Для чего басовые струны обматывают металлической проволокой
Гитарные струны. Часть 5. Виды оплетки
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Ну, вот и подоспела уже пятая по счету мини-статья про струны для гитары. Фтыкаем! 😉
Струны в плоской оплетке
Классическая струна, которая дает теплый, густой тон – так лучше всего охарактеризовать струну в плоской оплетке. Конструктивно струна выполнена из сердечника и плоской металлической ленты, обмотанной вокруг него. Гладкий профиль таких струн меньше повреждает накладку и лады гитары, по сравнение с другими видами оплетки струн.
Струны в круглой оплетке
На сегодняшний день, струны в круглой оплетке наиболее популярны и распространены на рынке. Конструктивно струна выполнена из сердечника и круглой металлической проволоки, обмотанной вокруг него. Такие струны проще всего в производстве, что благоприятно сказывается на их стоимости. Оплетка жестко не закреплена вокруг сердечника, что может доставлять некоторый дискомфорт, особенно, если оплетка повреждена.
Струны с круглой оплеткой дают призвуки при игре, например, скрип пальцев или медиатора о струну. Кстати, сказать, это не всегда плохо, т.к. скрипя медиатором о струны можно имитировать виниловые скретчи. За примером далеко ходить не надо – достаточно послушать O’Funkillo. Получается симпатично.
Из-за своей ребристой поверхности такие струны быстрее изнашивают лады и накладку. Так же, во впадины между витками имеет обыкновение забиваться грязь, от чего струны начинают звучать тускло. Поэтому, струны, как и накладку грифа, надо регулярно чистить. Это позволит продлить жизнь струнам и реже их менять.
Струны в полукруглой оплетке
По конструкции, струны в полукруглой оплетке – это гибрид между струнами в круглой и плоской оплетке.
Гибрид не только по конструкции, тон этих струн сочетает в себе звуковые характеристики струн в круглой и плоской оплетке.
На самом деле, на сердечник сначала наматывают круглую проволоку, а затем, либо шлифуют с одной стороны, либо используют пресс для придания ровности оплетке. В связи с этим, с годами, появилось несколько подвидов струн с полукруглой оплеткой.
Стиль 1 предполагает полукруглую оплетку. Такие струны легко спутать с со струнами с плоской оплеткой. Однако, с внутренней поверхности, оплетка имеет касательный контакт с сердечником, так же как на струнах с круглой оплеткой.
В стиле 2 используется оплетка, которая выровнена с обеих сторон. Это делает контакт между сердечником и оплетка почти таким же, как в струнах с плоской оплеткой. Поверхности струны грубее, чем при плоской оплетке, но менее абразивная и шершавая, как у струн в круглой оплетке.
Стиль 2 дает менее яркое звучание, по сравнению со стилем 1.
Стиль 3 дает самое яркое звучание из всех подвидов струн с полукруглой оплеткой. Звук примерно такой же, как у струн в круглой оплетке. Контакт сердечника и оплетки такой же, как у струн в круглой оплетке. Но ощущения от игры ближе к струнам в плоской оплетке, т.к. внешняя поверхность струны несколько сглажена.
В общем, струны в полукруглой оплетке не сильно популярны на рынке, но и они находят своих пользователей.
Гексагональная оплетка
Конструктивно струна с гексагональной оплеткой представляет собой шестигранный сердечник с намотанной на нее, обычно, круглой проволокой.
Шестигранный сердечник улучшает контакт между ним и оплеткой. Таким образом, снимается проблема кручения оплетки вокруг сердечника, так же, есть мнение, что это улучшает звук.
Более острые края быстрее изнашивают лады и накладку грифа, и струны менее комфортны при игре. Хотя, думаю, что это, скорее, дело привычки.
Дополнения, исправления, комментарии приветствуются. Друзья, пишите в комменты.
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Струны
Когда в 1951 г. Лео Фендер сконструировал свой Precision Bass, струн для бас-гитар еще не было и в помине. Существовавшие в то время струны для контрабасов делались исключительно из бычьих жил и не обладали необходимыми для звукоснимателей электромагнитными свойствами. Что сделал Лео? Он вручную обмотал стальной проволокой участки жильных струн над звукоснимателем. Позже он заказал компании V.C.Squier изготовить стальные струны с плоской обмоткой для своего нового инструмента. Чтобы воспроизвести характерный мягкий звук контрабаса, эти струны были сделаны из стальной проволоки с никелевым или хромовым покрытием, обмотанной вокруг центральной стальной жилы.
Д о начала 60-х годов струны с плоской обмоткой оставались единственным выбором для бас-гитар. Пока в 1963 г. не появился новый тип струн, существенно изменивший звучание этого инструмента: им стали струны с круглой обмоткой. Изобретенные англичанином Джеймсом Хау, Rotosound Swing Bass JS66 обладали более ярким звучанием, большим сустейном и атакой, по сравнению со струнами с плоской обмоткой. Мощный звук новых струн вскоре совершил поистине революцию в звучании таких выдающихся музыкантов, как Джон Энтвистл, Крис Сквайер и Стенли Кларк.
Струны с круглой обмоткой обычно изготавливаются из стальной проволоки с круглым сечением, наматываемой на стальную жилу. Обратной стороной такого дизайна явилось то, что имея хорошую абразивную поверхность и твердость стали, эти струны издавали больше скрипов при скольжении по ним и к тому же нещадно «пилили» лады. Какое было предложено решение? Производители стали применять в качестве обмотки проволоку с покрытием из более мягких металлов, таких как никель, медь и даже золото. Звук при этом становился более мягким и менее ярким, чем у традиционных струн с обмоткой из чистой стали. Кроме того, струны с покрытием быстрее изнашивались.
Тогда был предложен вариант полукруглой обмотки, получаемой путем шлифования наружной поверхности круглой обмотки. Обладая более мягким ходом и средним по яркости звуком, они получили свое признание у любителей безладового баса, предпочитающих более яркий звук, чем у плоских струн, и, в то же время, щадящих свой гриф.
В настоящее время производством струн занимается большое количество фирм, среди которых существует сильнейшая конкуренция. Несмотря на всякого рода нововведения, предлагаемые различными компаниями, сохраняется устойчивый спрос на традиционные типы струн. Вот почему в ассортименте большинства производителей можно встретить практически все существующие с давнишних времен модификации.
Станок для ручной намотки струн 1913 года |
Различия касаются, в основном, технологии производства. И здесь до сих пор не утихает спор между сторонниками ручного и машинного способа изготовления струн. Понятно, что первый из них появился гораздо раньше и может считаться более традиционным. La Bella, например, «мотает» свои струны вот уже более 350 лет. Сторонники ручного труда говорят о струнах как об уникальных произведениях искусства, чья уникальность может быть достигнута только ручным способом, подчеркивая авторскую роль мастера. Однако доводы типа «старый конь борозды не портит» не впечатляют таких производителей, как D’Addario и SIT, которые не видят никаких реальных преимуществ ручной технологии. К тому же, контроль качества даже на самой современной автоматизированной линии не обходится без участия живого человека. Такие крупные производители струн, как D’Addario или D’Aquisto, кроме самих струн занимаются также разработкой и производством машин для их изготовления с использованием высоких технологий и микроэлектроники. Тем не менее, никто, в свою очередь, еще не доказал, что машина может делать более хорошие струны, чем человек. Спор продолжается.
Современный станок для автоматической намотки сразу нескольких слоев обмотки |
Между тем, разработки, ведущиеся на протяжении всей истории развития этой отрасли, создали целый ряд технологических нюансов, получивших свое применение и своих почитателей.
Всем известно, что звук возникает в результате колебания струны. Чтобы этот звук обладал должной музыкальностью, необходимо присутствие в нем «правильных» обертонов. Кроме того, струна должна обладать определенными механическими свойствами. Поэтому басовые струны не делают из цельного стального провода, а все они состоят из центральной жилы и одной или нескольких обмоток. Вот тут и возникает вопрос о соотношении диаметра сердцевины и толщины обмотки. Готовых рецептов нет. Каждая компания сама подбирает эти величины, руководствуясь своими соображениями.
Одни производители предпочитают тонкую центральную жилу с толстой обмоткой, объясняя, что так достигается большая яркость звучания. Действительно, с тонкой сердцевиной подвижность струны больше и звук ярче, но при этом теряется сустейн и громкость, да и строй такая струна держит хуже.
Соотношение центральной жилы и обмотки влияет также и на чувствительность струны. Многие фирмы и музыканты называют это «натяжением». На самом деле, оно складывается из двух показателей: гибкости самой струны и той силы, которая необходима для натяжения струны на должную высоту. Струна с толстой сердцевиной будет более тугой и упругой, чем струна такого же диаметра, но с тонкой центральной жилой и более толстой обмоткой.
Производители тратят уйму времени и энергии на поиск оптимальной чувствительности не только для каждой струны, но и для всего комплекта.
Еще одним плацдармом для экспериментов является сечение центральной жилы. Большинство фирм (Rotosound, SIT и др.) используют провод с гексагональным сечением. Это, по их мнению, придает дополнительную яркость и стабильность струне за счет того, что обмотка надежнее «цепляется» за углы сердцевины. Другие, например, DR и Stringer, предпочитают круглое сечение. Их доводы не менее убедительны. Они настаивают на том, что к круглой сердцевине обмотка прилегает плотнее, без зазоров, что не только положительно влияет на плотность звука, но и препятствует скоплению грязи и пыли, а, следовательно, продлевает струнам жизнь. Проблема же в том, что вокруг круглой жилы обмотка может проворачиваться. Поэтому компании, использующие круглую сердцевину, идут на всякого рода ухищрения, способствующие дополнительной фиксации обмотки (всевозможные спилы и насечки в определенных участках).
Многие фирмы подвергают свои струны дополнительным манипуляциям уже после намотки. В частности, уже упоминались струны с полукруглой обмоткой. Их выпускают почти все компании. Кроме того, существуют еще так называемые струны с компрессионной обмоткой. При такой технологии струны пропускают через специальные ролики, которые спрессовывают витки обмотки, уплотняя их относительно друг друга. Таким образом, при той же длине число витков у таких струн больше, а, следовательно, больше плотность и меньше лишних зазоров. В Alembic’е, однако, выступают против всякой обработки готовых струн, считая, что это приводит к лишней деформации металла, поэтому с той же целью там применяют обмоточный провод с овальным сечением.
В начале 70-х Rotosound предложила басовые струны, у которых обмотка заканчивалась непосредственно перед струнодержателем, обнажая центральную жилу. Это позволяло увеличить подвижность и сустейн струны. Хотя Rotosound до сих пор владеет патентом на струны с открытой центральной жилой, многие фирмы наладили выпуск «суживающихся к концу» струн, у которых над струнодержателем проходит только один слой обмотки (Trace Elliot).
Джим Д’Аддарио категорически возражает против такого подхода. По его мнению, чтобы струна создавала равномерные колебания, она должна быть одинаковой по толщине на всем своем протяжении. О также считает, что по той же причине от струн с суживающейся обмоткой практически невозможно добиться абсолютного строя.
4 СТРУНЫ
5 СТРУН
Вот следующая таблица из этого обзора, дает уже более наглядные рекомендации.
4-STRING SETS | Rock | Metal | Funk | Blues | Punk | Jazz | Fusion | Reggae | Country | |
Alembic | CX-3 | + | + | + | + | + | + | + | ||
D’Addario | XL | + | + | + | + | + | + | + | ||
Slowound | + | + | + | + | + | |||||
XL Reds | + | + | + | + | ||||||
Dean Markley | SR2000 | + | + | + | + | |||||
DR | Lo-Riders (SS) | + | + | + | ||||||
Elites | Single Ball End | + | + | + | + | + | ||||
Ernie Ball | Hybrid Slinky (SS) | + | + | + | + | + | ||||
Fodera | 4-String Steel | + | + | + | + | + | ||||
GHS | Boomers | + | + | + | + | + | + | + | ||
Super Steels | + | + | + | + | + | |||||
Brite Flats | + | + | + | + | + | + | ||||
Precision Flatwounds | + | + | + | + | + | |||||
Ken Smith | Rock Masters | + | + | + | + | + | ||||
Bass Burners | + | + | + | + | + | + | ||||
Compressors | + | + | + | |||||||
LaBella | Hard Rockin’ Steel | + | + | + | + | |||||
DTB Tape Wound | + | + | + | + | ||||||
Maxima | Gold Maxiflex | + | + | + | + | + | + | |||
MTD | Essential Series | + | + | + | + | |||||
Pedulla | Stainless Steel | + | + | + | + | + | ||||
Rotosound | Swing Bass 66 | + | + | + | + | |||||
SIT | Rock Brights Stainless | + | + | + | + | |||||
Trace Elliot | ST4/SS | + | + | + | + | |||||
Warwick | Black Label | + | + | + | + | |||||
Zon | Ultrasonic Nickel | + | + | + | + | + | + | |||
Ultrasonic Steel | + | + | + | + | + | |||||
5-STRING SETS | Rock | Metal | Funk | Blues | Punk | Jazz | Fusion | Reggae | Country | |
Carvin | 5011 | + | + | + | + | + | + | |||
C. Stringer | Snarling Dogs NPS | + | + | + | + | + | ||||
D’Addario | XL5 | + | + | + | + | + | + | + | ||
Chromes | + | + | + | + | + | |||||
Elites | Single Ball End | + | + | + | + | + | ||||
Ernie Ball | Hybrid Slinkys (SS) | + | + | + | + | |||||
Group III Flatwound | + | + | + | + | + | |||||
GHS | Super Steels | + | + | + | + | + | ||||
Boomers | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Ken Smith | Rock Masters | + | + | + | + | + | + | |||
Pedulla | Stainless Steel | + | + | + | + | + | ||||
Sadowsky | Roundwounds | + | + | + | + | + | + | |||
Thomastik-lnfeld | Jazz Bass | + | + | + | + | + |
Радует тот факт, что многие из представленных струн (D’Addario, GHS, SIT, LaBella, DR, Ernie Ball, C. Stringer и др.) свободно продаются у нас в стране. Так что, есть из чего выбирать.
Из чего делают струны для гитары
Гитарных струн существует огромное количество – без них невозможно звукоизвлечение на гитаре. Современный рынок предлагает большое число видов гитарных струн, которые производят из различных материалов. По этой причине ничего удивительного нет в том, что запутаться в таком многообразии может даже опытный музыкант. Давайте разберемся, из чего же делают струны для гитары.
Из каких материалов производят струны
Это нержавейка или благородная сталь. Струны из данного сырья имеют превосходную прочность. Со временем на них не образуется ржавчина. Нержавеющая сталь имеет магнитные свойства. За счет этого данные струны обеспечивают яркий звук с подчеркнутыми средними частотами. Кроме того, они очень жесткие.
Золото является одним из самых дорогостоящих металлов. Оно нашло свое применение в производстве гитарных струн. Они стоят значительно дороже, чем предыдущий вариант, но зато еще более прочные и отличаются насыщенным звуком.
Множество струн производят из чистого никеля или из сплава никеля и стали. Никелевые струны немного тише за счет своих магнитных свойств, чем струны из сплава, которые гораздо интенсивнее влияют на магнитное поле звукоснимателей.
Струны для гитары из никеля
Как правило, струны из такого материала ставят на вестерны и джамбо. Их не используют на электрогитарах. Обладают ярким и достаточно четким звуком.
Их цена намного меньше, чем бронзовых и серебряных струн. Обладают не таким ярким звуком. Используются на акустических гитарах.
Такие струны используются на классических гитарах. Основная их часть без шарика на конце. По этой причине струны приматывают к бриджу особыми узелками. Данные струны – единственные, которые допускается ставить на «классику». Они намного мягче своих металлических «собратьев», не режут пальцы, но в то же время звучат очень глухо.
Гитарные струны из нейлона
Какая бывает обмотка
Различают следующие виды обмоток басовых гитарных струн:
Такие струны обматывают нешлифованной круглой проволокой из стали. Данная технология обеспечивает звучание, богатое обертонами. Для тех, кто не знает: обертон – высокочастотный призвук.
Обмотку таких струн отшлифовывают, что уменьшает уровень шума при скольжении руки по грифу инструмента. Звучание данных струн богатое и оживленное.
Такие струны отшлифовывают максимально гладко. За счет этого на них не остаются частички кожи, не прилипает грязь. При скольжении рук по грифу у них нет почти никакого звука, но зато сами по себе они звучат скучно и бедно.
Обмотки басовых гитарных струн выглядят следующим образом
Теперь вы знаете, из чего делают струны. Надеюсь, вы сможете определиться с выбором комплекта для своей гитары. И, если вы начинающий гитарист, ни в коем случае не ставьте на классическую гитару струны из металла. В противном случае не избежать деформации грифа.