Для чего человек философствует
Почему и зачем человек философствует? Какова природа философского знания?
Билет №1.
Билет №2.
В чем суть полемики по проблеме исторического генезиса философии?
ГЕНЕЗИС(греч. – genesis) – происхождение, становление и развитие, результатом которого является определенное состояние изучаемого объекта
Полемика заключается в том, что форма мировоззрения – мифология, наука, религия – исторически и генетически предшествовала философии. Мифологическое мировоззрение – система взглядов на мир и место в нем человека, основанное не на теоретических доводах, а на художественном переживании мира или на общественных иллюзиях классов, наций людей. Это самая архаичная форма мировоззрения. Научное мировоззрение основано на теоретических доводах, в отличие от мифологии, не объясняет все, у науки есть непознанное и неизвестное. Религиозное мировоззрение возникло из недифференцированного еще общественного сознания и основывалось на фантазии и чувствах, но в отличие от мифологии религия не смешивала земное и сакральное, а ставила Бога как всемогущую силу над природой и вне природы. Мифология, с одной стороны, включает фантазии и верования, а с другой стороны, эмпирические знания, здравый смысл. В результате, из мифологии, как из первого представления о мире, выделились две системы знаний – религия (основа теологии), обращенная к проблемам постижения мира через веру; и философия, которая рассматривала проблему первоосновы мира, его устройство и взаимосвязи с человеком. Философия тут выступает как способ решения мировоззренческих проблем с помощью интеллекта. Однако, генетическая связь мифологии, религии и философии продолжается в функциональной связи: все они как способы освоения мира в целостности рассматривают наиболее общие проблемы происхождения мира. Религиозное сознание было первым взглядом человека в вечность, сознанием единства человеческого рода. Переход от религиозно-мифологического представления о мире к его философскому пониманию ознаменовался заменой фантастического логически обоснованным знанием, опирающимся на человеческий разум. Так, становление философского знания охватило несколько веков раннегреческой истории (IV – VI в.в. до н.э.). Научно-философское знание, таким образом, возникло как переход от чувственного к отвлеченному понятиям разума. И становление философии, таким образом, означало становление рационального постижения мира.
Билет №3.
Билет №4.
1. Как решалась проблема самоопределения философии в ее истории?
Вопрос предполагает выяснение отношений философии и частных наук в историческом аспекте и оценку концепции «распочкования предмета философии», «предметного самоопределения философии». Согласно второй концепции, частные науки и сама философия выделились, обретя свой предмет (для философии это всеобщее в системе мир-человек) из совокупного преднаучного знания-«протознания». Согласно первой, предмет философии «распочковывался», предметы естественных наук им порождались. Более целесообразна вторая трактовка, поскольку генезис философии, как науки, не отличался в принципе от пути развития частных наук. Философия не имеет приоритета перед другими науками, если учитывать не термин, а ее реальное содержание. Философия – форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанной с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем. Зарождение философии, как специфической формы духовной деятельности относится к началу I тысячелетия до н.э. Теоретическое обоснование программы действий человека, провозглашение мировоззренческих идеалов и ценностей – вот основные задачи философии; по меткому определению Гегеля, философия – это «эпоха, схваченная в мысли». Философия выступает не как конституция существующего мира, а как выявление возможностей и обязанностей человека в мире, дать ответы на Кантовские «Что я могу знать? Что я должен делать? Что такое человек, в чем смысл его бытия? На что я могу надеяться?».
1)Монтень видел цель философии в добродетели.
2)Гуссерль формулирует бесконечную задачу философии как «функцию свободной и универсальной теоретической рефлексии». Соловьев видит назначение философии в стремлении к духовной ценности человеческого существования.
3)Бердяев считал, что философия – творческие тропы, ведущие к смыслу бытия». Предмет философии – это поиск удела человека, обеспечение человеческого бытия в мире.
4)Философия – это порыв, интуиция, философия начинается там, где начинается достоверность (Бергсон).
5)Философия – это часть жизни и опыт жизненного духа (Бердяев).
6)Философия – это то, посредством чего человек делается самим собой (Ясперс).
7)Философия – держательница разума, иное измерение мышления (Хайдеггер).
8)Философия есть движение руками, чтобы плыть по морю сомнений (Х.Ортего-и-Гассет).
9) Философия, как искусство и поэзия предполагает в своей основе призвание (Марсель).
10)Это вид игры, теологии, мировоззрения (Аристотель).
11)Культура духа есть философия (Цицерон).
12)Философия есть функция жизни (Бердяев).
13)Философия тождество мысли, образа, действия (П.Лавров).
Билет №5.
Билет №6.
Билет №7.
Билет №8.
Билет №9.
Билет №10.
Билет № 11
Билет № 12
Билет № 13
Билет № 14
Билет № 15
Билет № 16
1. Вопрос о смысле человеческого существования до сего времени является предметом обсуждения. Какие основные ответы на этот вопрос существуют в философии?
Смысл жизни – регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которая описывает, оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные ценности и нормы, показывает во имя чего необходима предписываемая им деятельность.
Большинство философов исходят из существования некой абстрактной и неизменной человеческой природы, конструируя на этой основе идеал человека, в достижении которого и усматривался смысл жизни, основное назначение человеческой жизни. Так гуманистический идеал Ренессанса видели возможность преобразовать мир чисто духовными средствами. Конфуцианство выделяло ряд добродетелей, достичь которых было смыслом человеческого существования.
Жизнь человека является абсолютной ценностью. Смысл жизни в истории человечества трактовался по разному: от борьбы за существование (Дарвин) и способа существования белковых тел (Энгельс) до космического процесса качественных изменений «жизненного порыва» (Бергсон). Но аспект осмысления предназначения человека в жизни заключается не столько в выяснении её сути, сколько в поиске ответа на вопросы: «в чем смысл жизни?», «зачем человек живет?»
Выступая абсолютной, высшей ценностью, жизнь имеет различную цену. Смысл человеческого бытия – это те ценности, которые реализуют люди в своих поступках. Это то, что является самым значимым в жизни человека и выражает его специфику. Смысл жизни есть у каждого человека, но не всякий смысл жизни заслуживает одобрения. В аксиологическом аспекте осмысления человеческой жизни (учение о ценностях) совокупность ценностей человека, его моральность, рассматриваются такие проблемы как добра, свободы, вероисповедания и религиозных ценностей, этика ненасилия.
В соответствии с этическими тенденциями общества ценности изобретают сами люди. Сторонники религиозной системы считают, что все познается божественным откровением, все ценности неизменны и даются раз и навсегда.
1. Вопрос добра – смысл жизни человека в доброте. Творения добра – следование этике ответственности.
2. Совесть это наивысшая форма моральности.
3. Вопрос ненасилия подразумевает взаимодействие субъектов не по праву силы, а на основе согласования ценностей (впервые тезис о ненасилии сформировался в индийской философии, в произведениях Толстого).
4. Этика ответственности – необходимая философская основа построения правового государства. В современном обществе актуализируется обсуждение таких метаценностей как истина, добро, красота.
Поиск смысла жизни для человека является естественным процессом, естественной потребностью познать себя, самоощущения значимости жизни. Смысл жизни не может быть определен окончательно, т.к. он не задан наперед, а формируется человеком на каждом этапе его бытия. И даже не может быть исчерпан самым полным перечнем из всех ценностей.
Наиболее абстрактное определение (потому и малоценное) смысла жизни это сама жизнь, в том что бы быть человеком во всех обстоятельствах и вопреки им. Проблема смерти порождает вопрос о смысле жизни, субъективная сторона смысла жизни решается каждым человеком по своему, в соответствии с мировоззренческими установками. Человек никогда не удовлетворяется ситуацией, что содержит в себе причины творческой деятельности. Поэтому призвание каждого человека – всесторонне развить свои способности, внести свой личный вклад в историю. Жизнь человека продолжается в его детях, внуках.
Сущность человека выражается в его творчестве, в котором он самоутверждается и обеспечивает тем самым свое более длительное существование. И было бы опрометчиво утверждать, что вопрос о смысле жизни не имеет ответа, что он некорректен. О смысле человеческого бытия говорят с незапамятных времен и будут говорить.
Билет №1.
Почему и зачем человек философствует? Какова природа философского знания?
Философия, как любовь к мудрости, есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы бытия. Так, по И.Канту, это вопросы:
2)Что я должен делать?;
3)На что я смею надеяться?;
4)Что такое человек?.
Философия выявляет смыслы человеческих поступков, формирует стратегические цели. Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался откуда он пришел в этот мир и куда уйдет после смерти, задумывался о любви, смысле жизни, т.е. философствовал. Именно философия говорит нам о самом главном – как быть человеком. Народник П. Лавров считал философию «отождествлением мысли, образа и действия». Будучи сознательным существом, человек философствует, он не может поступить иначе, так как это самый универсальный способ его существования на всем протяжении которого он развивал философию. Философия вплетена в человеческую деятельность. Природа философского знания, таким образом, состоит в стремлении человека найти для себя ответы на вечные вопросы, определить свой удел, обеспечить возможно лучшее бытие в мире. Философское знание зовет каждого человека к истине, благородству, добру, красоте. Философия есть рефлексия. Человек, однажды осознав роль и значение философии, всегда будет обращаться к арсеналу ее идей, стремясь выявить смысл собственного бытия.
2. Каковы «болевые точки» современной цивилизации? Что следует отнести к глобальным проблемам современности? Каков критерий (основание) «глобальности» проблем?
Ускорение процессов развития человечества сопровождается снижением уровня его стабильности. Творя историю, человек «награждает» себя новыми проблемами. Так как человечество в облике ноосферы (сферы разума) приобрело всепланетарный статус, то все возникающие проблемы часто имеют глобальный характер в силу их первостепенной значимости для будущего человечества, как планетарного явления. Глобальные проблемы характерны для экономической, социальной, политической, эстетической и этической жизни человека. Сегодня речь идет о:
1) Предотвращении катастрофического загрязнения человечеством окружающей среды;
2) Обеспечении общества вещественными, энергетическими и продовольственными ресурсами;
3) Выходе из состояния экологического кризиса;
4) Регулировании роста населения;
6) Преодолении забвения достижений культуры, нравственности, образования.
Определены основные глобальные проблемы человечества:
1) Угроза термоядерного пожара и последующей ядерной зимы, расползание по земле ядерной технологии, рост ядерных арсеналов стран мира;
2) Близость экологической катастрофы за счет давления антропогенных факторов на биосферу: а) Исчерпаемость природных ресурсов; б )Разрыв естественных биологических циклов; в) Рост народонаселения земли;
г) Нехватка с/х земель;
д) Загрязнение окружающей среды.
3) Быстрое развитие генной инженерии, открывающей не только горизонты, но и зловещие возможности: расшатывания генофонда Земли, СПИД, распространение алкоголизма и наркомании.
4) Кризис человеческой духовности, отсутствие вдохновляющих символов и призывных целей, надежных и доказательных, философских концепций, падения нравов, забвение вечных ценностей, культуры и искусства.
Нобелевский лауреат, франц.философ Альбер Камю писал об абсурде и ужасе нашего бытия, о том, что мы подобны невольникам на корабле, что наша галера пропахла селедкой, на ней слишком много надсмотрщиков и, возможно, мы гребем не в ту сторону. И все же не стоит бросать весла. Слишком многие путают трагическое с безнадежным. Основные способы блокировки глобальных угроз:
1) Биотехнологическая и информационная (компьютерная) революция (интеграция и гуманизация человечества);
2) Утверждение доминирующего типа народного хозяйствования – смешанная рыночная экономика как наиболее подходящее решение для преодоления нищеты и голодания;
3) Установление принципа ненасилия;
4) Объединение процессов духовной жизни в религиозном и светском вариантах;
5) Межкультурная интеграция при сохранении уникальности этносов и культур.
Глобальные проблемы имеют общие черты: затрагивают будущее и интересы всего человечества, для их решения требуются усилия всего человечества, они требуют неотложного разрешения.
Для чего нужно изучать философию?
1. Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т. д. ). Так не лучше ли вместо того, чтобы блуждать в лабиринтах проблем, поучиться философии у других?!
Представьте себе, что Вы учитесь кататься на лыжах. Снег глубокий и рыхлый — и Вы с трудом переставляете ноги, но рядом кто-то проложил лыжню — и Вы становитесь на нее, и двигаться сразу легче. Вы постепенно осваиваете технику хода, а потом уже можете идти самостоятельно, своей дорогой, но у Вас уже гораздо меньше шансов провалиться в снег или остановиться. Так и в философии. (Этот абзац — цитата из книги Л.Ретюнских, В.Бобах “Веселая мудрость”, М., 1994. С. 12).
2. Философия — коллективный разум людей. Быть на «ты» с коллективным разумом так же важно, как и обладать разумом. А разум — концентрированное выражение человека. Не случайно ученые-биологи называют человека «homo sapiens», человеком разумным.
Благодаря философии человек начинает ощущать себя гражданином мира, становится как бы вровень с человечеством и даже с миром в целом.
3. Философия помогает человеку осознать себя в полном смысле человеком (не мужчиной или женщиной, не представителем той или иной национальности, религиозной конфессии или специалистом-профессионалом).
Она, в частности, помогает специалисту преодолевать свою профессиональную ограниченность, односторонность, т. е. защищает специалиста от того, что называют профессиональным кретинизмом (ограниченностью, узостью). Вспомним, что по этому поводу говорил Козьма Прутков: специалист подобен флюсу, полнота его одностороння.
Человек должен быть всесторонне образованным, культурным, развитым. Это достигается изучением наук по специальности, чтением научно-познавательной, художественной литературы, газет, журналов, развитием музыкального и художественного вкуса, практических навыков и умений. Философия стоит как бы в центре всего этого потока образовательных и воспитательных задач.
В 18 веке прусский министр Цедлиц «внушал своим подчиненным уважение к философии»; «студент должен усвоить, полагал министр, что после окончания курса наук ему придется быть врачом, судьей, адвокатом и т. д. лишь несколько часов в сутки, а человеком — целый день. Вот почему наряду со специальными знаниями высшая школа должна давать солидную философскую подготовку» (см.: А.Гулыга. Кант. М., 1977. С. 95).
4. Благодаря философии необыкновенно расширяется умственный кругозор, появляется и/или увеличивается широта мышления. Последняя помогает человеку понять-понимать других, учит терпимости, толерантности, учит не бояться чужого, т. е. защищает от ксенофобии.
5. Философия прививает вкус к отвлеченному, абстрактному мышлению и не в меньшей степени, чем математика.
Философская абстракция, в отличие от математической, наполнена жизненным смыслом; она не отвлечение от многообразного, а единство многообразного. Достаточно упомянуть такие абстракции, как «мир в целом», «пространство», «время», «материя», «дух».
6. Философия развивает мысль, способность мыслить. Изучение философии — настоящая школа творческого мышления.
7. Философия учит критичности, критическому мышлению. Ведь первое условие философствования: ничего не принимать на веру. В этом своем качестве философия помогает избавиться от предрассудков и заблуждений.
8. Философия помогает людям вырабатывать убеждения и, если нужно, выправлять их.
Надо помнить: убеждения формируют личность. Без них человек подобен флюгеру — куда ветер подует, туда и он.
9. Философия сообщает человеку то, что называют твердостью, неустрашимостью духа. Благодаря ей человек избавляется от опасного чувства муравья, мечущегося без какого-либо смысла между гигантскими корнями деревьев.
Почему и зачем человек философствует? Какова природа философского знания? Что относится к глобальным проблемам современности?
Страницы работы
Содержание работы
1. Почему и зачем человек философствует? Какова природа философского знания?
Философия, как любовь к мудрости, есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы бытия. Так, по И.Канту, это вопросы:
2)Что я должен делать?;
3)На что я смею надеяться?;
4)Что такое человек?.
Философия выявляет смыслы человеческих поступков, формирует стратегические цели. Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался откуда он пришел в этот мир и куда уйдет после смерти, задумывался о любви, смысле жизни, т.е. философствовал. Именно философия говорит нам о самом главном – как быть человеком. Народник П. Лавров считал философию «отождествлением мысли, образа и действия». Будучи сознательным существом, человек философствует, он не может поступить иначе, так как это самый универсальный способ его существования на всем протяжении которого он развивал философию. Философия вплетена в человеческую деятельность. Природа философского знания, таким образом, состоит в стремлении человека найти для себя ответы на вечные вопросы, определить свой удел, обеспечить возможно лучшее бытие в мире. Философское знание зовет каждого человека к истине, благородству, добру, красоте. Философия есть рефлексия. Человек, однажды осознав роль и значение философии, всегда будет обращаться к арсеналу ее идей, стремясь выявить смысл собственного бытия.
2. Каковы «болевые точки» современной цивилизации? Что следует отнести к глобальным проблемам современности? Каков критерий (основание) «глобальности» проблем?
Ускорение процессов развития человечества сопровождается снижением уровня его стабильности. Творя историю, человек «награждает» себя новыми проблемами. Так как человечество в облике ноосферы (сферы разума) приобрело всепланетарный статус, то все возникающие проблемы часто имеют глобальный характер в силу их первостепенной значимости для будущего человечества, как планетарного явления. Глобальные проблемы характерны для экономической, социальной, политической, эстетической и этической жизни человека. Сегодня речь идет о:
1) Предотвращении катастрофического загрязнения человечеством окружающей среды;
2) Обеспечении общества вещественными, энергетическими и продовольственными ресурсами;
3) Выходе из состояния экологического кризиса;
4) Регулировании роста населения;
6) Преодолении забвения достижений культуры, нравственности, образования.
Определены основные глобальные проблемы человечества:
1) Угроза термоядерного пожара и последующей ядерной зимы, расползание по земле ядерной технологии, рост ядерных арсеналов стран мира;
2) Близость экологической катастрофы за счет давления антропогенных факторов на биосферу: а) Исчерпаемость природных ресурсов; б )Разрыв естественных биологических циклов; в) Рост народонаселения земли;
г) Нехватка с/х земель;
д) Загрязнение окружающей среды.
3) Быстрое развитие генной инженерии, открывающей не только горизонты, но и зловещие возможности: расшатывания генофонда Земли, СПИД, распространение алкоголизма и наркомании.
4) Кризис человеческой духовности, отсутствие вдохновляющих символов и призывных целей, надежных и доказательных, философских концепций, падения нравов, забвение вечных ценностей, культуры и искусства.
Нобелевский лауреат, франц.философ Альбер Камю писал об абсурде и ужасе нашего бытия, о том, что мы подобны невольникам на корабле, что наша галера пропахла селедкой, на ней слишком много надсмотрщиков и, возможно, мы гребем не в ту сторону. И все же не стоит бросать весла. Слишком многие путают трагическое с безнадежным. Основные способы блокировки глобальных угроз:
1) Биотехнологическая и информационная (компьютерная) революция (интеграция и гуманизация человечества);
2) Утверждение доминирующего типа народного хозяйствования – смешанная рыночная экономика как наиболее подходящее решение для преодоления нищеты и голодания;
3) Установление принципа ненасилия;
4) Объединение процессов духовной жизни в религиозном и светском вариантах;
5) Межкультурная интеграция при сохранении уникальности этносов и культур.
Глобальные проблемы имеют общие черты: затрагивают будущее и интересы всего человечества, для их решения требуются усилия всего человечества, они требуют неотложного разрешения.
1. В чем суть полемики по проблеме исторического генезиса философии?
ГЕНЕЗИС (греч. – genesis) – происхождение, становление и развитие, результатом которого является определенное состояние изучаемого объекта.
Чем живут современные философы
Говорим о месте философии в современности и о типичном рабочем дне современного философа. Нет, это не только лежать на диване, размышляя о вечном.
Представления о философах часто окружены романтическими стереотипами — их видят мыслителями, бесконечно ищущими ответы на вечные вопросы о жизни и смерти. Разбираемся в основных вопросах о современной философии.
Кто такой философ
Философия (с греческого это слово переводится как «любовь к мудрости») — система идей и представлений о мире, рационально обоснованных и систематизированных. Можно сказать, что философ — это тот, кто размышляет на философские вопросы, например о Боге, любви, политической жизни, и пишет научные труды, в которых предлагает логически выстроенные решения. Исследователь опирается на философскую традицию, то есть на идеи мыслителей, которые задавались теми же вопросами раньше. Философ может продолжать чей-то труд, а может критически переосмысливать его и даже спорить с ним. Философ сегодня, как правило, рассуждает на актуальные темы, а также анализирует тексты своих предшественников и распространяет артефакты человеческой мысли, вступая в диалог с мыслителями прошлого.
Чем занимается философ в обществе
Философ зачастую занят анализом современных культурных и социальных проблем. Он изучает общество и человека, наши взаимодействия друг с другом, отношения с государством, принципы работы мышления и языка. Обращаясь к людям, философы делятся рассуждениями, чтобы у нас была возможность приобрести новый взгляд на обыденные вещи, выйти за пределы привычной бытовой мудрости, порефлексировать и лучше понять самих себя и мироздание.
Как стать философом
Строго говоря, чтобы стать философом, заканчивать университет необязательно, но если для вас эта наука — неизведанная интеллектуальная территория, то вуз окажет вам большую поддержку в знакомстве с историей идей и философскими традициями. Этому учат на философских факультетах, которые есть во многих вузах, в том числе в таких, как МГУ, ВШЭ и РГГУ.
Чтобы поступить на философский, как правило, нужно сдавать ЕГЭ по обществознанию, истории и русскому, иногда к ним добавляется английский. В вузе вы будете читать много философских трудов — от древнегреческих до современных, анализировать их, сравнивать, изучать логику, историю, знакомиться с гуманитарными дисциплинами и приобретать навыки научной аргументации, писать эссе и проводить исследования.
Как сами философы понимают свою профессиональную деятельность и роль философии в жизни общества? Об этом мы поговорили со студентами философских факультетов и с исследовательницей в области философской антропологии.
студентка первого курса философского факультета МГУ
Что для тебя философия?
Если давать философии определение, то получится, что философия — это не совсем наука. У меня скорее возникает ассоциативный ряд с историей мысли, с познанием себя и бытия вокруг.
В какой-то момент я поняла, что всё, что меня интересует — наука, искусство, религия, — всё сходится в одной точке, и этой точкой оказалась философия. Гуманитарные факультеты дают базу. Ты можешь забыть, как звали египетского царя в V веке до нашей эры, но всё равно после учёбы останется что-то, что позволит тебе смотреть на мир сложнее.
Прикладной функции у философии нет. Но философия — это живая материя. Мне кажется, абсолютно каждый человек философствует.
Философский труд, конечно, может написать не каждый, но каждый может прийти к тем же мыслям, что высказываются в этом труде. Поэтому нельзя ограничивать философию только кругом людей, получивших философское образование.
Главная ценность философии — это осознание себя в этом мире, мира внутри себя и всего существующего. Во время изучения философии у тебя получается раздвоиться и начать задавать себе вопросы, которыми ты бы не задавался иначе. Философия позволяет смотреть с другой высоты на себя и на мир — без такой смены перспективы невозможно двигаться дальше. Думаю, что философия — это уровень рефлексии. А без рефлексии жизнь, конечно, возможна, но что это за жизнь тогда такая?
студентка четвёртого курса Школы философии и культурологии ВШЭ
Как ты решила поступать на философский факультет?
Кажется, всё началось с факультатива по логике. Там я познакомилась с преподавателями и студентами Школы философии ВШЭ. Общение с преподавателями-философами дало понять, что философия может дать мне фундаментальное гуманитарное образование и поможет в моём дальнейшем академическом пути.
Что для тебя философия?
Можно по-разному определять её: от любви к мудрости до способа мышления. По сути, это некое стремление к вопрошанию и поиску причин в метафизическом дискурсе. Вместо вопроса «Почему небо голубое?» философ спрашивает: «Почему мы видим небо голубым? Почему правильно, что небо голубое?» Философия обращает внимание на те вещи, которые часто остаются вне стандартного поля вопросов. Мне кажется, что все дети — философы: они интересуются миром, размышляют о том, почему что-то происходит.
Философия — это наука, которая стоит вне остальных наук и над ними. В этом её смысл.
В чём ценность гуманитарного знания и философии для общества?
Человек не может жить без культуры. Кем бы ни работал человек, он приходит домой с работы и в свободное время занимается чем-то, отдыхает. Его досуг связан с культурными практиками, а культура — это вотчина гуманитарного знания. Устройство общества завязано на гуманитарном знании. Без понимания человека и культуры никакие институции бы не смогли работать. В буклете философского факультета как возможное место работы выпускников указана госслужба — в этом есть правда. Навыки теоретизации и понимания процессов, связанных с государством, человеческой жизнью и мышлением, необходимы при устройстве жизни общества.
младший научный сотрудник сектора аналитической антропологии Института философии РАН
Что для тебя философия?
Я бы ответила так — в какой бы ситуации ни находилось человеческое существо, оно задаётся вопросами по поводу своего положения. Философия позволяет проследить причинно-следственные связи между нашими суждениями, и так мы гармонизируем картину мира, она становится менее противоречивой. Иными словами, философия — это инструмент для сборки человека, то есть её миссия довольно прагматична.
Как ты решила стать философом?
Я с ранних лет тяготела к книгам, к анализу текстов и их написанию. Философское образование представлялось мне тем пространством, которое позволяет студенту получить самый широкий спектр знаний. Нужно сказать, что мои ожидания оправдались: философское образование даёт выходы на бесчисленное количество гуманитарных наук — и на психологию, и на культурологию, и на эстетику, и на логику. На примере тех, кто учился со мной в одно время, я могу сказать, что люди, окончив философский, двигаются с полученным багажом знаний в самых разных направлениях, и я уверена, что этот багаж способен обогатить любую сферу деятельности.
Моя же ситуация такова, что уже на третьем курсе, когда настала пора выбирать кафедру и научного руководителя, я попала в очень интересный сектор — сектор аналитической антропологии. Университет, в котором я училась, — это университет при Академии наук, и большая часть преподавательского состава относилась непосредственно к Институту философии при Академии наук.
Выбирая научного руководителя, ты также выбирал сектор (кафедру), к которой будет относиться твоя курсовая или дипломная работа. Я выбрала философскую антропологию как дисциплину, которая, на мой взгляд, затрагивала наиболее актуальные вопросы и тексты. В дальнейшем, познакомившись с исследователями с этой кафедры, мне уже не хотелось расставаться ни с кафедрой, ни с коллегами, так что после диплома я поступила в аспирантуру и в мае этого года защитила кандидатскую диссертацию — уже в статусе научного сотрудника.
Это спорный тезис, но мне кажется, никакая творческая работа невозможна без фигуры учителя, наставника или мастера.
Я вижу подтверждения этому в самых разных сферах — и в искусстве, и в кино, и в науке: там, где имеет место творческий процесс, важно найти ориентир, авторитет, источник вдохновения, в диалогах с которым — очных и заочных — ты сможешь обучаться и расти. Для меня таким источником был мой научный руководитель, Валерий Александрович Подорога — создатель метода аналитической антропологии и основатель одноимённого сектора в ИФ РАН.
Что входит в сферу твоих научных интересов?
Меня всегда привлекал феномен коллективности. Я начала исследования с написания курсовых и диплома о французской социологической школе: меня заинтересовали Жорж Батай и Роже Кайуа. Эти мыслители задавались вопросами, которые кажутся актуальными и сейчас: что есть феномен сакрального вне религиозности, в «светском» пространстве? Как общество коллективно переживает сакральный опыт? Чем подпитывается коллективный аффект? В дальнейшем я осталась в лоне «континентальной» традиции и посвятила кандидатскую французскому исследователю Рене Жирару.
Дописывая диссертацию, я увлеклась темой экологии. Мне казалось очень важным осмыслить экологические проблемы с философских позиций, и я организовала просветительский лекторий Repubblica Verde, в котором учёные из разных сфер могут знакомить широкую аудиторию с разными аспектами «зелёной» повестки.
Другая тема, которой я увлеклась в последнее время, это экофеминизм — теория, которая проводит параллель между угнетением социальных групп, в первую очередь женщин, и отношением человека к природе. Экофеминизм предлагает нам порефлексировать на тему того, как преодолеть иерархическую модель отношений с природой и выстроить более здоровые и менее ресурсно-ориентированные отношения между всеми живыми существами.
Как выглядит рабочий день философа?
Любопытно, что любой исследователь всегда находится в режиме «работы» и никогда не находится в режиме «отдыха»: любая интеллектуальная пища становится поводом для размышления, и получается, что грань между состояниями работы и не-работы стирается, особенно когда ты погружён в какую-то интересующую тебя тему и охвачен азартом. В философии это усугубляется тем, что мысль не имеет локализации, она не привязана к конкретным инструментам, без которых невозможен рабочий процесс.
Но я всё же настаиваю на том, что мы все нуждаемся в гигиене труда и «переключении режимов». Например, мне нравится работать в библиотеке, писать от руки, я люблю книги в бумажном формате. В этом плане я стою на осознанно ретроградных позициях и симпатизирую «тёмной академии», потому что она придаёт учебно-исследовательскому процессу эстетическое измерение.
Пандемия существенно изменила форматы взаимодействия в РАН: раньше мы имели возможность побеседовать с коллегами очно, спонтанно заглянуть на чей-то семинар, узнать любопытную новость во время смол-тока в коридоре. Теперь мы больше взаимодействуем онлайн, и это повлияло как на взаимодействие внутри сообщества, так и индивидуальные распорядки дня. Сейчас институт снова переходит на прежний режим работы, и я думаю, что возвращение в офлайн заставит нас под другим углом взглянуть на процесс исследования.
Какова социальная функция философии?
Я согласна с тезисом «личное — это политическое», но рискну предположить, что любое личное в равной степени и философское.
Мне кажется, социальная функция философии заключается в том, что, когда мы теряем почву под ногами, в философских текстах мы можем найти своего рода маяки, в свете которых из разрозненных аффектов, идей и терминов складывается наше знание о мире.
Философия показывает, из какой точки производятся те или иные наши высказывания, как устроены наши идейные остановки, касающиеся общественного устройства, социальной справедливости и морали, ценности искусства. Потому что эти установки в той или иной форме есть у каждого Homo sapiens, но мы не всегда умеем защищать свою позицию, находить нужные аргументы, строить из них непротиворечивую систему, как я упомянула ранее.
Философское образование укореняет где-то в подсознании мысль, что ты не одинок в своём вопрошании: какую бы позицию ты ни занимал, что бы ни переживал, какие дилеммы бы перед тобой ни стояли, найдётся автор, который может стать твоим заочным собеседником. Это особенно ощутимо и ценно в эпоху турбулентности, такую, какую мы переживаем сейчас. Я замечаю подъём интереса к гуманитарным наукам, это видно в том числе и по возрастающему запросу на научно-популярные тексты и передачи.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter