Дкп школьный предмет что это

Трудности и проблемы преподования предмета ДКП в общеобразовательных школах.

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Я преподаватель предмета Духовное Краеведение Подмосковья (ДКП) в течении 7 лет. Общаясь со своими коллегами из других школ, я столкнулся с тем, что для большинства преподавателей ДКП, является весьма затруднительным актуализировать предмет в сознании учеников и хоть как-то заинтересовать детей. Есть темы, которые немного встряхивают ребят: вызывают желание спорить, высказывать свое мнение и в целом хоть как-то рефлексировать, но таких тем очень немного, и они не всегда вписываются в контекст программы предмета. Но, увы! 70-80% учеников этот предмет в принципе не интересен, к том уже, обязательно в классе найдутся 3-4 человека вообще агрессивно настроенных к любой попытке донести до них, что-либо о православии или о любом другом аспекте религиозной жизни и культуры. Сразу скажу, забегая вперед, я уверен, что это можно изменить, пусть не полностью, но уменьшить процент безразличия наверняка возможно!

Причин такого восприятия данного предмета несколько. На мой взгляд, этому способствуют:

во-первых, резкий перепад между тем «миром», в котором живут наши современные восьмиклассники и тем «миром», который раскрывает предмет ДКП; Разрыв на столько велик, что порой говоришь на уроке какие-то банальные вещи, но тебя не понимают, как будто ты с другой планеты. ))

во-вторых, отсутствие у учеников базовых (адекватных) знаний о духовной жизни жителей нашей Родины, как в историческом её аспекте, так и в современном нынешнем её состоянии, а учитывая географическую фокусировку предмета и связанного с этим «православным» наполнением, так же отсутствие базовых знаний основ православия. В связи с этим, много времени уходит на «ликбез детей»

в-третьих, для меня это было открытием, это отношение коллег к этому предмету, которые относятся к ДКП как к чему-то совсем не важному, необязательному. Допустим, некоторые так вполне могут считать, это их право, но такая позиция ненавязчиво, но вполне осознанно внушается детям со стороны САМИХ ПЕДАГОГОВ других предметов! А в некоторых случаях, как мне с оглядкой в пол голоса изливала душу коллега из одной школы, такой «настрой» начинается с самого директора!

Следующая причина косвенно вытекает из предыдущей это отсутствие единого ключа педагогического коллектива в подаче информации на некоторых предметах, на которых затрагиваются темы, входящие в информативную зону предмета ДКП. В основном это литература, история, обществознание и отчасти биология. Здесь конечно играет большую роль субъективный фактор, в частности отношение учителя предметника, (например, по биологии) к вопросу «от кого произошел человек?» или отношение учителя истории к роли православия в путях РОССИИ в целом.

Ну и немаловажным является отсутствие специфических знаний у самих преподавателей ДКП, которые часто не могут объективно, верно и быстро ответить на задаваемые детьми «трудные вопросы», а таковых в контексте данного предмета возникает довольно много! А в связи с этим затрудняется возможность наполнять уроки диалогами, делать его подвижным и интересным!

Конечно есть и другие немаловажные причины, которые можно включить в этот список: семейный нетрадиционный «антидуховный» уклад, интернет и весь виртуальный мир со той подавляющей развращающей и бестолковой частью, в которой современные дети погрязли с головой, а с другой стороны, кому повезло избежать первое и второе, повсеместно сталкиваются с доминирующей идеологией «успешного человека», которая (тут некоторые могут возразить) идет вразрез с нравственными столпами раскрываемыми в предмете, что делает этот «ненужный» предмет в глазах ученика еще более уязвимым.

Но это не повод отчаиваться уважаемые коллеги! Если мы не можем повлиять на некоторые из вышеперечисленных пунктов, то есть поле деятельности, где мы вполне можем что-то изменить в лучшую сторону, и попытаться достучаться до детских умов и увеличить процент «слушающих» и «слышащих». Я тоже в своей практике нахожусь еще в поиске, каждый год добавляю или изменяю темы, ищу подход к «трудным» ученикам, экспериментирую, наблюдаю за реакцией ищу, ищу, ищу! Ну и вместе с тем укрепляю терпение и опыт, нарабатываю базу.

Например, в начале каждого учебного года на уроке ДКП, я делаю анонимный опрос восьмиклассников, из которого узнаю какие темы из духовной и религиозной жизни их могли бы заинтересовать. И в течении учебного года выявленные интересы ввожу в контекст некоторых подходящих к тому тем. Освоив программу видео редактора, из документальных фильмов или встреч с интересными людьми, делаю видеоролики, которые использую на уроках для постановки проблемы. Презентации стараюсь делать сам, т.к. многие из предлагаемых морально устарели или просто не интересны.

Хочу сказать, что мне повезло с директором школы в которой я работаю, он поддерживает, доверяет, позволяет маневрировать, в общем не мешает вести этот трудный поиск себя, как преподавателя этого важнейшего предмета. Я подчеркиваю важнейшего, потому что если мы не сможем актуализировать для детей понимание важности нравственного и духовного роста личности, в чем собственно говоря и заключается одна из основных задач предмета, то наших детей в будущем будут неизбежно подстерегать многие беды и личные катастрофы. Не ставя данный предмет во главу угла, и не умаляя важности других предметов, считаю, что не «4» и «5» по русскому, математике, делают из ребенка ЧЕЛОВЕКА с большой буквы, а именно честная, чистая и отзывчивая душа, почитание наших добрых традиций, уважение взрослых, знание истории Родины, здоровый патриотизм и в целом знание и соблюдение норм нравственности, на которые и делается акцент в нашем предмете.

Я приглашаю всех своих коллег, преподающих в школах предметы ДКП и ОПК, к диалогу. Быть может, к перечисленным выше проблемам, вы можете добавить свои, еще не упомянутые мной, с которыми вы сталкивались лично или слышали от других. А может у кого-то есть практический опыт по разрешению наших трудностей. Прошу делитесь пожалуйста, будем взаимодействовать, помогать друг другу: делиться идеями, презентациями, фильмами, интересными уроками. Вы только задумайтесь, у нас с вами, в современном развращающемся по нарастающей, мире довольно высокая миссия, можно смело сказать почти апостольская!

Поэтому не унывайте!

Не ждите колоссальных успехов и заслушивающихся вас с открытыми ртами учеников.

НО! Если в течении учебного года со всего класса хотя бы один человек задумается о жизни и что-то доброе возьмет в багаж своего пути, вы уже не напрасно прожили свою педагогическую жизнь!

Источник

Как в школе оценивают степень религиозности моего сына на специальном уроке

Дкп школьный предмет что это. Смотреть фото Дкп школьный предмет что это. Смотреть картинку Дкп школьный предмет что это. Картинка про Дкп школьный предмет что это. Фото Дкп школьный предмет что это

Анна Ильина с семьёй живёт в Подмосковье. Её сын ходит в школу, в которой есть урок Духовное краеведение Подмосковья. Детей на нём учат не только истории русских церквей, но и оценивают их религиозность. Анна Ильина рассказывает, что изучила законы, написала заявление в администрацию, но её сына в принудительном порядке всё равно заставляют посещать этот предмет.

Мы переехали жить из Москвы в область. Воздух, никаких пробок, в школах меньше детей, ну и много других плюсов. Сын учится теперь в сельской школе в восьмом классе (математическом). В расписание сразу не вникла, поэтому не обратила внимание на предмет ДКП. А расшифровывается он как Духовное краеведение Подмосковья.

Отметки сначала не ставили. Но вдруг повилась двойка. Ну, думаю, краеведение, наверно, просто про местные достопримечательности.
Но! Просмотрела учебник и поняла, что это втюхивание христианства, истории храмов и всё в этом роде.

У нас шестидневка. И ДКП в расписании пятым уроком в субботу. Я, начитавшись родительских форумов, пошла беседовать с учителем на тему: как можно оценить, насколько ребёнок религиозен? И ответ, конечно, внятный я не получила. Но услышала, что «когда Сергий Радонежский благословлял наших воинов на бой, он был молодец, ведь благословить на убийство врага — это правильно!».

Честно, для меня это было, мягко говоря, шоком. Я ещё раз проштудировала все положения, законы, приказы Минобразования. И нашла кучу родителей, недовольных и протестующих против данных курсов по всей России. Но убрать их получается только с помощью журналистов и при поддержке других родителей.

Я обратилась в администрацию с заявлением, что данный курс противоречит Статье 2 закона Об образовании, нарушая светскость образования, а также пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О свободе совести и о религиозных объединениях».

На что завуч мне заявила, что предмет обязательный, отказаться нельзя.

Получается, что закон школы превыше ФЗ РФ?! Завуч и учитель уверяли, что к религии данный предмет не имеет никакого отношения

Но под обложкой по-русски написано «История и культура религии (Христианство)».

Остальные родители молчат по этому поводу. Село небольшое. Все друг друга знают и боятся пойти против директора, хотя учатся в школе дети разных национальностей и вероисповеданий.

И учебник, кстати, не ФГОСовский! В отличие от всех остальных. Как же можно его использовать на уроках?

Пожалуйста, помогите своим мнением или советом, как прекратить вмешательство церкви в образование!

Забыла ещё один важный момент. В одну из суббот сын пришёл раньше, сказал, что учитель истории их отпустила.

Из разговора с ней я знала, что этот час урока прописан в журнал (и естественно оплачен). Но она решила пойти к врачу, дав детям задание на следующий урок, который должен был быть 4 ноября, то есть в праздничный день. Поэтому в пятницу 3 ноября она собрала у детей тетради и выставила отметки на урок, которого по сути и не было. Я запретила сыну сдавать тетрадь, так как урока не было. И собрать тетради, и выставить отметки учитель может только на следующем уроке. Моему ребёнку и остальным не сдавшим поставили двойку. Задним числом, за непроведённый урок.

В связи с моим заявлением о ДКП, мой сын теперь освобождён от этого урока. Вчера он собрался после четвёртого урока домой, но учителя, находившиеся на посту охраны, не выпустили его. Он прождал пять минут после звонка и поднялся в класс, отсидел весь урок ДКП. Но в журнале стоит «Н».

Надеюсь на ваше понимание. От этой ситуации у меня просто нет слов…

Источник

Рабочая программа по предмету ДКП

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 2»

Рабочая программа по предмету

«Духовное краеведение Подмосковья»

8 «Б» класс (Лапшин А.)

Составитель Федина Анна Владимировна,

Программа по духовному краеведению Подмосковья для Лапшин А. 8 «Б» класс разработана на основе авторской программы Л. Л. Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья», издательства «Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества», М., 2015 год и в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования, учебным планом, годовым календарным графиком МБОУ «Гимназия № 2». Авторской программе соответствует учебник Л.Л. Шевченко, 2018 год.

Адаптировано для индивидуального обучения. В соответствии с годовым календарным графиком и учебным планом МБОУ «Гимназия № 2» в 8 «Б» классе на изучение предмета « Духовное краеведение Подмосковья» отведено 8,5 часа (34 учебные недели, 0,25 часа в неделю).

Рабочая программа по духовному краеведению Подмосковья, составленная на основе авторской программы, реализуется в полном объеме. Изменения в авторскую программу не внесены.

Планируемые результаты по духовному краеведению Подмосковья соответствуют результатам, предусмотренным в основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «Гимназия № 2» и авторской программе.

Планируемые результаты освоения учебного предмета « Духовное краеведение Подмосковья» в 8 классе.

У обучающихся будут сформированы:

— формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — к его культуре, духовному становлению;

— формирование у школьников умений применять знания для осмысления сущности православных, духовных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Обучающие получат возможность для формирования:

— вести исследовательские работы и осуществлять проектную деятельность в области православной культуры

— устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

— излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

— соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

— строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

— участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

— готовить сообщения по выбранным темам.

основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

давать определение понятиям;

устанавливать причинно-следственные связи;

осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Обучающиеся получат возможность научиться:

основам рефлексивного чтения;

ставить проблему, аргументировать её актуальность;

самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

организовывать исследование с целью проверки гипотез;

делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации .

целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

планировать пути достижения целей;

устанавливать целевые приоритеты;

уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Обучающиеся получат возможность научиться:

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

построению жизненных планов во временно2й перспективе;

при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

основам саморегуляции эмоциональных состояний;

прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Обучающиеся получат возможность научиться:

учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

указывать части православного храма, знать главных христианских добродетелей, имена христианских святых;

понимать христианскую символику и ее назначение, выделять православные праздники и расставлять их в последовательности событий библейской истории;

знать ступени духовного возрастания человека в христианском понимании.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• применять понятийный аппарат исторического знания и приемы

исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

• умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и

современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Духовное краеведение Подмосковья»

Предмет «Духовное краеведение Подмосковья» (история христианской православной культуры). Что такое «религиозная культура»?

Название учебного предмета. Понятия: краеведение, духовность, духовное краеведение, Культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура. Основные понятия предмета. духовная культура. Ее характеристики. Примеры феноменов духовной культуры. Что изучает духовное краеведение Подмосковья? Определение понятия «духовное» в рамках религиозного мировоззрения. Этические нормы христианства. Определение добра и зла.
О чем рассказывает христианская православная культура?

Когда возникла христианская религия. Определение «наша эра». Ее определение от Рождества Христова. Основные понятия православного христианства. Содержание православной религии. Основные положения христианства: догмат о Троице, о Боговоплощении. Источники христианской духовной культуры. Библия как источник религиозного знания и культуры. Ветхий Завет. Новый Завет. Изложение учения Иисуса Христа в Евангелиях. Евангелисты. Отражение христианского мировоззрения в феноменах культуры. Христианская антропология — о природе человека. Положения христианской антропологии в работах русских педагогов, мыслителей, поэтов. Отражение христианского учения о человеке в русском фольклоре. Этимология о христианском значении некоторых слов русского языка. Отражение христианского учения о спасении в русской духовной поэзии разных веков.
Крещение Руси и распространение христианства на землях Московского края.

Христианские святые. Что означает почитание святых? Христианский подвиг святых. Литература древней Руси рассказывает о христианском понимании красоты русской земли. Изображение святых в иконописи. Икона «Все святые, в Земле Российской просиявшие. Изображени святых, а поэзии. Какие святые почитались на землях Московского края. Маршрут духовного краеведения: «Храмы Подмосковья, названные в честь святых».
Особенности православной культуры.

Какие виды искусства объединяет в себе православная культура? Церковный характер искусства древней Руси. Взаимосвязанность разных видов христианского искусства. Спасение человека Богом — основное содержание православной культуры. Творец и Его творения. Как христианская культура объясняет возможность творчества? Креационная теория сотворения мира. Ее представители — ученые, писатели, поэты, композиторы, художники. два корня христианской православной культуры. Святая Земля. Евангелия рассказывают о событиях, произошедших на Святой Земле. Исторические свидетельства описанных в Евангелиях событий. Туринская Плащаница. Византийская христианская культура и православная культура Руси.
Древнерусский монастырьцентр христианской православной культуры.

Православие — традиционная религия России. Христианство в жизни русских людей . Смысл жизни христиан. Грех и добродетель. Христианские добродетели: вера в Бога, надежда на Бога, любовь к Богу и к блаженным, умеренность, целомудрие. Христиане о таланте — даре любви, данном человеку. Притча о талантах. Пути к добродетельной жизни. Монашеский путь. Смысл монашеской жизни. Монастырь в истории христианской православной культуры. История русского монашества. Святые Антоний и Феодосий Печерские, святой воин — богатырь Илья Муромец, преподобный Нестор Летописец. Культурное просвещение христианской Руси. Как возводились русские монастыри? Красота рукотворная и нерукотворная. Красота внешняя и внутренняя. В чем заключается красота православного монастыря? Название монастыря. Монастыри Подмосковья и имена святых, с ними связанные. Лужецкий Можайский монастырь и преподобный Ферапонт Белозерский. Русские поэты разных веков размышляют о смысле красоты и ее отражении в объектах православной культуры: К. Бальмонт, Н. Рубцов, Ф. Соллогуб. Подмосковная усадьба Лукино Ф. Соллогуба. Ее история и обычаи христианского благочестия, о которых она рассказывает. Отражение христианского мировоззрения в творчестве Ф. Соллогуба. А.С. Пушкин о значении монастырской культуры для русской истории и просвещения. Влияние митрополита Московского святителя Филарета (Дроздова) на формирование христианского мировоззрения Пушкина. Поэтическая переписка святителя и поэта, Святитель и поэт обсуждают вопросы поведения христианства. Христианская этика. Места Подмосковья, связанные с именами святителя Филарета и А.С. Пушкина.
Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры.

Как создавалась Библия? Книги, входящие в состав Библию. Отражение Библейской истории в произведениях православной культуры: хоровой музыке, духовной поэзии, религиозной и светской живопись, литературе. Расположение событий Священной истории вокруг четырех основных тем:
Сотворение мира — Боговоплощение (Рождество Христово) — Распятие (Крестная Жертва) — Воскресение Христово — создание Церкви. Отражение сюжетов этих тем в произведениях православной культуры и в традициях жизни христиан: иконописи, духовной поэзии, Музыке, христианских праздниках и др. Отражение содержания Священной истории в православном богослужении. Всенощная. Описание богослужения Всенощной в поэзии И.А. Аксакова. Маршрут духовного краеведения Подмосковья, указанный поэтом — село Холмы. Исследование а нем объекта православной культуры — православного храма.
Язык древнерусского искусства.

Символы христианской православной культуры — крест, голубь, рыба, нимб и др. Священная история рассказывает о смысле почитания креста. Формы почитания Бога в истории мировой религиозной культуры: в ветхозаветные и новозаветные времена. Из истории христианской духовной культуры: Воздвижение Креста. Храмы Подмосковья, названные в честь Воздвижения Креста Господня.
В чем заключается смысл красоты православного искусства? Русская поэзия рассказывает о символах православной культуры. Почитание святыни. Пожертвование, жертва, жертвенность. Что сложнее, что легче? Как христиане понимали почитание святыни?
Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма.

Храм дом, посвященный Богу. Внешняя красота храма и духовная красота его создателя. Словарик зодчего: основные части храма. Символический смысл храма. Иконостас, четверик, алтарь, Престол, Горнее место. Христианский храм в священной топографии Подмосковья. Названия православных храмов Подмосковья рассказывают о событиях Священной истории. Истории подмосковных храмов. Их архитектурные стили. Русские поэты рассказывают о православных храмах, их устройстве, богослужении, колокольном звоне, христианской радости. Правила поведения в храме.
Религиозная живопись. Как разговаривает икона?

Как человек воспринимает красоту окружающего мира? Христианская религия о мире материальном и нематериальном. Икона христианская святыня. Кому посвящались христианские иконы? Что означает почитание иконы? Почему икона является священным изображением? История создания первой иконы. Спас Нерукотворный. Иконописные изображения. Фреска. Мозаика. Словарик иконописца. Иконография Христа и Богородицы. Духовная красота иконы. Из источников христианской духовной культуры о сохранении икон во времена иконоборчества. Представление иконы «Спас Нерукотворный» в иконописи и поэзии. Картина и икона. Их отличия.
Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык.

Буквы на иконах и предметах древнерусского прикладного искусства. Церковнославянская азбука. Ее создатели — святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Кого называют просветителями? Значение слова «просвещение». О чем рассказывают буквы церковнославянской азбуки? Красота буквиц заглавных. духовный смысл буквиц. Как книжная грамотность пришла на Русь. Псалтирь, Евангелие — первые книги на Руси. Летописи. Жития святых. Русские летописцы рассказывают о значении священных книг. Монастыри — центры просвещения и книжности. Литературные памятники древней Руси. Произведения духовной литературы и их авторы. Первые русские христианские писатели. Преподобный Феодосий Печерский, митрополит Илларион, митрополит Никифор, епископ Кирилл Туровский. О чем рассказывают произведения древнерусской литературы? Остромирово Евангелие. «Слово о законе и благодати». По каким книгам обучались дети в древней Руси? Библейские сюжеты в творчестве русских поэтов и писателей. Места Подмосковья, где они создавали свои произведения. Какие из написанных ими произведений относятся к произведениям духовной литературы?

Ученик преподобного Сергия Радонежского. Как был построен в Звенигороде собор в честь Успения Пресвятой Богородицы? Путешествие по святым местам родной земли — Саввино-Сторожевский монастырь. Из истории монастыря. Чудо преподобного Саввы. Саввино-Сторожевский монастырь в отечественной культуре.

Картина И.И. Левитана «Вечерний звон». Знаменитые места Западного Подмосковья. Иконы Андрея Рублева Звенигородского чина: «Спаситель», «Апостол Павел», «Архангел Михаил». Из источников христианской духовной культуры: «Лестница любви» апостола Павла. Маршруты духовного краеведения Подмосковья, связанные с прославлением Архистратига Михаила.
Южное Подмосковье. Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый и преподобный Сергий Радонежский. Серпуховской Высоцкий монастырь.

Понятия «боголюбие» и «послушание». Преподобные Афанасий Высоцкий (старший) и (Младший). История Серпуховского Высоцкого монастыря. Архитектура монастыря. Высоцкий чин. Святыни монастыря. Христианская культура на землях Южного Подмосковья. Храмы, иконы Подольского, домодедовского районов. История иконы «Неупиваемая Чаша». Христианские святые в истории Южного Подмосковья —

преподобный Герман Аляскинский, святитель Варсонофий Тверской, мученики Флор и Лавр.
Восточное Подмосковье. Святая Угреша и великий Димитрий Донской. Николо-Угрешский монастырь.

О святом чудотворце Николае Мирликийском. Добродетели кротости и смирения. Путешествие по святым местам родной земли. История Николо-Угрешского монастыря. О преподобном Пимене Угрешском и его благочестивых сподвижниках. Святыни монастыря. Архитектура монастыря. Изучаем икону «Явление князю Димитрию Донскому иконы святителя Николая». Отражение почитания святителя Николая Мирликийского в русской поэзии. Храмы в честь святителя Николая в Подмосковье.

Северное Подмосковье. Святые Дмитровской земли. Святые Борис и Глеб. Борисоглебский монастырь.

История названия подмосковного города Дмитрова. Из источников христианской духовной культуры — о великомученике Димитрии Солунском. История христианской культуры Дмитрова в контексте русской истории. Храмы и иконы. История Борисоглебского монастыря. Святые Борис и Глеб. Христианские добродетели «кротость» и «смирение». История герба города. Что изображено на гербе Дмитрова? Что такое христианский подвиг? Воинский подвиг. Святой равноапостольный князь Константин Великий — о личных врагах и врагах Отечества. О святом воине Георгия Победоносце. О чем рассказывает икона «Святой великомученик Георгий Победоносец»? Георгиевские кавалеры.
Юго-Восточное Подмосковье. Святыни Коломенской земли. Духовная преемственность исторических событий. Почему почиталась христианами святая Параскева? Отличие почитания христианских святых от языческих традиций идолослужения. Из источников христианской духовной культуры — святая великомученица Параскева. Путешествие по святым местам родной земли. История Богородице-Рождественского Бобренева монастыря. Святыня монастыря — чудотворная икона Божией Матери «Феодоровская». Архитектурно-художественный облик монастыря. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь. Преподобный Григорий Голутвинский. Памятники церковной архитектуры. О христианских мучениках рассказывают русские поэты. Представление иконы «40 мучеников Севастийских». В честь каких христианских мучеников названы храмы Подмосковья? Что такое историческая память?
Западное Подмосковье. Крепость христианской верыИосифо-Волоцкий монастырь в истории Московского края.

Как понимали на Святой Руси цель христианской жизни? Из источников христианской духовной культуры. Преображение Господне. Христианские добродетели и святость. Два подхода в понимании монашеского подвига. Преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Для чего человеку нужно просвещение? Из истории Иосифо-Волоцкого монастыря. О цели христианской жизни рассказывает великий русский святой преподобный Серафим Саровский. Современная духовная поэзия о смысле жизни, совести, христианских добродетелях. Христианские мотивы в творчестве русских поэтов и композиторов А.К. Толстого, Н.С. Гумилева, С.И.Танеева, СВ. Рахманинова, П.И. Чайковского и др.
Западное Подмосковье. Русский Иерусалим Патриарха Никона.

В чем заключались ценности жизни христиан? Сокровища земные и небесные в истории русской и западноевропейской культуры. Совесть христианина как мера ценностей жизни. Патриарх Никон. Царь Алексей Михайлович. Власть церковная и власть светская. Симфония власти. Реформа Патриарха Никона. Почему возникли разногласия Патриарха и царя? История создания Новоиерусалимского монастыря. О чем хотел напомнить русским людям устроением обители Патриарх Никон? Образ Святого града Иерусалима на русской земле. Из источников христианской духовной культуры. Как людям войти в Царство Небесное? Отражение смысла христианской жизни в русской поэзии и прозе. Книжная духовная культура в жизни православных христиан России. Ценности жизни современного человека.
Южное Подмосковье. Подмосковный Синай. Монастырь в честь святой Екатерины.

О духовных ценностях жизни великомученицы Екатерины. Из источников христианской духовной культуры. Притча о драгоценной жемчужине. Какую красоту, рукотворную или нерукотворную искала святая Екатерина? Какие заповеди выполнила в своей жизни святая великомученица Екатерина? Христианская мудрость. Русские поэты размышляют о человеческой мудрости. Мудрые буквы церковнославянской азбуки. Культурный человек. Путешествие по святым местам. Два монастыря в честь великомученицы Екатерины — на Синае и в Подмосковье. История подмосковного монастыря. Святыни монастыря и его архитектурно-художественный комплекс.

Западное Подмосковье. Бородинский Спас. История одной семьи и одного монастыря.

О защитниках Отечества. Русские монастыри и русские войны. Воинский подвиг. Русские писатели о чудотворной Смоленской иконе Божией Матери на Бородинском поле. Почитание памяти павших в войне 1812 года. О чем рассказывают слова псалма царя Давида, выбитые на памятных медалях императора Александра I? Наше культурное наследие размышление

М.Ю. Лермонтова о Промысле Божием в войне 1812 года. Храм Христа Спасителя в Москве. Путешествие по святым местам родной земли. История Спасо-Бородинского монастыря и семьи Тучковых. Памятники православной культуры Подмосковья, связанные с именами святых, героев Отечества.
Новомученики и Исповедники земли Российской.

Разрушение духовной культуры, традиций государственной власти, христианских традиций семейной жизни в России в 20 веке. Убийство Царской семьи. Святые страстотерпцы. Гонения на Церковь. Святой Патриарх Тихон. Разрушение памятников христианской культуры. Новые святые России. Из источников христианской духовной культуры — Крест и Воскресение Христово. Что связывает события Священной истории и события русской истории 20 века? Что такое христианский подвиг? Русские поэты размышляют о христианском подвиге. Христианские добродетели терпение и любви как проявление христианского подвига. Христианский смысл библейского Выражения «Мне отмщение и Аз воздам» и последних слов императора- страстотерпца «Не зло победит зло, но только любовь». Русская Голгофа. Система лагерей ГУЛАГ. Новомученики и Исповедники христианской веры на землях Подмосковья. Представление иконы «Собор Новомучеников и исповедников Российских». Разрушенные и возрожденные святыни на землях Подмосковья. Историческая память.
Иконы Божией Матери в истории христианской православной культуры Подмосковья.

Что такое чудотворная икона? Почему на Руси сложились традиции почитания икон Пресвятой Богородицы? Из истории христианской духовной культуры. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. «Тихвинская», «Казанская», «Владимирская», «Смоленская», «Донская», «Державная», «Феодоровская» иконы Божией Матери. Икона «Покров Пресвятой Богородицы». Из источников христианской духовной культуры
— история праздника Покрова Божией Матери и его отражение в русской литературе. Храмы Подмосковья в честь икон Богородицы. духовные плоды христианской жизни. Какого человека можно назвать культурным?
Выставка по маршрутам духовного краеведения: «Христианская православная культура на землях родного Подмосковья».

О предмете «Духовное краеведение Подмосковья» (история христианской православной культуры).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *