Для чего человек слушает музыку

Почему музыка так важна в жизни человека?

Это удивительно, но человек просто не может жить без музыки. Ему необходима эмоциональная подпитка определённого качества и количества. Получить доступ к новинкам и зарубежным хитам поможет портал livemusic.kz.

Стоит человеку сказать, какая музыка ему нравится, как можно многое понять о его характере или существующих потребностях в конкретный момент. Музыкальные композиции действительно могут влиять на организм и состояние, что многократно доказано. Именно поэтому многие отдают предпочтение такому досугу, как прослушивание музыки. Указанным образом люди ищут нужное настроение либо поддерживают уже присутствующее.

Посредством грамотно подобранной музыки легко получится перейти из одного состояния в другое. Музыка помогает человеку отвлечься от житейских забот и хлопот, а также настроиться на определённый событийный ряд. С её помощью можно расслабиться.

Музыка выступает в качестве эффективного способа погружения в определённое состояние. Она выступает источником эмоций. Таковая способна придать обстановке некоторый шарм и исключить намёк на скуку.

Музыку люди слушают и в моменты радости, и во время грусти. Она сопровождает занятия спортом, езду в машине, работу по дому или праздничные застолья. Каждый раз таковая несёт отдельную функцию.

Музыка выступает в роли «энергетика». Мозг способен определённым образом отвечать на различные звуковые сочетания. При этом музыка безопасна и разрешена для прослушивания в неограниченном количестве. Она не вызывает привыкания. Просто человек может с нетерпением ожидать того момента, когда у него получится расслабиться под любимую мелодию, погрустить или потанцевать.

Музыка сродни математической формуле. Поэтому она такая правильная и красивая. Музыка действительно способна сделать человека счастливым, причём совершенно бесплатно. Зачастую, чем проще мелодия, тем большему количеству людей она нравится. Всё в этом мире построено на базе красоты. Сознание человека тянется к правильным формам. При этом она полна шарма, харизмы и обаяния

* Настоящая статья и изображения подготовлены и предоставлены для размещения организацией. Независимое информационное агентство «Нижний Новгород» не несет ответственности за содержание статьи, финансовые, правовые и иные последствия ее опубликования.

Copyright © 1999—2020 НИА «Нижний Новгород».
При перепечатке гиперссылка на НИА «Нижний Новгород» обязательна.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

Источник

Почему люди слушают музыку

Музыка — это то, что делает мир прекраснее

Она сопровождает человека на протяжении всего периода существования. Она может быть разной, но всегда находит своего поклонника и ценителя. Музыка способна благоприятно воздействовать на душевное состояние и управлять настроением. Одна мелодия заставляет танцевать, а другая — печалиться или задуматься о главном. Популярные песни в настоящее время легко можно найти в интернете. Проблем с поиском композиций, которые в полной мере отвечают вкусовым пристрастиям, не возникнет. Достаточно просто подключиться к сети и зайти на специализированный портал, чтобы окунуться в бескрайний мир музыки и раствориться в нем.

Почему люди слушают музыку? Все просто. Она дает им энергию для будущих свершений, вдохновляет, заставляет двигаться дальше и помогает воспринимать даже самые тяжелые жизненные обстоятельства проще.

Музыка может быть разной, но она не оставляет людей равнодушными. Понятно, что хороших композиций, которые действительно способны «затронуть за живое» не так много, но они есть и это факт.

Музыка помогает человеку справляться с проблемами и утратами, она способна сделать событие ярким и неповторимым, создавая особую атмосферу. Любой скучный вечер можно превратить в особенный и запоминающийся. Достаточно просто создать правильный музыкальный фон.

Музыка — это нечто неосязаемое, но прекрасное. Она и есть сама жизнь. Люди тянутся к ярким и оригинальным мелодиям и разделяют их настроение. Почему бы не слушать музыку, если она действительно делает жизнь более интересной. Кроме того таковая помогает человеку проявлять свои эмоции. Если бы музыка отсутствовала, вокруг было бы гораздо больше негатива. Она часто выступает в роли сдерживающего и расслабляющего фактора. Музыка способна изменит мир к лучшему. Понятно, что это возможно лишь в том случае, если она будет правильной.

Не стоит игнорировать те возможности, что открывает музыка. Она обязательно должна присутствовать в жизни, рождая в душе невероятные по силе эмоции, мотивируя на благие дела и хорошие поступки. Сила ее воздействия ещё не познана до конца.

Источник

Как музыка влияет на человека? итоговое сочинение ЕГЭ с аргументами

ПОДЕЛИТЬСЯ

Как музыка влияет на человека? 7 примеров итогового сочинения ЕГЭ 2021-2022 по литературе на данную тему для допуска 11 классов к ЕГЭ 2022. С аргументами из литературы и литературными произведениями.

Аргументы для направления «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

Примерные темы итогового сочинения 2021-2022

Как музыка влияет на человека? итоговое сочинение ЕГЭ

Музыка всегда оказывала благотворное влияние на человека. Она успокоит и утешит в сложные времена, она развеселит, когда на душе легко, она сблизит людей в танце и совместном пении. Каждый человек находит в мелодии то, что ищет в данную минуту, и его настроение улучшается. Чтобы доказать это утверждение, обратимся к литературе.

Музыка утешает и героев поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Матрена Тимофеевна прожила непростую жизнь, и даже рассказы о событиях минувших лет вызывают у нее слезы. Повествуя странникам о своих злоключениях и испытаниях, Матрена разбавляет горькие думы песнями. И народная музыка дает ей силы продолжить свою историю. Теми же средствами воздействует на народ Гриша Добросклонов, народный заступник. Он сочиняет стихи и поет для людей песни о свободе и справедливости. Слушатели находят в них энергию для новых трудов и преодоления невзгод. Благодаря искусству они осознают национальную идентичность и поднимают склоненные головы, чтобы отстаивать свои права. Вот так музыка поддерживает и просвещает героев.

Таким образом, музыкальное искусство является источником сил для человека. Оно утешает и поддерживает его, развлекает и ободряет в трудные часы. Мелодия открывает личности тайные богатства ее души, среди которых любовь, отзывчивость, благородство. Она же может вдохновить нас на поиски своего места в мире и на борьбу за лучшее будущее.

Пример итогового сочинения ЕГЭ №2

Музыка всегда была для человека подспорьем, необходимым для движения вперед. Искусство звуков мотивировало его на борьбу с судьбой и ободряло в самые мрачные времена. Оно же заставляет задуматься о высоких темах и чувствах, помогает вырваться из круговорота суеты и обыденности. Чтобы подтвердить сказанное, приведу литературные примеры.

Вспомним рассказ И.С. Тургенева «Певцы». Рассказчик оказывается на состязании певцов. Он с удовольствием слушает исполнение рядчика, который хорошо владеет голосом и берет высокие ноты. Мало кто сомневается уже в его победе. Но вдруг на сцену является Яшка Турок. Хриплым и низким голосом он поет душераздирающую песню, страстную и неистовую в своем великолепии. Все в зале замирают и уносятся далеко-далеко. Музыка вырывает их из грязного кабака и дает силы воспарить над землей. Все думают о своей жизни, заглядывают вглубь себя. Яшка затронул потаенные струны души и сыграл на них тоскливую песню о русской действительности. И сам рассказчик был пленен его исполнением. Этот пример позволяет сделать вывод, что музыка способна сделать человека лучше и чище. Она вдохновляет его на самопознание и работу над собой. Пусть ее магия действует не так долго, как хотелось бы, но она преображает душу на краткие мгновения соприкосновения с творчеством.

Музыка может дать человеку силу жить, даже если все, что его окружает, безрадостно. Это доказывает пример из рассказа А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда». Главный герой беден и стар, вся его жизнь была безысходна и наполнена тоской. Он постоянно пытался заработать, бегал за удачей, но она отворачивалась, и положение оставалось бедственным, несмотря на все усилия. Детей у Якова не было, с женой отношения были холодные, ведь он все время был занят погоней за материальными благами. Он не замечал красоты природы и простых радостей, был несчастен и слеп. Но дожил до седин благодаря музыке. В самые тяжелые моменты он щипал струны скрипки и играл на ней. Даже ночью он ложился спать вместе со своим инструментом, чтобы находить утешение. И последние минуты жизни он посвятил созданию песни, передающей все его душевное состояние. Данный пример заставляет задуматься о том, что музыка поддерживает человека и является его лекарством от житейских невзгод.

Таким образом, музыка влияет на человека положительно. Она поднимает его настроение, разгоняет сгустившиеся тучи проблем. Она же вдохновляет его на проявление лучших качеств характера. Ее неземная красота помогает душе воспарить ввысь и очиститься от скверны тоски, гнева, отчаяния. У каждого есть свои любимые песни, способные на чудо.

Пример итогового сочинения ЕГЭ №3

Музыка – это один из самых трогательных и душевных видов искусства. Она живет в каждом из нас и способна творить чудеса. Прослушивание музыки помогает сосредоточиться, настроиться на определенный лад. Она влияет на наше восприятие мира и на отношение к окружающим.

В тяжелых жизненных ситуациях, музыка помогает снять стресс и прибавляет душевных сил. Если вспомнить эпизод из романа «Война и Мир» Л.Н. Толстого, то можно увидеть, как музыка помогла главному герою избавиться от дурных мыслей и найти выход из тяжелой ситуации. Когда Николай Ростов проигрывает в карты крупную сумму денег, он возвращается домой и понимает, что должен признаться во всем отцу. Тяжелые мысли не дают ему покоя, стыд и слабость приводят Николая к мысли о самоубийстве. Песня сестры Наташи заставляет его задуматься. Звуки музыки возвращают ему радость жизни и веру в себя. Ростов понимает насколько сильно он дорожит своей семье и, собравшись с духом, признается в своем поступке отцу. Таким образом именно музыка помогла Николаю в трудную минуту, она подсказала ему выход из тяжёлой ситуации и уберегла от неправильных решений.

Музыка способна пробудить в человеке радость к жизни, помочь ему найти истинную любовь. Так в романе «Обломов» И. Гончарова, главный герой влюбляется в Ольгу. Однажды Илья Ильич слышит, как девушка поет и его настолько поражает голос и чарующие звуки песни, что он начинает испытывать к ней прекрасное светлое чувство. Музыка повлияла на мировосприятие главного героя и открыла в нем жажду к жизни.

В наше время существует огромное количество разнообразных музыкальных жанров. Каждый человек отдает предпочтение определенному жанру. Конечно, классическая музыка никогда не выйдет из моды, это искусство, прошедшее испытание временем. Любая музыка способна влиять на человека. Кто-то не может сосредоточиться, и только определенная композиция помогает настроиться на нужный лад. Бывает так, что прослушивание музыки снимает стресс и даже помогает выбраться из тяжелого психологического состояния. Для кого-то звуки музыки – это дверь в счастливое и радостное прошлое, портал в приятные воспоминания и трогательные моменты.

Вспомним произведение Л.Н. Толстого «Альберт». Бедный и не совсем здоровый скрипач оказывается на приеме в одном из домов Петербурга. Он ведет себя странно и неуместно, чем вызывает насмешки присутствующих. Но как только Альберт берет в руки скрипку и начинает играть, все забывают, что он нищий и больной. Присутствующие на приеме люди слышат лишь чарующие волшебные звуки музыки. Слушатели будто вновь возвращаются в прошлое, переживают самые трогательные моменты своей жизни. Один из присутствующих – Делесов настолько поражен мелодией, что вспоминает свой первый поцелуй и по его щекам непроизвольно льются слезы.

В заключении стоит сказать, что музыка – это великое искусство, способное влиять на души и сердца людей. Музыка играет большую роль в жизни каждого человека, она способна подарить утешение или же вознаградить вдохновением.

Пример итогового сочинения ЕГЭ №4

В дни войны и в мирные дни человек ищет для себя нечто такое, что поможет ему забыться или, наоборот, придаст сил жить и бороться дальше. Такими врачевательными свойствами обладает один из видов искусства, а именно… музыка.

Какое влияние может оказать музыка на человека? Над этим важным нравственно-эстетическим вопросом задумывался не один человек. Не исключением стали и наши писатели. Так, например, Евгений Носов в рассказе «Шопен, соната номер два» повествует о том, как игра героя рассказа дяди Саши на музыкальных инструментах повлияла на душу героини, потерявшей на войне близких. Соната Шопена, говорит писатель, наполняла комнату «неутешным взрыдом», а «звуки страдания тяжко бились, стонали» в комнате.

По мнению Е. Носова, звуки музыки были созвучны настроению слушателей. Героиня текста вбирала в себя скорбь и печаль раненой души композитора «таким же израненным сердцем матери». Соната помогла облегчить и разделить боль тех людей, которые оплакивали погибших воинов. Автор приходит к выводу: музыка влияет на душу человека, помогает пережить тяжёлые моменты жизни и тем самым утешает в горе.

Иван Сергеевич Тургенев также с раннего детства любил и ценил музыку. У него был безукоризненный музыкальный слух, поэтому звуки музыки часто звучит на страницах книг писателя. В рассказе «Певцы» есть фрагмент, в котором описывается пение Якова Турка. Слушатели не выражают эмоции, потому что переживают массу чувств, которые очень сложно выразить словами или действием. Происходит это потому, что люди, как правило, предпочитают молчать о том, что их действительно глубоко волнует. Тургенев рассказывает нам об искусстве, призванном вызывать глубокий отзвук в душе человека, пробуждать в нем стремление к высокому.

И в заключение хочу сказать, что чудесная сила музыки благотворно влияет на человека. Только слушать надо настоящую музыку, которая может исцелить от любых недугов сердце и мысли человека.

Пример итогового сочинения ЕГЭ №5

Как музыка влияет на человека? На этот вопрос каждый дает ответ по разному. Я считаю, что она влияет как положительно так и отрицательно, ведь хорошей музыки сейчас не так много, но есть исключения.

Положительное влияние оказывает в большей степени классическая музыка. Человек, слушая композиции в таком жанре, погружается в себя, в свои мысли. Каждый из нас слушает песни, ориентируясь на свой музыкальный вкус. Кому-то нравится рок, кому-то рэп, кому-то тот же Чайковский или Бетховен. Если вдруг человек проснулся в плохом настроении и включил свою любимую песню, то на душе становится тепло и приятно, и быстро поднимается настроение; хочется начинать новые дела, радоваться новому дню, и просто быть счастливым человеком.

Также можно привести в аргумент известного во всем мире исполнителя MiyaGi. Этот человек творит чудеса. Он залечивает души людей своими песнями. В них очень огромный и глубокий смысл, хотя многие говорят обратное. Я считаю, что этот исполнитель добился того, чего хотел и радует нас своими композициями.

Одна из его песен :»Сонная лощина». В начале произведения автор Азамат Кудзаев говорит о любви к музыке. Судьба сыграла с ним очень злую шутку(у него умирает 3-х летний сын; по неосторожности ребёнок выпал из окна), но он находит в себе силы и продолжает писать музыку. В середине своей аллегории MiyaGi рассказывает о возможности быть услышанным и пытается донести до нас следующие строчки:» Ты собери себя потом, ты же по сути молодой, Сонная Лощина — не веди за собой».

Таким образом, действительно музыка сильно влияет на подсознание человека. Она заставляет задуматься о смысле жизни и помогать людям лечить их души.

Пример итогового сочинения ЕГЭ №6

Как музыка влияет на людей? Любой вид искусства имеет свои сильные и слабые стороны. Так, книга передаёт какое угодно явление жизни, раскрывает с помощью слов характер героев или создаёт картины природы. Полотна художников то же самое передают своими средствами. С помощью красок чётко возникают пейзажи, люди, окружающая их обстановка. Но я считаю, что именно музыка занимает видное место в системе искусств. Своё мнение хочу подтвердить несколькими примерами.

Рассказ К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» повествует о встрече маленькой девочки с великим композитором Эдвардом Григом, который помог ей донести до дома корзину с еловыми шишками и обещал подарить ей одну интересную вещь, но не сейчас, а лет через десять. И через десять лет уже восемнадцатилетняя девушка получила этот обещанный подарок – музыкальную пьесу Эдварда Грига. Рассказ передаёт впечатление девушки: в этой музыке девушка слышала и звуки родного ей леса и гор, и зов жизни, в которой много любви. Эта музыка открыла перед героиней рассказа то прекрасное, чем должен жить человек.

Героя другого рассказа К.Паустовского «Старый повар» как-то навестил незнакомец. Это был великий Моцарт, но никто этого не знал. Умирающий старый повар был слеп, перед смертью он хотел ещё раз увидеть солнце, сад, свою покойную жену Марту. Незнакомец сел за клавесин и сказал: «Слушайте и смотрите». Он заиграл, и старик увидел свою встречу с будущей женой Мартой, услышал её смех, а потом перед ним стали возникать новые картины. Моцарт помогал ему увидеть их, подсказывая, что скрывают звуки музыки: краски ночи, от чёрной до голубой; распускающиеся белые цветы на деревьях; первый луч солнца, осветивший каменную ограду; небо, которое становится всё синей; стаи птиц, пролетающих над Веной. И слепой старик вскрикнул: «Я вижу всё это!».

Вот теперь я отвечу на вопрос: как же музыка влияет на людей? Музыка, не говоря ни слова, не пользуясь красками, способна лишь одним сочетанием звуков вызвать у людей любые переживания, создать настроение, любой образ, она зовёт к раздумьям, восхищает слушателей тем, что из набора звуков рождается прекрасное звучание. Музыка развивает людей, ведь слушатель домысливает недостающее, дорисовывает в своём воображении слышимое.

У Ромена Роллана есть такое высказывание: «Музыка дорога нам потому, что является наиболее глубоким выражением души, гармоническим отзвуком её радостей и скорбей».

Пример итогового сочинения ЕГЭ №7

Как музыка влияет на душевное состояние человека? Этим вопросом задаются многие писатели и публицисты. Не стал исключением и Л.Н.Толстой.

Таким образом, Л.Н.Толстой ставит проблему влияния музыки на состояние души человека. Автор пытается донести до нас мысль о том, что музыка играет большую роль в жизни человека, она отражает наши переживания и сомнения, счастье, влюбленность, скорбь, боль потери — все, что мы только можем чувствовать.

Источник

Мозг в восторге: почему креативщикам нужно слушать музыку

Музыкальное воздействие способно улучшить состояние мозга даже у людей с такой страшной штукой, как деменция (старческое слабоумие, распад психических функций после болезни или травмы).

В 2020 году группа ученых из четырех стран провела метаанализ множества опубликованных исследований по данной теме и выяснила, что терапевтический эффект музыки при деменции действительно существует – особенно если музыкальная терапия проводится часто. Наибольшую эффективность показали прослушивание музыки и пение.

Исследователи обнаружили, что музыка заставляет мозг одновременно заботиться о восприятии звуков, ритмов и текстов, которые она содержит, а также продолжать прислушиваться к «звучанию» окружающей среды. Было доказано, что это вызывает широкую активацию многих отделов коры головного мозга и, как следствие, улучшение когнитивных (умственных) функций.

Выяснилось также, что музыкальные тренировки являются сильным стимулом для нейропластических изменений. Иначе говоря, перекоммутации различных нейросетей для лучшего приспособления к текущей ситуации. Музыка уменьшает дегенерацию нейронов, повышает пластичность мозга и вынуждает его создавать новые связи.

Частое прослушивание музыки пациентами с разрушающейся психикой помогло им бороться даже с депрессивным состоянием и в принципе улучшать качество повседневной жизни.

Напомним, что речь идет о людях с тяжелыми расстройствами, с «распадающимся» мозгом. Вообразим же, какова может быть сила воздействия музыки на здоровых профессионалов! И перейдем к подробностям.

«Гусиная кожа» или мурашки, вызванные музыкой – это не игрушки

Значительный процент людей отмечает у себя особое телесное переживание: при прослушивании музыки, которая очень нравится либо вызывает жгучий интерес, по спине может пробегать дрожь, а на руках и плечах – появляться мурашки.

Было бы наивно полагать, что в этом процессе не участвует мозг. Однако точно доказано это участие было сравнительно недавно. В марте 2021 года группа ученых из Чехии, Турции, Малайзии и Румынии опубликовала отчет об исследовании, в ходе которого впервые подтвердилась связь между электрической активностью мозга и «гусиной кожей», возникающей при прослушивании музыки. Причем она была оценена и подсчитана количественно.

Экспериментаторы выяснили, что наиболее значительные изменения электроэнцефалограммы мозга регистрируются при восприятии расслабляющей музыки, попсы и рока. Одновременно с ними ученые зафиксировали явные колебания кожно-гальванической реакции (GSR).

Также исследователи зафиксировали сильную корреляцию между изменениями сложности сигналов ЭЭГ и GSR в ответ на разные типы музыки…

Попытки объяснить, как возникают «музыкальные мурашки», с применением другого инструментария предпринимались и раньше. Несколько исследований показали, что миндалевидное тело мозга, оказывается, получает прямые сигналы (или проекции) из слухового аппарата. А этот мозговой отдел, кроме прочего, отвечает за формирование автобиографических эмоционально окрашенных воспоминаний человека – как плохих, так и хороших.

Выходит, что музыка каким-то образом напрямую влияет на «эмоциональный центр» нашей личности. Ученые доказали, что сложные звуки, «накачанные» эмоциями, вторгаются в деятельность миндалины и меняют ее.

Также выяснилось, что интенсивные ощущения, вызываемые музыкой, связаны с тем, что эмоциональные треки действуют на активность прилежащего ядра. Этот отдел мозга активно участвует в формировании чувства удовольствия, которое является эволюционной «наградой» человека за выгодное для выживания поведение, и работает как часть так называемой «системы подкрепления».

Когда определенные области прилежащего ядра и миндалины активны в смысле приготовления и «доставки» мозгу химического вознаграждения, то последний (если все немного упростить) получает восхитительный коктейль из дофамина и внутренних биологических аналогов опиоидов и каннабиоидов. Отсюда и эффект музыкальной «дрожи» или «гусиной кожи».

Как музыка нас «учит» при помощи дофамина и не до конца понятных механизмов

Активность различных зон мозга обычно регистрируют, наблюдая повышенный уровень церебрального кровотока, который заметен на томограмме. При помощи магнитно-резонансной томографии и было обнаружено воздействие музыки на те отделы, что, по выражению ученых, «критически важны для формирования вознаграждения и подкрепления».

Их много: прилежащее ядро, полосатое тело, таламус, мозжечок, передняя поясная кора головного мозга, орбитофронтальная кора и другие. И что интересно, все они занимаются не только удовольствиями и памятью, но и обучением личности, регулированием ее целеустремленного поведения, а также мотивацией к учебе и каким-либо действиям.

Например, прилежащее ядро играет ключевые роли в движении, обучении, в проявлениях человеческой импульсивности, в людском рискованном поведении, в поведении при кормлении, в сексуальной мотивации. Также этот отдел мозга вовлечен в обработку стимулов и вознаграждений и особенно – непредсказуемых наград, на которые так щедра хорошая музыка.

Как выяснили ученые в последние десятилетия, прослушивание приятной музыки одновременно вызывает выброс нейромедиатора дофамина (являющегося также и гормоном) и увеличение кровотока во всех упомянутых областях мозга. Дофамин не является нейромедиатором удовольствия как таковым, он отвечает за его предвкушение, за мотивацию и целенаправленное поведение, которое в будущем принесет награду. И дофамин как «гормон предвкушения» мощно мотивирует нас не только к сексуальной активности и прочим наслаждениям, но и к учебе.

Музыка, вторгаясь в работу сложной системы обучения при помощи своего специфического «пряника», оказывается своего рода «учителем». Причем заметно влияет на успехи обучающихся даже при пассивном прослушивании. Нам в этом случае и делать ничего не надо, чтобы мотивация чему-нибудь научиться возникла.

Например, заставляет мозг активироваться для пространственно-временной обработки информации, то есть стимулирует трехмерное мышление и помогает успешному мысленному расположению объектов не только в пространстве, но и по линии времени. Кстати, было замечено, что прослушивание музыки помогает при обучении вождению автомобиля.

Исследователи обнаружили, что изучение музыки, ее структуры и музыкального «текста», игра на музыкальных инструментах улучшает у людей понимание математических концепций и вычислительных проблем (здесь вспомним программистов из начала статьи).

Доказана сильная связь между изучением музыки и тем, насколько хорошо учащиеся справляются со стандартными тестами на качество чтения и устной речи. «Музыкальные» дети, как выяснилось, ярче преуспевают и в чтении, и в умении красиво говорить.

При изучении иностранных языков музыка тоже делает чудеса. Один эксперимент с англоязычными взрослыми и венгерским языком показал, что люди лучше запоминают иностранные слова, если они спеты, чуть хуже – если даны в ритмичной речи, еще хуже – если даны в разговорной речи.

И важный момент: активные музыкальные занятия необязательны. Простое пассивное слушание музыки тоже стимулирует более успешное обучение словесности и улучшает память. Например, несколько исследований с применением МРТ показали, что и здоровые молодые, и пожилые люди более эффективно обучались вербальным практикам, более крепко запоминали информацию, если на фоне играла музыка. Обучение в тишине давало результаты хуже.

Теории: почему так происходит?

Основных гипотез у ученых две. Возможно, они дополняют друг друга. Обе сообщают, что при активации процессов кодирования и извлечения информации в мозге важны внутренние факторы (например, мотивация) и внешние (например, материал, который нужно изучить).

Есть основания говорить, что музыка влияет и на те, и на другие.

Скажем, «теория динамического присутствия» утверждает, что музыка каким-то образом помогает структурировать входящую информацию и запоминать ее. Цитата:

Якобы музыка, имеющая определенную временную структуру и событийность, вызывает систематизированные во времени колебания человеческого внимания, что способствует как временной, так и структурной интеграции информации.

Другая гипотеза фокусируется скорее на музыкальном «управлении» настроением. И утверждает, что позитивное влияние музыки на когнитивные способности вызвано тем, что она регулирует уровень возбуждения (чем оно выше в разумных пределах, тем значительней производительность мозга), а также способна уменьшать депрессивный настрой. Есть множество исследований, подтверждающих, что настроение сильно влияет на производительность во время IQ-тестов и решения пространственных задач…

Существуют гипотезы, говорящие, что не вся музыка хорошо работает как стимул обучения и запоминания, а лишь та, что содержит мощный эмоциональный посыл (и действительно, на свете достаточно унылой графоманской ерунды, которая никаких мурашек не вызывает).

Поскольку эмоциональная музыка, как мы выяснили выше, запускает активность структур мозга, в решающей степени вовлеченных в работу системы мотивации и вознаграждения, она может напрямую влиять на стремление человека к награде. И косвенно – на прирост умственной производительности. Цитата:

Исследования выявили, что любые эмоциональные звуки окружающей среды вызывают активность в целом ряде отделов мозга, связанных с эмоциональной оценкой происходящего и ранней обработкой эмоций.

Мало того, эмоциональная (как радостная, так и грустная) музыка способна влиять на уровень содержания кислорода в крови, циркулирующей в мозге, что вообще уже выглядит каким-то волшебством, ведь музыка нематериальна…

Зачем еще слушать музыку? Снимать стресс!

В ходе одного жестокого исследования 2003 года испытуемым причиняли стресс, имитирующий повседневные неприятности, и замеряли у них уровень кортизола после стрессовых событий. Одна группа участников во время измерений слушала расслабляющую музыку, другая – сидела в тишине. У первой, как можно догадаться, концентрация гормона стресса в крови снижалась быстрее.

Другое исследование показало, что прослушивание расслабляющей музыки уменьшает частоту сердечных сокращений и уровень артериального давления, которые были повышены из-за стрессового воздействия – и тоже быстрее, чем нахождение в тишине.

Помимо прочего, учеными были получены доказательства эффективности музыкальной терапии при аффективных расстройствах, таких как тревожность, депрессия и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Это явление объясняют влиянием музыкальных стимулов на работу миндалевидного тела и орбитофронтальной коры, вовлеченных в формирование самих расстройств.

Немного спекулятивное резюме

Возможно, удивительные свойства музыки связаны с самой ее природой. Инструментальная музыка не несет никаких словесных и визуальных образов и смыслов, ни на что не намекает, ни о чем не «говорит». Вместе с тем она физически и математически структурирована во времени и как бы «в пространстве». Она является частью «физики» и «математики» окружающего мира, но значительно более гармонизированной, стройной частью.

А наш мозг очень любит все классифицировать, систематизировать, структурировать, располагать во времени и мысленном пространстве. По всей видимости, получая «бессмысленный» музыкальный стимул, он вовлекается в некий резонанс с физической пульсацией музыки. А она, по сути, и есть физика – физика звука, сложная система структурированных и гармонизированных колебаний воздушной среды в широком частотном диапазоне.

Мы можем предположить, что именно «физичность» музыки заставляет мозг так мощно на нее реагировать, вплоть до озноба и мурашек. И «включать» столько сложных систем, прямо никак не связанных с обработкой звуковых сигналов…

В связи с этим можно уверенно говорить, что профессионалам креативных отраслей, которые во время своей работы как раз и вызывают к жизни визуальные и вербальные системы, сюжеты, образы и смыслы (в пространстве и во времени), очень полезно использовать музыкальные стимулы.

Как представляется после всего сказанного, музыка способна создавать новые нейронные «мостики» внутри сетей и между сетями – на нескольких уровнях. У профессиональных музыкантов даже фиксируют рост мозолистого тела – структуры, связывающей два полушария головного мозга.

Постоянное обучение тонкостям творческих ремесел, облегчать которое может музыка, – это вообще хлеб креативщиков. Не говоря уже о том, что многие жанры требуют от них эмоциональности, а с нею музыка тоже может поспособствовать.

С какой стороны не посмотри, музыка оказывается первейшим другом творческого профессионала. И, кстати, чем человек старше, тем сильнее стоит с нею дружить. Ведь деменция – коварная штука – подкрадывается незаметно…

Литература

Для тех, у кого тема вызвала серьезное любопытство, приводим перечень научных источников, к которым прямо или опосредовано обращался автор:

1. Chanda, M. L., & Levitin, D. J. (2013). The neurochemistry of music. Издание: «Trends in Cognitive Sciences».

2. Das, P., Gupta, S., & Neogi, B. (2020). Measurement of effect of music on human brain and consequent impact on attentiveness and concentration during reading. Издание: «Procedia Computer Science».

3. Ferreri, L., & Verga, L. (2016). Benefits of Music On Verbal Learning and Memory: How and When Does It Work? Издание: «Music Perception».

4. Foster, N. A., & Valentine, E. R. (1998). The effect of concurrent music on autobiographical recall in dementia clients. Издание: «Musicae Scientiae».

5. Fuster, J. M. (2001). Prefrontal Cortex. Издание: «International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences».

6. Hillman, E. M. C. (2014). Coupling Mechanism and Significance of the BOLD Signal: A Status Report. Издание: «Annual Review of Neuroscience».

7. Koelsch, S. (2009). A Neuroscientific Perspective on Music Therapy. Издание: «Annals of the New York Academy of Sciences».

8. Koelsch, S. (2014). Brain correlates of music-evoked emotions. Издание: «Nature Reviews Neuroscience».

9. Koelsch, S. (2018). Investigating the Neural Encoding of Emotion with Music. Издание: «Neuron».

10. Lepping, R. J., Bruce, J. M., Gustafson, K. M., Hu, J., Martin, L. E., Savage, C. R., & Atchley, R. A. (2019). Preferential activation for emotional Western classical music versus emotional environmental sounds in motor, interoceptive, and language brain areas. Издание: «Brain and Cognition».

11. Salgado, S., & Kaplitt, M. G. (2015). The Nucleus Accumbens: A Comprehensive Review. Издание: «Stereotactic and Functional Neurosurgery».

12. Särkämö, T. (2018). Music for the ageing brain: Cognitive, emotional, social, and neural benefits of musical leisure activities in stroke and dementia. Издание: «Dementia».

13. Särkämö, T., & Sihvonen, A. J. (2018). Golden oldies and silver brains: Deficits, preservation, learning, and rehabilitation effects of music in ageing-related neurological disorders. Издание: «Cortex».

14. Scripp, L. (2002). «An Overview of Research on Music and Learning».

15. Sharma A. (2011) Regional Cerebral Blood Flow. Цитируется по Kreutzer J.S., DeLuca J., Caplan B. (eds). Издание: «Encyclopedia of Clinical Neuropsychology», Springer, New York, NY. 16. Thaut, M. H. (2010). Neurologic Music Therapy in Cognitive Rehabilitation. Издание: «Music Perception».

17. Celia Moreno-Morales, Raul Calero, Pedro Moreno-Morales and Cristina Pintado. Music Therapy in the Treatment of Dementia: A Systematic Review and Meta-Analysis. Издание: «Frontiers In Medicine / Getiatric Medicine».

18. Hamidreza Namazi, Dumitru Baleanu, Shafiul Omam and Ondrej Krejcar. Analysis of the Correlation Between Brain and Skin Reactions to Different Types of Music. Издание: «Fractals».

В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *