Дизайн промышленный дизайн что это такое
Промышленный дизайн и его самые необычные представители
В последнее время производители перестали выпускать что-то действительно красивое, выбрав путь унификации, и боясь сделать что-то не то. Виной тому, зачастую, трусливые “недодизайнеры” или не менее трусливые руководители, которые боятся выделиться. Смартфоны стали одинаковыми, автомобили, хоть и отличаются, но не так существенно, а самолеты даже специалист не всегда сможет отличить друг от друга. Какая-то фантазия присутствует, пожалуй, только в одежде и мебели. Но и тут не все так гладко. Давайте вспомним, какой “дизайнерский рок-н-ролл” творили дизайнеры в прошлом.
Фантазия дизайнера может довести и до такого.
Что такое промышленный дизайн
В начале дам немного предыстории и предложу поговорить о том, что вообще такое “промышленный дизайн”.
Само определение этого термина дал член Коллегии Индустриального Дизайна Томас Малдонадо в 1969 году. На данный момент, это определение считается максимально полным описанием рассматриваемого понятия.
Промышленный дизайн — это творческая активность, имеющая цель улучшать внешние достоинства объектов, производимых в промышленности — сказал в свое время Томас Малдонадо.
Многие, вспоминая произведения дизайнеров шестидесятых-семидесятых годов прошлого века, считают именно их золотым веком промышленного или, как его еще называют, индустриального дизайна. Тогда производители еще пытались самовыражаться в своих творениях, а не просто делать товар, который понравится всем. Несмотря на такой подход, многие решения того времени до сих пор считаются золотым стандартом в своих направлениях и идеальным сочетанием красоты и удобства.
Тем не менее, в дизайне нет четких критериев — все субъективно. Каждый сам решает для себя, что красиво, а что тянет максимум на звание товара народного потребления. Давайте же вспомним те вещи, созданные человеком, которые хоть и не выдержали конкуренции на поле унификации, но навсегда запомнились ценителям.
Примеры промышленного дизайна
Самый необычный самолет
Одним из самых необычных самолетов в истории авиации стал Beechcraft Starship, первый полет которого состоялся в 1986 году. В его конструкции, кроме необычного дизайна, нашли свое отражение множество передовых технических решений, которые были бы актуальны до сегодняшнего дня. Проблема в том, что самолет больше не производится, а редкие образцы, которые были переданы заказчикам, считаются практически бесценными.
Главной особенностью самолета является отсутствие хвоста и толкающие турбовинтовые двигатели, расположенные на максимальном удалении от салона. Такое решение позволило сделать салон более комфортным и тихим.
В отсутствии хвоста, управление по курсу осуществляется за счет небольшого киля в нижней части самолета и развитых законцовок крыла. Тангаж (наклон или подъем носа) осуществляется за счет крыльев в носовой части.
Конструкция кажется сложной, но многие авиаторы, которым посчастливилось управлять этой техникой, отзываются о ней исключительно положительно, отмечая ее высокие летные характеристики.
Самолет не стал последней разработкой Beechcraft. Компания до сих пор существует, а модель не получила широкого распространения из-за высокой цены. Стоимость Beechcraft Starship составляла 3,9 миллиона долларов. За эти же деньги можно было купить несколько существенно более быстрых моделей с турбореактивным двигателем, а модели с аналогичной скоростью стоили на один миллион долларов дешевле. В 2003 году компания объявила о нерентабельности поддержки малого парка самолетов этой модели, предложила владельцам обменять их на другие модели и утилизировала те, что хранились у них “на складе”.
Самый странный поезд
Следующим образцом промышленного дизайна, который можно назвать уникальным, будет необычный поезд, которые так же не нашел широкого отклика в сердцах эксплуатирующих организаций.
Если посмотреть на Aerotrain со стороны, кажется, что ему не хватает крыльев, с которыми он просто улетел бы с этой скучной планеты. Собственно, так он и появился. Он был сделан General Motors Electro-Motive Division с применением авиационных материалов. Основной его задачей было возвращение былой популярности железнодорожному транспорту, утраченной на фоне появления доступных авиаперевозок и личного транспорта.
Появившись в середине пятидесятых годов прошлого века, он проработал всего около 10 лет. При этом, постоянно перебрасывался с маршрута на маршрут. Основными недостатками поезда была его жесткость, маленькая скорость и неудобство для пассажиров. Зато дизайн у него был очень крутой. Жаль, никто не взял его в разработку. Давайте обсудим в нашем Telegram-чате, хотели бы вы прокатиться на таком?
Самый красивый автомобиль
Благодаря тому, что я пишу статьи для одного из самых известных ресурсов в своей тематике и имею возможность публично высказать свое мнение, я могу сказать какой автомобиль на мой взгляд является самым красивым в истории. Думаю, многие со мной согласятся, что это легендарный Ford GT первого поколения. При всей своей брутальной угловатости, есть в нем что-то необычное и чарующее.
Вторая половина прошлого века была богата на необычные модели автомобилей, которые порадовали нас своим появлением. Сюда можно отнести Dodge Charger, Chevrolet Corvette, знаменитые модели Cadillac и даже легендарную Audi Quattro.
Dodge Charger 1969 года
Audi Quattro в ралли
Несмотря на достойнейших конкурентов, Ford GT40 стоит особняком. Он производился в 60-е годы прошлого века и специально создавался для побед в Ле-Мане, как противопоставление машинам Энцо Феррари.
Цифра 40 в названии была неслучайной. Она означала полную высоту автомобиля, составляющую 40 дюймов (102 см), предписанную правилами соревнования.
Ford GT40 (вид сзади)
Машина выглядела максимально необычно, сочетая в своем дизайне простоту линий со скрытой агрессивностью, позволяющей с первого взгляда признать в ней спортивный автомобиль.
Не так давно модель получила обновление, но это уже совсем другой автомобиль, в котором нет былого шарма. Новинка опять же похожа на другие современные автомобили. Жаль… Такую машину профукали.
Самый запоминающийся телефон
До того, как Стив Джобс показал со сцены первыйiPhone, и все производители начали его копировать, слепо приняв за эталон, на рынке мобильных телефонов творилось настоящее безумие. Хотелось подойти к тем, кто рисовал такие устройства, как Nokia 7600, Nokia 7610 и Nokia N-Gage, похлопать их по плечу и попросить отсыпать того, что они курили. Другие производители тоже иногда выпускали что-то необычное, но за Nokia им было не угнаться.
Фриковатая Nokia 7600
Из моделей на тот момент еще финского бренда я могу отметить даже не причудливые решения, которые были похожи то на пудреницу, то на шкатулку, то вообще непонятно на что, а конкретно модель 8110.
Только не надо путать с тем “бананом”, который не так давно показали одновременно с обновленным (слишком громкое слово) Nokia 3310. Оба устройства имели мало общего с оригиналами, поэтому и не сыскали широкой популярности.
Сейчас я говорю про тот телефон, с которым Нео бегал от Агентов в Матрице Вачовски, которые на тот момент еще были братьями. Дизайн устройства был необычным, но достаточно брутальным. На мой взгляд, это идеальное сочетание вычурности и строгости для того времени. За эту модель Nokia однозначное спасибо. Она могла противостоять рынку и предлагать свои альтернативы.
Самый непростой катер
В фильмах про богачей второй половины прошлого века не раз мелькали странные катера, которые были похожи на обычные, но за счет отделки лакированным деревом смотрелись очень непривычно.
Вариантов таких катеров было очень много, но наибольшее распространение они получили именно в Венеции. Так же их можно было встретить на Лазурном побережье Франции и в порту Монако, но там их было существенно меньше.
Красивый катер, который выглядит роскошно и скромно одновременно.
На мой взгляд, именно такое сочетание материалов и простой формы является хорошим сочетание функциональности обычного катера и роскоши, которую может себе позволить максимально богатый человек.
Такие катера до сих пор встречаются на узких каналах этого итальянского города, но старые образцы уже не смотрятся так хорошо, а новые практически не производятся. Жаль…
Кто лучший дизайнер?
Кто же лучше рисует дизайн предметов? Тот, кто делает это сейчас, или тот, кто приложил свой карандаш к описанным выше предметам и транспортным средствам? Однозначного ответа нет. С одной стороны, эволюция привела к усреднению всего, что нас окружает. С другой стороны, тогда мир был разнообразнее и интереснее. Хотя, возможно, это просто ностальгия и желание любить то, чего уже нет.
Внешний вид любого устройства или предмета — понятие максимально субъективное. Кому-то нравится одно, кому-то другое. Именно поэтому я не настаиваю на безапелляционности моего мнения. Возможно, вы со мной не согласитесь, но я собрал несколько самых красивых на мой взгляд вещей и решил поделиться этой подборкой.
Как вы считаете, когда дизайнеры работали более смело? Тогда или сейчас?
Кто такие промышленные дизайнеры и как они спасают мир
Все вещи, которые нас окружают, кто-то придумал и разработал. Почему ваш смартфон выглядит так, а не иначе? Кто догадался заворачивать хрупкие предметы в пленку с пупырышками? Как дизайнеры заставляют нас покупать больше еды? Отвечаем на эти вопросы вместе с Британской высшей школой дизайна, где вы можете обучиться промышленному дизайну с нуля.
Что такое промышленный дизайн?
Промышленные дизайнеры придумывают, как будут выглядеть вещи массового производства: одежда, мебель, предметы интерьера, бытовые мелочи и многое другое. Промышленный дизайн сформировался как отрасль во время индустриальной революции, когда на фабриках стали изготавливать одинаковые товары в больших объемах. Вещи стали доступнее, и люди захотели, чтобы они были не только функциональными, но и эстетичными — так появилась профессия дизайнера.
Пионером промышленного дизайна считается Петер Беренс, немецкий архитектор. В конце 1900-х он разработал фирменный стиль для целой корпорации — AEG, крупнейшей компании Европы, которая специализировалась в области электроэнергетики, машиностроения, а также товаров для дома. Его дизайн ламп, вентиляторов, часов, чайников и других домашних приборов не менялся несколько поколений.
Какие знаменитые объекты промдизайна есть у вас дома?
Ко всем предметам, которыми вы пользуетесь, — от зубной щетки до автомобиля — приложил руку дизайнер. Некоторые дизайн-решения входят в историю, а их продуманный внешний вид становится эталоном и не меняется десятилетиями. Например:
Воздушно-пузырчатая пленка. Необходимая вещь для переезда и борьбы со стрессом появилась в 1957 году в результате неудачного эксперимента по производству обоев. Обклеить пленкой с пупырышками квартиру никто не решился. Тогда ее создатели Альфред Филдинг и Марк Шаван отдали партию компании IBM, которая начала упаковывать в пленку компьютеры. До наших дней пленка дошла в неизменном виде.
Ручка Bic. Шариковые ручки придумали в 1940-х сразу несколько компаний. Фирма Марселя Бика сделала ставку на одноразовость и дешевизну — в отличие от конкурентов они предлагали не заменять закончившийся стержень, а купить новую ручку всего за 19 центов. Этот ход помог Bic стать монополистом. Дизайн флагманской ручки Bic Cristal не менялся с 1950 года.
Стеллаж «Билли». Самый популярный книжный шкаф в мире и один из главных товаров «Икеа»: каждые 10 секунд продается один стеллаж. Его облик не менялся с 1978 года, когда шведский дизайнер Гиллис Лундгрен придумал недорогую полку без лишних деталей, которую можно использовать для любых целей: поставить на кухню, хранить в ней книги или приделать дверцы и превратить в шкаф для спальни.
Как отличить хороший промышленный дизайн от плохого?
В дизайне есть понятие emotional sustainability — это чувство, когда вещь с каждым днем нравится всё больше. С точки зрения промышленного дизайна только хорошо продуманные изделия могут быть красивыми и эстетичными — если вилкой невозможно есть, ей не помогут украшения на ручке.
«Хороший дизайн — это как можно меньше дизайна» — один из главных постулатов промышленного дизайна, который сформулировал Дитер Рамс, придумавший в 1960-х стиль компании Braun: примитивный, интуитивно понятный и логичный. Его минималистичная концепция стала эталоном, которым вдохновлялся Джонатан Айв, глава дизайн-подразделения Apple.
Самый известный проект Рамса для Braun — дизайн проигрывателя SK-4. В те годы радиоприборы выпускались в лаковых деревянных корпусах и щедро украшались. Белый аппарат Рамса с прозрачной крышкой и без декора конкуренты обозвали «гробом Белоснежки». Зато покупателям понравилось: модель стала популярной среди меломанов, компания Braun заработала репутацию инноватора, а у философии Рамса появились последователи.
Кажется, всё уже изобретено. Над чем работают промдизайнеры сейчас и что станут делать в будущем?
Дизайнер совершенствует уже существующие вещи и разрабатывает новые. Технологии развиваются, появляются новые материалы, вместе с ними меняются запросы покупателей. Еще недавно было сложно поверить, что кроссовки смогут передавать информацию об активности на телефон, наушники станут беспроводными, а автомобиль будет заряжаться от сети. Задача промдизайнера будущего — заворачивать еще более сложные концепции в понятные и удобные для пользователей оболочки и работать с новыми технологиями. Этому и учат в рамках двухгодичной программы «Промышленный дизайн» в Британской высшей школе дизайна.
Как промышленные дизайнеры помогают спасать мир?
Один из главных принципов промышленного дизайна — использование минимального количества ресурсов и снижение вредного воздействия на природу. В идеале промдизайнеры должны создавать вещи, которые не захочется выкидывать годами: так мы сможем уменьшить количество мусора, снизить визуальный шум и перестать тратить деньги на новые вещи.
Знаменитый промышленный дизайнер Виктор Папанек много писал об ответственности дизайнера перед миром. В 1966 году он разработал радиоприемник из консервной банки стоимостью 9 центов. Жители самых бедных стран могли собрать его из подручных средств. Приемник был очень популярен в Индии, Африке и Латинской Америке. Папанек никак не украшал радио — жители стран делали это сами в соответствии со своими культурными традициями.
Почему промышленных дизайнеров не заменят роботы?
Нейросеть может сгенерировать логотип и айдентику, но не может придумать удобный стул. В промдизайне важно хорошо разбираться в человеческой психологии — понимать потребности людей, анализировать рынок и быть в курсе последних тенденций. Дизайн связан с осмысленным творчеством, на которое машина пока не способна.
Вот отличный пример того, как креативное мышление помогает решать дизайнерские задачи: в 1937 году владелец сети американских супермаркетов Сильван Голдман заметил, что корзинки для продуктов быстро заполняются и становятся слишком тяжелыми. Чтобы заставить людей покупать больше, он изобрел продуктовую тележку на колесиках. В нее помещалось больше продуктов и ее было удобно катить по супермаркету, так что покупатели могли проводить больше времени в магазине. Тележка произвела революцию в индустрии, а ее дизайн за 80 лет почти не изменился.
Дизайнер должен уметь хорошо рисовать? Какие знания и навыки нужны?
Промышленные дизайнеры — многофункциональные специалисты, которым удается совмещать творчество, логику и инженерные навыки. Важно иметь развитый вкус, понимать паттерны потребительского поведения, работать с программами моделирования и много общаться с заказчиками.
На курсе «Промышленный дизайн» в Британской высшей школе дизайна учат всему. Обучение разделено на 4 модуля: concept, design, production и business. Студенты учатся проводить исследования рынка, проектируют 2D-модели, работают в основных дизайнерских программах, знакомятся с техниками производства и узнают о бизнес-реалиях: как работают дизайн-студии и производства в России.
Что почитать и посмотреть про промышленный дизайн?
«33 слова о дизайне». Фильм, где 33 российских дизайнера рассказывают об индустрии и творчестве.
«Овеществление». Документальный фильм о создании объектов масс-маркета — от зубных щеток до телефонов.
«Гений дизайна». Сериал от BBC, где исследуется появление повседневных вещей.
99% Invisible. Культовый подкаст о дизайне всего: здесь можно узнать о создании эмоджи, проектировании кружек и особенностях строения библиотек.
Куда пойти учиться?
В Британскую высшую школу дизайна. Программа «Промышленный дизайн» подходит и для инженеров, которые хотят больше узнать об эстетике, и для дизайнеров, которые стремятся освоить новые технологии и узнать о бизнес-составляющей профессии.
Преподаватели расскажут, как создавать прогрессивные концепции и продукты, которые могут улучшить жизнь людей, как изучать пользовательский опыт и выводить товары на рынок. За время обучения студенты соберут портфолио практических кейсов и получат знания для работы на фрилансе, в дизайн-студиях, стартапах и производствах.
Блог Ижевска
Что представляет собой промышленный дизайн
Промышленный дизайн – это область в дизайнерском искусстве, где осуществляется художественное проектирования предметов, которые наполняют среду жизнедеятельности человека. Дизайнеры в рассматриваемой области занимаются определением облика бытовых предметов окружающих человека и делают такие предметы максимальными по функциональности. Удобство изделий в эксплуатации, а также их функциональность и презентабельный внешний вид делает такие предметы успешными на рынке. По этой причине промышленный дизайн на сегодняшний день пользуется большим спросом. В данной статье будет вкратце рассмотрено об этой сфере деятельности.
Промышленный дизайн http://crtr.ru/service/promyshlennyj-dizajn выделился из архитектуры как самостоятельное направление. Большинство людей, которые способствовали становлению промышленному дизайну, были известными в своё время архитекторами. Отличие архитектуры от промышленного дизайна заключается в том, что архитектура занимается решением пространственных задач, а промышленный дизайн занимается формированием окружающих предметов. Самой главной задачей рассматриваемого дизайна является определение особенностей продукции, техники, их экстерьера, функциональности и структуры. Отличительной особенностью такого дизайна от других видов заключается его ориентация на производство в промышленности.
Задача промышленного дизайнера заключается в художественном проектировании объектов, которые используются в массовом промышленном производстве. К таким категориям изделий относятся:
Приборы для быта как, например, кухонные принадлежности и электрооборудование;
Для промышленности станки и другая необходимая в данной области техника;
Инженерные сооружения и устройства;
Различные коммуникации и элементы интерьера.
Промышленный дизайн оформился, как направление только в двадцатом веке, хотя имеет глубокие исторические корни. Исследователи в данной области сходятся во мнениях о том, что промышленный дизайн стал зарождаться тогда когда для изготовления вещей стали использовать станки. И по этой причине изделия начали утрачивать свой индивидуальный характер, который присутствовал при ручной работе. И это причина вызвала формирование промышленного дизайна в то время.
Промышленный дизайн. Современные подходы к заказу и разработке прототипа
Разрабатывая новый продукт задумываешься не только о том, какую функцию он будет нести, но и о том, как он будет выглядеть. Подобного рода задачи(внешний вид, функциональность в зависимости от биометрии человека, совместимость с другими устройствами) традиционно решают студии промдизайна.Заказчик обращается к ним, объясняет задачу и получает прототип изделия, который может значительно отличаться от изначальных представлений. А также такой прототип стоит серьёзных денег.
Условно разработку промышленного дизайна можно поделить на следующие этапы:
3)Создание прототипа согласно эскизу.
Промдизайн обычно дорогой и очень дорогой. Затраты на производство новых технологических продуктов почти всегда гораздо выше, чем изначально планировалось. И вот почему:
Разрабатывая свой продукт, технологический предприниматель постоянного тестирует его на разных целевых группах: инвесторах, первых клиентах, потребителях и регулирующих органах, демонстрируя презентации, инженерные сборки и первые прототипы.
Цель проста: ему нужно создать спрос на свой продукт, добиться заключения предварительных контрактов и запустить предпродажи до начала инвестиций в серийное производство. Параллельно с этим он продолжает поиск поставщиков материалов и комплектующих, способов снижения себестоимости и фактически «продает воздух», не имея на руках серийно выпущенного изделия.
Разрыв между необходимостью развивать спрос на продукт и уровнем готовности продукта — отличительная черта деятельности любого технологического предпринимателя.
Что он делает, чтобы сократить этот разрыв? Чаще всего, под давлением своей инженерной команды, он собирает свой продукт из любых доступных материалов: пучки проводов, фанера, картон, металл. Применяя все, что находится под рукой, создаются первые работающие прототипы. Этот путь оказывается сложным путем проб и ошибок, на котором предприниматель тратит свое время и деньги инвесторов, с непредсказуемым результатом и множеством дорогостоящих попыток оптимизировать принимаемые решения. Неудивительно, что так мало технологических стартапов в индустриях, где необходимо создание физического продукта, доживают до серийного производства.Суть ошибки, регулярно приводящей к преждевременной смерти стартапа, заключается в том, что компания сразу стремится к созданию физического продукта. При таком подходе физический продукт — это всегда долго и дорого, потому что на старте никогда нет продуктового технологического опыта.
Можно ли отсутствие этого опыта чем-нибудь выгодно компенсировать?
Можно, говорят промдизайнеры: отсутствие опыта нужно замещать визуальным оригиналом продукта, то есть, создать его графическую модель.
Какие бывают графические модели? Под визуальным оригиналом продукта обычно понимают:
В этом и есть реальная стоимость промдизайна.
Первый этап промдизайна — скетчинг, то есть поиск оптимальной формы и композиции исходя из профессионального технологического вкуса и предметной компетенции дизайнера. Базируясь на своём опыте и углубленной специализации, дизайнер через скетч помогает предпринимателю «сформулировать» будущий продукт. На основе разработанной идеи продукта, промышленный дизайнер готовит графическую или сборочную 3D модели.
Графическая модель — это 3D аналог скетча, на основе которого делаются рендеры для рекламных материалов, и который позволяет принять основные решения по визуальному облику будущей вещи.
Сборочная модель представляет продукт не только снаружи, но и изнутри: она позволяет скомпоновать в нем необходимые комплектующие с точностью, достаточной для изготовления первого демонстрационного образца. По сборочной модели можно в первом приближении оценить стоимость производства продукта.
Таким образом, разработав 3D графическую и/или сборочную модели, можно принимать основные решения по продукту, начать его продавать и при этом избавиться от необходимости сразу производить физический продукт, обгоняя, таким образом, конкурентов, экономя время и деньги и избавляя себя от множества ошибок.
До массового производства остается два шага: конструкторская и технологическая документация под присмотром промдизайнера, который задает рамки для инженерного проектирования и конструкторской деятельности на этом этапе. Конструкторская документация готовится в программах автоматизированного проектирования и включает в себя все необходимые для производства изделия чертежи и документы. Она впервые позволяет с высокой точностью оценить стоимость производства одного изделия по операционным затратам. С ней можно проводить конкурсы для определения подрядчика или поставщика компонентов и начать работать над снижением стоимости изделия.Именно конструкторская документация позволяет производителям перейти к следующему шагу — разработать технологическую документацию под конкретное уникальное производство. В процессе разработки технологической документации могут появляться решения, позволяющие снизить себестоимость или ускорить производство продукта. После этого цифровой оригинал нового продукта полностью готов, и предприниматель может приступать к производству, получить запланированный по внешнему виду и себестоимости результат, избежав к этому времени лишних затрат времени и средств инвесторов. И такой путь — не исключение, а стандарт работы технологического предпринимателя.