Дизельпанк это что такое
Дизельпанк
« | Если кто-то опять на Земле дизеля прогревает — Обратите внимание, вдруг это наш человек! | » |
— Алькор, «Белый крейсер „Малыш“» |
Дизельпанк — один из жанров «панк-фантастики», то есть основанной на альтернативном развитии науки и техники. Возник несколько после стимпанка и значительно после киберпанка; основан на периоде между Мировыми войнами, каким он видится жителям более поздних эпох, но может затрагивать и эстетику следующих лет, вплоть до пятидесятых. Первоисточник дизельпанка — палп-литература того периода, дешёвые приключенческие романы.
Иными словами, чем дизельпанк отличается от стимпанка:
Чистый дизельпанк довольно чётко делится на два направления — оттенсианский, где мир процветает благодаря новым технологиям, но процветает в нём и декаданс, и пиекрафтный, в котором войны всё же привели человечество к упадку. Короче говоря, в первом — живут, во втором — выживают. Другой связанный поджанр — бластерная готика, гибрид с атомпанком, активное яркое будущее в стиле ар-деко.
Немного о дизельпанке
Думаю, многим знакома ситуация, когда в детстве сильно увлекаешься чем-то, но затем время неумолимо тянет вперёд и заставляет забыть и отбросить навсегда эти бесполезные пережитки былого. Спустя много лет всё то же время дарит в подарок забавную штуку – ностальгию. Всегда приятно заново пережить то, чем интересовался в раннем возрасте, поглядеть, насколько изменились вкусы и предпочтения, а может даже начать заносить в чеклист темы для активного обсуждения в старости на лавочке, типа: «А вот в моё время…».
А кульминацией всего этого действа выступает дежурная амнезия, когда начинает припекать по поводу и без него с целью вспомнить зацепившуюся в памяти мелодию или олдовую игру на какой-нибудь «SEGA-страшно-вспомнить-сколько-бит». И тут на помощь приходит случай. Обычный такой случай, который всегда дежурит недалеко от амнезии, на всякий пожарный.
Вот к чему я опять развёл эту воду? Излагаю по существу. Не так давно меня вновь потянуло на «панки». В смысле, на направления научной фантастики, а не на гм-гм творчество Сида Вишеса. Почему так случилось, не знаю, вроде как особых предпосылок к подобной активности не было, звучных бестселлеров в этом направлении в последнее время не припомню. Потянуло и всё, хотя мой Корво давно отдал Дануолл на съедение крысам, ШОДАН десять лет как повержена, громогласная Сариф Индастриз уже приоткрыла своими аугументированными конечностями каждую дверь любого дома во всём мире, а цветок юной Элизабет уже распустился.
Как это обычно случается, полез в гугл читать информацию о какой-то игре, нашёл совершенно другую, перешёл по ссылке, заблудился и наткнулся на случайный скриншот. Сначала я подумал, что это некий ранний билд War Thunder, но, приглядевшись внимательнее, узнал свою главную причину вырасти лётчиком – Crimson Skies, аркадный авиасимулятор. В детстве неумолимое время схватило меня за руку и, отторгнув все мои положительные эмоции, полученные от CS (какая неловкая аббревиатура), поволокло дальше. В итоге, я вырос человеком, не переносящим высоту вообще, а также успешно забывшем о существовании этой вселенной. А сейчас этот скриншот насмешливо глядел на меня, да ещё под обижающим фанатов Вина заголовком «дизельпанк». Что бы это, чёрт возьми, могло значить?
Поэтому, я полез разбираться, что в Crimson Skies есть дизельпанк, и как это проявляется в игре. Но для начала я проведу небольшой ликбез, для тех, кто не в теме. Предупреждаю сразу: для меня, как для человека, который знает, что Никола Тесла – это NPC из Ордена, а в ответ на словосочетание «квантовая механика» достаёт увесистый томик Фомы Аквинского, разобраться в квантпанках и нанопанках, а также физическо-химических операциях довольно тяжело, но я попробую.
Как за тридцать секунд понять, что такое дизельпанк? Представь: Америка тридцатых годов. Возвышающиеся небоскрёбы. Элегантные мужчины танцуют с дамами в шляпках фокстрот под граммофон. В ходу дирижабли, подлодки, самолёты на дизельной тяге. Высоковольтные установки. Страсть к созданию гигантских железных машин. Техническое превосходство Германии над всем миром, вследствие этого негативные настроения в обществе, перерастающие в паранойю и шпиономанию. Крах стабильности в обществе.
Итак, дизельпанк — развивающийся жанр фантастики. Происходит (впрочем, не всегда) в межвоенный период. (То есть между Первой Мировой и Второй aka 1918-1939). Главный и неотъемлемый символ жанра – цеппелин, в основе передвижения которого находится дизельный двигатель. А смущающее многих слово «панк» значит деградирующее или близкое к этому состоянию общество. К слову о Николе, выделяют ещё отдельный жанр «теслапанк», но разделять все эти подвиды, по моему нескромному мнению, как перечислять главных героев My Little Pony: выглядят одинаково, а отличаются лишь по цветам. Но я, конечно же, утрирую.
Такой вполне себе дизельпанк. Великие войны, соответствующие периоду технологии. А в детстве просто хотелось пощупать этого мишутку.
Дизельпанк делится на два основных направления. Первое — это ретрофутуризм, оптимистичное видение будущих технологий. Второе – постапокалиптическая антиутопия, где выживание человечества во многом зависит от рационального использования дизельных двигателей. Не нужно быть гением, чтобы догадаться, что повсеместное активное использование дизельного топлива несёт за собой отвратительные последствия в виде ядовитых выхлопов и чрезмерной задымлённости. Живая, кстати говоря, проблема.
Многие в детстве читали интерактивные книги, которые позволяли выбирать своё приключение. В моём случае это, конечно, были Ужастики. Но, путешествуя опять же в недрах паутины, я наткнулся на любопытный комикс, содержащий элементы дизельпанка: thrilling-tales.webomator.com. Наглядные картинки прилагаются. При себе иметь хотя бы небольшое знание английского. Одна из самых популярных тем в дизельпанке охватывает послевоенный период, а именно победу Германии во Второй Мировой войне и последовавшие за этим события. По-своему раскрывают альтернативную мировую историю книги роман «Отечество» Роберта Харриса; серия комиксов «Дьяволы восточного фронта»; в качестве одних из самых известных игр с элементами дизельпанка называют Command & Conquer: Red Alert, Return to Castle Wolfenstein, BioShock, а также Crimson Skies. И о ней подробнее.
В детстве многие мечтали стать пилотами. Или пиратами. Crimson Skies объединяет эти понятия воедино.
Развитие вселенной, подобно популярному миру Warhammer, началось с выпуска настольной игры Aerial Combat в 1998 году, изданной известной на рынке настолок компанией FASA. Разработчики предоставили право фантазии командовать над реальными историческими фактами, в результате чего на поле боя вели ожесточённое противостояние никогда не существовавшие самолёты. После большого успеха настольной игры немедля принялись разрабатывать компьютерную игру по мотивам настольной.
Действие CS (Да простит меня Valve за такую аббревиатуру) разворачивается после Первой Мировой войны. США устанавливают железный занавес, дабы избежать распространения злостной зомбираковой эпидемии, а непосредственно штаты из-за различных противоречий отделяются от государства и объявляют о своём суверенитете. Правительство не в силах остановить распад государства, причём крах терпит почему-то и Канада. Транспортная инфраструктура нарушена, поэтому так становится популярна авиация, являющаяся главной темой в CS.
Логично, что из-за невозможности использования автомобилей и поездов, дирижаблестроение и их вооружение шли полным ходом. Крепкая броня, мощные пушки по бортам и даже радиоуправляемые, магнитные и звуковые ракеты – неторопливая махина превращалась в воздушную крепость. Особые технологии могли отключать двигатель у машины противника и контролировать погоду. А принцип действия тесла-гана, думаю, все и так уже знают.
Противостоят таким вооружённым пилотам не менее хорошо снаряжённые пираты. Авторы CS утверждают, что взяли идею Карибского пиратства 16 века и перенесли в сеттинг неспокойных 30-х годов. Любители халявы и прочие скевенджеры найдутся в каждом реальном или вымышленном мире, поэтому выглядит вполне логичным, что на территории бывших США стало процветать воздушное пиратство. Правительства штатов предпринимали попытки бороться с ними или их нанимать, но пиратов расплодилось столько, что любая попытка сотрудничества оборачивалась непременным провалом.
Во главу сюжета поставили непростую историю непростого парня по имени Натан Закари, который стремится к лёгкой наживе и грабит исключительно богатые суда. Он этакий Робин Гуд или Остап Бендер, делится незаконно присвоенным с малообеспеченными людьми, легко очаровывает женщин и не думает о последствиях своих поступков. Подобно любому антигерою, действия пирата должны быть восприняты неоднозначно. Чтобы не прослыть отъявленным мерзавцем, Закари разработал свой кодекс, которому строго придерживаются все члены банды воздушных пиратов «Ловцы удачи». Основные правила кодекса: «Воровать только у тех, с кого не убудет», а также «Не убивать невинных».
Всех сюжетов рассказывать не буду, но в игре найдётся место не только смертельным перестрелкам и диверсионным операциям, но и бесшабашным гонкам и поиску сокровищ (нет, не в сундуках). Помимо приличной (как по времени, так и по качеству) кампании, CS может предложить персонально настроить сценарий задания или пойти в мультиплеер, где можно даже устроить бодание гордых цеппелинов!
Любой дирижабль можно отнести к одному из трёх типов: мягкий, полужёсткий и жёсткий. Если рассматривать все нюансы, то текста выйдет ещё на один такой пост, но основное их отличие в способе поддержания неизменяемости формы. В мягких дирижаблях приходилось поддерживать избыточное давление газа, а в жёстких за это отвечал обтянутый тканью металлический каркас. В полужёстких, как можно догадаться, корпус выполнял сразу обе функции. Дирижабли жёсткой конструкции могли быть бОльших размеров, нежели другие типы, а также были гораздо удобнее и не так зависели от погодных условий. Из недостатков – сложный пилотаж и дороговизна производства и эксплуатирования.
Цеппелин – это наиболее распространённый вид жёстких дирижаблей, который мог переносить намного больший груз, чем самолёты, поэтому выглядел довольно перспективно. После катастрофы самого большого в мире цеппелина «Гинденбург» дирижабли в транспортных целях почти не использовали, и постепенно интерес у крупнейших мировых держав к ним угас. Интересный факт: крушение Гиндесбурга повлияла на выбор названия популярной британской рок-группы Led Zeppelin.
Разработчики, компания Zipper Interactive, определили упор на экшен, а не на реалистичную физику полётов и дотошный историзм. Также изначально CS задумывался как интерактивное кино, но затем и от этого отказались в угоду геймплею. Дизайн игровой авиатехники весьма специфичен, поскольку сочетает в себе исторические модели разных периодов истории.
Решение сделать ставку на аркадное, более того, фантастическое управление транспортом полностью себя оправдало. Самолёт мог крутиться как юла, пролетая под или над любым препятствием, что весьма упрощало игровой процесс, особенно в случаях с частыми заходами на второй круг для полного уничтожения всех врагов или сбора летящего на парашютах лута. Впрочем, девелоперы всегда позиционировали Crimson Skies как «золотую середину между аркадой и симулятором». В качестве элементов второго в игре есть вид из кабины, содержащий нагромождённый значками HUD: радар, спидометр, высотомер, индикаторы повреждений и боезапаса.
Миссии вынуждают игрока использовать разные модели самолётов. К примеру, «Миротворец» более маневренный, а «Ястреб» – отлично бронированный и вооружённый. Нетрудно спланировать выигрышную тактику, как для гонки, так и для уничтожения целей противника.
Разумеется, парк самолётов можно кастомазить как угодно, добавляя или изменяя детали, броню и вооружение, цвет и общий внешний вид. Всё это влияет на защиту, скорость, манёвренность и стамину. Полученные модели можно комбинировать, например, прикрепив манёвренной «Ярости» грузную турель в хвосте. Из этого, конечно, ничего хорошего не выйдет, скоростной самолёт будет страдать, но при грамотной тактике смелые эксперименты игрока будут поощрены.
Мировая пресса похвалила игру за её изобретательность и интересную историю хорошо проработанного, правдоподобного мира, но поставила в минус определённую однотипность миссий. Также релиз CS омрачили многочисленные технические ошибки, долго и упорно лечившиеся столь же многочисленными патчами.
Спустя три года на прилавках магазинов появился эксклюзив для Xbox под названием Crimson Skies: High Road to Revenge. Основным отличием от писишной игры стало появление подобия открытого мира. Кроме нескольких сюжетных заданий на выбор, развлечь себя можно было гонками, ограблениями или поиском коллектиблсов. При помощи удобных стиков теперь можно было выкручивать особые бочки и смертельные петли, помогающие в бою, а также повышающие собственное ЧСВ. Игра получила преимущественно положительные отзывы критиков за сохранение «всё того же задорного геймплея».
В дополнение ко всему уже выпущенному контенту компания WizKids взялась за коллекционный варгейм, который был выпущен в 2003 году. В комплект входили несколько тщательно воссозданных моделей самолётов из CS. Вселенная пополняется и тематической литературой, из которой можно узнать предысторию всего мира в целом и главного героя Натана Закари в частности, или познакомится с другими историями в рамках всё того же мира.
Ещё одна приятная для кинозадротов типа меня с тобой новость: скоро выйдет фильм Безумный Макс, который считается представителем течения «Piecraftian» в дизельпанке, то есть постапокалиптика, помешанная на дизельных движках. Только в главной роли вместо постаревшего обаяшки Мела Гибсона голливудский бой Том Харди, который Бейн. Посмотрим, что из этого выйдет.
На этом всё. Нужно было высказаться, а то за неимением тематического локализированного контента я бы снова благополучно забыл о CS, а следующий случай подвернулся бы лет этак через двадцать-тридцать. Кто знает, что там с миром станется. Может быть, будем бегать по Пустошам и уничтожать гулей и прочих шизов, обмениваться хабаром и спать стоя. А пока, пожалуй, пойду, дострою забор восьмого уровня в Clash of Clans. Постоянно нападают, спасения от них нет. А ты можешь поглазеть на картинки снизу.
Чем отличается:: стимпанк, дизельпанк и киберпанк
Для непосвященного человека эти слова объединяет лишь наличие одинакового корня «панк». А что такое панк? Что-то яркое, громкое, протестное. На самом деле, это не совсем так. Не будем вдаваться в подробности развития панк-культуры, а разберемся, откуда этот корень взялся в этих словах, да и вообще, что это за «фрукты».
Стимпанк
Стимпанк еще называют паропанком. Это одно из направлений научной фантастики. Цивилизация в стимпанк-мире в совершенстве освоила механику, а все машины работают на паровой тяге. Архитектура и одежда являются стилизацией под эпоху викторианской Англии.
Как и любой другой поджанр научной фантастики, стимпанк пытается смоделировать альтернативный вариант будущего, «что было бы если. ». В данном случае, развитие общества и технологий остановилось на этапе первых технических революций второй половины XIX века. Тем не менее, несмотря на техническую направленность жанра, стимпанк не исключает присутствия определенной доли элементов фэнтези.
Корень «панк» в названии этого поджанра не случаен. В произведениях стимпанка акцент делается на низкую человеческую природу, движимую низменными страстями. Стимпанк — это антиутопия, циничный мир, тем не менее, не лишенный определенной доли юмора и иронии. Не удивительно, что вокруг стилистики стимпанка уже формируется целая субкультура.
Как поджанр научной фантастики стимпанк появился еще в 60-70-х годах ХХ века, но название емубыло придумано только в конце 80-х. Писатели старались подражать научной фантастике времен Герберта Уэллса, копируя оттуда технологии и стилистику, лишь немного ее совершенствуя и добавляя новых деталей.
Ну а «первопроходцами» стимпанка, естественно, считаются такие писатели-фантасты, как Жюль Верн, Герберт Уэллс, Марк Твен и Мэри Шелли, которые даже и не подозревали, что их выдуманные альтернативные миры станут настолько популярны у потомков.
Если говорить об особенностях стимпанк-мира, можно выделить следующее:
1. Технологии основаны на принципах механики, паровые машины достигли высокой степени развития, вся техника работает на паровой тяге. Роботы и другие непонятные механизмы, созданные из клепанного металла, множества труб, деревянные и кожаные детали гармонично сочетаются с металлом. Внешний вид техники соответствует стилистике викторианской Англии. Приборы и машины украшает большое количество нефункциональных деталей.
2. При высоком уровне развития паровых механизмов, электричество и приборы, работающие на электричестве, существуют в зачаточном состоянии. Дома и улицы освещаются газовыми или свечными фонарями.
4. В медицине широко используется протезирование: утерянные конечности заменяются механическими, зачастую дополненными новым функционалом.
5. Антураж и костюмы викторианской Англии. Тенденции общественных настроений тех времен. Урбанистический пейзаж времен промышленной революции, немного утрированный, усиленный мрачной атмосферой.
Дизельпанк
Жанр появился чуть позднее стимпанка. Кто-то выделяет дизельпанк как подвид стимпанка, кто-то считают, что жанры автономны. Тем не менее, факт остается фактом: дизельпанк появился позднее, а мир дизельпанка базируется на технологиях 20-50-х годов ХХ века (Первая и Вторая мировая война).
Происхождение названия жанра основано на особенностях эпохи, которую жанр моделирует: период, когда дизельный двигатель был основой большей части техники. Ну и корень «панк» опять-таки говорит о глубоком упадке и радикальных переменах фантастического общества.
Дизельпанк можно разделить на две ветви, различающиеся тематикой и стилистикой: «Ottensian» и «Piecraftian». Первая ветвь опирается на декадентскую эстетику американских «Ревущих двадцатых», где утопической философии не мешает ни война, ни экономический коллапс. Их попросту нет. Это позитивное видение технологий, утопические мечты фантастов XIX века воплощаются в реальности, а будущее видится оптимистически.
«Piecraftian» же, напротив, основан на эстетике мировых войн и размышлениях о бессмысленности военных конфликтов, которые могут полностью затормозить развитие человеческой культуры. Эта тема распространяется и на более поздние периоды истории.
Так же, дизельпанк может быть чисто научно-фантастическим и с оккультно-мистическими элементами. Яркий представитель — Г. Ф. Лавкрафт, в произведениях которого «дизельный» этап истории удачно сочетается с жуткими каббалистическими монстрами, отсылками к «Некрономикону» и кровавыми оккультными ритуалами.
Киберпанк
Еще один поджанр научной фантастики. Это антиутопический мир будущего, в котором высокое технологическое развитие сочетается с глубоким социальным упадком. Жители этого мира — отчужденные одиночки, они осознанно отделяются от общества и создают свой собственный мир на просторах интернет-сетей. Простые люди живут бок о бок с киборгами и роботами; если на то пошло, настоящих, не модифицированных людей в мире киберпанка осталось совсем мало.
Киберпанк — ближайшее будущее Земли. Не прекращающееся противостояние хакеров, искусственного интеллекта и мегакорпорациями, которые производят информационный и технологический продукт. Технологии используются не по назначению, программы взламываются, существует черный рынок программного обеспечения и технологий. В Сети можно найти абсолютно любую информацию, а ту, что закрыта, можно взломать. Поэтому, в жанре зачастую используются детективные сюжеты.
Киберпанк в качестве жанра научной фантастики лобозначился в 1980-х годах. Считается, что киберпанк возник в противовес направлению «Ottensian» в дизельпанке, где техногенное будущее кажется утопическим. Но киберпанк более технически точен, не строит оптимистические прогнозы на будущее и требует от читателя технической «подкованности», особенно в вопросах компьютерных технологий.
Киберпанк ориентирован, в основном, на молодежную аудиторию, с их протестными настроениями и пристрастием к последним компьютерным гаджетам. Романтизируются киберпреступления. Высокий уровень развития технологий соседствует с глубочайшим социальным расслоением: привилегированные слои общества живут в шикарных, полностью компьютеризированных особняках, в то время, как в городских трущобах царствует нищета и полнейшая анархия.
Иногда действие происходит в киберпространстве: обычно в произведениях киберпанка технологии достигли такого уровня, что возможно прямое подключение человеческого мозга к компьютерным системам. Один из основных главных героев произведений — компьютерный хакер, асоциальный одиночка, неудачник, человек второго сорта, чьими услугами, тем не менее, не стесняются пользоваться властные структуры.
Мир киберпанка — это метафора современного общества, социальных беспокойств, кризисов, коррупции, тотальной слежки и контроля. А еще — страха будущего, когда машины превзойдут своих создателей.
Стимпанк, дизельпанк и киберпанк — фантастические жанры альтернативной истории, сюжеты, родившиеся в голове писателя. Но, в отличие от стимпанка и дизельпанка, будущее киберпанка еще не наступило. Как знать, может история окажется не такой уж и альтернативной.