Дизеринг что это такое

Что такое дизеринг в аудио?

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Думаю нет более занудной темы, чем дизеринг. И в связи с этим, это понятие многие понимают неправильно. Давайте ответим на самый просто вопрос, что такое дизеринг?

Дизеринг — это просто шум. Это шум, добавленный к сигналу, чтобы сделать квантование менее заметным. Дизеринг необходимо применять каждый раз, когда уменьшается битовая глубина. Если идет уменьшение с 32 бит до 24 бит — сила дизеринга почти не имеет значения. Если же идет уменьшение до 16 бит (или меньше), вероятно, лучше всего подойдет низкий или средний уровень дизеринга с некоторым формированием шума.

Дизеринг — это решение одной из фундаментальных проблем цифрового звука, поэтому, если мы хотим понять, что он делает, сначала нужно понять проблему. Проблематика заключается в разрешении по амплитуде или в том, насколько точно мы можем измерить уровень сигнала, используя единицы и нули.

Когда мы пытаемся измерить бесконечно изменяемый аналоговый источник (наш звук) с использованием конечного числа цифровых значений (этих единиц и нулей), неизбежно возникают ошибки. Иногда аналоговый уровень будет немного выше ближайшего цифрового значения, а в других случаях — ниже. Это похоже на попытку измерить чей-то рост с помощью рулетки, на которой показаны только ноги. В цифровом аудио эта ошибка округления известна как искажение квантования. Использование 32-битной системы с плавающей запятой — как это делают почти все современные аудиоредакторы — делает искажения настолько низкими, что вам действительно не нужно о них беспокоиться (к слову, заказывая сведение и мастеринг в нашей студии, вы получите материал в этом формате без потерь качества). Однако по мере того, как битовая глубина уменьшается, уровень этого искажения увеличивается. Когда вы приближаетесь к 16 битам, звук может начать получать довольно заметное и неприятное звучание на хвостах реверберации, дилеях и других тихих участках. Это связано с тем, что количество битов определяет, сколько дискретных значений вы можете сохранить.

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Вот такая же синусоида, но уменьшенная до 20 бит, без дизеринга (в 24 бит разницу трудно оценить визуально).

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

И для сравнения синусоида пониженная до 16 бит, также без дизеринга

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Что происходит со звуком?

Самые высокие пики были сложными для округления, поэтому они оставлены вытянутыми, в то время как остальные были округлены до нуля. В зависимости от того, где упал пик синусоидальной волны по отношению к времени выборки, один или два отсчета были округлены в большую сторону.

Так что же делает дизеринг в аудио и как он может помочь?

По своей сути дизеринг — это просто шум, а шум по самой своей природе является случайным. Еще на заре цифрового звука некоторые умные инженеры поняли, что могут использовать случайный шумовой сигнал в своих интересах. Смешивая его с квантованным сигналом, они могли добавить достаточно вариаций, чтобы можно было сохранить исходный сигнал.

Ключевым моментом здесь является то, что шум дизеринга не должен быть полностью связан с квантованным сигналом, иногда называемым «декоррелированным». Когда это условие выполняется и уровень шума дизеринга правильный, любая заданная входная выборка может быть округлена в большую или меньшую сторону в зависимости от значения входящего сигнала. Это не только помогает сохранить сигнал, но и фактически устраняет искажения, связанные с его частотным содержанием.

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Теперь давайте уменьшим ее до 16 бит (без дизеринга).

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Здесь следует обратить внимание на три весьма примечательные вещи:

Следует подчеркнуть ключевую мысль: вы заменили тональное искажение шумом, который, в свою очередь, является собственной формой искажения. Тем не менее, последовательный, равномерно распределенный тихий шум — предпочтительнее гармонических искажений благодаря случайным вариациям.

Иногда можно слышать, что не нужно применять дизеринг, если вы используете тот или иной vst плагин, потому что он (шум) самовосстанавливается. Технически это может быть правдой, но только в некоторых конкретных случаях. Вы не поверите, но не все шумы одинаковы. Поэтому, если в программе не задана конкретная настройка дизеринга, вам следует его добавить, если планируете уменьшать битовую глубину. Разные звуковые рабочие станции работают по-разному, но большинство из них предлагают какой-либо метод фиксации сложной цепочки звуковых эффектов в файл. Если вы не изучали возможности сделать это в своей DAW программе, возможно, пришло время настроить ее. По возможности, лучше использовать 32- или 64-битные числа с плавающей запятой, но если вы вынуждены использовать 24-битные, проверьте, есть ли возможность включить дизеринг. Надеюсь, это поможет вам понять, почему дизеринг так важен для цифрового звука, как и почему он работает и когда его следует применять.

Источник

Что такое дизеринг в компьютерной графике

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

В ы могли встретить слово «дизеринг» при использовании инструментов для редактирования графики или изображений. Несмотря на забавное название, дизеринг играет важную роль в обеспечении правильного отображения изображений на экране и в создании дизайна ретро-игр.

Как работает дизеринг в компьютерной графике

Дизеринг — это термин, используемый для описания стратегического применения шума к изображению. Он традиционно использовался для улучшения внешнего вида изображений, когда вывод ограничен определенным цветовым диапазоном.

Например, 1-битное изображение является монохромным и может использовать только палитру из двух цветов: черного и белого. Дизеринг можно использовать для создания появления нескольких оттенков, варьируя расстояние между точками. Вы можете воспринимать несколько оттенков серого на изображении ниже, но присутствуют только черные и белые цвета:

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Эта форма дизеринга уходит корнями в печатную среду, особенно в газеты и ранние комиксы. Поскольку издатели были ограничены количеством цветов, которые они могли напечатать, сглаживание использовалось для расширения воспринимаемого диапазона, добавления текстуры к изображению и создания более привлекательных комиксов и фотографий.

По мере того, как принтеры становились все более изощренными, дизеринг стал более мощным инструментом. Благодаря большему количеству цветов, с которыми можно было работать, воспроизведение полноцветных фотографий стало более обычным явлением. Даже сегодня некоторые газеты все еще используют дизеринг в процессе печати — явление, которое Вы можете ясно увидеть, если посмотрите достаточно близко.

Дизеринг экономит дисковое пространство, предотвращает образование полос

С появлением всемирной паутины дизеринг стал ценным инструментом для сокращения размеров файлов. На заре Интернета скорость коммутируемого доступа делала передачу данных болезненным делом. Поскольку фотография может иметь тысячи или миллионы цветов, ограничение отображаемых цветов может значительно сократить размер файла.

Комбинируя доступные цвета в ограниченном цветовом пространстве, дизеринг может убедительно воспроизвести детализированное изображение за небольшую часть размера файла. Изображение ниже содержит только 256 цветов, при этом узор дизеринга виден в увеличенной части изображения:

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Анимированные GIF-файлы зависели от дизеринга, чтобы уменьшить размер файла. Анимированный GIF представляет собой множество изображений (кадров) в контейнере, отображаемых одно за другим. Сглаживание можно использовать для уменьшения веса этих кадров, хотя качество изображения сильно ухудшается.

Дизеринг также используется, чтобы избежать цветовых полос, вызванных ограничением цветовой палитры. Например, если Ваше небо имеет 16 оттенков синего, но Ваша палитра может отображать только 2, будет резкая «полоса» цвета при переходе от одного оттенка к другому. Дизеринг можно использовать для создания градиентов, варьируя расстояние между этими оттенками, как Вы можете видеть ниже:

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Дизеринг как стилистический выбор

В то время как современные интернет-соединения уменьшили потребность в таких методах, как дизеринг, внешний вид часто желателен из-за его ретро-эстетики. Известные примеры того, что стало известно как «Dither-punk», включают Return of the Obra Dinn и Rogue Invader.

Источник

Дизеринг: зашумляем сигнал, чтобы улучшить его

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Введение

В первой части этой серии статей мы рассмотрим теоретическую сторону дизеринга, немного истории и применение его к 1D-сигналам и дискретизации. Я попытаюсь провести частотный анализ ошибок дискретизации и расскажу о том, как дизеринг помогает их исправить. В основном это будет теоретическая статья, поэтому если вам интересны более практические применения, то ждите следующих частей.

Блокнот Mathematica для воспроизведения результатов можно найти здесь, а pdf-версия находится здесь.

Что такое дизеринг?

Дизеринг (Dithering) можно описать как намеренное/осознанное внесение в сигнал шума для предотвращения ошибок большого масштаба/низкого разрешения, возникающих вследствие дискретизации или субдискретизации.

Если вы когда-нибудь работали с:

Однако я обнаружил в Википедии довольно удивительный факт о том, как впервые был определён и использован дизеринг:

— Кен Полманн, Principles of Digital Audio

Это вдохновляющий и интересный исторический факт и мне понятно, почему он позволяет избегать отклонений в вычислениях и резонансах, случайным образом разрушая циклы обратной связи механической вибрации.

Но хватит истории, давайте для начала рассмотрим процесс дизеринга в 1D-сигналах, например, в аудио.

Дискретизация дизерингом постоянного сигнала

Мы начнём с анализа самого скучного в мире сигнала — постоянного сигнала. Если вы знаете немного о цифровой обработке сигналов, связанных со звуком, то можете сказать: но ты же обещал рассмотреть аудио, а в звуке по определению нет постоянной составляющей! (Более того, и в ПО, и в оборудовании обработки звука намеренно устраняется так называемый сдвиг постоянной составляющей (DC offset).)

Это правда, и вскоре мы рассмотрим более сложные функции, но начнём мы сначала.

Представьте, что мы выполняем 1-битную дискретизацию нормализованного сигнала с плавающей запятой. Это значит, что мы имеем дело только с конечными двоичными значениями, 0 или 1.

Если сигнал равен 0,3, то простое округление без дизеринга будет самой скучной функцией — просто нулём!

Погрешность тоже постоянна и равна 0,3, следовательно, и средняя погрешность равна 0,3. Это означает, что мы внесли довольно большое отклонение в сигнал и полностью потеряли информацию исходного сигнала.

Мы можем попробовать выполнить дизеринг этого сигнала и посмотреть на результаты.

Дизеринг в этом случае (при использовании функции округления) просто применяет обычный случайный белый шум (случайное значение для каждого элемента, что создаёт равномерный спектр шума) и прибавляет в сигнал перед дискретизацией случайное в интервале (-0.5, 0.5).

quantizedDitheredSignal =
Round[constantSignalValue + RandomReal[] – 0.5] & /@ Range[sampleCount];

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Здесь сложно что-то увидеть, теперь результат дискретизации — это просто набор случайных единиц и нулей. С (ожидаемо) большим количеством нулей. Сам по себе этот сигнал не особо интересен, однако довольно интересен график погрешностей и средняя погрешность.

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Итак, как мы и ожидали, погрешность тоже варьируется, но пугает то, что погрешность иногда стала больше (абсолютное значение 0,7)! То есть максимальная погрешность к сожалению стала хуже, однако средний шум имеет значение:

Намного лучше, чем первоначальная погрешность в 0,3. При значительно большом количестве сэмплов эта погрешность будет стремиться к нулю (к пределу). Итак, погрешность постоянной составляющей стала намного меньше, но давайте взглянем на частотный график всех погрешностей.

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Красный график/всплеск = частотный спектр погрешности при отсутствии дизеринга (постоянный сигнал без частот). Чёрный — с дизерингом при помощи белого шума.

Всё становится интереснее! Это демонстрирует первый вывод из этого поста — дизеринг распределяет погрешность/отклонение дискретизации среди множества частот.

В следующем разделе мы узнаем, как это нам поможет.

Частотная чувствительность и низкочастотная фильтрация

Выше мы наблюдали за дизерингом дискретизированного постоянного сигнала:

Более того, наши медиаустройства становятся всё лучше и лучше, обеспечивая большую избыточную дискретизацию (oversampling). Например, в случае телевизоров и мониторов у нас есть технология «retina» и 4K-дисплеи (на которых невозможно разглядеть отдельный пиксель), в области звука мы используем форматы файлов с дискретизацией не менее 44 кГц даже для дешёвых динамиков, которые часто не могут воспроизводить больше, чем 5-10 кГц.

Это значит, что мы можем аппроксимировать воспринимаемый внешний вид сигнала, выполнив его низкочастотную фильтрацию. На графике я выполнил низкочастотную фильтрацию (заполнение нулями слева — это «нарастание»):

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Красный — желаемый недискретизированный сигнал. Зелёный — дискретизированный сигнал с дизерингом. Синий — низкочастотный фильтр этого сигнала.

Сигнал начинает выглядеть гораздо более близким к исходной, недискретизированной функции!

К сожалению, мы начинаем видеть низкие частоты, которые очень заметны и отсутствуют в исходном сигнале. В третьей части серии мы попробуем исправить при помощи синего шума. А пока вот как график может выглядеть с функцией псевдо-шума, имеющей содержимое с гораздо меньшей частотой:

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Это возможно, потому что наша псевдослучайная последовательность имеет следующий спектр частот:

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Но давайте закончим рассматривать простые, постоянные функции. Взглянем на синусоиду (если вы знакомы с теоремой Фурье, то знаете, что она является строительным блоком любого периодического сигнала!).

Дискретизация синусоиды

Если мы дискретизируем синусоиду 1-битной дискретизацией, то получим простой прямоугольный сигнал.

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Прямоугольный сигнал довольно интересен, потому что включает в себя и базовую частоту, и нечётные гармоники.

Это интересное свойство, которое активно используется в аналоговых субтрактивных синтезаторах для создания звучания полых/медных инструментов. Субтрактивный синтез берёт сложный, гармонически богатый звук и фильтрует его, устраняя некоторые частоты (параметры фильтра варьируются со временем), чтобы придать звукам нужную форму.

Спектр частот прямоугольного сигнала:

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Но в этом посте нас больше интересую погрешности дискретизации! Давайте создадим график погрешности, а также спектр частот погрешности:

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

В этом случае ситуация гораздо лучше — средняя погрешность близка к нулю! К сожалению, у нас по-прежнему присутствует множество нежелательных низких частот, очень близких к нашей основной частоте (нечётных множителей с уменьшающейся величиной). Это явление называется алиасингом или шумом дизеринта — возникают частоты, отсутствовавшие в исходном сигнале, и они имеют довольно большие величины.

Даже низкочастотная фильтрация не сможет значительно помочь сигналу. Погрешность имеет очень много низких частот:

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Дискретизированная синусоида с низкочастотной фильтрацией

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Погрешность дискретизированной синусоиды с низкочастотной фильтрацией

Давайте взглянем, как меняется ситуация при добавлении дизеринга. На первый взгляд, улучшений почти нет:

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Однако если мы рассмотрим это как изображение, то оно начинает выглядеть лучше:

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Заметьте, что погрешности дискретизации снова распределены среди различных частот:

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Выглядит очень многообещающе! Особенно учитывая то, что теперь мы можем попробовать выполнить фильтрацию:

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Это немного искажённая синусоида, но она выглядит намного ближе к исходной, чем версия без дизеринга, за исключением фазового сдвига, внесённого асимметричным фильтром (я не буду объяснять этого здесь; скажу только, что проблему можно устранить, применив симметричные фильтры):

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Красный — исходная синусоида. Зелёный — подвергнутый низкочастотной фильтрации сигнал без дизеринга. Синий — подвергнутый низкочастотной фильтрации сигнал с дизерингом.

Графики обеих погрешностей численно подтверждают, что погрешность намного меньше:

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Красный — погрешность подвергнутого низкочастотной фильтрации сигнала без дизеринга. Синий — погрешность подвергнутого низкочастотной фильтрации сигнала с дизерингом.

Наконец, давайте вкратце рассмотрим сигнал с более качественной функцией дизеринга, содержащей только высокие частоты:

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Верхнее изображение — функция белого шума. Нижнее изображение — функция, содержащая более высокие частоты.

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Версия с низкочастотной фильтрацией, дизерингом и улучшенной функцией — почти идеальные результаты, если не учитывать фазовый сдвиг, вызванный фильтром!

И наконец, сравнение всех трёх спектров погрешностей:

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Красный — спектр погрешности дискретизации без дизеринга. Чёрный — спектр погрешности дискретизации с дизерингом белым шумом. Синий — спектр погрешности дискретизации с дизерингом с более высокими частотами.

На этом первая часть серии заканчивается. Основные выводы:

Источник

Что такое дитеринг и зачем он нужен

В этой статье мы рассмотрим с вами понятие дитеринг и основные правила его применения.

Итак, как известно, в цифровых системах амплитуду сигнала ограничивает фиксированный набор чисел – процесс так называемого квантования.

Например, в 16-ти битном звуке существует 65 536 значений, а в 24-х битном – 1 677 726. Высчитать динамический диапазон каждой можно умножением количества бит на 6. В случае с 8 битным звуком это будет 48 dB, для 16-ти битного звука – 96 dB, а для 24-х битного – 144 dB.

Квантование сигнала вызывает искажение формы звуковой волны: могут возникнуть лишние гармоники и другие проблемы, которые появляются на низком уровне сигнала, так как ему уже не хватает разрешающей способности системы.

Так вот, как раз для решения этих проблем и применяется дитеринг. С помощью дитеринга можно математически убирать все искажения и заменять их постоянным шумом.

Чтобы проверить динамический диапазон конвертера, следует подать на него сигнал невысокой громкости. Таким образом, вы сможете послушать в наушниках, как ведет себя звук, попавший на вход конвертера. Зафиксируйте громкость, при которой звук пропадет.

Рекомендуется также снизить громкость сигнала на 40 dB перед его пропусканием через конвертер. Таким образом, вы сможете оценить звучание реверберации и объем фонограммы после цифровой обработки.

Цифровая обработка всегда удлиняет так называемое цифровое слово до 24-х бит и более, что зависит от конкретного процессора. Это происходит даже при обработке 16-ти битного сигнала.

В результате должен снова получиться 16-ти битный звук, но простым отрезанием ненужных бит тут не обойтись, поскольку это негативно отразится на качестве звука.

По этой причине и используют дитеринг, который маскирует искажения. Так как при суммировании двух и более 24-х битных семплов может получиться результат, равный 48 бит и более, то разрешение внутренней шины внутри цифровых консолей и рабочих станций намного превышает 24 бита.

Однако стандарт AES/EBU способен осуществлять передачу только 24-х бит и по этой причине каждый раз от цифрового к цифровому устройству получается так называемый транкейт звука, составляющий 24 бита.

Как результат, постепенно возникает ошибка, которая вызывает искажения на границе динамического диапазона. В случае с 24-мя битами эта ошибка не воспринимается на слух, так как равняется 144 дБ.

Работа различных DAW (цифровых рабочих станций) имеет свои особенности. Например, известный аппаратно-программный комплекс ProTools работает в 48-ми битах, но после использования плагинов каждый раз осуществляется транкейт звука в 24 бита. Большее количество DAW работают в 32-х битах с плавающей запятой.

С помощью дитеринга маскируются не только искажения, но и полезный сигнал. Однако с этим приходится мириться. Использование дитеринга – это своеобразный компромисс.

Но не стоит думать, что этот метод стопроцентно эффективно подействует на любой материал. Влияние на общее звучание у разных кривых нойз-шейпинга разное. Бывают случаи, когда нойз-шейпинг и вовсе не применяют.

Сравнивать различные методы дитеринга можно с помощью понижения громкости на 40 dB перед ним и прослушиванием результата в наушниках. В некоторых случаях разница между высококачественными и дешевыми системами весьма заметна.

Однако существует одно золотое правило, которое помогает избежать многих проблем. Суть его заключается в том, что дитеринг в 16 бит можно использовать один единственный раз и только после завершения остальной обработки. Дальнейшая обработка и использование дитеринга в очередной раз ухудшат качество.

Так как работа плагинов внутри большинства DAW происходит в 32-х битах и выше с плавающей запятой, то целесообразность работы с 32-х битными файлами очевидна. При подключении внешних процессоров через AES/EBU в идеале 32-х битный файл должен пересчитаться через дитеринг в 24-х битный.

Также дитеринг должен выполниться самим процессором после его работы, и следующим по цепочке процессором. Однако это осуществляется не во всех процессорах. Тут возникает вопрос, насколько нужен дитеринг в 24 битах.

Так как шум конвертора сильнее, с его помощью легко замаскировать транкейт и последствия использования дитеринга.

Тесты на современных, высококачественных мониторах показывают, что в 24-х битах разница между транкейтом и дитерингом практически не ощущается.

Однако старайтесь по возможности дитеринг применять.

Источник

Сведение для чайников. Дизеринг.

Всем привет. Сегодня простыми и не очень словами о дизеринге.

Для начала, заглянем в Вики:

Дизеринг, дитеринг (англ. dither от среднеанглийского didderen — дрожать) — при обработке цифровых сигналов представляет собой подмешивание в первичный сигнал псевдослучайного шума со специально подобранным спектром. Применяется при обработке цифрового звука, видео и графической информации для уменьшения негативного эффекта от квантования.

Не очень понятно, да?

Тогда, разберем по порядку.

Начнем с того, как секве́нсер видит наш сигнал:

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Абсолютно знакомая всем картинка.

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Это называется «квантование сигнала» методом усечения. Именно так секвенсер оценивает наши звуки, нашу дорожку.

Дизеринг заключается в подмешивании к сигналу шума перед квантованием. Проще говоря, чтобы все «квадратики» были ровные, и секвенсер мог их правильно посчитать, без лишних искажений. Исправляет все нелинейные искажения.

Обычно используют дизеринг при переводе в другую разрядность.

Если представить это в виде фото\картины, то если мы захотим увеличить или уменьшить масштаб, что станет с качеством? Поплывет, правильно. Такое, как в оригинале не останется.

Дизеринг поможет аккуратно и бережно перенести полностью все элементы картины в другой масштаб.

Так это и работает с музыкой.

Один момент: если амплитуда дизеринга будет мала, то нелинейные искажения будут устранены не полностью, либо амплитуда ошибки квантования будет меняться вместе с сигналом.

Если амплитуда дизеринга будет велика, то шум станет заметным в записи.

P.P.S.: А да, в лимитерах обычно стоит кнопка дизеринга. Кидаю картинку)

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Звукорежиссура

150 постов 1.3K подписчиков

Правила сообщества

— в сообществе запрещены оскорбления;

— посты, не соответствующие тематике сообщества, будут переноситься в ленту;

— в сообществе отключена премодерация, поэтому, добавляя посты, убедитесь, что они наполнены качественным контентом, а так же, не повторяют предыдущие посты;

я на фл 2.7 несколько песен свел и этот фишак еще тогда юзал

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

15 ПРАВИЛ ЗВУКОРЕЖИССЕРА

2) Убавление уродливых частот более эффективно, чем усиление приятных.

3) Каждый звук должен иметь назначение. Не выбирайте много семплов с целью набрать больше 50-ти звуков в треке, если вам действительно нужны лишь 25. Минималистичная работа позволяет избежать грязи в финальном миксе.

5) Обрабатывайте звуки по отдельности. Плагины помогут вашему звуку быть неповторимым в общем миксе.

7) Тренируйте ваши уши: если вы слушаете музыку, уделяйте внимание отдельным инструментам в отношении громкости, эквалайзинга, использования фильтров, и т.д. звучит поверхностно, но это не так: если вы постигните принцип музыкальной функциональности, вы получите абсолютное преимущество в продюсинге.

8) Если можете, работайте быстро. Чаще всего проще закончить проект, если вы работаете над ним в один или несколько подходов. Иначе, это может быть дорогостоящая победа, включающая множество потраченных часов и пошатнувшуюся мотивацию.

9) Пытайтесь закончить один звук, прежде чем приступить к другому, концентрируйтесь на одной теме и не прыгайте на другие, после переключения между темами вы больше не сможете обнаружить ошибки. Акцентрируйтесь на вашей идее

10) Эффективность дать некоторым проектам отдохнуть и переработать их впоследствии со свежими идеями, но делайте так, только если вас устраивает столь глубокая работа. Продвигайтесь детскими шажками, но заканчивайте их.

11) Не работайте на очень большой громкости. Ваши уши очень быстро устанут и не смогут «сказать» вам правду о ваших идеях. Работайте на постоянной громкости в течении сессии.

12) Не делайте детальную аранжировку или эквализацию под влиянием чего-либо

14) Помогает спектральный анализ. Люди несовершенны в работе ушами, но профессиональны в работе глазами. Вы можете увидеть то, что не можете услышать.

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Микрофоны Октава МЛ-51 1986г

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Приобрел пару микрофонов на авито. Переделаны под фантомное питание (по дефолту вставляется батарейка). Перед покупкой конечно проверил, да и цена была приятная, неплохое пополнение в мой микрофонный парк. Но! Вопрос к знатокам! Это нормально что они дают легкий шум, как на старых записях. Шум особо не бесит, даже немного приятен.

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Трейлерные звуки

Звук — очень эффективный инструмент для создания эмоций. Не зря фильмы (и вообще видеоролики) называют АУДИО-визуальными произведения и говорят, что звук несёт 50% важности. Но говоря о Трейлерных звуках, процент важности и ответственности бесспорно выше.

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Они обладают ярко выраженной эмоциональной нагрузкой и непростой комплексной структурой. Благодаря этому они стали такими популярными в трейлерной музыке, когда необходимо за короткий промежуток времени успеть окунуть зрителя в нужную атмосферу, ошеломить, заинтриговать, испугать и, конечно же, заинтересовать «что будет дальше?».

Если вы занимаетесь видео и желаете сделать свои произведение более яркими, то, конечно же, тоже можете использовать их сами, но есть нюансы. Попробуем разобраться.

Возможно вы замечали, что зачастую трейлерная музыка имеет схожие черты, особую узнаваемую структуру. С годами индустрия выкристаллизовала эффективные способы формирования эмоций у аудитории и поэтому сейчас нам зачастую приходится слышать в рекламе фильмов музыку, написанную по уже сформировавшимся и устоявшимся шаблонам. И более того — даже звуки, из которых состоит трейлерная музыка тоже имеют свои признаки.

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Итак, для себя я делю их на следующие группы:

1. Различные удары: Hit, Boom, Impact, Slam

2. Звуки для движений и перемещений: Whoosh/swish

3. Грозные звуки Braaam и подобные им

4. Нарастающие звуки Riser/Uplifter и, наоборот, спадающие по интенсивности звуки Downer/Downlifter

5. Продолжительные фоновые звуки Atmosphere/Drone

Есть и другие звуки, составные и производные. А эти можно назвать «базовыми».

Конечно же, чтобы было понятнее, лучше эти звуки слышать.

Я сделал видеоролик про то, как отличить одни звуки от других, в каких случаях их применять в своих видеороликах, где вообще брать такие звуки и каким образом можно сделать такие звуки своими руками. Приятного просмотра!

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Дизеринг что это такое. Смотреть фото Дизеринг что это такое. Смотреть картинку Дизеринг что это такое. Картинка про Дизеринг что это такое. Фото Дизеринг что это такое

Создание глубины в миксе

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в феврале 2009 года.
Перевод: Бережной Вячеслав

В реальной жизни мы слышим звук в трёх измерениях, и хотя в стереозаписи все источники, очевидно, размещены перед слушателем (в диапазоне слева – справа звуковой сцены), но существуют определённые методы, позволяющие получить ощущение того, что они находятся также и ближе – дальше (то есть, вглубь звуковой сцены). К примеру, близкие звуки имеют тенденцию быть громче, чем дальние – и это очень легко воссоздать в миксе. Но кроме этого, имеется много других факторов. Таким образом, используя их, Вы сможете добиться намного больших результатов, чем если будете полагаться только лишь на фейдеры, управляющие громкостью. В этой статье я расскажу о многих путях, которыми Вы можете управлять этим аспектом своего микса.

Эквализация для создания расстояния

Если Вы хотите поместить кое-что на задний план микса, это должно быть не только тише фронтальных звуков. В этой партии должно быть меньше и высоких частот, чтобы подражать тому способу, которым их поглощает воздух. Чтобы усилить иллюзию расстояния, Вы можете также срезать и низкие частоты (ниже 150 – 200Гц). Если рассматриваемый инструмент записывается через микрофон, то размещение его дальше от инструмента (на стадии записи) поможет ещё больше укрепить иллюзию.

Срез высоких и низких частот поможет заставить звуки казаться более отдалёнными.

Используйте правильную реверберацию

Обрабатывая ревербератором отдалённые звуки, выбирайте диффузный (рассеянный) тип реверберации – то есть, другими словами, без слишком большого количества деталей. Кроме того, уберите на ней некоторые высокие частоты (так же, как и на источнике). Отдалённые звуки обычно сталкиваются с большим количеством отражающих поверхностей, чем близкие, поэтому Вы можете позволить себе добавить к этим звукам больше реверберации. Тем не менее, не слишком переусердствуйте с этим эффектом, если у Вас нет художественной потребности в нём – современные записи имеют тенденцию быть очень сухими по сравнению с миксами, сделанными в 70 – 80-х годах. Как правило, чем более просторна и разрежена аранжировка, тем больше реверберации Вы можете использовать, не опасаясь затопить всё содержимое. Миксы с плотными аранжировками обычно извлекают выгоду или из меньшего количества реверберации, или из использования так называемой «окружающей» реверберации – то есть такого эффекта, где присутствуют только ранние отражения.

Комбинирование повторяющегося эха и реверберации является отличным способом создания расстояния, особенно если у Вас есть ленточный дилэй (или его виртуальная эмуляция). По сравнению со стандартными цифровыми задержками, их повторы менее стерильны и однородны. Однако, если в наличии только обычный цифровой дилэй,попытайтесь срезать частоты ниже 200Гц и выше 4кГц. Также стоит поэкспериментировать с аналоговой задержкой (или её эмуляцией), потому что она имеет довольно тусклые и неясные повторы.

Чтобы создать впечатление от расстояния, могут использоваться плагины-эмуляторы ленточного эха, такие, как Universal Audio RE201 Space Echo. Если у Вас нет доступа к такому процессору, Вы можете попытаться использовать цифровую задержку, при этом срезав частоты ниже 200Гц и выше 4кГц.

Такие эффекты, как хорус, имеют тенденцию отодвигать звуки назад, заставляя их казаться менее сфокусированными. Таким образом, вы можете использовать его (или подобный ему эффект) на клавишных подкладах, которые предназначены для того, чтобы сидеть позади микса. Вы также можете достичь подобного результата, используя двухканальный питч-шифтер, чтобы создать два дополнительных слоя – один, смещённый на 7 центов вверх, а другой – на такое же количество вниз. Roland Dimension D (или эквивалентный ему плагин) может создать подобное хорусу пространственное распространение, но не давая слишком очевидного ощущения своего присутствия. Если Вы должны использовать хорус на звуке, который должен находиться во фронте микса (как например гитара), то держите этот звук ярким и свободным от чрезмерной реверберации. Обычно это приводит к хорошим результатам.

Модуляционные эффекты, такие, как хорус Roland Dimension D (или его виртуальная версия от UAD), могут помочь расфокусировать звук, убирая его с фронта звуковой сцены и оставляя место для других звуков, которые требуется выдвинуть вперёд. В качестве альтернативы, Вы можете использовать питч-шифтер, немного расстроив каналы и панорамировав их в противоположные стороны.

Вся перспектива – в контрасте: если какие-то звуки убраны назад, и сделаны менее яркими и более реверберирующими, то они должны быть уравновешены более яркими и сухими звуками, находящимися впереди микса. Не делайте ошибку, пытаясь полностью сохранить исходные звуковые качества каждого инструмента. В итоге Вы можете обнаружить, что задник звуковой сцены пуст, а фронт – переполнен (или наоборот).

Ведущий вокал будет казаться очень близким к слушателю, если на нём будет мало (или вообще не будет) реверберации. Вы можете создать очень драматичные эффекты, если сделаете некоторые вокальные элементы абсолютно сухими и добавите «воздуха», подняв частоты между 7 и 10кГц. Вероятно, такую вещь не стоит использовать для всего вокала, звучащего на протяжении всей песни, но для некоторых особенных фраз, которые должны звучать прямо в лицо слушателю, это может быть очень эффективно. Компрессор может усилить дыхание в таких близких вокальных партиях, заставляя их приблизиться ещё больше.

Задержка для глубины

Примите во внимание, что использование задержек вместо реверберации добавляет вокалам больше свободного места. Альтернативно, Вы можете скомбинировать задержку с небольшим количеством реверберации, или использовать реверберацию с большой пред-задержкой (в районе 90 – 110 мс). Как Вы уже знаете, близкие звуки обычно более яркие, чем отдалённые. Поэтому, обрабатывая ведущий вокал, Вы часто сможете позволить себе использовать более яркую реверберацию с яркими ранними отражениями. Зачастую, полезно настраивать два ревербератора: один с искусственным звуком, типа пластины, другой – с ранними отражениями или образцом окружения. Этим путём Вы сможете сбалансировать характер ранних отражений с более очевидным характером листовой реверберации. Также, задержка может быть замечательной для того, чтобы создать звук гитарного соло на большом рок-стадионе, но при этом не отдалить его от слушателя.

Распланируйте свою аранжировку так, чтобы выбранные Вами звуки не входили в противоречие с концепцией микса. Например, яркие подклады гораздо труднее поместить на задний план звуковой сцены, чем более тусклые. Точно так же, если подпевки будут более яркими, чем ведущие вокалы, то они вряд ли усядутся позади его. Есть, конечно, и исключения, где бэки нарочно выдвинуты вперёд (как например в «Video Killed the Radio Star»), но, как правило, ведущий вокал должен быть всегда на первом месте. Чтобы было легче поместить подпевки назад, добавьте к ним большое количество реверберации или сделайте к каждой из партий несколько дабл-треков (по сути дела – это естественный хорус).
Если Вы используете барабанные сэмплы, попытайтесь не очень сильно обрабатывать их эквалайзером – даже если перед Вами стоит искушение сделать их ещё более яркими и большими. Если музыкальный жанр не требует, чтобы барабаны сидели впереди микса, то выбрав для них более естественный звук, Вы облегчите задачу построения правильной перспективы.

Освобождая место для вокалов, Вы можете использовать не только автоматизацию громкости, «наклоняя» такие вещи, как гитары и подклады, но и автоматизацию эквалайзеров, аккуратно срезая в нужных местах высокие частоты. Обычно применяется low pass фильтр с крутизной 12 или 18dB/октава. Он должен сделать аккомпанирующие партии менее яркими в тех местах, где они играют вместе с вокалами. Вы можете использовать эту технику как самостоятельно, так и в комбинации с автоматизацией громкости. Но не слишком переусердствуйте с уменьшением высоких частот, иначе это станет заметным для слушателя – а Вы вряд ли этого хотите. Проверьте свои субъективные ощущения, слушая микс снаружи студии (с открытой дверью). Если Вам удалось создать чувство глубины в миксе, то это будет слышно и здесь. И, заодно, Вы проверите общий баланс всех элементов.

Настройка в контексте

Всегда имеется искушение включать в соло разные индивидуальные элементы и решать, какую же обработку применить к ним. Но если у Вас мало опыта, это может привести к большому количеству больших и ярких звуков, борющихся друг с другом за место во фронте Вашего микса. Поэтому, основное решение о той или иной обработке индивидуальных партий следует принимать с учётом общего контекста микса. В большинстве поп-миксов вокалы находятся ближе всего к слушателю, гитары и основные клавишные партии – немного позади их, примерно рядом с барабанами. Дополнительные элементы, такие, как подклады и бэк-вокалы, могут быть отодвинуты ещё дальше. Послушайте вещь «Won’t Get Fooled Again» группы The Who. Вы заметите, что мощные гитарные и барабанные партии не настолько ярки, как Вы могли бы себе вообразить, и реально помогают вокалу проникнуть в самое сердце слушателя. Таким образом, современная тенденция эквализовывать всё до хрустального блеска не всегда является хорошей стратегией!

Тренируйте свой профессиональный слух – слушайте свои любимые коммерческие записи и пытайтесь определить, какие из описанных методик в них применялись. Скоро Вам легко будет это сделать, и Вы сможете применить эти знания и в своём музыкальном производстве.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *