Дизель генераторная установка это что
Издается с 2007 года
О дизельных генераторах— как работают и где применяются
Сложно представить, но чуть больше столетия назад электроэнергия только входила в жизнь наших предков. Современные дома, склады, строительные объекты не могут обходиться без электричества. Практически везде расположены потребители тока. На случай отключения электроэнергии во многих учреждениях установлены бесперебойные источники питания и дизель-генераторные установки (ДГУ).
Что такое дизельный генератор
Дизельные генераторы – это источник электроэнергии на жидком топливе. Они представляют собой стационарные или передвижные энергетические установки, которые преобразовывают механическую (кинетическую) энергию вращения в электрический ток. Тем самым, дизельгенераторы обеспечивают автономное электроснабжения любого объекта.
Устройство и принцип работы
Конструкция ДГУ представляет собой генераторный блок переменного тока (альтернатор) с двигателем внутреннего сгорания. Для обеспечения корректной работы и подачи электроэнергии на малых дизельных электростанциях установлены дополнительные узлы:
Принцип работы генераторной установки прост: при сгорании топлива в двигателе происходит вращение коленвала, который, в свою очередь, начинает проворачивать ротор генератора. Благодаря этому происходит смена магнитных полюсов и в обмотке статора создаётся индукционный ток переменного напряжения.
Предохранители – плавкие вставки – защищают цепь в случае короткого замыкания. Автоматические переключатели и дополнительные сопротивления установлены для изменения и регулировки параметров. Применяются датчики контроля уровня масел, счетчики моточасов и другие контрольно-измерительные приборы.
Типы дизельных электростанций
Дизельные генераторные установки могут работать как для постоянного обеспечения электричеством, так и на случай аварийной подачи, в качестве резервного источника питания. Альтернативные источники электроэнергии отличаются по вариантам исполнения, типу управления – ручной или автоматический и техническим характеристикам.
Виды исполнения
Электрические дизельные генераторы бывают в открытом и закрытом исполнении. Открытые варианты применяются в основном в отдельно стоящих сооружениях или монтируются в специальные контейнера. Модели, устанавливаемые на улице, оборудованы защитным кожухом, чтобы защитить оборудование от воздействия окружающей среды, в основном осадков.
Кроме того, выпускаются передвижные мобильные генераторы. Такие источники электроэнергии можно легко транспортировать. Обычно их применяют там, где нужна мобильность, например, для организации концертных и массовых мероприятий на открытом воздухе, обеспечения освещения ремонтируемых участков дорог.
Способы охлаждения
Классификация ДГУ осуществляется по типу охлаждения двигателя. Поскольку при работе выделяется тепло, его нужно куда-то отводить. Проще и дешевле организовать воздушное охлаждение. Однако вместе с воздухом в двигатель попадают и сторонние частицы. Поэтому часто применяется замкнутая жидкостная система.
Типы генератора
Дизель-генераторные установки классифицируются по типу генератора. Различают два типа:
Классификация по мощности
Важным критерием классификации дизельных генераторов является вырабатываемая мощность. Они делятся на три основные категории:
Стоит отметить! Электрогенератора 2,5 мВт достаточно, чтобы запитать крупный завод или посёлок.
Области применения генераторов
ДГУ нельзя отнести к экономичным и экологически чистым способам получения электричества. Однако, благодаря своим характеристикам, они заняли место альтернативных или резервных источников электропитания.
В качестве резервных источников электричества дизель-генераторы используют, например:
Кроме того, широкое применение ДГУ получили там, где нет централизованного электроснабжения:
Достоинства и особенности
Главным достоинством дизельных генераторных установок является обеспечение бесперебойного электроснабжения и поставку электричества в отдалённых и труднодоступных местах. Кроме того, они:
Но есть и свои недостатки:
С развитием технологий на замену ДГУ приходят новые виды устройств подачи электроэнергии, в том числе так называемые экологически чистые. В частности, способные аккумулировать электричество из солнечных панелей или накапливать излишки и выдавать их в пиковые нагрузки. Но дизельные генераторы по-прежнему остаются востребованными, в т.ч. благодаря универсальности применения.
По каким критериям выбирают
Перед покупкой дизельного генератора необходимо определиться с типом электропитания. Это может быть источник переменного тока с одной фазой, трёхфазные генераторы 380В и узкоспециализированные установки постоянного тока.
Важным критерием является мощность генераторной установки. Для определения необходимой ДГУ следует посчитать суммарное потребление всех подключённых в сеть электроприборов – лампы освещения, плиты, оборудование и т.д. В суммарную нагрузку учитываются дополнительно подключаемые потребители: компрессора, дрели, пилы, холодильники и др. Мощность дизельного генератора должна на 25% превышать все подключаемые приборы.
Также стоит обратить внимание на наличие инвертеров (выпрямителей тока), уровень автоматизации, наличие дополнительных опций, в зависимости от цели и региона использования.
Расход топлива и объём бака, например, напрямую влияют на автономность работы. Опытным путем установлено, что для генерирования одного кВт/час электрической энергии ДГУ расходует 0,02 кг топлива. Значит генератор мощностью 100 кВт израсходует за час около 2,4 литров дизельного топлива. Это среднее значение, которое зависит от производителя и условия работы, но позволяет получить представление о затратах.
Дизельный генератор: устройство, принцип работы, виды, критерии выбора
Из-за аварий, случающихся в электрической сети, прекращается работа всех электроприборов, потребляющих электрическую энергию для обеспечения жизнедеятельности человека. Выход из ситуации – в резервном электроснабжении дома, офиса, учреждения или производственного предприятия. Надёжным автономным источником электроэнергии является дизель генератор – мини электростанция, работающая на дизельном топливе.
Установка автономного электроснабжения решает проблему с обеспечением резервного питания подключённого оборудования. Мини электростанция позволяет сохранить непрерывный процесс функционирования дорогостоящей аппаратуры, включая медицинское оборудование и охранные системы. Применение дизельных генераторов с функцией автоматического запуска гарантирует сохранение скоропортящихся продуктов, хранящихся в холодильниках на складах и в продовольственных магазинах.
Устройство и принцип работы
Конструкция стационарных и передвижных (см. рис.1) дизельных электростанций предусматривает наличие в них двух основных рабочих механизмов: генератора электрического тока (1) и ДВС (2). Эти детали расположены на жёсткой раме (3) и соединены между собой таким образом, что вал ротора и коленвал дизельного двигателя находятся на одной оси.
Рис. 1. Переносной стартерный дизель генератор
В зависимости от типа модели и марки электроустановки станции оборудуются дополнительными элементами и рабочими узлами:
Мощные промышленные дизельные генераторы, например, станции марки WattStream (рис. 2), размещаются в специальных защитных контейнерах с дополнительным оборудованием.
Рис. 2. Стационарная электростанция для промышленных нужд
В основе принципа работы лежит процесс преобразования механической энергии, выработанной дизельным двигателем, в электрический ток. Источником электроэнергии является генератор, который приводится в действие дизельным двигателем. Момент силы от вращения коленчатого вала ДВС передаётся на ротор генератора (альтернатора). В результате взаимодействия магнитных полей возникает ЭДС. В обмотках статора появляется переменный ток.
Частота тока поддерживается путём обеспечения стабильных оборотов двигателя. Для этого в конструкции дизель генераторов предусмотрен механизм стабилизации скорости вращения коленвала. При возрастании нагрузки увеличивается подача дизельного топлива в камеры сгорания, в результате чего мощность ДВС возрастает. Когда нагрузка падает – двигатель также сбрасывает обороты до заданного уровня.
Виды и варианты исполнения
В продаже можно встретить сотни различных моделей дизельных генераторов. Но, несмотря на такое разнообразие, их можно классифицировать по нескольким основным признакам:
Остановимся более подробно на видах применяемых альтернаторов. Поскольку они генерируют ток, то полезно будет знать некоторые нюансы в работе самих генераторов.
Альтернаторы бывают двух видов: синхронные и асинхронные. Главное их отличие кроется в конструкции ротора. Якоря синхронных генераторов имеют обмотки. Для их возбуждения необходимо подать постоянный ток. Его можно взять из независимого источника либо снять часть напряжения с обмоток статора и выпрямить его.
В альтернаторах средней и большой мощности устанавливают на валу независимый генератор постоянного тока, который используется для возбуждения катушек ротора. Напряжение подаётся через щётки на кольца якоря. Поэтому синхронные генераторы ещё называют щёточными альтернаторами. Большое преимущество таких альтернаторов в том, что они обладают функцией регулятора напряжения.
Схема строения синхронного генератора показана на рисунке 3. Красным цветом обозначены контактные кольца (1), а сверху видны щёткодержатели (2). Хорошо видна полюсная катушка ротора (зелёный цвет).
Рис. 3. Схема синхронного дизель генератора
Альтернатор синхронного типа обеспечивает стабильные параметры напряжения при различных допустимых нагрузках. Отклонение в любую сторону не превышает 5%. Это достигается благодаря применению регулятора напряжений. На выходе генератора снимается высококачественный электрический ток.
Роторы асинхронных генераторов лишены проволочных катушек. Функции обмоток выполняют короткозамкнутые, чаще всего алюминиевые полосы, впрессованные в магнитопровод. По сути, они образуют сплошную массивную болванку. Плюсом такой конструкции является то, что для возбуждения не требуется подача постоянного тока. Достаточно токов самонаводки.
Ещё достоинства:
К сожалению, у этих генераторов есть серьёзный минус в технических характеристиках – ток низкого качества на выходе. Напряжение нестабильно и может колебаться в пределах больше 10%. Во многих случаях это не существенно, однако для питания точной аппаратуры и электронных устройств применять такие генераторы не желательно.
А вот для сварочных аппаратов они пригодны и даже желательны, при условии, что их мощности достаточно для подключения этих устройств. Существуют даже специальные сварочные генераторы на базе асинхронных альтернаторов (Рис. 4).
Рис. 4. Сварочный дизельный генератор
По способу охлаждения электростанции делятся на два типа: с жидкостным и воздушным охлаждением. Наличие водяного охлаждения позволяет двигателю длительное время работать при больших нагрузках. В частности такие двигатели выпускает японская фирма KUBOTA. На базе своих дизелей производитель поставляет на рынок очень надёжные дизельные генераторы, бренд которых завоевал всемирную известность.
Применение
В качестве резервных источников в снабжении электроэнергией дизельные генераторы нашли применение во многих сферах:
В отличие от бензиновых моделей дизельные электростанции оказались более надёжными. Их эффективность выше, а срок эксплуатации более длительный. Дизельные станции менее прихотливы и просты в обслуживании. Они отличаются:
Всё это способствует росту популярности дизельных моделей генераторов.
Критерии выбора
Правила эксплуатации и обслуживания
Дизельные двигатели довольно неприхотливые и выносливые. Их обслуживание в основном заключается в своевременной замене масла и контроле уровня дизельного топлива в баке. Дополнительного контроля требует водяное охлаждение, если оно есть. Необходимо вовремя доливать воду или тосол, во избежание перегрева ДВС.
Особое внимание обращаем на обслуживание дизельных генераторов, оборудованных пусковой автоматикой. Учитывая то, что двигатель запускается стартером от аккумуляторной батареи, необходимо следить за состоянием этих деталей. При разрядившемся аккумуляторе двигатель просто не сможет запуститься в нужный момент. А это чревато далеко идущими последствиями.
Асинхронный альтернатор обслуживания не требует на протяжении всего срока службы. А вот синхронный генератор со щётками требует к себе внимания. Замена щёток – стандартная процедура. Сроки замены зависят от интенсивности эксплуатации. Обычно раз в 2 – 4 года.
Старые модели синхронных альтернаторов слабо защищены от попадания пыли на щёточный механизм. Это приводит к повышенному износу деталей генератора. Своевременное техническое обслуживание продлит срок службы генератора, защитит вашу электротехнику от непредвиденных ситуаций.
ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРНЫЕ УСТАНОВКИ
Наверное, каждый хоть раз сталкивался с ситуацией, когда внезапное отключение электроэнергии приводило к потере данных на компьютере. Но если обеспечить сохранение данных на персональном компьютере позволяет обычный источник бесперебойного питания, то для производственных нужд, систем жизнеобеспечения в клиниках, центров управления полетами требуется нечто большее — устройства, которые способны поддерживать их работу в течение долгого времени. Как правило, эту роль берут на себя дизель-генераторные установки, используемые как в качестве резервного источника питания, так и в составе систем гарантированного электроснабжения.
Дизельно-генераторные установки, или сокращенно ДГУ, представляют собой электрогенерирующие устройства, оснащенные двигателем внутреннего сгорания, работающем на дизельном топливе. Дизельные генераторы, в основе которых лежит принцип превращения механической энергии в электрическую, широко используются не только в промышленности и в быту, но и во многих других сферах человеческой жизнедеятельности, перечислять которые можно довольно долго — их способность обеспечивать работу различных систем автономно, то есть независимо от удаленного источника питания, гарантирует им самое широкое применение.
Два основных узла ДГУ — дизельный двигатель и приводимый им в действие электрогенератор. Комбинации этих устройств, отличных по своим характеристикам, позволяют производителям предлагать для рынка все новые модели дизель-генераторных установок на раме, в кожухе или в специальном контейнере. Учитывая, что почти любая компания, производящая дизельные двигатели, способна с минимальной доработкой создавать на их базе ДГУ, число производителей этого оборудования во всем мире весьма велико. К примеру, ДГУ промышленного назначения мирового класса производят итальянские компании FPT, Tecnica Motori, Onis Visa, американская Cummins, английские JCB, Perkins и целый ряд других.
ДГУ принято подразделять на портативные, мобильные или стационарные. Если мощность портативных установок обычно колеблется в пределах от 0,7 до 10 кВт, то мобильные (на базовом или прицепном шасси) и стационарные разновидности способны вырабатывать до нескольких мегаватт мощности. При этом однофазные генераторы вырабатывают ток напряжением 220-240 вольт, а трехфазные — 380-415 вольт, с частотой 50 герц в том и другом случае.
Если в отдаленных районах ДГУ вполне могут использоваться как единственный, безальтернативный источник электроэнергии, то в городах и поселках дизельные генераторы используются как резервные генераторы либо входят в состав систем гарантированного энергоснабжения. В первом случае это высокооборотные агрегаты с частотой вращения ротора 3000 оборотов в минуту, перегрузка которых не допускается. Во втором — установки с частотой вращения ротора до 1500 об/мин., относительно терпимые к работе с перегрузками — например, до 10% в течение одного рабочего часа из двенадцати. Работающие в составе систем гарантированного электропитания ДГУ подсоединяются к источнику бесперебойного питания с помощью аппаратуры автоматического подключения резерва.
Другими важными достоинствами дизель-генераторов являются высокий коэффициент полезного действия, сравнительно низкий расход топлива и минимальное участие человека, сводящемуся, по сути, к обеспечению запуска и поддержанию работы ДГУ, которому время от времени требуются новые порции жидкого топлива.
Дизель-генераторы способны не только временно подменить удаленный источник электропитания, но и полностью заменить его в районах, подача электричества в которые по проводам затруднена или невозможна. ДГУ без труда выдерживают длительную эксплуатацию — промышленные установки такого рода способны работать беспрерывно десять дней и даже более.
Большинство дизель-генераторов неприхотливы в плане обслуживания и имеют значительный моторесурс. В среднем современные ДГУ способны работать в круглосуточном режиме 4-5 лет — хотя, разумеется, такой интенсивной эксплуатации в большинстве случаев не требуется, поэтому срок службы этих устройств намного больше.
Кроме того, дизельные генераторы в сравнении с бензиновыми считаются более безопасными в силу особенностей двигателя внутреннего сгорания, которым они оснащаются. Дизельное топливо, воспламеняясь, сжимается — таким образом, открытое горение отсутствует, и риск пожара в данном случае минимален. К тому и условия хранения дизельного топлива не такие строгие, как для бензина или газа.
Разумеется, ДГУ имеют и свои недостатки и ограничения. Например, их нельзя использовать на холостом ходе — нагрузка должна составлять не менее 40% от мощности станции. В противном случае внутренние узлы дизель-генератора сильно изнашиваются.
К недостаткам установок интересующего нас типа следует также отнести довольно сильный уровень шума, возникающего при работе дизельного двигателя. По этой причине дизель-генераторные установки средней и большой мощности, как правило, помещают внутрь специального контейнера или шумопоглощающего кожуха, которые снижают уровень звукового давления. В целом в плане экологичности ДГУ уступает генераторам, работающим на газе, но при этом является более распространенным агрегатом в силу своей неприхотливости к качеству топлива и его повсеместной доступности.
Ну и, наконец, цена — хотя дешевым устройством ДГУ не назовешь, благодаря низкому расходу топлива окупается такой генератор довольно быстро.
Мощные промышленные генераторы используются в качестве основного или резервного источника питания для стратегических, строительных, торговых и других объектов. Особенно актуально их применение в промышленности, на предприятиях непрерывного цикла, где даже кратковременная остановка мощностей чревата серьезным ущербом.
Промышленные ДГУ с двигателем жидкостного охлаждения, работающим на низких оборотах, могут эксплуатироваться непрерывно до сорока тысяч часов до первого отказа. Помимо расходов на топливо такие установки не требуют существенных расходов на их содержание. Особенно важно рассчитать максимальную мощность, которую предстоит поддерживать генератору. Для этого суммируют показатели потребления всех подключенных к сети устройств и добавляют еще одну треть от полученного числа, закладывая достаточный запас мощности. Чем точнее расчет, тем дольше прослужит ДГУ: нежелательны как работа на пределе мощности, так и недозагрузка — идеальным вариантом будет работа дизель-генератора на мощности 75%.
На промышленных объектах с трехфазной разводкой используют трехфазные генераторы, работающие с напряжением 380 В.
Промышленные ДГУ могут быть как синхронными, так и асинхронными. Агрегаты первого типа не такие точные, однако отлично справляются с аварийным обеспечением жилых домов, торговых площадей, строительных объектов и так далее. Асинхронные генераторы дают высокоточное напряжение, необходимое для работы чувствительной к перепадам тока аппаратуры — например, электронных устройств или медицинского оборудования.
В качестве примера промышленной дизель-генераторной установки российского производства приведем модель МВ АЭСО 600 номинальной мощностью 600 киловатт. Она производится на раме и оснащена четырехтактным 12-цилиндровым четырехтактным двигателем Doosan DP222LC объемом 22 литра — с прямым впрыском жидкостным охлаждением м электронным регулятором скорости. Установка оборудована генератором Marelli MJB 355 MB4 и жидкостным баком на раме емкостью 900 литров. Габариты этой сравнительно небольшой по мощности установки открытого типа— 3500x1500x2100 миллиметров.
ПЕРЕДВИЖНЫЕ (МОБИЛЬНЫЕ) ДГУ
Дизель-генераторные установки на базовом или прицепном шасси очень востребованы в строительстве и дорожном строительстве, а также при разного рода ремонтных работах. Такие ДГУ мобильны, удобны в эксплуатации и обслуживании на открытой площадке, для их установки и работы не требуется специальных помещений, мощных лифтов и расширенных дверных проемов, а также значительного времени на их монтаж или демонтаж.
Так, к примеру, передвижные электростанции производства компании «Бриз Моторс» имеют в основе надежные и экономичные дизель-генераторные установки всемирно известного производителя из Италии Iveco Motors. Их прочный корпус оснащен продуманной системой вентиляции. Эти ДГУ отличаются низким уровнем шума – в них используется эффективная система выхлопа и установлены низкошумные глушители. Каждая модель имеет удобный щит управления с внешней кнопкой аварийной остановки работы.
При этом размер прицепного шасси для каждой из установок «Бриз Моторс» определяется индивидуально, исходя из размеров ДГУ. Для удобства техобслуживания передвижные дизель генераторы имеют внутреннее освещение – и по желанию заказчика, могут быть укомплектованы радиатором внутреннего обогрева кожуха и дополнительным топливным баком.
Одна из моделей, ПАЭС FI60-04.1.1.2, на двухосном прицепном шасси рассчитана на выходную мощность 48 кВт (основная) или 53 кВт (резервная) и при 80% нагрузки имеет расход топлива 10,2 литра в час. Установка оснащена силовым агрегатом Iveco NEF45SM1 c частотой вращения 1500 оборотов в минуту, а также топливным баком емкостью 140 литров. На ДГУ установлен электрогенератор Sincro c выходным напряжением 230/400 вольт.
Установка массой 1045 килограммов имеет габариты (длина/ширина/высота) 2100х955х1515 миллиметров. Кроме того, у модели ПАЭС FI60-04.1.1.2 имеются всепогодный шумозащитный кожух, панель автоматического управления, радиатор охлаждения двигателя, промышленный глушитель, зарядное устройство аккумуляторной батареи, подогреватель охлаждающей жидкости. Эта мобильная дизель-генераторная установка надежна при запуске, безопасна в эксплуатации, защищена от вандалов и, что особенно важно, ее конструкция предусматривает возможность дистанционного мониторинга и управления ее работой.
У портативных или переносных генераторов сравнительно с промышленными и мощность, и ресурс существенно меньше — при этом они удобней в эксплуатации, имеют более низкий расход топлива и уровень шума, небольшой вес и довольно скромные габариты, что весьма упрощает их установку. По моторесурсу портативные ДГУ подразделяют на сезонные (ресурс от 500 до 2500 моточасов) и длительного применения (3000 и более моточасов).
Портативные дизель-генераторы очень популярны в России, где застройка в пригородах зачастую опережает прокладку линий централизованного электроснабжения. Кроме домашнего использования портативные ДГУ также применяют при строительных работах на неосвещенных участках — либо для устранения аварий электросетей.
Портативные дизель-генераторы выпускаются с ручным, автоматическим или электростартерным запуском. В зависимости от модели эти агрегаты могут быть открытыми либо комплектоваться кожухом, а, кроме того, оснащаться устройством подогрева, зарядным устройством и электростартом. Большинство переносных дизель-генераторов оборудованы системой воздушного охлаждения, что требует их остановки после каждого выработанного бака топлива.
Существующее разделение портативных ДГУ на бытовые, полупрофессиональные и профессиональные — довольно условное и связано главным образом с характеристиками мощности и ресурса и в меньшей степени — с особенностями конструкции (верхнее или нижнее расположение клапанов двигателя и так далее).
Как пример удачного, на наш взгляд, образца переносного дизель-генератора, подходящего и для питания профессионального инструмента, и в качестве резервного источника питания при отключении электроэнергии, приведем модель DX 3000 известного французского производителя генераторов — компании SDMO. Мощность этой однофазной установки — 2,4 киловатта, выходное напряжение — 230 вольт. Она оснащена надежным японским двигателем Yanmar L48 с частотой вращения 3000 оборотов в минуту. У этой переносной ДГУ ручной запуск и воздушное охлаждение; она оборудована топливным баком объемом 2,5 литра. Вес установки — 54 килограмма, габариты — 590х460х480 миллиметров. Расход топлива при нагрузке 75% у DX 3000 составляет 0,6 литра в час. Уровень шума — 81 децибел. Эта модель представляет собой разновидность портативного дизель-генератора, который, обладая немалым ресурсом, одинаково хорош и для дела, и для дома.
ПОКУПКА ИЛИ АРЕНДА?
Завершая разговор о дизель-генераторах, отметим, что при всех присущих им достоинствах их приобретение в собственность не всегда оправдано. Иногда гораздо выгоднее экономически взять это оборудование в аренду на более или менее продолжительный срок. Это относится к работающим сезонно предприятиям самого разного профиля — а также организации мероприятий, проходящих на открытом воздухе, городских праздников и разного рода шоу, когда нет возможности подключиться к основной сети электроснабжения либо ее мощности недостаточно для выполнения необходимых задач. Так, к примеру, для обеспечения электроэнергией праздника на площади оптимальным вариантом будут мобильные дизель-генераторные установки мощностью от 150 до 300 киловатт. Учитывая, что подобные празднества проводятся от трех до пяти раз в год, покупать ДГУ для их проведения совершенно нецелесообразно — аренда в этом случае подойдет куда больше.
Другой пример — небольшой курортный объект в удаленной части побережья, посещаемый отдыхающими три-четыре месяца в году. Чтобы решить проблему его энергообеспечения, достаточно аренды дизель-генератора контейнерного типа мощностью 400-800 киловатт.
Как правило, современные компании, специализирующиеся в сфере аренды техники и оборудования, включают в стоимость услуги не только эксплуатацию ДГУ, но и его обслуживание, которое осуществляет механик-оператор, находящийся на объекте постоянно и контролирующий работу установки. При такой форме аренды эксплуатирующая компания полностью избавлена от возможных расходов на доставку, монтаж, возможный ремонт, обучение и оплату труда собственного персонала, обслуживающего дизель-генератор. Что, несомненно, удобно и практично — даже при долгосрочной аренде расходы, связанные с такой ДГУ, будут в разы меньше, чем в случае приобретения установки в собственность.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.