Для чего бизнесу руководствоваться принципами устойчивого развития
Что значит устойчивое развитие для СИБУРа?
СИБУР ориентирован на непрерывное и стабильное развитие и придает большое значение снижению негативного воздействия своей деятельности на всех территориях присутствия.
С целью повышения результативности своей деятельности на основе мировых практик в СИБУРе внедрена и сертифицирована интегрированная система менеджмента (ИСМ), соответствующая требованиям международных стандартов:
Признавая приоритет жизни и здоровья работников и всех заинтересованных сторон по отношению к результатам своей производственной деятельности, СИБУР интегрировал в ИСМ систему менеджмента профессионального здоровья и безопасности, соответствующую ISO 45001.
Ориентируясь на потребности и ожидания потребителей, СИБУР внедрил международный стандарт ISO 9001, позволяющий построить систему менеджмента – основу для предупреждения рисков в качестве продукции и для выявления возможностей постоянного улучшения процессов и самой системы в целом.
Внедрение международного стандарта ISO 14001 позволило выстроить систему управления экологической результативностью СИБУРа, рисками воздействия на окружающую среду в условиях непрерывного ужесточении природоохранного законодательства, развития государственной политики энергосбережения, с учётом общего роста озабоченности заинтересованных сторон вопросами сохранения окружающей среды и устойчивого развития.
Советом Директоров СИБУРа утверждена Политика интегрированной системы менеджмента ООО »СИБУР» и предприятий группы – единый документ для управляющей организации и всех предприятий, объединяющий в себе намерения и директивы по отношению к деятельности в области охраны здоровья и окружающей среды, промышленной безопасности и качества.
Политика ИСМ служит ориентиром для каждого работника СИБУРа и является основой для установления целей в этих областях и дальнейших действий по их достижению.
Название | Скачать |
---|---|
Сертификат ПАО СИБУР ХОЛДИНГ по ISO 9001 | |
Сертификат ПАО СИБУР ХОЛДИНГ по ISO 14001 | |
Сертификат ПАО СИБУР ХОЛДИНГ по ISO 45001 |
ООО «Амурский ГХК» подписал кредитную документацию по финансированию строительства Амурского газохимического комплекса (Амурский ГХК). Заемщиком по кредиту выступает Амурский ГХК. СИБУР и Sinopec выступают спонсорами пропорционально долям участия в совместном предприятии.
Как компании объединяются ради устойчивого развития
Партнерские тренды
Летом 2019 года Romir вместе с Московской школой управления СКОЛКОВО изучил отношение потребителей к теме устойчивого развития. Выяснилось, что 37% россиян с высокой вероятностью купят товары и услуги «ответственных производителей».
Важнее всего этот критерий для молодой аудитории. По данным опроса, 49% потребителей в возрасте 18-24 лет чаще отдают предпочтение «ответственным товарам и услугам».
По словам экспертов, общество обращает все больше внимания на такие категории как устойчивое развитие и деятельность компаний в этом направлении. «Пандемия не изменила ключевые требования к ответственному бизнесу, а только усилила тренды, которые начали формироваться раньше», — говорит Елизавета Устиловская, менеджер группы по оказанию услуг в области устойчивого развития в «Делойт», СНГ.
Она выделяет несколько ключевых трендов — изменение климата, права сотрудников, разнообразие ЗОЖ-продукции, ответственное производство и потребление ресурсов. «Все это невозможно сделать без эффективного и долгосрочного партнерства», — подчеркивает Устиловская.
Новые бизнесы часто пытаются конкурировать с другими компаниями на этом поле, добавляет руководитель Центра устойчивого развития бизнеса Московской школы управления СКОЛКОВО Наталья Зайцева. «Но повестка устойчивого развития — не про конкуренцию, а про коллаборацию. Это про совместное создание продуктов и проектов», — уверена эксперт.
Рекомендации и сертификации
В качестве успешного примера Зайцева приводит совместные проекты X5 Retail Group с партнерами. В декабре 2019 года компания одной из первых в продовольственном ретейле приняла долгосрочную стратегию устойчивого развития.
В основе документа — Глобальные цели устойчивого развития (ЦУР), принятые ООН в 2015 году. При этом X5 выделяет для себя несколько основных приоритетов — ответственное потребление и использование ресурсов, заботу о сотрудниках и сообществе, содействие здоровому образу жизни.
Компания, в частности, стала первым российским ретейлером, который выпустил рекомендации для поставщиков в области устойчивого развития. Они включают перечень добровольных экологических и социальных сертификаций, а также видение в части устойчивой упаковки. Рекомендации создавались на основе лучших практик в секторе продуктового ретейла, экспертизы экологов и результатов опроса поставщиков.
«Для нашей компании понимание важности устойчивого развития стало частью естественного процесса роста. Мы осознали, что фокусируясь только на вопросах бизнес-показателей, очень сложно выстроить успешный и устойчивый в долгосрочной перспективе бизнес, — объясняет директор по устойчивому развитию X5 Retail Group Яна Синесью. — Важно слышать запрос тех групп, с которыми взаимодействует компания — покупателей, местных сообществ, общественных организаций, государства, сотрудников — и отвечать на этот запрос, делая свой вклад в решение важных для них задач».
В качестве площадки для обсуждения «устойчивой» повестки с партнерами компания использовала ежегодную конференцию поставщиков Х5. На круглом столе «Устойчивое развитие: Совместное движение к глобальным целям в области устойчивого развития» ретейлер и крупнейшие FMCG-игроки говорили о возможностях для сотрудничества и делились лучшими совместными практиками.
В 2015 году ООН приняла глобальную повестку в области устойчивого развития. Она включает 17 целей для всего мира, среди которых ликвидация нищеты и голода, чистая вода и энергия, борьба с изменением климата. Для решения этих проблем ООН предлагает объединиться вместе государству, общественным организациям и бизнесу.
Ответственное потребление и снижение отходов
Один из самых актуальных для ретейла и производителей пунктов в списке ЦУР — ответственное потребление и производство. Эта цель подразумевает в том числе уменьшение количества отходов, их раздельный сбор и повторное использование.
У X5 есть несколько совместных проектов с поставщиками в этом направлении. Например, бренд Domestos (компания Unilever) первый в своем сегменте установил фандоматы для сбора пластиковых бутылок в магазинах «Перекресток» и «Карусель» в Москве и Московской области.
Покупатели могут сдать на переработку бутылки любых торговых марок, а взамен получить скидку на покупку бытовой химии от Domestos, Cif или Glorix. За год реализации проекта собрано и отправлено на вторичную переработку более 27 тыс. пластиковых бутылок.
«Когда мы приходим со своей сумасшедшей инициативой, другие FMCG-компании крутят у виска — считают, что мы слишком рано заходим с такими идеями. Поэтому мы благодарны Х5: они слышат нас, доверяют нам, и когда мы о чем-то договариваемся, в целом у нас все получается», — рассказывает о сотрудничестве вице-президент по устойчивому развитию Unilever Ирина Бахтина.
В свою очередь, компания Splat вместе с сетью «Перекресток» недавно запустили проект по сбору использованных зубных щеток. Специальные боксы для них установлены в 808 супермаркетах «Перекресток» во всех регионах присутствия торговой сети. Все собранные щетки переработают и отправят на производство тротуарной плитки.
Проект обучает потребителей правильной гигиене полости рта через своевременную замену зубной щетки и параллельно формирует у них экопривычки, объясняет руководитель направления по партнерскому маркетингу Splat Екатерина Петренко. «Сортировка отходов и их переработка позволяет сохранить ресурсы планеты и дать вторую жизнь ненужным вещам», — напоминает она.
В целом Х5 планирует к 2023 году довести до 95% долю перерабатываемых твердых отходов, которые образуются в торговых сетях. И до 40% — долю перерабатываемых продуктов, которые потеряли свой товарный вид до истечения срока годности, чтобы отправлять их на полезное использование.
ЗОЖ и обучение потребителей
Еще одно близкое продуктовому ретейлу направление, отвечающее целям ООН, — здоровый образ жизни.
По словам ведущего нутрициолога компании Nestle Россия Софии Брянцеовй, ЗОЖ подразумевает правильное, сбалансированное и разнообразное питание. «Нет полезных и вредных продуктов, речь идет про рацион. Рацион должен содержать все необходимые группы продуктов и питательные вещества. Так, овощи должны составлять половину рациона человека в день», — рекомендует специалист.
На фоне пандемии многие покупатели задумались о своем здоровье и вспомнили о ЗОЖ. В результате выросло потребление более здоровой еды, и X5 решила увеличить объем такой продукции на полках. К 2023 году долю свежей продукции, овощей и фруктов в ассортименте торговых сетей планируется повысить до 50%, следует из стратегии устойчивого развития компании.
Ретейлер развивает собственную торговую марку «Зеленая линия», размещает ЗОЖ-полки в «Перекрестках» и «Пятерочках». Для своих покупателей «Перекресток» также сформировал «Корзину здорового питания» — перечень продуктов для сбалансированного рациона. Он содержит набор продуктов, который позволяет ежедневно в течение месяца получать необходимое количество калорий, белков, жиров и углеводов.
В компании подчеркивают, что готовы продвигать принципы ЗОЖ и ответственного потребления среди своих покупателей. Недавно, к примеру, сеть супермаркетов «Перекресток» вместе с Danone создали онлайн-курс, который охватывает сразу два приоритета из стратегии X5. Из него можно узнать, как каждый человек способен уменьшить количество отходов и как правильно питаться. За успешное прохождение курса покупатели получают скидку в 30% на продукцию Danone во всех магазинах сети.
«Мы адаптировали курс для российского потребителя, и он пользовался достаточно большой популярностью. У нас получилась успешная коллаборация. Команда X5 — креативная и достаточно гибкая. Мне нравится, что оперативно выполняются задачи, при этом минимум бюрократии и задержек», — рассказывает менеджер по внешним коммуникациям Danone Россия Марина Шалак.
Благотворительный трек
Помимо FMCG-компаний, ретейлер реализует партнерские проекты с благотворительными и волонтерскими организациями. Эти совместные инициативы также направлены на достижение целей устойчивого развития.
Например, Х5 первой в российском ретейле начала создавать инфраструктуру для оказания продовольственной помощи по технологии food drive. Пять лет назад компания вместе с Фондом продовольствия «Русь» запустила проект «Корзина доброты». За это время в магазинах сетей Х5 собрали 600 т еды. Продовольственную помощь получили более 60 тыс. нуждающихся семей в 67 городах России. Ретейлер намерен вдвое увеличить количество таких семей к 2023 году.
Вместе с поисково-спасательным отрядом «Лиза Алерт» и Центром поиска пропавших людей сеть «Пятерочка» запустила проект «Островок безопасности», который помогает потерявшимся и дезориентированным людям. Только в 2020 году благодаря проекту домой вернулись 466 человек. В течение трех лет ретейлер планирует подключить к проекту все магазины сети «Пятерочка».
По каждой из целей устойчивого развития ретейлер разработал долгосрочные планы и метрики, которые интегрированы в бизнес-стратегию компании. В Х5 уверены, что реализовать их можно только при условии активного партнерского сотрудничества и диалога с партнерами.
«Главное, что помогает нам двигаться к целям устойчивого развития — это наши партнеры, без которых у нас многое бы не получилось. X5 постоянно находится в диалоге: мы работаем над совместными проектами, постоянно узнаем о том, как лучше перерабатывать отходы, как работать с устойчивой упаковкой, — говорит директор по устойчивому развитию X5 Retail Group Яна Синесью. — Мы постоянно учимся у своих партнеров, развивая компетенции и экспертизу в области устойчивого развития. Диалог помогает нам находить лучшие решения и создавать проекты с лидерами в своих областях».
Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Как и зачем компании внедряют принципы устойчивого развития
Что такое устойчивое развитие
Долгое время у мировой экономики было только две цели — получить как можно больше прибыли и максимально сократить производственные издержки. В результате ухудшилась экологическая ситуация: вымерло 8% животных, вырублено 420 млн га лесов, пресной воды стало на треть меньше, а среднемировая температура выросла на 1,5 °C по сравнению с доиндустриальным временем.
В 1992 году на саммите ООН в Рио-де-Жанейро была сформулирована стратегия «устойчивого развития». Тогда ее описали в общих чертах, и главы 193 государств договорились, что будут развивать экономику без вреда для окружающей среды и сохранять природные ресурсы для будущих поколений.
В 2015 году на новом саммите ООН были определены более конкретные цели устойчивого развития, которые должны быть достигнуты к 2030 году. Глобально их можно разделить на две группы:
Каждые два года ООН встречается с делегациями из разных стран, чтобы обсудить темпы выполнения задач. На примере некоторых принципов разберемся, какие действия предпринимают государства и отдельные компании, чтобы достичь устойчивого развития.
Принцип 1. Недорогая и чистая электроэнергия
Сегодня человечество пользуется в основном невозобновляемыми природными ресурсами, и они стремительно заканчиваются. В 2021 году «день экодолга» — когда заканчиваются воспроизводимые Землей на год ресурсы — наступил 29 июля, это значит, что следующие пять месяцев мы забираем ресурсы у будущих поколений.
Чтобы не истощать запасы нефти, газа, урановой руды и угля, многие страны переходят на альтернативные источники электроэнергии. Они получают ее от солнца, воды (колебания волн, приливов и отливов), ветра, биомассы (метана из отходов растениеводства и животноводства), а также из недр земли (энергию, которую дают гейзеры).
Ученые каждый год придумывают новые изобретения и конструкции, которые помогут добывать возобновляемую энергию. Например, в 2019 году британская компания Mocean Energy представила прототип установки для получения электроэнергии из морских волн. А в 2020 году американские ученые разработали Air-gen — генератор, который создает электричество из влаги и воды.
По данным отчета о состоянии энергетики, только за 2019 год были установлены объекты возобновляемой электроэнергии общей мощностью 200 ГВт. Это рекорд за все время существования концепции устойчивого развития.
Принцип 2. Ответственное потребление и производство
Согласно отчету Международного союза охраны природы, каждый год в мире производится более 300 млн т пластика, больше половины — это одноразовые товары и упаковка. На Россию приходится примерно 3 млн т, из них 90% отправляется на полигоны. Там мусор разлагается сотни лет, например, пластиковые бутылки из-под воды полностью исчезают только за 450 лет.
Пластик загрязняет почву, прибрежные зоны и воду. В 2019 году члены экспедиции Greenpeace собрали 3 975 фрагментов мусора на берегу Байкала и рассортировали его. 86,6% оказалось пластиком, а 87% от этого количества — одноразовой посудой.
Экологи из организации Global Alliance for Incinerator Alternatives (GAIA) считают, что лучший вариант — одновременно налаживать переработку пластика и сокращать его производство. Многие компании поддерживают эту точку зрения. Например, PepsiCo в своей новой стратегии pep+ отмечает ключевые направления работы: сокращение первичного пластика, использование переработанных материалов, распространение новых бизнес-моделей с отказом от одноразовой упаковки, развитие инфраструктуры по сбору и переработке упаковки.
К 2022 году PepsiCo планирует выпускать напитки Pepsi в упаковке из полностью переработанного пластика (rPET) в 11 странах Европы. Компания также отказалась от пластиковых крышек на некоторых видах молочной продукции — «Имунеле» и «Домик в деревне». А еще к концу 2021 года в перерабатываемой упаковке будут выпускать напиток Mountain Dew. Уже сейчас компания использует около 30% переработанного пластика rPET в упаковке напитков и некоторых молочных продуктов.
Кроме того, PepsiCo старается сокращать одноразовую упаковку и другими методами, например, предлагает пользователям установить у себя дома аппараты для производства напитков SodaStream. С их помощью из обычной водопроводной воды можно за несколько секунд сделать газированную и ароматизированную, как из магазина.
Принцип 3. Рациональное использование водных ресурсов
Деятельность человека сильно изменила экосистемы водоемов за последние 50 лет. Из-за выбросов общемировые запасы пресной воды сократились с 90% до 69%.
Загрязнение водоемов и береговой линии вредит не только экологии, но и здоровью человека. Например, из-за сброса нечистот возникает микробное заражение, которое каждый год забирает 4 млн человеко-лет. Чтобы исправить ситуацию, ООН берет морские ресурсы под охрану, например, не допускает сбросов сточных вод и незаконной ловли рыбы. В 2010 году под национальной юрисдикцией было 8% мировых морских вод, в 2020-м — уже 17%. Большая часть ресурсов сосредоточена в Океании, Латинской Америке и Карибском бассейне.
Также ООН призывает развивать научное сотрудничество между странами, это поможет сократить последствия закисления океана. Из-за деятельности человека в него регулярно попадает углекислый газ, и это приводит к гибели многих организмов, например кораллов, морских ежей, атлантической трески.
Принцип 4. Сохранение экосистем суши
По данным отчета о глобальной оценке биоразнообразия и экосистем за 2019 год, почти 1 млн животных находится под угрозой полного исчезновения — 22% от всех существующих видов. Это происходит в результате деятельности человека: только с 1990 года из-за сельского хозяйства было потеряно около 420 млн га лесов, а это влияет на биоразнообразие.
Если не заботиться о состоянии почв, они станут скудными и не смогут давать такой же хороший урожай, как раньше. Значит, придется вырубать больше лесов и еще сильнее сокращать видовые популяции. Совсем отказаться от земледелия не получится: оно влияет на качество жизни 2,6 млрд человек, посевные культуры — основа их рациона.
Некоторые компании внедряют практики устойчивого земледелия, чтобы остановить деградацию почв и не вырубать под свои нужды новые леса. Например, PepsiCo планирует внедрить практики устойчивого земледелия более чем на 3 млн га и сократить выбросы углекислого газа от молочного животноводства. Компания продвигает бережное отношение к почве и призывает своих поставщиков чередовать сельхозкультуры на разных полях, использовать «зеленые» удобрения, а не химикаты, отслеживать состояние земель с помощью ИТ-технологий, чтобы вовремя заметить болезни растений или истощение почвы.
Принцип 5. Хорошее здоровье и благополучие
Пандемия COVID-19 показала, что, несмотря на быстрое развитие науки, в развивающихся странах система здравоохранения не соответствует мировым стандартам. В связи с этим ООН скорректировала задачи до 2030 года и сосредоточила внимание на увеличении финансирования в области медицины.
По словам потребителей по всему миру, во время пандемии COVID-19 они поняли, что хотят перейти на более здоровые продукты. В 2020 году IFIC (международная некоммерческая организация, которая занимается вопросами питания) провела опрос, который показал: по сравнению с 2010 годом 54% респондентов стали больше заботиться о том, что они едят и пьют.
В ответ на это многие компании стараются производить более полезные и низкокалорийные продукты — из растительных белков, цельнозерновых злаков, нута и орехов. Например, в 2019 году «PepsiCo Россия» вместе с другими ответственными участниками отрасли подписала обязательства по снижению сахара в напитках. К концу 2020 года компания добилась того, что доля напитков с нулевой калорийностью в производстве составила 15%, а со сниженной калорийностью — 8%.
Также PepsiCo использует для своих продуктов более полезные растительные масла, а ассортимент чипсов пополнился снеками, которые не жарят, а выпекают.
Как «зеленая повестка» и принципы устойчивого развития влияют на бизнес
14 октября 2021 года состоялся первый в России конгресс «ESG- (Р) Эволюция», организованный РБК. Тема одной из дискуссий — как должен меняться бизнес под влиянием ESG-трендов. РБК Тренды собрали самые интересные тезисы из обсуждения.
Экология — на первом месте
ESG (англ., E — environment, S — social, G — governance) — это не только про экологию, но еще и про устойчивое социальное развитие и новые принципы корпоративного управления. И все же забота о планете в этой аббревиатуре стоит на первом месте. По данным Nielsen, 57% опрошенных россиян заявили, что для них «чрезвычайно важно» или «очень важно», чтобы компании осуществляли программы по защите окружающей среды. «Зеленая повестка» должна стать стратегией для всех компаний, которые хотят не просто выживать, а конкурировать в современном мире.
Дэвид Крофт, глобальный директор Reckitt Benckiser по устойчивому развитию, защите окружающей среды и правам человека:
«Сегодня недостаточно просто производить хороший продукт и говорить на одном языке с покупателем. Мы должны помогать решать проблемы общества. Забота об окружающей среде — важный элемент, влияющий на наши взаимоотношения с потребителями. Мы внедряем новые технологии: «зеленую» энергетику, более эффективное использование воды. Например, на нашем заводе в Москве мы с 2014 года снижали углеродные выбросы. Так мы пытаемся сыграть более активную роль в предотвращении глобального потепления».
Виктор Евтухов, заместитель министра промышленности и торговли РФ:
«Уже сегодня наши компании разрабатывают различные безуглеродные технологии, внедряют технологии улавливания, утилизации углекислого газа. Прорабатываются возможности применения водорода в качестве восстановителя металлургических процессов вместо угля и природного газа. Я бы отметил тенденцию развития экологичных способов получения электричества. Например, в Сибири более 50% электроэнергии уже производится на гидроэлектростанциях».
Главная задача — снижение отходов производства и потребления
В рамках экологической повестки в 2021 году широкое распространение получил озвученный президентом РФ принцип «загрязнитель платит», который работает и в сфере обращения с отходами. Основной регулятор этого принципа — система расширенной ответственности производителя (РОП). Механизм оказался эффективен во многих странах, например, после внедрения РОП в Великобритании объем переработанного сырья вырос на 68%. В России законопроект должен вступить в силу с 2022 года, но многие компании уже практикуют «умную» утилизацию отходов.
Андрей Бугров, старший вице-президент ГМК «Норильский никель»:
«Норильский никель» с советских времен унаследовал огромное количество промышленного мусора. В ближайшие 10 лет мы собираемся завершить очистку территории в Норильском регионе: избавиться от неиспользуемых объектов, а это 467 заброшенных сооружений, собрать, переработать и вывезти 1,3 млн тонн отходов производственной деятельности, более 2 млн тонн мусора, 600 000 тонн металлолома.
Наши специалисты постоянно думают, как создать большее из меньшего количества ресурсов, поэтому 99% неопасных отходов производства компании используются на предприятиях группы. Например, при приготовлении закладочных смесей, засыпке карьеров или в качестве флюса при плавке металла».
Бренды должны решать проблемы общества
Согласно ESG-критериям, бизнес должен нести ответственности перед сотрудниками, поставщиками и обществом. Для этого компании могут участвовать в благотворительности, улучшать условия труда, инвестировать в регионы, где производится продукция.
Так, «Норильский никель» укрепляет отношения с коренными народами Севера и финансирует программу по развитию региона. В 2020 году компания подписала соглашение на ₽2 млрд с тремя ассоциациями, представляющими 90% местного населения полуострова Таймыр. Важную роль в этом процессе играют агентства по развитию Норильска, Мончегорска, Печенгского района на Кольском полуострове. Другой пример — французский производитель электрооборудования Schneider Electric SE, лидер ESG-рейтинга. В 2020 году компания поддерживала 19 000 семей коренных народов Амазонки в Бразилии с помощью продуктов питания, средств личной гигиены, цифровых медицинских сервисов и аварийного речного транспорта.
Корпоративная культура — ключ к успешной ESG-трансформации
Инвестфонд Mobius Capital Partners заявил, что «недостающим компонентом» интеграции ESG в бизнес стала корпоративная культура. Это дополнительный фактор повышения прибыльности предприятий в долгосрочной перспективе. По данным информационно-аналитической компании Morningstar, ESG-фонды приносят в среднем более высокую доходность по сравнению с их традиционными аналогами.
ESG-фонды — фонды, которые вкладывают деньги в акции компаний с высоким показателем ESG.
Владимир Потапов, глава «ВТБ Капитал Инвестиции», старший вице-президент банка «ВТБ»:
«Вопрос корпоративного управления всегда закладывался ключевыми инвесторами в ставке риска. Компании, которые серьезно относились к корпоративному управлению, всегда имели меньший дисконт. Трансформация произойдет, когда поменяется культура. Мы проводим просветительскую деятельность, помогаем корпоративным клиентам в водовороте ESG-рисков трансформировать бизнес, чтобы соответствовать принципам. Быть ESG-лояльными выгодно: акции компаний, которые учитывают принципы устойчивого развития, ведут себя лучше».