Для чего человеку мышление
Мышление человека, что это такое и как человек мыслит
Зачем нужно человеческое мышление?
Видео
Системное мышление
Системное мышление помогает видеть взаимосвязи между предметами и явлениями, понимать контекст, корреляцию и каузальность событий.
Системное мышление обычно применяется для эффективного решения каких-либо проблем. Суть такого мышления состоит в том, что чтобы понять, как решить проблему, нужно не только осознать саму проблему, как следствие, а понять, что привело к ее возникновению, какие явления и факторы были причиной ее возникновения. Такой подход к решению проблемы заключается в том, что системное мышление развивается нелинейно, а во многих направлениях одновременно [Донелла Медоуз, «Азбука системного мышления», 2018].
Сильная сторона системного мышления в том, что оно помогает выйти за рамки линейности и формальной логики, увидеть малозаметные взаимосвязи между предметами и явлениями. Именно поэтому системное мышление является более надёжным инструментом, позволяющим найти причину той или иной проблемы, нежели характерное всем людям причинно-следственное мышление. Его просто нужно научиться использовать. Системное мышление позволяет увидеть алгоритмы взаимосвязей и структуру любого предмета или явления более достоверно [Иан Макдермотт, Джозеф О’Коннор, «Искусство системного мышления», 2018].
Мышление как пункт назначения
Если рассматривать потребность в мыслительном процессе в более широком ключе, то выяснится, что мы склонны ходить по кругу. Достаточно составить перечень тем, о которых мы думаем регулярно, каждый день. Будут ли в этом ежедневном потоке мысли оригинальные, полезные и по-настоящему прорывные идеи для жизни?
Если представить образно в виде пункта назначения идею, которая могла бы качественно повлиять на нашу жизнь вплоть до коренных изменений, то дорога до нее имела бы множество препятствий.
Возможно, нам нужно научиться думать заново, переосмыслить сам процесс мышления и отказаться от ложных установок с убеждениями.
Функции и процессы мышления
Любая разновидность мышления реализует определённый набор процессов, которые обеспечивают познание окружающего мира:
При этом маленькому ребёнку необходимо производить указанные действия буквально: разбирать, складывать предметы, раскладывать их по определённым признакам. Взрослому человеку достаточно мысленно представить все эти действия.
По своим функциям разновидности мышления в психологии разделяются на репродуктивное, продуктивное и творческое. Первый вид – повторение усвоенных правил по заданному алгоритму; таким образом, например, решаются типовые задачи в учебниках. Здесь мыслительные процессы направлены не на получение нового знания, а на закрепление имеющегося материала. Вторая разновидность – продуктивное мышление, при котором человек выходит за рамки имеющихся знаний и получает некие новые сведения; при этом новыми они являются только для данного индивида, но не для человечества. Если же полученная таким способом информация является новой и для человечества, то здесь задействована третья разновидность – творческое мышление. Мыслительные процессы в данном случае приобретают особую сложность и структуру.
Наглядно-образное мышление подчиняется единому алгоритму. Сначала человек приводит одно суждение, потом добавляет к нему другое, и на их основе делает третье суждение – умозаключение. Оно и является целью мыслительных процессов.
Работа мышления
Основной задачей мышления является изучение сложной реальности и понимание ее взаимосвязей. При этом мы используем следующие приемы для работы с информацией:
Любой процесс мышления помогает нам усваивать новую информацию. При этом мы применяем три формы мышления, а именно – понятие, умозаключение и суждение.
Сам процесс мышления, к чему оно относится и как проявляется, до сих пор изучают в философии и психологии. При этом подходы различные. Есть понимание, в чем суть мышления, но на некоторые вопросы до сих пор ответов нет.
Зачем нужно абстрактное мышление
Абстрактное мышление развивает творческую сторону человека. Креативность нужна людям любых профессий. Она помогает придумывать новые идеи, проекты, искать неожиданные инструменты для выполнения сложных или повседневных задач. Креативный подход улучшает общее качество жизни человека и повышает его эффективность. Абстрактное мышление считают продвинутым навыком.
Люди, которые умеют мыслить абстрактно:
Объясним абстрактное мышление через юмор. Комики наблюдают за собой и окружающим миром, собирают, анализируют информацию и превращают ее в стендапы и миниатюры. Их шутки часто строятся на неочевидных связях, подмеченных при помощи абстрактного мышления. Люди других профессий могут пользоваться этим инструментом, чтобы привносить в свою работу идеи из смежных или далеких областей.
Благодаря абстрактному мышлению комик Нурлан Сабуров сравнивает УЗИ ребенка с общением по скайпу
Человек, который использует абстрактное мышление, оперирует набранными знаниями и складывает их в определенную систему. Например, применяет забытые навыки из детства во взрослой жизни, слушает исторические подкасты и внедряет новые знания в технической профессии. Грубо говоря — совмещает несовместимое и получает из этого выгоду.
Как развивать мышление
Как можно было понять из нашей статьи, мышление – это навык, который можно и нужно развивать постоянно. Чтобы улучшить свои аналитические, творческие и стратегические способности, нужно, прежде всего, поставить перед собой четкие цели. Полезные советы по развитию мышления вы найдете в наших статьях «Как изменить мышление» и «Развитие мышления: способы тренировки мозга».
Более того, у нас есть отличные курсы для развития разных типов мышления. В курсе «Когнитивистика» мы подготовили более 20 методик, которые научат вас эффективно и логично рассуждать, быстро принимать решения и находить нестандартные решения разных задач, а программа «Нейробика» улучшит вашу память, визуальное мышление и способность к концентрации.
Также обязательно обратите внимание на программы, статьи и курсы, ссылка на которые мы давали, а ниже вы найдете ссылки на материалы, использованные при написании статьи – они тоже могут вам пригодиться:
С чего начинается мышление
Зачем человеку мышление
Тебе, наверное, не раз приходилось слышать, как родители и учителя в разных ситуациях говорили тебе: «Подумай», «Думай лучше», «Попробуй сообразить», «Учись мыслить самостоятельно», «Догадайся».
Так они обращались к одной из самых важных твоих человеческих способностей — способности мыслить.
Ты ведь уже знаешь, что человек — существо разумное, мыслящее. Научное название человека такое: «Homo sapiens», или «Человек разумный».
А что значит быть разумным, мыслящим? Что такое мышление?
Тебе уже известно, что человек может по-разному познавать окружающий мир. В этом ему помогают такие психические процессы, как ощущения, восприятие, память. Так, ощущения и восприятие позволяют почувствовать разнообразие окружающего мира, прямо соприкоснуться с ним: потрогать руками и различить гладкость и твердость, тепло и холод, увидеть его краски, услышать звуки, ощутить запахи и даже попробовать на вкус.
Память помогает сохранить и в нужный момент вспомнить все полученные человеком знания и впечатления.
А зачем нужно мышление?
Отличие человека как существа разумного состоит в том, что он не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять.
Понять — это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание дается человеку с помощью мышления.
Мышление — это способность к решению проблем и задач.
Мышление помогает человеку совершать научные открытия, изобретать и конструировать сложные технические устройства: космические ракеты, компьютеры, строить большие и красивые города, создавать замечательные произведения искусства.
Без мышления невозможно читать интересные книги и понимать, о чем в них написано, решать математические задачи, писать стихи, отгадывать загадки, играть в шахматы и «морской бой», шить куклам платья, учить щенка выполнять команды.
Именно мышление позволяет не заблудиться в лесу, найти лучший способ помириться с другом, придумать новую игру для младшего брата или сестры, выбрать маме подарок ко дню рождения и еще многое, многое другое.
Тебе, наверное, уже ясно, что без мышления человек просто не смог бы быть человеком.
Чем мы думаем
«Чем ты думаешь? » Если тебе задать этот вопрос, ты скорее всего ответишь: «Конечно, головой. Чем же ещё?» И в целом будешь прав.
Уже в глубокой древности, когда люди очень мало знали о самих себе, они подметили важную роль своей головы в рождении мыслей. Эти знания закрепились в пословицах и поговорках: «Одна голова хорошо, а две лучше», «Голова б не думала, ноги б не пошли» и других. И в наши дни мы говорим об умном, сообразительном человеке: «У него голова хорошо работает».
В голове расположен головной мозг. Это тот орган, без которого мышление невозможно.
Человеческий мозг устроен необыкновенно сложно. Учёные давно изучают мозг и уже много знают о том, из чего он состоит и как работает. Так, например, наружная часть мозга — она называется кора — имеет толщину всего два-три миллиметра. Но здесь расположено пятнадцать миллиардов (15 000 000 000!) особых нервных клеток. Это больше, чем число людей на всём земном шаре!
Однако многое в работе человеческого мозга до сих пор остаётся загадкой.
По своим возможностям наш мозг во много раз превосходит любую самую мощную электронную технику. Но даже взрослый человек на протяжении всей своей жизни использует далеко не всё, на что способен его мозг, многое остаётся в резерве. Поэтому чем больше ты даёшь пищи своему мозгу, чем больше учишься думать, размышлять, тем лучше он развивается и тем легче ему справляться с любой, даже самой трудной, умственной работой.
С чего начинается мышление
Мышление не может появиться из ничего, на пустом месте. Твоя мысль только тогда начинает работать, когда нужно что-то понять, в чём-то разобраться, преодолеть затруднение. Это значит, что перед тобой возникает какая-то задача и тебе нужно найти ответ на поставленный в ней вопрос.
Это происходит, когда ты, например, выполняешь задания на уроках математики, подбираешь нужное правило, чтобы не сделать ошибку в диктанте, продумываешь следующий ход в шахматной партии, стараешься, чтобы тебя не догнали во время игры в салочки, подсчитываешь сдачу в магазине или вдруг встречаешь на своём пути огромную лужу, которую трудно обойти. И ещё во многих, многих других ситуациях.
Тогда-то ты и начинаешь думать: как же решается эта задача? Какое правило грамматики нужно применить? Какой ход сделает противник, если я пойду «конем»? Как удачнее убежать от водящего? Есть ли способ перебраться через эту лужицу? И правильно ли мне дали сдачу?
Начиная думать о чём-то, ты решаешь мыслительную задачу и сначала задаёшь себе вопрос (или этот вопрос задаёт тебе кто-то другой). Мышление всегда начинается с вопроса!
Поэтому нельзя заставить мысль работать, если просто сказать себе: «Подумай». И у другого человека от одной этой просьбы мысли в голове тоже не появятся. Нужно чтобы перед тобой возник вопрос, над решением которого тебе необходимо «думать».
И самое главное, чтобы на этот вопрос тебе самому хотелось ответить, чтобы тебе было важно и интересно искать ответ.
Как ты думаешь, почему маленькие дети задают так много вопросов? Это происходит оттого, что малыши очень любознательны. Им всё интересно и удивительно, но они ещё многого не знают. Поэтому они всё время обо всём спрашивают: а что это? Как называется? Зачем это нужно? Почему так происходит?
Задавая взрослым вопросы, дети узнают о том, чего раньше не знали, и учатся понимать мир.
Учиться задавать вопросы очень полезно. Ты уже знаешь, что так рождается мышление. Ведь сам вопрос — это уже мысль. И чтобы его задать, нужно прежде подумать о том, о чем ты спрашиваешь.
Для развития в себе этой способности можно выполнять такое упражнение. Выбери какой-нибудь предмет (совершенно любой) и задавай о нём как можно больше самых разных вопросов: какого он цвета? Формы? Чем пахнет? Из чего сделан? Как сюда попал? Для чего предназначен? Кто его использует? Где ещё его можно встретить? Что бы случилось, если бы он был в несколько раз больше (или меньше)? Другого цвета? И так далее. И, конечно, постарайся сам ответить на свои вопросы.
Это упражнение можно выполнять в свободную минуту дома, на улице, в школе на перемене. Ещё лучше, если ты будешь делать это с друзьями. Ты удивишься тому, как вопросы позволяют видеть с совершенно новой, неожиданной стороны даже самые привычные предметы.
Вопрос, на который нужно найти ответ, — это только одна важная составляющая любой задачи. Помимо вопроса каждая задача обязательно включает и условия, которые надо учитывать при поиске ответа.
Возьми любую задачку из учебника по математике. Выдели в ней условия задачи и вопрос задачи. Вопрос и условия задачи всегда тесно связаны. И чтобы ответить на вопрос, нужно выяснить, что
же для этого необходимо знать. А разбирая условия задачи, можно выяснить, что уже известно и что ещё можно узнать.
Вопрос и условия задачи содержатся не только в математических задачках, но и в любой другой задаче, над которой тебе приходится думать. Ведь жизнь на каждом шагу ставит перед человеком разные проблемы и задачи.
Мыслительные действия
Когда человек что-то делает, работает, он совершает различные действия. Например, шофёр крутит руль, нажимает на педали, смотрит за показаниями приборов, следит за сигналами светофора и дорожными знаками и т. д. Для того, чтобы приготовить суп, мама варит бульон, режет овощи, добавляет соль и специи и т. д.
А что человек делает, когда он думает, то есть «работает головой»?
Размышляя над какой-либо задачей и отвечая на поставленный в ней вопрос, человек тоже совершает определенные действия. Они называются умственные, или мыслительные действия.
Важнейшими мыслительными действиями являются: анализ и синтез, сравнение.
Анализ и синтез
Анализ и синтез — это самые главные мыслительные действия. Они неразрывно связаны между собой и обязательно участвуют в любом процессе мышления.
Что же такое анализ?
Чтобы решить какую-либо проблему или задачу, необходимо прежде всего разобраться в ней. Это значит, нужно выделить вопрос, на который требуется ответить, выяснить условия задачи: что известно, что неизвестно, что можно узнать.
Когда ты разбираешься в задаче, ты раскладываешь ее на отдельные составляющие.
Мысленное разложение целого на отдельные части и есть анализ.
Использовать анализ, анализировать что-то тебе приходится довольно часто. Например, на уроке русского языка при разборе слова по составу ты выделяешь такие части слова, как корень, приставка, суффикс, окончание. Разбирая по составу предложение, — выделяешь подлежащее, сказуемое и второстепенные члены.
Чтобы составить план к прочитанному рассказу, нужно также разбить весь текст на отдельные части.
Даже при выполнении прыжков в высоту (или длину) на уроке физкультуры необходимо сначала прикинуть, на какое расстояние отойти для разбега, с какой ноги начать движение, как оттолкнуться и т. д.
Серьезно анализировать тебе приходится и тогда, когда у тебя возникает какая-то ссора, конфликт в отношениях с друзьями. Тогда нужно задуматься и понять, почему произошла эта ссора, что и как надо сделать, чтобы больше таких конфликтов между вами не было.
Человек всегда анализирует, когда над чем-то думает, размышляет. Правильный и полный анализ очень важен для того, чтобы принять затем верное решение. Именно об этом говорится в пословице: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
Однако проанализировать что-то — это только половина дела. Не менее важно уметь сложить разрозненные части в единое целое.
Вспомни, когда ты был маленький, ты, наверное, не раз разбирал на части некоторые свои игрушки (машинки или куклы). Тебе было интересно узнать, как они устроены, почему могут двигаться или издавать разные звуки.
Но вот снова собрать игрушку у тебя не получалось (ты ведь был тогда совсем маленький). В разобранном же виде игрушка тебя больше не интересовала. Ведь она не была больше той занимательной вещью, которая умеет так смешно двигаться или пищать.
Когда ты разбирал игрушку на части, ты анализировал ее. Чтобы восстановить игрушку, нужно вновь соединить отдельные ее части, то есть совершить действие, противоположное анализу. Такое действие называется синтез.
Синтез — это мысленное соединение в единое целое. Синтез позволяет понять, что представляет собой предмет как целое.
Анализ и синтез неразрывно связаны и не существуют отдельно друг от друга. Без анализа человек не мог бы узнать важные детали и подробности о тех предметах и явлениях, которые окружают его в жизни. А без синтеза весь мир распался бы на отдельные, никак не связанные между собой части. Вместе же анализ и синтез позволяют человеку правильно познавать мир.
Кстати, действия анализа и синтеза тебе уже знакомы, ты встречался с ними при изучении ощущений и восприятия. Помнишь, ощущения возникают благодаря работе анализаторов, которые передают информацию об отдельных свойствах предметов. Может быть, ты заметил, что и само название «анализатор» происходит от слова «анализ». Ну, а восприятие объединяет, синтезирует все эти свойства и позволяет узнать предмет в целом.
Сравнение
Сравнивать тебе приходилось много, много раз. Кто из вас с приятелем выше ростом? Кто в вашем классе лучше всех учится? Кто самый веселый? Чья бабушка лучше печёт пироги? Какое число больше: 2 или 32? И так далее.
Умение устанавливать сходство и различие между разными предметами и явлениями очень важно для человека. Только сравнивая предметы’ и явления друг с другом, человек может верно действовать в окружающем мире.
Сравнивая разные времена года, ты больше любишь лето или зиму, весну или осень.
Сравнивая характеры и поступки разных людей, ты находишь тех, с кем хочешь дружить.
И так во всём. Всё, что существует в мире, человек познает путём сравнения.
Сравнение предметов (или явлений) всегда производится по тому или другому свойству, признаку: по цвету, форме, величине, скорости, вкусу, происхождению и пр. Эти признаки необходимо сначала выделить и сопоставить, сделать вывод о различии или сходстве. А это значит, что в сравнении обязательно участвуют анализ и синтез.
Признаки, по которым происходит сравнение предметов, могут быть самые разные. Среди них важно различать признаки существенные и несущественные. Существенные признаки указывают на самое важное в предмете или явлении, говорят о его сути. Без своих существенных признаков предмет перестает быть самим собой.
Например, существенные признаки автомобиля — это мотор и колёса. Без них транспортное средство уже нельзя назвать автомобилем. Что такое автомобиль без мотора? Без мотора — это уже коляска или самокат. Ну а без колёс? Ну разве может быть наземный транспорт без колёс?!
А вот цвет или марка являются несущественными признаками для такого предмета, как автомобиль. Они могут быть любыми, потому что от них суть самого автомобиля никак не зависит. Ведь несущественные признаки не относятся к сути предмета.
Существенные и несущественные признаки есть в каждом предмете или явлении. Благодаря способности мыслить люди выделяют эти признаки, находят сходство и различие между ними. Это дает возможность раскрывать важнейшие связи и отношения между предметами и явлениями и открывать законы, по которым устроен окружающий мир.
Мышление: что это такое и каким оно бывает
Мышление – это осознанное восприятие окружающего мира во всех проявлениях, создание представлений о предмете и явлениях, поиск связей и решений задач, а также умение абстрагироваться.
Главные характерные черты мышления:
Цель мышления человека – осмыслять полученную информацию, распознавать глубинные связи и свойства предметов и явлений, отслеживать их причинно-следственные связи, находить решения проблем и генерировать новые идеи.
По своей природе мышление человека является причинно-следственным – на протяжении жизни мы осознанно и неосознанно создаем модели ситуаций, которые дают нам ощущение, что мы понимаем, как что-то происходит. Мышление тесно взаимосвязано с функциями памяти – мы не только помним о множестве вещей, явлений и событий, но благодаря процессу осмысления мы можем анализировать, абстрагироваться и создавать новые значения в процессе познания. Несмотря на множество ограничений природы и недостатков причинного мышления, о которых в своей книге «Иллюзия знания» рассказывают Стивен Сломан и Филип Фернбах, именно этот тип мышления считается базовой познавательной способностью человека. [Стивен Сломан, Филип Фернбах, «Иллюзия знания», 2017].
Безусловно, в большинстве случаев в жизни мы мыслим причинно-следственными шаблонами, однако для эффективного познания окружающего мира и функционирования в нем мы можем и должны развивать другие типы мышления, и о них мы поговорим в нашей статье.
Как работает мышление
Главные задачи мышления человека – это не только восприятие сложной и многогранной реальности, но и интерпретация ее, понимание глубины и взаимосвязей разных процессов.
В большинстве случаев в процессе мышления мы задействуем такие логические операции для работы с информацией:
Тот или иной мыслительный процесс помогает нам осмыслять новую информацию, сравнивать ее с известными нам фактами и получать при этом новое знание. Таким образом, осуществляя мыслительную операцию, мы прибегаем к трем базовым формам мышления: понятию, суждению и умозаключению.
Виды или степени развития мышления
Мышление как форму познания действительности сегодня изучают ученые из разных областей науки – психологии, философии, когнитивистики, логики, педагогики и компьютерного программирования. Несмотря на разные подходы и интересы, все эти направления придерживаются мнения, что мышление человека состоит из трех видов или стадий развития познания:
Все эти виды мышления присущи каждому человеку и развиваются в процессе его взросления и обучения.
Быстрое и медленное мышление
Прежде всего, хочется начать с фундаментального понимания того, как мы мыслим, а точнее с того, какими режимами мышления обладает каждый человек. Нобелевский лауреат и когнитивный психолог Даниэль Канеман сформулировал теорию того, как мы воспринимаем окружающий мир и принимаем собственные решения при помощи двух режимов мышления – быстрого и медленного.
Быстрое, эвристическое мышление или Система I – это неосознанное принятие решений, которое происходит на основании жизненного опыта, инстинктивных и интуитивных импульсов. Такой тип мышления работает автоматично. Но такой режим принятия решений далеко не всегда приведет к правильному выбору. Обычно эвристическое мышление человека во многом зависит от эмоций, неосознанных стереотипов, предубеждений и предвзятости.
С другой стороны, каждый человек обладает медленным, рациональным мышлением или Системой II. В отличие от эвристического мышления, рациональное мышление Даниэль Канеман называет ленивым и требующим специального фокусирования и умственных усилий. И именно эта часть отвечает за наше критическое мышление. Ее главное правило – не спешить и проанализировать любую информацию, осознанно отсеять возможные когнитивные искажения и предвзятости. К самым распространенным когнитивным искажениям ученые обычно относят:
Таким образом, любую ситуацию можно воспринять при помощи как быстрого мышления, так и медленного. Все зависит от того, насколько вы готовы «включить» свою рациональность [Даниэль Канеман, «Думай медленно, решай быстро», 2014].
Логическое и аналитическое мышление
Логическое мышление – это базовая способность человека доказывать что-либо. Именно благодаря этому типу мышления мы можем формировать наши наблюдения в четкую систему понимания знаний о мире. Базовыми инструментами логического мышления являются:
Более того, все рассуждения должны соответствовать четырем законам логики, три из которых принадлежат Аристотелю, а один – Готфриду Лейбницу.
Хотя в свое время Аристотель оценивал логические операции превыше всего, в современном мире одним логическим мышлением не обойтись. Не менее важным мыслительным навыком является аналитическое мышление – способность интерпретировать, находить закономерности и принимать решения на основании доступной информации.
Более подробно узнать о логическом мышлении и научиться его развивать вы можете, пройдя наш курс «Логическое мышление», а аналитическому мышлению у нас посвящена хорошая статья «Что такое аналитическое мышление и как его развивать».
Критическое и некритическое мышление
Некритическое мышление – это принятие на веру всего услышанного и увиденного. В этом случае человек не задумывается о достоверности информации, о важности воспринятого и его цели. Именно такое неумение читать между строк и является главной причиной фишинга или манипуляции людьми.
В отличие от некритического восприятия мира и чрезмерного доверия, критическое мышление – это навык человека осмыслять все вокруг. Хорошо развитая способность критически мыслить позволяет человеку не стать жертвой риторики, манипуляций и недостоверной информации. Современный британский философ Том Чатфилд называет критическое мышление навыком метапознания, который позволяет:
Таким образом, цель критического мышления – поиск наилучшего объяснения всего происходящего в мире. Чтобы быть максимально критичным, нужно помнить о таких важных аспектах когнитивного познания:
Также Том Чатфилд сформулировал 10 заповедей критического мышления:
Навык мыслить критически поможет вам не только лучше выражать собственные мысли, но и не стать жертвой клипового мышления из-за преизбытка информации в Интернете [Том Чатфилд, «Критическое мышление», 2019]. А развить свое критическое мышление до высокого уровня вам поможет наш курс «Критическое мышление», который мы настоятельно рекомендуем вам пройти.
Научное мышление
Помимо способности мыслить в повседневной жизни, которою мы приобретаем в процессе социальной коммуникации и жизненного опыта, существует также научное мышление – особый способ познания мира и интерпретации действительности.
В научном мышлении, в отличии от повседневного мышления, существует жесткий алгоритм сбора, систематизации и проверки информации с последующими этапами ее обработки с целью получить новые знания о предмете. Для научного мышления важно минимизировать уровень субъективного интереса, личного детерминизма, использовать разные формы анализа, теоретического обоснования проблемы и методов достижения цели. Также важной характеристикой научного мышления является решение какой-либо проблемы или переосмысление существующего знания.
Больше о важных аспектах и специфике научного мышления можно почитать в статье «Научное мышление: значение, особенности и методы».
Типы мышления в глобальной перспективе
В современном мире все больше ученых, философов и писателей пытаются задать новые рамки обществу – как развиваться в период глобализации, воспринимать всевозможные потоки информации и успевать за прогрессом. Профессор когнитивной психологии Говард Гарднер, известный благодаря своей теории множественного интеллекта и новых форм обучения, уверен: наше время требует новых и позитивных типов мышления, которые будут важны не только для личности, но и для общества.
Первые три типа мышления Гартнер относит к формам познания, а два последние – к области человеческих взаимоотношений:
Все предложенные Гарднером типы мышления не являются отдельными мыслительными способностями, а представляют собой скорее комплекс всесторонне развитого человека, который ощущает свою значимость и общественный долг. Именно поэтому Гарднер предлагает развивать все типы мышления с как можно более раннего возраста, хотя и не отбрасывает возможности учить этим способностям и взрослых [Говард Гарднер, «Мышление будущего», 2015].
Творческое мышление
Творческое мышление еще принято называть креативным. Главная цель такого подхода мышления – генерирование идей и создание новых открытий. Его особенность состоит в том, что для активации креативности нужно задействовать не только левую часть мозга, ответственную за логико-словесные образы, но и правое полушарие, творческое.
Эксперт по креативности Майкл Микалко утверждает, что невозможно создать ничего нового, если использовать только уже известные знания о чем-либо. Он убежден – секрет всех новых и увлекательных идей – в концептуальном смешивании.
Концептуальное смешивание – это процесс творческого мышления, во время которого две и больше концепций смешиваются ради изобретения новой, а предпочтение отдается не логическому мышлению во время работы, а воображению. Такой способ мышления был свойственен многим гениям прошлого: Исааку Ньютону, Вольфгангу Моцарту, Зигмунду Фрейду, Ван Гогу, Пабло Пикассо. Все эти люди не боялись выйти за рамки принятого мышления и нарушать правила. Леонардо да Винчи называл такую мыслительную стратегию многообразных перспектив наблюдения «saper vedere» или «умение видеть», а Альберт Эйнштейн – комбинаторной игрой.
Микалко убежден, что придумывать что-либо новое нам часто мешают общепринятые модели мышления (или линейное мышление), которые мы воспринимаем неосознанно в процессе обучения в школе. Но также он уверен – развить креативность может каждый [Майкл Микалко, «Креативный взрыв», 2013]. Кстати, на тему развития творческого мышления у нас есть хороший курс «Творческое мышление: развитие креативности». Советуем вам с ним познакомиться.
Визуальное мышление
Визуальное мышление – это еще один тип творческого мышления, который будет полезным во многих жизненных ситуациях. Визуальное мышление поможет:
Также оно помогает в организации проектов и любых событий и позволяет образно объяснять суть новых идей.
Главная черта визуального мышления – воздействие больше на наглядное и образное восприятие людей, нежели на словесно-абстрактное [Роэм Дэн, «Визуальное мышление: как продавать свои идеи при помощи визуальных образов», 2013].
Самая известная форма визуального мышления была разработана британским психологом Тони Бьюзеном, которую он назвал «интеллект-картами» (mind-map, или ментальная карта).
Суть использования интеллект-карт – в успешном запоминании большого количества информации, генерации разных вариантов решения проблем и умении видеть ключевые идеи в потоках информации. Эффективность такой методики заключается в использовании не столько линейного мышления, сколько образного.
Тони Бьюзен называет такой способ генерации идей радиальным мышлением, которое основывается на использовании ассоциативной логики, фокусировании на деталях и видении перспективы. Сама интеллект-карта имеет древообразную структуру и предусматривает поэтапное развитие иерархии важности информации [Тони Бьюзен, «Интеллект-карты. Полное руководство по мощному интеллекту», 2018].
Чтобы глубже вникнуть в суть применения ментальных карт, обязательно почитайте нашу статью «Как можно использовать ментальные карты» и, конечно же, книгу самого создателя этих карт Тони Бьюзена – «Карты памяти».
Дизайн-мышление
Менее творческим, но не менее эффективным считается дизайн-мышление. Его главный принцип состоит в поэтапном структурировании информации, рассмотрении возможных перспектив развития проблемы с целью прогнозирования наилучшего варианта. Главное отличие дизайн-мышления от традиционного аналитического мышления заключается комбинировании творческого и аналитического подхода.
Этапы дизайн-мышления:
Таким образом, главные инструменты дизайн-мышления – это логика, воображение и интуиция. Такой подход помогает правильно осознать и расставить приоритеты, а также переосмыслить некоторые убеждения, которые мешают достичь желаемого [Билл Бернетт, Дейв Эванс, «Дизайн вашей жизни. Живите так, как нужно именно вам», 2018].
Если вам хочется разобраться в дизайн-мышлении лучше, для вас у нас есть статьи «Что такое дизайн-мышление» и «Дизайн-мышление: что это такое и как его применять», а также очень интересный курс по дизайн-мышлению, пройдя который вы научитесь применять множество интересных техник и методик в любой сфере своей жизни.
Теории креативности Джоя Пола Гилфорда
Психолог Джой Пол Гилфорд известен как разработчик двух моделей мышления и концепций креативности. Он выделил четыре главных принципа креативных решений:
Также Джою Полу Гилфорду принадлежит описание двух креативных систем мышления: конвергентной и дивергентной.
Дивергентному мышлению свойственно видеть несколько вариантов решения задачи, используя одни и те же исходные данные. Развитие дивергентного мышления основано на использовании воображения в четко заданных параметрах (например, нужно придумать как можно больше способов применения разных предметов).
Конвергентное мышление позволяет найти среди большого количества информации единое правильное решение. Главный подход в применении этого типа мышления – использование выученных раньше стратегий и алгоритмов для решения задач. Таким образом, дивергентное мышление по своей сути считается более творческим типом познания.
Больше о развитии дивергентного и конвергентного мышления можно почитать в нашей статье «Дивергентное мышление: особенности, способы развития».
Системное мышление
Системное мышление помогает видеть взаимосвязи между предметами и явлениями, понимать контекст, корреляцию и каузальность событий.
Системное мышление обычно применяется для эффективного решения каких-либо проблем. Суть такого мышления состоит в том, что чтобы понять, как решить проблему, нужно не только осознать саму проблему, как следствие, а понять, что привело к ее возникновению, какие явления и факторы были причиной ее возникновения. Такой подход к решению проблемы заключается в том, что системное мышление развивается нелинейно, а во многих направлениях одновременно [Донелла Медоуз, «Азбука системного мышления», 2018].
Сильная сторона системного мышления в том, что оно помогает выйти за рамки линейности и формальной логики, увидеть малозаметные взаимосвязи между предметами и явлениями. Именно поэтому системное мышление является более надёжным инструментом, позволяющим найти причину той или иной проблемы, нежели характерное всем людям причинно-следственное мышление. Его просто нужно научиться использовать. Системное мышление позволяет увидеть алгоритмы взаимосвязей и структуру любого предмета или явления более достоверно [Иан Макдермотт, Джозеф О’Коннор, «Искусство системного мышления», 2018].
Стратегическое и тактическое мышление
Стратегическое мышление является умением, позволяющим достичь желаемого результата в будущем. Все мы в той или иной степени стратеги, поскольку строим планы и предполагаем, как достичь целей. Но некоторые люди планируют не интуитивно и причинно-следственно, опираясь на опыт, а владеют важными техниками и инструментами мышления. Именно таких людей называют стратегами.
Стратеги знают, как вести себя сейчас, чтобы получить желаемое потом, даже если оно маловероятно, стратеги будут мыслительно просчитывать возможные варианты достижения цели. Таким образом они строят тактику.
Поэтому тактическое и стратегическое мышление тесно взаимосвязаны: стратегия – это долгосрочные цели, а тактика – это конкретные и понятные действия, которые должны привести к желаемым долгосрочным целям. Стратегия обычно отвечает на вопрос «Что?», а тактика – на вопрос «Как?».
Стратегическое мышление – это нечто больше, чем быть на два шага впереди противника, это возможность просчитать не один исход событий, а несколько – будь это пути к соперничеству или сотрудничеству. Поэтому из-за множества возможных вариантов и при невысоком проценте осуществления каждого из них профессора экономики и бизнес-тренеры Барри Нейлбафф и Авинаш Диксит, считают стратегию больше искусством, нежели строгим познавательным процессом, которому свойственны четкие шаги для достижения цели [Барри Дж. Нейлбафф, Авинаш Диксит, «Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни», 2018].
Таким образом, мыслить стратегически – это не столько познание мира, сколько умение реализовать свои мысли и идеи даже при не высокой определенности. Знание стратегических принципов помогает принимать решения и действовать наиболее эффективно, стать сильнее и достичь преимущества. Стратегическое мышление помогает развивать память, концентрацию и многовекторный анализ любой ситуации в жизни, бизнесе или политике.
Чтобы освоить данный тип мышления, вы можете почитать наши статьи «Как развить стратегическое мышление», «Советы как думать стратегически», «Семь столпов стратегического мышления» и «Как стать стратегическим гением». А мы подводим итог статье, и хотим дать еще несколько полезных советов.
Как развивать мышление
Как можно было понять из нашей статьи, мышление – это навык, который можно и нужно развивать постоянно. Чтобы улучшить свои аналитические, творческие и стратегические способности, нужно, прежде всего, поставить перед собой четкие цели. Полезные советы по развитию мышления вы найдете в наших статьях «Как изменить мышление» и «Развитие мышления: способы тренировки мозга».
Более того, у нас есть отличные курсы для развития разных типов мышления. В курсе «Когнитивистика» мы подготовили более 20 методик, которые научат вас эффективно и логично рассуждать, быстро принимать решения и находить нестандартные решения разных задач, а программа «Нейробика» улучшит вашу память, визуальное мышление и способность к концентрации.
Также обязательно обратите внимание на программы, статьи и курсы, ссылка на которые мы давали, а ниже вы найдете ссылки на материалы, использованные при написании статьи – они тоже могут вам пригодиться: