Для чего бросают землю в могилу при похоронах
Что означает горсть, которую бросают в могилу на похоронах
В могилу с опущенным в неё гробом принято бросать горсть земли. Первыми это делают близкие родственники умершего, затем то же действие повторяют все присутствующие при захоронении. Такого обычая придерживаются и в том случае, когда погребение организовано без соблюдения религиозной обрядности. Между тем, символика похоронной горсти земли восходит к ветхозаветному «ибо прах ты и в прах возвратишься». Это соотносится с представлением о том, что первый человек на Земле, Адам был создан из глины (земли, праха).
Сотворение человека из глины как древнейшее предание человечества
Мифы о том, как боги сформировали тела первых людей из земли или глины, распространены от Европы и Ближнего Востока до Австралии и Новой Зеландии. Наиболее древние предания такого рода отмечены в Египте, где отец богов Хнум лепил людей на гончарном круге, и в Междуречье с богом Бэлом, оросившим собственной жертвенной кровью ту землю, из которой следом боги сотворили человечество.
Предки из красной речной глины у маори, глиняные тела и кудрявые волосы из коры эвкалипта у мифических предтеч австралийских аборигенов образуют единый мотив «земляного» генезиса всех людей, на земле живущих. Прародительницей была и Мама Альпа (Мать Земля) инков, и Мать сыра земля русских былин. Она же принимала тела умерших.
Организация похорон требует комплекса действий, которые выполняются оперативно, внимательно, с учётом конкретных обстоятельств.
Символика горстей и лопат земли при иудейских, христианских, мусульманских похоронах
Похоронная обрядность всех авраамических религий, то есть, иудаизма, христианства, ислама, уделяет особое внимание бросанию земли в могилу или поверх неё.
Так, на иудейских похоронах принято сыпать не горсти, а три, пять или тринадцать лопат земли. Притом число три символизирует душу, дух и дыхание, пять добавляет к этим трём первоосновам жизнь и индивидуальность, а тринадцать обозначает надежду на посмертное прощение, ибо таково число слов в строке соответствующего псалма.
При погребении христиан до средних веков и позже горсть земли в могилу обязательно бросал священник. В дальнейшем сыпать «прах к праху» стали также миряне, символически отображая конец земной, телесной жизни.
В могилу мусульманина бросают горсть земли, произнося на арабском языке аят из Корана: «Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему» (2:156). Затем могилу засыпают, формируя невысокий холмик, поливают водой, бросают на неё семь горстей земли и читают аят из Корана: «Из Него мы сотворили вас и в Него возвращаем вас, из Него изведём вас в другой раз» (20:57).
Обратное действие: горсть земли, взятая с могилы
Вера в сверхъестественную силу земли-матери по-прежнему существует. Ею обосновывались действия белорусских крестьян-переселенцев, которые брали с собой узелок с родной землицей, «каб жыццё ў новых мясцінах лягчэйшае было». То же решение принимали эмигранты, завещавшие, чтобы в могилу при погребении была всыпана хоть горсть земли, привезённой с родины.
С давних времён распространено поверье, что земля, взятая с могил святых подвижников, обладает целительной и чудотворной силой. В средневековой Европе целебной считалась не только могильная земля, но даже пыль с гробниц святых. Её носили при себе в мешочке как амулет, пили разведённой в воде или вине. Подобными же представлениями руководствуются и сейчас, когда собирают горстку «песочка от блаженной Матронушки», который «помогает от всего».
Наконец, могильная земля становится атрибутом разного рода магических действ, сулящих верную погибель тем, против кого они направлены.
Вопрос и ответ
Верование в чудотворность такой «земельки» квалифицируется как находящееся за рамками православного понимания святости и должного почитания святыни.
ООО «Городская Ритуальная Служба» по договорённости доставляет на кладбище чашу с песком. Так обеспечивается комфортное исполнение традиционного символического действия при любых условиях.
Нет. Если заочное отпевание совершено до погребения, полученную в церкви землю крестообразно высыпают в гроб, поверх покрывала, полностью закрывающего тело покойного. Если обряд проведён после похорон, то землю, переданную священнослужителем, крестообразно высыпают поверх могилы.
Что означает горсть земли, которую бросают в могилу на похоронах
В современном мире похоронный ритуал имеет много традиций и суеверий, например, когда люди бросают землю в могилу на крышку гроба. Для того, чтобы узнать, зачем это нужно делать и какие правила у этого обряда, стоит изучить некоторые особенности ритуала.
Истоки традиции бросать горсти земли в могилу в день похорон
Такой похоронный обряд имеет несколько источников возникновения:
Советский и российский историк Троицкий Николай Алексеевич считает, что традиция бросать горсти земли на крышку гроба в могилу пришла в православие из иудаизма. Евреи верят, что воскреснуть после смерти смогут только те, кому в могилу подкладывали палестинскую землю, если не могли похоронить в Палестине.
Сколько горстей земли нужно кинуть в могилу, и какой рукой это делать
На похоронах православного человека на крышку гроба принято бросать одну или три горсти земли. Но священнослужители не считают, что есть конкретное количество необходимых горстей. Важнее всего попрощаться с усопшим с чистой душой, не тая обид или злобы.
Эзотерики считают, что проведения ритуала по бросанию земли на крышку гроба, поможет семье покойного обезопасить себя и его от темных сил, и не даст возможность умершему возвращаться в виде призрака к живым.
С давних времен считается, что левая рука принимает энергию, а правая отдает. Поэтому делать такой обряд нужно левой рукой, стоя слева возле могилы. Так как правой рукой можно забрать энергию смерти.
Бросают землю обязательно с прочтением молитв или с сердечными словами об усопшем.
Порядок бросания земли на крышку гроба и последующие действия на похоронах
Первым землю в могилу кидает священнослужитель, делая это в виде креста, а затем посыпает пеплом из кадила. Затем ритуал продолжают родные и близкие покойного согласно очереди. Почву надо брать с края вырытой могилы, но лучше это делать не голыми руками, а с помощью носового платка, который обязательно дают на похоронах. После процедуры, следует отвернуться к могиле спиной и уйти с кладбища, не оборачиваясь.
После выхода из кладбища, надо обязательно струсить или счистить кладбищенскую землю с обуви. Следующий этап похорон – это поминки, которые обычно проходят в кафе, дома или в столовой. В давние времена поминки проходили на могиле, но со временем такая традиция забылась.
Для чего бросают землю в могилу при похоронах
Христианский ритуал погребения имеет множество народных традиций, некоторые из которых имеют многовековую историю. К одним из таких ритуалов относится бросание горстей земли в могилу покойного во время погребения. Несмотря на распространенность ритуала, многие не могут объяснить в чем смысл данного обряда, откуда он произошел, и как его правильно проводить. Обо всех правилах старинного обряда, с небольшим экскурсом в историю, Вам поведает ритуальное агентство «Эдем» в Днепре.
Откуда пришла традиция бросать горсть земли в могилу?
Многие традиции пришли к нам еще со времен язычества. Некоторые из них укоренились, и применяются в народе. О ритуале бросать землю в могилу покойному известно следующее:
Традиция, пришедшая к нам испокон веков, является напоминанием того, что жизнь человека не вечна, и все, когда-нибудь, будут преданы земле. Могильная земля во все века считалась необычной, и потому в дореволюционные времена многие храмы возводились на кладбищах.
Как проводится обряд у других народов
В Осетии всегда существовал обряд посвящения земли. Во время похорон старейшина поселения или семьи должен был трижды взять горсть земли и крестообразно посыпать ее на грудь покойника, приговаривая при этом слова «чтобы тот без греха вошел в предназначенную ему землю». Такой же обычай диктовала и армянская церковь. Священник должен был посыпать покойного землей, и только после тело покрывалось саваном и опускалось в могилу.
В исламе, после того, как тело покойного опущено в могилу, каждый присутствующий на похоронах мужчина, бросает горсть земли со словами «Все мы принадлежим Аллаху и воистину, мы к Нему вернемся». После того, как могильный холм сооружен, его поливают водой и бросают семь горстей земли, читая при этом молитву.
В иудаизме после опускания гроба в могилу, принято бросить три лопаты земли. Ритуал выполняют все пришедшие, при этом лопату не передают из рук в руки, а каждый раз кладут или втыкают в землю. При проведении обряда каждый проговаривает «Да упокоится его душа с миром».
Сколько горстей земли нужно кинуть?
На православных похоронах принято бросать одну или три горсти земли на крышку опущенного гроба. По мнению священников, количество горстей не имеет никакого значения, самое главное в этот момент помолиться за душу усопшего, простить ему старые обиды и долги, не таить зла на новопреставленного.
Данная традиция важна и для того, кто прощается и для покойного. Человек бросающий землю в могилу, в данный момент, как бы остается один на один с усопшим, и может попросить прощение у покойного, простить его грехи и пожелать ему доброго пути в новом мире. Для умершего важно спокойно перейти в мир иной, и если душа будет чувствовать, что прощена близкими людьми, то переход будет менее болезненным. Есть мнение, что непрощенные обиды живых, могут причинять покойному сильные душевные страдания.
В простонародье существует и другое мнение на данный обряд. Считается, что обряд помогает усопшему оставаться в мире мертвых и не беспокоить своим присутствием живых. Если кто-то на похоронах проигнорировал обряд, душа покойного может возвращаться и причинять страдания живым в виде ночных кошмаров. Безусловно, данное суеверие относится к домыслам, и церковь отрицает наличие данных явлений.
Какой рукой нужно бросать землю
Земля считается древним источником силы, которой люди с древних времен пользовались и передавали потомкам. По сказаниям предков, левая рука принимает энергию, а правая отдает. И потому, чтобы ритуал с землей не стал причиной неприятностей в жизни, принято бросать горсти земли левой рукой, стоя с левой стороны могилы.
Первым горсть земли должен бросать священник, осеняя при этом гроб крестом. Все жесты священника сопровождаются молитвами об отпущении грехов. Далее священник посыпает тело пеплом из кадила, что символизирует угасание жизни и переход души в иной мир. Крышку гроба забивают работники ритуального агентства, и опускают в могилу с помощью полотен. Затем священник еще немного бросает земли на уже опущенный гроб.
Далее ритуал соблюдают близкие родственники покойного, затем друзья, коллеги и сослуживцы. Землю нужно брать с края могилы, но осторожно, чтобы не поскользнуться на мокром грунте, и не упасть вниз. Брать землю можно с помощью платка, который раздается всем пришедшим, а можно голой рукой. Говорить фразу «Пусть земля будет пухом» не стоит, так как она имеет языческие корни, и более подробно узнать ее происхождение можно здесь. Лучше пожелать усопшему «Царствия Небесного» и мирного упокоения.
После посещения кладбища и перед поминальной трапезой, руки нужно как следует вымыть, чтобы смыть не только могильную грязь, но и кладбищенскую энергетику.
Оставьте заявку для заказа товара
Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Для чего бросают горсть земли в могилу на похоронах: смысл обряда, история, сколько земли кидать и какой рукой
Практически на всех похоронах многие сталкивались с обычаем бросать землю в гроб с покойником. Несмотря на распространенность, никто толком не может объяснить, для чего это делается и что это значит. Вот каково происхождение этого обряда и истоки возникновения данной традиции.
История традиции
Существует несколько источников возникновения данной традиции:
— Славянский обычай. Древние славяне не хоронили людей так, как это стали делать на Руси с наступлением христианства. Тело умершего человека сжигали в огне и складывали в особый сосуд. Затем каждый член семьи клал веточки для поджигания костра вокруг усыпальницы, затем старейшина поджигал костер. После этого обряда в сосуд кидали по горсти земли – считалось, что это облегчает переход из одного мира в другой, затем урну с захоронением закапывали.
— Существовал и другой обряд, связанный с похоронами в древнем славянском мире. Земля, которая была над покойником, считалась целебной, поэтому каждый бросал комья земли сверху усыпальницы. Кроме того, в этой земле принято было сажать деревья – считалось, что почва над покойником обладала особым плодородием.
— С появлением гробов в 6 веке появилась еще одна традиция. Обычно в них погребали знатных чиновников, а сверху насыпали холм из земли. Землю бросали и в яму, и на курган, а при похоронах воина существовал обычай – положить на гроб столько земли, сколько умещалось в шлем воина. Затем гроб засыпали землей и формировали могилу.
— С появлением православия обряд, связанный с бросанием земли на могилу, напоминал о бренности человеческого житься. Бросая комья земли на крышку гроба, было принято говорить «пусть земля тебе будет пухом».
— В советское время, когда совершались гонения на церковь, а священников сажали в тюрьмы и расстреливали в концлагерях, землю, освященную в храме, кидали на могилу. Считалось, что такой обряд заменял отпевание, которое в те времена считалось преступным.
Почему же сегодня россияне бросают землю на крышку гроба. Священник Плужников считает, что в этом нет никакого мистического смыла. Церковная традиция связывает этот обряд как напоминание о том, что существование человека не вечно и что когда-нибудь все будут преданы земле. Недаром в дореволюционные времена практически все храмы строились на кладбищах.
Согласно традиции, после отпевания покойника, священник отправлялся на кладбище и читал молитвы, бросая землю в могилу. Это считалось напоминанием о том, что смерти никому не миновать и что все люди рано или поздно столкнутся с ней. Во время изменения власти, когда к власти пришли большевики, храмы стали закрывать, а похороны стало принято совершать без огласки. Земля отдельно и тайно освящалась в церкви, и только потом ее развозили родственники по могилам. Несмотря на то, что в дальнейшем главенствовал воинствующий атеизм, обычай остался.
Современный смысл обряда
Так, спустя много десятилетий, земля, которую стали кидать на могилу, стала ассоциироваться с ритуалом прощения грехов, мыслей о собственной смерти. Эта традиция стала необходимой на похоронах, хотя не все понимают ее смысл.
Сколько земли кидать и какой рукой
По традиции, принято бросать 1 или 3 горсти земли на крышку гроба. В этот момент, как говорят священники, принято прощать усопшему все обиды, мириться с ним. Поэтому важно в момент перед бросанием вспомнить и простить обиды и только потом бросать горсть земли на крышку гроба.
Такая традиция полезна как для самого кидающего (он расстается со старыми обидами и прощает грехи покойнику), так и для самого умершего – ему важно отделиться полностью от земной оболочки и перейти в мир духов. Считается, что в посмертной духовной жизни непрощённые обиды будут причинять умершему душевную боль и жестокие страдания.
Эзотерики иначе смотрят на этот обряд. Они считают, что бросание земли помогает покойнику не возвращаться в мир живых людей и не докучать им страшными сновидениями. Если этого не сделать, душа умершего человека может скитаться и причинять страдания тем, кто жив в данный момент, особенно если покойник умер неестественной смертью или ушел из жизни с глубокой обидой или злостью на родственников, друзей или на любого человека.
Обычно неприкаянная душа начинает досаждать обидчикам кошмарными сновидениями, болезнями родственников, особенно психического характера. Поэтому, кидая горсть земли на могилу, люди делают то, что способствует успокоению мятежной души умершего человека.
Очень важно бросать землю левой рукой и стоять с левой стороны от могилы. Считается, что таким образом нейтрализуется энергетика смерти. Если же бросать правой рукой, вероятны потери в жизни, бессилие и заболевания ныне живущих. Чтобы освободиться от обид и сделать правильно обряд, важно читать молитвы и простить покойнику все прегрешения, обиды и не желать никому зла.
Зачем бросают горсть земли в могилу на похоронах
После опускания гроба с телом в могилу и прочтения над ним заупокойной молитвы каждый из присутствующих на похоронах по традиции бросает горсть земли в яму. Иногда это три горсти или лопата, переходящая из рук в руки между скорбящими. Факт остаётся фактом – во многих религиях есть устоявшийся обычай кидать жменю грунта на крышку гроба.
Древний Египет – песок по ветру
Древняя египетская цивилизация с особым почтением относилась к умершим. Фараонов и вельмож хоронили в мастабах или пирамидах. Менее зажиточных жителей побережья Нила ждал погребальный костёр. После прах смешивали с песком и развеивали по пустыне. Точных сведений о проведении данного ритуала не сохранилось до наших дней, имеются лишь упоминания у древнегреческих историков.
Древние иудеи – 3 лопаты земли в могилу
В иудаизме принято совместно хоронить умерших. Если еврею на пути встретится похоронная процессия, то вера предписывает пройти вместе какое-то расстояние со скорбящими, дабы почтить память единоверца. На кладбище не копачи, а родственники и знакомые поочерёдно кидали в яму 3 или 5 лопат земли. Таким образом общее горе делилось между всеми.
Количество лопат земли соответствовало пяти уровням человеческой души. Три были основными и два – дополнительными:
Существует и другая традиция – кидать в могильную яму 13 лопат земли. Соотносят данный обычай с Псалмом 78, в котором описываются страдания израильтян, переживаемые по разрушению Храма. 13 строф, в которые вложены мольбы о восстановлении религиозной обители и прощении грехов, условно обозначают 13 лопат земли.
Человек вылеплен из глины
Вкидывание в могильную яму горсти земли связывают с преданием о том, что сам человек по велению Божьему произошёл из праха. Во многих культурах имеются прямые или косвенные указания на это.
Вавилон
Главенствующий бог Бэл отрезал себе голову, чтобы иные боги смешали полившуюся кровь с землёй и из данного «теста» вылепили людей.
Древний Египет
Среди сонма египетских богов имелся бог-творец Хнум, что вылепил на гончарном круге первого человека.
Древняя Греция
Мать богов Гея олицетворяла Землю. И как боги произошли от Земли, так и люди были вылеплены Прометеем из глины. А затем справедливая Афина, дочь Зевса, вдохнула в них жизнь.
Австралия
Бог Бунджил изготовил тело человеческое из глины, а волосы – из коры эвкалипта.
Новая Зеландия
Верховный бог Тане-махута имел много жён, но все они не могли зачать человека. Тогда он рассердился и вылепил из своей крови и глины новую жену Тики. Она и дала в потомстве человека.
Авраамические религии (христианство, иудаизм, ислам)
В Коране и Библии есть прямое упоминание о том, что человек был создан из глины (земли). Потому после смерти и надлежит всем людям вновь возвращаться в свою прежнюю стихию, из которой были взяты.
Горсть земли – прах к праху
Божье высказывание Каину ныне относят к каждому человеку:
«в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» [Бытие 3:19]
Если в Средние века обряд бросания горсти земли в могилу совершал лишь священник, то сейчас он распространился на всех присутствующих на погребении. Очерёдность устанавливается в зависимости от степени родства: домочадцы кидают жменю песка в яму первыми.
Важно! Иное использование горсти земли с похорон – для наведения порчи или совершения прочих оккультных обрядов – восходит к языческим верованиям.
Научные исследования: жизнь появилась из глины?
Мифы – ложь, да в них намёк. И этот намёк был использован российским и советским учёным Владимиром Вернадским в своих исследованиях. В частности, учёный установил сходство структуры глины и клеток живых организмов. Они даже изменяются по одним и тем же законам – под воздействием времени, температур, давления, избытка/ недостатка влаги и прочих внешних обстоятельств. Была даже выдвинута гипотеза о том, что глина имеет своеобразное «адаптативное» ядро, которым и координируются все изменения. Не смотря на достаточно оригинальную мысль, подтверждения она в ходе дальнейших исследований не нашла. Всё-таки неорганика не имеет настолько явные приспособленческие свойства как живые организмы. В конце концов и сам Вернадский свёл свою теорию к аналогии.