Для чего был создан инстаграм
С чего все начиналось — от истока до сегодняшних дней
Практически каждый из нас прекрасно знает, что такое социальные сети. Мы проводим в них большую часть своего свободного времени, переписываемся находим новых друзей и делимся эмоциями. Ярким примером является Инстаграм – уникальная платформа, которая позволяет не только общаться с другими пользователями, но и делиться своими фотографиями, видео и оставлять комментарии к ним. При помощи этого сервиса любой, даже самый плохой снимок, можно преобразить, используя широкий спектр фильтров. В статье расскажем, что это такое Инстаграм, как он появился, в каком году, и кто его создал.
Пьяный дневник и прогулки по Италии
Инстаграм – это всемирно известная социальная сеть, которая произвела настоящий переполох в мире интернета и цифровых технологий. Сейчас он представляет собой удобную площадку для общения пользователей, публикации фотографий и видео, платформу для ведения коммерческой деятельности. Социальная сеть позволяет потребителям превратить любой снимок в яркое и качественное изображение при помощи специальных фильтров. Но как все начиналось?
Кевин Систром
История создания Инстаграма – это успех простого и талантливого студента из Стэнфорда – Кевина Систрома. Простое увлечение молодого человека постепенно переросло в успешный бизнес, который впоследствии принес ему многомиллионные заработки. С детских лет Кевин любил заниматься фотографией и разработкой программного обеспечения. Результатом слияния двух этих сфер деятельности и стал Instagram.
Начиналось все с простого сайта, который он создал, будучи студентом. Доступ к этому порталу был лишь у избранного числа пользователей – однокурсники и друзья молодого разработчика. На сайте студенты делились снимками со своих пьянок и вечеринок. Вскоре Кевин устал от студенческой жизни и решил отправиться на отдых в Италию, посвятить свободное время изучению тонкостей фотоискусства.
В окружении прекрасных видов в голове у молодого человека загорелась новая идея – заняться бизнесом. Вернувшись на родину, Кевин записывается на курсы по созданию стартапов. Начинается длительный поиск идей для начального толчка в мире бизнеса. В итоге, на фоне оглушительного успеха Facebook, он находит свою колею и решает изобрести собственную социальную сеть, которая в будущем превратиться во всеми известный Инстаграм.
Первая разработка – основа будущего успеха
История Инстаграм начинается после того, как Кевин решает преобразить свой сайт в нечто большее. Молодой человек планировал создать сервис для обмена и публикации фотографий, но не только для своих друзей и знакомых, а для большего числа пользователей. В свободное от работы время Систром начинает разработку своего детища. Вскоре появляется название будущего сервиса Burbn, но у молодого разработчика не было денег для его реализации и продвижения, поэтому решает привлечь инвесторов к развитию своего бизнеса.
Кевин Систром и Майк Кригер
Ждать не пришлось долго, инвесторы появились, но с одним условием – Кевин должен был найти партнера для дальнейшего сотрудничества. Вскоре к разработке присоединился Майк Кригер – выпускник Стэнфорда и товарищ Кевина. На тот момент новый компаньон также занимался разработкой собственного проекта – сервиса для общения Meebo. Идеи двух коллег стали переплетаться и на свет появилась социальная сеть Burbn. Несмотря на значительное число подписчиков и потребителей, сервис не получил должного успеха и не стал популярным. Приложение смогло набрать не более 1000 постоянных подписчиков.
Они прекрасно понимали, что социальные сети претерпевают большую конкуренцию и трудно пробиться на самый верх. Вскоре у Кевина появляется очередная идея, создать сервис, который бы превращал даже самые плохие снимки в качественные изображения. Для этого нужны фильтры, которые бы превращали обычного пользователя в профессионального фотографа.
первая версия Инстаграма
В ночь 6 октября 2010 года разработчики создают первую версию Инстаграм и выкладывают ее в AppStore со свободным доступом. Изначально проект был рассчитан только для пользователей всемирно известного бренда Apple. Именно этот день является датой создания новой и успешной социальной сети. Моментально стали появляться первые пользователи, бесплатное приложение набирало популярность.
За первые дни после выхода сервиса его скачали более 25 000 потребителей со всего мира. На этом все только начиналось. Молодые разработчики работали без отдыха и поддерживали платформу от неожиданного обвала из-за огромного числа пользователей. Вскоре Кевин набрал собственную команду и менеджеров.
Первый снимок в Instagram
Вместе с популярностью росла и команда. Сервис, в котором можно делиться своими фотографиями и общаться получил бешеный успех на всех континентах. Зимой 2011 года разработчики придумали системы хэштегов, которые значительно упростили поиск фото в социальной сети. В этом же году происходит обновление до версии 2.0, которая порадовала потребителей новыми живыми фильтрами.
Весной 2012 года социальная сеть увеличила свое влияние, была выпущена версия для мобильных устройств с платформой Андроид. За следующий день приложение было загружено более чем 1 миллион раз.
Таким образом, простой студент сумел создать многомиллионную социальную сеть, которая по степени популярности продолжает занимать передовые позиции на мировом рынке программного обеспечения и приложений.
При чем здесь Facebook?
Facebook – первая в своем роде социальная сеть, которая произвела революцию общения пользователей в сети. Она была создана за много лет до появления Инстаграма и стала вдохновением для Кевина и его партнеров по бизнесу. В 2012 году основатель Facebook Цукерберг заинтересовался творением молодых ребят, которое только начинало набирать полный ход.
Марк Цукерберг
9 апреля состоялась сделка, результатом которой управление и права собственности над Инстаграм перешли Цукербергу. Разработчики получили взамен 1 миллиард долларов, причем 30 процентов деньгами, а все остальное акциями компании Facebook. Так простые студенты превратились в миллионеров, а Инстаграм стал принадлежать Facebook.
Изначально аналитики считали покупку Инстаграм опрометчивым поступком, ведь на тот момент приложение новичков только набирало популярность и могло лопнуть в любой момент, как мыльный пузырь. Дальновидность и чуйка не подвели Цукерберга. Вскоре социальную сеть портировали на платформу Windows.
Сейчас Инстаграм можно использовать в виде приложения на любой платформе или в режиме онлайн на сайте бесплатно. Сервис интегрирован с другими социальными сетями – Вконтакте и Facebook.
Отличия сервиса от других социальных сетей
Сейчас сервис занимает передовые позиции среди всех социальных сетей в мире, благодаря своей уникальности и интересному способу общения и публикации новостей. В данном случае информация передается в виде фотографий и графических изображений, что значительно упрощает ее восприятие пользователями.
Рассмотрим основные отличия Инстаграм от других социальных сетей и ее преимущество:
Все это превращает Инстаграм во многофункциональную социальную сеть и мессенджер, которая не только позволяет общаться и публиковать фотографии, но и зарабатывать на своем творчестве и блогерстве.
Как пользоваться – краткое руководство для начинающих
Если никогда ранее не сталкивались с приложением Инстаграм и решили попробовать, то у вас не составит труда научиться пользоваться и разбираться в интерфейсе сервиса. Достаточно иметь желание и фото для публикации. Само приложение находится в открытом доступе и совместимо со всеми современными смартфонами. Мы расскажем, как работает приложение и опишем инструкцию как им пользоваться.
После загрузки приложения необходимо установить его и зарегистрировать свой личный профиль в онлайн-сервисе. Для этого потребуется:
После этого окажетесь в главном меню сервиса. На нижней панели находятся инструменты управления:
Если провести по экрану пальцем вправо (сделать свайп), то откроется меню моментальной съемки. Не выходя из приложения можно заснять короткую историю с использованием разных эффектов – замедление, бумеранг, обратная съемка, фокус и суперзум, а также запустить прямую трансляцию. После публикации история появится в ленте новостей на верхней панели, одновременно у всех ваших подписчиков.
Под каждым фото можете поставить лайк, нажав на сердечко или оставить текстовый комментарий.
Чем заняты основатели Инстаграм сегодня
Что же произошло с создателем социальной сети после ее продажи Facebook? После оформленной сделки разработчики продолжили работу над своим детищем, но только под руководством Цукерберга. Длительное время они занимались монетизацией сервиса и разрабатывали другие направления. В 2018 году Кевин и Кригер заявили о своем уходе из компании Facebook.
Несмотря на разрыв отношений, они остались хорошими друзьями с Цукербергом. Причиной ухода послужили разногласия в дальнейшем развитии проекта. Изначально Кевин планировал создать платформу для общения и публикации фотографий без рекламы, но новые владельцы не стали придерживаться того же мнения. Инстаграм превратился в успешный коммерческий проект. Кевин, поняв, что предал свои приоритеты решает уйти в свободное плавание и заняться новыми проектами.
Вскоре после этих событий информационные порталы забили тревогу, по их мнению, программа Инстаграм должна в скором времени загнуться без своих основателей. Сейчас Instagram является крупнейшей площадкой для заработка и рекламы, это означает, что вряд ли стоит ждать закрытия социальной сети.
Instagram — это социальная сеть, которую создал обычный студент энтузиаст в компании друзей. Сервис полюбили миллионы пользователей со всего мира за простоту и удобство. Инстаграм – это возможность делиться своими историями и фотографиями, скрывать свою обычную жизнь за яркими снимками и фильтрами.
История становления Instagram на основе книги “No Filter”: от создания до сделки с Facebook и ухода основателей Статьи редакции
Выжимка книги журналистки Bloomber Сары Фрайер «No Filter. История Instagram», которая выйдет в конце апреля в издательстве «Бомбора».
Я прочитал “No filter“ за пару вечеров. В книге масса деталей о том, как Кевин Систром шел к созданию Instagram. Оторваться от этой истории почти невозможно.
Её стоит прочитать тем, кому интересна полная драмы история рождения Instagram, стратегия Цукерберга и причины, стоящие за сегодняшним мировым доминированием Facebook. В книге тщательно описаны поиски точек роста социальной сети, конкуренция с Twitter, Snapchat, внутренние конфликты основателя Instagram до последнего не готового идти на компромиссы.
Если вам не нравится Цукерберг, книга укрепит ваши подозрения о его моральных принципах. Сара Фрайер наглядно показывает, какой властью обладает Facebook и как наивны были власти, одобряя сделку Facebook с Instagram. Было интересно увидеть разницу между культурами Facebook и Instagram и как со временем различия в подходе и культуре привели к уходу Систрома из компании.
Большая часть книги посвящена феномену инфлюенсеров. Тому, как они добились огромных успехов в том, что делали. Instagram стимулировал появление новых личных брендов и бизнесов с ними связанных.
Кевин Систром и Марк Цукерберг познакомились задолго до появления Instagram, в 2005 году. Тогда Марк работал над проектом TheFacebook.com, а Систром уже создал сайт Photobox, позволявший пользователям загружать большие файлы с изображениями.
vc.ru изначально, в 2010 году, размещался на домене facebookru.com — в качестве легкого троллинга Цукерберга от создателя проекта Андрея Загоруйко. Издание тогда носило название «Цукерберг позвонит», намекая в том числе на тот факт, что рано или поздно служба Facebook обратит внимание на пиратский домен.
«Цукерберг позвонил» в 2012 году и домен пришлось сменить сначала на siliconrus.com, а затем, 2 сентября 2015 года, наконец на престижный vc.ru, который достался проекту от инвестора Льва Левиева.
И, возможно (далее следует мнение автора, не подтвержденное фактами), как домен основателя Vkontakte, vc.ru покупался в довесок к домену vk.com.
Цукерберг набирал людей в свой проект. За кружкой пива он пытался убедить Кевина, что Facebook станет успешным бизнесом, и приглашал его помочь разработать функцию загрузки фото в соцсеть. Систром отказался от предложения.
В том же году Кевин захотел устроиться на стажировку в ИТ-компанию. После прочтения статьи The New York Times о тренде на аудио в онлайне и упоминавшемся в материале маркетплейсе подкастов Odeo Систром решил устроиться туда. Наудачу он отправил письмо гендиректору компании Эвану Уильямсу, который тогда был известен тем, что продал Google блог-платформу Blogger.
Систром получил место стажера и работал под руководством молодого инженера Джека Дорси, будущего сооснователя соцсети Twitter и платежного сервиса Square.
На последнем курсе Стэнфорда, после окончания стажировки, Систром подрабатывал в Caffé del Doge на Юниверсити-авеню в Пало-Альто. Однажды в кафе зашел Цукерберг и с удивлением обнаружил студента, которого пытался заманить на работу. Тот отказ был неприятен. Цукерберг неловко сделал заказ и двинулся дальше.
Параллельно с работой Кевин по вечерам создавал мобильные приложения. Он занимался этим так как после выхода iPhone в 2007 году началась технологическая золотая лихорадка. Смартфоны изменили опыт взаимодействия с интернетом и требовали нового подхода — с упором на мобильное использование.
Так Систром создал приложение Burbn, в честь своего любимого виски из Кентукки. Оно позволяло людям сообщать, где они находились или куда планировали пойти, чтобы туда же могли направиться и их друзья.
В январе 2010 года на вечеринке стартапа Hunch Кевин познакомился с соучредителем компании Netscape и венчурного фонда Andreessen Horowitz Марком Андриссеном и управляющим венчурной фирмы Baseline Ventures Стивом Андерсоном.
Андерсон сказал, что готов стать инвестором, если Систром найдёт себе партнера.
Самый большой риск в том, что вы единственный учредитель. Обычно я не вкладываю деньги в одиночек.
Несмотря на инвестиции, Кевин не понимал, несёт ли его продукт какую-то пользу и интересен ли он людям. Вместе с Майком Кригером они решили провести брейншторм.
В одном из конференц-залов Dogpatch Labs, коворкинга, где они работали, основатели раздобыли доску и провели мозговой штурм, заложивший основу всей их философии лидерства: сначала спросить, какую проблему они решают, а затем попытаться решить ее самым простым способом.
Кригер и Систром начали упражнение с того, что составили список из трех главных вещей, что нравились людям в Burbn.
Они решили сделать упор на фотографии, разработав максимально простой и удобный способ их загрузки и обработки. Совместив в одном приложении возможность делать фотографии, накладывать на них фильтры и делиться в популярных на тот момент соцсетях.
Одним из первых инвесторов Instagram стал Крис Сакка. История этой инвестиции заслуживает внимания.
Однажды поздно вечером, в коворкинге Dogpatch Labs, в свете ноутбука Систром писал код, стараясь не отвлекаться на проходившее предпринимательское питчинговое мероприятие. Человек по имени Трэвис Каланик рассказывал о компании UberCab, сделавшей приложение для вызова роскошных автомобилей.
Проект должен был официально стартовать в Сан-Франциско в следующем году. Одним из инвесторов-гостей мероприятия был Крис Сакка (он в итоге инвестировал в Uber). Подробная история Криса Сакки:
Крис пересекался с Кевином Систром в Google (они оба там работали) и подошел к нему узнать, как у него дела и над каким проектом тот работает. Они договорились о встрече в кафе неподалеку, где Систром показал приложение с квадратными фотографиями, носившее тогда название Codename.
Криса питч Систрома убедил, в первую очередь на его решение о входе в проект повлияло предложение Систрома об эксклюзивности (он брал только трех инвесторов).
16 июля 2010 года была сделана первая публикация фотографии приложения, позже получившего название Instagram.
Отказ Уильямса дал Дорси дополнительную причину пользоваться приложением, чтобы доказать партнёру, что тот ошибся. Дорси начал активно пользоваться соцсетью, делясь снимками оттуда со своими 1,6 млн подписчиков в Twitter.
Последний пост Дорси в Instagram датирован 9 апреля 2012 года. После анонса о поглощении Instagram компанией Facebook Дорси удалил приложение и больше никогда им не пользовался.
Если Facebook был о дружбе, Twitter — о мнениях, то Instagram — об опыте и переживаниях, и любой человек мог интересоваться визуальным опытом и переживаниями другого человека в любой точке мира.
В книге успех Instagram объясняется так:
Систром был в ярости. Тот факт, что в вас сомневаются, — мощный мотиватор. Кевин с удвоенной силой стал искать способы масштабирования приложения. Так появилась идея InstaMeet — офлайн-встреч пользователей сервиса.
Наибольший рост Instagram получала за счет знаменитостей, заводивших аккаунт в соцсети. Первой крупной звездой в Instagram стал рэпер Снуп Догг, и он же первый, кто разместил рекламу в сервисе, отметив напиток Blast.
Как писал в то время для TechCrunch Зиглер:
Cнупп Догг переместил сервис на третий шаг.
В команде на тот момент работало четыре человека. Она старалась выпускать обновления приложения так часто, что писать описания для них стало каторгой. Инженер Instagram Суини придумал тогда всеобъемлющее описание, которое сегодня используется в большинстве обновлений: «Исправление ошибок и повышение производительности».
К лету 2011 года у Twitter было 100 млн пользователей, у Facebook более 800 млн, в то время как у Instagram только 6 млн, но достигла она этой отметки вдвое быстрее других соцсетей. Рост ускорился после прихода на платформу Джастина Бибера, количество подписчиков на аккаунт росло на 50 человек в минуту.
К сентябрю 2011 года аудитория Instagram превысила 10 млн пользователей, и к офису компании выстроилась очередь из инвесторов. Джаред Лето, Эштон Катчер и другие знаменитости мечтали стать инвесторами Instagram.
Эштон Катчер в 2009 году выиграл у CNN спор о том, что его аккаунт в Twitter станет первым обладателем 1 млн подписчиков. Он понимал, что создает большую ценность для компании, ничего не получая взамен.
Он сильно отличался от других звезд. Когда Катчер видел новый тренд, стремился не просто его использовать, но и прилично заработать. Так он стал инвестором таких компаний как Uber, Airbnb, Spotify и конкурента Instagram – Path.
Но его денежные ставки и медийность не привлекли Систрома — основатель Instagram не взял денег. А Катчер стал одним из первых в бесконечной череде советчиков, предлагавших внедрить кнопку “re-gram” по аналогии с “retweet” в Twitter или “share” в Facebook. Но Систром оставался непреклонен, не принимая ни денег, не внемля советам.
Всего Twitter сделал три попытки купить Instagram.
Ни Уильямс, ни Костоло не понимали принципиальной важности Instagram и концепции соцсети, ориентированной на фотографии. А ведь история популярности Twitter началась с фотографии. В 2009 году Twitter стал мировой сенсацией благодаря фотографии тонущего в реке Гудзон самолета:
Рейс 1549 стал легендой — по этой истории даже был снят фильм «Чудо на Гудзоне».
Наблюдая за ростом Instagram, Элад Джил, занимающийся стратегией и поглощениями в Twitter, предложил ещё раз попробовать купить Instagram.
«Instagram сделал публикацию фотографий максимально простой. Что, если следующее чудо будет запечатлено в Instagram, а не в Twitter?» — размышлял Джил.
В 2013 году венчурный инвестор Эйлин Ли придумала название для стартапов с миллиардной оценкой — «единороги». В то время их было 37. Когда в 2015 году она писала обновленную статью об этих редких зверях, их было 84. К 2019 году их было уже несколько сотен. Но если это пузырь, то он еще не лопнул.
Структура приобретения Instagram, когда компания покупается не для интеграции, стала прецедентом в технологических слияниях и поглощениях в мире, где гигантские компании росли, а небольшие компании, такие как Instagram, искали альтернативу конкуренции с монстрами или смерти.
Готовность Facebook давать компаниям внутри себя независимость помогла Цукербергу совершить невозможные на иных условиях сделки с упрямыми основателями. Особенно в 2014 году — с мессенджером WhatsApp и компанией виртуальной реальности Oculus VR.
Только три сотрудника пробыли в Instagram достаточно долго и поэтому смогли купить свою четверть акций и конвертировать их в акции Facebook по более низкой цене. Все остальные не извлекали из акций Instagram никаких богатств.
Ключ в доминации Facebook и Instagram заключался в сетевом эффекте, импульсе, приобретаемом по мере роста сети и времени, которое пользователи сетей начинали проводить в приложениях группы. Любая быстрорастущая социальная сеть была угрозой для сетевого эффекта Facebook и времени, которое пользователи оставались в нем.
Задача Facebook состояла в том, чтобы не дать кому-то другому его догнать. Эту ценность Цукерберг прививал сотрудникам, заканчивая встречи с персоналом недвусмысленным объединяющим восклицанием: «Доминирование!».
И действительно существовали признаки того, что Instagram подбирается к положению «победитель забирает всё». Его рост ускорялся. Сегодня Facebook остается доминирующей в мире социальной сетью с более чем 2,8 млрд пользователей в нескольких социальных приложениях и приложениях для обмена сообщениями. Основной драйвер роста его доходов — Instagram.
Позже аналитики скажут, что одобрение этого приобретения стало самым большим провалом регуляторов за десятилетие.
Цукерберг не планировал останавливаться на покупке Instagram и методично подыскивал новые «Инстаграмы». Приветствуя Систрома в компании в 2012 году, он писал основателю Snapchat Эвану Шпигелю.
Как только они встретились, Цукерберг отбросил лесть и перешел к угрозам. Всю встречу он внушал Шпигелю, что Snapchat будет раздавлен Facebook, если они не найдут способа работать вместе.
Цукерберг собирался вот-вот запустить Poke, приложение, которое позволяло людям отправлять исчезающие фотографии, точно так же, как это происходило в Snapchat. Он не боялся полностью скопировать продукт и был готов использовать всю мощь Facebook ради успеха.
В декабре 2012 года, когда Poke запустился, Цукерберг сразу продемонстрировал силу поддержки Facebook. Poke ворвался в топ-3 бесплатных приложений в App Store для iOS. Со следующего дня рейтинг Poke начал падать. Угроза оказалась пустышкой. Шпигель отказался от сделки с Facebook.
В 2013 году Facebook купила сервис мобильной аналитики Onavo. Сделка прошла без шума, так как инструмент не был ярким потребительским продуктом. Для Facebook и её команды приобретение имело важнейшее значение.
Теперь они знали не только названия приложений, в которых развлекались люди, но и то, как долго они их использовали, на каких экранах приложений проводили время, — и поэтому, например, могли знать отрыв Snapchat Stories от других функций Snapchat. Это позволяло им видеть, какие конкуренты были на подъеме, еще прежде, чем об этом узнавала пресса.
Ирония в том, что, возможно, воспользовавшись данными Onavo о экспоненциальном росте Snapchat, решение о переходе туда на должность операционного директора приняла бизнес-ассистент Систрома, Эмили Уайт.
Цукерберг переживал, что Facebook теряет актуальность в противостоянии со Snapchat. Он запустил три инициативы:
Вскоре после сделки Facebook принялся ухудшать работу Instagram в приложениях конкурентов. В декабре 2012 года отключили отображение Instagram-фото в ленте Twitter. Тогда пользователи жаловались в Twitter, решив, что что-то сломалось.
Тем временем Систром вместе с бизнес-ассистентом Эмили Уайт формулировал миссию Instagram и ценности компании. Вот к какой миссии они пришли: «Запечатлеть и разделить мгновения мира». Команда сформулировала три тезиса о ценностях Instagram:
В 2014 году Instagram наконец обошел Twitter по популярности, набрав 300 млн пользователей.
Сила Instagram была в его простоте, ограничениях, отсутствии кнопки «расшаривания» и в видео. Поскольку в Instagram не было возможности делиться чужим контентом, соцсеть не могла быстро реагировать на новости. Instagram была больше о людях, о том, что они хотят представить миру, и о том, считали ли другие их интересными, творческими, красивыми или ценными.
Красивые картинки в Instagram были средством достижения цели — завоевать понимание и одобрение остальной части общества, выраженных через лайки, комментарии и даже деньги, дававшие пользователям небольшой кусочек власти над собственной судьбой.
Развиваясь, Instagram менял реальность под себя. Появились тысячи новых звезд, люди начали стараться показать на фото жизнь красивее, чем она есть. Началась гонка за попадание в рекомендации, появилась масса софта для автоматического продвижения аккаунта.
National Geographic писал о том, как Instagram меняет путешествия: количество посещений Языка Тролля, фотогеничной скалы в Норвегии, увеличилось с 500 в 2009 году до 40 тысяч в 2014-м.
С ростом росло и количество проблем сети. Автоматические раскручиваемые аккаунты, боты, негатив в комментариях. Instagram впервые всерьез взялся за проблему ботов в декабре 2014 года. Как только они решили, что технология готова, они удалили аккаунты, которые не сочли созданными настоящими людьми — все и сразу. Миллионы аккаунтов в Instagram исчезли.
Джастин Бибер потерял 3,5 млн поклонников, а Кендалл и Кайли Дженнер — сотни тысяч. Число подписчиков рэпера из 90-х Мэйза упало с 1,6 млн до 100 тысяч — очевидно смущенный, он вскоре вовсе удалил свой аккаунт.
Первую рекламу Instagram запустил 1 ноября 2013 года. Бренду Michael Kors, с которым работала команда, разрешили опубликовать фото в аккаунте @MichaelKors, а затем заплатить за ее распространение среди людей, которые не были подписчиками бренда.
При подготовке к монетизации соцсеть наконец разрешила загрузку прямоугольных фотографий и всерьез занялся аналитикой того, как пользователи используют приложение. Аналитика открыла глаза на тот факт, что Instagram задал крайне высокую плану для загружаемого контента. Эту планку задавал перфекционист Систром.
Но видение Систрома не разделяли и пользователи Instagram. У многих подростков были отдельные аккаунты — «финста» (finsta — fake Instagram, или «поддельный Instagram»). Они были более настоящими Instagram-аккаунтами, поскольку именно там пользователи могли говорить то, что думали, и публиковать неотредактированные фото.
В результате исследований в Instagram поняли, что функция Snapchat Stories стала новым популярным способом задокументировать будни: как вы проснулись, бродили по школе, скучали, болтались с друзьями — все те действия, которые не дотягивали до уровня поста в Instagram.
«Instagram, — объяснил в один из вечеров подросток, — станет следующим Myspace».
Обычные люди использовали платформу только для того, чтобы посмотреть, что делают профессионалы, и создавали меньше собственных постов, делая публикацию лишь в том случае, если фотография соответствовала некой очень высокой планке важности или качества. Чтобы ответить на новый вызов, в Instagram запустили «Смену парадигмы»:
Но «смена парадигмы» по мнению сотрудников была скорее эволюцией, не предлагая радикальных инноваций. Назревала необходимость в радикальных шагах.
Тень Snapchat на горизонте становилась отчетливее и необходимость в аналоге Stories стала очевидной. Систром оставался непоколебим. «У нас никогда не будет историй, — сказал он. — Мы не должны, мы не можем, это не соответствует тому, что люди думают и что публикуют в Instagram».
Систром не рассматривал идею Stories всерьез, так как видел, как одна за одной провалились попытки Facebook скопировать успешный продукт. Но аналитика и личный опыт посещения «красных дорожек» показали Систрому, что в Stories кроется огромный потенциал для самовыражения.
За пару месяцев до запуска Stories Facebook сделал последнюю попытку купить Snapchat, сделав предложение через Имрана Хана, директора по стратегии компании.
Команда Instagram собиралась запустить Stories сразу для всех 500 млн пользователей. Они назвали это «запуском Йоло», по аббревиатуре YOLO — «you live only once» («Вы живете лишь раз»). В то время как большинство запусков в Facebook тестировалось на 1–2% аудитории. Шпигель ничего об этом не знал. Как не знал и Систром о переговорах Цукерберга по покупке Snapchat.
За пару дней до запуска Цукерберг позвонил Шпигелю и упомянул, что знает о переговорах Snapchat с Google и готов предложить больше. Шпигель ответил, что переговоров не ведет, но если они будут, он позвонит Цукербергу. Шпигель не позвонил.
В день запуска Stories в августе 2016 года вся команда собралась в штаб-квартире Facebook около 5 часов утра. Успех продукта был очевиден уже в первый же день. Быстрый рост использования Stories показал, что продукт попал в точку. У Snapchat больше не было стратегического преимущества.
Из-за роста Instagram у Цукерберга началась паранойя. Он заказал исследование, результаты которого говорили: рост Instagtam в течение ближайших шести месяцев приведет к каннибализации трафика Facebook.
Посмотрев на графики по будущим годам, можно было увидеть: если Instagram продолжит расти и красть время пользователей у Facebook, её рост может сойти к нулю или, что еще хуже, соцсеть может начать терять пользователей.
Указ Цукерберга в конце 2017 года был едва ли замеченным пользователями. Он попросил Систрома встроить в приложение Instagram постоянную ссылку на Facebook. В своей же сети с панели навигации по продуктам, таким как «Группы» и «События», ссылку на Instagram Цукерберг удалил. Так началась эра пессимизации Instagram со стороны Facebook.
Цукерберг планировал, что Instagram должен сосредоточиться на поиске новой аудитории, не входящей в сеть Facebook. Вот что произошло дальше:
Рост Instagram значительно замедлился. Систрому пришлось пойти на уступки по увеличению числа уведомлений от приложения и переключиться на единые метрики Facebook по разработке продуктов. Весной 2018 года Систром взял отпуск по уходу за ребенком, а в сентябре, в день возвращения из отпуска, объявил о своем уходе. Вместе с Майком Кригером.
Так основатели Instagram покинули компанию, и Цукерберг снова всех победил.
Летом 2018 года Instagram пробил планку в 1 млрд пользователей. Место главы Instagram досталось Адаму Моссери (бывшему главе новостной ленты Facebook).
Журнал JAMA Facial Plastic Surgery, издаваемый Американской медицинской ассоциацией, в 2017 году опубликовал статью «Селфи — жизнь в эпоху отфильтрованных фотографий». В ней отмечалось: «Эти фильтры и правки стали нормой, изменив у людей по всему миру восприятие красоты». Instagram на беспрецедентном уровне перемешал личную жизнь с маркетингом бренда.
Аккаунт Instagram моделировал поведение, которое компания хотела видеть в приложении, а реклама и экономика влияния усилили этот эффект. Instagram подстегнула развитие персональных брендов, стимулировала рынок путешествий и повлияла на интерес к местам, которые выглядят красиво на фотографиях.
Появились бизнесы, апеллирующие к визуальному опыту: будь то интерьер, вид блюд или иммерсивный дизайн. В Музее мороженого, который открылся в Нью-Йорке в 2016 году, а потом дошел до Сан-Франциско, Майами и Лос-Анджелеса, посетители стоят в очереди, чтобы сфотографироваться при погружении в яму с разноцветными брызгами-конфетами, несъедобными, сделанными из антимикробного пластика.
На фабрике селфи в Торонто Eye Candy за цену билета люди могут фотографироваться в одной из дюжины комнат, например, в той, где они выглядят, будто отдыхают с шампанским в частном самолете, или в той, где могут представить, будто находятся в Японии в сезон цветения сакуры.
В Meow Wolf в Санта-Фе, штат Нью-Мексико, обстановка более сюрреалистичная. Объявляя себя эмпирическим художественным коллективом, Meow Wolf приглашает посетителей прогуляться по лесу неоновых деревьев или погрузиться в сушилку для белья.
Instagram столкнулся с ворохом бизнесов, заточенных на автоматизацию продвижения в Instagram. Чаты активности, лайк-чаты, гивы — с подобными видами накрутки в соцсети борются до сих пор, внедряя инструменты по автоматической модерации комментариев и отсечении аккаунтов-ботов.