Для чего человеку фантазия

Сочинение 9.3. Зачем человеку нужна фантазия?

Как Вы понимаете значение слова ФАНТАЗИЯ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Зачем человеку нужна фантазия?»

(1)Мальчик сидел в самолёте и не отрываясь смотрел в окно. (2)Из кабины вышел лётчик и сел рядом с мальчиком. (3)Мальчик оглянулся. (4)Теперь рядом с ним сидел интересный человек. (5)Мальчику хотелось с ним поговорить. (6)Лётчик это понял. (7)Его хмурое, усталое лицо чуть-чуть посветлело. (8)Он привычно спросил:

– (9)Очень, – ответил мальчик.

– (10)Мечтаешь тоже, видно, в лётчики?

– (11)Я люблю рисовать, – ответил мальчик. – (12)Вон, смотрите: белые облака совсем как стадо белых слонов. (13)У первого под хоботом клыки. (14)Это вожак. (15)А вон облако словно кит. (16)Очень красивый хвост.

(17)Мальчик посмотрел на лётчика, увидел, что тот улыбается, и замолчал. (18)Ему стало стыдно, что он рассказывает взрослому человеку, да к тому же ещё лётчику, про каких-то облачных слонов и китов.

(19)Мальчик уткнулся в окно.

(20)Лётчик тронул его за плечо:

– Молодец! (21)Здо̀рово у тебя работает фантазия. (22)Действительно, до чего эти облака походят на слонов! (23)Ловко ты подметил.

– (24)Мне мама купит в Москве краски, и я буду рисовать, – сказал мальчик. – (25) Смотрите, а вон земля! (26)Она похожа на мозаику – есть такая детская игра.

(27)Лётчик посмотрел на землю. (28)Сколько он летал, а ничего этого не видел. (29) Ему даже стало немножко обидно: столько раз пролетал мимо всяких там слонов и ничего этого не замечал. (30)Он с восхищением посмотрел на этого худенького мальчика.

(31)Небо для него всегда было только местом работы, и он привык его оценивать с точки зрения пригодности для полёта: низкая облачность – плохо для посадки, высокая облачность – отлично для полёта, грозовая – опасно. (32)А земля для него была местом посадки, где можно было отдохнуть в ожидании следующих полётов.

(33)Через несколько минут мальчик увидел, что им навстречу, полыхая молниями и грохоча, летит большая свинцовая туча.

(34)Между тем в самолёте сразу стало темно. (35)Пассажиры не отрываясь смотрели на тучу, которая надвигалась на самолёт, и беспокойно переговаривались между собой. (36) Самолёт развернулся и пошёл вдоль тучи. (37)При этом взгляд лётчика на секунду встретился со взглядом мальчика. (38)Неожиданно и слишком легкомысленно для такого опасного момента лётчик подумал: «Интересно, на что похожа эта грозовая туча?»

(39)Это продолжалось пять минут или даже меньше, и потом совсем рядом появилась земля, и самолёт покатил по твёрдой бетонной дорожке.

– (40)Вы сейчас куда? – спросил лётчик у матери мальчика в зале прилёта.

– (41)Нам надо на симферопольский самолёт, он улетает через два часа.

– (42)Два часа? – переспросил мальчик. – (43)Может быть, мы успеем купить краски.

– (44)Ты же видишь, какая погода, – сказала мать. – (45)Сейчас дождь, и, следовательно, ты можешь простудиться. (46)Краски купим на обратном пути.

(47)Мальчик ничего не ответил.

– (48)Ну, будь здоров! – сказал лётчик мальчику. – (49)Рад был познакомиться.

(50)Когда мальчик с матерью стояли в очереди, чтобы сесть в симферопольский «Ту-104», когда мальчик уже забыл про краски и нетерпеливо ждал своей очереди, вдруг перед ними появился лётчик.

(51)Они минуту помолчали. (52)Мальчик не знал, откуда здесь вдруг появился лётчик, но чувствовал, что всё это неспроста.

– (53)Вот тебе краски. (54)Полный набор: красные, синие, лазурные и так далее. – (55) Лётчик протянул мальчику длинную деревянную коробку. – (56)Бери, бери и рисуй!

(57)И ушёл обратно к аэропорту, сутулый, большой. (58)Он ушёл, а мальчик, прижимая к груди коробку красок, поднялся в самолёт, чтобы покрыть расстояние в тысячу километров, познать высоту и современную скорость полёта и ещё раз посмотреть на землю сверху, чтобы увидеть её как-то по-новому.

* Железников Владимир Карпович (1925–2015) – детский писатель, киносценарист, лауреат литературных премий.

Фантазия – это способность в привычных вещах разглядеть что-то необычное, интересное. Для человека фантазия совершенно необходима как источник вдохновения и способ взглянуть на мир по-новому.

Почти такая же встреча лётчика с мальчиком произошла в сказке Антуана де Сент-Экзюпери. Хмурый и сердитый взрослый не мог нарисовать для малыша то, что тот просил – барашка. Отчаявшись, пилот изобразил ящик, сказав, что в нём барашек. Мальчик был в восторге, потому что разглядел в этом корявом рисунке своего барашка. Потом последовал рассказа Маленького Принца о его планете, прекрасной розе и баобабах. Может, всё это и фантазии, но в них заложена мысль о вполне реальном вдохновении: беречь свою планету, заботиться о любимых, ценить жизнь и своевременно избавляться от зла.

Нас окружают настоящие чудеса, стоит только включить фантазию и по-новому взглянуть на мир.

Источник

Фантазия

Для чего человеку фантазия. Смотреть фото Для чего человеку фантазия. Смотреть картинку Для чего человеку фантазия. Картинка про Для чего человеку фантазия. Фото Для чего человеку фантазияФантазия – это качество, которым хочет обладать любой, поскольку человек с фантазией способен креативно решать встающие пред ним задачи, нестандартно выходя из неоднозначных ситуаций, создавать новое, творчески себя являть миру. Когда же человек с фантазией адаптирован в социуме, умеет мыслить логически – он высокоэффективен. Фантазия нужна творческим людям, чтобы рождать образы, воплощая их в искусстве.

Фантазия в психологии это элемент воображения, тесно повязанный с мечтами. Поэтому человек, какой много фантазирует, постоянно хочет чего-то, стремится к предметам своих мечтаний. Окружающими он воспринимается часто как новатор, интересный собеседник, поскольку способен придумывать новое, делать каждый день отличным от остальных.

Слово «фантазия» исходит от понятия в греческом языке, обозначающего явление, какого нет доселе в реальности. Если мы фантазируем – в воображении мы формируем нечто новое. Люди с выраженной способностью фантазировать имеют и сильное представление, легче меняют установки и экспериментируют, воплощая придуманное в жизнь.

Что такое фантазия

Фантазирование связано с функционированием правого полушария, что отвечает за образное мышление, которое часто называют творческим. В простом словоупотреблении фантазия и воображение – синонимичные понятия, и в научной литературе они также часто не различаются. Оба они пересекаются с понятием образа – одного из фундаментальных категорий в психологии.

Образы – главная составляющая нашего психического мира, их мы получаем и из опыта непосредственных наших восприятий, и еще откуда-то, о чем говорят психологи, философы, теологи, мистики. Образы представляют материал для воображения и построения фантазий, они же являются предшественниками создаваемых человеком предметов физического и абстрактного плана.

Прежде чем явить миру новое – творец всегда фантазирует, представляет картину в голове, мечтает о новой реальности. Способность к фантазии создала мир предметов, нашу цивилизацию, она помогает нам в повседневности.

Фантазия необходима в наших межличностных отношениях, любви, супружестве. Как говорил поэт, фантазия нужна, чтобы стирать случайные черты в партнере и выделять наиболее ценное, к чему человек привязывается, что любит и на основе чего выстраивает отношения.

Психотехнологи утверждают, что умение представить в человеке качество, каким он сейчас даже пусть не обладает или же обладает в малой степени, способно действительно развить в нем это качество. Это можно проверить, сообщая пренеприятному человеку, с которым трудно найти понимание, что он чрезвычайно интересная личность, нравится своим умением вести себя уважительно, словно и вправду он очень предупредителен и приятен в общении. Через время вы отметите, что человек в действительности начал демонстрировать услужливость и обаяние.

Человек даже может доставить себе простое удовольствие, если вообразит его. Поэтому фантазеры чаще выглядят счастливыми, могут представить себе все практически, что пожелают. А психика, как известно, не различает объекты реального мира и воображаемые картины между собой. Так, если я, будучи уставшим, представлю для себя на минуточку отдых на курорте и смогу погрузиться в эту пусть и вымышленную приятную атмосферу – я действительно немного отдохну! На этом принципе построены все гипнотические техники.

Фантазия сродни волшебству, верно? Часто люди с яркой способностью к фантазированию делают те вещи, что кажутся рациональным и скептическим наблюдателям просто невозможными. Однако фантазия может не только созидать, она может иметь и негативный окрас. Человек, думая о плохом и в деталях представляя это, уже сразу испытывает негативные эмоции. А через время и притягивает рожденную в голове пугающую ситуацию в его жизнь. Этот феномен также широко известен, над ним часто работают практические психологи на своих консультациях.

Воображение и фантазия в психологии это и способ воспринять информацию, заключенную в речи. Когда мы рассказываем – мы рассчитываем на способность собеседника представить описываемую картину.

У людей искусства, писателей, режиссеров – воображение чрезвычайно живое, беспокойное, оно не удовлетворяется простыми решениями и краткими путями, а находит что-то неожиданное в образах, сочетает их странным способом. Фантазия у них – словно воображение, сорвавшееся с цепи обыденности. Здесь происходит ослабление контроля логики, рационального сознания. Тогда воображение рождает очень странные образы, на французском фантазмы, что как минимум отвлекаются от повседневности, а как максимум – рождают и вовсе нечто несуществующее. Спектр фантазий очень широк – от небольшого отклонения от нормы до абсолютного нарушения всех норм и чувства реальности воображаемого.

Интересный парадокс в том, что фантазии, сколь бы ни были они необыкновенны – создаются все же из образов обыкновенных, воспринятых из реальности. К примеру, сказочный Змей Горыныч – комбинация понятных нам образов ящерицы, змеи, крыльев птицы, нескольких голов, возможно, как у трех богатырей, а также огнемета. В таком интересном сочетании рождается заманчивый художественный образ, новый персонаж, любимый народным искусством.

Как развить фантазию?

Мы выяснили, что фантазия помогает достигать своих целей и приходить к креативным решениям. Можно ли ее развить?

Всем знакомая нам с детства игра с облаками – не только приятный способ расслабиться, провести время на природе. Пытаясь разглядеть в очертаниях облаков силуэты животных, птиц, людей или даже целые картины, вы тренируете ваше визуальное воображение. К такому занятию можно привлечь и детей, даже создать специальную игру – фотографировать облака и позже по фотокарточкам пытаться представить, дорисовать в своей фантазии картину. Или даже нарисовать представленные вами недостающие элементы на фотографии, карандашами или в визуальном редакторе.

На том же принципе построена игра с кляксами, вы можете также предложить ее с целью развития фантазии, как детям, так и взрослым. Поставьте на бумаге, словно случайно, кляксу. Или же нарисуйте произвольный контур, закрыв глаза. Теперь попробуйте так же, как в игре с облаками, дополнить его так, чтобы оживить и создать образ какого-то предмета или существа.

Еще одно занятие для развития фантазии и креативного мышления – взять бумагу, желательно в клетку, и начертить на ней несколько одинаковых квадратов. А теперь разделите их разными способами на 4 равные части. Большинство людей сразу, не задумываясь, делят один из квадратов крестом. Но это лишь один способ, которых на деле существует множество. Попробуйте, найдите как можно больше таких способов поделить квадрат на равные части. Такая простая и удобная для практики задача может скрасить ваше свободное время, а может и помочь расшевелить фантазию перед созданием креативного образа или с целью поиска новаторских решений.

Следующая практика – из нескольких случайных слов написать за 5 минут мистическую историю с обязательной завязкой, кульминацией и развязкой. Для начала вы можете использовать заданные слова: «окно», «колодец», «священник», «расческа», «лестница».

Еще одно очень сильное упражнение – за 7 минут написать 20 вещей, которые вы не сможете никогда сделать в реальности. Оно позволит вам не только развить фантазию, но и даст повод поразмышлять.

Как развить фантазию и воображение?

Как развить фантазию и воображение у взрослых? Мы все активно мечтали в детстве, однако с возрастом многие теряют значительную часть способности к созданию вымышленных образов, замещая ее логическим мышлением, общественными штампами. Многие люди начали осознавать это и жаловаться на отсутствие у себя фантазии. Сегодня к развитию этого полезного навыка появился большой интерес на основе понимания его практической значимости. Психологи, задаваясь вопросом, как развить фантазию и воображение у взрослых, создают специальные тренинги и описывают даже небольшие приемы для самостоятельного использования.

Воображение, однако, не может отсутствовать, оно просто дремлет, спрятанное под диктатурой рациональности нашей жизни. Чтобы разбудить фантазию, вы можете прибегнуть к специальным упражнениям, которые, так же, как и физические упражнения для тела, помогут вам восстановить форму.

Одно из упражнений – взять случайных два слова и попытаться соединить их. Например, «лампа» и «халат». Представьте наибольшее количество сочетаний для них, как бы не казались они абсурдны вашему критическому восприятию. Может, это будет светящийся халат? Или махровая лампа? А возможно, ваше воображение родит сказочный образ волшебника в халате с лампой? Такая словесная игра, если получится отключить логический фильтр, позволит вам расшевелить ваше воображение и в будущем сможет дать уже практические результаты в реальной деятельности.

Другая техника, какую интересно использовать в работе группой – от лица любого неодушевленного предмета написать анонимную жалобу. Это может оказаться палец или кастрюля. Затем вы зачитываете эту жалобу от лица предмета, не называя его, а слушатели угадывают, что это за предмет. Особо интересной будет игра, когда вы попробуете максимально красочно и необычно описать проблемы предмета, словно вжившись в его историю. Тогда эта игра будет иметь не только цель описать и угадать предмет, но и написать интересное повествование, которое и у слушателей создаст полноту представлений.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

Сила воображения: для чего мозг фантазирует, а мы рыдаем над сериалами

Сердце бешено стучит, от резких звуков подпрыгиваешь на диване и кричишь в экран: «Обернись, маньяк у тебя за спиной!» Не только фильмы ужасов вызывают у нас столь сильные эмоции: иногда мы переживаем за отношения героев книги больше, чем за свои собственные, или плачем навзрыд из-за смерти любимого персонажа в сериале. Почему нас так увлекают вымышленные миры, что об этом знают философы и как нейробиологи помогают им во всем разобраться? Рассказывает философиня из Университета Тарту (Эстония) и ведущая телеграм-канала «Настя про философию» Анастасия Бабаш.

Парадокс вымысла

«Чего ты ревешь? Это всего лишь сериал!», «Как можно влюбиться в Доктора Кто? Он же не настоящий!», «Ты всё еще фанатеешь по этой глупой детской книжке?» — скорее всего, вы хотя бы раз слышали эти фразы в свой адрес, если вас действительно увлекали события, описанные в книге или фильме. Возможно, вы даже пытались утешить себя: «Да нет никакого монстра у меня под кроватью» и «Всего этого не было на самом деле, хватит переживать». Но страх, радость и даже влюбленность от этого никуда не девались: эмоции, которые нам дарят вымышленные миры, такие же реальные, как если бы это произошло на самом деле. Почему так происходит?

Парадокс: чтобы событие на нас эмоционально повлияло, оно не должно быть выдуманным, но это правило не срабатывает с художественными произведениями. Что в них такого особенного?

Колин Рэдфорд много размышлял, как же его разрешить, и в итоге решил, что человеческая природа вообще противоречива. То, что мы плачем или смеемся над вымышленными событиями, — всего лишь еще одно проявление нашей иррациональности.

«Я прихожу к выводу, что, несмотря на то, что произведения искусства эмоционально на нас влияют и это нам очень понятно и даже „естественно“, это лишь подтверждает, что мы непоследовательны и противоречивы. Это может быть своего рода утешением, а также подтверждением моего тезиса, что есть и другие ситуации, в которых мы также непоследовательны».

Колин Рэдфорд «Как нас может волновать судьба Анны Карениной?»

Далеко не всем философам понравился такой вывод. Но именно такое объяснение мы часто слышим и от людей, никогда не читавших труды Рэдфорда, когда эмоционально реагируем на литературное или сериальное событие: «Это абсурдно — горевать из-за смерти Тони Старка и Фреда Уизли: их же никогда и не было». Обычно такими фразами пытаются успокоить и напомнить, что всё это всего лишь выдумки, не стоит так расстраиваться (или, наоборот, радоваться).

Эти слова будто проводят черту: есть «настоящие», «правильные» эмоции, касающиеся реальной жизни, и «надуманные», «ненастоящие», вызванные художественным произведением.

Вторые будто бы менее сильны и должны влиять на нас меньше, чем первые (всё ведь происходит не по-настоящему), но такое отношение часто обижает тех, кто испытывает яркие чувства, и даже обесценивает их переживания. Что с этим делать?

Что такое квазиэмоции

Вместо того чтобы заявлять всем, кто плачет над фильмами, что это иррационально и глупо, можно признать их чувства, но напомнить, что это все-таки не те же самые эмоции, что мы испытываем, когда что-то случается с нами в реальной жизни. Такое деление на эмоции и квазиэмоции предложил американский философ Кендалл Уолтон, которому тоже не давал покоя парадокс вымысла.

Уолтон предлагает проанализировать собственный опыт и разницу между эмоциями (а точнее, их влиянием на нас), которые мы испытываем из-за реальных и экранных событий.

Сначала вообразите, что вы встретили маньяка на соседней улице. Что вы будете делать? Скорее всего, побежите, попытаетесь позвать на помощь или спрячетесь. Ваши эмоции немедленно подтолкнут вас к действию: нужно срочно спасаться и предупредить других.

Теперь представьте, что видите маньяка на киноэкране. Да, вы можете испугаться: сердце бешено заколотится в груди, вспотеют ладони и даже захочется сбежать, но вы вряд ли помчитесь прочь из кинозала и вызовете полицию. Скорее всего, вы останетесь сидеть на своем месте и будете неотрывно следить за событиями в надежде, что герои спасутся.

Эта разница в наших действиях и есть основа теории Уолтона.

Эмоции побуждают нас к действию, а квазиэмоции, хоть и переживаются так же интенсивно физически и психологически, не мотивируют нас что-то немедленно предпринять.

По крайней мере, мы не ведем себя так, как обычно в реальной жизни. Вместо этого мы, например, выбираем смотреть следующую серию или дочитывать книгу.

Для чего человеку фантазия. Смотреть фото Для чего человеку фантазия. Смотреть картинку Для чего человеку фантазия. Картинка про Для чего человеку фантазия. Фото Для чего человеку фантазия

Парадокс трагедии или хоррора

Восприятие и воображение — два разных процесса?

В целом разницу между испытанными эмоциями из-за реальных и вымышленных событий современные философы часто описывают как разницу между двумя главными человеческими способностями — мировосприятием (perception) и воображением (imagination).

Всё, что происходит с нами в реальной жизни, мы воспринимаем с помощью органов чувств: видим книгу на столе, можем ее потрогать, вдохнуть запах краски, услышать, как шуршат страницы. Благодаря восприятию и стимулам, которые оно дает, в нашем мозгу запускаются эмоциональные и мыслительные процессы, и таким образом мы принимаем решение, что нам делать дальше.

А вот всё то, что происходит на страницах книги или на экране фильма, переживается так интенсивно. Здесь задействуется не столько восприятие (хотя и оно тоже, ведь мы читаем текст или смотрим изображения на экране), сколько воображение. Благодаря нему вымышленные миры оживают, и нам кажется, будто мы сами там побывали.

Зачем человеку воображение

О воображении мы привыкли думать исключительно как о нужной способности для писателей, художников и творческих людей: оно помогает рисовать картины, писать рассказы и снимать фильмы. Но на самом деле это лишь малая часть того, как мы его используем. Воображение нужно нам и для решения многих повседневных задач, о которых мы и не задумываемся как о чем-то творческом.

Чтобы в магазине решить, какая мебель лучше подойдет для гостиной, вы представляете: а как будет смотреться вот этот белый диван? А может, лучше зеленый?

Современная американская философиня Эми Кайнд вообще предлагает отказаться от взгляда на воображение как на что-то единое и неделимое (а также от попыток построить единую теорию воображения), а говорит о разных типах в разных контекстах.

Для чего человеку фантазия. Смотреть фото Для чего человеку фантазия. Смотреть картинку Для чего человеку фантазия. Картинка про Для чего человеку фантазия. Фото Для чего человеку фантазия

В своих исследованиях она выделяет минимум четыре вида воображения:

1. Взаимодействие с художественными произведениями

Тут всё просто: благодаря этому типу воображения мы способны как создавать, так и воспринимать вымышленные истории.

2. Притворство

Благодаря притворству дети и взрослые способны играть: например, я воображаю и притворяюсь, что на столе у меня не пустые чашки, а в них чай — играю в чайную церемонию.

Современные американские философы Элизабет Пиччиуто и Питер Каррутерс называют притворство воплощенным (или телесным) воображением. Ведь в отличие от чтения или создания художественных произведений, в процессе притворства мы используем воображение не только для того, чтобы представлять что-то в голове, но и чтобы вести себя по-другому (например, наливать из воображаемого чайника воображаемый чай в воображаемые чашки).

Американский философ Питер Лэнгланд-Хассан (Peter Langland-Hassan) напоминает о том, что и притворство само по себе сложный феномен и стоит различать его виды: например, притворство, которое мы используем для игр, отличается от притворства актера на сцене или шпиона в стане врага.

3. Эмпатия / «чтение мыслей»

Мы используем воображение и для того, чтобы понять, что чувствует другой человек. Благодаря способности вообразить, каково оказаться на месте другого человека, или представить возможные сценарии поведения, мы способны строить отношения.

4. Модальная эпистемология

«А может, все-таки лучше взять зеленый диван?» — воображение помогает нам ориентироваться в пространстве, а также представлять, как вещи будут смотреться на новых местах. Исследования различных контекстов, в которых мы задействуем воображение, привело ученых к выводу, что граница между восприятием и воображением более размыта, чем мы привыкли думать.

Мы задействуем воображение постоянно, а не только когда открываем книгу или садимся за стол, чтобы написать свой текст.

Оно нужно нам даже для таких банальных действий, как узнавание собственного кота за решеткой забора: когда мы видим только половину головы и часть хвоста нашего любимца, мы не ужасаемся тому, куда пропали остальные его части. Благодаря воображению и памяти мы знаем: частично кот просто скрывается за забором (такой пример приводит современный английский философ Дерек Браун).

Впрочем, то, что наше восприятие перемешано с воображением, подтверждают и эксперименты. Например, английская философиня и нейроученая Фиона Макферсон провела эксперимент: нарезала из бумаги красно-оранжевого цвета кружки и треугольники, а еще яблоки, сердца и другие объекты, которые мы привыкли видеть красного цвета. Затем она попросила испытуемых расположить их на бумаге, из которой, как им кажется, эти объекты были вырезаны. Большинство ошиблись именно с яблоками и сердцами: они казались испытуемым более красными, чем были на самом деле.

Этот опыт наделал много шума в философии восприятия и воображения, продемонстрировав, что не стоит так уж доверять нашим органам чувств и восприятию — они нас часто обманывают.

Получается, что даже если у искусственного интеллекта будут всё те же органы чувств, что есть у нас, у него не получится действовать и ориентироваться в пространстве так, как мы. Для взаимодействия с миром ему понадобится еще и воображение.

Нейробиология воображения

В современной нейронауке часто говорят о том, что воображение — наше эволюционное преимущество, ведь именно благодаря ему мы способны прогнозировать, решать, как нам лучше поступить, как справиться с опасностями и т. д.

«У нашего мозга есть одна уловка: способность использовать сенсорные и моторные области не только для обработки настоящего, фактического восприятия, но также для представления несуществующих (часто неактуальных) движений и объектов восприятия. Эта способность проявляется практически везде, где только можно в человеческом мозгу: яркий пример склонности природы наделять отдельные структуры множеством функций».

Нил Ван Лёвин, The Imaginative Agent

Современный американский философ сознания Нил Ван Лёвин, основываясь на нейробиологических данных, предлагает отказаться от мысли, что только непосредственное восприятие способно вызывать сильные эмоции. Наш мозг устроен так, что на наше состояние влияют не только реальные объекты и события, но и воображаемые — причем вторые гораздо чаще. Мы можем бояться еще не наступившего экзамена, расстраиваться из-за того, что уже давно произошло, или представлять мрачные сценарии будущего.

Эволюционно такая способность моделировать была нашим преимуществом: гипотетическая ядовитая черная вдова у меня под кроватью пугает меня не меньше настоящей и запускает стрессовые физические процессы, которые помогут мне спастись и выжить. А если я ошиблась и никакой черной вдовы не было, это уже не так важно.

Подобные идеи нейроученых служат для некоторых философов аргументом в пользу того, чтобы не делить эмоции на квази- и вызванные реальными событиями.

Таким образом, нейробиология решает парадокс вымысла, заявляя, что для эмоциональных частей мозга нет никакой разницы между воображаемым и реальным. Эмоции подталкивают нас к действию. А решать, стоит ли им доверять, как их интерпретировать и как на них реагировать, предстоит областям, отвечающим за когнитивные функции более высокого порядка. Именно от них зависит, рванем ли мы от маньяка-убийцы или останемся в кресле жевать попкорн.

Поэтому в следующий раз, когда вы будете плакать над фильмом или влюбляться в героев книг, помните, что всё это «побочный эффект» воображения, которое на самом деле помогает нам адаптироваться и выживать. Благодаря ему мы способны прогнозировать, моделировать и лучше ориентироваться в мире. А еще именно на этой функции мозга мы построили всю культуру. Ведь деньги, важность получения диплома, значение ритуала свадьбы и многое другое — всё это существует благодаря нашей способности воображать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *