Для чего берут согласие на обработку персональных данных
Как бизнесу собирать согласия на обработку персональных данных у клиентов
Когда компания берет у клиентов номера телефонов, e-mail или другие личные сведения, необходимо получать согласие на их обработку. В статье рассказываем, как грамотно составить согласие на обработку персональных данных и избежать типичных ошибок
Ульяна Жаркова
Если вы используете в своей работе персональные данные клиентов, например у вас есть программа лояльности или email-рассылки, по закону вы обязаны собирать согласия на обработку этих данных.
Старший юрист Mindbox Ульяна Жаркова и юрист Mindbox Кира Лукашина рассказывают, в каких случаях необходимо собирать согласия на обработку персональных данных и как это правильно делать.
В статье даем примеры согласий на обработку данных, разбираем ошибки из практики и объясняем, чем грозит компании нарушение закона о персональных данных.
В конце статьи — шаблон клиентского согласия на обработку персональных данных — адаптируйте его под себя и используйте в своей работе.
Когда необходимо собирать согласия на обработку персональных данных
Персональные данные — это любая информация, по которой клиента можно идентифицировать: ФИО, номер телефона, email, паспортные данные, дата рождения, адрес, cookie-файлы и так далее.
Собирать согласия на обработку персональных данных нужно всем компаниям, которые работают напрямую с покупателями-физлицами.
«Чтобы понять, нужно ли брать согласие у клиента на получение и обработку данных, достаточно ответить на один вопрос: оставил ли вам покупатель информацию, по которой вы можете его идентифицировать, даже косвенно?
Если ответ „да“, вам надо запрашивать согласие на обработку этих данных.
Например, клиент оставил вам свой email или телефон в заявке на обратный звонок, значит, он передал вам свои персональные данные. С согласия клиента можно эти данные использовать: перезвонить и предложить оформить заказ, отправить пуш-уведомление о скидках на старую коллекцию, отправить email-рассылку с подборкой книг в интернет-магазине и так далее.
Если вы собираете данные в таком формате, что клиента невозможно идентифицировать, вам не нужно брать согласие на обработку его данных.
Допустим, компания проводит анонимный опрос или публикует отзывы под вымышленными именами или без указания конкретных данных: „отзыв Алисы К.“, „отзыв нашего покупателя из Химок“, „отзыв многодетной мамы“.
Еще сбор согласий не нужен в особых случаях, которые прописаны в законе. Например, закон не требует получать согласие от клиента, если его данные нужны для исполнения договора, который он уже заключил.
Не нужно брать согласие на обработку адреса, если клиент заказал у вас товар и оформил доставку на дом, потому что заключен договор купли-продажи и для его исполнения вам необходим адрес доставки».
Кира Лукашина
Мы выделили три частых ситуации, когда бизнес собирает клиентские данные и нужно получить согласие на их обработку:
Компания собирает на сайте cookie-файлы. Практически все сайты используют cookie-файлы, они собирают информацию об активности пользователя. С помощью cookie компания может узнать IP-адрес клиента или другие технические параметры устройства, с помощью которых пользователя в дальнейшем можно идентифицировать.
Раньше вопрос, считать ли cookie-файлы персональными данными, был спорным, но сейчас Роскомнадзор и суды широко трактуют понятие «персональные данные» и относят к ним cookie.
Поэтому, если ваш сайт собирает cookie-файлы, на нем должна всплывать плашка с запросом согласия на сбор cookie.
Клиент оставил свои данные на сайте. Обычно сайт компании — это не только визитная карточка бизнеса, но и способ сбора контактной информации клиентов.
Сбор клиентской информации компании организуют в разных формах: оформление заказа, регистрация в личном кабинете, поле для ввода номера телефона, на который перезванивает менеджер, подписка на рассылку компании, попапы со специальными предложениями или просьбой оставить отзыв об услуге или товаре.
При заполнении такой формы клиент передает вам свои персональные данные, поэтому вы должны получить его согласие.
Компания собирает информацию о клиенте офлайн. Бизнес может использовать разные маркетинговые инструменты для офлайн-сбора информации о клиенте: анкетирование, опрос, регистрация в программе лояльности на кассе в момент покупки.
Сбором информации считают любой случай, когда вы просите клиента оставить свои данные на бумаге или даже просто назвать их продавцу, который их потом запишет.
Способы сбора согласий на обработку персональных данных
Вы можете собирать согласия у клиентов любым способом и в любой форме — в законе нет установленных шаблонов и правил. Исключение: бизнес, который работает с особенно важными данными, например с данными о здоровье или национальной принадлежности. Для этих категорий в законе прописаны повышенные требования, но к большинству компаний они не относятся.
Собирать согласия можно в письменном или электронном виде — на усмотрение бизнеса. Мы рекомендуем хранить согласия в течение всего срока их действия — обычно это период, в течение которого планируется обработка данных, и 3 года после.
В таблице — популярные способы сбора согласий.
Способы сбора согласий в офлайне | Способы сбора согласий в онлайне |
---|
Подтверждение согласия через СМС-код или звонок
С помощью двойного подтверждения (double opt-in) через e-mail или СМС
Рассмотрим каждый из способов.
Печатная анкета. В ней должен быть пункт о согласии на обработку персональных данных. Клиент заполняет ее от руки. Анкета должна храниться в бумажном виде.
Подтверждение согласия через СМС-код или звонок. Продавец со слов клиента вносит его данные в электронную систему у кассе для участия в программе лояльности и просит клиента подтвердить свое согласие на передачу данных через СМС-код или звонок. Система автоматически отправляет клиенту код подтверждения.
Перед тем как подтвердить свое согласие на обработку данных, клиент должен ознакомиться с правилами программы лояльности и полным текстом согласия. Для этого можно отправить клиенту ссылку на эти документы в СМС.
Чекбокс с галочкой согласия в общей форме заявки. Клиент ставит галочку «согласен» в чекбоксе формы для сбора данных напротив ссылки на согласие и правила обработки персональных данных на сайте. Отправленная заявка с проставленной галочкой сохраняется на сайте. При необходимости ее можно выгрузить и использовать в качестве доказательства того, что клиент дал согласие.
Двойное подтверждение — double opt-in. Клиент дает согласие через e-mail или СМС. Например, сначала оставляет свой e-mail в форме на сайте, а затем подтверждает согласие, кликнув на ссылку в письме. Или оставляет на сайте номер телефона, а потом отправляет подтверждение в ответ на СМС, которое пришло от компании, или называет код продавцу в магазине.
Главное: вне зависимости от формы согласия сохранить подтверждение того, что клиент согласился на обработку своих персональных данных. Для этого сохраните заполненную от руки анкету или выгрузите логи — технические файлы о действиях клиента на сайте.
Согласия нужно хранить на случай проверки контролирующими органами или жалобы клиента.
Что должно быть в согласии на обработку персональных данных
Чтобы подготовить правильную форму согласия, нужно проанализировать весь процесс сбора данных и с учетом этого лаконично и в понятной форме объяснить клиенту, что вы собираетесь делать с его данными. В законе прописаны обязательные требования к тексту согласия — изучите их при подготовке формы.
Вот примерный перечень того, что нужно указать в согласии:
Закон запрещает собирать избыточные данные, не нужные для целей, которые вы заявляете в согласии. Например, если компания указывает, что собирает данные для рекламной email-рассылки, она не может требовать от клиента паспортные данные: это незаконно.
Топ-5 ошибок компаний при сборе персональных данных
Часто компании в России пытаются собирать данные, но делают это неправильно — такие случаи можно встретить в сети. Если вы видите, что на сайте собирают данные определенным образом, не стоит копировать такой пример, он может быть некорректным.
Мы собрали ряд примеров, как делать не надо, — они нарушают требования закона о сборе согласий на обработку данных.
В форме сбора данных нет запроса согласия на обработку. Даже если компания разместила на сайте политику обработки персональных данных в футере, она обязана запрашивать согласие при сборе данных в понятной клиенту форме.
Чтобы не нарушить закон, в форму надо добавить явный запрос согласия, например поставить чекбокс или добавить подпись «Нажимая кнопку „Проконсультируйте меня“, вы даете согласие на обработку персональных данных» и прикрепить ссылку на это согласие.
Галочка в чекбоксе на согласие поставлена заранее. Если у вас в форме есть чекбокс, заполнение которого подтверждает согласие на обработку данных, нельзя автоматически делать его отмеченным. Клиент должен вручную поставить галочку, иначе это нарушение закона: согласия в явной форме не было.
Это же правило действует при согласии на получение рассылки и участие в программе лояльности: галочка не должна быть проставлена заранее. Если один из клиентов возмутится и напишет жалобу в ФАС, бизнес может получить штраф.
В согласии написано, что данные передаются третьим лицам, но данные этих лиц не указаны. Если в согласии вы не перечислили партнеров, которым раскрываете персональные данные клиентов, значит, у вас отсутствует согласие на передачу клиентских данных — вы не сможете это делать.
В согласии не указано, на что именно соглашается клиент. Если нет ссылки на полный текст согласия, это нарушение закона.
В тексте согласия написано, что клиент соглашается на обработку неограниченного перечня персональных данных. По закону список персональных данных, на обработку которых клиент дает согласие, должен быть четко определен — надо прописать, какие именно данные вы собираете и зачем.
Как накажут бизнес, который не соблюдает правила обработки персональных данных
Не соблюдать требования к сбору персональных данных — риск для компаний и ИП. Ваш бизнес могут проверить по жалобе клиента или конкурента. Нарушение на сайте могут заметить сотрудники Роскомнадзора в процессе мониторинга — для этого не требуется даже проведение проверки.
Раньше при выявлении нарушений Роскомнадзор часто ограничивался предупреждением. Компания могла исправить нарушения и спокойно работать дальше. Но с учетом изменений в законе и тенденций в правоприменительной практике мы ожидаем, что Роскомнадзор будет штрафовать бизнес сразу, без предупреждения.
Размер штрафа зависит от вида нарушения.
Вид нарушения | Штраф | Пример из жизни | Основание |
---|
Повторное — от 100 до 300 тысяч рублей
Повторное — от 300 до 500 тысяч рублей
Значит, передача данных маркетинговому агентству незаконна
Штрафы могут быть наложены за каждый факт нарушения. Размер штрафов зависит в том числе и от «злостности» нарушения. Например, если крупная компания неоднократно попадалась на незаконных практиках и умышленно идет на очередное нарушение в корыстных целях, скорее всего, штраф для нее будет больше, чем для ИП, который допустил нарушение по незнанию и сразу исправил свою ошибку. Точный размер штрафа определяет контролирующий орган в каждом случае индивидуально.
Чтобы избежать штрафов и недовольства клиентов, собирайте согласия и обрабатывайте персональные данные законно.
Чтобы помочь в этом, мы подготовили примерный шаблон клиентского согласия об обработке персональных данных. Скачайте его на свой гугл-диск и адаптируйте под свой бизнес.
Рекомендуем проконсультироваться с юристом, стандартная форма согласия может не учитывать особенности внутренних процессов в конкретной компании.
Главное
Подписка на новое в Бизнес-секретах
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Сейчас читают
Как оптимизировать расходы и увеличить эффективность бизнеса в кризис
Статья о том, как малому бизнесу в сфере услуг остаться на плаву в сложный период пандемии и другие кризисные времена. Рассказываем на примерах из сферы авторемонта, но их можно применить и к другим видам бизнеса
Визуализация юридических данных: что это и как помогает победить в суде
Визуализация данных, или Legal Design, — прием, который помогает донести позицию в суде быстро и понятно. В статье рассказываем, как применять визуализацию в судебных спорах, чтобы выигрывать самые сложные дела
Средний доход на пользователя: что это такое, как и зачем его считать
Рассказываем, чем бизнесу поможет знание ARPU — среднего дохода на пользователя, как его рассчитать и что сделать, чтобы увеличить этот показатель
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Согласие на обработку персональных данных: зачем оно нужно
На vc.ru автор Nikita Zhurlov рассказал про важный документ — согласие на обработку персональных данных.
Хотите иметь дело с проверкой Роскомнадзором своего ИТ-продукта или сайта? А потом ещё платить штраф, нести ответственность?
Думаю, что нет. Поэтому, давайте, начнём разбирать что надо делать с персональными данными в Российской Федерации и как не попасть под санкции госорганов.
Немного теории
1) нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах, обработка данных в не установленном законом порядке и использование этих данных не по назначению караются следующими штрафами:
— Физическое лицо: предупреждение или штраф в размере 1 000 — 3 000 рублей;
— Должностное лицо: штраф в размере от 5 000 — 10 000 рублей;
— Юридическое лицо: штраф в размере 30 000 — 50 000 рублей;
2) Обработка персональных данных без согласия гражданина приведет:
— Физическое лицо: штраф в размере 3 000 — 5 000 рублей;
— Должностное лицо: штраф в размере от 10 000 — 20 000 рублей;
— Юридическое лицо: штраф в размере 15 000 — 75 000 рублей;
3) В случае, если оператор персональных данных не опубликовал информацию и не обеспечил доступ к документу, в котором прописаны все условия использования персональных данных или сведения о реализуемых требованиях, ему будет вынесено предупреждение или выписан административный штраф:
— Физическое лицо: штраф в размере 700 — 1 500 рублей;
— Должностное лицо: штраф в размере от 3 000 — 6 000 рублей;
— Индивидуальный предприниматель: штраф в размере от 5 000 — 10 000 рублей
— Юридическое лицо: штраф в размере 15 000 — 30 000 рублей;
Первоначально определимся с основными понятиями и поймём, что же они значат (неформальное объяснение по тексту будет обозначаться «Д», это от слова description):
Персональные данные (ПД) — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Д: это любая совокупность информации, через которую можно определить определенного человека. К примеру, абстрактная электронная почта, допустим posledni_kaktus_naokne@bk.ru — не относится к ПД, однако электронная почта с рабочим адресом допустим, ivan.ivanov@romashka.ru с подписью в письме «Главный инженер» — относятся к персональным данным, т.к. мы можем однозначно определить, что это Иван Иванов, работающий главным инженером в организации «Ромашка».
Оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
Д: это вы, собирающий персональные данные. Любой контакт с физическим лицом, в том числе в пространстве Интернет, позволяющий однозначно определить человека — и вот вы уже владелец персональных данных в лице оператора.
Обработка персональных данных — любое действие или совокупность действий, совершаемых с использованием средств автоматизации или без них с персональными данными: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Д: это любые действия, которые вы совершаете как оператор.
1. Сбор осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора, необходима в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии.
Д: когда законодательством установлено, что физическое лицо должно предоставить персональные данные и иначе никак.
2. Осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных.
Д: когда вы заключили с физическим лицом договор и в рамках этого (только этого) договора вам нужны персональные данные. Сюда подходит и оферты (публичный договор) на сайте и его акцепт, но до покупки товара или услуг, заказа с сайта (к примеру) ещё надо довести пользователя, а значит момент когда собираете ПД — наступает раньше.
3. Осуществляется для статистических или иных научных целей при условии обязательного обезличивания персональных данных.
Д: вы обезличиваете данные физического лица и «размываете» их в море других данных, соответственно определить кому что принадлежит — невозможно даже вам.
4. Необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
Д: данный пункт не относится к интернет-проектам, но для понимания ситуации, пример, когда приезжает частная медицинская бригада и оказывает помощь.
5. Необходима для доставки почтовых отправлений организациями почтовой связи, для осуществления операторами электросвязи расчетов с пользователями услуг связи за оказанные услуги связи, а также для рассмотрения претензий пользователей услугами связи.
Д: если вы организуете почтовую связь, то лицу, которому фактически оказываете услуги — нет необходимости требовать согласия на обработку ПД.
6. Осуществляется в целях профессиональной деятельности журналиста либо в целях научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.
7. Осуществляется в отношении данных, подлежащих опубликованию в соответствии с федеральными законами, в том числе персональных данных лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы, персональных данных кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности.
Д: не требуется согласие при использовании ПД, если это данные чиновников, предоставленные в соответствии с законодательством Российской Российской Федерации.
Во всех остальных случаях, при контакте и сборе ПД от физического лица — вы должны получать его согласие и иначе никак — закон есть закон!
Что делать
Шаг 1.
Вам требуется подготовить текст политики обработки и защиты персональных данных, а также согласие на обработку персональных данных. Если у вас юридическое лицо или вы — индивидуальный предприниматель — вы должны утвердить политику обработки персональных данных приказом, где также определите ответственное лицо за обработку персональных данных в предприятии. Хочу обратить внимание, что данная политика как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах — относится не только к работе с потребителями, но и с работниками.
Шаг 2.
Опубликуйте в общий доступ на сайте (и в мобильном приложении) политику обработки и защиты персональных данных.
Шаг 3.
Самое главное по теме. Если у вас есть какие-либо формы, где пользователи оставляют свои данные (или в приложении автоматически собираются, используются cookie и иные способы сбора данных), то под каждую форму (или при первом входе в приложение) нужно поставить что-то типа «Даю согласие на обработку своих персональных данных» и чекбокс. Если у вас есть ещё и пользовательское соглашение, то следует сделать чекбокс и с ним.
При этом крайне важно, чтоб донести до пользователя возможность прочитать данные документы и поэтому необходимо сделать гиперссылку или хотя бы текст кликабельным и ведущим на текст самого документа!
Немного юридического обоснования чекбоксов, а как называет Роскомнадзор — «галочек»:
Часть 4 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» устанавливает обязательство собирать персональные данные:
«4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью. ».
Но это как-то всё слишком сложно и в хозяйственной деятельности оперативно нельзя реализовать, поэтому наш доблестный Роскомнадзор пошёл навстречу людям и дал разъяснения:
«Получение согласия на обработку персональных данных может быть получено посредством проставления „галочки“ пользователем в соответствующей веб-форме. Однако в случае обработки биометрических и специальных категорий персональных данных, а также при передаче на территорию государства, не обеспечивающего адекватную защиту персональных данных, согласие должно быть оформлено в письменной форме».
Вариативно, ещё шаг 4.
Подать уведомление об обработке ПДн в Роскомнадзор.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных», оператор должен это сделать до начала обработки ПД. За задержку с уведомлением вас не оштрафуют, санкции последуют только в том случае, если вами заинтересуется Роскомнадзор. Но даже если вы высылаете уведомление с опозданием, указывайте дату государственной регистрации как дату начала обработки ПД.
Выполнение данного шага напрямую зависит от целей сбора персональных данных. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ в статье 22 предусматривает ряд исключений, когда подавать уведомление не требуется (обработка ПД в рамках трудового законодательства, заключенного договора и т.д.).
Итого, чтобы минимально привести в порядок работу с персональными данными вам потребуется:
— политика обработки персональных данных;
— приказ об утверждении вышеуказанной политики;
— согласие на обработку персональных данных;
— чекбокс с гиперссылкой на вышеуказанное согласие.
Всё это требуется опубликовать на сайте и / или в приложении.