Длинные нарды чем отличаются короткие нарды
Длинные нарды чем отличаются короткие нарды
Нарды — это увлекательная, эффективная настольная игра и гимнастика ума для усидчивых, думающих людей. Здесь нужно разработать план действий, реально просчитать стратегию и предстоящие ходы противника, использовав логику и математические способности.
Популярность поединков заметно увеличилась из-за развития интернета, когда онлайн играть стало возможно в любое время суток, а соперники всегда найдутся, причем, они могут быть из любой точки земного шара.
Разновидностей игры в нарды много, но самые распространенные и известные — это длинные нарды и короткие, основные правила которых одни и те же, хотя между их правилами есть отличия, как существенные так и незначительные.
Самое очевидное отличие — направленность перемещения шашек: в длинных нардах все шашки двигаются против часовой стрелки у обоих игроков с целью оказаться в своем “доме”, тогда как в коротких нардах цвет шашек влияет на направление: черные перемещаются по часовой стрелке, белые — против, то есть навстречу друг другу, такая вот путаница придумана!
Длинная версия игры также не позволяет занимать позиции, занятые хотя бы одной шашкой соперника, тогда как в короткой версии это нельзя сделать, если на позиции две и более шашек противника, что позволяет в длинных нардах выставить блокировку всем шашкам соперника, заняв подряд шесть полей.
Самый интересный факт, связанный с этими двумя родственниками: любители длинного варианта игры считают короткие нарды сложной, запутанной и не такой захватывающей, как их любимые длинные нарды, однако, ярые приверженцы коротких считают абсолютно наоборот, и спор этот никто не может выиграть или проиграть: нужно попробовать свои способности в обоих вариантах!
Каждый желающий может играть на PlayNet бесплатно и без регистрации в любую версию нард и сделать свой выбор!
Чем длинные нарды отличаются от коротких
Содержание статьи
Разновидности нард
В мире существует огромное количество разновидностей нард, которые можно условно разделить на длинные и короткие, правила которых заметно друг от друга отличаются.
Цель игры в длинных и в коротких нардах одинаковая. Нужно провести по игровому полю фишки своего цвета и успеть снять из своего «дома» быстрее, чем соперник. В древности это движение символизировало движение звезд на небе.
Игровой процесс
Стартовая расстановка фишек и стратегия игры в длинных и коротких нардах совершенно разные. В длинных нардах фишки стоят друг на друге в первой лунке, и требуется провести их через все поле в «дом», который находится в правой нижней стороне от игрока. Право первого хода определяется жребием. Получается, что ваши фишки двигаются против часовой стрелки, как и фишки соперника. Игроки по очереди бросают кубики (зары), и дальность хода зависит от выпавших цифр. Соперники имеют право занимать любую свободную ячейку или ячейку, где уже стоит фишка вашего цвета. Закрывать подряд шесть ячеек нельзя до тех пор, пока соперник не завел хотя бы одну фишку в «дом».
Если на двух кубиках выпали одинаковые цифры, например, 6 и 6, то игрок должен сделать ход 6,6,6,6. Такая комбинация называется в нардах «куш». В любой ситуации вы обязаны сделать ход, если это возможно.
Выкидывать фишки можно начинать только тогда, когда они все находятся в «доме».
В коротких нардах расстановка фишек более сложная: у каждого игрока по две фишки в 24-й ячейке, по пять в 13-й, по три в 8-й и по пять в 6-й. Нумерация ячеек идет по часовой стрелке, начиная с крайней правой.
Правила коротких нард более сложные. Если в длинных нардах желательно растягивать свои фишки по ячейкам, стараясь занять как можно больше пустых мест, то в коротких нардах соперник имеет право выбить вашу фишку, если она стоит одна в ячейке. Такая фишка называется «блот». Если соперник выбивает вашу фишку, то она возвращается на нулевую точку или «бар».
Прелесть коротких нард состоит в том, что буквально до последнего хода ситуация остается неопределенной. Можно иметь огромное преимущество по ходу игры, которое может в последний момент просто улетучиться, и партия будет проиграна. Здесь гораздо больше стратегической составляющей, и многое зависит от личного мастерства игрока.
По нардам регулярно проводятся турниры как внутри России, так и международные. Ежегодный чемпионат мира по нардам проходит в Монте-Карло и собирает самых сильных игроков со всего мира. В 2012 году чемпионом мира среди новичков стал Айрат Метшин из Татарстана, который впервые принимал участие на турнирах такого уровня.
Нарды
Где придумали нарды?
Нарды являются одной из древнейших настольных игр в мире, но точной даты и истории возникновения игры отсутствуют. Есть предание, в которой гласит что игра была создано в Египте. Игра во многом отличалась от современной версии, но были и схожие черты по которым и установили прародителя классических нард.
Какие навыки развивают нарды?
Настольная игра является стратегической настольной игрой и хорошо развивает устный счет и стратегическое мышление. Игра во многом зависит от случая (то есть от выпадения чисел на кубиках).
Самый дорогой набор нард в мире
Джеффри Паркер создал на заказ самые дорогие в мире нарды. Общая стоимость нард составило 390 000$. При разработке игры применялось желтое и белое золото, бриллианты, алмазы.
Увековечены
Нарды популярная и любимая игра многих, из-за этого вы можете заметить эту игру в памятниках установленных в Ереване и во Владикавказе.
Где то-то я уже видел…
Данную настольную игру вы могли заметить во многих фильмах и сериалах. И она не теряет своей актуальности на сегодняшний день. Вы могли увидеть нарды в Джейм Бонд 007: Осьминожка, сериал Универ, Сваты, Жандармы в Сан-Тропе и многие другие фильмы.
Часто задаваемые вопросы о нардах
Чем отличаются длинные нарды от коротких?
Цель игры в длинных и коротких нардах одна — провести свои шашки через доску и вывести их. Отличая их заключаются в правилах игры, первоначальном расположении и направление шашек.
Первоначальное расположение длинных и коротких нард
Первоначальное расположение длинных нард
Первоначальное расположение коротких нард
Бывает ли ничья в нардах?
Ничьих в нардах не бывает. Победителем становится, тот кто первым выбросил свои шашки за доску.
Что такое марс в длинных нардах?
Марс – расположение шашек в конце игры, когда игрок не успел довести в свой дом шашки, в то время как другой игрок выбросил все шашки за доску. Обычно при такой ситуации очки удваиваются.
Что такое домашний марс в длинных нардах?
Домашний марс — это ситуация, в которой игрок завел все свои шашки в дом, но не смог вывести ни одной, в то время как другой игрок вывел все свои шашки за доску.
Что такое кокс в длинных нардах?
Кокс – данный термин появился относительно недавно. Это редкая ситуация в игре, при которой игрок не успел убрать свои шашки из начального расположения, в то время как другой игрок вывел все свои шашки за доску.
Сколько должно быть шашек в нардах?
Количество шашек (фишек) в длинных и коротких нардах одинаковое. Всего – 30 шашек (15 белых и 15 черных фишек).
Можно ли в нардах перекрывать 6 лунок подряд?
Можно закрывать 6 лунок подряд, если ваш оппонент зашел домой (то есть прошел через закрываемые вами лунки). Если же шашка не проходила и не зашла домой, то запрещается закрывать подряд более 5 лунок.
Кто делает первый ход в нардах?
Как и в шахматах, обычно белые всегда ходят первыми. Но вы можете кинуть жребий, у кого больше выпадет на кубике.
Проходят ли чемпионаты по нардам?
Да, проводятся чемпионаты по спортивным нардам в трех направлениях: короткие нарды, длинные нарды, длинные нарды с кубом удвоения.
Что делать если выпал дубль в нардах?
Это значит что вы ходите четыре раза. Например если выпало 6:6, то ходите четыре раза по 6, если выпало 3:3, то ходите четыре раза по три и т.д.
Что делать если выпал дубль при первом ходе игры в длинных нардах?
Вы играете все также четыре раза по выпавшему числу на кубике. Исключением является 6:6. Так как при начальной расстановке в длинных нардах лунка будет закрыта вашим оппонентом. В этом случае вы имеете браво взять две шашки и сходить на «6».
Какие бывают разновидности нард
Классическим вариантом являются длинные нарды, но есть много вариантов игры, которые немного отличаются от стандартных правил.
Чем отличаются длинные нарды от коротких
Наиболее распространенными видами нард являются длинные и короткие нарды. Есть и другие виды игры, но именно этим двум отдают предпочтение чаще всего. В чем же разница между короткими и длинными нардами?
В принципе, основные правила для каждого из этого вида игр очень схожи между собой. Точно также для того и другого вида игры требуются 30 шашек и стандартная доска. И цель также везде одинаковая — пройти круг по игровому полю и вывести все шашки за пределы поля. Но есть несколько нюансов, которые и отличают длинные нарды от коротких.
Первое и самое главное отличие: расстановка шашек. Начальная расстановка у длинных нард отличается тем, что шашки располагаются в один ряд, по правую сторону игрового поля, на позициях 12 и 24. Короткая разновидность игры начинается с позиций 6, 13, 8 и 24. При этом и количество фигурок на каждой позиции разное.
Еще одно значительное различие: направление движения. У длинной игры все шашки двигаются в одном направлении — против часовой стрелки, как бы догоняя друг друга. А в другом варианте игры направления разные, причем они зависят от цвета фишки. Черные идут по часовой стрелки, белые против. То есть движение идет не друг за другом, а навстречу.
Третье отличие — длинные нарды более мирный вариант игры. Здесь нет такого положения, как сбитая шашка. В коротких же можно побить фигуру соперника в том случае, если она останется совсем одна в своей ячейке.
Ну и последнее, четвертое отличие, заключается в том, что длинные нарды позволяют “запереть” шашку противника. Это возможно при следующем положении: если перед вашей шашкой стоят подряд 2 и более шашек соперника. В таком случае можно поставить блокировку всем шашками противника и занять сразу 6 полей подряд.
Есть и еще одно отличие, которое никак не связано с правилами игры. Те кто играет в длинные нарды считают короткие сложной и запутанной игрой. И наоборот. Любители длинных нард признают только свой вариант игры и считают его самой захватывающей и интересной разновидностью. Для того, чтобы понять какой же вариант лучше, нужно просто играть в нарды и пробовать оба вида игры.
Нарды: разновидности игры, инвентарь, правила, особенности
Нарды – одна из разновидностей игры в кости, такая же древняя, как шахматы. В эту настольную забаву могут играть два игрока. Их цель – переместить по игровому полю, представляющему собой доску, разделенную на две половины, все фишки, после чего снять их с доски. Побеждает тот, кто сделал это первым.
Что такое нарды
Нарды – игра, заключающаяся в перемещении фишек на доске или столе. Цель этой забавы – переместить все свои шашки на свое домашнее поле, а затем снять их. Игрок, первым снявший все свои шашки, побеждает.
Результат зависит как от мастерства игрока, так и от везения, и каждый этот элемент одинаково важен для победы. Нарды стали особенно популярны во всем мире в конце XX-го века.
Инвентарь для игры
Для того чтобы играть в нарды, необходимы следующие предметы:
Доска состоит из четырех секций, каждая из которых отмечена шестью узкими клиньями или точками двух чередующихся цветов. Вертикальная линия, называемая полосой, делит доску пополам, разделяя «внутреннюю» («домашнюю») и «внешнюю» секции. Фигуры, перемещаемые по доске, называют камнями (или шашками).
Популярные виды игры
Существуют различные вариации правил для нард. Все они отличаются способами осуществления ходов. Такое разнообразие связано с многовековой историей игры и масштабами её распространения.
К наиболее популярным современным видам игры в нарды относят:
У большинства этих вариаций число поклонников невелико. На территории России и бывших советских республик хорошо знакомы с длинными и короткими нардами. При этом длинные нарды пользуются большей популярностью. Их правила были позаимствованы у жителей стран Востока, а короткие нарды пришли с Запада.
Длинные нарды
Данная вариация считается классической. У каждого из игроков есть комплект из 15 камней или шашек. Передвигать по полю можно только свои шашки. Место, где перед началом игры выстраиваются шашки, называется «голова».
Кости бросают либо из рук, либо из стакана. В том случае, если игральная кость вылетела за границы игрового поля или стала на грань, бросок не засчитывается, и кости следует бросить еще раз.
Каждый игрок стремится первым перевести шашки через все игровое поле в последнюю секцию, которая называется домом. Перед началом каждого хода бросаются кости. После этого игрок передвигает камни на число точек в соответствии с числом, выпавшем на костях. Так как в игре используется две кости, перемещать можно один или два камня.
Например, если после броска выпали числа 2 и 5, то можно передвинуть один камень сразу на семь точек, либо один переместить на две, а другой – на пять точек. При этом нужно соблюдать условие: камень, который начинает ходить с головы, может быть перемещен только на количество точек, равное сумме очков на обеих костях.
Если во время хода шашка не останавливается в доме, а покидает пределы поля, она считается выброшенной и приравнивается к шашкам, находящимся в доме. При выпадении дубля (одинакового числа очков на обеих костях) игрок вместо двух ходов выполняет четыре. Длинные нарды никогда не заканчиваются вничью. Победителем является тот игрок, все камни которого находятся в доме или за пределами игрового поля. По условиям этой разновидности игры нельзя ставить камень на точку, если её уже занимает камень противника.
Короткие нарды
Это упрощенная вариация правил, поэтому партии заканчиваются быстрее, что и дало название этой версии игры. Правилами коротких нард разрешается «бить» шашки противника. Если игрок ставит свою шашку на точку, занятую противником, то нижнюю необходимо убрать с поля. Кроме того, на одну точку можно поставить несколько шашек одного цвета (выставляются одна на другую). Такую «башню» противник не имеет права бить. Также нельзя поставить свою шашку рядом с башней противника.
Для того чтобы вернуть сбитую шашку на поле, необходимо выбросить на костях 10 очков. Пока игрок пытается вернуть шашку, перемещать остальные он не имеет права.
Правила игры
Наличие разных вариаций нард предполагает некоторые отличия в правилах. Например, разными могут быть ходы, ставки, начальное положение и другие элементы игры.
Начальная позиция
Каждый игрок имеет 15 камней. Если игра идет по правилам длинных нард, то они располагаются на первой точке каждого дома. Это место называется «голова».
В соответствии с правилами коротких нард каждый игрок ставит два камня на двадцать четвертую точку, пять на тринадцатую, три на восьмую и пять на шестую.
Цель игры
Игроки стремятся переставить все свои камни в дом, и после этого убрать их с игрового поля. Игрок, которому удается сделать это первым, является победителем.
Начальный жребий
Каждый игрок бросает один кубик. Игрок с большим количеством выпавших очков ходит первым; в случае ничьей игроки снова бросают кубики. Результат этого броска также используется первым игроком, чтобы сделать первый ход в игре, хотя иногда предпочитают для первого хода бросать обе кости.
Движение шашек
Каждый ход начинается с броска двух костей. После него, если нужная точка доступна, одна или две шашки перемещаются в соответствии с числом выпавших очков. Число, выпавшее на каждом кубике, определяет, на сколько точек можно переместить шашку.
Каждый кубик представляет собой отдельный ход. Например, если на кубиках выпали четыре и один, можно переместить одну шашку на четыре деления к открытой точке, а другую шашку на один шаг к открытой точке, либо можно переместить одну шашку на пять делений к открытой точке. Если перемещать только одну шашку, должна быть открыта промежуточная точка.
Если доступен только один разрешенный ход, его в любом случае необходимо сделать, даже если он будет не в пользу игрока. Если можно сделать любой из двух имеющихся ходов, но невозможно сделать оба, необходимо использовать большее число. Если нет доступных ходов, очередь переходит к следующему игроку.
Как только игрок переместил все пятнадцать шашек на свою домашнюю доску, он может начать их выводить. Игрок выводит шашку с поля, если на костях выпало число, соответствующее точке, на которой находится шашка, а затем удаляет её с игрового поля. Таким образом, выпадение цифры «6» позволяет игроку убрать шашку с шестерки. Если на точке, обозначенной броском, нет шашки, игрок должен сделать ход с точки с большим номером.
Если на точках с более высокими номерами нет шашек, игроку разрешается (и требуется) убрать шашку с самой дальней точки. Игрок, первым снявший все пятнадцать шашек, побеждает в игре. При броске кубики должны приземляться на поверхность правой части доски. Если один из кубиков приземляется за пределами правого поля, или падает на шашку или на грань, броско необходимо повторить.
Внимание: Если игрок делает бросок до того, как его противник завершил свой ход, взяв кубики, бросок игрока аннулируется.
Результат игры
Победа присуждается тому игроку, который первым вывел свои камни за пределы игрового поля. Ничейного результата, как правило, не бывает, за исключением случаев, когда игроки договариваются, что черные имеют право сделать последний ход, кода шашки белых выведены с поля. Если за этот дополнительный ход игрок успевает вывести все черные шашки, присуждается ничья.
Счет, с которым заканчивается партия, может быть разным.
«Оин», или «Простая победа». Засчитывается, когда проигравший игрок до окончания игры выбросил как минимум один камень, а у его противника за пределами игрового поля оказались все камни. Счет такой игры – 1:0.
«Марс», или «Двойная победа». Засчитывается в том случае, когда победитель выбросил за игровое поле все камни, а проигравший игрок не завел все свои камни в дом. Счет партии – 2:0.
«Кокс», или «Тройная победа». Засчитывается в том случае, когда победитель выбросил за пределы поля все свои камни, остались шашки в первой секции или на баре. Счет такой партии – 3:0. По правилам длинных нард этот вариант засчитывается как двойная победа.
Одиночные партии и матчи
При желании сыграть можно как одну партию, так и серию, которая называется матчем. В этом случае игра ведется до того момента, пока один игрок не наберет заранее оговоренное количество очков. При проведении турниров проводится серия игр. Количество очков матча всегда нечетное, от 7 до 13. Турниры могут проводиться по правилам коротких и длинных нард.
Игра на ставку
В качестве ставки может использоваться как денежная, так и любая другая виртуальная единица. Существует несколько вариантов розыгрыша ставки. Если играется одиночная пария, на которую сделали ставку, то марс и кокс засчитываются как одно очко.
Ставку можно делать на каждое победное очко одиночной партии. Тогда в случае Марса ставка удваивается, а в случае Кокса – утраивается. В этом случае может также использоваться куб удвоения. Тогда очки победителя нужно умножить на его значение.
Ставка учитывает все шашки, которые остались на игровом поле после того, как победитель вывел все свои камни. Это довольно редкий вариант, так как первоначальная ставка может вырасти более чем в 10 раз с учетом победных очков и куба удвоения.
Куб удвоения
При проведении международных турниров допускается использование специального куба удвоения. Его грани имеют соответствующие обозначения: 2, 4, 8, 16, 32, 64. Перед началом партии куб располагают в центре желоба игрового поля; сторона с числом 64 повернута вверх, что указывает на то, что удвоение еще не проводилось.
Процесс удвоения
Перед началом хода, до того, как бросить кости, игрок может использовать удвоение. Противник имеет право согласиться с этим предложением или сдаться, тогда оппонент получает 1 очко. Удвоение не может быть использовано для самого первого хода.
В случае согласия соперника куб переворачивают и пододвигают к игроку, внесшему это предложение. Следующий раз удвоить может только игрок, согласившийся на удвоение.
Автодубль
Автоматическое удвоение возможно в том случае, когда при розыгрыше жребия оба игрока выбросили кости с одинаковым значением. Как правило, по договоренности между игроками допускается только один или два автодубля.
Бивер/Редабл, Ракун
Игрок, получивший предложение об удвоении, может выступить с предложением встречного удвоения, которое называют «Бивером». При этом за ним сохраняется право на следующее удвоение. Под «Ракуном» понимают удвоение бивера, при котором игрок перехватывает право на следующее удвоение.
Правило Якоби
Если во время игры удвоение не было объявлено, марс и кокс будут засчитаны как одно очко. Если удвоение объявляется, засчитывают, соответственно, двойную и тройную победу.
Правило Кроуфорда
В соответствии с этим правилом, если в матче игроку, чтобы победить, не достаёт одного очка, то в следующей партии куб удвоения не используют. Например, матч играется до 13 очков. При счете 12-9 в следующей партии куб удвоения не используется. Если по окончании партии счет становится 12-10, дальше кубом снова можно пользоваться.
Федерации
В 2003 году во многих странах мира нарды признали как официальный вид спорта. В России действует Российская федерация спортивных нард, структурными подразделениями которой являются региональные федерации спортивных нард. Под ее эгидой с 2001 года проводятся турниры самого разного масштаба. С 2013 года в России действует Ассоциация независимых игроков. Существует также WBF – Международная федерация нард, стремящаяся к унификации правил и популяризации игры. Свои федерации существуют во многих странах, причём не только на постсоветском пространстве.
История появления и развития игры в нарды
История нард длинная, сложная, очень неполная и увлекательная. Точное происхождение игры остаётся неизвестным, хотя есть много предположений, многие из которых являются оригинальными и надуманными.
Нарды – это игра в кости, которыми издавна развлекались в разных частях мира. Сначала племенные жрецы катали кости животных, чтобы предсказывать будущее, а вскоре люди начали бросать кости и делать ставки на результат.
Следующим шагом было использование костей для перемещения игровых элементов по игровому полю. Похоже, что игры такого типа развивались повсюду, и некоторые из них могут быть ранними предками нардов.
Самый древний из возможных предков игры, который найден на сегодняшний день, возрастом примерно пять тысяч лет. Эта игра появилась в древней цивилизации Шумеров, которая процветала в южной Месопотамии на территории современного Ирака.
В течение 1920-х годов сэр Леонард Вулли, британский археолог, раскопал Ур Халдейский, библейский дом Авраама. На королевском кладбище он нашел пять игровых полей, которые напоминают современные доски для игры в нарды. Они были сделаны из дерева, замысловато украшены мозаикой из ракушек, кости, лазурита, черной пасты и черного известняка, вставленных в битум. Вскоре после открытия Вулли в другой части древней Месопотамии археологи нашли похожую игровую доску.
Есть свидетельства того, что очень давно египетские фараоны наслаждались другой настольной игрой, которая, возможно, является предшественницей нард. Обнаруженные доски датируются 1500 годом до нашей эры. Они были найдены в гробнице царя Тутанхамона в долине Нила и даже в Энкоми на Кипре, тогдашней египетской колонии. На одной доске написано имя царицы Хатшепсут, а вместе с ней были обнаружены фигуры с львиными головами, древним символом королевской власти. Настенные рисунки во многих египетских гробницах изображают людей, играющих в эту игру. Предполагается, что ею забавлялись как простые люди, так и аристократия.
Как бы сильно египетская игра ни отличалась от современных нард, у египтян было приспособление, которому мы могли бы позавидовать; механический ящик для кубиков. В него клали кости, встряхивали и бросали на стол. Как и все, древние египтяне играли в свою игру на деньги и изобрели эту машину для защиты от мошенников. Позже греки и римляне использовали это устройство в своих версиях игры.
Однако доподлинно не известно, где появилась первая версия нард. Разумно предположить, что это Индия или Китай, две цивилизации, от которых мир унаследовал большинство игр. Индийская версия игры была больше похожа на шахматы. Китайская игра тоже мало походила на современные нарды. Тем не менее существует достаточное сходство между нардами и другой древнеиндийской игрой, «Парчиси». Возможно, парчиси является далёким предком нард.
Ряд разновидностей нард можно встретить по всему Дальнему Востоку. В Китае есть игра под названием «Шван-лю». В Японии играют в «Сунороку». В Корее забавляются «Ссанг-рёк»; в Таиланде есть игра «Лен сакэ», или «Сака», а в Малайзии – «Табал». Через тысячу лет после того, как египтяне создали свою версию, греки начали играть в одну из форм игры, похожей на нарды. Платон упоминает греческую форму игры и комментирует её популярность. Софокл приписывает изобретение нард Паламеду. Гомер упоминает греческую игру в «Одиссее». Геродот утверждает, что нарды изобрели лидийцы.
В Риме игра долгое время оставалась одной из самых популярных среди патрициев. По популярности она даже соперничала с состязаниями в цирке. Действительно, при раскопках в Помпеях столы для игры находили во дворах практически всех вилл. В нарды продолжали играть в Риме и после установления христианства. По крайней мере, в одну форму нард играли на Ближнем Востоке задолго до крестовых походов. Источником мог быть древний Шумер, Египет, Индия или все три страны сразу, но игра, о которой крестоносцы узнали от сарацинов, называлась «Нард», или «Нард-шир».
Арабы научились игре у персов и, предположительно, она была названа в честь Ард-шир Бабакана из династии Сасанидов древней Персидской империи, который, как считается, её изобрел. Похоже, в Британии были популярны различные ранние версии нард. Хотя игра была известна в англосаксонские времена и упоминается в старых английских глоссариях восьмого и девятого веков, особо популярной она стала во времена крестовых походов.
Нарды оставались любимой игрой высших классов Европы на протяжении всего Средневековья. В них играли не только аристократы, но и простолюдины. Церковь, которая, разумеется, не одобряла никаких азартных игр, вела долгую войну с этой популярной игрой, которую в конечном итоге проиграла.
Современная доска появилась на изображениях в Европе еще в четырнадцатом веке, а затем широко распространилась по всему континенту. Согласно Оксфордскому универсальному словарю, самое раннее зарегистрированное использование слова «нарды» относится к 1645 году. Именно в XVII-м веке в Англии появились столы для этой игры, по виду не отличающиеся от современных досок.
В течение девятнадцатого века интерес к игре несколько снизился, хотя в нее играли даже сэр Вальтер Скотт и лорд Байрон. В середине девятнадцатого века историк игр по имени Джордж Фредерик Пардон написал книгу о нардах.
В Соединенных Штатах в нарды играют с семнадцатого века. Томас Джефферсон часто играл в эту игру, в том числе в течение трех недель до 4 июля 1776 года, когда он составлял Декларацию независимости.
Во Франции игру называли «Трик-трак» по фонетическому отображению звука, издаваемого при перемещении камней по деревянной доске. В нее играли все слои населения, хотя при парижском дворе нарды считали игрой благородного сословия.
В Германии было принято французское название «Трик-трак». В книге по древним играм, опубликованной в 1892 году, было сделано первое исчерпывающее описание немецких нард. Русские нарды во многом напоминали немецкую версию этой игры.
В нарды не переставали играть в странах Восточного Средиземноморья, от румынских рыбаков до греческих аристократов. В этом регионе существует много версий этой игры, включая турецкие игры «Мултезим» и «Гиул», греческие «Плакото» и «Эврейка», а также бесчисленное множество других, в том числе игра ВМС США «Аси-дьюси», зародившаяся на Ближнем Востоке.
В Соединенных Штатах и Европе интерес к нардам возродился в 1920-х годах, когда какой-то неизвестный гений, играющий в одном из американских клубов, придумал революционную идею. Он предложил удвоение ставок. Противник имел право отказаться, и в этом случае игра заканчивалась и засчитывалась исходная ставка.
Нарды получили новый импульс, когда князь Алексей Оболенский задумал провести международный турнир по нардам. Этот турнир проводится на Багамах каждый год с 1964 года. В первом участвовало сорок человек, и его выиграл Чарльз Вакер из Чикаго. Каждый год число участников чемпионата и новичков в турнире неизменно растет.
Литература по нардам
Ахундов Н. Ф. «Справочник по длинным нардам. Теория и практика игры».
В книге собраны и переработаны все наиболее важные моменты, связанные с игрой. Это не просто обычный справочник, а подробное пособие, объясняющая все нюансы правил, рассматривающая редкие игровые ситуации и вероятность наступления игровых событий.
Амелин Ю. Н., Амелин М. Ю. «Все о нардах». Эта книга пережила уже несколько переизданий. В ней, помимо правил и особенностей игры, рассматривается ее история и интересные малоизвестные факты.
Шехов В. Г. «Нарды: от новичка до чемпиона: пособие-самоучитель». Основной упор автор этой книги сделал на практическую составляющую. Её основное отличие – ёмкое изложение правил и разбор игровых ситуаций.
Во всем мире существует множество игр, где требуется невероятная концентрация интеллекта, и каждая из них имеет свою историю. Но далеко не все из них являются такими же интригующими, азартными и непредсказуемыми, как нарды – игра, пользующаяся непреходящей популярностью у миллионов людей по всему миру.
Турнир:
Чемпионат Англии. Премьер-Лига