Для чего баяну регистры
Тембр баяна
Классическую музыку в баянном исполнении слушают с некоторой осторожностью. Многие даже не подозревают, что баян бывает классическим. У нас принято считать, что баян мужской инструмент. По телевидению с давних времен видим, что очень редко на нем играют женщины. Но самая большая ошибка в том, что баян не может быть классическим. И сегодня есть те, кто называет инструмент фольклорным, в какой-то степени архаичным.
Такие люди просто не знают его возможностей или отказываются верить в существование других возможностей. С новой системой, которая появилась в 1960-х в Италии, на баяне – кнопочном аккордеоне можно сыграть что угодно: знаменитые классические произведения, даже фортепианные концерты Бетховена. В самых знаменитых залах аккордеон и баян звучат ярко, насыщенно и громко. И исполнителей на самом деле много.
Я имею в виду не тех, кто создает видимость виртуозной игры под фонограммы, а тех, кто действительно виртуозно преподносит слушателям сложнейшие классические фактуры бессмертных творений великих мастеров. К великому сожалению очень мало современных композиторов, которые пишут именно для баяна и аккордеона. А ведь именно композиторы дают нашему инструменту идентичность. Для других инструментов (фортепиано, скрипка) уже есть нотная литература на века, а у баянистов она еще только развивается, хотя уже довольно богатая и для начинающих исполнителей, и для исполнителей высокого уровня.
Одной из определяющих характеристик инструмента является тембр. В связи с этим принята классификация баянов по конструктивным особенностям и голосовому составу звукорядов правой клавиатуры. Больше всего распространены двухголосые баяны с прямой декой. Серийные инструменты имеют кусковые голосовые планки из дюралюминия, заказные – медные цельнопланочные, что способствует созданию сочного, глубокого тона.
Для изменения тембра звука применяются ступенчатые и «ломаные» деки (расположенные под углом, называющиеся также резонаторным каналом). Суть конструкции в том, что дека своим изгибом образует акустическую камеру, в которой дополнительные резонаторы помещаются перпендикулярно к резонаторам, установленным в обычном положении. Преломление звуковых волн создает приятный приглушенный тембр звучания.
Инструменты с такими конструкциями, как правило, трех, четырех, или даже пятиголосные. Примером четырехголосного многотембрового баяна является готово-выборный баян «Юпитер».
Для управления тембром звука применяется система переключателей, называемых регистрами. Они располагаются возле клавиатуры и при нажатии передвигают внутри деки или в резонаторных розетках модераторные пластины, которые открывают или закрывают доступ воздуха к тому или иному резонатору.
На «Юпитере» — 15 регистров, причем 5 наиболее употребительных продублированы на верхней части правого полукорпуса для включения подбородком. 15 тембровых красок образуются четырьмя основными тембрами – фагот и кларнет в ломаной деке, концертино и пикколо в прямой – и их различными комбинациями.
Звучание многотембрового баяна настолько красочно, колористично, объемно, что его вполне справедливо называют маленьким органом. Ведь в основе близости тембров этих инструментов лежит акустическая родственность язычковых труб органа со звукообразующим устройством баяна. Конечно, небольшой инструмент не в состоянии поразить грандиозностью звучания, содержащего атмосферу величественности, или повторить такое же множество тембровых красок – во всем этом баян уступает органу. Однако в концертно-камерной обстановке его звучание может быть естественно полным и мощным и выгодно отличаться тонкой динамической нюансировкой, гибким звуковедением.
Процесс дальнейшего конструктивного развития многотембрового готово-выборного баяна продолжается. Уже имеются пятиголосные инструменты, где голоса новых планок звучат выше пикколо на квинту, создавая новую яркую и эффективную обертоновую краску. Имеются баяны с многотембровым трехголосным выборным звукорядом в левой клавиатуре.
Широко применяется шестиголосый бас, а также регистры, отключающие в басу средние или верхние октавы. Для улучшения акустических характеристик на левом полукорпусе все чаще используется сурдина, изменяющая тембр и соотношение звучностей правой и левой клавиатур инструмента. Благодаря поискам отечественных и зарубежных конструкторов, опирающихся на опыт исполнителей, художественные возможности баяна обогащаются все более совершенными качествами.
Разнообразие тембров аккордеона
МБОУ ДО «Кривошеинская ДШИ», с. Кривошеино, Томская область, Россия
Любой музыкальный инструмент имеет особую окраску звучания, которая может несколько отличаться в зависимости от качества материала инструмента, способа звукоизвлечения, штрихов, других особенностей исполнения. Но далеко не каждый музыкальный инструмент обладает такой богатой палитрой тембров, как аккордеон, благодаря наличию регистров-переключателей.
Основная цель данной работы – продемонстрировать огромную роль использования регистров на аккордеоне, позволяющих изменять окраску звука, в воспитании музыкального слуха юного исполнителя.
В ходе рассмотрения особенностей применения разных регистров при игре на аккордеоне было уделено внимание решению таких задач, как повышение заинтересованности учащихся в освоении навыков игры на инструменте, развитие слухового контроля в процессе обучения, ассоциативного мышления учащихся, расширение музыкального кругозора юных музыкантов, а также стремление наиболее полно использовать возможности инструмента.
Для каждого педагога важно пробудить в учащемся желание приобретать навыки игры на инструменте с увлечением. Использование специфических особенностей при игре на инструменте всегда вызывает интерес у исполнителей и слушателей. Поэтому рассмотренная в данной статье проблема грамотного, методически осмысленного введения регистрового разнообразия в процесс обучения игре на аккордеоне необычайно актуальна для каждого преподавателя.
Тембр некоторых регистров аккордеона напоминает звучание других музыкальных инструментов. Например, в пьесе Н. Шейко «Балалаечка играет» слышно подражание игре на балалайке при использовании регистра. См. пример №1.
В пьесе «Покажи, как играет флейта» звучит тембр английского рожка, если играть в первой октаве, включив регистр , или флейты, если играть с этим же включенным регистром во второй октаве. См. пример №2.
Регистр может изменять характер звучания, сделав его более густым и насыщенным или более прозрачным и лёгким. См. пример №3 Приложения.
Пример №2
В украинском народном танце «Гопак» регистр использован для усиления звучности, чтобы подчеркнуть яркий, праздничный характер музыки. См. пример №4 Приложения.
Использование регистров помогает передать различные настроения, например, лёгкую грусть, нежность. См. пример № 5.
Пример №5
При помощи регистров можно увеличить диапазон звучания инструмента. См. пример №6.
Пример №6
, точками по вертикали – октавные повышения и понижения звука, а также октавные удвоения:
Написано:
В пятиголосных инструментах добавлен еще один голос, звучащий в унисон (еще один регистр):
Наличие трех голосов, настроенных один ниже, другой выше основного (третьего), создает большой разлив в звучании (так называемый «французский»). Этот эффектный тембр звука используется аккордеонистами на эстраде, однако для классической музыки он не может быть рекомендован.
Эта же комбинация трех звучащих в унисон голосов встречается на
Как видно из вышесказанного, включая регистр, мы меняем тембр звучания инструмента, но так же при включении некоторых регистров, диапазон инструмента увеличивается на октаву вниз и вверх. Необходимо знать, что регистры,
,
,
не изменяют высоты звучания (так как при включении регистров
,
преимущественно слышен нижний голос, как более сильный), тогда как при включении других регистров звучание становится на октаву ниже написанного:
Чтобы, при включении указанных регистров, звучание соответствовало написанному, следует играть октавой выше, то есть передвинуть руку вниз по клавиатуре.
Демпферные крышки, расположенные на правой сетке, а в особенности демпферная шторка под ней, служат не только для приглушения звучности, но и для изменения тембра звучания. При закрытой демпферной шторке звучание приобретает оттенок, какой достигается на инструментах с ломаной или ступенчатой декой.
Регистры левой клавиатуры позволяют регулировать густоту басовых звуков. Их включение и выключение приводит не к изменению тембра, а лишь к увеличению или к уменьшению громкости за счет большего или меньшего октавного удвоения, также дает возможность провести мелодию в партии левой руки без октавных удвоений в более высоком или низком звучании. Нужно следить за тем, чтобы регистр левой клавиатуры аккордеона соответствовал по силе и характеру звучания регистру правой стороны. Регистры левой клавиатуры обозначаются:
При использовании регистров левой клавиатуры надо соблюдать звуковое равновесие партий правой и левой руки. Например, включив на правой клавиатуре регистр(звучание в один голос), необходимо уменьшить густоту басовой партии, включив один голос из крайних басовых регистров. И наоборот, включение многоголосных регистров правой клавиатуры:
,
,
-требует более насыщенного звучания партий левой руки, которые достигается включением регистра
.
Для аккордеонов, имеющих пять регистров на правой клавиатуре и три – на левой, возможны следующие сочетания регистров:
Инициатива в выборе нужного регистра для выразительного исполнения пьесы должна исходить от учащегося, а педагог только направляет и развивает его музыкальное чутье. Играя произведение, написанное для симфонического оркестра, не всегда следует подражать различным инструментам, так как оркестровые краски очень разнообразны и могут часто сменять друг друга, а столь же частая смена регистров не даст желаемых результатов. Подбирая регистры, нужно учитывать общий характер, фактуру и художественный замысел произведения, искать новые краски, использовать специфические возможности аккордеона.
В большинстве случаев при переключении клавишных регистров, расположенных на сетке, снимать кисть с клавиатуры не нужно. Регистр следует переключать 1-ым или 2-ым пальцем, если кисть находиться внизу, а нужный регистр вверху; 4-м или 5-м, если кисть находиться вверху, а нужный регистр внизу; 3- м пальцем, если нужный регистр находиться около 3-ого пальца.
Очень важно, чтобы момент включения регистра приходился на определенный счет, и движение руки не выводило играющего из ритма и тактового размера произведения. Надо следить, чтобы движения были быстрыми, но не суетливыми. Кроме того, надо точно знать расположение регистров и включать их не глядя.
Насколько часто надо включать регистры – правил не существует, это зависит от художественного замысла исполняемой пьесы, трактовки исполнителя и возможностей инструмента.
Использование регистров даёт возможность практически решить основные задачи обучения игре на аккордеоне: формирование музыкально-художественных и слуховых представлений, развитие творческого мышления, разширение музыкального кругозора.
3. «Юный аккордеонист», ч.2, М.: «Музыка», 2003г.
4. «Самоучитель игры на аккордеоне», М.: «Советский композитор», 1988г.
5. «Музыкальная энциклопедия», М.: «Советская энциклопедия», 1981г.
6. «Школа игры на аккордеоне», М.: «Музыка», 1990г.
7. «Школа игры на аккордеоне». – М.: «Советский композитор», 1989г.
Использование тембровых регистров при обучении игре на аккордеоне, баяне
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МБУ ДО «Детская музыкальная школа им. А.Г. Абузарова»
«Использование тембровых регистров при обучении игре
на аккордеоне, баяне»
по классу аккордеона
Использование тембровых регистров
при обучении игре на аккордеоне, баяне.
В последние десятилетие ХХ столетия широко и стремительно развивается инструментальное исполнительство на баяне и аккордеоне. Появились инструменты высокого качества. Их широкое распространение дает возможность наилучшим образом решать проблемы эстетического порядка. Для исполнителей на аккордеоне как в нашей стране, так и за рубежом усложнился круг художественных образов, для более глубокого и полного их раскрытия на помощь пришли: использование регистровых тембров и существующий обобщенный опыт регистровки на баяне, аккордеоне.
Среди музыкальных средств художественного воздействия трудно переоценить роль тембров. Они весьма разнообразны.
На тембр оказывают влияние способ звукоизвлечения, среда, в которой возникает и распространяется звук.
В связи с этим необходимость октавных удвоений на органе клавесине и баяне связана не столько с тесситурой звучания музыкального материала, сколько с тембровой палитрой.
Тембры и регистры во многом играют синтезирующую роль, призваны « объединять звуки музыкальной фразы или интонации в произносимые цельности». Баянисты и аккордеонисты обладают большими возможностями активно воздействовать на все три фазы звукоизвлечения (атака, продолжение и снятие), что в значительной степени влияет на окраску звука. Путем различного удвоения обертонов, а также за счет акустических возможностей самого инструмента, исполнители на аккордеоне, равно, как и на органе, клавесине, добиваются ярких художественных эффектов.
Первоначально регистровые переключатели делали с целью увеличения диапазона инструмента, ограниченного небольшой клавиатурой. Постепенно функции регистровки расширились. Условные наименования регистров связаны с органной традицией, где практикуются названия по аналогии с инструментами оркестра.
Тембр аккордеона, баяна зависит от колебания звучащего язычка, а также от силы и количества слышимых обертонов. Они могут быть усилены или ослаблены в зависимости от конструкции дек, резонаторов, корпуса, механик, наличия сурдин и других факторов.
Использование тембровых красок является мало исследованной областью баянного исполнительства. Вопросы регистровки не новы, но одним из самых острых среди них всегда был вопрос чрезмерного увлечения игрой красок, которая порой отодвигала на второй план идею художественного исполнения. Этот вопрос и сегодня стоит перед баянистами и аккордеонистами. Перенасыщение регистровкой (особенно в полифонических произведениях) так же не желательно, как и чрезмерное ее обеднение.
Что касается современных авторов, то они, как правило, в своих сочинениях и обработках обозначают регистровку, и исполнителю остается только выполнить эти указания.
Главные функции регистровки:
— Членение полифонической ткани
Регистры правого полукорпуса
4 «пикколо» 16, 4 «орган»
8,4 «гобой» 16, 8, 8 «баян с фаготом»
8 «кларнет» 16, 8, 8, 4 «тутти»
16 «фагот» 16, 8, 4 «орган с кларнетом»
8 «концертина»
8, 4 «челеста» 16, 8, 4 «орган с концертиной»
8, 8 «баян» 16, 8 «фагот с кларнетом»
8, 8, 4 «баян с пикколо» 16, 8 «фагот с концертиной»
Основу звукового букета правой клавиатуры аккордеона составляют четыре тембра:
Также используется все сочетания двух дек:
В октавных утроениях
Регистры левого полукорпуса
Путем комбинирования этих основных тембров появляется возможность создания 11-ти звуковых вариантов.
Все регистры разделяются между собой звуковысотным и тембральным понятиями. Регистр «пикколо» является транспонирующим на октаву вверх.
Все регистры с «фаготом» транспонируют на октаву вниз.
Звучание остальных регистров соответствует нотной записи: Как уже было сказано выше, отличие регистров состоит и в тембровом отношении.
Применение тембровых регистров
Как известно, баян (аккордеон) гибкий инструмент в динамическом отношении. Обеспечивается это работой меха. Регистровка может выполнять динамическую функцию. Определенный подбор регистров приводит к созданию соответствующей динамической лестницы.
Одноголосные регистры выступают в роли ослабленной динамики, затем следуют двухголосные, трехголосные с «пикколо», далее двухголосные и трехголосные с «фаготом» и т.д.
Такая последовательность регистров приводит к постепенному устойчивому усилению звучности постепенному crescendo
Использование регистров приведет к постепенному устойчивому снижению звучности,т.е. к diminuendo
Таким же образом можно создавать и динамические контрасты. Сопоставление регистров
Соединение использования регистров с работой меха приводит к еще большему динамическому эффекту. Происходит не только количественное изменение звуковой энергии, но и качественное.
Тембровый план как фактор формы:
Смену (сопоставление) регистров можно использовать в связи со сменой разделов (частей) произведения. Различная тембровая окраска в этом случае способствует членению целого раздела, тем самым способствует лучшему пониманию слушателем формы всего произведения. Применяется при исполнении двухголосных инвенций, прелюдий, пьес в характере народно-песенного многоголосия с прозрачной, не насыщенной полифонической фактурой. Выделение голосов при помощи тембровых регистров в условиях полифонической ткани сразу же одевает ее в новый тембровый наряд.
Аккордеон обладает двумя деками в правой части корпуса – прямой и ломаной. В прямой деке находятся «пикколо» и «концертина». По окраске звука эти регистры светлые, яркие. В ломаной деке находятся «фагот» и «кларнет». Их звучание отличается более матовым, приглушенным тембром.
Практическое использование различных регистров находит самое широкое применение в оригинальных произведениях для аккордеона, а также в переложениях и транскрипциях.
Регистровый план должен формироваться, исходя из задумок композитора и из стилистических особенностей конкретного музыкального произведения. С оригинальными произведениями все достаточно ясно, а вот клавесинные пьесы старых мастеров в переложении для аккордеона будут иметь отличающуюся регистровку от современных фортепианных сочинений, а регистровый план больших органных прелюдий и фуг И.С. Баха будет также отличаться от его же хоральных прелюдий и т.д.
Решая проблему использования баянных регистров, необходимо исходить из формы произведения в целом: именно архитектоника всего произведения диктует нам его регистровый план.
В левой клавиатуре также существуют регистры переключатели. В аккордеоне с готовой клавиатурой, как правило, регистров три: «пикколо», «тутти», «фагот». В готово-выборном аккордеоне регистров-переключателей может быть столько, сколько задумано производителем или исполнителем (в настоящее время исполнители все чаще заказывают инструмент по индивидуальной модификации: определенный вес инструмента, количество клавиш, регистров).
Регистровка органных сочинений .
При переложении органных произведений для аккордеона важное значение имеет регистровка. Приведем обозначение звуковысотных регистров органа и соответствующие обозначения аккордеонных регистров.
2-футовые – звучит на две октавы выше написанного, (но соответствующего регистра нет);
32-футовые – звучит на две октавы ниже написанного (соответствующего регистра нет)
В органных произведениях регистровка обычно не проставлена, так как каждый орган обладает своим ансамблем регистров. При решении вопросов регистровки внимание исполнителя должно быть в первую очередь направлено на развитие музыкальной мысли, на архитектонику всего произведения. Именно форма всего произведения может подсказать нам регистровку каждого отдельного раздела, эпизода и т.д. Весьма справедливы в этом отношении слова А.Швейцера, который говорил: «Регистровка, выявляющая общее настроение, наиболее правильна; всякая другая – как бы она не была остроумна – хуже, так как затемняет подлинную форму произведения».
Аккордеонистам следует обратить внимание на следующую закономерность: если музыкальный материал изложен лишь на двух строчках для мануалов, а в партии педали паузы, то, в большинстве случаев динамика должна быть – p, mp. Скорее всего, это разработанный раздел фуги, интерлюдия. В партии правой руки в этих случаях следует избегать регистра «тутти» и пользоваться более прозрачными тембрами. Со вступлением партии педали обычно предполагается заметное увеличение динамики. Именно для таких эпизодов и целесообразно приберечь регистр «тутти».
При включении регистра с добавлением голосов (допустим, был регистр «орган», а затем включили «тутти», то есть добавили «кларнет» и «концертину») совсем не обязательно играть громче, так как динамика увеличивается естественным образом. Если требуется динамика ff, то лучше включить «тутти». Это рекомендация тем аккордеонистам, которые нюанс ff пытаются извлечь на регистре «орган»; при этом голоса чаще всего не выдерживают форсированного звучания и начинают детонировать.
В экспозициях фуг тему предпочтительнее играть на наиболее ярких регистрах: «баян с пикколо», «орган». Исключение составляют темы сумрачного характера, где можно использовать матовую окраску звучания голосов ломаной деки – «фагот с кларнетом». Переключение регистра в правой клавиатуре освежает звучание и тем самым помогает четче обозначить проявление нового раздела. В произведениях старинных мастеров часто встречаются эпизоды с использованием эффекта «эхо». Здесь вполне естественно воспользоваться не только контрастной динамикой, но и различными регистрами.
Регистровка клавирных сочинений
Дать готовые рецепты использования конкретных регистров невозможно – слишком разнообразны произведения клавирной эпохи, да и регистры на наших инструментах еще слишком различаются по звуку. Здесь очень важен слуховой опыт исполнителя. Важно помнить: регистры в клавирной музыке должны не расцвечивать, не украшать музыкальную ткань, а служить опорой тектонике формы, сменяясь на стыках разделов.
«Перенасыщение регистровкой так же нежелательно, как и чрезмерное ее обеднение» (Власов В.) Использование клавиатур и регистров клавесина давало возможность или придавать различный характер различным произведениям в целом, или окрашивать в различные краски различные части произведения, или придавать разнообразную окраску различным голосам. Задача в том, чтобы сделать ясными характер и структуру музыкального сочинения.
Регистровка подчеркивает динамический план произведения, когда более густые регистры противостоят одноголосным и усиливают динамику. Регистровка также позволяет расширить диапазон аккордеона, а порой и облегчить технику скачков и переноса рук, которыми так насыщена клавирная музыка.
контраст между частями важнее, чем внутри частей;
контраст между основными разделами формы важнее, чем внутри них;
контраст между двумя сонатами важнее внутреннего в каждой из сонат;
После приобретения учащимися начальных навыков игры, необходимо знакомиться на уроках, с различными тембровыми возможностями инструмента. Делать это следует постепенно, на выученных музыкальных произведениях. Играя не сложное музыкальное произведение, полезно послушать, как оно звучит в том или ином регистре. Такие упражнения приучают определять на слух разницу тембрового звучания, и выяснить, при включении какого регистра это музыкальное произведение звучит лучше и интереснее, а на каком регистре звучит грубо и искажается весь характер данного произведения.
Постепенно учащиеся должны знать значение каждого регистра-переключателя, и приобрести навыки не только в правильном применении регистров, но и в технике их включения и выключения.
Для правильного определения места переключения регистров нужно учитывать не только смену характера звучания той или иной части, художественно-интонационный замысел и мелодическую фактуру, но и то, где именно и каким образом произвести переключение регистра, не нарушая ритма и общего темпа произведения, чтобы переключение регистров было незаметно для слушателя.
Необходимо осуществлять меховой контроль звучания при смене регистров.
Переключение регистра может производиться и в местах, где нет паузы или длинной ноты. Что бы это происходило спокойно и не нарушало ровного исполнения (в том же темпе), требуется приобретение особого навыка.
Снятие на мгновение руки с клавиатуры и нажатие кнопочного или планочного регистра осуществляется быстрым, но спокойным и мягким движением с последующим ускорением к его концу.
Очень важно, чтобы момент включения регистра проходил на определенное «слово счета» и движение в этом случае, не выводило бы играющего из ритма и тактового размера данного музыкального произведения.
Переключение регистров нужно производить в характере исполняемого произведения и на конкретной ритмической основе.
Все это требует большого внимания от педагога и упорного труда от учащегося.
При игре следует обращать внимание на соответствие включенного регистра в левой стороне аккордеона и силе и характеру звучания включенного регистра в правой стороне аккордеона.
Нажимая на рычажок регистра, можно менять тембр звучания инструмента. Некоторые из тембров напоминают различные струнные или духовые инструменты. Исполняя произведения, написанные для симфонического оркестра, не всегда следует подражать тем инструментам, которые в данном случае использует композитор, так как оркестровые краски очень разнообразны и могут часто сменять друг друга.
Частая смена регистров не дает желаемых результатов, пэтому, подбирая нужные в данном произведении регистры, следует опираться на его общий характер, фактуру и художественный замысел.
1. Вопросы современного баянного и аккордеонного искусства.//Российская Академия музыки имени Гнесиных.М-2010г.
2. В.А Семенов. Об искусстве регистровки на баяне. //. М-2010г.//
3. В.П.Власов. Методика работы баяниста над полифоническими произведениями.// М- 2004//
4. Липс Ф. Об искусстве баянной транскрипции // Изд. «Музыка» М.- 2007