Для чего было построено ласточкино гнездо
Крым Ласточкино гнездо история создания
Кто построил Ласточкино Гнездо в Крыму?
Ласточкино Гнездо в Крыму было построено офицером в отставке сразу же после окончания войны с Турцией в 1877 году. Смелое решение мог придумать и реализовать только отважный человек.
Тогда это был небольшой деревянный домик в один этаж, который использовался владельцем, как дача.
Почему назвали Ласточкино Гнездо?
Ласточкино гнездо история кратко
После купчихи Ласточкино Гнездо досталось Рудольфу фон Штенгелю, немецкому промышленнику, который часто любил проводить время в Крыму. Немец с помощью известного инженера и скульптура Леонида Шервуда создал настоящий каменный замок, которым мы можем любоваться по сей день. В связи с обострение русско-немецких отношений Штенгель был вынужден вернуться в Германию.
В 1914 году замок перешел во владение к купцу Павлу Шелапутину. В замке был открыт ресторан. Бизнес не принес ожидаемого результата и был признан убыточным, ресторан был закрыт. А замок, после смены нескольких владельцев, заброшен.
После революции 1917 года в Ласточкином гнезде работала столовая для партийных работников. Но сильное землетрясение 1927 года привело замок в аварийное состояние, здание было закрыто и на протяжении нескольких десятилетий пришло в запустение. Замок находился в этом виде до 1967 года. Команда специалистов во главе с ялтинским архитектором Татиевым укрепила фасад замка и фундамент скалы, в замке провели реставрационные работы.
В 2011 г. замок Ласточкино гнездо получил статус архитектурно-исторического памятника.
Ласточкино Гнездо сегодня
Сегодня Ласточкино Гнездо входит в 100 самых популярных мест России, занимает 38 место. В настоящий момент, в 2017 году, Ласточкино Гнездо открыто для посещений туристов. В помещении замка проводятся тематические выставки. Любой желающий может купить билет и попасть внутрь замка. Посмотреть можно только два зала на первом этаже здания.
В одной из недавних новостей прозвучала информация, что в следующем году начнутся реставрационные работы, которые позволят, в дальнейшем открыть для посещения замок полностью, включая второй этаж и балкон. Будем ждать.
Интересно почитать:
КОММЕНТАРИИ
Ласточкино гнездо
Столь романтическое и необычное название дом получил от хозяйки этого участка в начале XX века. А первая деревянная постройка на скале, с которой открывается замечательный обзор на морскую гладь, принадлежала некоему генералу, участнику Русско-турецкой войны 1877–1878 годов.
История строительства
Известный всем небольшой замок на вершине скалы в поселке Гаспра, недалеко от Ялты, построен в 1911 году архитектором А. Шервудом по заказу барона Ф. Штейнгеля. Известный нефтепромышленник хотел придать своей даче образ рыцарского замка и даже дал название «Генералиф», что означает «замок любви». Однако это название не прижилось. Архитектор построил дачу-замок в готическом стиле, добавив в убранство фасада аркатурные фризы, декоративные башенки, зубчатое завершение стен.
Размер постройки совсем не велик: ширина 10 метров, длина 20 метров, а высота 12 метров. Столь величественным здание делает, безусловно, его местоположение, ведь высота скалы, на которой оно расположено, — более 40 метров. Внутри дома разместились прихожая, гостиная с большими окнами, лестница, ведущая на башню, и две спальни.
Землетрясение в Крыму
Барон В. Штейнгель продал дом в 1914 году и уехал из России. Новый хозяин открыл в «Ласточкином гнезде» ресторан, который успешно работал.
Угроза над постройкой нависла во время землетрясения 1927 года, когда обрушилась часть скалы. К счастью, здание устояло, но была частично разрушена башня и пострадала смотровая площадка. В последующие годы здесь размещался красный уголок дома-отдыха, читальный зал, а затем столовая, пока здание не опустело из-за аварийного состояния.
Реконструкция началась в 1968 году и продлилась три года; под основание «Ласточкиного гнезда» была подведена монолитная железобетонная труба, были восстановлены архитектурные элементы наружного декора.
«Ласточкино гнездо» в кинематографе
В 1960 году на мысе снимался фрагмент советского кинофильма «Человек-амфибия» режиссеров Владимира Чеботарёва и Геннадия Казанского. А через 15 лет благодаря режиссеру Станиславу Говорухину многие узнали, как выглядят интерьеры «Ласточкиного гнезда»: здесь снимался фильм «Десять негритят». В 2009 году кинематографисты вновь обратились к загадочному замку на скале: режиссер Юрий Кара снимал здесь ленту «Гамлет. XXI век».
«Ласточкино гнездо» сегодня
В 2002 году вновь была проведена реконструкция, и «Ласточкино гнездо» открылось для посещения как ресторан. Традиционно возле стен дворца можно приобрести различные крымские сувениры. В июле 2011 года памятник архитектуры и истории национального значения передан в муниципальную собственность, при поддержке «Симферопольского художественного музея» в нем открылась выставка «Волшебный мир Архипа Куинджи», на которой экспонировалась знаменитая картина «Лунная ночь на Днепре». Различные выставки проводились каждые 1,5–2 месяца до 2013 года, когда в плите-фундаменте обнаружили трещины и доступ на дачу-замок приостановили для проведения проектных работ по реконструкции — укреплению скалы.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Строительство дачи «Замок любви» на скале
Активное строительство дворцов на Южном берегу Крыма началось с конца 18 века. Сюда приезжали для того, чтобы поправить здоровье, полюбоваться роскошным видом на море и просто отдохнуть. Особое внимание привлекала Аврорина Скала, которая возвышалась над морской гладью. Несомненно, это не могло остаться без внимания.
Первым возвести дом в этом месте решился ветеран Русско-турецкой войны, генерал, имя которого сегодня, к сожалению, не известно. Он построил дачу и дал ей романтическое название Замок любви. Строительство длилось недолго, генерал сам следил за тем, как проходят работы, и скоро деревянный одноэтажный дачный домик занял свое место на Аврориной скале.
Замок любви рисовали знаменитые художники, такие как Айвазовский, Боголюбов, Лагорио. Он неизменно привлекал внимание путешественников и местных жителей.
Череда хозяев
В 1912 году на горе появился маленький замок со всеми атрибутами готического стиля.
Изменение проекта, работа зодчего Шервуда
Барон решил полностью изменить внешний вид замка, проект для этого был сделан известным московским архитектором А.В. Шервудом, которому предстояла сложная работа. Фундамент для здания был не слишком велик и имел длину 20 и ширину 10 метров, высота же замка составляла 12 метров. При таких размерах необходимо было и внутреннее устройство дома сделать соответствующим.
Было решено так: расположить прихожую, гостиную и две спаленки последовательно, связав их ступеньками. Барону очень нравилось задумка архитектора, он вкладывал деньги в замок с огромным удовольствием, мечтая о кусочке древней родины на крымской земле. Для строительства готического красавца использовался серый крымский известняк и жёлтый евпаторийский камень. Тем не менее, фон Штенгелю не удалось насладиться дачной романтикой: в июле 1914 года началась Первая мировая война и ему пришлось вернуться на родину. Замок с летящим названием Ласточкино гнездо был продан купцу Шелапутину.
Конструктивные недостатки
Несмотря на потрясающий внешний вид, конструктивно замок имел множество недостатков. Специалисты отмечают неправильные пропорции строения. Все части механически соединены, но с полярной нагрузкой, они не притягивают, а словно подталкивают друг друга. Внешне замок кажется очень неустойчивым, есть ощущение, что в любую секунду он может развалиться и упасть со скалы.
Открытие ресторана
Замок был продан Шелапутину. Многие считают, что именно этот человек сделал из него ресторан. Это ошибка, поскольку в 1914 году меценат Шелапутин скончался в Швейцарии. Замок достался его наследникам. По мнению некоторых историков, открыть ресторан в таком живописном месте решил управляющий имением Шелапутина с целью повышения своих доходов.
Несмотря на все старания, замысел не принёс особых результатов, поскольку Россию сотрясали войны. Сначала Первая мировая, потом Гражданская, и новая власть национализировала имение Шелапутиных, закрыв ресторан.
Во время НЭПа замок был дополнен открытой террасой, а ресторан снова начал функционировать, и работал вплоть до 1927 года, пока Крым не потрясло знаменитое Ялтинское землетрясение. Замок устоял, но перешел в разряд аварийных зданий.
Что было в замке в советское время и как его ремонтировали, что сейчас
Несмотря на аварийное состояние строения, в тридцатые годы в нем открылась библиотека от санатория Жемчужина. Власти, махнув рукой на аварийность, решили использовать замок в своих целях. Однако трещины стали увеличиваться, и библиотеку закрыли. Наступила эпоха ожидания.
Спустя много лет, в конце шестидесятых годов, специалисты под руководством архитектора И.Г. Татиева все же смогли провести ремонт Ласточкиного гнезда. Специалисты укрепили фундамент, небольшие изменения претерпел фасад и внутренние помещения. Под постройку была подведена монолитная плита, а сам замок полностью обнесен антисейсмическими поясами. Была сделана огромная работа, сложная, тяжелая, ведь к объекту следовало подгонять специальную строительную технику, подъемные краны, и всё это по узким дорогам для легковушек.
Сегодня у подножия замка работает большой сувенирный рынок. Туристы могут купить здесь различные мелкие поделки из даров моря, картины и фотографии, полотенца и подносы, посуду и магниты для холодильника, и все это с изображением великолепного, таинственного, многострадального Ласточкиного гнезда.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
«Ласточкино гнездо»
история замка и его хозяев
Часть 1. Старое
«Ласточкино гнездо» (1886-1913)
Своим появлением замок «Ласточкино гнездо» обязан курортномy буму конца XIX — начала XX в. В то время Крым, в особенности его Южный берег, получил мощный импульс для развития. Этому способствовали прокладка железной дороги до Севастополя, начало регулярных визитов в Крым царской семьи, развитие новой отрасли медицины — курортологии, а также деление крупных частновладельческих имений на Южном берегу Крыма и преобразование их в дачные курортные поселки.
Однако из всех дач Крыма, больших и малых, именно построенное на Аврориной скале мыса Ай-Тодор «Ласточкино гнездо» сразу привлекло внимание публики. Причин тому было множество – и главной, несомненно, было само место, где стоял сказочный замок.
Мысом Ай-Тодор заканчивается один из отрогов горы Могаби (высота 809 м.) Мыс состоит из трёх скалистых выступов. Восточный отрог называется Лимен-Бурун, центральный — Монастырь-Бурун, западный — Маячный. Высота западного отрога достигает 36 саженей, или 72 метров. В 1835 году на его вершине был построен маяк. Мыс Монастырь-Бурун оканчивается Аврориной скалой, высота которой достигает 38 метров. Мыс практически неприступен с моря: только одна большая бухта с ровным естественным пляжем и причалом находится у центрального отрога мыса. Ай-Тодор покрыт редкой растительностью, основу которой составляют дуб пушистый, грабинник, терпентиновое дерево, или фисташка дикая, отдельные экземпляры которой достигают возраста тысячи лет, можжевельник древовидный, пузырник киликийский, иглица понтийская. На западном отроге мыса сохранились остатки римской крепости (прямо посреди ее остатков и было построено здание маяка), на центральном находился средневековый монастырь Ай-Тодор. Мраморная колонна оттуда с вырезанной на ней крестом хранится ныне в Алупкинском дворце-музее.
Мыс Ай-Тодор в конце XIX в. Рисунок из книги В.Н.Дьякова “Древности Ай-Тодора”. Ялта, 1930.
Глава 1. Баронесса Беркгейм: в Тавриду за божеством
Первой владелицей земель на мысе Ай-Тодор в 1827 г. стала София-Юлия (Анна) Алексеевна де Беркгейм (1782–1865), дочь известной филантропки баронессы Варвары-Юлии Крюденер, урождённой Фитингоф-Шель (1764–1824). Варвара-Юлия получила прекрасное образование, в восемнадцать лет была выдана замуж за барона Алексиса Бурхарда Константина Крюденер (1746–1802), который был полномочным послом России в Венеции, Дании, Берлине, у них родилось двое детей — Пауль (Павел) Людвиг (1784–1858) и София-Юлия (1787–1865).
Варвара-Юлия Крюденер (1764–1824).
«Белая ласточка» А.К.Тобина (слева) и «Ласточкино гнездо» Е.А.Тобиной. Вид с моря. Фото 1950-х гг. (Алуштинский историко-краеведческий музей).
Глава 2. «Белая ласточка» и «Ласточкино гнездо» супругов Тобиных
«Ласточкино гнездо», дача Тобиной. Открытка 1910-х годов. (из архивов авторов сайта).
Фото 1900-х гг. (из архивов авторов сайта).
Глава 3. Кто вы, доктор Тобин?
«Введение в историю русского права» – первая лекция на русском языке, прочитанная в Дерптском университете 30 июля 1844 г. Э.К.Тобиным (Российская государственная библиотека).
Ай-Тодор. «Ласточкино гнездо». Открытка 1900-х гг. (Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына).
Проработав около десяти лет врачом на Южном берегу Крыма, Тобин решил создать новый курорт на мысе Ай-Тодор и стал покупать земли на центральном отроге мыса. Каждый из супругов Тобиных стал строить свой дом на Аврориной скале.
Купившая «Ласточкино гнездо» Софья Александровна Штейнгель была никем иной, как родной младшей сестрой вдовы доктора Тобина Елизаветы Александровны, в девичестве — Штейнгель.
Репродукция с фото С.М.Прокудина-Горского 1905 г. (из архивов авторов сайта).
Глава 4. Бароны Штейнгели – немцы на службе России
Г.П.Кондратенко. «Ласточкино гнездо». 1890 г., холст, масло (Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник).
С 1877 г. эта ветвь рода Штейгелей обосновалась в Киеве. Сын Николай Васильевич, воспитанник Михайловского артиллерийского училища, в 1862 г. женился на баронессе Софии Юлии Карловне Врангель. Её брат Александр Карлович был депутатом городской Думы Севастополя и помогал впоследствии своей двоюродной сестре баронессе Софье Александровне Штейнгель в приобретении земли в Балаклаве. Леонгард Васильевич (1845–1918) заведовал материальной частью при строительстве железной дороги Новороссийск-Владикавказ, занимался производством подсолнечного масла. Именно его сына Павла Леонгардовича (1880–1965), инженера по специальности, нефтепромышленника, во многих публикациях ошибочно называют владельцем замка «Ласточкино гнездо».
Младший брат Василия Максимовича Штейнгеля Александр Максимович и его потомки в документах почти не упоминаются. Он родился в 1804 г. на мызе Ваймастфер, прожил 76 лет. Был военным. Его владения находились в Лифляндской губернии и Дерптском уезде Новгородской губернии. Был женат на графине Елизавете Мендоза. Имел трёх дочерей: Елизавету, Вильгемину, Софию и сына Эммануила.
Открытка-репродукция с картины Л.Ф.Лагорио, 1903 г. (из архивов авторов сайта).
Именно его сестры, дочери Александра Максимовича Штейнгеля Елизавета и Софья, и владели поочередно замком «Ласточкино гнездо». Елизавета Александровна Штейнгель, 1837 года рождения, в 1869 г. вышла замуж за доктора медицины Адальберта Карловича Тобина (1831–1891) и была первой владелицей замка, а когда мужа не стало, продала его своей младшей сестре, Софье Александровне.
Крым, «Ласточкино гнездо», 6 сентября 1905 года (фото из коллекции Низами Ибраимова, https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=3490623531009192&id=100001847379188).
1 Лебедев, И.Ф. Морские купания вообще и купания на Южном берегу Крыма в особенности доктора И.Ф.Лебедева. Москва : тип. А.И. Мамонтова и К°, 1883. С.34.
2 Младшая дочь генерал-поручика Сергея Александровича Всеволожского.(1751-1822) и фрейлины Зиновьевой Екатерины Андреевны (1751-1836). В 1802 г. вышла замуж за адъютанта великого князя Константина Павловича, Александра Ивановича Голицына (1783-1852).
3 Известия Таврической ученой архивной комиссии, №48, Симферополь, 1912. С.175.
4 Государственный архив республики Крыма (далее ГАРК ). Ф.14. Оп. 1. Д. 3593. С. 38.
8 “Сезонный листок Русских Минеральных вод”. №1-2, 1 апреля 1884 г. С. 13.
9 Лебедев, И.Ф. Морские купания вообще и купания на Южном берегу Крыма в особенности доктора И.Ф.Лебедева. Москва : тип. А.И. Мамонтова и К°, 1883. С.34.
10 Кондараки В.Х. Новый, обстоятельный путеводитель по Крыму с 65 политипажами В.Х. Кондараки, автора универсального описания Крыма”. Москва : тип. М.М. Борисенко и К°, 1885. 160 С. С.97.
14 Головкинский Н.А. Путеводитель по Крыму Симферополь: Симферополь : В.А. Иванов, 1894. C.368-369.
16 Карташов В.С., Карташов А.В. Награда врачам участникам Крымской войны и обороны Севастополя в 1854-1856 года//Актуальные проблемы современной науки. №1, 2016. С.18.
17 Маликова А.А. Из истории создания и деятельности Воронежских медицинских обществ конца XIX – начала XX вв.//Сова. 2016. №2. С.29-30.
История замка на скале (35 фото + 1 видео)
Загадочной романтикой средневековья овеян замок из серого камня с изящными готическими башенками, расположенный на самом краю обрывистой скалы. Ежегодно он привлекает к себе сотни тысяч туристов, стремящихся рассмотреть вблизи миниатюрную жемчужину архитектурного гения, являющуюся сегодня символом Южного берега Крыма. Сегодня Ласточкино гнездо служит эффектным украшением и достопримечательностью крымского полуострова.
С конца XVIII века, после присоединения Крыма к России (1783 год), состоятельные люди стали покупать на Южном берегу земли, строить дворцы, закладывать парки. Стало традицией приезжать в Крым на отдых. Приезжие, будь то владельцы имений с их семьями и гостями или люди победнее, которым Крым нужен был для лечения, любовались берегом и в каждое название невольно вкладывали отношение первооткрывателей того, что давно открыто.
Аврора у древних римлян — богиня утренней зари. Назвать скалу ее именем могли, скорее всего, люди, которые приезжали и приходили сюда на рассвете, чтобы встретить восход солнца. Они были мирными гостями на этой земле и продолжили бесконечную, как сама вселенная, традицию поиска красоты. Мы с вами — их наследники.
Первым известным строением на Аврориной скале считается деревянная дача »Генералиф» («Замок любви»). Ее хозяином был неизвестный генерал, участник Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, и, как видно, романтик. Ведь, будучи уже в генеральском возрасте, он дал своей даче название «Замок любви»! Какие причины навеяли такое романтическое название: красота окружающей природы, восторженные мечты или земное чувство любви к женщине, — нам неведомо.
Можно только пофантазировать об истории позднего, печального и грешного чувства, ради которого и выстроили на труднодоступной скале это пристанище. Кто был рядом с хозяином звездными ночами, кого будила, кого утешала богиня утренней зари?
Сейчас остается только предполагать, что именно вдохновило генерала-романтика на столь неожиданное решение. Быть может, к строительству небольшой деревянной дачи его побудил не только очаровательный крымский пейзаж, но и рассказы старожилов о некогда располагавшемся на этом месте святилище богини Девы, которой поклонялись местные аборигены – тавры. Возможно также, что на эту мысль его навело особое дерево.
По преданию, оно росло на том месте, где сейчас расположен замок, прямо из каменного монолита, пробив для себя отверстие, равное диаметру ствола. Кто знает, а может быть, причиной была одна из забытых ныне крымских легенд о богине утренней зари – Авроре, в честь которой и была названа скала.
Как бы там ни было, а живописная местность впечатлила бывалого воина и вдохновила его на строительство. Каждый день генерал поднимался на скалу, где проводились работы, и следил за тем, чтобы в точности выполнялось каждое его требование. И вскоре скалу увенчала небольшая, но уютная одноэтажная дача, получившая свое первое название – Генералиф.
«Замок любви» на труднодоступной скале привлекал внимание, его изображали на своих полотнах художники-маринисты И.К. Айвазовский (1817-1900), Л.Ф. Лагорио (1827-1905), А.П. Боголюбов (1824-1896). Разве смогли бы они воспеть этот божественный пейзаж, не будоража фантазию, не обращаясь к самим богам?
Старожилы рассказывают полузабытую историю о жестоком и отважном джигите, который на потеху публике завязывал обреченной лошади глаза, садился верхом, разгонялся и прыгал со скалы в море, пролетая по воздуху все сорок метров! Он ухитрялся остаться невредимым, выплыть на берег, поклониться зрителям, небрежно принять награду. Потом покупал новую лошадь и готовился к очередному прыжку.
После смерти таинственного генерала его наследники продали дачу члену городской управы города Ялты Альберту Тобину, который служил придворным врачом в Ливадийском дворце, излюбленном месте отдыха царской семьи. Известно, что чета Тобиных успела несколько видоизменить деревянный домик. В это время возникло и закрепилось за домиком на скале название «Ласточкино гнездо». Но по неизвестным причинам мадам Тобина предпочла продать свое имение влиятельной московской купчихе Анне Рахмановой, владелице нескольких доходных домов в Москве.
Для новой хозяйки Ласточкиного гнезда, богатой и образованной дамы, это приобретение было просто очередным капризом. Рахманова с энтузиазмом приступила к перестройке крымского имения. Она снесла деревянную постройку и возвела каменный дом, который и сегодня можно видеть на открытках начала XX века. Но, видимо, к 1911 году у Рахмановой пропал интерес к своему гнездышку
В 1911 году имение у московской купчихи приобрел крупный немецкий нефтепромышленник барон фон Штенгель.Разрабатывая месторождения бакинской нефти и, очевидно, скучая по родной Германии, барон пожелал оставить в Крыму память о рыцарских замках средневековья. В 1912 году на Аврориной скале для него построили миниатюрный замок в готическом стиле, с башенками и стрельчатыми окнами. Именно благодаря ему мы сегодня восхищаемся красивым замком, напоминающим средневековые крепости в готическом стиле, которые можно часто видеть на родине барона, в Германии.
Как и прежние хозяева, нефтепромышленник решил изменить дизайн своего приобретения. Для этого он пригласил московского архитектора-модерниста Леонида Шервуда, младшего сына знаменитого архитектора Владимира Шервуда, который в свое время проектировал здание Исторического музея на Красной площади в Москве.
Леонид Шервуд закончил Императорскую Академию художеств в Петербурге, а затем продолжил обучение в Париже. Он увлекался творчеством талантливого французского скульптора Огюста Родена, был лично с ним знаком и прислушивался к его советам. Обладая хорошим вкусом, Шервуд по достоинству оценил место расположения своего очередного шедевра и вскоре предоставил проект заказчику.
Барон был в восторге от проекта и не жалел денег на строительные работы. Старый дом был полностью снесен, а на его месте в 1914 году вырос настоящий готический замок в миниатюре из серого крымского известняка и желтого евпаторийского камня. Но недолго он радовал своего владельца: 28 июля 1914 года началась Первая Мировая война, и немецкому нефтепромышленнику пришлось покинуть Российскую империю. Ласточкино гнездо было продано богатому купцу и меценату Павлу Шелапутину.
На взгляд специалиста неверные пропорции соединены столь же неудачно; комбинация двух кубов и плоской призмы зрительно давит на цилиндр башни, не уравновешивая композицию, а «пытаясь столкнуть ее в бездну». Вопреки архитектурным нормам, объемы не исходят один из другого и потому не выглядят единым целым. Части здания сопряжены механически, но с полярной нагрузкой, то есть не притягивая, а подталкивая друг друга. Некоторым элементам, например башне с провисшим балконом, явно недостает визуальной тяжести. Со стороны весь дворцовый комплекс кажется шаткой конструкцией, готовой в любой момент рухнуть в морскую бездну.
Возможно, конструктивная неустойчивость задумывалась изначально. Шервуд мог запланировать такую постройку по просьбе заказчика. Однако другим архитектурным несообразностям объяснения найти невозможно. Объемы возрастают в соответствии с высотой унылой лесенки, высоким концом направляющейся к обрыву. Проводя аналогию с арифметической прогрессией, каждый последующий элемент здания высится над предыдущим. Особого внимания не уделено ни одной из частей; все они выглядят в равной степени полновесными, напоминая группу сановников одного ранга, выстроившихся по росту.
В то же время некоторая значительность сообщена деталями. Зубчатый венец увеличивается по мере уменьшения высоты блока. В средней части ансамбля расположена гостиная, выделенная широкими окнами, балконами и высокими остроконечными шпилями конусообразной формы, соединенными с рядом небольших арок. Рустика цоколя выражена в облицовке этой части камнями с грубо отёсанной, выступающей лицевой поверхностью.
К архитектурным недостаткам здания можно прибавить несоответствие размеров оконных и дверных проемов, а также крайний лаконизм внутренней отделки. Украшениями парадного зала служат массивный камин, бронзовые бра, старинная инкрустация, резные детали потолка с выпуклыми изображениями драконов. Атмосферу ушедших эпох создают 11 средневековых гepбов. Все же сказочный образ нарушен темными деревянными балками с излишне выдающимися деталями крепления.
Если в архитектурном отношении Ласточкино гнездо отнюдь не шедевр, то его художественный образ вызывает восхищение. Трогательное одиночество дворца, стойко противостоящего морской стихии, исходит от эффектного расположения. Идея устройства замка на самом краю отвесной скалы, безусловно, не является заслугой архитектора. Живописное место выбрал первый владелец, который невольно увековечил свои грезы и преподнес потомкам сказку в камне.
Сегодня многие приписывают именно Павлу Шелапутину такое деяние, как открытие ресторана в замке Ласточкино гнездо. Однако это не соответствует истине. Дело в том, что Шелапутин к тому времени уже был тяжело болен. Он успел совершить сделку купли-продажи с бароном фон Штейнгелем и после этого сразу же уехал на лечение в швейцарский город Фрибур, где и умер в том же 1914 году. Ласточкино гнездо перешло по наследству его несовершеннолетним внукам.
И все же, как этот замок стал рестораном? Дело в том, что, пока наследники подрастали, управляющий крымскими имениями Шелапутиных решился открыть в этом здании доходное место – ресторан. Но особых доходов он не приносил, поскольку наступили нелегкие времена: сначала грянула Первая мировая война, затем – Гражданская, а после – революция. Имение было отобрано новой властью, а ресторан закрылся, но ненадолго.
В стране наступило время новой экономической политики (НЭП), которое внесло существенные изменения и в жизнь Ласточкиного гнезда. На этот раз оно перешло в ведомство ялтинского кооператива. В замке достроили открытую террасу, где и был восстановлен ресторан. Предприимчивые кооператоры тех лет пировали здесь под шум волн Черного моря ровно до 12 сентября 1927 года…
«Вспыхнула спичка, и, странное дело, стул сам собой скакнул в сторону и вдруг, на глазах изумленных концессионеров, провалился сквозь пол.
– Мама! – крикнул Ипполит Матвеевич, отлетая к стене, хотя не имел ни малейшего желания этого делать.
Со звоном выскочили стекла, и зонтик с надписью «Я хочу Подколесина», подхваченный вихрем, вылетел в окно к морю. Остап лежал на полу, легко придавленный фанерными щитами.
Ильф и Е. Петров,
«12 стульев»
В 1927 году в Крыму произошло сильное землетрясение с эпицентром в море, близ берегов Ялты. Были два толчка среди ночи. Первый — слабый, как бы предупреждающий, заставил людей выйти из домов. Потому и оказалось при многих разрушениях сравнительно мало жертв. Второй толчок ударил в полные девять баллов.
Мощное землетрясение, которое вошло в историю полуострова как Ялтинское, или Крымское, принесло много бед и разрушений. Каменные глыбы срывались со скал и летели вниз, круша все на своем пути. Даже гора Аю-Даг сползла в море от столь мощного толчка. Не обошла беда стороной и замок на Аврориной скале. Вот как описано это событие в книге А. Никонова «Крымское землетрясение 1927 года»: «…На балконе, висевшем над морем, ужинало довольно много посетителей из соседнего дома отдыха «Харакса». Публика разошлась лишь за 10 минут до главного толчка, от которого разрушилась башня этой затейливой дачи.
Упавшие на балкон камни разбили столы и стулья, сломали перила и сбросили часть этой мебели в море, куда последовали бы и посетители, если бы они задержались на 10 минут позже. В башне, построенной из желтого евпаторийского камня, образовались 2 бреши, как будто ее прошило огромное ядро». Часть Аврориной скалы обрушилась, смотровая терраса перед зданием нависла над пропастью. И в завершение этой катастрофы глубокой косой прямо под замком прошла в скале трещина.
Ласточкино гнездо устояло, но на долгие годы стало аварийным зданием, и на сорок лет превратилось в романтические развалины. Правда, есть сведения, что в 30-е годы жизнь здесь все же возобновилась на непродолжительное время. Замок переоборудовали в библиотеку для отдыхающих санатория «Жемчужина», который находился поблизости.
Видимо, местные власти не приняли всерьез последствий землетрясения. И только когда трещины в здании стали угрожающе расползаться, эксплуатацию Ласточкиного гнезда запретили. Конечно, впоследствии не обошлось и без туристов-экстремалов, которые в поисках приключений искали любую возможность «просочиться» на территорию замка, чтобы полюбоваться дивным видом, открывавшимся со смотровой площадки.
Предложений по технике беспрецедентного и абсолютно необходимого ремонта поступило много. Возникла даже радикальная идея — разобрать замок, пронумеровать камни и плиты и сложить в прежнем порядке на новом, безопасном месте. Нет, это было бы уже не Ласточкино гнездо!
В 1930-е годы в замке находился читальный зал местного Дома отдыха.
Только в 1967-1968 годах, через сорок лет после землетрясения, рабочие «Ялтаспецстроя» выполнили этот полуфантастический ремонт, не разбирая стен. Руководил операцией архитектор И.Г. Татиев. Прежде всего, требовалось подвести к объекту подъемный кран и другую достаточно тяжелую строительную технику. И это по дорогам, которые предназначались в основном для легковых автомобилей и редких автофургонов с продуктами! С большим трудом и риском удалось завершить все приготовления. Скала оказалась перегруженной, а работа, между тем, планировалась долгая. Она требовала от строителей сноровки, сообразительности, большого мужества.
Начавшиеся в 1968 году восстановительные работы касались укрепления фундамента, частичного видоизменения фасада и внутренних помещений. Автор проекта реставрации, ялтинский конструктор В.Н. Тимофеев посадил крайний блок здания на консольную железобетонную плиту, заведенную под центральный объём. Таким образом была надежно закреплена крайняя часть дома, оставшаяся висеть над обрушенной скалой. Помимо монолитной плиты, всю постройку обнесли антисейсмическими поясами.
Увеличенная в высоту башня обрела декоративность благодаря четырем шпилям. Правильный архитектурный приём нарушил унылое возрастание объёмов, сделав акцент на крайней части дворца. Сегодня восстановленный замок официально признан памятником архитектуры прошлого столетия.
Если альпинисты привыкли проводить свои «рабочие дни» над пропастью, то для каменщиков «Ялтаспецстроя» это было в новинку. Отыскались и спасли дело добровольцы. Работая в подвешенной люльке, они закладывали трещину камнями, заливали бетоном. Под основание замка подвели железобетонную плиту, швы одели свинцовой оболочкой. Затем, уже без героизма и не торопясь, рабочие провели реставрацию здания. В таком «антисейсмическом поясе» обновленное Ласточкино гнездо обрело, на радость всем, кто любил и любит Крым, вторую жизнь.
В новейшее время возле готических стен разросся стихийный рынок сувениров. Чего только тут не увидишь: тысячи мелких поделок из керамики, можжевельника и всевозможных пластмасс, кораллы и ракушки тропических морей, цветные фотографии, картины. Больше всего видов самого Ласточкина гнезда: на холстах, на ватмане, на металлических и пластмассовых подносах, на «амфорах» из благородной керамики. Ходовой товар для круглосуточной местной торговли!
И сейчас многих молодых мужчин тянет на подвиги: удивить публику или даму сердца, проверить свои способности, посмотреть страху в лицо, прыгнув с огромной высоты вниз… в волнующееся Черное море… Да, были отчаянные парни, которые решались на такие прыжки. Не всем, к сожалению, везло. Редкие счастливцы оставались невредимыми, только отлеживались по нескольку дней. Но находились сорвиголовы, готовые повторить прыжок и даже заработать! Правда и то, что на них разрывалась одежда, будто подсеченная бритвой…
На разные лады пересказывают здесь один фантастический случай. Молодой ялтинец, житель одного из старых кварталов Дерекоя, после тяжелой ссоры с женой поехал к Ласточкиному гнезду, поднялся на запретный обрыв, перелез через парапет и в отчаянии, а может быть и с некоторой рисовкой в расчете на зрителей, бросился вниз. Обреченное сердце могло остановиться еще в полете, но сработал многолетний навык: выросший у моря, человек много раз прыгал со скал и соляриев.
Со стороны моря у подножия скалы можно отыскать несколько подводных пещер и даже занырнуть в каждую из них, освещая путь водонепроницаемым фонарем. Охотники за неповторимым, вы не разочаруетесь! Только будьте начеку: подводный грот — не лучшее место для встреч, а встреча с теми, кто нырнул туда раньше и уже плывет обратно, вовсе не исключена, особенно днем, в разгар пляжного сезона. Не напугайте друг друга!
Причал в уютной бухте позволяет швартоваться теплоходам местного сообщения даже в четырехбалльный шторм, когда закрыты соседние портопункты «Золотой пляж» и «Мисхор». Со всех концов Крыма собираются морские и сухопутные экскурсии к «оригинальному сооружению» — замку «Ласточкино гнездо». Почти все, кто приезжает в Крым, стремятся хотя бы раз подняться к «Ласточкину гнезду». Правда, на площадке перед замком, где и без того стало тесно от торговцев сувенирами, летом собирается столько любознательных, что невольно приходят мысли о благодатном межсезонье, когда хотя бы рано утром удается побыть здесь одному или вдвоем.
С июля 2011 года «Ласточкино гнездо» больше не является рестораном. Обновленный дворец-замок отныне открыт всем гостям и жителям крымского полуострова.
В 2016 года сообщалось, что специальные датчики установлены на скале, где находится «Ласточкино гнездо», для мониторинга состояния скалы и знаменитого замка.
«По территории санатория «Жемчужный» (находится рядом с замком — ред) и в «Ласточке» уже установлены датчики, которые каждый день снимают информацию о подвижности скалы. Сегодня они расставлены и работают», — сказала Новосельская.
Утверждается, что сейчас необходимо максимально ограничить его посещение, чтобы не «тревожить замок и дать возможность специалистам разобраться в том, что именно там необходимо сделать». На сегодня знаменитый символ Крыма находится в ведении Министерства культуры, но проводить работы по реставрации замка может Госкомитет по охране культурного наследия, сказала министр.
Проход закрыт по обзорному балкону вокруг самого замка. На сегодня состояние этого балкона и части скалы под ним — аварийное
Может быть какие то работы летом проводились, я пока не нашел никакой информации …