Для чего была создана государственная дума
«Начало парламентской истории»: как создавалась Государственная дума Российской империи
10 мая 1906 года начал свою работу первый созыв Государственной думы Российской империи. Он оказался не слишком эффективен с точки зрения законотворчества, но всё же стал важной вехой в становлении отечественного парламентаризма.
Первый созыв
По словам историков, в начале ХХ века Российская империя была охвачена острыми социальными противоречиями. Аграрный вопрос не был решён, и деревня страдала от крестьянского малоземелья. Накопившая деньги российская буржуазия стремилась получить доступ к власти. Рабочие требовали улучшения условий жизни. Усиливались оппозиционные настроения среди интеллигенции и студентов. Всё это привело к росту популярности радикальных партий.
После расстрела царскими войсками демонстрации рабочих 22 января 1905 года по всей стране усилилось стачечное движение. Волнения начались и в армии. Власти империи стали искать методы нормализации ситуации в стране, и одним из них стало решение о создании парламента.
«Проекты народного представительства возникали в России ещё со времён Александра I, но все императоры от этого отказывались. Однако во время революции 1905 года ситуация достигла точки кипения. В итоге царские власти вынуждены были пойти на серьёзные уступки», — рассказал в интервью RT профессор МПГУ доктор исторических наук Виталий Захаров.
6 августа 1905 года Николай II подписал манифест об учреждении Государственной думы. Изначально она должна была стать совещательным органом, но 17 октября того же года император издал новый манифест — об усовершенствовании государственного порядка. Он даровал населению неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов. Кроме того, новый манифест гласил, что «никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы».
В декабре 1905 года был принят закон о выборах. Избирательные права предоставлялись мужчинам, достигшим 25-летнего возраста, кроме представителей кочевых народов, студентов, военнослужащих, осуждённых и некоторых других категорий населения.
Сам избирательный процесс был организован достаточно сложно. В европейской части России выборы проводились по многоступенчатой системе в четырёх куриях: землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. Причём от рабочей курии к избирательному процессу допускали только сотрудников тех предприятий, на которых были заняты не менее 50 человек, а от крестьянской — только домовладельцев из числа крестьян и казаков. Равенства между куриями не было. Одного выборщика для участия в губернском избирательном собрании могли определить 2 тыс. землевладельцев, 4 тыс. горожан, 30 тыс. крестьян и казаков или 90 тыс. рабочих.
Выборы в Польше, Сибири, Средней Азии и на Кавказе проходили в специальных куриях, выделенных преимущественно по принципу вероисповедания.
В первый состав Государственной думы должны были войти 524 депутата, избранные на пять лет и имеющих равные права. Решения думы могли быть отменены Государственным советом, считающимся верхней палатой парламента. В свод Основных государственных законов Дума могла вносить изменения только с разрешения императора.
Государственная дума первого созыва начала свою работу 10 мая 1906 года. Крупнейшей в её составе стала фракция стоящей на либеральных позициях Конституционно-демократической партии, насчитывавшая 176 членов. За ней по численности следовали фракции трудовой группы, польского кола, мирнообновленцев и социал-демократов. Около 100 депутатов считались беспартийными. Почти половина из них придерживались правых взглядов.
«Это были первые конкурентные выборы в истории России. Многие из депутатов не являлись профессионалами, но это были люди, которых в Думе желал видеть народ», — рассказал профессор Пермского государственного национального исследовательского университета доктор исторических наук Игорь Кирьянов.
Как отмечают историки, первый созыв Государственной думы работал в условиях острой конфронтации с правительством. Депутаты активно направляли в исполнительные органы власти запросы по поводу смертных казней и арестов, а также обсуждали аграрный вопрос, предлагая то уничтожить частную собственность на землю, то передать крестьянам государственные и церковные земельные участки.
«Первый созыв Государственной думы, который проработал всего два месяца, смог принять единственный закон — о помощи голодающим», — пояснил Игорь Кирьянов.
Как отметил в разговоре с RT профессор МПГУ Василий Цветков, исполнительные органы власти стремились максимально ограничить законодательную инициативу первого созыва Думы и сознательно передавали ей на рассмотрение малозначимые нормативные акты, которые можно было принять в административном порядке через правительство.
«Обсуждаемые первым составом Думы вопросы не нравились помещикам, являвшимся основной опорой правящего режима. С точки зрения правительства эта Дума оказалась слишком оппозиционной. Это и предопределило её судьбу», — подчеркнул Виталий Захаров.
8 июля 1906 года Государственная дума первого созыва была распущена Николаем II.
Развитие парламентаризма
5 марта 1907 года начал свою работу второй состав Государственной думы. Он оказался ещё более радикальным, чем первый. Самую большую фракцию сформировала трудовая группа, на втором месте оказались конституционные демократы. Нарастили присутствие в парламенте и социал-демократы.
Из 250 законопроектов, внесённых правительством, второй состав Думы рассмотрел 26 и принял 20. Обсуждение аграрного вопроса продолжилось. В итоге власти обвинили депутатов из социал-демократической фракции в антигосударственном заговоре. 16 июня 1907 года император распустил и второй созыв Думы.
Третий (1907—1912 годы) и четвёртый (1912—1917 годы) составы Государственной думы Российской империи смогли проработать дольше. Третий созыв одобрил уже около 95% из 2,5 тыс. рассмотренных законопроектов, большинство из которых были внесены правительством.
«В экономическом подъёме, имевшем место в Российской империи в 1909—1914 годах, есть заслуга Думы, правильно подошедшей к организации бюджетного процесса», — отметил Игорь Кирьянов.
Четвёртый состав думы после начала Первой мировой войны стал собираться нерегулярно. На фоне поражений на фронте среди депутатов усилились оппозиционные настроения. В конце 1916 года в парламенте начали резко критиковать правительство.
В 1917 году из-за волнений в Петрограде царские власти попытались распустить Думу, однако депутаты отказались выполнять данное требование и образовали Временный комитет, ставший одним из основных центров власти в стране в период Февральской революции. Именно он объявил о создании Временного правительства. Официально полномочия депутатов четвёртого созыва были прекращены в октябре 1917 года в связи с началом выборов в Учредительное собрание.
«Сам факт появления в России Государственной думы был результатом компромисса в ситуации, когда революция не могла сместить монархию, а монархия — победить революцию. Так было положено начало парламентской истории в России», — заявил Игорь Кирьянов.
По словам доцента исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Юрия Щетинова, Государственная дума развивалась по пути нормального парламентаризма и некоторое время использовала инструменты, которые могли бы превратить Россию в «думскую монархию». Однако правая реакция прервала этот процесс и не дала довести его до логического завершения.
«Государственная дума Российской империи оказалась эффективной в качестве клапана, позволившего временно снизить градус напряжения в обществе, но недостаточно эффективной с точки зрения законотворчества», — пояснил Василий Цветков.
По его словам, это стало причиной того, что достичь окончательного консенсуса в системе власти так и не удалось.
«Дума не дозрела до того, чтобы работать более профессионально и квалифицированно, а исполнительные органы власти — до того, чтобы передать Думе часть своих полномочий. Возможно, если бы царь больше контактировал с Думой, революции 1917 года удалось бы избежать», — резюмировал Цветков.
Почему Николай II созвал Государственную Думу?
Император Николай II 17 октября 1905 года выдал манифест, в котором провозгласил созыв Государственной думы. Она должна была выполнять такие важные задачи как изменение или издание законов. Проекты законов должны были сначала обсуждаться в Совете министров, а уже тогда вносились в Государственную думу. Государственная дума была ограничена в деятельности в области утверждения бюджета. Ее членов распределяли по партийным группам, которые назывались фракциями.
Кроме того, иногда министры могли присутствовать на заседаниях Думы. А депутаты могли обращаться к главе Совета министров. При этом их количество должно быть минимум 50 человек.
I Государственная дума
Первая половина членов Государственного Совета избиралась от земств, дворянских собраний, буржуазии и интеллигенции, а вторая назначалась царём. Избираемая часть Совета обновлялась в течение 9 лет (на треть каждые три года). Император имел право досрочно распустить выборных членов Совета и назначить новые выборы. Он же ежегодно назначал председателя и вице-председателя, который выделялся из состава Государственного совета.
Перед созывом I Государственной думы Николаем II был утверждён свод «Основных государственных законов». Статьи свода подтверждали священность и неприкосновенность особы царя. Кроме этого, они устанавливали, что он осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Думой, верховное руководство внешними отношениями, армией, флотом, финансами и так далее. В одной из статей закреплялась власть Государственной думы и Государственного совета. В частности, говорилось о том, что «никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственной думы и Государственного совета и воспринять силу без утверждения государя императора».
Выборы в Думу
Выборы в I Государственную думу проходили весной 1906 года. Большинство оппозиционных («левых») партий (большевики, национальные социал-демократические партии, эсеры, Всероссийский крестьянский союз) бойкотировали выборы. Неплохую предвыборную кампанию провела партия кадетов. Они в этой ситуации привлекли на свою сторону большинство демократических избирателей обещаниями провести радикальную крестьянскую и рабочую реформу.
Чувствительное поражение на выборах потерпели октябристы – им досталось всего 13 депутатских мест. Значительное число мест (107) получила крестьянская трудовая группа, в которую в начале работы входили рабочие и социал-демократы. Они прошли на выборах в тех губерниях, где они не бойкотировались. К концу существования I Государственной думы социал-демократы образовали отдельную фракцию из 17 человек. 63 депутата представляли в думе автономии (поляки, литовцы, латыши, украинцы, мусульмане). Благодаря создавшейся коалиции между националистами, трудовиками, беспартийными (105 человек) и кадетами, последние фактически руководили I Государственной думой. Председателем Государственной думы был также избран кадет С.А. Муромцев.
Основная работа первой Думы
Свою работу Государственная дума начала 27 апреля 1906 года. Естественно, что после событий 1905 году одним из первых обсуждаемых вопросов был аграрный. От основных фракций (трудовиков и кадетов) были внесены два законопроекта. Оба предусматривали создание государственного земельного фонда для обеспечения безземельных и малообеспеченных крестьян землей в пользование. Основные разногласия возникли в определении состава отчуждаемых земель и по вопросу о вознаграждении за эти земли. Декларация правительства гласила, что разрешение аграрного вопроса на основе принудительного отчуждения помещичьей земли «безусловно недопустимо». В ответ Государственная дума вынесла резолюцию о полном недоверии правительству. Но министры не собирались уходить в отставку, и решение думы игнорировали.
Роспуск первой Государственной думы
9 июля 1906 года вышел указ о роспуске Государственной думы и назначении новых выборов. В последовавшем за этим манифесте сообщалось: «Выборные от населения, вместо работы строительства законодательного, уклонились в не принадлежащую им область». Около 230 членов I Государственной думы (кадеты и трудовики) решили не подчинятся указу. В результате они провели в Выборге два заседания, на которых решили: «ни копейки в казну, ни единого солдата в армию». Деятельность I Государственной думы способствовала разрушению надежд демократической интеллигенции на переход к конституционной монархии. Также она оправдала надежды крестьянства на решение аграрного вопроса.
II Государственная дума
Выборы в Государственную думу второго созыва проходили в обстановке революционного движения. Всего во II Государственную думу было выбрано 518 депутатов. Кадеты по сравнению с первыми выборами получили на 55 мест меньше. Часть II Государственной думы составили народнические партии, которые получили 157 мест. В частности, трудовики получили 104 места, эсеры — 37, народные социалисты — 16. Социал-демократической партии досталось 65 мест. Однако оппозиция на этот раз оказалась в меньшинстве и составила лишь 43% голосов в Думе. «Правые» усилились за счёт черносотенцев, которые не вошли в состав первой думы.
II Государственная дума открылась 20 февраля 1907года. Председателем Думы был выбран правый кадет Ф.А. Головин. Основным по-прежнему оставался аграрный вопрос, по которому фракции представили свои проекты. В думе второго созыва обсуждался также продовольственный вопрос, государственный бюджет на 1907 год, вопрос о призыве в армию.
Причины роспуска второй Думы
Но и II Государственная дума не оправдала надежд правительства. Поэтому министерством внутренних дел в тайне был подготовлен проект нового избирательного закона. В июне 1907 года председатель Совета министров Столыпин потребовал отстранения от участия в заседаниях социал-демократов. Он хотел лишить некоторых из них депутатской неприкосновенности, обвинив их в подготовке к свержению правительства и императора.
В результате через 2 дня вышел царский манифест, возвестивший о роспуске II Государственной думы. Новый закон о выборах нарушал изданный ранее, согласно которому ни один закон не мог быть принят без одобрения его Думой. Это лишь утвердило мнение о том, что Государственная дума первого и второго созывов лишь формально являлась законодательным органом.
Результаты работы
За 2,5 месяца работы I Государственной думы император утвердил более 200 законодательных актов, и только один рассматривался в Думе и Государственном совете и был ими одобрен. Больше чем за 3 месяца существования Государственной думы второго созыва император утвердил 390 законов, из них 2 прошли через Государственную думу и Государственный совет. По новому закону о выборах на 33% увеличилось число избирателей от помещиков, а от крестьян уменьшилось на 56%. Городские избиратели были разбиты на 2 группы (курии). При этом права избирателей второй группы, в которую входили представители мелкой буржуазии, урезали. Таким образом, число оппозиции в Государственной думе сократили до минимума.
III и VI Государственные думы
Закон о выборах (3 июня 1907 года) предоставлял министру внутренних дел право изменять границы избирательных округов. Также он может делить избирательные собрания на самостоятельные отделения на всех стадиях выборов. Резко сократилось представительство от национальных автономий (от Польши с 37 мест до 14, от Кавказа с 29 до 10). Общее число депутатов также сокращалось с 524 до 442 человек.
В итоге в III Государственную думу было выбрано: правых — 51, октябристов — 136, прогрессистов — 28, кадетов — 53, националистов — 90, трудовиков – 13, социал-демократов — 19. Председателями Государственной думы третьего созыва становились: Н.А. Хомяков, А.И. Гучков, М.В. Родзянко. Как и следовало ожидать, в составе III Государственной думы сложилось большинство правых и октябристов. Она продолжала свою работу с 1 ноября 1907 по 9 июня 1912 год и провела за этот срок 611 заседаний, рассмотрела 2572 законопроекта, из которых 205 выдвинула Дума.
Основное место в по-прежнему занимал аграрный вопрос, связанный с проведением реформы Столыпина, рабочий и национальный. Дума утвердила 2197 законопроектов. В 1909 году правительство, ещё раз нарушив основной закон, изъяло из ведения Думы военное законодательство.
В июне 1912 года полномочия депутатов III Государственной думы истекли, а осенью состоялись выборы в IV Государственную думу. Дума IV созыва начала свою работу 15 ноября 1912 года.
История Государственной Думы
Государственная Дума в Российской империи
Образование первого в истории Российской империи представительного законодательного органа стало результатом революции 1905 года. 6 августа 1905 года Император Николай II издал Манифест о создании и порядке формирования одной из палат парламента – Государственной Думы. Второй палатой являлся Государственный совет Российской империи. Дума должна была выполнять исключительно законосовещательную функцию, однако впоследствии 17 октября 1905 года императором был подписан новый Манифест, который утвердил, что «никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы».
Таким образом, полномочия Думы существенно расширились, она стала законодательным органом. Всего до революции 1917 года проработало четыре Думы. В состав Думы вошли землевладельцы, представители промышленной буржуазии, купечества, городской интеллигенции и крестьянства. Общее число избранных депутатов Думы в разное время составляло от 478 до 525 человек.
Первая Государственная Дума Российской Империи
Срок полномочий: 27 апреля – 8 июля 1906 года
Председатель: Муромцев С. А., Конституционно-демократическая партия
Первое заседание Государственной Думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце в г. Санкт-Петербурге.
Выборы в Первую Думу проходили согласно закону от декабря 1905 года. Были учреждены шесть курий — землевладельческая, городская, крестьянская, рабочая, казачья и инородческая. Голосование было не всеобщим (не голосовали женщины, молодые люди до 25 лет, военнослужащие, некоторые национальности), не равным (один выборщик в землевладельческой курии был на 2 тысячи избирателей, в городской — на 4 тысячи, в крестьянской — на 30 тысяч, в рабочей — на 90 тысяч) и не прямым.
Первая Дума была ограничена в своих полномочиях. В соответствии со сводом Основных государственных законов, утвержденных Николаем II 23 апреля 1906 года, по вопросам назначения министров, внешней политики страны, введения военного или чрезвычайного положения решения принимал император. Также согласно Своду в перерывах между сессиями Думы император мог издавать новые законы от своего имени.
Главным в работе первой Государственной Думы Российской Империи был земельный вопрос. Также Дума делала активные и безуспешные попытки проведения политических реформ, выступала с инициативами прекращения репрессий против участников революции 1905–1907 гг. Всего же за время работы депутатами был одобрен один законопроект — внесенный правительством закон об ассигновании 15 млн рублей в помощь пострадавшим от неурожая.
Первая Дума была распущена Николаем II, оставшись в истории как «Дума народного гнева».
Вторая Государственная Дума Российской Империи
Срок полномочий: 20 февраля – 3 июня 1907 года
Председатель: Головин Ф. А., Конституционно-демократическая партия
Одним из основных направлений работы Второй Думы стало решение процедурных вопросов. Это объяснялось намерением депутатов расширить компетенции представительного органа.
Основное внимание депутаты Второй Думы обращали на аграрный вопрос, в меньшей степени – на правительственные законопроекты, контрреволюционные репрессии, а также мероприятия по улучшению материального положения социальных низов империи.
Дума была распущена через 102 дня с момента начала полномочий. Поводом для роспуска было обвинение 55 депутатов в заговоре против царской семьи. Предполагалось, что некоторые члены фракции социал-демократов вошли в сговор с «военной организацией РСДРП», занимавшейся подготовкой восстания в войсках 3 июня 1907 года (т. н. Третьеиюньский переворот).
Вместе с Манифестом о роспуске Думы было опубликовано новое Положение о выборах.
Третья Государственная Дума Российской Империи
Срок полномочий: 1 ноября 1907 года – 30 июля 1912 года
Председатели: Хомяков Н. А. (1907—1910, «Союз 17 октября»), Гучков А. И. (1910—1911, «Союз 17 октября»), Родзянко М. В. (1911—1912, «Союз 17 октября»)
Третья Дума стала единственной из четырех Государственных Дум в Российской Империи, которая проработала полный по закону о выборах срок – пять лет.
Выборы прошли в соответствии с новым Положением о выборах в Думу от 3 июня 1907 года. Новый избирательный закон ограничил избирательные права крестьян и рабочих и сократил представительство от национальных окраин.
Депутатами обсуждался широкий спектр вопросов: реформирование армии, крестьянский вопрос, отношение к национальным окраинам и другие. Предложения о законопроекте должны были исходить не менее чем от 30 депутатов. Все законодательные инициативы рассматривались Думой в трех чтениях.
Для работы над законопроектами было создано около 30 комиссий, некоторые, например, бюджетная, состояли из нескольких десятков человек. Выборы членов комиссий проводились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В состав большинства комиссий входили представители от каждой думской фракции.
Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде всего рассматривались думским совещанием, состоявшим из Председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища (название должностей закреплено в документах о создании и порядке работы Думы). Совещание выпускало предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой.
Широко использовалась система запросов: при необходимости депутаты, собрав определенное количество подписей, могли подать интерпелляцию, то есть требование к правительству предоставить отчет о своих действиях.
Четвертая Государственная Дума Российской Империи
Срок полномочий: 15 ноября 1912 года – 6 октября 1917 года
Председатель: Родзянко М. В., «Союз 17 октября»
Развитие событий внутри страны и на международной арене определило вектор работы Четвертой Думы. С началом Первой мировой войны, после крупных поражений русской армии на фронте сформировался серьезный внутриполитический конфликт Думы и исполнительной власти. 25 февраля 1917 года император Николай II подписал указ о прекращении заседаний Думы до апреля того же года. Несмотря на это Дума продолжила собираться на частных совещаниях.
Дума являлась одним из центров оппозиции императору Николаю II. 27 февраля ее членами был образован Временный комитет Государственной Думы, который фактически стал выполнять обязанности верховной власти, сформировав Временное правительство.
После прекращения существования монархии в России полный состав Думы ни разу не собирался, однако регулярные заседания проводил Временный комитет Государственной Думы.
6 октября 1917 года Государственная Дума была распущена Временным правительством по причине подготовки выборов в Учредительное собрание.
Законодательный процесс в 1917–1991 гг.
После Февральской революции 1917 года представительной властью стали Советы. В соответствии с принимаемыми Конституциями РСФСР и СССР, в разные периоды времени законодательные акты рассматривались и принимались ВЦИКом, Всероссийскими и Всесоюзными Советами, Верховным советом РСФСР и СССР, советами народных депутатов СССР.
Избирательная система сначала была многоступенчатой, не все граждане имели право голосовать. Однако в 1936 году Конституцией были введены всеобщие равные прямые выборы. Кроме того, депутаты впервые получили право парламентской неприкосновенности.
На последнем этапе существования РСФСР была учреждена должность Президента Республики, который стал высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. В результате, Съезды народных депутатов и Верховный совет РСФСР утратили часть своих полномочий. В последствии указом Президента РСФСР система Советов была ликвидирована.
В 1993 году состоялись выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва.
Государственная Дума в современной России
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва
Срок полномочий: 11 января 1994 года — 15 января 1996 года
Председатель: И.П. Рыбкин, Аграрная партия России
12 декабря 1993 года было избрано 444 депутата. В их числе 225 по общефедеральному избирательному округу и 219 по одномандатным избирательным округам. В пяти одномандатных избирательных округах выборы не состоялись, в Чеченской республике выборы не проводились. Восемь из 13 избирательных объединений преодолели пятипроцентный барьер, общее число депутатских мандатов, полученное избирательными объединениями и избирательным блоком4), : «Либерально демократическая партия России» (64 места), «Выбор России» (64), «Коммунистическая партия Российской Федерации» (42), Политическое движение «Женщины России» (23), «Аграрная партия России» (37), «Блок: Явлинский – Болдырев – Лукин» (27), «Партия российского единства и согласия» (22), Демократическая партия России (14).
За период своей работы Дума первого созыва приняла 461 закон, из которых 310 вступили в действие. К наиболее социально значимым актам относят такие, как объявление амнистии лицам, находившимся под следствием или содержавшимся под стражей в связи с событиями 19–21 августа 1991 года, 1 мая 1993 года и 21 сентября – 4 октября 1993 года, а также Договор об общественном согласии и другие.
Они были направлены на снижение уровня общественной напряженности и противоречий после событий 1993 года.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва
Срок полномочий: 16 января 1996 года — 17 января 2000 года
Председатель: Селезнев Г. Н., Коммунистическая партия Российской Федерации
Выборы прошли 17 декабря 1995 года. Пятипроцентный барьер смогли преодолеть четыре избирательных объединения: КПРФ (157 мест), «Наш дом — Россия» (55), ЛДПР (51) и «Яблоко» (45). Выборы состоялись во всех избирательных округах.
Принятые депутатами решения были направлены на увеличение размеров пенсий, пособий, расширение категорий населения, получающих льготы. Принятые законы в сфере экономики были нацелены на усиление роли государства в экономике (законы о хлебной индустрии, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности).
Были приняты Уголовный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс, Бюджетный кодекс, первая часть Налогового кодекса, вторая часть Гражданского кодекса, Лесной, Воздушный, Градостроительный кодексы, Кодекс торгового мореплавания.
По причине ряда правительственных кризисов депутаты второго созыва по кандидатуре главы правительства голосовали 10 раз: летом 1996 г., три раза в апреле 1998 г., три раза в сентябре-августе 1998 г., в мае 1999 г. и в августе 1999 г.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва
Период работы: 18 января 2000 года — 28 декабря 2003 года
Председатель: Селезнев Г. Н., Коммунистическая партия Российской Федерации
Выборы состоялись 19 декабря 1999 года. В восьми одномандатных избирательных округах выборы были признаны несостоявшимися. В этих округах повторные выборы в ГД состоялись 26 марта 2000 года. В Чеченском одномандатном избирательном округе №31 выборы состоялись 20 августа 2000 года. Шесть избирательных блоков и объединений преодолели пятипроцентный барьер: «Коммунистическая партия Российской Федерации» (113 мест), «Межрегиональное движение «Единство» («Медведь»)» (73), «Отечество — вся Россия» (68), «Союз правых сил» (29), «Объединение „Яблоко“ (20) и «Блок Жириновского» (17).
В течение восьми сессий был принят 781 закон, в частности о Центральном банке и страховании ответственности владельцев транспортных средств.
Кроме того, Государственная Дума одобрила закон о страховании вкладов, который закрепил возмещение по банковским вложениям при возникновении страхового случая.
Депутатами был принят закон о государственной символике: теперь государственным флагом стал бело-сине-красный триколор, текстом гимна – стихи Михалкова С. В. на музыку гимна СССР, золотой двуглавый орел в червленом щите стал гербом, а в качестве военно-морского флага начал использоваться Андреевский флаг.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва
Период работы: 29 декабря 2003 года — 23 декабря 2007 года
Председатель: Грызлов Б. В., «Единая Россия»
Выборы состоялись 7 декабря 2003 года. По трем одномандатным избирательным округам выборы были признаны несостоявшимися, так как большинство избирателей по этим округам проголосовали против всех кандидатов. Пятипроцентный барьер сумели преодолеть три политические партии и один избирательный блок: «Единая Россия» (223), КПРФ (52), ЛДПР (36), избирательный блок «Родина» (37).
Одними из основных направлений деятельности Государственной Думы в период работы четвертого созыва остались разграничение полномочий между федеральным и местным уровнями власти, модернизация армии и усиление борьбы с терроризмом.
Помимо этого, депутаты занимались законодательным закреплением развития институтов гражданского общества. На это были нацелены решения о создании Общественной палаты, обновление правовой базы о некоммерческих и саморегулируемых организациях.
На совершенствование процесса государственного строительства были направлены законы об отмене выборов глав регионов и переходе на смешанную систему региональных выборов в России. Решения о введении полностью пропорциональной системы выборов Государственной Думы, установлении семипроцентного барьера (вместо ранее определенного пятипроцентного) для прохождения партий в нижнюю палату были нацелены на повышение эффективности парламента как представительного органа.
В соответствии с принятыми Государственной Думой четвертого созыва изменениями в законодательство размеры базовой части трудовой пенсии и студенческих стипендий были увеличены.
Особое внимание уделялось формированию рынка доступного жилья, для чего был принят пакет документов, включающий новые редакции Жилищного и Градостроительного кодексов РФ. Для оздоровления населения страны и снижения уровня потребления алкоголя был принят новый закон об ограничении рекламы пива.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва
Период работы: 24 декабря 2007 года — 20 декабря 2011 года
Председатель: Грызлов Б. В., «Единая Россия»
По итогам выборов 2 декабря 2007 года «Единая Россия» получила конституционное большинство — 315 депутатских мандатов, КПРФ располагала 57 мандатами, ЛДПР — 40, «Справедливая Россия» — 38.
Одним из основных направлений деятельности Государственной Думы пятого созыва стало законодательное регулирование в сфере экономики, что было определено мировым экономическим кризисом 2008–2010 годов. Потребовалось оперативное принятие ряда законов, направленных на поддержку финансовой системы страны.
В течение пятого созыва были приняты законы об увеличении сроков полномочий Президента Российской Федерации и депутатов ГД до шести и пяти лет соответственно. Изменения коснулись и самой системы выборов: в частности, избирательный залог для политических партий был отменен.
Особое внимание также уделялось социальной сфере. Законы «О полиции» и о социальных гарантиях сотрудникам правоохранительных органов были направлены на повышение служебных окладов. Помимо этого 170 тысячам ветеранов Великой Отечественной войны было выделено жилье. Был повышен минимальный размер оплаты труда.
Депутатами пятого созыва также был принят пакет антикоррупционных законов и изменены размеры штрафов за нарушение Правил дорожного движения.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва
Период работы: 21 декабря 2011 года — 4 октября 2016 года
Председатель: Нарышкин С. Е., «Единая Россия»
Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва состоялись 4 декабря 2011года. Впервые Государственная Дума избиралась сроком на пять лет. Согласно итогам выборов в Думу прошли представители от четырех политических партий – «Единой России» (238), Коммунистической партии Российской Федерации (92), «Справедливой России» (64), ЛДПР – Либерально-демократической партии России (56).
Отдельным направлением работы депутатов шестого созыва стало принятие ряда законов, обеспечивших интеграцию Республики Крым и города федерального значения Севастополя в общероссийское правовое пространство.
К результатам правового регулирования в сфере экономики относится поддержка антикризисных мер Правительства Российской Федерации – Государственная Дума направила 1 триллион рублей на поддержку банков, также было увеличено страховое покрытие вкладов в 2 раза – до 1 миллиона 400 тысяч рублей. Единовременная выплата из материнского капитала была увеличена до 25 тысяч рублей.
Депутатами была одобрена политическая реформа: введение прямых выборов губернаторов, упрощение регистрации партий. Была возращена система выборов также и по одномандатным округам, а дата проведения выборов в Государственную Думу перенесена на сентябрь.
Вследствие усиления напряженности в отношениях с западными странами особое внимание уделялось укреплению межпарламентских связей в рамках Евразийского экономического союза и объединения БРИКС.
В годы работы Государственной Думы шестого созыва была заложена традиция проведения ежегодного Международного парламентского форума.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва
Период работы: 5 октября 2016 года — 12 октября 2021 года
Председатель: Володин В. В., «Единая Россия»
Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва состоялись 18 сентября 2016 года. Депутаты избирались по смешанной избирательной системе: 225 депутатов по федеральному избирательному округу и 225 депутатов – по одномандатным избирательным округам. По результатам подсчета голосов в Государственную Думу прошли четыре политические партии: «Единая Россия» (343), Коммунистическая партия Российской Федерации (42), ЛДПР – Либерально-демократическая партия России (39), «Справедливая Россия» (23).
Представители политических партий, избранные депутатами Государственной Думы, образовали четыре фракции. В Государственной Думе седьмого созыва также работали два депутата, не входящие во фракции.
На пленарном заседании 5 октября 2016 года Председателем Государственной Думы седьмого созыва был избран Вячеслав Володин.
Одним из важнейших этапов в работе депутатов седьмого созыва стало внесение поправок в Конституцию. В окончательном чтении они были приняты 11 марта 2020 года, после чего были вынесены на общероссийское голосование и поддержаны гражданами нашей страны. В последующем Государственной Думой было принято 27 законов в развитие новых норм Конституции.
За период работы созыва увеличилось количество социально значимых законов, которые решают повседневные проблемы людей, касаются вопросов образования, здравоохранения, ЖКХ, взаимодействия граждан с государственными структурами. В среднем количество таких законов составило 21,5 %, в завершающую сессию — 33 %.
Депутаты последовательно занимались поддержкой семьи, материнства и детства. Важным направлением стало решение проблем обманутых дольщиков. Принятые законы позволили исключить финансовые риски для граждан при покупке жилья в строящемся доме. Парламентарии уделяли особое внимание совершенствованию законодательства в сфере здравоохранения, особенно в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.
Важной задачей седьмого созывы ГД было повышение качества принимаемых инициатив, организовывались широкие парламентские слушания по проблемам обманутых дольщиков, реновации в Москве и др.
Кроме того, были разобраны законодательные завалы, накопившиеся с 1994 года. К концу работы седьмого созыва из них осталось 26 законопроектов — 1,3 % от копившихся более 20 лет законопроектов.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва
Период работы: 12 октября 2021 года — н/в
Председатель: Володин В. В., «Единая Россия»
Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва состоялись 17–19 сентября 2021 года. Депутаты избирались по смешанной избирательной системе: 225 депутатов по федеральному избирательному округу и 225 депутатов – по одномандатным избирательным округам. По результатам подсчета голосов в Государственную Думу прошли пять политических партий: «Единая Россия» (324), КПРФ (57), «Справедливая Россия — За правду» (27), ЛДПР (21), «Новые люди» (13). По одному мандату получили «Гражданская платформа», «Родина» и «Партия роста». Самовыдвиженцы получили 5 мандатов.
Представители политических партий, избранные депутатами Государственной Думы, образовали пять фракций.
«В основе нашей работы должна быть повестка развития страны, достижение национальных целей, реализация Посланий Президента Федеральному Собранию», — отметил Вячеслав Володин.
«Необходимо организовать работу, обеспечив возможности для всех пяти фракций участвовать в обсуждении и принятии законов. Об этом неоднократно говорил наш Президент», — также сказал Председатель ГД.
Другой важной задачей он назвал увеличение количества законов прямого действия — это повысит качество законотворчества.
Также Вячеслав Володин заявил, что депутаты должны развивать диалог по всем вопросам повестки с гражданским обществом, регионами, экспертами, профессиональными союзами, деловым сообществом. Кроме того, по его словам, необходимо выработать предложения с целью повышения ответственности депутатов за взятые обязательства, а также ввести отчеты о работе.