Дкрт в строительстве что это
Дкрт в строительстве что это
(введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
2. Договор о комплексном развитии территории может быть заключен в отношении всей территории, предусмотренной решением о комплексном развитии территории, ее части либо отдельного этапа реализации решения о комплексном развитии территории. В отношении территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, может быть заключен один или несколько договоров, предусматривающих осуществление деятельности по комплексному развитию территории в соответствии с настоящим Кодексом.
3. Договором о комплексном развитии территории предусматривается распределение обязательств его сторон при выполнении мероприятий, направленных на реализацию решения о комплексном развитии территории, в том числе мероприятий по подготовке и утверждению документации по планировке территории, образованию и предоставлению земельных участков, а также по сносу, строительству, реконструкции объектов капитального строительства.
4. В договор о комплексном развитии территории включаются:
1) сведения о местоположении, площади и границах территории комплексного развития;
2) перечень расположенных в границах такой территории объектов капитального строительства, линейных объектов, подлежащих сносу, перечень объектов капитального строительства, линейных объектов, подлежащих строительству, реконструкции;
3) соотношение общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, подлежащих строительству или реконструкции в соответствии с договором, а также условие о размещении на первых этажах указанных домов нежилых помещений;
4) перечень выполняемых лицом, заключившим договор, видов работ по благоустройству территории, срок их выполнения;
5) обязательство лица, заключившего договор, по подготовке и представлению на утверждение исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления в определенный договором срок документации по планировке территории комплексного развития в части, составляющей предмет договора;
6) обязательство лица, заключившего договор, осуществить строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии, в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, определенные на основании этой документации этапы и максимальные сроки осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также очередность (этапность) осуществления мероприятий по комплексному развитию такой территории в отношении двух и более таких несмежных территорий или их частей в случае заключения договора в отношении таких несмежных территорий или их частей;
7) обязательство исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления утвердить документацию по планировке территории, подлежащей комплексному развитию, срок его исполнения;
8) обязательство исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления принять решение об изъятии для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в соответствии с земельным законодательством;
9) обязательство лица, с которым заключен договор о комплексном развитии территории жилой застройки, или исполнительного органа государственной власти либо органа местного самоуправления обеспечить заключение договоров, предусматривающих переход прав на жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, включенных в решение о комплексном развитии территории жилой застройки, в соответствии со статьей 32.1 Жилищного кодекса Российской Федерации;
10) обязательство исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления после выполнения лицом, заключившим договор, обязательства, предусмотренного пунктом 5 настоящей части, предоставить указанному лицу в соответствии с земельным законодательством в аренду без проведения торгов земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не обременены правами третьих лиц, в целях строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, иных объектов капитального строительства в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, а также в соответствующих случаях обязательство выдать разрешения на использование земель и земельных участков, градостроительные планы земельных участков и разрешения на строительство, сроки выполнения указанных обязательств;
11) льготы (при наличии) и меры государственной поддержки (при наличии), которые предоставляются лицу, заключившему договор, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
12) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора;
13) срок действия договора, который не может превышать предельный срок реализации решения о комплексном развитии территории, предусмотренный таким решением.
5. В договоре наряду с указанными в части 4 настоящей статьи условиями могут быть предусмотрены иные условия, в том числе:
1) обязательства лица, заключившего договор, безвозмездно передать в государственную или муниципальную собственность после окончания строительства объекты коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также иные объекты, строительство которых осуществлялось за счет средств лица, заключившего договор, перечень данных объектов и условия их передачи;
2) обязательства лица, заключившего договор, подать в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на объекты недвижимости, предусмотренные пунктом 1 настоящей части. В таком случае осуществление государственной регистрации права собственности лица, заключившего договор, на указанные объекты недвижимости не осуществляется, заявление о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности подается без доверенности;
3) способы и размер обеспечения исполнения договора лицом, заключившим договор.
6. Договором о комплексном развитии территории жилой застройки в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации предусматриваются:
1) обязательство лица, заключившего договор, создать или приобрести жилые помещения для их предоставления гражданам взамен жилых помещений, освобождаемых ими в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
2) обязательство лица, заключившего договор, уплатить или предоставить исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления денежные средства для выплаты гражданам возмещения за жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, за изымаемые для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости, максимальные сроки выполнения указанного обязательства.
7. Договором о комплексном развитии территории может быть предусмотрена обязанность исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления за свой счет обеспечить строительство и (или) реконструкцию, в том числе за границами территории комплексного развития или части такой территории, являющейся предметом договора, объектов транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, необходимых для реализации решения о комплексном развитии территории, срок выполнения указанной обязанности.
8. Право собственности на объекты капитального строительства, линейные объекты, созданные лицом, заключившим договор о комплексном развитии территории, в соответствии с таким договором за свой счет, возникает у такого лица, за исключением объектов, подлежащих передаче или приобретению в соответствии с договором в государственную или муниципальную собственность, в том числе объектов транспортной, инженерной и социальной инфраструктур.
9. Лицо, заключившее договор, не вправе уступать принадлежащее ему право аренды земельного участка (земельных участков), предоставленного для целей комплексного развития территории.
10. Лицо, заключившее договор, не вправе передавать свои права и обязанности, предусмотренные договором, иному лицу.
11. Лицо, заключившее договор, вправе привлечь к его исполнению иное лицо (лиц) с возложением на него обязательств по выполнению определенного вида или отдельных этапов работ либо по финансированию затрат, связанных с исполнением договора. За действия (бездействие) привлеченного им лица (лиц) заключившее договор лицо отвечает как за свои собственные действия (бездействие).
12. Лицо, заключившее договор, вправе передать предоставленный ему для целей комплексного развития территории земельный участок или его часть в субаренду привлеченному к исполнению договора в соответствии с частью 11 настоящей статьи лицу или лицам без согласия арендодателя такого земельного участка на срок, не превышающий срок его аренды.
13. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных пунктами 5, 6 и 9 части 4, пунктом 1 части 5, частью 6 настоящей статьи, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления вправе в одностороннем порядке отказаться от договора. При этом право аренды земельного участка, предоставленного для целей комплексного развития территории, подлежит досрочному прекращению путем одностороннего отказа от договора аренды такого земельного участка.
14. Лицо, заключившее договор, вправе в одностороннем порядке отказаться от его исполнения в случае отказа или уклонения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления от исполнения обязательств, предусмотренных пунктами 7, 8, 10 и 11 части 4 и частью 7 настоящей статьи, если такие обязательства предусмотрены договором.
15. Лицо, заключившее договор, вправе потребовать возмещения ему убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления их обязанностей по договору.
16. Отказ лица, заключившего договор, от его исполнения влечет прекращение права аренды земельного участка, предоставленного ему для целей комплексного развития территории, а также прекращение субаренды земельного участка в случае предоставления его или его части в субаренду в соответствии с частью 12 настоящей статьи.
Зоны КУРТ в Подмосковье: зачем нужны территории комплексного устойчивого развития
Вид на озеро Киово в Лобне.
В каждом муниципальном районе и городском округе Московской области есть зоны комплексного и устойчивого развития территории (КУРТ). Они отображены на картах градостроительного зонирования правил землепользования и застройки (ПЗЗ). Зоны КУРТ были сформированы с целью наиболее эффективного использования территории региона. О том, как будут развиваться зоны КУРТ в Подмосковье, читайте в материале портала mosreg.ru.
Количество зон КУРТ и законодательное регулирование
Панорама города Реутова
Источник: ©, пресс-служба администрации городского округа Реутов Сейчас в Подмосковье насчитывается более 1,2 тысячи КУРТ. Из них 75% являются зонами жилого назначения и 25% − нежилого. В зоны КУРТ жилого назначения входят земельные участки с видом разрешенного использования под жилую застройку.
Планируемое здесь жилье будет обеспечено всей необходимой инфраструктурой – школами, детскими садами, поликлиниками, дорогами и физкультурно-оздоровительными комплексами. В зоны КУРТ нежилого назначения включены земельные участки, расположенные на территориях с развитой транспортной инфраструктурой, а также те участки, ресурсы которых расходуются неэффективно. К последним, например, относятся заброшенные фермы и неиспользуемые промышленные зоны.
Деятельность по КУРТ осуществляется согласно методике определения устойчивости развития территории, которая была утверждена постановлением правительства Московской области в октябре 2017 года.
Цели и задачи развития зон КУРТ
Парад вертолетов в память о погибших в ВОВ
Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин КУРТ позволяет комплексно развивать территории региона, сбалансировать их социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру, а также создавать новые рабочие места.
Кроме того, в рамках КУРТ правительство Московской области сможет решить базовые градостроительные задачи: вовлечь в оборот неиспользуемые земельные участки и исключить несбалансированную и точечную застройку. Обязательства инвесторов и власти по части объемов и сроков строительства будут закреплены законодательно. Механизм КУРТ дает возможность регулировать реализацию земельных участков, сроки строительства и объемы жилой застройки.
Договор о строительстве в зонах КУРТ
Источник: Фотобанк Московской области Для проведения строительства на территории КУРТ заключается договор о комплексном развитии территорий (ДоКРТ). При реализации жилой застройки ДоКРТ заключается в трехстороннем порядке. В документе прописаны обязательства сторон, в том числе сроки завершения строительных работ на объектах. Сторонами договора выступают Министерство строительного комплекса Московской области, орган местного самоуправления и застройщик.
Договор о комплексном развитии нежилой территории заключается между органом местного самоуправления и застройщиком.
Сейчас заявления о заключении договора рассматриваются в течение 30 дней в электронном виде на региональном портале госуслуг Московской области. Срок регистрации заявления и подачи документов составляет один день. Для подачи заявления необходимо предъявить документ, подтверждающий личность, предоставить график обустройства развиваемой территории и исполнения обязательств, проект договора о комплексном развитии территории и сведения о ней.
Перечисленные документы являются обязательными. Скачать их шаблоны и ознакомиться с перечнем дополнительных документов можно по ссылке.
Подать заявление на заключение договора о комплексном развитии территории могут индивидуальные предприниматели, физические и юридические лица. В случае положительного решения по заявке застройщику предоставят подписанный всеми сторонами договора проект ДоКРТ с приложениями и информационным письмом о порядке получения и сроками подписания оригинальных экземпляров проекта договора.
Комплексное развитие территории (КРТ)
Правовой центр ДВА М готов предложить широкий спектр юридических услуг, связанных с комплексным развитием территории (КРТ).
В градостроительном законодательстве понятие КРТ появилось сравнительно недавно – в конце 2020 года.
Однако нельзя сказать, что данный правовой институт является совершенно новым для правовой реальности России, поскольку до внесений изменений достаточно долго, указанные направления реализовались в рамка комплексного устойчивого развития территорий (КУРТ).
При этом декларируемая градостроительным кодексом задача данного режима после его реформирования осталась неизменной – устойчивое и планомерное развитие соответствующей территории, исключение градостроительных ошибок, когда объекты возводятся без нужной инфраструктуры или не вписываются в городскую среду.
На практике же данный институт часто превращается в средство контроля нового строительства со стороны чиновников. Что становится особенно актуально, если для иных территориальных зон устанавливается градостроительный регламент, исключающий или жестко ограничивающий новое строительство. Так в Подмосковье строительство многоквартирных домов вне рамок КРТ не допускается на участках менее трёх гектар.
Также КРТ является основанием для принудительного изъятия у собственников их недвижимости – как квартир в сносимых многоквартирных домах, так и нежилых объектов. При этом решение о сносе для целей КРТ может быть принято, в том числе, в отношении объектов, не являющихся аварийными и фактически вполне пригодных для дальнейшей эксплуатации. А соразмерность компенсации собственникам сносимой недвижимости часто является предметом споров.
Во многих случаях зона КРТ (ранее – КУРТ) устанавливается в отношении незастроенных участков, имеющих собственника или арендатора, у которых не остаётся иных вариантов застройки своей земли. Также в рамках данного механизма во многих случаях возможно изъятие недвижимости у собственников.
С другой стороны, данный механизм выгоден и застройщикам при реализации сколько-нибудь крупных инвестиционных проектов, и собственникам недвижимости, планирующим новое крупное строительство на ее месте.
Так, данный режим позволяет разрешить в комплексе вопросы оформления аренды под строительство, градостроительного регламента застраиваемой территории, создания для нее необходимой инфраструктуры и т.д.
Для каждой зоны КРТ устанавливаются показатели инфраструктурной обеспеченности территории.
Это означает, что для освоения территории в рамках зоны комплексного развития владелец земельного участка должен принять на себя обязательства обеспечить территорию данной зоны инфраструктурой.
Принципиальная специфика зон мероприятий по комплексному развитию территории связана с порядком осуществления в них строительства и реконструкции. А именно – строительство в зоне КРТ может осуществляться только при наличии:
Виды КРТ
Существуют принципиально разные виды деятельности по КРТ (аналогично ранее предусмотренным для зон КУРТ) в зависимости от того, кто выступает застройщиком:
В рамках КРТ по инициативе уполномоченного органа закон выделяет специальные режимы для:
В том числе для КРТ установлены специальные (и весьма широкие) основания сноса многоквартирных домов и изъятия нежилой недвижимости у собственников.
Соответственно, осуществление комплексного развития территории правообладателем участка может носить вынужденный характер. Так при определённых условиях уполномоченный орган может поставить правообладателей участков перед выбором между реализацией КРТ ими самими и принудительным выкупом участка под КРТ по инициативе уполномоченного органа[.
Зоны КРТ в правилах землепользования и застройки
В правилах землепользования и застройки устанавливаются зоны, в которых в будущем планируется осуществление КРТ (ранее – зоны КУРТ). Для каждой из таких зон устанавливается перечень возможных видов разрешённого использования, предельные параметры строительства, а также требования по обеспечению данной зоны КРТ инфраструктурой для устойчивого развития.
То есть фактически зоны КРТ являются отдельными территориальными зонами, требования к застройке которых регламентируются более детально, чем в обычных территориальных зонах.
Для правообладателя участка, попавшего в такую зону, это помимо возможности инициировать проект КРТ, несёт также серьезные ограничения. А именно в зонах КРТ не допускается никакое капитальное строительство, реконструкция, а также межевание участков иначе чем на основании проекта планировки, утверждённого в рамках одного из режимов КРТ, и соответствующего соглашения с уполномоченным органом. В связи с этим, владелец участка или объектов недвижимости, попавших в зону КРТ вправе лишь использовать их по первоначальному назначению без возможности изменения назначения или увеличения параметров.
Таким образом, в зонах КРТ не действуют общие правила о свободе выбора разрешенного использования и осуществлении строительства в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом.
В том числе в зоне КРТ не могут строиться и объекты ИЖС и садовые дома, регистрируемые в порядке «дачной амнистии». В противном случае есть риски как отказа Росреестра в регистрации, так и последующего признания объектов самовольными постройками.
Это особенно неприятно о с учётом того, что в Московской области в зоны КРТ (на момент принятия большинства действующих ПЗЗ – зоны КУРТ) включено большое количество как свободных так и застроенных участков, принадлежащих частным лицам. Причём в большинстве случаев зоны КРТ установлены «на перспективу» при отсутствии инвестора, готового инициировать процедуру КРТ. Либо же в качестве запретительной меры, исключающей застройку без согласия уполномоченного органа. Соответственно актуально задачей стало внесение изменений в правила землепользования и застройки для исключения из них зон КРТ
При этом отметим, что наличие зоны комплексного развития территории в правилах землепользования и застройки сейчас актуально только для правообладателя участка с точки зрения возможности инициировать КРТ и запрета на развитие территории иными способами.
Тогда как уполномоченный орган вправе инициировать КРТ фактически на любой территории, свободна от застройки или занята объектами, подпадающими под критерии для принудительного выкупа, по своему усмотрению, не взирая на содержание генерального плана и правил землепользования и застройки. Причём в этом случае применяется «обратный» порядок разработки градостроительной документации. А именно – сначала уполномоченный орган принимает решение о КРТ, в котором устанавливает те границы территории, виды разрешённого использования и параметры строительства, которые считает нужным и только потом на основании этого решения разрабатывается проект планировки территории, одновременно с которым готовятся и утверждаются изменения в генеральный план и ПЗЗ. То есть для режима КРТ игнорируется приоритет генерального плана и ПЗЗ как документов стратегического планирования, принимаемых на длительный период и служащих основой для разработки документации по планировке территории.
Москва запускает первые проекты КУРТ: рискнуть или нет
Как работает КУРТ
Закон, в котором прописаны нормы о комплексном развитии территорий, полностью заработал с июля 2017-го. Сначала планировалось, что региональные власти возьмутся за развитие промышленных, упадочных территорий, которые поделены между множеством собственников. Такие участки — проблема для городов. Заброшенные заводы, кварталы старых бараков превращаются в «черные дыры» посреди современных «причесанных» районов.
В теории механизм КУРТ позволяет властям взять реновацию деградировавших кварталов в свои руки: спланировать развитие, привлечь инвестора и изъять землю у тех собственников, которые не готовы идти на компромисс. Однако на практике формулировки закона оказались такими общими, что понятие «деятельность КУРТ» можно отнести к любому строительству или реконструкции. (Об этом говорили в Высшей школе урбанистики от НИУ ВШЭ и Институте экономики города.)
В итоге формально первые примеры комплексного развития территорий уже есть. К примеру, в Подмосковье. Однако пока что договоры заключают по участкам, которые принадлежат одному или двум собственникам. Тогда как «по-настоящему» использовать механизм для редевелопмента сложных депрессивных территорий должны начать только в ближайшие месяцы.
Какие промзоны в Москве ждет редевелопмент
Первые проекты комплексного развития территорий в столице должны стартовать в этом году. Всего в Москве 47 зон КУРТ. Они находятся в 17 промзонах.
Комментарий эксперта
Александр Прохоров, руководитель департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы
«Мы внимательно изучаем все 47 территорий, в том числе с точки зрения расположения рядом жилых кварталов, которые попадают под программу реновации. Пока что мы надеемся, что комплексным развитием займутся сами собственники. Первые проекты комплексного развития промзон мы планируем презентовать в первом квартале этого года».
Для отбора территорий КУРТ мэрия использовала четыре критерия: наличие аварийных объектов, самостроя, включение необходимой инфраструктуры в Адресную инвестиционную программу и соответствие земли видам разрешенного использования в ПЗЗ (Правила землепользования и застройки), рассказывал ранее первый замруководителя департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Алексей Артемов.
Собственники участков в границах КУРТ должны будут самостоятельно разработать проект планировки территории. Если же они так и не договорятся, мэрия может ускорить процесс — принять решение о развитии территории. После этого государство получит право изымать землю у собственников и привлекать инвестора.
Город готов взять на себя создание инфраструктуры, если она учтена в Адресной инвестиционной программе. В ином случае инвесторы смогут получить городскую землю под инфраструктурные объекты без торгов. А при строительстве производственных зданий мэрия дает льготы на аренду участков, рассказывает Александр Прохоров.
Комментарий эксперта
Александр Прохоров, руководитель департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы
«Я выделю две основные проблемы, с которыми город столкнулся при работе с механизмом комплексного развития.
Первая — это большое количество правообладателей объектов недвижимости, которые либо не хотят развиваться, либо не готовы взаимодействовать друг с другом для реализации хорошего комплексного проекта.
Вторая — это длительность процедуры. Если собственник сам не хочет развиваться, то для передачи этого права инвестору необходимо сначала дать собственнику еще шесть месяцев для подготовки документов, а уже потом провести конкурсную процедуру. В то же время такой механизм все же заставляет собственников иначе посмотреть на возможности, которые им предоставляет город, и инициировать проекты самостоятельно».
Отказаться невозможно
Собственники территорий, попавших в зону комплексного развития, не могут увильнуть от участия в проекте. По сути, у них есть два варианта действий — договориться с соседями и вместе инвестировать в редевелопмент или продать свой участок городу. При этом как в реальности будут оценивать стоимость недвижимости, пока непонятно. Зато у сторонних инвесторов есть возможность выбрать — ввязываться в проекты КУРТ или подождать первых реализованных проектов.
Пока что представить, как применяется закон о КУРТ, можно на примере Московской области. Меньше чем за год в регионе заключили 19 договоров о комплексном развитии территорий. Площадь указанных в них участков — больше 550 га. Проекты развивают в крупнейших городах региона: Подольске, Химках, Люберцах, Мытищах, Электростали, в Одинцовском муниципальном районе, сообщили в Министерстве жилищной политики Московской области.
Правда, в Подмосковье механизм комплексного развития используют не только для редевелопмента сложных участков. Зоны КУРТ «накрыли» почти все жилищные проекты региона. Договоры о комплексном развитии просто пришли на замену инвестиционным соглашениям с застройщиками.
Комментарий эксперта
Александр Ермак, заместитель гендиректора по градостроительной политике и внешним связям ГК «Самолет»
«Если территорию «накрыли» зоной КУРТ, застройщик не имеет права отказаться от исполнения обязательств по договору. Точнее, если он отказывается, то не сможет на этом участке ничего построить, просто не получит разрешение на строительство. Даже при наличии ранее заключенных инвестиционных договоров по новому закону застройщик обязан перезаключить договор».
Нововведения затронули даже небольшие проекты, которые, казалось бы, не тянут по масштабу на «комплексные». К примеру, договор о КУРТ подписала ГК «АМДевелопмент». Компания строит малоэтажный квартал в поселке Нагорное, недалеко от Мытищ, площадью всего 16 тыс. кв. м.
Каковы условия договоров о развитии территорий
В Подмосковье договоры о комплексном развитии — трехсторонние. Владельцы участков заключают их с Министерством жилищной политики Московской области и муниципальными образованиями. Как правило, переговоры об условиях длятся от двух недель до трех месяцев, рассказывают девелоперы.
Министерство жилищной политики Московской области
«Договоры в обязательном порядке содержат графики строительства жилья и мероприятий по обеспечению опережающего проектирования, строительства, реконструкции объектов инфраструктуры».
Условия договоров у всех разные. «ЮИТ Московский регион» строит в Электростали детский сад, офис врача общей практики, пункт полиции, передает жилье обманутым дольщикам и соинвестирует в возведение школы. ГК «Самолет» дарит региону 10 тыс. кв. м жилья на госнужды, строит социальные объекты и дорогу, которая соединит Путилковское и Пятницкое шоссе, опережающим темпом. Область со своей стороны расширяет Путилковское шоссе и делает съезды с Пятницкого. Наконец, ФСК «Лидер» в Нагорном строит инженерные сети, дороги и передает землю под строительство школы и двух детских садов. Сами учреждения построят региональные власти.
Регионы не только порой соглашаются строить школы и детские сады или реконструировать дороги. Иногда администрация готова менять регламенты для участка в Правилах землепользования и застройки. Режим КУРТ позволяет гибко корректировать нормы в границах зоны. Так, Urban Group перед самым банкротством добилась послаблений для проекта «Солнечная система — 2» в Химках. Ограничение по высоте домов подняли с 17 до 25 этажей. Теперь проект достраивает Crocus Group.
Комментарий эксперта
Сергей Нотин, директор по инвестициям «Сити-XXI век»
«Процедура заключения договора не представляет особых сложностей, она хорошо отлажена. Проект документа рассматривают все задействованные в работе структурные подразделения органов государственной власти, и формируется редакция договора, устраивающая обе стороны. Обмен информацией осуществляется через региональный портал государственных услуг».
Подводные камни договоров КУРТ
Требования к девелоперам, социальная нагрузка на территориях комплексного развития не отличаются от привычных. Для жилой застройки в Москве это 54 места в детских садах и 124 места в школах на тысячу жителей. С новым механизмом договариваться с властями стало даже проще, говорят девелоперы.
Комментарий эксперта
Ольга Старостина, генеральный директор «ЮИТ Московский регион»
«Договор КУРТ, на мой взгляд, является более серьезным по сравнению, например, с инвестиционным соглашением. Обязательства инвесторов и власти по части объемов и сроков строительства закреплены законодательно. При этом допускается индивидуальный подход к развитию территории, у застройщика есть возможность реализовать свои идеи. А региональные власти, в свою очередь, могут контролировать сбалансированность застройки в области».
У КУРТ есть плюсы. Застройщик может вносить изменения в проект планировки без проведения общественных слушаний, что экономит время. А также попросить в аренду у государства участки, необходимые для реализации проекта. Это вполне реально, если такая земля есть, говорят застройщики.
Совет. Четко пропишите в договоре все обязательства его участников. Это позволяет оперативнее решать вопросы по проекту.
«Мы поняли, что нужно более детально формулировать обязательства всех участников договора и конкретные сроки их выполнения. Потому что невключение каких-то необходимых для ЖК решений может в дальнейшем тормозить бизнес-процессы и замедлять развитие проекта», — говорит Иван Бажин, руководитель проектов ФСК «Лидер».
Комментарий эксперта
Сергей Нотин, директор по инвестициям «Сити-XXI век»
«Основной плюс такого договора в том, что в отношении КУРТ есть свежее и определенное законодательное регулирование. С инвестиционными контрактами, которые часто заключались ранее, были сложности правоприменительного характера, хотя полностью несостоятельной эту практику признать нельзя. Теперь сторонам будет проще требовать друг от друга исполнения обязательств, если это потребуется».
Есть и минусы. Согласование проектов стало более трудоемким. Обычно владелец земли может просто получить градплан и разрешение на строительство. Но если земля «накрыта» КУРТ, придется обязательно разрабатывать проект планировки территории.
Кроме того, срыв сроков возведения зданий или инфраструктуры теперь может обернуться разрывом договора с администрацией и изъятием земли.
Комментарий эксперта
Александр Ермак, заместитель гендиректора по градостроительной политике и внешним связям ГК «Самолет»
«Государство теперь может жестче контролировать процесс строительства, вплоть до изъятия земли. Эти меры должны стимулировать застройщика исполнять свои обязательства по договору».
Закон таит еще много сюрпризов. Например, если хотя бы один из владельцев земли в зоне КУРТ откажется от договора, то проект планировки всей территории тут же превратится в простую бумажку — станет недействительным.
Или еще пример: если регион передумает строить обещанную дорогу или школу, он сможет разорвать договор в одностороннем порядке. Тогда инвестору придется срочно искать деньги для строительства инфраструктуры самостоятельно. Гипотетически в этом случае с администрации можно будет взыскать убытки, говорят юристы. Однако девелоперы настроены скептически — взыскать что-то с государства на практике бывает проблематично.
Совет. Если в рамках проекта комплексного развития планируется изымать землю у собственников, включите в договор пункт о продлении срока соглашения. Из-за споров с владельцами участков процесс изъятия может затянуться. Это риск для финансовой модели проекта.
Риск заморозки развития территорий
Если собственники земли в зоне КУРТ так и не найдут общий язык с властью, есть риск, что развитие территории будет просто заморожено. Так уже произошло в Петербурге.
Комментарий эксперта
Леван Харазов, гендиректор компании «БКН-Проект», работающей над концепцией застройки территории КУРТ
«В Петербурге КУРТ — это более сложная и жесткая схема по сравнению с обычными инвестиционными соглашениями, которые «добровольно» подписывают инвесторы. Идея КУРТ воспринята в Смольном так: «Хотите строить? Тогда все за ваш счет. И еще на более жестких условиях». Между тем часто территории КУРТ — это поля, которые находятся на удалении от города. Требуются большие затраты на подведение магистральных сетей. Инвестиционная нагрузка выше, чем в «обычных» проектах. В итоге большинство зон КУРТ пребывают без развития».
Всего в городе 12 территорий КУРТ. В них вошли бывшие территории Фонда РЖС (теперь это АИЖК) на окраинах и промышленные территории ближе к центру. В частности, знаменитый завод «Красный треугольник», снабжавший российских, а потом советских граждан резиновыми галошами.
Администрация утвердила границы зон КУРТ по своему разумению, в одностороннем порядке, а теперь не горит желанием договариваться с собственниками, жалуются девелоперы. В городе за 1,5 года так и не приняли постановление, регламентирующее отношения бизнеса и чиновников.
Год назад пять компаний подали заявки на исключение своих территорий из границ КУРТ. Общая площадь их участков превышала 300 га, писало издание «Деловой Петербург». Убедить власти смогли только УК «Теорема» — компания сняла режим КУРТ с одной из двух своих территорий — и компания с московскими корнями Glorax Development. «С одной стороны, в Петербурге так и не приняли подзаконные регламенты. С другой — процедуры вовлечения в КУРТ территорий, на которых находится федеральное имущество — сложный процесс. Поэтому мы подали заявку на выход из зоны КУРТ», — поясняет Дмитрий Коновалов, управляющий партнер Glorax Development.
Фактически в Петербурге КУРТ стало способом заморозить инвестиционную активность на части участков, считает юрист Дмитрий Некрестьянов, партнер бюро «Качкин и партнеры». «Деятельности по КУРТ нет никакой. Концепция развития этих территорий отсутствует», — говорит Некрестьянов.
Комментарий эксперта
Дмитрий Некрестьянов, партнер бюро «Качкин и партнеры»
«Появление законодательства о КУРТ — это плюс для города, упрощение администрирования, а вот инвестору прилетает очень много минусов.
Первый минус — если территория попала в зону КУРТ, то пока не будет утвержден проект планировки, нельзя получить градплан участка и начать строить.
Второй минус — если в зону КУРТ включили территорию, принадлежащую одному собственнику, то закон могут использовать для остановки проекта. Градплан, необходимый для строительства, не выдают без проекта планировки. А ППТ у нас можно разрабатывать годами».
В администрации Петербурга не ответили на запрос РБК о территориях комплексного развития. В городе осенью сменился губернатор. Кадровые перестановки идут до сих пор. Однако в декабре председатель комитета по градостроительству и архитектуре Владимир Григорьев заявил на встрече с застройщиками следующее: «Жилье можно строить там, где будет социальная инфраструктура. Надеюсь, с этим никто не спорит. А если так, у вас есть две прекрасных возможности — подождать, пока Адресная инвестиционная программа подойдет. Или принимать решение, как создавать социальную инфраструктуру для жилья, которое вы строите. Вы же захотели все сделать сами, ну так и делайте все сами».
Где пройдет первый аукцион на комплексное развитие территорий
До конца июня администрация Екатеринбурга объявит аукцион по развитию 20 га на берегу Исети, сообщил РБК заместитель главы города Алексей Бирюлин. Возможно, это будет первый в России проект комплексного развития территории по инициативе власти.
Пока предполагается, что инвестор будет осваивать территорию за свой счет. После подписания договора он сможет арендовать городскую землю под инфраструктуру. А администрация запустит изъятие участков у владельцев, не готовых присоединиться к проекту, рассказал Алексей Бирюлин.
Будущий аукцион — уже вторая попытка администрации провести реновацию района. В 2015 году территорию передали компании «Эфес». Девелопер планировал возвести жилой комплекс высотой 9–26 этажей с апарт-отелем, коммерческими объектами и стадионом. Для этого ему нужно было расселить несколько частных домов, писало издание 66.ru.
«Эфес» рассчитывал, что город построит мост через Исеть, который свяжет новый район с центром Екатеринбурга. Однако мост так и не появился. Из-за дефицита бюджета мэрия разорвала контракт с подрядчиком. В итоге встала и реновация.
Новый инвестор вряд ли повторит логическую ошибку «Эфеса». О строительстве моста больше речи нет. Проект отложили на неопределенный срок.