Для чего автор создает гротескную ситуацию в повести нос
Роль гротеска в повести «Нос Гоголя»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ святогорская и набиуллина.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Работу выполнили: Набиуллина Зуля Святогорская Настя Учителя по : Информатике: С.Л.Касылкасова, Е.И.Бану Русскому языку и литературе: И.В.Рясная ГОУ ЦО №1989
План: О «Табели о рангах» Петра Сюжет, композиция повести Объяснения термина «гротеск» Роль гротеска в повести Н.В. Гоголя «Нос»
О «Табели о рангах» Петра I «Табель о рангах» разделила всю Россию на 14 категорий. Каждый человек не был личностью, а был представителем своего ранга или чина. И оценивались люди соответственно. Не было важно, какой ум или душа, только чин имел значение. Чин стал больше человека.
Объяснение термина «гротеск» Гротеск — вид художественной о́бразности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма.
Выбранный для просмотра документ текст Нос Гоголя.doc
в повести «Нос» Н.В.Гоголя
О «Табели о рангах» Петра
Сюжет, композиция повести
Объяснения термина «гротеск»
Роль гротеска в повести Н.В. Гоголя «Нос»
О «Табели о рангах» Петра
«Табель о рангах» разделила всю Россию на 14
категорий. Каждый человек не был личностью, а
был представителем своего ранга или чина. И
оценивались люди соответственно. Не было
важно, какой ум или душа, только чин имел
Сюжет, композиция повести
Чин стал больше человека
Коллежский ассессор Ковалёв, вернувшись из цирюльни, обнаружил, что у него исчез нос.
Майор начинает искать пропажу.
Объяснение термина «гротеск»
Гротеск — вид художественной о́бразности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма.
Роль гротеска в повести Н.В. Гоголя «Нос»
В первоначальном варианте всё происходит во сне, но потом писатель меняет сон на явь. Таким образом складывается гротесковая ситуация.
Потеряв нос, чиновник Ковалёв перестаёт быть просто чиновником, в нём проявляется растерянность, недоумение. С возвращением чина эти чувства пропадают, и перед читателем опять бездушный бюрократ.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДA-051118
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Гротеск в повести Гоголя Нос
«Гротеск – древнейший художественный прием, основанный, как и гипербола, на преувеличении, заострении качеств и свойств людей, предметов, явлений природы и фактов общественной жизни» – так объясняет понятие гротеска большая школьная энциклопедия литературы. Однако не всякое преувеличение является гротеском. Здесь оно имеет особый характер: изображаемое абсолютно фантастично, нереально, неправдоподобно и ни в каком случае не возможно в настоящей жизни.
Сам термин «гротеск» появился еще в XV в. для обозначения необычного типа художественной образности. Наряду с гиперболой, гротеск широко использовался в различных мифах, легендах и сказках (например, можно вспомнить такого сказочного героя, как Кощей Бессмертный).
Эффект гротескных образов усиливается тем, что они обычно показываются наравне с обычными, реальными событиями.
Если говорить о повести Н.В. Гоголя «Нос», то здесь также наблюдается сочетание абсурдной фантасмагоричной истории с исчезновением носа и будничной реальности Петербурга. Гоголевский образ Петербурга качественно отличается от тех, что были созданы, например, Пушкиным или Достоевским. Так же как и для них, для Гоголя это не просто город – это образ-символ; но гоголевский Петербург – это средоточие какой-то невероятной силы, здесь случаются загадочные происшествия; город полнится слухами, легендами, мифами.
Для изображения Петербурга Гоголь использует такой прием, как синекдоха – перенесение признаков целого на его часть. Таким образом, достаточно сказать о мундире, шинели, усах, бакенбардах – или носе – чтобы дать исчерпывающее представление о том или ином человеке. Человек в городе обезличивается, теряет индивидуальность, становится частью толпы, которая воспринимает окружающих «починовничьи» – в соответствии с их должностью.
Думается, Гоголь недаром сделал местом действия повести «Нос» Петербург. По его мнению, только здесь могли «произойти» обозначенные события, только в Петербурге за чином не видят самого человека. Гоголь довел ситуацию до абсурда – нос оказался чиновником пятого класса, и окружающие, несмотря на очевидность его «нечеловеческой» природы, ведут себя с ним как с нормальным человеком, соответственно его статусу. Да и сам Ковалев – хозяин сбежавшего носа – ведет себя точно так же. «По шляпе с плюмажем можно было заключить, что он [нос] считался в ранге статского советника», и Ковалева именно это удивляет больше всего.
Гоголь построил свой сюжет таким образом, что это невероятное событие – внезапное исчезновение с лица носа и дальнейшее его появление на улице в виде статского советника – либо не удивляет персонажей вовсе, либо удивляет, но не тем, чем должно, по логике вещей. Например, почтенный седой чиновник из газетной экспедиции выслушивает просьбу Ковалева абсолютно равнодушно, так же как он принимает объявления о продаже дачи или дворовой девки. Единственное, что вызывает его любопытство (даже не интерес!), это то, как выглядит теперь место прежнего расположения носа – «совершенно гладкое, как будто бы только что выпеченный блин». Квартальный, который возвращал Ковалеву его нос, также не увидел в этой ситуации ничего странного и даже по привычке просил у того денег.
А что же Ковалев? Его волнует отнюдь не то, что без носа, в принципе, он должен быть лишен возможности дышать, и первым делом майор бежит не к врачу, а к обер-полицмейстеру. Он беспокоится только о том, как же он теперь появится в обществе; на протяжении повести очень часто встречаются сцены, когда майор заглядывается на симпатичных девушек. Благодаря небольшой авторской характеристике мы знаем, что он сейчас занимается выбором себе невесты. К тому же у него есть «очень хорошие знакомые» – статская советница Чехтарева, штаб-офицерша Пелагея Григорьевна Подточина, очевидно, обеспечивающие ему полезные связи. При попытке объясниться с носом в Казанском соборе Ковалев дает понять, почему данная ситуация недопустима для него: «Какой-нибудь торговке, которая продает на Воскресенском мосту очищенные апельсины, можно сидеть без носа; но, имея в виду получить…притом будучи во многих домах знаком с дамами…». Несомненно, это преувеличение, чтобы показать читателю, что же является реальной ценностью для петербургского чиновника.
Нос ведет себя так, как и подобает «значительному лицу» в чине статского советника: делает визиты, молится в Казанском соборе «с выражением величайшей набожности», заезжает в департамент, собирается по чужому паспорту уехать в Ригу. Никого не интересует, откуда он взялся. Все видят в нем не только человека, но и важного чиновника. Интересно, что сам Ковалев, несмотря на свои старания его разоблачить, со страхом подходит к нему в Казанском соборе и вообще относится к нему как к человеку. Так, например, нос молится, спрятав «лицо свое в большой стоячий воротник». Очень показательна также ситуация, когда Ковалев решает, куда же ему жаловаться: «…искать… удовлетворения по начальству того места, при котором нос объявил себя служащим, было бы безрассудно,…для этого человека ничего не было священного и он мог также солгать и в этом случае…».
Гротеск в повести заключается еще и в неожиданности и, можно сказать, несуразности. С первой же строчки произведения мы видим четкое обозначение даты: «Марта 25 числа» – это сразу не предполагает никакой фантастики. И тут же – пропавший нос. Произошла какая-то резкая деформация обыденности, доведение ее до полной нереальности. Несуразица же заключается в столь же резком изменении размеров носа. Если на первых страницах он обнаруживается цирюльником Иваном Яковлевичем в пироге (т.е. имеет размер, вполне соответствующий человеческому носу), то в тот момент, когда его впервые видит майор Ковалев, нос одет в мундир, замшевые панталоны, шляпу и даже имеет при себе шпагу – а значит, ростом он с обычного мужчину. Последнее появление носа в повести – и он опять маленький. Квартальный приносит его завернутым в бумажку. Гоголю неважно было, почему вдруг нос вырос до человеческих размеров, неважно и почему он опять уменьшился. Центральным моментом повести является как раз тот период, когда нос воспринимался как нормальный человек.
Сюжет повести условен, сама идея – нелепа, но именно в этом и состоит гротеск Гоголя и, несмотря на это, является довольно реалистичным. Чернышевский говорил, что подлинный реализм возможен лишь при изображении жизни в «формах самой жизни». Гоголь необычайно раздвинул границы условности и показал, что эта условность замечательно служит познанию жизни. Если в этом нелепом обществе все определяется чином, то почему же нельзя эту фантастически-нелепую организацию жизни воспроизвести в фантастическом сюжете? Гоголь показывает, что не только можно, но и вполне целесообразно. И таким образом формы искусства в конечном счете отражают формы жизни.
Гротеск в повести Н.В. Гоголя «Нос»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Гротеск в повести Н.В. Гоголя «Нос»
Гротеск – художественный приём, с помощью которого автор изображает людей и события в фантастически-преувеличенном, уродливо-комическом виде. Эффект гротескных образов усиливается тем, что они обычно показываются наравне с обычными, реальными событиями.
Примеры можно привести из повести Н.В. Гоголя «Нос», в которой черты гротескного образа являются наиболее яркими и убедительными для школьников.
В повести рисуется чудовищная власть чиномании и чинопочитания. Углубляя показ нелепости человеческих взаимоотношений в условиях деспотическо – бюрократической субординации, когда личность, как таковая, теряет всякое значение, Гоголь искусно использует гротеск, основные черты которого следующие:
1.Особое средство художественной выразительности, представляющее собой интеллектуальную словесную игру с именами, прозвищами.
Майор Ковалёв – герой повести Н.В. Гоголя «Нос». Его имя и отчество (Платон Кузьмич), содержащее одновременно иронический намёк на греческого философа Платона и пародийно диссонирующее отчество простоватого Кузьмы, говорят о том, что майор Ковалёв не помышляет ни об идеализме, ни о платонической любви. Он и именует себя майором необоснованно. Следовательно, сущность его образа – амбиция, самолюбие, сознание иерархического ранга в качестве незыблемого жизненного закона: «Он мог простить всё, что ни говорилось о нём самом, но никак не извинял, если это относилось к чину или званию».
2.Двойничество, наделение самостоятельным бытием какого – либо свойства, предмета, абстракции, идеи.
Образ майора Ковалёва распадается надвое: он сам и его Нос. Двойник Ковалёва (Нос) метонимически отделяется от своего носителя, и Ковалёв попадает в центр так называемой «миражной интриги», вступает в конфликт с собственным носом, от исхода этой борьбы зависят все блага жизни для Ковалёва. Как жить без носа в Петербурге, где достоинство человека определяется именно внешним видом! Нос не подчиняется Ковалёву до тех пор, пока не выясняется, что он, этот самый нос, не имеет чина статского советника и живёт по чужому паспорту.
3. Сочетание абсурдной фантастической истории с исчезновением носа и будничной реальности Петербурга.
4. Не скрываемая, а наоборот, открыто демонстрируемая, эпатирующая иррациональность, алогизм, сродни логическому парадоксу.
Нос ведёт себя так, как и подобает «значительному лицу» в чине статского советника: делает визиты, молится в Казанском соборе «с выражением величайшей набожности», заезжает в департамент, собирается по чужому паспорту уехать в Ригу. Никого не интересует, откуда он взялся. Все видят в нём не только человека, но и важного чиновника.
5. Гротескные приключения Носа, как телесного показателя амбиции майора Ковалёва, иронически обыгрываются Гоголем в духе назидательного рассказа о справедливо наказанном тщеславии. Таинственные и мистические силы жизни бросают несложное бытовое существо, занятое исключительно пошлыми материальными проблемами, в вихрь жестоких испытаний, оканчивающихся ничем. Гоголь необычайно раздвинул границы условности и показал, что эта условность замечательно служит познанию жизни. Если в этом нелепом обществе всё определяется чином, то почему же нельзя эту фантастически – нелепую организацию жизни воспроизвести в фантастическом сюжете? Гоголь показывает, что не только можно, но и вполне целесообразно. И таким образом формы искусства в конечном счёте отражают формы жизни.
6.Наличие конкретного, фиксированного объекта сатирического осмеяния со столь же обязательным эффектом узнавания.
Ковалёв не тот, за кого себя выдаёт: не настоящий майор, не соответствует вице-губернаторскому месту, неискренен со своими знакомыми. Он становится честным, готовым заплакать только тогда, когда с ним случается беда, когда он теряет нос. А когда нос вернулся, то вернулась его прежняя маска: прежние привычки, прежние знакомства. Понадобилось вмешательство нечистой силы, чтобы сорвать с него маску, открыть его истинное лицо. Маска у всех героев: у брадобрея, у частного пристава, у доктора, у квартального полицмейстера – у всей России. Под внешним приличием кроется равнодушие, лживость, грубость, взяточничество, чинопоклонство, тщеславие, лесть, зависть. Автор тоже надевает на себя Маску наивного и простодушного повествователя, удивляясь происшедшему, даже в финале повести укоряя себя за то, что такая нелепица стала предметом его повествования, но в истории, случившейся с майором Ковалёвым, «есть много неправдоподобного. А всё, однако же, как поразмыслишь, во всём этом есть что-то». И этот приём позволяет Н.В. Гоголю сатирически обрисовать пороки современной ему России.
Для чего автор создает гротескную ситуацию в повести нос
Гротеск
Сатирическая повесть «Нос» была написана Н. В. Гоголем в 1832-1833 годы. Некоторые издания отказывались печатать ее, считая абсурдной и тривиальной, но А. С. Пушкину повесть показалась более, чем интересной, веселой, фантастической и оригинальной. В 1836 году он опубликовал ее в своем журнале «Современник». Со стороны было много критики в адрес произведения, из-за чего автор неоднократно менял ее финал и ряд деталей. В повести «Нос» Гоголь использовал художественный прием гротеска, основанный на преувеличении свойств и значения определенных предметов.
По сюжету у коллежского асессора Ковалева в одно весеннее утро пропал нос. В то же время его нос оказался в буханке свежеиспеченного хлеба, который собирался съесть цирюльник Иван Яковлевич. Связь между этими персонажами существовала прямая, так как именно у Ивана Яковлевича брился асессор. Эта странная история не имела объяснений. Ситуация усугубилась, когда, Ковалев встретил свой собственный нос, разгуливающим в мундире со шпагой по улицам Петербурга. Здесь нужно отметить, что Платон Кузьмич был не только коллежским асессором, но и майором. Сам себя он любил называть именно майором. В Петербурге он оказался неслучайно. У него был план найти невесту с завидным приданым и занять чин повыше в департаменте. Оттого он всегда старался выглядеть безупречно, часто прогуливался по Невскому и заигрывал с местными дамами. Нетрудно догадаться, что потеря носа для такого человека подобна смерти.
Нос в повести Гоголя выступает своего рода достопримечательностью, символом благообразия и порядочности, а его потеря, наоборот, ставит под сомнение нравственные достоинства хозяина. Даже частный пристав, к которому Ковалев обратился за помощью, отмечает, что порядочному человеку нос не оторвут. Так, описывая существующее общество, автор соединяет реальное с нелепым, а смешное со страшным. Гротеск – это и есть небывалый мир, противопоставленный повседневному быту и реальной действительности. По этой причине, повесть «Нос» называют гротескно-сатирической.
Элементы гротеска проявляются не только в загадочном исчезновении и появлении носа майора Ковалева, но и в целой череде событий, сопутствующих погоне за собственным носом. Мало того, что нос носил мундир, шитый золотом, и шляпу с плюмажем, так он еще и спокойно передвигался по городу из одного заведения в другое. Так, майор застал свой нос, с величайшей набожностью молящимся в Казанском соборе. В городе ходили слухи, что нос бывает днем на Невском проспекте, в Таврическом саду, а затем направляется в магазин Юнкера. Вскоре в этих приметных местах в обозначенное время стало собираться множество народу.
В своем несчастии майор Ковалев даже заподозрил штаб-офицершу Подточину, которая хотела выдать за него свою дочь. Он решил, что она обратилась к каким-то бабкам-колдовкам, чтобы наказать его. Однако седьмого апреля нос опять появился на лице майора. Таким образом, после двухнедельных хождений по городу он вернулся на место. С тех пор, как Ковалев, так и напуганный цирюльник Иван Яковлевич относились к носу с особой осторожностью. Сам автор в конце повести утверждает, что такая ситуация, конечно же, редко, но произойти может.
Сочинение на тему: Гротеск в повести Гоголя “Нос”
Гротеск в повести Гоголя “Нос”
Сатирическая повесть “Нос” была написана Н. В. Гоголем в 1832-1833 годы. Некоторые издания отказывались печатать ее, считая абсурдной и тривиальной, но А. С. Пушкину повесть показалась более, чем интересной, веселой, фантастической и оригинальной. В 1836 году он опубликовал ее в своем журнале “Современник”.
Со стороны было много критики в адрес произведения, из-за чего автор неоднократно менял ее финал и ряд деталей. В повести “Нос” Гоголь использовал художественный прием гротеска, основанный
По сюжету у коллежского асессора Ковалева в одно весеннее утро пропал нос. В то же время его нос оказался в буханке свежеиспеченного хлеба, который собирался съесть цирюльник Иван Яковлевич. Связь между этими персонажами существовала прямая, так как именно у Ивана Яковлевича брился асессор. Эта странная история не имела объяснений.
Ситуация усугубилась, когда, Ковалев встретил свой собственный нос, разгуливающим в мундире со шпагой по улицам Петербурга. Здесь нужно отметить, что Платон Кузьмич был не только коллежским асессором, но и майором.
В Петербурге он оказался неслучайно. У него был план найти невесту с завидным приданым и занять чин повыше в департаменте. Оттого он всегда старался выглядеть безупречно, часто прогуливался по Невскому и заигрывал с местными дамами.
Нетрудно догадаться, что потеря носа для такого человека подобна смерти.
Нос в повести Гоголя выступает своего рода достопримечательностью, символом благообразия и порядочности, а его потеря, наоборот, ставит под сомнение нравственные достоинства хозяина. Даже частный пристав, к которому Ковалев обратился за помощью, отмечает, что порядочному человеку нос не оторвут. Так, описывая существующее общество, автор соединяет реальное с нелепым, а смешное со страшным.
Гротеск – это и есть небывалый мир, противопоставленный повседневному быту и реальной действительности. По этой причине, повесть “Нос” называют гротескно-сатирической.
Элементы гротеска проявляются не только в загадочном исчезновении и появлении носа майора Ковалева, но и в целой череде событий, сопутствующих погоне за собственным носом. Мало того, что нос носил мундир, шитый золотом, и шляпу с плюмажем, так он еще и спокойно передвигался по городу из одного заведения в другое. Так, майор застал свой нос, с величайшей набожностью молящимся в Казанском соборе. В городе ходили слухи, что нос бывает днем на Невском проспекте, в Таврическом саду, а затем направляется в магазин Юнкера.
Вскоре в этих приметных местах в обозначенное время стало собираться множество народу.
В своем несчастии майор Ковалев даже заподозрил штаб-офицершу Подточину, которая хотела выдать за него свою дочь. Он решил, что она обратилась к каким-то бабкам-колдовкам, чтобы наказать его. Однако седьмого апреля нос опять появился на лице майора.
Таким образом, после двухнедельных хождений по городу он вернулся на место. С тех пор, как Ковалев, так и напуганный цирюльник Иван Яковлевич относились к носу с особой осторожностью. Сам автор в конце повести утверждает, что такая ситуация, конечно же, редко, но произойти может.