Для чего человеку необходима культура
Зачем нужна культура человеку
Культурой конкретного общества можно считать систему ментальных моделей поведения, которые являются общими для подавляющего большинства членов этого общества. Иными словами, это множество устоявшихся правил, отношений и понятий, свойственных людям одного менталитета.
Культура, в этом ее смысле, нужна для того, чтобы облегчить понимание и взаимодействие членов общества или группы людей, его представителей. Единая общая культурная среда позволяет одному человеку понимать другого и предугадывать его реакцию на то или иное действие или слово. Это облегчает взаимодействие людей, принадлежащих к одной культуре, которая является их общей характерной особенностью.
Культура облегчает взаимодействие еще и потому, что не все его случаи подпадают под формальное действие законов, договоров и регламентирующих правил поведения. Очень многие случаи не описываются ими, но остаются, тем не менее, очевидными для людей, принадлежащих к одному культурному слою или обществу. Общая культура означает, что эти люди одинаково поведут себя в этих, очевидных для них, случаях.
Культура позволяет установить неписанные правила общения в бизнесе, которые юристы называют «обычаями делового оборота», в быту, которые прописывает этикет. Часть этих правил усваиваются буквально с молоком матери и являются для представителей одной культуры само собой разумеющимися, и даже не оговариваются никакими специальными регламентами.
Но, между тем, для представителей другой культуры эти вещи не являются очевидными и вызывают удивление и даже неприятие. Поэтому при взаимодействии людей, принадлежащих к разным культурам, возникают непонимание и сложности.
Знание основ той культурной среды, в которой вы родились или живете, является тем ключом, который поможет вам в общении с теми, кто вас окружает.
Для чего человеку нужна культура
Культурой принято называть своеобразную матрицу моделей поведения в обществе, которая формируется на ментальном уровне. Речь идёт о стандартных реакциях людей, которые выросли в одинаковой культурной среде, а также конструктивном взаимодействии индивидуумов в рамках одной группы во всех проявлениях жизни, начиная от технических разработок и заканчивая простыми человеческими эмоциями. Представителям славянской культуры стоит обратить своё внимание на медиапортал «Славянский Мир». Здесь можно найти ответы на современные вопросы под призмой наследия предков и узнать массу полезной информации.
Культура отдельной страны – это своего рода набор моделей поведения для каждого конкретного случая. Таковые являются общими для большинства. Речь идёт о понятиях, традициях и классическом отношении, а также устоявшихся правилах, которые присущи людям того или иного менталитета.
Культура – это неотъемлемый элемент общественного строя. Без неё никак не обойтись. Культура необходима для того, чтобы держать человека в некоторых рамках. Представьте, если каждый будет делать то, что он хочет. Кроме того, культура способствует построению коммуникаций и облегчению понимания в рамках группы. Когда существует некоторая общая база, индивидуумам гораздо проще понимать друг друга, и предугадывать реакции собеседника на определённые фразы либо же действия.
Культура – это общая характерная особенность людей, которые живут в пределах одной страны или отдельного её региона. Понятно, что далеко не все ситуации прописаны в законах и нормах. Однако культурный человек даже в незнакомой среде сможет сопоставить события и повести себя правильно, опираясь на существующие ценности.
Наличие общей культуры – это признак того, что в одинаковой ситуации люди поведут себя аналогичным образом. Речь идёт о своеобразном своде неписаных правил. Каждый человек должен знать и понимать суть существующих законов. В ином случае он не сможет стать полноценным членом группы и проявить себя с положительной точки зрения. Стоит сказать, что часть правил усваивается человеком «с молоком матери», а вот другие нужно культивировать в себе. Не стоит жалеть времени на культурное развитие.
Для чего человеку нужна культура
Культурой принято называть своеобразную матрицу моделей поведения в обществе, которая формируется на ментальном уровне. Речь идёт о стандартных реакциях людей, которые выросли в одинаковой культурной среде, а также конструктивном взаимодействии индивидуумов в рамках одной группы во всех проявлениях жизни, начиная от технических разработок и заканчивая простыми человеческими эмоциями. Представителям славянской культуры стоит обратить своё внимание на медиапортал «Славянский Мир». Здесь можно найти ответы на современные вопросы под призмой наследия предков и узнать массу полезной информации.
Культура отдельной страны – это своего рода набор моделей поведения для каждого конкретного случая. Таковые являются общими для большинства. Речь идёт о понятиях, традициях и классическом отношении, а также устоявшихся правилах, которые присущи людям того или иного менталитета.
Культура – это неотъемлемый элемент общественного строя. Без неё никак не обойтись. Культура необходима для того, чтобы держать человека в некоторых рамках. Представьте, если каждый будет делать то, что он хочет. Кроме того, культура способствует построению коммуникаций и облегчению понимания в рамках группы. Когда существует некоторая общая база, индивидуумам гораздо проще понимать друг друга, и предугадывать реакции собеседника на определённые фразы либо же действия.
Культура – это общая характерная особенность людей, которые живут в пределах одной страны или отдельного её региона. Понятно, что далеко не все ситуации прописаны в законах и нормах. Однако культурный человек даже в незнакомой среде сможет сопоставить события и повести себя правильно, опираясь на существующие ценности.
Наличие общей культуры – это признак того, что в одинаковой ситуации люди поведут себя аналогичным образом. Речь идёт о своеобразном своде неписаных правил. Каждый человек должен знать и понимать суть существующих законов. В ином случае он не сможет стать полноценным членом группы и проявить себя с положительной точки зрения. Стоит сказать, что часть правил усваивается человеком «с молоком матери», а вот другие нужно культивировать в себе. Не стоит жалеть времени на культурное развитие.
Зачем нужна культура?
По моим подсчётам, за последние тридцать лет министерство по освоению средств, выделяемых на культуру, истратило более двух миллиардов долларов. Уверен, что каждый читатель думает, что нашёл бы им более разумное применение, если бы эти средства попали в его руки. В принципе это вполне возможно, потому что мы не знаем, каков принцип освоения этих средств.
В общем, что там происходит, мы не знаем и скорее всего не узнаем никогда.
Но давайте задумаемся вот о чем — у нас с вами есть свои скромные средства и мы худо-бедно их на что-то тратим. В том числе и на культуру.
Так может быть есть смысл оптимизировать свои расходы и вообще перестать что-либо тратить на культуру?
Например, перестать читать книги. Перестать интересоваться современной литературой. Перестать курить. Шучу, это к культуре не относится.
Давайте вместе подумаем, что произойдёт, если перестать читать книги. Что такое вообще книга? Что происходит, когда мы читаем? Мы узнаем, какие люди бывают на свете и о чем они думают. А если перестанем читать, то перестанем понимать людей. А если перестать понимал людей, то можно вести себя неправильно. И в результате можно потерять работу, не так ли?
Но что будет если читать книги только тех авторов, кто живет далеко от нас? Вы будете прекрасно разбираться в жизни американцев и мексиканцев, но ведь этих людей вы не каждый день видите, не так ли? Значит, есть смысл читатель Книги современных авторов, стихи и рассказы уфимских авторов в том числе.
Роль культуры в жизни человека
«Роль культуры в жизни человека»
3. РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА………………………………. …..9
Одной из актуальных тем, на мой взгляд, является тема «культура и личность». В современном обществе два этих понятия не могут существовать друг без друга. С одной стороны, культура формирует личность, с другой – личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.
Цель данной работы – показать её актуальность и доказать важность присутствия в жизни любого человека такого понятия как «культура».
Задачи данной работы – разобраться и изучить такие термины, как «личность» и «культура» и выяснить, какую роль играет культура в становлении личности.
Все знания, приобретенные в итоге прочтения данной работы, помогут каждому человеку в дальнейшем саморазвитии, многих заставят пересмотреть своё отношение к культуре. Ведь для того, чтобы стать интересной, разносторонней, умной, грамотной и культурной личностью в современном обществе, необходимо уважать, понимать культуру и хоть немного приобщаться к ней.
К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения. Например, культура — это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Во вторую — те определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества. Культура — социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни. В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, организующих человеческое поведение. В других случаях ученые понимали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчеркивали, что она — продукт деятельности людей. Иногда о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение. [3; с.11-14]
«В современном языке термин «культура» употребляется очень часто преимущественно в двух значениях — «широком» и «узком». В широком смысле к культуре относят все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни — обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику. В «узком смысле» границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, с искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью» [2; с 22]
Приверженцы более узкого подхода к пониманию культуры считают неправильным распространять ее на всю совокупность общественных явлений. В обществе много безобразного, отвратительного, которое никакие назовешь культурой. Наркомания, преступность, фашизм, проституция, войны, алкоголизм — все это искусственно создано человеком и принадлежит к сфере общественных явлений. Но вправе ли мы относить это к сфере культуры?
Если нечто направлено на уничтожение создаваемых человеком позитивных ценностей, то это нечто необходимо называть не культурой, а антикультурой. Критерием здесь выступает человек, мера его развития. И тогда культура — только то, что содействует развитию, а не деградации человека.
Думается, что оба значения, широкое и узкое, имеют равные права, а употреблять их следует в зависимости от ситуации и контекста. Разница между ними состоит вот в чем. В первом случае культура включает в себя социальные проблемы, в частности, социальные институт (религию, науку, семью, экономику, право).
Во втором — она ограничивается историей и теорией художественной культуры, искусства. В нервом случае больший акцент поставлен на социологических, антропологических, этнографических методах и данных, во втором — на искусствоведческих, философских и литературоведческих.
Второй, узкий подход предполагает, что культура — это а) сфера общества, б) аспект общества или видов общественной деятельности. Это разные вещи. При «сферной» трактовке все общество разделяют на несколько сфер — социальную, экономическую, политическую и культурную. Культурная сфера представляет один из сегментов общества. При «аспектном» подходе общество также разделяют на сферы. Например, нижегородские культурологи выделяют восемь сфер: экономическая, экологическая, педагогическая, управленческая, научная, художественная, медицинская, физкультурная. Но могут быть те же четыре главных сферы, указанные выше. Их количество здесь не так важно, как качество: «В обществе существует столько культур, сколько существует сфер общественной жизни» [1; с 7].
Культура — комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.
В этом определении органично соединились оба значения культуры — широкое и узкое. Культура — совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов. В ней выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Благодаря этому общества, нации и группы различаются именно своей культурой. Культура народа — это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое.
В культуру входят также социально-бытовые установки, принятые в обществе жесты вежливости и приветствия, походка, этикет, гигиенические привычки. Домашняя утварь, одежда, орнамент, фольклор — все это имеет этническую тональность и передается из поколения в поколение, образуя этнический стиль. Надписи в подъезде и на заборах, далеко не всегда соответствующие нормам литературного языка, также выражают определенную культуру, а точнее сказать, молодежную субкультуру. Впрочем, об этом речь пойдет дальше. [3; с. 14-16]
Тема личности человека, динамика ее развития, процессы ее становления и существования волновали человечество с доисторических времен. Стремление познать самого себя, стремление разобраться в глубинах своего существа направляло мысли людей в сложный и запутанный мир человеческой психики.
По той причине, что человек внутренне весьма мало изменился за последние четыре-пять тысяч лет, мы можем утверждать, что актуальность самопознания остается неизменно высокой в системе ценностей человека.
Общая психологическая структура личности
Без сомнения, каждый взрослый человек, даже подросток не раз слышал и употреблял в жизни слово «личность». В милиции занимаются установлением личности, в школе пишут сочинения про личность того или иного литературного героя, изучают личность значимых в истории людей. Действительно, это слово многозначно. Но далеко не каждый представляет себе, что же такое есть на самом деле человеческая личность.
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Итак, Личность- это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественной по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
3.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Роль культуры в общественной жизни невозможно переоценить, так как, по большому счету, культура является той средой, в которой протекает человеческая жизнь, а значит, и жизнь всего общества.
Человек не может существовать вне культуры и не может развиваться без ее влияния. В данном случае, человек является творцом культуры, но и он сам же от нее зависит и попадает под ее влияние. От уровня приобщения человека к национальной или мировой культуры зависит его духовное и личностное развитие, мера его развития, как субъекта социума. Когда человек приобщается к мировым ценностях культуры, его кругозор значительно расширяется и становится более многообразным.
Этот процесс необходим и для постоянного повышения культурного уровня социальных масс и динамичного развития мира. И приобщение каждого человека к процессу культуры играет в данном случае важную роль, так как тогда возможно обеспечивать развитие культуры при помощи единства новаций и традиций.
Культура, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются, прежде всего, по этому признаку. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их действия, и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право[3].
Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки[4].
Искусство — как часть духовной культуры
Другим важнейшим видом духовного производства является искусство. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники, писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности.
Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.
Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следующие виды искусств.
Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает предметы, а создает их. Архитектура бывает общественная, жилая, градостроительная, садово-парковая, промышленная, реставрационная.
Общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества.
Утешительно-компенсаторная функция заключается в восстановлении в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство влияет на внутреннюю гармонию личности, способствует сохранению и восстановлению ее психического равновесия.
Художественно-концептуальная функция выражается в свойстве искусства анализировать состояние окружающего мира.
Функция предвосхищения характеризует способность искусства предвосхищать будущее. На этой способности основаны фантастические, утопические и социально прогнозирующие произведения искусства.
Воспитательная функция искусства отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей.
Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику. В напряженные периоды истории она играет ведущую роль в общей системе функций искусства.
Гедонистическая функция показывает особый, духовный характер искусства, призванного доставлять людям удовольствие. Она опирается на идею самоценного значения личности и осуществляет ее, доставляя человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения.
Познавательно-эвристическая функция отражает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.
В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играет воображение и фантазия пoзнающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.
В отличие от различных общественных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другими познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.
Искусство включено в целостную систему форм общeственного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмотренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в eдином культурном контексте, возникающем благодаря иx взаимосвязям. [5]