Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-пространственная развивающая среда. Предлагаю вашему вниманию наш вариант.
Предметно-пространственная среда группы Предметно-пространственная среда имеет большое значение для развития ребенка. В нашем ДОУ пространственно-развивающая среда.
Презентация «Предметно-пространственная среда» Критерии предметно-пространственной среды. Создавая предметно-пространственную среду, я руководствуюсь следующими критериями: Среда должна.
Проект «Развивающая предметно-пространственная среда кабинета педагога-психолога» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 «Северяночка» Проект «Развивающая предметно-пространственная.
Развивающая предметно-пространственная среда Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» Развивающая предметно – пространственная среда.