Для чего была построена китайская стена кратко
Великая Китайская стена: краткая история, кто приказал построить
Содержание:
Великая Китайская стена – самый длинный рукотворный памятник в мире, гордость Китая и главное туристическое направление. Бесчисленные превосходные степени использовались для описания стены за несколько тысяч лет ее существования, и ее значение охватывает исторические, стратегические, инженерные, архитектурные и культурные области. Посещение Великой Китайской стены, учитывая ее огромную протяженность, включает в себя множество различных впечатлений.
Великая Китайская стена, краткое описание
Краткую информацию о китайской стене можно вместить в одну фразу – «Длинная стена в десять тысяч Ли». Так ее называют сами китайцы. Историки до сих пор спорят над тем, кто приказал построить Великую Китайскую стену. Но доподлинно известно, что она была построена солдатами, заключенными и местными рабочими с использованием местных материалов, включая камни, дерево, землю и, позже, кирпич. История стены восходит к эпохе Чуньцю (с 722 по 481 год до н. э.), строительство стен началось во время феодальных конфликтов. Три отдельные секции стены были соединены при Цинь Шихуанге около 220 г. до н. э., образуя единое укрепление.
Великая Китайская стена в древнем Китае была расширена при императоре Уди между 140 и 87 годами до н. э., чтобы достичь Бохайского моря на востоке. В то время она предназначалась для предотвращения вторжения монголов и турок. Работы на стене периодически начинались и прекращались до периода правления династии Мин с 1368 по 1644 год, когда было добавлено 5 650 км укреплений, а также 25 000 башен и 15 000 аванпостов. Целью стены было не только защитить Китай от вторжения, но и устранить иностранное влияние на китайскую культуру.
Великая Китайская стена, кратко
Защита
Великая Китайская стена была внесена ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия в 1987 году, что служит для ее защиты как исторического, стратегического и архитектурного памятника огромной важности. Стена постоянно сжимается из-за эрозии и человеческой деятельности, например, люди берут кирпичи со стены в качестве сувениров. Большая часть стены открыта для туристов, но китайское правительство периодически штрафует нарушителей и закрывает особо пострадавшие районы.
Другие районы специально предназначены для туризма, они обеспечивают баланс между положительным и отрицательным влиянием человека. В то время как шаги толп посетителей и неизбежный вандализм ускоряют эрозию, одновременно стена защищается мировыми организациями, которые стремятся сохранить ее привлекательной и доступной для туристов. Недавно за посещение стены увеличили стоимость, это вынужденная мера, которая стимулируют бизнес, обслуживающий поврежденные участки стены.
Туризм
Организованные туры по Китаю часто включают в свои маршруты участки Великой Китайской стены, а также есть туры различной продолжительности, специально посвященные стене. Пешие и велосипедные туры вдоль стены популярны среди активных путешественников.
Посещение Великой Китайской стены может означать множество различных видов экскурсий, поскольку стена проходит как через труднодоступные отдаленные горные районы, так и через крупные города.
Опытные гиды с радостью дадут краткое описание Великой Китайской стены, даже если вы захотите исследовать ее самостоятельно. Некоторые участки опасны и круты. Участок Великой Китайской стены «стена Бадалин» является самым большим и принимает наибольшее количество посетителей не только потому, что он находится недалеко от Пекина и, следовательно, относительно легок в доступе, но и потому, что по нему безопасно ходить и он эстетически привлекателен. А пассажиры Транссибирской магистрали бесплатно могут со стороны увидеть стену, когда поезд приближается к Пекину.
Кто построил Великую Китайскую стену на самом деле
Одним из самых знаменитых архитектурных сооружений мира является Великая Китайская стена. Она словно магнитом притягивает к себе миллионы туристов. Это масштабное крепостное сооружение, возведенное в северной части Китая, поражает своими размерами:
С XVII века этот памятник архитектуры является символом Китая. Но в последние годы многие ученые высказывают сомнения насчет того, что это крупнейшее на планете крепостное сооружение строилось действительно жителями Поднебесной. Так кем была построена Китайская стена и о чем говорят находки археологов и историков?
Что вызвало сомнения у ученых
Интерес к Великой Китайской стене на протяжении многих лет проявляют ученые со всего мира. Исследуя древние карты, историки установили, что фортифицированное укрепление было действительно построено на границе Китая. Но необъяснимым является тот факт, что на некоторых участках стены бойницы в стене расположены в сторону поднебесной. Тогда встает вопрос: зачем китайцам возводить стену, с которой удобно обстреливать территорию их государства?
Стоит отметить, что есть и другая часть крепостного укрепления. На нем бойницы расположены на стороне, за которой начинались просторы другого государства. Но эта часть была реконструирована, и достоверной информации о том, какой вид имела стена до восстановительных работ, найти не удалось. К тому же, исследования главного архитектурного памятника Китая не поощряются правительством страны, из-за чего ученым довольно трудно проводить исследования.
Новая версия о строительстве Великой Китайской стены
Сегодня ученые выдвигают версию, по которой строительство Великой Китайской стены проводилось жителями древнего государства Тартарии. Найденные археологами артефакты доказывают, что на его территории проживали люди, которые имеют генетическое сходство со славянами. В старинных китайских манускриптах они описываются как белые боги. Археологические находки также показали, что развитие народа Тартарии было на довольно высоком уровне, что и позволило возвести такое массивное крепостное укрепление.
Интересные открытия были сделанные учеными, исследовавшими предметы, найденные на территории, принадлежавшей Тартарии. На обнаруженных во время раскопок вазах были найдены символы, которые очень сильно схожи с буквами древнерусского алфавита. Опираясь на это открытие, историки предполагают, что по соседству с Китаем проживали русичи. Правда достоверной информации о том, когда и почему эти земли были покинуты ими, пока не найдено.
Причины, по которым строилась Великая Китайская стена
Историки, исследовавшие древние записи и карты, берутся утверждать, что между жителями Тартарии и Китая долгое время продолжалась кровопролитная война. За многие годы сражений полегло огромное количество людей. Но воюющим сторонам удалось достигнуть мирного соглашения, после заключения которого жители Тартарии начали строить массивную крепостную стену.
Некоторые ученые выдвигают гипотезу, в которой утверждается, что древним славянам все же удалось победить китайцев. Они ссылаются на найденные старинные записи, в которых содержится такая информация. Многие историки утверждают, что отражение той битвы находится на гербе столицы России, на котором Святой Георгий поражает своим копьем дракона. Как известно, символом Китая является именно дракон. Исходя из этой информации, ученые сделали вывод, что на гербе показано, как русский народ победил китайцев.
Происхождение названия государства
Историки также выдвигают новую версию происхождения названия страны. На древнерусском языке слово кий означало стена, а слово тай – вершина. Следственно, территории, на которых проживал народ дракона, расположенные за стеной, называли Китаем. Стоит уточнить, что пока что это только гипотеза. Документального подтверждения выдвинутой версии пока не найдено.
Существующая версия происхождения
В III столетии до н.э. Китай был процветающей империей. Множество его поселений начали быстро развиваться, превращаясь в крупные центры торговли. Это привлекало внимание древних кочевников хунну, которые совершали постоянные набеги на богатые земли Поднебесной. Многие царства, входившие в состав Китайской империи, начали в то время возводить крепостные укрепления. На строительство фортифицированных стен было собрано около миллиона человек. В основном возведением массивных укреплений занимались солдаты и рабы.
Огромный вклад в строительство Великой Китайской стены был сделан императорами династии Цинь. Отдельные участки укрепления были надстроены и укреплены. Также между ними начали возводить дополнительные соединительные участки. Благодаря такому подходу, вскоре стена стала надежной границей с соседними странами. Но среди жителей Китая начало назревать недовольство постоянной мобилизацией на строительные работы. Во многих городах Поднебесной проводились бунты, которые привели к падению династии Цинь.
Окончание строительства
Практически каждая династия императоров Поднебесной занималась строительством Китайской стены. Крепостные сооружения простирались все дальше вдоль границы государства. Окончание возведения укреплений датируется XVII веком. Строительство было завершено императорской династией Мин. Возведенные в то время участки стены сохранились до нынешнего времени в прекрасном состоянии.
Но построенные укрепления не помогли Китайской империи справиться с врагами. Кочевые племена постоянно пробирались через стену на территории Поднебесной, разграбляя поселения. Существуют предположение, что даже охрана, постоянно присутствующая на стене, часто пропускала врагов, получив за это солидное вознаграждение.
Так кто же построил Великую Китайскую стену
Пока что ученым не удалось представить убедительных доказательств своей гипотезы, что Китайская стена была возведена славянскими народами. В преобладающем большинстве версия подтверждается лишь предположениями, которых мало, чтобы она была признана мировым научным сообществом. Пока не доказано обратное, народом, построившим этот величественный архитектурный памятник, остаются китайцы.
Видео
Великая Китайская стена – путь через века и современное состояние и значение
Великая Китайская стена
Великая Китайская стена – крупнейший архитектурный памятник не только Поднебесной, но и всего мира, одно из новых 7 чудес света, самое масштабное сооружение, возведенное человеком, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Общие сведения
Великая Китайская стена протяженностью 8851,9 км проходит по северному Китаю через 17 провинций. Сюда входит 6259 км стен, 359 км рвов, 2232 км естественных защитных рубежей в виде холмов и рек. Историческая длина стены с ответвлениями – 21196 км.
Много раз стена меняла название. Её называли:
В конце XIX века она получила название, известное по сей день, – Великая Китайская стена. «Длинная стена в 10 000 ли», – так называют предмет национальной гордости китайцы. Зачем древним китайцам понадобилось столь большое и протяженное укрепление? Как строили стену? От кого защищала она китайцев? Где самый популярный участок?
Ответы на вопросы давно получены, но интерес к необыкновенному объекту растет с каждым днем. Ежегодно 40 миллионов человек прибывают в Китай полюбоваться сооружением, с высоты которого открывается красивейшая панорама.
Причины строительства укрепления
Строительство укрепления началось в III веке до н.э., когда Китай состоял из разрозненных царств и княжеств, враждующих между собой. Пользуясь междоусобной враждой, на княжества совершал набеги кочевой народ хунну. Кочевники грабили и убивали жителей, сжигали дома.
В это время, названное «эпохой Воюющих Царств», к власти приходит император Цинь, объединивший империю в единое государство. Обозначая границы созданного государства и одновременно защищая народ от набегов кочевников, царь строил новые крепкие стены.
Сложности строительства
С приходом к власти Цинь Шихуанди началась изнурительная, тяжелая работа по возведению длинной стены, которую прокладывали рядом с холмами и горами, отрогами и ущельями, плавно огибая их. При императоре Цинь китайскую стену интенсивно строили 10 лет.
2 миллиона человек, насильно согнанных на строительство, круглый год день и ночь возводили конструкцию из камня и глины. Крестьяне, рабы, преступники, даже солдаты императорской армии таскали каменные блоки и присыпали грунтом.
Сотни тысяч рабочих умирали от голода, нехватки питьевой воды, изнурительной работы и эпидемий. Погибших хоронили рядом со стеной и доставляли новых рабочих. В народе постройку назвали самым длинным кладбищем в мире.
За малейшую провинность людей отправляли на тяжелую стройку, забирали сильных мужчин, разбивались семьи, рушились судьбы людей. Народ роптал, массовые восстания против мобилизации на работы вспыхивали в разных регионах империи. С последним бунтом в 1644 году при династии Мин стройка остановилась.
Из чего строили стену
Великую Китайскую стену полторы тысячи лет строили, достраивали, укрепляли и ремонтировали. Стройматериал брали там же, где строили. В начале строительства мастерили щиты, сделанные из прутьев.
Туда загружали глину, гальку и землю, утрамбовывали, как могли, и присыпали грунтом. Позднее использовали каменные глыбы и необожженный кирпич-сырец, его формировали из глины и сушили на солнце.
При императоре Цинь стену сооружали из плит природного камня. Там, где камня не уродилось, стену сооружали в виде насыпи. C XIV века при строительстве использовали обожженный кирпич и каменные блоки, которые соединяли клеем из рисовой муки и гашеной извести.
Устройство Китайской стены
Постройка вписалась в ландшафт и составляет с ним одно целое. Великая Китайская стена начинается в городе Шанхай-гуань, один участок проходит рядом с Пекином, а заканчивается в городе Цзяюй-гуань. Стена идет вдоль горной цепи Иньшань, преодолевая подъемы и спуски, поэтому ее ширина и высота неодинакова. Толщина стен 5-9 метров, высота – 7-7,5, иногда 10 метров.
Через каждые 120 метров расположена сторожевая башня, на которой круглые сутки стояли дозорные. Линия сторожевых башен уходила вглубь пустыни: они защищали караваны торговцев от набегов кочевых племен.
На расстоянии 10 км друг от друга башни дополняли сигнальные вышки, с которых дозорные наблюдали за окрестностями. При опасности дозорные подавали знак соседям сигнальным огнем разведенного костра. У горных проходов стояли сторожевые ворота, на перекрестках дорог – укрепленные города с гарнизонами.
Ученые о назначении Великой Китайской стены
Ученые до сих пор не пришли к единому мнению, с какой целью древние китайцы строили Великую стену. Вот мнения ученых.
Великая Китайская стена приобрела двойственный смысл. С одной стороны, – символ Китая, а с другой – символ китайской изолированности от мира.
Современное состояние стены
Ограждение нуждается в реставрации. Стена разрушается из-за ливней, бури засыпают каменную кладку. Нынешнее правительство Китая ввело штраф за порчу достопримечательности: туристы увозят части стены как сувенир. Местные жители разбирают ее для строительства домов. Художники-вандалы расписывают стену граффити.
Часть стены снесена по указу властей при строительстве железных дорог или деревень. Власти городов реставрируют стену и прокладывают к ней туристические маршруты. Для посещения туристов доступны участки в окрестностях Пекина, построенные в XVI веке.
Для мирового сообщества стену открыл в 1605 году европеец Бенту де Гойс. На участке стены в Китае ежегодно устраиваются марафоны бегунов, экскурсии, ведутся исследовательские работы и реконструкции.
Современные китайцы к достопримечательности относятся благоговейно. Большинство считает, что тот, кто не побывал на Великой стене, не может называть себя истинным китайцем.
Великая Китайская стена – символ стойкости китайского народа, который не знает равных себе в труде и упорстве. Для возведения сооружения понадобились тысячелетия и миллионы человеческих рук, возводящих стену камень за камнем.
Видео: вид с высоты птичьего полета
Великая Китайская стена
Великая Китайская стена (Great Wall of China)
Великая Китайская стена пролегает через северные регионы современного Китая и относится к крупнейшим архитектурным памятникам не только Поднебесной, но и всего мира. Больше того: это самое масштабное сооружение из всех когда-либо возведенных человеком. По официальным данным, общая протяженность Великой Китайской стены с учетом всех ее ответвлений составляет 8851,9 км. Однако некоторые исследователи склонны считать, что на самом деле она почти в два с половиной раза длиннее – 21 тыс. км.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Великая Китайская стена
Основные моменты
«Длинная стена в 10 000 ли» – так называют это чудо античной инженерной мысли сами китайцы. Для огромной страны с почти полуторамиллиардным населением она стала предметом национальной гордости, визитной карточкой, которая привлекает путешественников со всех уголков планеты. На сегодняшний день Великая Китайская стена является одной из самых популярных достопримечательностей – ежегодно ее посещает примерно 40 миллионов человек. В 1987 году уникальный объект был включён ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия.
Местные жители еще любят повторять, что тот, кто не поднялся на стену – ненастоящий китаец. Эта фраза, произнесенная еще Мао Цзэдуном, воспринимается как настоящий призыв к действию. Несмотря на то, что высота сооружения составляет примерно 10 метров при ширине на разных участках в пределах 5-8 м (не говоря уже о не совсем удобных ступеньках), иностранцев, желающих хотя бы на мгновение почувствовать себя истинными китайцами, меньше не становится. К тому же, с высоты открывается великолепная панорама окрестностей, любоваться которой можно бесконечно.
Невольно удивляешься, насколько гармонично это творение рук человеческих вписывается в природный ландшафт, составляя с ним единое целое. Разгадка феномена проста: Великая Китайская стена прокладывалась не по пустынной местности, а рядом с холмами и горами, отрогами и глубокими ущельями, плавно огибая их. Но зачем древним китайцам понадобилось возводить такое большое и протяженное укрепление? Как шло строительство и долго ли оно продолжалось? Этими вопросами задается каждый, кому посчастливилось побывать здесь хотя бы однажды. Ответы на них давно получены исследователями, и на богатом историческом прошлом Великой Китайской стены мы еще остановимся. Сама же она оставляет у туристов неоднозначное впечатление, поскольку одни участки находятся в отличном состоянии, а другие совершенно заброшены. Только это обстоятельство ни в коей мере не умаляет интерес к этому объекту – скорее, наоборот.
Великая Китайская стена на закате Мутяньюй — участок расположенный около города Хуайжоу в 75 км от Пекина
История строительства Великой Китайской стены
В III веке до нашей эры одним из правителей Поднебесной был император Цин Шихуанди. Его эпоха пришлась на период Воюющих царств. То было сложное и противоречивое время. Государству со всех сторон угрожали враги, особенно агрессивные кочевники хунну, и оно нуждалось в защите от их вероломных набегов. Так родилось решение построить неприступную стену – высокую и протяженную, чтобы никто не мог нарушить покой империи Цинь. Одновременно это сооружение должно было, выражаясь современным языком, демаркировать границы древнекитайского царства и способствовать дальнейшей его централизации. Стена призвана была решить и вопрос «чистоты нации»: отгородившись от варваров, китайцы лишались бы возможности вступать с ними в брачные отношения и заводить совместных детей.
Идея возведения такого грандиозного пограничного укрепления родилась отнюдь не на ровном месте. Прецеденты уже имелись. Многие царства – например, Вэй, Янь, Чжао и уже упомянутое Цинь – пытались построить у себя нечто подобное. Государство Вэй возвело свою стену около 353 года до н. э.: глинобитная конструкция разделила его с царством Цинь. Позднее это и другие пограничные укрепления соединили между собой, и они образовали единый архитектурный ансамбль.
Строительство Великой Китайской стены (кадр из фильма)
Строительство Великой Китайской стены стартовало вдоль Иншаня – горной системы во Внутренней Монголии, это на севере Китая. Координировать его ход император назначил полководца Мэн Тяня. Фронт работ предстоял большой. Ранее построенные стены нужно было укрепить, соединить новыми участками и удлинить. Что касается так называемых «внутренних» стен, служивших границами между отдельными царствами, то их попросту сносили.
Возведение первых участков этого грандиозного объекта заняло в общей сложности целое десятилетие, а строительство всей Великой Китайской стены растянулось на два тысячелетия (по некоторым свидетельствам, даже на целых 2700 лет). На разных его этапах количество одновременно задействованных на работах людей достигало трехсот тысяч. В целом власти привлекли (точнее, принудили) к ним около двух миллионов человек. Это были представители многих социальных слоев: и рабы, и крестьяне, и военнослужащие. Рабочие трудились в нечеловеческих условиях. Одни погибали от непосильного труда как такового, другие становились жертвами тяжелых и неизлечимых инфекций.
Зарисовка Великой Китайской стены датируемая 1853 годом
К комфорту, хотя бы относительному, не располагала и сама местность. Сооружение пролегало вдоль горных массивов, огибая все отходящие от них отроги. Строители двигались вперед, преодолевая не только высокие подъемы, но и множество ущелий. Их жертвы оказались не напрасны – по крайней мере, с позиции сегодняшнего дня: именно такой ландшафт местности и обусловил уникальный облик чудо-сооружения. Не говоря уже о его размерах: в среднем высота стены достигает 7,5 метров, и это без учета прямоугольных зубцов (с ними получаются все 9 м). Ее ширина тоже неодинакова – внизу 6,5 м, наверху 5,5 м.
Китайцы в обиходе называют свою стену «земляным драконом». И отнюдь не случайно: в самом начале при ее возведении использовались любые материалы, прежде всего, утрамбованная земля. Делалось это так: сначала из тростника или прутьев сплетали щиты, а между ними послойно прессовали глину, мелкие камушки и другие подручные материалы. Когда же за дело взялся император Цинь Шихуанди, стали использовать более надежные каменные плиты, которые укладывали впритык друг к другу.
Сохранившиеся секции Великой Китайской стены Фотография Великой Китайской стены 1907 года
Однако не только многообразие материалов обусловило неоднородный облик Великой Китайской стены. Узнаваемой ее делают и башни. Часть из них была построена еще до того, как появилась сама стена, и была встроена в нее. Другие возвышения появились одновременно с каменной «границей». Определить, какие были до, а какие возвели после, несложно: первые имеют меньшую ширину и располагаются на неодинаковом расстоянии, в то время как вторые органично вписываются в постройку и удалены друг от друга ровно на 200 метров. Их обычно возводили прямоугольными, в два этажа, оборудуя верхними площадками с бойницами. Наблюдение за маневрами врагов, особенно когда они наступали, велось с сигнальных вышек, размещавшихся здесь же, на стене.
Когда к власти пришла династия Хань, правившая с 206 года до нашей эры до 220 года нашей эры, Великую Китайскую стену расширили в западном направлении – до Дуньхуана. В этот период объект оснастили целой линией сторожевых башен, которые уходили вглубь пустыни. Их предназначение – защита караванов с товарами, нередко страдавших от набегов кочевников. До наших дней, в основном, дошли участки стены, возведенные в эпоху династии Мин, правившей с 1368 по 1644 год. Они возводились преимущественно из более надежных и прочных материалов – каменных блоков и кирпича. За три столетия царствования названной династии Великая Китайская стена значительно «выросла», протянувшись от побережья Бохайского залива (застава Шаньхайгуань) до приграничья современных Синьцзян-Уйгурского автономного округа и провинции Ганьсу (застава Юймэньгуань).
Где начинается и заканчивается стена
Рукотворная граница Древнего Китая берет свое начало на севере страны, в расположенном на берегу Бохайского залива Желтого моря городе Шанхай-гуань, имевшем некогда стратегическое значение на рубежах Маньчжурии и Монголии. Это самая восточная точка «Длинной стены в 10 000 ли». Здесь же находится и башня Лаолунтоу, её еще называют «головой дракона». Башня примечательна и тем, что является единственным местом в стране, где Великая Китайская стена омывается морем, а сама она на целых 23 метра углубляется в залив.
Восточный край Великой Китайской стены Башня Лаолунтоу
Самая западная точка монументального сооружения находится в окрестностях города Цзяюгуань, что в центральной части Поднебесной. Здесь Великая Китайская стена сохранилась наилучшим образом. Этот участок строили ещё в XIV веке, поэтому тоже мог бы не выдержать испытания временем. Но он сохранился благодаря тому, что его постоянно укрепляли и ремонтировали. Самая западная застава империи была построена возле горы Цзяюёшань. Форпост оснастили рвом и стенами – внутренней и полукруглой внешней. Также имеются основные ворота, находящиеся на западной и восточной стороне заставы. Тут гордо высится и башня Юньтай, рассматриваемая многими чуть ли не как отдельная достопримечательность. Внутри на стенах выбиты буддийские тексты и барельефы древнекитайских царей, которые вызывают неизменный интерес исследователей.
Западная часть Великой Китайской стены
Мифы, легенды, интересные факты
Долгое время считалось, что Великую Китайскую стену можно видеть из космоса. Причем родился этот миф задолго до полетов на околоземную орбиту, в 1893 году. С таким даже не предположением, а утверждением выступил журнал The Century (США). Потом к этой мысли вернулись в 1932 году. Известный в то время шоумен Роберт Рипли утверждал, что сооружение можно увидеть и с Луны. С наступлением эры космических полетов эти утверждения были в целом опровергнуты. Как утверждают специалисты NASA, объект едва различим с орбиты, от которой до поверхности Земли примерно 160 км. Стену, и то с помощью сильного бинокля, смог разглядеть американский астронавт Уильям Поуг.
Другой миф возвращает нас непосредственно ко временам строительства Великой Китайской стены. Древнее предание гласит, что в качестве цементирующего раствора, скреплявшего камни между собой, якобы использовался приготовленный из человеческих костей порошок. За «сырьем» для него ходить далеко не нужно было, учитывая, что здесь погибало много рабочих. К счастью, это всего лишь легенда, хотя и жуткая. Древние мастера сцепляющий раствор действительно готовили из порошка, только основу субстанции составляла обычная рисовая мука.
Исписанные иероглифами камни на участке Бадалин
Сохранилось предание о том, что будто путь рабочим прокладывал большой огненный Дракон. Он же указывал, на каких участках нужно возводить стену, и строители неуклонно шли по его следам. Другая легенда повествует о жене фермера, которую звали Мен Джинг Ню. Узнав о гибели мужа на строительстве, она пришла туда и начала безутешно плакать. В результате один из участков разрушился, и вдова увидела под ним останки своего любимого, которые она смогла взять и похоронить.
Известно, что тачку изобрели китайцы. Но мало кто знает, что к этому их подтолкнуло начавшееся строительство грандиозного объекта: рабочие нуждались в удобном приспособлении, с помощью которого можно было бы перевозить стройматериалы. Некоторые участки Великой Китайской стены, имевшие исключительно важное стратегическое значение, окружили защитными рвами, заполненными водой или оставленными в виде канав.
Великая Китайская стена зимой
Участки Великой Китайской стены
Для посещения туристами открыто несколько участков Великой Китайской стены. Расскажем о некоторых из них.
Ближайшей к Пекину, современной столице КНР, заставой является Бадалин (она же одна из самых популярных). Находится севернее прохода Цзюйюнгуань и от города до нее всего 60 км. Строилась она в эпоху девятого китайского императора – Хунчжи, правившего с 1487 по 1505 год. Вдоль этого участка стены расположены сигнальные площадки и дозорные башни, на которые открывается великолепный вид, если подняться на ее самую высокую точку. В этом месте высота объекта достигает в среднем 7,8 метра. Ширина достаточна для того, чтобы могли пройти 10 пешеходов или проехать 5 коней.
Участок стены Бадалин
Еще одна достаточно близкая к столице застава называется Мутяньюй и находится от нее в 75 км, в Хуайжоу – районе городского подчинения Пекина. Данный участок был построен в правление императоров Лунцин (Чжу Цзайхоу) и Ваньли (Чжу Ицзюнь), принадлежавших к династии Мин. В этом месте стена берет крутой поворот в направлении северо-восточных регионов страны. Местный ландшафт гористый, тут много крутых склонов и обрывов. Застава примечательна тем, что на ее юго-восточной оконечности сходятся воедино три ответвления «великой каменной границы», причем на 600-метровой высоте.
Участок стены Мутяньюй
Одним из немногих участков, где Великая Китайская стена сохранилась практически в первозданном виде, является Сыматай. Он находится в деревне Губэйкоу, что в 100 км северо-восточнее уезда Миюнь, относящегося к муниципалитету Пекина. Этот участок протянулся на 19 км. В его юго-восточной части, впечатляющей своим неприступным видом и сегодня, располагаются частично сохранившиеся наблюдательные вышки (всего их 14).
Участок Великой Китайской стены Сыматай
От Цзиньчуаньского ущелья берет свое начало степной участок стены – это восточнее уездного города Шаньдань, что в округе Чжанъе провинции Ганьсу. В этом месте сооружение протянулось на 30 км, а его высота варьируется в пределах 4-5 метров. В древности Великая Китайская стена тут подпиралась с обеих сторон парапетом, сохранившимся до наших дней. Отдельного внимания заслуживает и само ущелье. На 5-метровой высоте, если считать от его дна, прямо на скалистом обрыве можно рассмотреть несколько вырезанных иероглифов. Надпись переводится как «Цзиньчуаньская цитадель».
Степной участок Великой Китайской стены
В той же провинции Ганьсу, севернее заставы Цзяюйгуань, на расстоянии всего 8 км расположился обрывистый участок Великой Китайской стены. Его построили в период империи Мин. Такой вид он получил из-за специфики местного ландшафта. Изгибы горного рельефа, которые вынуждены были учесть строители, «приводят» стену к крутому спуску прямо в расщелину, где она идет ровно. В 1988 году китайские власти отреставрировали этот участок и спустя год открыли его для туристов. С дозорной вышки великолепно обозревается панорама окрестностей по обе стороны стены.
Обрывистый участок Великой Китайской стены
Руины заставы Янгуань находятся в 75 км юго-западнее города Дуньхуан, в древности служившем воротами в Поднебесную на Великом шёлковом пути. В старину протяженность этого участка стены составляла примерно 70 км. Здесь можно увидеть внушительные нагромождения камней и земляные валы. Всё это не оставляет сомнений: дозорных и сигнальных вышек тут было не меньше дюжины. Однако до нашего времени они не сохранились, если не считать сигнальную вышку севернее заставы, на горе Дуньдунь.
Руины заставы Янгуань Руины сигнальной вышки Фрагменты Вэйской стены
Участок, известный как Вэйская стена, берет свое начало в местечке Чаоюаньдунь (провинция Шэньси), расположенном на западном побережье реки Чанцзянь. Недалеко отсюда находится северный отрог одной из пяти священных гор даосизма – Хуашань, относящейся к хребту Циньлин. Отсюда Великая Китайская стена движется в направлении северных районов, свидетельством чему являются её фрагменты в деревнях Чэннань и Хунъянь, из которых лучше всего сохранился первый.
Мероприятия по сохранению стены
Время не щадило этот уникальный архитектурный объект, который многие называют восьмым чудом света. Правители китайских царств делали всё от них зависящее, чтобы противодействовать разрушению. Однако с 1644 по 1911 год – период маньчжурской династии Цин – Великая стена была практически заброшена и подверглась еще большему разрушению. В порядке поддерживался лишь участок Бадалин, и то потому, что он находился около Пекина и считался «парадными воротами» в столицу. История, конечно, не терпит сослагательного наклонения, но если бы не предательство полководца У Саньгуя, открывшего маньчжурам ворота Шаньхайгуаньской заставы и пропустившего врага, династия Мин не пала бы, и отношение к стене сохранилось бы прежнее – бережное.
Работы по восстановлению стены Ворота Шаньхайгуаньской заставы
Дэн Сяопин, основоположник экономических реформ в КНР, большое внимание уделял и сохранению исторического наследия страны. Именно он выступил инициатором реставрации Великой Китайской стены, программа которой стартовала в 1984 году. Она финансировалась из самых разных источников, в том числе из средств иностранных бизнес-структур и пожертвований частных лиц. Для сбора денег в конце 80-х в столице Поднебесной даже прошел аукцион искусства, ход которого широко освещался не только в самой стране, но и ведущими телекомпаниями Парижа, Лондона и Нью-Йорка. На вырученные средства была проведена большая работа, но отдаленные от туристических центров участки стены по-прежнему находятся в плачевном состоянии.
Музей Великой Китайской стены
6 сентября 1994 года в Бадалине был торжественно открыт тематический Музей Великой Китайской стены. Позади здания, напоминающего стену своим внешним видом, находится и она сама. Учреждение призвано популяризировать большое историческое и культурное наследие этого без преувеличения уникального архитектурного объекта.
Музей Великой Китайской стены
Под него стилизован даже коридор в музее – он отличается извилистостью, по всей его длине находятся «проходы», «сигнальные вышки», «крепости» и т. д. Экскурсия позволяет почувствовать себя так, будто путешествуешь по настоящей Великой Китайской стене: настолько здесь все продумано и реалистично.
Туристам на заметку
На участке Мутяньюй, самом протяженном из полностью отреставрированных фрагментов стены, расположенном в 90 км севернее столицы КНР, имеются два фуникулера. Первый оснащен закрытыми кабинками и рассчитан на 4-6 человек, второй представляет собой открытый подъемник, по аналогии с горнолыжными. Страдающим акрофобией (боязнью высоты) лучше не рисковать и отдать предпочтение пешей экскурсии, которая, однако, тоже сопряжена с трудностями.
Подниматься на Великую Китайскую стену достаточно легко, а вот спуск может превратиться в настоящую пытку. Дело в том, что высота ступеней не является одинаковой и варьируется в пределах 5-30 сантиметров. Спускаться по ним следует с предельной внимательностью и желательно не останавливаться, потому что после паузы возобновить спуск намного тяжелее. Один турист даже подсчитал: подъем на стену на самом низком ее участке сопряжен с преодолением 4 тысяч (!) ступеней.
Время для посещений, как добраться до Великой Китайской стены
Экскурсии на участок Мутяньюй с 16 марта по 15 ноября проводятся с 7:00 до 18:00, в остальные месяцы – с 7:30 до 17:00.
Участок Бадалин доступен для посещений с 6:00 до 19:00 в летний период и с 7:00 до 18:00 в зимнее время.
Знакомиться с участком Сыматай в ноябре-марте можно с 8:00 до 17:00, в апреле-ноябре – с 8:00 до 19:00.
Наплыв туристов Марафон на Великой Китайской стене
Посещение Великой Китайской стены предусмотрено как в составе экскурсионных групп, так и в индивидуальном порядке. В первом случае туристов доставляют специальными автобусами, которые обычно отправляются с пекинской площади Тяньаньмэнь, улиц Ябаолу и Цяньмэнь, во втором к услугам любознательных путешественников общественный транспорт или нанятая на весь день частная машина с водителем.
Вход на стену в районе Гуанчжоу
Первый вариант подойдет тем, кто оказался в Поднебесной впервые и не знает языка. Или, наоборот, знающим страну и владеющим китайским, но при этом желающим сэкономить: групповые экскурсии стоят сравнительно недорого. Но тут есть и свои издержки, а именно значительная продолжительность таких туров и необходимость ориентироваться на других участников группы.
Общественным транспортом, чтобы добраться до Великой Китайской стены, пользуются обычно те, кто хорошо знает Пекин и хотя бы немного говорит и читает на китайском языке. Поездка обычным автобусом или электричкой обойдется дешевле даже самого привлекательного по цене группового тура. Налицо и экономия времени: самостоятельная экскурсия позволит не отвлекаться, например, на посещение многочисленных сувенирных лавок, куда так любят водить туристов гиды в надежде заработать свои комиссионные от продаж.
Аренда водителя с автомобилем на весь день – самый комфортный и гибкий способ добраться до того участка Великой Китайской стены, который вы выберете сами. Удовольствие не из дешевых, но оно стоит того. Состоятельные туристы часто заказывают машину через отель. Поймать ее можно и просто на улице, как обычное такси: так зарабатывают многие столичные жители, с готовностью предлагая иностранцам свои услуги. Только не забудьте взять у водителя номер телефона или сфотографировать сам автомобиль, чтобы потом долго не искать его, если человек до вашего возвращения с экскурсии куда-нибудь отойдет или отъедет.