Для чего человеку необходимо религия четвертый класс
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемГригорий Наточиев
Похожие презентации
Презентация на тему: » Тест 2 1. Для чего человеку необходима Религия? А) Чтобы гордиться перед другими народами достояниями своей культуры. Б) Чтобы знать свои традиции, приобщаться.» — Транскрипт:
3 2. Что Религия дает человеку? А) Нормы морали и нравственности, ориентиры на жизненном пути, возможность быть счастливым Б) Превосходство над нерелигиозными людьми В) Возможность уподобиться Богу Г) Материальное благополучие Следующий вопрос
4 3. Как Культура и Религия взаимодействует друг с другом? А) Религия основана на культуре Б) Культура и Религия взаимно дополняют друг друга. Религиозные переживания людей находят отражения в культуре, а культура углубляет религиозные представления. В) Культура существует только благодаря религии. Следующий вопрос
5 4. Когда человек считается культурным? А) Когда он занимается физкультурой (физической культурой) Б) Когда он читал книги о культуре. В) Когда он знает особенности культуры своей Родины и поступает в соответствии со своим знанием Следующий вопрос
6 5. Как вы понимаете выражение «везде присутствие Бога»? Бог Духом Своим находится везде во вселенной Бог может находиться везде, если Он этого захочет Бог может находиться там, где хочет этого человек, когда он призывает Имя Божие Следующий вопрос
7 6. Вера в Бога Никак не отражается на жизни человека Помогает людям жить, потому что вера укрепляет человека, делает его сильнее в сложных жизненных ситуациях, и человек знает, к Кому он может обратиться Делает жизнь человека труднее, потому что приходится соблюдать разные правила Следующий вопрос
8 7. Почему Бога называют Творцом? Бог был Сам сотворен Он сотворил этот мир Он помогает людям в творчестве Следующий вопрос
9 8. Почему всемогущий Бог не сделает так, чтобы в мире не было зла? Он может все, кроме этого Господь дал людям свободу выбирать между добром и злом Он не хочет избавлять мир от зла Следующий вопрос
10 9. Как вы понимаете выражение «везде присутствие Бога»? Бог Духом Своим находится везде во вселенной Бог может находиться везде, если Он этого захочет Бог может находиться там, где хочет этого человек, когда он призывает Имя Божие Следующий вопрос
Культура и религия 4 класс ОРКСЭ
Культура и религия. 4 класс
Воспитательная: воспитание нравственности, толерантности, коллективизма, умения выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга; воспитание культуры речи; эстетическое воспитание.
Образовательная: раскрыть понятие «культура», рассмотреть влияние религии на культуру, раскрыть сущность материальной и духовной культуры, формирование понятий: культура, религия, материальная культура, духовная культура;
Развивающая: через игровые моменты, групповые формы работы способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, выполнять творческие задания, сравнивать культуру материальную и духовную;
учебное пособие «Основы мировых религиозных культур», 4-5 кл./ А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева и др.;
электронное пособие к учебнику «Основы мировых религиозных культур»;
карточки для игры «Собери пазлы»;
Как вы понимаете слово «религия»?
Какие религии называются национальными?
Какие религии называются мировыми?
Какие религии считаются традиционными для России?
Какие религии преобладают в нашем крае? В нашем поселке?
Религия – сфера жизни, отличительной чертой которой является вера в сверхъестественное, в Бога.
Ритуал – участие людей в религиозных действиях.
Национальные религии – это иудаизм, индуизм.
Мировые религии – это буддизм, христианство, ислам.
О чем мы будем говорить на уроке? Посмотрите в учебнике на стр. 8
Выступление учителя «Что такое культура?»
В повседневной речи слово «культура» часто связано с представлениями о дворцах и музеях, театрах и библиотеках. Порой мы употребляем такие выражения, как «культурный человек», «культурно себя вести». Это тоже связано со словом «культура».
Предлагаю вам уже знакомую игру «Подбери слово».
В науке есть такое определение: «Культура – это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории».
Задание детям : рассмотрите фотографии на слайдах и скажите, к какой культуре – материальной или духовной, они относятся?
(на слайдах: Кижи, кантеле, национальная карельская одежда, предметы быта карел)
Учащиеся разбиваются на 2 команды и получают карточки со словами: церковь, танец лезгинка, карета, мечеть, знания, буддизм, кукла, ислам, народная песня, монета, копье, законы, платье, сказка.
1-й команде необходимо выбрать карточки, связанные с материальной культурой, а 2-й команде – с духовной культурой.
Беседа с учащимися:
— Мы говорим о ком-то, что он культурный человек? Что это означает?
— Что входит в понятие « культура поведения »? Какие черты присущи культурному человеку?
Работа с рассказом.
— Хочу вас спросить: Каким словом в русском языке выражается благодарность? (спасибо)
— Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.
Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:
— А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?
— Говорят «спасибо», что же ещё?
— Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе.
Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.
Беседа по вопросам:
— Что нового вы узнали о слове спасибо?
Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва.
— Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что?
— Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?
— Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она действительно верила в Бога?
— Зачем люди строили храмы?
Когда люди строили храм, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это культура. Вы согласны?
6. Выступление учителя «Влияние религии на культуру».
Многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с религией, они необходимы для ее существования.
В каждой религии нужно было иметь место для совершения ритуалов. Так возникли специальные здания, которые должны были служить этим целям. (Идет демонстрация слайд-шоу «Культовые сооружения»). Мы до сих пор с удовольствием посещаем сохранившиеся величественные храмы Древней Индии, Древней Греции. Не сохранился до нашего времени, но известен по описаниям Иерусалимский храм в Израиле. Торжественные буддистские храмы встречаются повсюду в Азии. В древние времена возникли и первые христианские храмы, некоторые из них сохранились до наших дней. На Ближнем Востоке и в Северной Африке были возведены первые священные сооружения мусульман. Сейчас буддистские, исламские, христианские храмы можно встретить повсюду. Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются, мы узнаем на следующих уроках.
В настоящее время эти замечательные сооружения считаются культурными памятниками. Они охраняются государством. И у нас в Карелии много великолепных храмов. Туристы со всего мира приезжают полюбоваться их красотой. Давайте полюбуемся на эти замечательные сооружения.( слайд-шоу)
— Какие эпитеты мы можем подобрать при описании этих храмов?
— А у нас в городе есть храм? Где он находится? Как называется?
В древности в храме ставили статуи того бога, которому этот храм был посвящен. (Учитель обращает внимание детей на фото на с.9 учебника)
Живописцы всех времен часто обращались к религиозным сюжетам в своих картинах ( показ репродукций ). В буддизме и христианстве, а также в ряде других религий во время ритуальных обрядов используется музыка. Сегодня нам известно немало музыкальных произведений, написанных как специально для религиозных целей, так и на религиозные темы и сюжеты.
(прослушивание: Рахманинов «Всенощное бдение»).
Связаны ли культура и религия между собой?
Закрепление основных понятий урока ( работа с тренажером в электронном пособии к учебнику «Основы мировых религиозных культур»)
Перескажи родителям или другим взрослым материал
урока 3 «Культура и религия».
Повтори понятия: религия, национальные религии, мировые религии, традиционные религии, культура, духовная культура, материальная культура.
Индивидуальное задание: подготовить сообщение или презентацию по теме (на выбор):
1) «Памятники духовной культуры Карелии»,
2) «Памятники материальной культуры Карелии».
Зачем нужна религия?
Сначала остановимся на вопросе о том, чего, собственно, хотят, чего ждут от религии разные люди. Для чего они принимают религию? На что надеются? Здесь можно выделить несколько типичных ситуаций.
1. Убежать от мира, от его проблем, от его грязи. Скрыться люди пытаются в храмах, в монастырях, в скитах, в этнопоселениях или даже в собственном доме, в своей квартире. Рассуждение тут очень простое: мир погряз во зле, им управляют злые силы, а мне надо сохранить себя, избежать участия в злых делах. А для этого надо уединиться, отгородиться, отторгнуть мир, иначе обязательно испачкаешься. И заменой миру должна выступать как раз религия.
2. Заполнить душевную пустоту. Тратить жизнь, чтобы добыть деньги, а потом тратить деньги, чтобы продлить жизнь — многие понимают, что такой ежедневный круговорот не имеет смысла, не достоин настоящего человека. В жизни должно быть что-то выше, чем повседневная суета, что-то прекрасное, доброе и вечное. И здесь религия с её архитектурой, живописью, музыкой, красивыми обрядами, умными книгами представляет собой очень привлекательное решение проблемы.
3. Повысить своё благосостояние. Это же так здорово: попросил Бога о богатстве — получил богатство, попросил власть — получил власть, попросил известность — пожалуйста. Попросил прощения за свои пакости — и тут отказа нет. То есть Бог воспринимается как некая заботливая и услужливая нянька. Данная мотивация особенно популярна у так называемых «успешных людей». Любые свои «достижения» они объясняют помощью Бога, который их якобы любит гораздо больше, чем остальных людей.
5. Возвыситься над другими людьми. Это касается в первую очередь поклонников разных экзотических и редких культов. Мол, все другие религии абсолютно ложные, и только моя бесспорно истинная. Только я и мои единоверцы угодны миру, вселенной, Богу или богам, а все остальные заблудшие люди обречены на осуждение и наказание. Тут и разнообразные секты мировых религий, и всевозможные языческие общины, и так называемая «эзотерика», и даже квазирелигии — всякие идеологии. Отметим, что для собственного возвышения человеку в данном случае достаточно просто принять нужную религию.
6. Обеспечить себе безбедное посмертное существование. Тоже очень широко распространённая мотивация. Что там после смерти — ещё неизвестно. Поэтому на всякий случай надо принять ту религию, которая обещает всем своим последователям гарантированное спасение и вечные наслаждения. А также не мешает подстраховаться и от страшных адских мук. Предусмотрительность — великое дело.
Конечно, есть и другие мотивы для принятия человеком религии, но мы пока ограничимся перечисленными. Итак, есть ли между ними что-то общее, объединяющее? Да, во всех этих случаях человек хочет от религии что-то получить в подарок: комфорт, успех, спокойствие, самоуважение, уверенность в будущем. Причём получить только за то, что принял религию.
Но дело-то в том, что человек приходит на Землю вовсе не получать, а отдавать. И оценивается его жизнь не по тому, сколько он получил, а по тому, сколько он отдал. А что и кому мы должны отдавать? Всё просто. Мы должны развиваться сами и улучшать мир, то есть приносить добро себе и миру, а также бороться со злом в себе и в мире. Однако, как мы видим, все перечисленные нами ситуации не имеют никакой связи с этой нашей главной целью. Во всех упомянутых случаях человек вовсе не собирается кому-то чего-то отдавать. Так какой же тогда смысл в религии? Может быть, все рассмотренные нами мотивации — это просто самообман? Может, религии и вовсе не нужны?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить о том, для чего, собственно, Творец создал наш мир. Для того чтобы дать нам, своим творениям, возможность в свободном развитии дойти до своего уровня. То есть свобода выбора у нас есть, она дарована Творцом. Но просто дать свободу — этого мало, надо ещё указать людям правильное направление и основные ориентиры. Именно поэтому Бог дал нам не только совесть и разум, которые подсказывают правильные решения изнутри, но также и религии — внешние подсказчики. В большинстве случаев этого вполне достаточно, чтобы мы могли отличить добро от зла, выбрать добро и отказаться от зла.
Так для чего же нужна религия на самом деле? Она просто даёт информацию о добре и зле, о правилах поведения в мире, о том, что нам делать можно и нужно, а что нельзя ни в коем случае. Причём информация эта не может ни устареть, ни измениться, ни поменяться на свою противоположность. То есть религия — это краткая, популярная, доступная инструкция по пользованию миром, по его улучшению и по нашему саморазвитию. Иными словами, религия — это одна из важных точек опоры человека в изменчивом мире. Можно, конечно, на неё и не опираться, отказываться от неё, даже делать вид, что её вообще не существует, но тогда мы становимся более беззащитными перед происками сил зла и служителей зла.
А теперь вернёмся к началу статьи, к мотивации людей, принимающих религию. Как видим, религия — это вовсе не безопасное убежище для тех, кто не желает улучшать мир. И совсем не средство удовлетворения своих эстетических потребностей. И Бог — это, конечно же, не услужливая нянька, тем более, не глава злобной мафии, а любящий отец, желающий, чтобы его дети через свободное развитие стали похожими на него. Религия никак не возвышает человека, принявшего её, и никому не гарантирует безбедную посмертную участь. Всё определяется не религией, а нашим собственным свободным выбором между добром и злом, который мы должны делать каждый день всю жизнь. Религия — это только дополнительная информация для принятия нами решений. И оценивается наша жизнь исключительно по поступкам — нашим мыслям, словам и делам, а не по тем причинам, которые к этим поступкам привели.
Жизнь постоянно преподносит нам всё новые и новые сюрпризы, причём далеко не всегда приятные и полезные. Экономические кризисы, политические перевороты, войны, эпидемии (как настоящие, так и мнимые), бытовые конфликты, всевозможные выкрутасы властей — всё это часто повергает людей в растерянность и панику. В результате распространяются депрессия, наркомания, алкоголизм, озлобленность, психические болезни, увеличивается число самоубийств. Но вот те люди, у которых есть самые главные точки опоры, такие как семья, родина и религия, переносят все эти потрясения гораздо легче, более того — часто закаляются в борьбе с трудностями, становятся лучше, чище, добрее. При этом, конечно, надо помнить, что в основе религии лежат заповеди самого Творца, которые неизмеримо важнее указаний безграмотных и ретивых начальников.
Вывод из всего сказанного прост. Религия — это не благотворитель с мешком бесплатных подарков. Это помощник человеку в его свободном развитии, в гармонизации им себя и мира, в делании добра и борьбе со злом.
Нужна ли школе религиозная грамотность?
Вероника Захарова
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
С 2012 года преподавание «Основ религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ) ведется во всех российских школах. Но споры о том, оправданно ли введение этой дисциплины в обязательную программу, не утихают до сих пор. Разбираемся в доводах «за» и «против».
ОРКСЭ — лишняя трата времени
Аргумент
❌ Предмет отнимает учебные часы, которые можно было бы потратить на более «полезные» математику, русский или английский язык
Курс ОРКСЭ рассчитан на 34 академических часа, то есть урок по этому предмету проходит один раз в неделю. Хотя эта дисциплина и обязательная, за нее не ставят оценки, нет домашних работ и контрольных.
Многие родители уверены, что дети воспринимают этот предмет как возможность «погонять балду», отвлечься или даже поспать: зная, что никаких последствий в виде плохих оценок не будет, школьники слушают учителя невнимательно, балуются на уроках.
На родительских форумах то и дело встречаются призывы вместо ОРКСЭ «добавить еще один урок русского языка («грамотность у детей сейчас страдает»), математики («считать не умеют») или вернуть урок литературного чтения («от этого детям будет больше пользы»), часы которого пришлось отдать под новую дисциплину. Некоторые родители выступают за то, чтобы не заменять этот предмет на другой, а просто убрать его из учебной программы:
«Дайте детям побольше отдохнуть. У них в „началке“ и так загруз. Пусть лучше проведут это время на свежем воздухе, погуляют», — считает Александр, папа третьеклассника из Москвы.
Контраргумент
✅ Предмет подготавливает гуманитарную базу обучающихся к поступлению в среднюю школу, где она дополняется знаниями по истории, географии, русскому языку и литературе
Педагоги, которые ведут ОРКСЭ, уверены, что эти уроки далеко не бесполезны, а наоборот, нужны для развития ребенка и расширения общего кругозора.
«Знакомство с этой дисциплиной формирует понимание норм общения в обществе и дает начальное представление об общечеловеческих ценностях. Причем делается это на материале, близком тому мировоззрению и воспитанию, которые формирует семья ребенка, так как модуль курса выбирают для него родители», — говорит Марина Коренева, учитель «Основ духовно-нравственных культур народов России» в четвертых классах МАОУ СОШ № 104 (г. Челябинск).
По мнению педагога, полученные знания будут вырабатывать уважительное отношение к культуре других народов и понимание мирового культурного наследия:
«Мы живем в светском обществе, и школа у нас — светская; но ни у кого же не возникает сомнения: а нужно ли знакомить ребенка с шедеврами искусства, с историей? Без элементарных знаний в этой области, мы лишаем их возможности понимать серьезное искусство, которое проникнуто идеалами общечеловеческих ценностей».
Школа — светская территория
Аргумент
❌ Школа должна оставаться полностью светской территорией. Разделение детей по «религиозным» модулям может привести к насмешкам по поводу вероисповедания и спровоцировать межрелигиозную рознь
Есть родители, которые категорически против того, чтобы такая интимная тема, как религия и вероисповедание, выносилась в школьное пространство в любом виде.
«Вот выберут родители для 10-летнего мальчика модуль „Основы иудаизма“, а он будет там один заниматься. А его еще потом начнут дразнить, потому что он — меньшинство, не как все. Дети ведь часто поступают жестоко. Знаю случаи, когда ребята из мусульманских семей записывались на курс „Основы православной культуры“ — чтобы не выделяться», — делится мнением Мария, мама шестиклассника из Москвы.
Кстати, ситуация, когда дети вынуждены изучать модуль, отличный от того, который указали в заявлении родители, — не редкость в маленьких поселениях, где найти достаточное количество учителей для разных направлений практически невозможно. Из-за нехватки кадров направление курса назначает школа исходя из выбора большинства, поэтому предпочтения единиц не учитываются — в итоге кому-то приходится подстраиваться.
Контраргумент
✅ В школе «не учат религии», а дают понимание о ней без знакомства с религиозными практиками
Несмотря на то, что в рамках дисциплины школьникам рассказывают о религии, формат предмета не противоречит положениям о светском характере образования, который закреплен в российском законодательстве: в частности, в Конституции РФ и Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».
«Я записала дочь на „Основы православной культуры“. Не вижу в этом предмете никакой религиозной подоплеки. Детям просто рассказывают о нравственных принципах вероисповедания, связанных с ним традициях, — это же информация для общего развития. Никаких религиозных обрядов на уроках не проводится, так что светский характер школы сохраняется», — говорит Евгения, мама школьницы из Москвы.
Такой же позиции придерживается и учитель ОРКСЭ Марина Коренева:
«В школе „не учат религии“, а дают понимание о ней без знакомства с религиозными практиками. Мы даем знания, а не навыки исповедания. Свой религиозный выбор обучающийся совершит в 18 лет. И это будет сделано под влиянием семьи и домашнего воспитания, а не школьного курса в объеме 34 часов в год в четвертом классе, » — говорит педагог.
ОРКСЭ искажает представление о религиозных ценностях
Аргумент
❌ В рамках изучения религиозных модулей у детей может сложиться неверное понимании религии, потому что преподаватель — не священник, а, как и положено по российскому законодательству, светский человек
Преподавание «Основ религиозной культуры и светской этики» ведется в четвертых классах во всех российских школах. Какой модуль в рамках этого курса будет изучать ребенок — основы православной, исламской, буддистской, иудейской культур, основы мировых религиозных культур или светской этики, — решает родитель.
Беспокойство у взрослых вызывает то, как ведется преподавание религиозных модулей — особенно, если семья верующая. Мама первоклассника из Челябинска рассказала нам, что уже сейчас задумывается о том, нужен ли этот предмет в школе:
«Я хожу в православную церковь и хотела бы, чтобы мой ребенок тоже был верующим. Однако духовное воспитание — очень тонкая и специфическая материя, и я боюсь, что неправильная подача материала может только нарушить представления ребенка о религии и вызвать недоверие к ней».
Психологи тоже считают, что любое неосторожное вмешательство в детское сознание может повлечь за собой определенные последствия.
«Это больше семейная история. Если родители хотят, чтобы ребенок лучше знал какую-то религию, то всегда есть воскресные школы при церкви, куда можно прийти за ответами. Вера в Бога — это, скорее, про магическое мышление, где ты сделал что-то хорошее и тебя за это похвалили. Дети могут понять все буквально и стать более зажатыми, бояться подумать как-то не так. Религия — вообще такая вещь, в которую нужно окунаться уже сформированной личностью, иначе можно сделать не тот акцент в развитии», — говорит Ксения Несятина, детский психолог с девятилетним стажем.
Контраргумент
✅ Приобщение к духовности в рамках ОРКСЭ поможет справиться с таким проблемами, как буллинг и скулшутинг, и воспитать в детях нравственные начала
19 октября в Москве состоялась встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с учителями ОРКСЭ. Сейчас эта дисциплина ведется только в четвертых классах, но, по мнению Владыки, ее преподавание нужно продлить на весь срок обучения в школе. Основной аргумент таков: элементарная религиозная грамотность позволит школьникам держаться подальше от опасных сект, субкультур и психокультов и перейти от деструктива к созиданию:
Мнение патриарха о важности нравственного воспитания в школе разделяет и министр образования Сергей Кравцов:
«Все большее внимание мы уделяем вопросам развития воспитательных программ и полноценного возвращения воспитания в систему школьного образования. И изучение таких направлений, как религия, культура и этика, — основа воспитания», — заявил он.
Несмотря на то, что дисциплина ОРКСЭ уже почти 10 лет входит в обязательный учебный план, отношение к ней по-прежнему спорное. Но если вы как родитель не готовы к тому, чтобы с вашими детьми о религии говорил кто-то, кроме вас и тех людей, которым вы доверяете, вы всегда можете записать ребенка на самый «безопасный» и востребованный модуль «Основы светской этики». Именно его выбирает большинство (см. Российские школьники чаще выбирают изучение этики, чем основ православия): в 2017–2018 годах курс прослушали около 43 процентов четвероклассников. На втором месте по популярности оказались «Основы православной культуры» — более 34 процентов обучающихся, а на третьем — «Основы мировых религиозных культур» — более 17 процентов.