Для больничного не предоставлен расчет элн что это
Как через систему СБИС отправить электронный больничный
Многие привычные документы на бумажных носителях постепенно переводятся в электронный документооборот. Коснулось это и больничных листов, их, так же как и трудовые книжки, теперь выдают и формируют в двух видах. Бумажные больничные трудно заполнять, неудобно хранить и долго пересылать в ФСС. ЭЛН можно заполнять автоматически, о том, как отправить больничный через СБИС, и как запросить сведения для его заполнения в ФСС, расскажем в этом материале.
Как отправить больничный через СБИС: пошаговая инструкция 
Электронный лист нетрудоспособности теперь выдают медучреждения наряду с бумажными. Пациент в этом случае получает номер ЭЛН, но самого документа у него нет на руках. Для начала потребуется запросить его в Фонде социального страхования, а после направить расчет по нему.
При работе в online.sbis.ru, вам не придется отдельно создавать реестр сведений, он сформируется автоматом одновременно с расчетом по ЭЛН. Для отправки через СБИС-онлайн выполните следующее:
При использовании приложения СБИС 2.4 процедура будет несколько отличаться. Для отправки больничного через СБИС используйте такую схему:
Обратите внимание! В календарных днях установлено по умолчанию 730 дней. Их модно менять вручную, если вы делаете расчет по беременности и родам, или оформляете его в високосный год.
Как сформировать электронный больничный в СБИС 
Прежде, чем отправлять готовые сведения и реестры в соцстрах, потребуется подготовить все данные. Вам необходимо запросить в ФСС больничный лист на основании номера ЭЛН, полученного у сотрудника. Процедура выглядит следующим образом:
Из фонда соцстрахования в течение нескольких минут поступит электронный лист нетрудоспособности. В документе появится запись «Больничный получен».
Как управлять отправкой больничных в СБИС
Управление отправлением данных происходит по разным схемам. Во-первых, это будет зависеть от того, в каком виде предоставлен больничный сотрудником:
Можно изменить настройки, тогда реестр будет отправлять вместе с расчетом по больничным. Необходимо в настройках отключить участие организации в пилотном проекте. Есть еще несколько моментов, когда реестр не будет направлен автоматически в Фонд:
Электронный больничный лист в 2021 году
В 2021 году электронные больничные стали использоваться гораздо чаще, чем в предыдущие годы. Этому, в частности, способствовало введение « коронавирусных » ограничений и перевод многих работников на «удаленку ». О том, как получить и оплатить электронный больничный лист, каковы плюсы и минусы перехода на новую систему читайте в нашей статье.
Вводная информация
Напомним, что изменения в законодательстве, которые позволили получать больничные листы в электронном виде, вступили в силу в июле 2017 года (Федеральный закон от 01.05.17 № 86-ФЗ). А в конце 2017 года были приняты подзаконные акты, регламентирующие порядок выдачи электронных листков нетрудоспособности (ЭЛН), а также правила электронного взаимодействия органов ФСС, работодателей и медицинских организаций (утв. постановлением Правительства РФ от 16.12.17 № 1567; далее — Правила № 1567).
После этого ФСС начал работу по постепенному переходу на ЭЛН — этому были посвящены активные информационные компании 2018 и 2019 годов. А в 2020-м году Минздрав утвердил порядок выдачи и оформления листков нетрудоспособности в форме электронного документа (приказ от 01.09.20 № 925н; далее — Порядок № 925н).
Что такое электронный листок нетрудоспособности
Как известно, больничное пособие начисляется на основании листка временной нетрудоспособности, который выдается заболевшему работнику медицинской организацией. Согласно статье 13 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ (в редакции, действующей с 1 июля 2017 года), медучреждение может формировать больничный лист как в виде бумажного документа, так и в электронной форме без дублирования на бумаге.
Справка
С января 2022 года для выплат пособий по болезни и по уходу за больным членом семьи, а также по беременности и родам останется только ЭЛН. Такой бюллетень будет размещен в информационной системе ФСС. Работник при желании сможет получить от врачей выписку из указанного документа (п. 6 ст.13 Закона № 255-ФЗ в ред. Закона от 30.04.21 № 126-ФЗ). Подробнее см. «Как ФСС будет выплачивать больничные и декретные с 2022 года и как действовать работодателям».
ЭЛН является полноценным документом, имеющим ту же юридическую силу, что и традиционный бумажный больничный лист. При этом технология выдачи электронного листка нетрудоспособности не предусматривает ни его распечатывания для передачи работником работодателю, ни пересылки напрямую из медицинской организации работодателю по ТКС. Все взаимодействие между заболевшим работником, медучреждением и работодателем происходит при участии ФСС через специально созданную для этого информационную систему, которая называется «Единая интегрированная информационная система «Соцстрах»». В этой системе ЭЛН формируются и хранятся на всех этапах работы с ними.
Важно
Создавать больничные листы в электронном виде с использованием ЕИИС «Соцстрах» вправе все медицинские организации: как государственные, так и частные. Следовательно, выдавать ЭЛН могут не только поликлиники или больницы, в которые сотрудники обращаются в рамках ОМС, но медицинские организации (в том числе частные), с которыми работодатель заключил договоры ДМС в пользу своих работников.
Условия перехода на ЭЛН
На основании действующей редакции статьи 13 Закона № 255-ФЗ больничный лист в электронном виде выдается заболевшему сотруднику только с его письменного согласия. Более того, если работник дал такое согласие, а позже выяснилось, что его работодатель с ЭЛН еще не работает, право на пособие сохранится. Как разъяснили специалисты ФСС России, в этом случае медицинская организация по заявлению сотрудника должна аннулировать ЭЛН и выдать ему больничный лист на бумажном носителе (письмо от 11.08.17 № 02-09-11/22-05-13462).
Для работодателей переход на ЭЛН в настоящее время также является добровольным. Не установлено никакой ответственности для тех, кто не получит доступ к ЕИИС «Соцстрах» и не сможет работать с новым форматом больничных листов. Равно как и не предусмотрено никаких «бонусов» (освобождение от проверок, ускорение возмещения расходов и т.п.) для тех, кто подключится к системе электронных больничных.
Чтобы начать работать с новой системой, нужно совершить ряд действий. Во-первых, приобрести усиленную квалифицированную электронную подпись (если таковой еще нет), так как только этот вид подписи можно использоваться при работе с ЭЛН (п. 16 Правил № 1567 и п. 74 Порядка № 925н).
Внимание
Из пункта 74 Порядка № 925н следует, что электронная подпись понадобится и директору, и главбуху (или другому сотруднику, уполномоченному вести бухгалтерский учет). Однако на практике ФСС принимает электронные больничные, подписанные одной УКЭП: либо руководителя, либо главбуха. Подробнее см. «Меняется порядок выдачи больничных: как действовать работодателю».
Во-вторых, установить на компьютеры сотрудников, работающих с ЭЛН, специальную программу для проверки электронной подписи и защиты информации.
Наконец, в-третьих, необходимо выбрать программное обеспечение, при помощи которого организация будет работать с ЭЛН. В настоящее время предусмотрено три варианта подобного ПО (подп. «а» п. 10 Правил № 1567). Так, можно применять программные средства, предоставляемые государством: личный кабинет страхователя на сайте ФСС с доступом через портал госуслуг или программу «Подготовка расчетов ФСС», доступную на сайте фонда. Также можно воспользоваться специальными бухгалтерскими сервисами, в которых есть возможность работы с электронными больничными. Например, все действия, необходимые для работы с ЭЛН, можно выполнить в системе для подготовки и отправки отчетности « Контур.Экстерн ».
Далее нужно довести до всех сотрудников информацию о том, что организация перешла на работу с ЭЛН. В частности, работникам надо разъяснить, что теперь они могут требовать от медучреждения оформления больничного листа в электронной форме, что, несомненно, сэкономит им время.
В завершение процедуры возможно заключение соглашения об информационном взаимодействии с региональным отделением ФСС (соответствующие формы обычно размещены на сайтах отделений).
Как получить ЭЛН
Рассмотрим, какие шаги должен предпринять заболевший сотрудник для того, чтобы получить электронный больничный лист. Как уже упоминалось, такой бюллетень оформляется только по письменному заявлению работника. А значит, нужно сообщить о желании получить ЭЛН лечащему врачу, и получить от него соответствующую форму заявления. Также работник должен проинформировать медучреждение о своем СНИЛС.
После того, как врач «закроет» больничный лист, медицинская организация сформирует в ЕИИС «Соцстрах» электронный листок нетрудоспособности, и заполнит в нем свою часть (п. 3 и подп. «б» п. 10 Правил № 1567). Далее работник получит от врача специальный талон, где будет указан номер ЭЛН. Собирать дополнительные подписи медработников и проставлять в больничном листе печати медучреждения не надо.
Внимание
Если сотрудник потеряет талон, то ему придется предпринять следующие действия. Сначала зарегистрироваться на сайте госуслуг, а затем зайти в свой личный кабинет на сайте ФСС, где он сможет увидеть номер своего электронного больничного листа. С помощью этого же кабинета работник может отслеживать «движение» средств по бюллетеню: сумму назначенного пособия, статус выплаты и т.д.
Инструкция по работе с ЭЛН для работодателя
Как только от сотрудника поступили сведения о номере электронного больничного листа, работодатель должен приступить к выполнению действий, необходимых для его оплаты. Сначала с помощью выбранного ПО нужно найти этот больничный лист в базе данных ЕИИС «Соцстрах». Поиск проводится по тому номеру, который сообщил работник, и по его СНИЛС (п. 72 Порядка № 925н).
После того, как электронный больничный лист найден, его надо запросить из базы данных ФСС. В полученном ЭЛН нужно заполнить все графы раздела «Заполняется работодателем» (подп. «в» п. 11 Правил № 1567). По своему содержанию эти графы ничем не отличаются от граф аналогичного раздела бумажного варианта листка нетрудоспособности (п. 73 Порядка № 925н). Некоторые особенности заполнения ЭЛН см. в статье «Меняется порядок выдачи больничных: как действовать работодателю».
Заполненный документ необходимо сохранить и заверить электронными подписями руководителя и главного бухгалтера (или иного лица, уполномоченного вести бухучет) (п. 74 Порядка № 925н). После этого данные автоматически уйдут в ФСС.
Важно
Чтобы каждый раз не отвлекать руководителя и главбуха, можно передать уполномоченному лицу право оформлять ЭЛН. Для этого нужно издать приказ (распоряжение) или выдать доверенность. В таком случае подписывать ЭЛН нужно будет УКЭП уполномоченного лица (п. 74 Порядка № 925н).
Если при заполнении ЭЛН работодатель допустил ошибку, то изменения нужно сделать также в электронном виде. Необходимо направить в ФСС исправленные сведения с указанием причины внесения изменений (п. 72 Порядка № 925н).
Из сообщения на сайте ФСС следует, что ни распечатывать ЭЛН, ни создавать его копию на компьютере работника или сервере организации не требуется. А вот расчет пособия по электронному больничному нужно хранить. Делать это можно как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа, заверенного УКЭП (п. 75 Порядка № 925н).
Оплата электронного больничного ничем не отличается от оплаты традиционного бумажного листка нетрудоспособности. Это значит, что часть пособия, которая платится за счет работодателя, нужно перечислить вместе с ближайшей зарплатой (п. 1 ст. 15 Закона № 255-ФЗ). ФСС выплатит свою часть пособия в течение 10 календарных дней после получения от работодателя документов (сведений) либо реестра сведений. Также см. «ФСС утвердил формы реестров, которые работодатели сдают в Фонд для прямых выплат пособий».
Важно
Работник, которому выдан ЭЛН, не должен подавать работодателю заявление о выплате пособия.
Плюсы и минусы электронного больничного
Для страхователей переход на ЭЛН имеет несомненные плюсы. К ним можно отнести:
Есть удобства и для работников, которые оформляют электронные больничные. Они могут быстрее получить соответствующую выплату, так как для назначения пособия не нужно писать заявление и передавать работодателю оригинал бюллетеня, а достаточно лишь сообщить его номер. Кроме того, электронная форма больничного листа делает невозможной его потерю или порчу. Наконец, в ЭЛН просто не может быть ошибок в указании информации о работодателе, так как медучреждение берет все сведения из базы данных ФСС. Также к плюсам можно отнести возможность отслеживать «движение» выплат по электронному бюллетеню через личный кабинет.
Практические выводы
Подведем итоги. Переход на работу с электронными листками нетрудоспособности имеет положительные моменты и для работодателя (снимаются риски получения поддельного больничного, а также утраты документов при хранении), и для работников (они могут быстрее получить пособие). Минусы работы с ЭЛН в настоящее время связаны с технической стороной вопроса. Также придется приобрести необходимое программное обеспечение и сертификаты УКЭП (если их еще нет).
В любом случае вопрос о переходе на ЭЛН сегодня каждый работодатель вправе решать самостоятельно. Действующее законодательство не обязывает страхователей обеспечить работу с электронными больничными листами, и не устанавливает никакой ответственность для тех, кто не подключился к ЕИИС «Соцстрах».
Ознакомиться с особенностями выплаты пособий можно ЗДЕСЬ.
Наш телеграмм!
В помощь
Полезно
Работа с электронным больничным. На что обратить внимание бухгалтеру?
При работе с электронными листками нетрудоспособности (ЭЛН) бухгалтеру необходимо обратить внимание на следующее:
1. ЭЛЕКТРОННЫЙ ЛИСТОК НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ЗАКРЫТ И ИМЕЕТ СТАТУС – 030.
Для оплаты пособия по временной нетрудоспособности работник доводит до расчетного бухгалтера номер больничного. Для обработки и расчета ЭЛН бухгалтер на основании номера больничного и СНИЛСа работника запрашивает в специализированной бухгалтерской программе или сервисах ФСС данный листок нетрудоспособности.
Электронный листок нетрудоспособности будет доступен для редактирования страхователю только в том случае, если он закрыт медицинской организацией. Закрытый больничный имеет статус – 030. Это значит, что можно производить расчет и выплату пособий.
Обращаем внимание! «Сигнальный» талончик (корешок) с номером и статусом больничного 010 (открыт) или 020 (продолжение), а также датой следующей явки на прием ко врачу НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ОПЛАТЫ пособия по временной нетрудоспособности. Перед началом работы по расчету страхового обеспечения бухгалтеру необходимо ВСЕГДА запрашивать ЭЛН из информационной системы ФСС!
2. ЭЛЕКТРОННЫЙ ЛИСТОК НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ОТПРАВЛЕН В СИСТЕМУ ФСС.
Перед началом оформления своей части электронного документа работодатель должен убедиться в корректности информации, внесенной медицинской организацией. После чего приступать к оформлению своей части больничного листа.
Когда в электронный больничный будут внесены все необходимые данные, страхователь ОТПРАВЛЯЕТ документ в информационную систему ФСС. Это действие является обязательным, иначе данный листок нетрудоспособности в системе ФСС будет оставаться не заполненным страхователем. Со стороны сотрудника регионального отделения Фонда к страхователю, представившему документы на возмещение страхового обеспечения, могут возникнуть вопросы по правомерности начисления пособий работнику.
Т.к. для оформления электронного листка нетрудоспособности существует широкий спектр программных средств, то функция отправки больничного в ФСС у разных производителей реализована по-разному. В любом случае необходимо убедиться, что документ отправлен в информационную систему ФСС и имеет статус 060 (заполнен страхователем).
Выгрузка ЭЛН из 1с в СБИСС
Вопрос задал Марина М.
Ответственный за ответ: Елена Пьянкова (★9.86/10)
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно
Все комментарии (9)
Здравствуйте! В разделе Отчетность, справки — 1С Отчетность — кнопка Создать. В открывшемся окне нужно выбрать «Реестр ЭЛН для отправки в ФСС»:
Далее необходимо выбрать больничный и выгрузить:
Попробовали, как вы сказали, все равно в СБИС выходит ошибка, что для б/л не предоставлен Расчет ЭЛН
Раньше «Реестр ЭЛН для отправки в ФСС» в СБИС не загружался, т.к. у них был свой алгоритм.
Вам необходимо в СБИС заполнить «Больничный» и потом приложить «Реестр прямых выплат», выгруженный из 1С.
Т.е. заполненный больничный это как раз и будет «Расчет ЭЛН»
Ваш ответ подразумевает выполнение двойной работы. Заполнить расчет в 1С и в СБИС. Нет варианта с заполнением только в 1С и выгрузки? Сбис же в скрине нарисовал про файл загрузки. Сегодня тех.поддержка СБИС сообщила в каком формате они ждут этот файл из 1С.
PRPARSEREESTRFILE_0000000013_2021_06_04_7B6759F3-2114-4B15-B925-1252012E4256
Добрый день! К сожалению, здесь проблемы со стороны СБИС, не 1С.
Если у Вас подключена 1С-Отчетность, то Вы автоматически заполняете в программе «Реестр ЭЛН для отправки в ФСС», отправляете, потом заполняете «Реестр прямых выплат» и отправляете.
Большинство сертификатов (Астрал, Такском), будучи подключёнными к 1С позволяют работать в таком же режиме, но, к сожалению, не СБИС.
Сертификат от СБИС позволяет только получать ЭЛН и отправлять напрямую «Реестр ЭЛН для отправки в ФСС», «Реестр прямых выплат» — нет.
Файл, который вы указали PRPARSEREESTRFILE_0000000013_2021_06_04_7B6759F3-2114-4B15-B925-1252012E4256 — это как раз и есть «Реестр ЭЛН для отправки в ФСС», выгруженный из 1С, его мы с пользователем выгрузили на первом этапе, он не подошёл.
Я сталкивалась с такой проблемой ранее, нам с пользователем пришлось заполнить больничный в СБИС, т.к. «Реестр ЭЛН для отправки в ФСС» туда не загружался. Поэтому написала способ обхода. Надеюсь, разработчики СБИС наладят обмен с 1С, потому что после перехода на новый формат обмена с ФСС проблемы остаются.
Самый оптимальный, на мой взгляд, вариант — это подключить сертификат СБИС к 1С — Вы сможете получать ЭЛН автоматически в 1С и отправлять напрямую «Реестр ЭЛН для отправки в ФСС» (по словам техподдержки 1С, нужно проверять), а «Реестр прямых выплат» будете выгружать из 1С и загружать в СБИС.
Как подключить сертификат, можно посмотреть здесь — Сертификаты ФСС для 1С
Добрый день. Также не можем отправить БЛ через СБИС.
Добрый день! Если у Вас подключен сертификат СБИС к 1С и ЭЛН загружаете автоматически, то можно попробовать отправить «Реестр ЭЛН для отправки в ФСС» напрямую из 1С, после выгрузить в СБИС и отправить «Реестр прямых выплат».
Если сертификат не подключен, рекомендую подключить как описано здесь — Сертификаты ФСС для 1С или обратиться в техподдержку СБИС.
Сегодня тоже столкнулась с проблемой выгрузки Реестра ЭЛН в ФСС. Разобралась. Пока не работает. Рассказываю, как отправила. 1. Отправляем электронный больничный (ЭЛН) лист в ФСС. Получаем подтверждение. Из подтверждённого ЭЛН в СБИС загружаем ЭЛН на свой комп. 2. В 1с8 регистрируем ЭЛН в разделе Кадры. В строке, где номер больничного загружаем наш файл, ЭЛН заполняется автоматически и в журнале напротив ЭЛН появляется галочка. Без этой галочки ЭЛН нельзя отразить в реестре ЭЛН для выгрузки в ФСС. Заходим в 1С отчётность и создаём Реестр ЭЛН для отправки в ФСС. Всё. Про этот реестр забываем, файл выгрузки из этого реестра СБИС не видит. Наверное, заработает попозже. 3. Формируем, как обычно, заявление работника на выплату пособия и реестр для прямых выплат. В один реестр включаем все больничные, какие есть, и бумажные, и ЭЛН. Формируем файл реестра прямых выплат. 4. Заходим в подтверждённый ЭЛН в СБИС и внизу в ЭЛН есть раздел РАСЧЁТ, и кнопочка «загрузить из реестра пособий в ФСС, нажимаем, выбираем сохранённый файл и реестра прямых выплат и расчёт ЭЛН заполняется автоматически. Даже если у Вас в реестре несколько ЭЛН, то всё заполняется корректно. Так поступаем со всеми ЭЛН в СБИС и отправляем ЭЛН с заполненным расчётом в ФСС. Буквально в течение нескольких минут больничный в ФСС принимается (если всё заполнено корректно). И после этого отправляем наш реестр прямых выплат. Всё. Надеюсь, кому-нибудь пригодится. Люблю головоломки.
Добрый день, коллеги, подскажите, у вас тоже возникают ошибки при загрузке Реестра прямых выплат, когда больничный является продолжением другого? В выгрузке из 1С это поле не является обязательным, а в СБИС «Продолжение л/н» не проставляется, из-за этого лезут ошибки.
Вы можете задать еще вопросов
Доступ к форме «Задать вопрос» возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8
Нажимая кнопку «Задать вопрос», я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>
Сформировать больничный и отправить расчет
Наряду с бумажными больничными медицинские учреждения могут выдавать электронные листы нетрудоспособности (ЭЛН). Если ваш сотрудник получил номер ЭЛН, запросите больничный в ФСС, а затем отправьте расчет по нему.
Кроме того, в рамках проекта «Прямые выплаты» страхователи должны представить в ФСС реестр сведений. Если вы работаете на online.sbis.ru, его не нужно создавать отдельно. Реестр автоматически сформируется и отправится вместе с расчетом по ЭЛН.
Запросить больничный
Отправить расчет
Если сотрудник написал заявление на замену периода для расчета пособия, кликните год и выберите нужный. Дата и номер заявления в расчете не указываются.
Нажмите «Подробнее», в строке «Выплатить сотруднику через» кликните «Не выбрано» и выберите способ выплаты.
Заполните реквизиты в зависимости от способа, который вы выбрали:
Если сотрудник предоставил:
Если вы не хотите, чтобы реестр сведений отправлялся вместе с расчетом по больничному, отключите участие организации в пилотном проекте.
Также реестр не отправится автоматически, если:
Получить ответ
Если ФСС не обнаружит ошибок и пришлет положительный ответ, в документе появится статус: