Дизайнер чего может быть
Самые востребованные направления дизайна — профессии 2020 года
Хотите стать дизайнером, но не знаете, какое направление выбрать? Рассказываем про дизайнерские профессии. Найдите свою, учитесь и зарабатывайте.
У каждой профессии есть свои специализации и ответвления. Практически всё, с чем мы сталкиваемся, — в той или иной мере дизайн: от наших квартир до всего интернета. В этой статье мы рассмотрим самые востребованные направления дизайна, чтобы вы смогли выбрать профессию для себя.
Веб-дизайнер
Ежемесячно на hh.ru появляется больше тысячи новых резюме веб-дизайнеров, что говорит о высокой конкуренции в профессии. Но бояться этого не стоит: хороших специалистов мало, поэтому выделиться и найти работу не составит труда. Главное — развивайте свои навыки.
Списки обязанностей веб-дизайнера могут сильно отличаться в зависимости от должности и уровня оплаты, но обычно каждый веб-дизайнер умеет:
Обучиться этой профессии можно на онлайн-курсе «Веб-дизайн с нуля до PRO».
Пишет про дизайн в Skillbox. Работает директором по маркетинговым коммуникациям, изучает рекламную графику и 3D.
UX-дизайнер
Концепция User Experience — это про информационную структуру, визуальный дизайн, юзабилити и уровень комфорта пользователя. UX-дизайнеры создают простые и понятные в использовании интерфейсы для приложений и сайтов.
Стать специалистом в этой сфере дизайна сложно, но оно того стоит, ведь в процессе работы придётся анализировать поведение пользователей, предугадывать их желания и искать самые небанальные решения.
Для этой специальности важно знать не только UX, но и UI — чаще всего ищут специалиста в обоих направлениях. Если говорить конкретно о UX, то такой дизайнер занимается:
Основам этой профессии на практических задачах обучают на курсе «UX-дизайн».
Графический дизайнер
Графический дизайнер — одно из старейших и востребованных направлений. Эта специальность подразумевает отрисовку изображений, внимание к деталям и умение мыслить абстрактно, ведь при создании логотипа или иконки важно передать идею с помощью простого, но оригинального рисунка.
В обязанности графического дизайнера входит:
Всему этому можно научиться на курсе «Графический дизайнер с нуля до PRO».
Истории успешных графических дизайнеров и их советы, как стать арт-директором студии за полгода и найти свой уникальный стиль, — в этом материале
Специалист по рекламной графике
О том, что такое CGI, мы уже писали. Такие дизайнеры создают мощные рекламные кампании, целые миры для кино и игр, а также ретушируют изображения и работают в 3D-пакетах. Не будем вас обманывать: чтобы стать успешным в этой сфере, придётся потратить много времени на развитие навыков. Но это увлекательная и прибыльная сфера, где каждый рабочий день — настоящее приключение.
Некоторые специалисты в этой области работают в 3D, другие — только в Photoshop, а третьи свободно владеют несколькими программами. В целом задачей специалиста по рекламной графике является создание фотореалистичной визуализации на основе предоставленного скетча.
Рекламной графике учат на курсе, называющемся… «Рекламная графика»! Неожиданно, правда? 🙂
Дизайнер мобильных приложений
С каждым годом доля мобильного трафика растёт, а это значит, что всё больше компаний заинтересованы в разработке своего приложения или хотя бы мобильной версии сайта. Научиться создавать эффектный дизайн для мобильных устройств не так сложно, но и у него есть особенности, которым нужно учиться.
Дизайнер мобильных приложений как минимум умеет:
Разобраться с этим можно на курсе «Дизайн мобильных приложений».
Специалист по 3D-графике
В сфере 3D-моделирования есть своё дробление на специализации. А профессионал разбирается во всех этапах создания сцен. В крупных компаниях и в киноиндустрии 3D-дизайнер чаще всего отвечает за какое-то одно направление.
Если раньше специалист по 3D-графике должен был уметь всё, то сегодня некоторые занимаются только моделированием, другие работают со светом, текстурами и так далее. В любом случае специалисту нужно знать многое, так как список обязанностей зависит от студии и конкретного проекта. Да и хорошо ведь разбираться во всех аспектах своей профессии.
Моделированию в программе ZBrush можно научиться на курсе «3D-моделирование в ZBrush с нуля».
Дизайнер интерьеров
Создавать эффектные интерьеры не так просто, как кажется на первый взгляд, ведь вы должны думать не только о красоте, но и о бюджете и комфорте клиента. А ещё придётся учитывать технические нюансы.
Специальность считается одной из самых прибыльных, ведь всё больше людей стремится создать интерьер с характером, не ограничивая себя стандартными решениями.
Дизайнер интерьеров должен уметь:
Полное погружение в специальность и работа с реальными проектами — на курсе «Профессия дизайнер интерьеров».
О том, как стать известным дизайнером интерьеров, к которому клиенты приходят целенаправленно, читайте в этом материале.
Аниматор
Если раньше анимация ассоциировалась исключительно с мультипликацией, то сегодня анимировать можно что угодно, в том числе интерфейсы. Посмотрите на сайты крупных компаний — и вы наверняка заметите анимацию. Часть немалого бюджета на создание этих сайтов — зарплата аниматора.
В обязанности аниматора интерфейсов входит:
Курс «Анимация интерфейсов» познакомит вас с этим направлением и поможет найти работу по новой специальности.
Продуктовый дизайнер
Продуктовый дизайнер — человек-оркестр с обязанностями дизайнера, аналитика, программиста или менеджера, в зависимости от того, что нужно для проекта. Глобальная задача — создать удобный информационный продукт и проработать сценарии взаимодействия пользователя с этим продуктом.
Очертить круг обязанностей продуктового дизайнера непросто: слишком многое зависит от проекта и количества специалистов, вовлечённых в работу. Иногда требуется только контролировать проект и направлять его в нужную сторону, а иногда — заменять одного или даже нескольких специалистов, чтобы успешно завершить работу.
Дизайнер игровой индустрии
Дизайнеры проходят курсы по CGI иногда только ради возможности работать в гейм-индустрии. Разработка игр — сложная сфера, но тех, кто мечтает создать свой мир в стиле легендарных World of Warcraft, The Witcher или GTA, трудности не пугают.
Гейм-дизайн — это множество отдельных специализаций. Например, создание игрового мира подразумевает проработку пространства и локаций, а также их связь с задумкой игры. Дизайн уровней требует внимания к ландшафту, расположению персонажей и объектов в локации, а разработка контента — к созданию персонажей, миссий и предметов.
Обязанности дизайнера гейм-индустрии зависят от размера и ниши проекта, количества специалистов и направления, которое вы выберете.
Дизайнер дополненной реальности
Такая специальность соединяет в себе навыки дизайнера и программиста. Вы также должны разбираться в истории, культуре и антропологии. Дизайнеры этой сферы создают пласты дополненной реальности для конкретной территории.
Сейчас эта сфера только развивается, поэтому список обязанностей определить очень сложно. Часто таким специалистам приходится решать новые и нестандартные задачи на каждом проекте, но именно этим специальность и притягивает дизайнеров.
Дизайнер виртуальных миров
Это, что называется, профессия будущего. Как и в случае с дизайнером дополненной реальности, описать задачи, входящие в обязанности дизайнера виртуальных миров, очень непросто: сегодня эта сфера только формируется.
Профессия: дизайнер
Дизайнер – творческая профессия. Это специалист по художественному оформлению чего-либо: помещения, здания, продукта, автомобиля или веб-страницы. В зависимости от сферы, где задействован дизайнер, он использует различные технические средства – от простого карандаша до специальных программ для создания 3D-моделей. Рассказываем о важных навыках для дизайнера, плюсах и минусах профессии, а также о том, куда поступать, чтобы стать дизайнером.
Виды дизайна
Всё, что создает человек в окружающем его мире, реальном или виртуальном, нуждается в визуальном оформлении. Поэтому профессия дизайнер востребована почти во всех сферах: IT, архитектуре, промышленности, машиностроении, индустрии развлечений.
Чем дизайнер отличается от художника
Художник воплощает на бумаге или в цифровом формате образы, придуманные им самим или взятые из окружающей действительности. Дизайнер – более широкое понятие. Он не только рисует сам, но и придумывает общую концепцию, определяет, как в целом будет выглядеть помещение, продукт, автомобиль или сайт в интернете.
Веб-дизайнер
Веб-дизайнер или дизайнер интерфейсов создает логическую структуру и художественное оформление сайтов в интернете, а также интерфейса программ и приложений, которые облегчают жизнь обычному пользователю. В задачу веб-дизайнера входит не только подбор цветов, шрифтов, иллюстраций, но и продумывание функционала страниц, чтобы посетителю сайта было и удобно, и приятно.
Дизайнер интерфейсов отвечает за то, как видит программу пользователь – кнопки, окошки, обои, всплывающие подсказки и так далее. Понятно, что чем более понятен и удобен интерфейс программы, тем больше пользователей ее выберут, поэтому дизайнер – второй по важности человек в IT-индустрии после программиста. Веб-дизайнеру необходимо знание визуальных редакторов, знание html, java script и других языков программирования.
Графический дизайнер
Графический дизайнер создает оболочку, или визуальное оформление, для продукта. Он работает в промышленности, рекламе и маркетинге, индустрии развлечений. Графические дизайнеры создают макеты и модели товаров, рисуют логотипы, придумывают упаковку, придумывают оформление для книг, DVD, обложек музыкальных альбомов. Графический дизайнер должен уметь работать в визуальных редакторах.
Почему геймдизайнер не дизайнер
Несмотря на схожее название профессии, геймдизайнер – это не художник и не создатель визуальной концепции игры, а человек, который придумывает ее сюжет и пишет для нее программный код. Геймдизайнер скорее подобен не художнику, а режиссеру в кино или театре. Художественным оформлением игр – созданием персонажей, фонов, ландшафтов — занимаются графические дизайнеры.
Промышленный или индустриальный дизайнер
Промышленные дизайнеры задействованы в таких сферах, как строительство, архитектура, машиностроение, легкая промышленность. Они создают модели зданий, кварталов и архитектурных комплексов, автомобилей, самолетов и даже космических кораблей, а также станков, бытовой техники, инструментов и так далее.
Промышленному дизайнеру, помимо знания визуальных редакторов, пригодится умение работать в программах по созданию 3D-моделей.
Другие виды дизайнеров
Дизайнер интерьеров
Оформляет помещения, создает театральные и кино-декорации.
Ландшафтный дизайнер
Продумывает внешний вид и функционал земельных участков, например, садовых участков, городских газонов, ботанических садов.
Дизайнер одежды
Создает новые стили и модели одежды.
Плюсы и минусы профессии дизайнер
Плюсы | Минусы |
Разнообразие – можно реализовать себя в самых разных сферах | Сложная профессия, требующая разных навыков, от рисования до программирования |
Высокие заработки (в диджитале) | Высокая конкуренция на рынке труда |
Возможность работать на фрилансе | Низкие зарплаты в сферах, которые не связаны с цифровой индустрией |
Творческая составляющая | Отсутствие четко поставленной задачи и размытые критерии качества выполненной работы |
Какие качества и навыки нужны дизайнеру
Вам подойдет эта профессия, если вы:
Где учиться на дизайнера
Чтобы получить высшее образование в этой области, нужно поступать в вуз на направление «Дизайн» (код: 54.03.01).
Профили, которые чаще всего встречаются на этом направлении:
В большинстве случаев в вуз придется не только предоставить результаты ЕГЭ по русскому языку, а также по литературе, истории, обществу или математике (перечень зависит от профиля и вуза), но и пройти дополнительное творческое испытание. Чаще всего это композиция, рисунок и живопись.
5 вузов Москвы и Санкт-петербурга с направлением «Дизайн»
Вуз | Факультет | Направление подготовки | Что сдавать | Проходной балл в 2020 |
СПбГУ | Факультет искусств | Графический дизайн/Дизайн среды | Литература Русский язык Творческое испытание (рисунок, композиция, живопись) | 183 балла 170 баллов(за предметы ЕГЭ) |
НИУ ВШЭ | Школа дизайна | Профили (всего 14): Гейм-дизайн и виртуальная реальность CGI и визуальные эффекты Дизайн и реклама Предметный и промышленный дизайн Дизайн среды и другие | Литература Русский язык Творческое испытание | 291 |
Санкт-Петербургский государственный университетпромышленных технологий и дизайна | Институт графического дизайна | Дизайн Графика | Профессиональное испытание (рисунок, живопись, композиция) Творческое испытание (история искусства и культуры) Литература Русский язык | 400 |
Московский энергетический институт (НИУ МЭИ) | Гуманитарно-прикладной институт | Графический дизайн Дизайн предметно-пространственной среды Дизайн интерьера Медиадизайн | Литература Русский язык Творческое испытание (рисунок + портфолио) | 165 баллов за предметы ЕГЭ |
Московский политехнический университет | Транспортный факультет | Транспортный и промышленный дизайн | Рисунок автомобиля Академический рисунок Обществознание/История (на выбор) Русский язык | 210 |
Институт графики и искусства книги им. В.А.Фаворского | Графический дизайн мультимедиа | Рисунок и колористика Декоративно-шрифтовая композиция Литература Русский язык | 386 |
Также получить профессию дизайнера можно в колледжах или на платных курсах.
Перспективы профессии
Потребность в визуальном оформлении любых продуктов, товаров и услуг сохранится до тех пор, пока они будут производиться в обществе. Особенно активно будет развиваться потребность в дизайнерах в диджитале, промышленности и области коммуникаций.
Дизайнер
Дизайнер – общее название большого количества профессий, представители которых постоянно генерируют новые идеи, что-то создают и улучшают. Они заботятся не только о декоративной привлекательности вещи, интерьера или программы, но и об их удобстве, функциональности. Профессия связана с мировой художественной культурой, историей, творчеством и рисованием. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Кто такой дизайнер
Дизайнер – это человек, который разрабатывает красивую и функциональную оболочку любого продукта, используя свою фантазию, творческие способности. Каждый дизайнер должен уметь рисовать от руки, но важны и навыки работы с программным обеспечением и профессиональными девайсами: графическими планшетами, 3D Studio MAX, Adobe InDesign и другими.
Этапы работы всех дизайнеров схожи, ведь изначально они знакомятся с общей идеей проекта, выслушивают пожелания заказчика или вносят свои предложения. После этого они приступают к выполнению поставленных задач:
Промышленные, ландшафтные, интерьерные и многие другие дизайнеры лично контролируют все этапы реализации проекта, если для работы надо нанимать подрядчиков.
Дизайн – это большое поле деятельности, в котором вам вряд ли станет скучно. Вы можете начать с графического дизайна и перейти в цифровой, или в дизайн цифровых продуктов, или моушен-дизайн. Возможностей большое количество, каждый может идти своим личным путем, получая уникальный опыт в профессии. Также немаловажным моментом является то, что дизайн создает культуру вокруг нас не только визуальную. И вы можете сделать мир чуточку лучше.
Особенности профессии
Дизайнеры – творцы, креативные люди, умеющие создавать проекты, способные «взорвать» рынок. Условно все виды дизайна можно разделить на отрасли:
Есть более 20 видов дизайна, каждый из которых имеет индивидуальную специфику и требует определенного уровня знаний. Например, промышленные дизайнеры занимаются разработкой концепций, которые воплощаются в жизнь при создании бытовой техники, индустриального оборудования, автотранспортных средств, инвентаря и инструмента. Для ведения деятельности в сфере промышленного дизайна необходимо высшее образование. А вот дизайнеры, работающие в сфере имиджа, могут окончить курсы или колледж, чтобы создавать удобную обувь, украшения и прочие изделия для стильных look’ов.
В отдельную группу стоит отнести дизайнеров, которые занимаются разработкой интерфейсов сайтов, игр, мобильных приложений, графики. Сегодня воспитывается новое поколение дизайнеров, деятельность которых тесно переплетена с инновациями. Например, уже существуют техно-стилисты и дизайнеры носимых энергоустройств, разрабатывающие одежду и продукцию, в которые встроены гаджеты или функция генерации энергии. Дизайнер биопечати создает макеты, в перспективе использующиеся для 3D-печати органов и тканей (3D-биопринтинг).
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
Минусы
Александр Обанин видит в профессии дизайнера немного минусов, причем основной из них связан скорее с учебой:
Во-первых, это конкуренция, ведь дизайном занимается очень много людей. Второе: везде, где вас учат, очень мало рассказывают про работу с реальным заказчиком, взаимодействие с коллегами в проектных командах. А жаль, нужно помнить, что неотъемлемая часть дизайна – переговоры, защита своей работы, работа с аргументацией. У каждого человека, заказчика может быть своя точка зрения, и с этим надо как-то работать. Например, это могут быть убеждения вроде правил дизайна – что нельзя использовать больше трех шрифтов, или ненависть к решениям, которые связаны с какой-то персоной на рынке.
Важные личные качества
Каждый дизайнер должен уметь рисовать, обладать хорошо развитым художественным вкусом и эстетической грамотностью. Нередко дизайнеры отстаивают свои идеи, не хотят вносить изменения в эскизы, тем самым отталкивая от себя заказчиков. Поэтому на первый план выходят стрессоустойчивость, неконфликтность и умение уступить в ситуациях, где это необходимо. В их характере должны преобладать креативность, пространственное и логическое мышление, любознательность, организаторские способности и коммуникабельность.
Обучение на дизайнера
Подготовкой дизайнеров занимаются в школах дизайна и графики, разнообразных центрах, а также в вузах и ссузах. В вузах самое популярное направление – «Дизайн» (код: 54.03.01) с профилями:
При поступлении на это направление абитуриенты сдают ЕГЭ по русскому языку, а также по литературе, истории, обществу или математике (перечень зависит от профиля и требований вуза). В большинстве случаев приходится проходить творческое испытание, которое показывает уровень художественных навыков абитуриента.
После окончания 9 и 11 классов можно поступить в колледж, чтобы получить образование по специальности «Дизайн» (по отраслям) (код: 54.02.01). Ссузы ведут подготовку графических дизайнеров, дизайнеров костюмов, среды, интерьеров и других специалистов. При поступлении тоже нужно пройти творческое испытание, нарисовав, например, натюрморт в карандаше.
Надо сразу сказать, чтобы быть конкурентоспособным в любой профессии, речь не только о дизайне, необходимо постоянно учиться, совершенствовать свои навыки – как связанные с профессией, так и soft skills. Я начинал работать дизайнером, когда специалист назывался «веб-мастер», я умел верстать html, использовать табличную верстку, умел настраивать домен, хостинг. В том виде профессия умерла. И вы от этого не застрахованы в будущем. Поэтому, пополняйте свой багаж знаний.
Помимо вузов и ссузов, подготовкой дизайнеров занимаются специализированные школы (курсы), например, такие:
Также профильная школа есть при «Яндексе». Лекционный курс собран в подробные видеоуроки, размещенные на официальном YouTube-канале проекта.
Разбираемся в дизайнерских профессиях
Алексей Бородкин, product lead и глава Гильдии вольных проектировщиков, рассказал на открытом занятии Нетологии, как разобраться в дизайнерских направлениях и распределить роли в дизайн-команде.
Дизайнерские тусовки
Когда-то — в буйные 90-е — никаких веб-дизайнеров не было, и сайты создавали вебмастера — отважные люди с программистским бэкграундом, которые все делали сами: собирали требования, кодили, рисовали, делали контент и развивали сайт.
В конце 90-х появилась профессия веб-дизайнера, которую более корректно называть «визуальным дизайнером». Эти ребята занимались эстетической частью цифровых продуктов, не заморачивались, что у сайта находится под техническим капотом, и воспринимали свою работу, как средство для самовыражения. В основном их интересовала только красота, чувство удовлетворения, а также мнение других визуальных дизайнеров.
В нулевые, когда в интернет начали проникать не только айтишники и родственники айтишников, стало ясно, что цифровые продукты должны быть не только красивыми и технологичными, но и удобными. На этой волне понимания в цифровых продуктах появилась тусовка UX-дизайнеров, которая встала в оппозицию к уже существовавшим визуальным дизайнерам — пока одни стремились к эстетике, вторые боролись за удобство и понятность.
На все это накручивался тот факт, что UX-дизайнеры, в отличие от визуальных дизайнеров с их художественным или околохудожественным образованием, поначалу были представлены в основном психологами: им интересно было копаться в голове у пользователей. Интерфейс они воспринимали не как абстрактную декорацию, а как как рычаг, с помощью которого можно создать нужный пользовательский опыт.
Примечательно, что и тех, и других не особо интересовали внутренности продукта — сама система, поверх которой натянут дизайн. Они воспринимали ее как «черный ящик» для разработчиков.
Тут стоит рассказать про еще одну продуктовую тусовку, которая существовала параллельно визуальным и UX-дизайнерам — это системные архитекторы.
Системные архитекторы существовали еще с 70-х годов и преимущественно занимались анализом и проработкой внутренней части продукта: насколько он выполняет бизнес-задачи, соответствует техническим требованиям и так далее. Пользовательские интерфейсы архитекторы воспринимали как дополнение к системе, которое должно помогать пользователям осуществлять определенные функции в заданных технических рамках, только и всего.
Так продуктовая разработка оказалась разломанной надвое между двумя почти не пересекающимися тусовками — на одной стороне оказались визуальные и UX-дизайнеры (несмотря на противоречия, их поле работы было одним и тем же), а по другую — системные архитекторы. Что прискорбно, продукт при этом тоже разламывался надвое.
Из чего состоит цифровой продукт
Давайте отвлечемся от эпического противостояния дизайнеров и посмотрим, из чего состоит любой цифровой продукт — мобильное приложение, интернет-магазин, система управления аэропортом:
Продукт начинается с трех фундаментальных групп требований:
У самого продукта можно выделить три составляющих успеха:
Получается, что продукт должен совмещать интересы бизнеса, интересы пользователей и технологические условия, и нельзя сказать, что для продукта важнее: визуально-интерфейсная часть или внутренняя архитектура.
И возникает простой вопрос: кто же должен заниматься продуктом?
Дизайн и проектирование
В России проектирование и дизайн — две разные профессиональные сферы:
Однако, если погрузиться в исходное значение терминов, мы обнаружим удивительные открытия. Вот, например, определение слова design в оксфордском словаре:
Глагол to design — определять внешний вид и принцип работы здания, одежды или иного объекта посредством создания детальных чертежей.
Существительное design — план или чертеж, иллюстрирующий вид, устройство или принцип работы здания, одежды, либо иного объекта до его создания.
А вот строгое определение слова «проектирование» по ISO 24765:
Проектирование — процесс определения архитектуры, компонентов, интерфейсов и других характеристик системы или её части.
Занятно, правда? Получается, что значения слов «проектирование» и «проект» тождественны глаголу to design и существительному design. В этом можно убедиться, если посмотреть перевод слова «проектирование» в Google-переводчике:
И в этом есть глубокая правда. Дело в том, что на Западе не разделяют процесс работы над внутренней и внешней частью продукта, потому что понимают, что это единый живой организм, и к нему нужно применять исключительно интегрированные подходы.
Как связать внутреннее с внешним
Но вернемся к нашим дизайнерам. У нас есть тусовка из UX- и визуальных дизайнеров, которые в основном думают только о красоте и пользовательском опыте:
И есть тусовка системных архитекторов, которые думают только о внутренностях продукта:
Интуитивно понятно, что для целостной работы над продуктом их надо объединить. Стоит отметить, что рынок веб-разработки об этом начал задумываться еще в начале нулевых. Так родилась должность менеджера, который скрепляет эти разнонаправленные сферы интересов:
Давайте посмотрим, к чему это приводит.
На менеджере оказывается нехилая нагрузка:
Допустим, менеджеру приходят две параллельные задачи. Одна — починить отвалившуюся форму заказа, вторая — подробно описать ТЗ на следующий релиз.
Естественно, что менеджер в первую очередь займется тушением пожара — «прикручиванием» формы заказа, потому что с каждой минутой из-за неработающей формы заказчик теряет деньги и впадает в бо́льшую истерику. Задачу с подробным описанием ТЗ придется отодвинуть на второй план, закладывая в фундамент проекта стратегические риски. И так будет постоянно.
Вкусив прелести такой работы что на агентской, что на продуктовой стороне, я сформулировал для себя иное решение этой проблемы — поделить задачи между двумя специалистами: менеджерские задачи оставить менеджеру, а продуктовые отдать специально выделенному product-дизайнеру.
Зона ответственности дизайнера продукта
Дизайнер продукта — это человек, который на верхнем уровне понимает все составляющие продукта и знает, как соединить требования бизнеса, пользователей и технологий. Продуктовый дизайнер осознает, как интерфейсы соседствуют с функциональностью, и как из этого рождается пользовательский опыт.
Разумеется, сам он не сможет выполнять все задачи, поэтому ему нужна команда и ключевой напарник — арт-директор. Если проект большой и с множеством задач, у этих двух ребят можно выделять отдельные функции и, по законам Адама Смита, делегировать их подчиненным. Пример эффективной команды может выглядеть так:
Тем самым формируется креативная пара, известная в «большом» маркетинге еще в XX веке, состоящая из дизайнера продукта и арт-директора, дополняющих менеджера по продуктовой части. Из этого случая бывают исключения, но о них поговорим ниже, а пока важно запомнить, что именно такой подход обеспечивает сбалансированную проработку продукта и его структурную непротиворечивость.
Давайте посмотрим, что у нас получилось с ролями в команде, и отдельно коснёмся некоторых исключений.
Кто входит в тусовку продуктового дизайна
UX-дизайнер
Задача UX-дизайнера: сделать продукт удобным, полезным, комфортным для пользователей.
UI-дизайнер
Задача UI-дизайнера: сделать «красиво» и эстетично.
UX-аналитик
Задача UX-аналитика: влезть в голову пользователя, вытянуть важное и передать информацию UX-дизайнеру для реализации в дизайне.
Системный архитектор
Задача системного архитектора: проработать внутреннюю логику и архитектуру продукта.
Дизайнер продукта
Задача дизайнера продукта: свести все «нити» создания продукта и отвечать за результат.
Менеджер продукта
Задача менеджера продукта: объединять в себе менеджера и продуктового дизайнера.
Внимательный читатель скажет: «Погодите, какой менеджер продукта, ведь мы все время старались разделить продуктовую и управленческую составляющую!».
Верно, но у всего на свете есть исключения. Если продукт один, и желательно не протекает в формате заказной разработки, то такой подход оказывается эффективным — у менеджера хватает возможностей держать в голове как все аспекты продукта, так и организационные особенности. На нескольких продуктах эта роль не работает — продуктового менеджера буквально разорвёт от количества задач.
Product lead / директор по продукту
Задача продакт-лида: следить за развитием продукта. Эта роль является «надстройкой» над ролью продуктового менеджера, и концентрирует в его руках не только функции по созданию продукта, но и развитие продукта в дальнейшем.