Для чего автор использует аллитерацию

Аллитерация: когда согласие в согласных есть

Что такое «аллитерация»?

Аллитерация – это повторение одной или нескольких согласных для придания тексту большей музыкальности и выразительности. Обычно аллитерация используется в какой-то одной, особо значимой фразе, но иногда она может распространяться и на весь текст. Например, на целое стихотворение.

Термин образован от латинского ad – «при», litera – «буква».

Для чего автор использует аллитерацию. Смотреть фото Для чего автор использует аллитерацию. Смотреть картинку Для чего автор использует аллитерацию. Картинка про Для чего автор использует аллитерацию. Фото Для чего автор использует аллитерацию

Примеры

Повторяются согласные «т», «р» и «с»:

Тревожиться Тарас не перестал, несмотря на успокаивающий треск костра.

Повторяются согласные «т» и «п»:

Потапов потоптался у постамента: «А не отправиться ли мне на покой?»

Пример из литературы

Для создания сильных и выразительных образов в художественных произведениях часто используется аллитерация. Примеры можно найти в рассказе Владимира Набокова «Слово»:

«Я чувствовал, не глядя, глянец, углы и грани громадных мозаичных скал»

В поэзии этот литературный приём проявляется ещё чаще. Например, аллитерация в стихотворении Александра Пушкина «Пир Петра Первого», содержится даже в названии – повторяются согласные «п» и «р».

В стихотворении Агнии Барто «Барабан» аллитерация создается за счет повторения буквы «р»:

На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад.

Использование аллитерации

Реклама и бизнес

Повторяющиеся согласные привлекают внимание и хорошо запоминаются, поэтому бизнесмены охотно используют аллитерации, чтобы придумать эффектные названия для своих фирм. Шоколад «Киткат», кошачий корм «Китекет», леденцы «Чупа-чупс» и другие бренды доказывают, что даже у литературного приёма может быть коммерческий потенциал.

Аллитерация делает более привлекательными и запоминающиеся не только названия компаний или торговых марок, но и рекламные слоганы.

Ваша киска купила бы «Вискас».
Велла. Вы великолепны.

Дикция

Иногда согласные в аллитерации образуют труднопроизносимые сочетания. Если регулярно практиковаться в их произношении, можно хорошо развить дикцию. Популярные скороговорки про тридцать три лавировавших да не вылавировавших корабля или укравшего кораллы Карла основаны на аллитерации.

Фольклор

В народном творчестве часто встречается аллитерация. Примеры можно найти в пословицах, поговорках, присказках, песнях.

Важно!

Аллитерация делает текст более благозвучным, эмоционально окрашенным и лёгким для запоминания.

Слишком частое использование аллитераций действует раздражающе и отвлекает от сути текста.

Неблагозвучные сочетания – особенно, когда подряд следует более трёх согласных делают текст сложным для восприятия. Например:

Близкие по смыслу термины

Тавтограмма – это литературный приём, при котором все слова в тексте или отдельном его фрагменте начинаются с одной и той же буквы. Тавтограмма может быть представлена как коротким стихотворением, так и многостраничным романом. Тавтограмма рассматривается как частный случай аллитерации.

Липограмма – это литературный приём, при котором в произведении умышленно не используется какая-либо буква. Липограмма не несёт смысловой нагрузки, а заранее непредупреждённый читатель вряд ли её заметит. Чаще всего липограмму используют для того, чтобы развить литературные способности и расширить словарный запас.

Аллитерация и aссонанс – это литературный приём, который состоит в повторении гласных звуков. Ассонанс характерен преимущественно для поэзии. Аллитерация и ассонанс иногда могут дополнять друг друга. Например, в лермонтовской строчке:

есть и повтор гласной «у», и согласной «ш».

Источник

Аллитерация как художественный прием в поэзии и прозе

Вы будете перенаправлены на Автор24

Аллитерация как художественный прием в поэзии и прозе – параллелизм, повторяющаяся звуковая фигура, которая находит свое отражение в ритме, размере, структурированности наррации; один из вариантов звуковой организации речи.

Явление аллитерации очень древнее, однако по сегодняшний день многочисленные аспекты художественного приема остаются малоизученными.

Аллитерация возникает из повторения звуков, соответственно, это повторение должно быть приятным для слуха, привлекать внимание реципиента, придавать речи выразительность, экспрессивность.

Аллитерация в поэзии

Аллитерационный стих – акцентный стих, в котором в каждой строке несколько слов начинаются с одного и того же звука.

В результате подобной организации стихотворения оно приобретает четкий ритм. Аллитерация, таким образом, становится организующим принципом текста, позволяет выделять наиболее значимые в семантическом плане слова, придавая наррации особый музыкальный эффект.

Зачастую аллитерация используется для отображения образов лирических персонажей. Например, Цветаева прибегает к аллитерациям для изображения стиля героини:

Блондинка с папироскою, в зелёном,

Беспочвенных безбожников божок

Посредством аллитерации осуществляется репрезентация внешнего вида героиня (блондинка), одежды (в зеленом), привычек (с папироской). Соответственно, в данном случае аллитерация приобретает интертекстуальную функцию, не ограничиваясь созданием ритмичности, музыкальности наррации.

При помощи аллитерации в поэзии создаются причудливые звукописные рисунки, которые позволяют отражать сложные эмоциональные состояния персонажей:

Ты в комнаты вечерний впустишь воздух,

Утончишь слух, найдёшь для тела тишь (И. Северянин)

Готовые работы на аналогичную тему

в данном случае благодаря аллитерации создается противоречивое впечатление: какофонии и эвфонии. Сначала глухие согласные создают образ замкнутого пространства, закрытой комнаты, которая раскрывается, освежается при помощи сонорных и звонких (воздух, вечерний). Затем лирический герой мысленно достигает космических высот, что передается посредством сгущения сонорных и звонких (О ледяных задумаешься звёздах).

Чаще других повторяются звуки с, т, которые противопоставляются по звонкости/ глухости звукам з, д, что позволяет представить образ холода и тишины.

Аллитерация может использоваться для создания какофонии, отражающей сложные, противоречивые эмоциональные состояния персонажей:

Кроме того, зачастую аллитерация используется в поэзии для противопоставления семантических концептов:

Людских сердец и снежных зим суровых

Старинных книг, кончая день труда (И. Северянин)

При помощи противопоставления на основании звонкости/ глухости звуков с/ з осуществляется противопоставление концептов с ярко выраженной позитивной и негативной коннотацией.

Аллитерация может выступать инструментом создания окказионализмов:

И кто из нас отъюнил юность без

Обескураживающего жженья (И. Северянин)

В данном случае аллитерация используется для создания окказионализма «отъюнил», способствующего созданию особой эмоциональной окрашенности текста, делая воспоминания о юности более яркими, реальными, насыщенными.

Аллитерация, таким образом, представляет собой как средство актуализации единиц фонетического уровня, так и средство создания индивидуально-авторского стиля.

Аллитерация успешно используется не только в поэтической речи, но и в прозе. Зачастую она используется для придания речи четкости, музыкального звучания, создания рифмы.

Виды аллитерации

В современной научной литературе можно выделить следующие типы аллитерации:

По своей роли в произведении аллитерация может быть организационной (синтаксической) и композиционной (обусловливать особенности построения произведения).

Наиболее распространёнными типами синтаксической аллитерации выступают следующие:

Указанные модели выступают наиболее распространенными, аллитерация в данном случае служит целям объединения различных частей предложения, подчеркивая единство высказывания, усиливая его смысл, акцентируя внимание на наиболее значимых смысловых фрагментах.

В качестве одного из видов аллитерации называют звукоподражание, например:

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что аллитерация представляет собой особое оформление звуковой стороны произведения, позволяющее создавать ритмичность, музыкальную выразительность наррации. Указанный художественный приём успешно используется как в поэзии, так и прозе. Аллитерация может использоваться для характеризации персонажей, отражения их эмоциональных состояний, размышлений, акцента внимания на основных семантических концептах.

Источник

Значение слова «аллитерация»

Для чего автор использует аллитерацию. Смотреть фото Для чего автор использует аллитерацию. Смотреть картинку Для чего автор использует аллитерацию. Картинка про Для чего автор использует аллитерацию. Фото Для чего автор использует аллитерацию

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Подразумевается бо́льшая, по сравнению со среднеязыковой, частотность этих звуков на определённом отрезке текста или на всём его протяжении. Об аллитерации не принято говорить в тех случаях, когда звуковой повтор является следствием повтора морфем. Слововым видом аллитерации является тавтограмма.

На аллитерации построены многие пословицы и поговорки («Мели, Емеля, твоя неделя»), а также скороговорки («Купи кипу пик»).

АЛЛИТЕРА’ЦИЯ, и, ж. [от латин. littera — буква] (лит.). В древнегерманском стихосложении — созвучие, образуемое повторением одинаковых согласных в начале слов. || Поэтический прием, состоящий в повторении одинаковых согласных, напр. «чуждый чарам черный челн». Бльмнт.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

аллитера́ция

1. филол. стилистический приём усиления звуковой выразительности художественной речи подбором, повторением одинаковых или однородных согласных звуков ◆ Ещё одно замечание о скандинавском тексте. Звенящее золото — выражено аллитерациею: gialla gull. Ф. И. Буслаев, «Песни «Древней Эдды» о Зигурде и Муромская легенда», 1858 г. (цитата из НКРЯ) ◆ При этом, сообразно со свойствами тюркских языков, подчиняющих гласные слова законам гармонии, гласные при аллитерации и при рифме играют незначительную роль: биринджи (первый) может рифмовать с онунджу (десятый). Н. С. Трубецкой, «О туранском элементе в русской культуре», 1925 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Художественная проза гораздо чаще, чем принято думать, стремится к кадансу, к ритмической последовательности голосовых подъёмов и падений, к аллитерации и внутренним рифмам. К. И. Чуковский, «Высокое искусство», 1968 г. (цитата из НКРЯ) ◆ — Неплохо. «Тихо падают вниз звезды первые белыми брызгами…» Есть ненавязчивая аллитерация, и рифма «измызганный — брызгами» не затаскана. Владимир Войнович, «Замысел», 1999 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Для чего автор использует аллитерацию. Смотреть фото Для чего автор использует аллитерацию. Смотреть картинку Для чего автор использует аллитерацию. Картинка про Для чего автор использует аллитерацию. Фото Для чего автор использует аллитерациюПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: перебой — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Аллитерация. Объяснение и примеры

Аллитерация – это повторение одинаковых или похожих согласных, необходимое для создания звуковой выразительности, яркости речи. Аллитерация чаще всего используется в поэзии, но также может встречаться в прозе, устной речи.

Примеры в литературе

Приведём несколько примеров из литературы

В.В.Маяковский

Возьмём для анализа лишь одно стихотворение В.В. Маяковского «Нате!». В первых строчках мы видим многократное повторение [ч’]:

«Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир»

Далее нам встречается повторение [щ’]:

«Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

Где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей»

Также здесь присутствует повторение [з]:

«взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться»

Столь частое использование повторов неслучайно. Сам Маяковский писал:

«Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для ещё большей подчеркнутости важного для меня слова».

С.А. Есенин

С.А. Есенин также часто использовал аллитерацию. Обратимся к его стихотворению «Поёт зима – аукает».

Здесь встречается многократное повторение звука [с]:

«Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака».

Повторение этого звука можно найти и в стихотворении «Мелколесье, степь и дали». Но здесь повторяется ещё один звук — [н]:

«Эх вы, сани! Что за сани!

Звоны мерзлые осин.

У меня отец — крестьянин,

Ну, а я — крестьянский сын».

М.А. Булгаков

Аллитерация встречается и в прозе. Например, повторяется несколько раз звук [р] в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова:

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат»

Аллитерация и ассонанс

Ассонанс – это тоже повторение звуков. Однако при использовании ассонанса повторяются гласные звуки. Мы встречаем данный приём в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро», где повторяется звук [о]:

«Открой сомкнуты негой взоры…»

Не следует путать ассонанс (повторение гласных) с аллитерацией (повторением согласных).

При этом иногда ассонанс используется вместе с аллитерацией. Подобное встречается в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино». Здесь повторяется гласный [у] и согласный [ш]:

«У наших ушки на макушке,

Чуть утро осветило пушки

И леса синие макушки –

Французы тут как тут».

Источник

Аллитерация. Объяснение и примеры

Аллитерация – это повторение одинаковых или похожих согласных, необходимое для создания звуковой выразительности, яркости речи. Аллитерация чаще всего используется в поэзии, но также может встречаться в прозе, устной речи.

Примеры в литературе

Приведём несколько примеров из литературы

В.В.Маяковский

Возьмём для анализа лишь одно стихотворение В.В. Маяковского «Нате!». В первых строчках мы видим многократное повторение [ч’]:

«Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир»

Далее нам встречается повторение [щ’]:

«Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

Где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей»

Также здесь присутствует повторение [з]:

«взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться»

Столь частое использование повторов неслучайно. Сам Маяковский писал:

«Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для ещё большей подчеркнутости важного для меня слова».

С.А. Есенин

С.А. Есенин также часто использовал аллитерацию. Обратимся к его стихотворению «Поёт зима – аукает».

Здесь встречается многократное повторение звука [с]:

«Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака».

Повторение этого звука можно найти и в стихотворении «Мелколесье, степь и дали». Но здесь повторяется ещё один звук — [н]:

«Эх вы, сани! Что за сани!

Звоны мерзлые осин.

У меня отец — крестьянин,

Ну, а я — крестьянский сын».

М.А. Булгаков

Аллитерация встречается и в прозе. Например, повторяется несколько раз звук [р] в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова:

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат»

Аллитерация и ассонанс

Ассонанс – это тоже повторение звуков. Однако при использовании ассонанса повторяются гласные звуки. Мы встречаем данный приём в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро», где повторяется звук [о]:

«Открой сомкнуты негой взоры…»

Не следует путать ассонанс (повторение гласных) с аллитерацией (повторением согласных).

При этом иногда ассонанс используется вместе с аллитерацией. Подобное встречается в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино». Здесь повторяется гласный [у] и согласный [ш]:

«У наших ушки на макушке,

Чуть утро осветило пушки

И леса синие макушки –

Французы тут как тут».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *