Для чего человеку нос

Конспект занятия «Зачем нам нужен нос?»

Для чего человеку нос. Смотреть фото Для чего человеку нос. Смотреть картинку Для чего человеку нос. Картинка про Для чего человеку нос. Фото Для чего человеку нос Наталья Коновалова
Конспект занятия «Зачем нам нужен нос?»

Беседа на тему»Носы нужны не только для красы».

Цель: дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья,способствовать закреплению на основе этих знаний необходимых гигиенических навыков и привычек, которые нужны для жизни и труда.

— закреплять и расширять знания детей об одном из важнейших органов чувств- обонянии;

— уточнить, какое значение имеют для человека нос;

-приучать детей беречь нос и соблюдать правила ухода за ним.

— развивать внимание, логическое мышление ;

— развивать носовое дыхание, обучать элементам дыхательной гимнастики;

— воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью других людей.

Ход беседы:

— Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте угадать о чём мы с вами будем беседовать:

В этих норах воздух бродит

То заходит, то выходит.

— Это нос. Кто догадался о чём мы с вами будем говорить (о носе)

— Правильно, ребята мы будем говорить о носе.

-Сначало мы поиграем с вами в игру, а называется она «Где чей нос?»

(Воспитатель показывает картинки с носами различных животных. Дети угадывают)

— А это чей нос? Правильно, человека. Посмотрите все друг на друга – одинаковые у вас носы?

Похожие, но всё таки у всех разные они.

— а вы знаете, что бывает 15 разновидностей носов.

— Ребята, а вы сможете мне сказать какие носы бывают?

Слайд (длинные, курносые….)11

— Молодцы! Носы бывают длинные, курносые, широкие, узкие,плоские,прямые.

— Как вы думаете для чего нужен нам нос?

-Конечно в первую очередь – для дыхания. Можно дышать и ртом, но это неудобно и не полезно. А вот нос замечательно для этого приспособлен.

Слайд (схема носа в разрезе)12

— Воздух, который мы вдыхаем, прежде чем попасть в наш организм, путешествует по длинным корридорам.

Если мы вдыхаем холодный воздух, он за секунду непременно согреется до темпиратуры тела.

А если мы вдыхаем тёплый или горячий воздух, как вы думаете, какой воздух поступит внутрь (Горячий и сухой)

— Нет! Нос умеет не только нагревать, но и охлаждать воздух.

— Теперь послушайте стихотворение про нос:

Я ничего не знал и вдруг

Мой нос мне говорит,

Что где-то и у кого-то

Что-то сейчас подгорит.

Кто-то купил апельсин

И во-о-он туда положил.

-Как мы узнали, что чем то пахнет?

— Сейчас мы проведём эксперимент. Называется он «Узнай по запаху».

(я рараздам каждому стаканчик, где хранится свой определенный запах. Вы должны раскрыть тайну и определить чем пахнет стаканчик)

— Как вы думаете, почему на экране появились эти картинки?Духи, цветы…

— Правильно, это приятные запахи. Их приятно вдыхать.

— А это что за картинки?

— Это не приятные запахи. даже опасные. Давайте посмотрим, что это за запахи. (Выхл. газы, утечка газа, дым, пожар)

— А что нам может мешать чувствовать запахи и дышать носом?Насморк

— Кто лечит нам больной нос? (врач)

— ЛОР или ОТОЛАРИНГОЛОГ

— Что ещё лечит ЛОР? (уши и горло).Вывод: видите, какой чудесный орган есть у человека. Он нужен нам, чтобы мы могли дышать чистым воздухом, чтобы могли ощущать разные запахи. Он ещё помогает нам говорить.

— Да, вы наверное удивитесь, но от носа зависит так же ваш голос.

Давайте проведем ещё один эксперимент.

-Зажмите свой нос рукой и скажите что-нибудь

— Видите, как сразу изменился ваш голос. Он стал низким и неприятным.

— Мы растём, и он растёт вместе с нами. Как же мы можем беречь наш носик?Кто скажет?

1. Дышать надо носом, а не ртом.

2. Регулярнопроветривать комнату, вытирать пыль, мыть пол (чтобы меньше пыли попало в нос)

3. Нос нужно чаще мыть и не ковырять в носу пальцем.

— А почему, кто объяснит?

— А ещё ребята делать дыхательную гимнастику.

— Сейчас мы с вами её сделаем. Встали. Когда мы будем приподниматься на носки – мы вдыхаем воздух. Опускаемся – выдыхаем.

А ещё надо делатьточечный массаж. Он полезен для носа и от насморка. Давайте мы потренируемся.

Задали себе вопрос:

Как работает наш нос?

Не простой вопрос тот,дети

Всёж мы на него ответим.

Он на вдохе –пылесос,

А на выдохе – насос,

Фильтром служит от болезней,

Нету органа полезней.

Любит чистый он платок,

По утрам – воды поток,

Любит нюхать он цветы

Любит он тебя, а ты…

Пальцем в нем не ковыряй

И по лужам не гуляй!

А не то любимый нос

Запыхтит как паровоз!

Если так, то мчи скорей,

Ноги парь, лекарство пей,

— Итак нос нам нужен для красоты?

— А зачем? – Чтобы дышать

Конспект НОД по математике «Всем на свете нужен дом» Тема недели: Как звери к зиме готовятся. Цель недели: Формирование у детей представлений об изменениях в жизни животных осенью. Тема дня:.

Для чего человеку нос. Смотреть фото Для чего человеку нос. Смотреть картинку Для чего человеку нос. Картинка про Для чего человеку нос. Фото Для чего человеку нос«Зачем нам нужен светофор?!» Проблема безопасности дорожного движения является одной из достаточно важных проблем. Зачастую ребенок не понимает реальной опасности, которая.

Конспект НОД для детей средней группы «Для чего нужен нос?» Программное содержание: дать детям представление и расширить знания о носе, как органе дыхания. Познакомить с понятиями: приятные и неприятные.

Конспект НОД к Дню Победы «Нам нужен мир» Программное содержание • Развивать умение подбирать слова по заданной характеристике. • Познакомить детей понятием «война». • Создать.

Конспект занятия «Мир очень нужен нашей планете» Департамент по социальной политике Управления образования МУ «Информационно-методический центр» Муниципальное дошкольное образовательное.

«Зачем нужна память?» Конспект занятия по развитию произвольной памяти детей Ход занятия: 1. Введение в ситуацию. Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность. Воспитатель собирает.

Консультация «Режим дня — зачем он нужен» «Режим дня — зачем он нужен?» Продуманная организация питания, сна, содержательной деятельности каждого ребенка обеспечивает его хорошее.

«Зачем нам нужен нос». Занятие первое «Как мы дышим» Цель: познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных Оборудование и материалы: маленькие зеркала для всех детей, бумажные.

Зачем нужен ФГОС дошкольного образования 28 августа 2013 года совет Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным стандартам утвердил Федеральный государственный.

Источник

Конспект занятия по ознакомлению с органами чувств «Для чего человеку нужен нос» в старшей группе

Для чего человеку нос. Смотреть фото Для чего человеку нос. Смотреть картинку Для чего человеку нос. Картинка про Для чего человеку нос. Фото Для чего человеку нос Наталья Шалашова
Конспект занятия по ознакомлению с органами чувств «Для чего человеку нужен нос» в старшей группе

Задачи: 1 Познакомить детей с важным органом чувств-носом.

2 Дать понятие об основных функциях носа (очищение, согревание воздуха,улавливатель запаха)

3 Закрепить правила гигиены и ухода за носом.

4 учить определять по запаху продукты.

5 Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.

Словарная работа: очищение, согревание.

Материал: рисунок человечка без носа,картинки: носа, пылесоса, насоса,духов, печки; баночки с запахами, два листа картона для опытов.

Ход занятия

Дети все стоят в кругу (психогимнастика)

Воспитатель:Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

вместе за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся. (взяться за руки и улыбнуться друг другу).

Ребята посмотрите внимательно на нашу группу ни чего нового в ней не замечаете, чего раньше не было в нашей группе. (находим картинку человечка без носа, вешаем рисунок на мольберт)

Воспитатель: давайте ребята придумаем нашему человечку имя (выслушиваю мнения детей,подвожу итог)

Воспитатель: посмотрите ребята на нашего человечка все ли у него в порядке?

Воспитатель: А что с ним не так?

Дети: у человечка нет носа.

Воспитатель: Ой, точно у человечка нет носа. Ну и что, что нет носа! раве он очень нужен человеку? Может и без него можно жить? Может он вовсе не нужен

Дети: нуженю

Воспитатель: А зачем?

Воспитатель: А разве без носа дышать нельзя?

Воспитатель:Да вы так думаете. Ну-ка попробуем подышать без носа. Зажмем наши носики и попробуем подышать, ну получается дышать?

Воспитатель: Действительно без носа мы с вами дышать не сможем! Значит первая функция нашего носа дыхание. (выставляю карточку насоса символ дыхания)

Воспитатель:Послушайте вот такую загадку:

В этих норах воздух бродит:

То заходит то выходит

как вы думаете, что это?

Воспитатель: Какие молодцы. Да это нос

Воспитатель: ребята, а я слышала, что наши носики можно назвать пылесосами?

(выкладываю на мольберт Картинку пылесоса). А вы знаете почему?

Воспитатель: А вы знаете для чего нам нужен пылесос, кто знает?

Дети: Прибираться дома.

Воспитатель:Да, с помощью пылесоса мы собираем пыль и грязь у нас дома! Вот и наши носики также как пылесосы собирают пыль, микробы. А как это происходит я покажу. И мы вместе с вами это докажем.

Воспитатель:У меня есть два картона, поверхность одного картона намазана кремом, так как стенки нашего носа покрывает слизистая оболочка. А другой картон чистый (посыпаю с верху на оба картона сухой песок переворачиваю) Вот посмотрите, что изменилось с картоном,который намазанный кремом.

Дети: К нему прилип песок.

Воспитатель: а к другому картону песок прилип?

Воспитатель: Так вот и в наших носиках происходит тоже самое, вся пыль и микробы прилипают к слизи, которая находится в наших носиках. Вот поэтому наши носики называют маленькими пылесосами, так как они задерживают попавшую туда из воздуха пыль. Если же в нос попала всё таки соринка, она раздражает слизистую оболочку, и начинает щекотать в носу. А как вы думаете, что мы делаем, если у нас щекочет в носу?

Воспитатель: Правильно с помощью чихания, мы освобождаем наш нос от соринки.

Ну а теперь мы немного с вами отдохнем (физкультминутка)

Бегал носик по песочку,

По речному бережку,

Ветер мимо пролетал

Пылью носик щекотал

Воспитатель: А еще наш нос называют печкой. (выкладываю картинку печки)

Как вы думаете почему (кто догадался почему наши носы сравнивают с печкой). А зачем в доме печь.

Дети Чтобы было дома тепло.

Воспитатель: зачем согревать воздух?

Дети: что бы было тепло!

Воспитатель:Когда воздух проходит через нос он согревается и поступает в легкие теплый, что бы не заболеть. А теперь послушайте какое стихотворение я знаю про нос. Называется оно «Мой замечательный нос»

Я ни чего не знаю,

И вдруг мне мой нос говорит:

Что где-то и у кого-то

Что-то сейчас подгорит.

Я ни чего не знаю

Кто-то купил апельсины

И вон туда положил!

Про что это стихотворение? Про что рассказывается в этом стихотворение?

Воспитатель: Это стихотворение нам ещё подсказывает о чем то? О чем кто догадался?Какое свойство есть еще у носа?Вот посмотрите я нюхаю цветы и что я почувствовала?

Воспитатель:Значит следующая функция носа какая?

Дети:Чувствовать запахи (выкладываю картинку духов)

Воспитатель : Вот сейчас я и проверю ваши носики, умеют ли они у вас определять запахи. Есть у меня волшебные баночки с запахами (достаю баночки в них находятся ароматы : апельсина, бананы, духи,огурец, лук, чеснок) подношу баночки к носикам детей. Понравилось ли как пахнет? А чем пахнет?

Дети Нет. Пахнет Луком (чесноком)

Воспитатель: Да оказывается бывают еще и неприятные запахи.Вот смотрите оказывается какой нос полезный: дышит, согревает воздух, чувствует запахи, очищает воздух. А у нашего человечка нет носика. Он не может чувствовать те запахи,которые мы с вами чувствуем и дышать он не может Как нам помочь ему?

Воспитатель: Люба дорисуй носик. Ребята может научим человечка делать массаж для носика, чтобы он лучше дышал и не болел

От крылечка до калитки

Три часа ползли улитки,

Три часа ползли подружки

На себе таща избушки.

Воспитатель: Много всего мы узнали сегодня про нос. Я знаю игру, которая называется «Можно-нельзя»Хотите поиграть?

Воспитатель: Тогда слушайте внимательно и отвечайте правильно!

1 Вытирать нос только своим платком (Можно)

2 Засовывать в нос мелкие и колющие предметы? (нельзя)

3 При насморке втягивать в себя сопли? (НЕльзя)

4 Находиться долго на солнце? (Нельзя)

5 А в сильный мороз долго гулять? (нельзя)

Молодцы ребята вы справились со всеми заданиями. Мне понравилось с вами заниматься

«Что такое язык и для чего он нужен человеку». Исследовательская работа МДОУ «Детский сад №11 п. Комсомольский Белгородского района Белгородской области» Тема: Что такое язык и для чего он человеку?.

Для чего человеку нос. Смотреть фото Для чего человеку нос. Смотреть картинку Для чего человеку нос. Картинка про Для чего человеку нос. Фото Для чего человеку носДля чего детям нужен театр? Детям театр необходим и как зрителям, и как артистам. Воспитательное значение театра огромно. Театр делает это в увлекательной, занимательной.

Консультация для родителей «Для чего нужен режим дня?» Режим дня основан на правильном чередовании видов деятельности и отдыха. Режим дня способствует развитию ребенка, приучает его к дисциплине.

Конспект занятия «Зачем человеку дом» Конспект к презентации «Зачем человеку дом?» Цель: Систематизировать знания детей о доме, его частях, материалах из которых делают дома.

Конспект НОД для детей средней группы «Для чего нужен нос?» Программное содержание: дать детям представление и расширить знания о носе, как органе дыхания. Познакомить с понятиями: приятные и неприятные.

Конспект занятия для детей старшей группы «С чего начинается Родина?» Конспект занятия для детей старшей группы «С чего начинается Родина?» Конспект занятия для детей старшей группы «С чего начинается Родина?.

Непосредственно-образовательная деятельность детей в средней группе «Мир запахов. Для чего нужен нос?» МБДОУ «ЦРР-детский сад№191» Непосредственно-образовательная деятельность детей в средней группе на тему: «Мир запахов. Для чего.

Урок по чтению в 4 классе коррекционной школы VIII вида «Для чего нужен снег?» Индивидуальное обучение ребёнка с ОВЗ Урок по чтению 4 класс коррекционная школа VIII вида. Цели: 1) Совершенствовать навыки чтения; 2) Совершенствовать навыки чтения по ролям;.

Источник

Исследовательская работа с презентацией «Для чего нам нужен нос?»

Выбранный для просмотра документ Для чего нам нужен нос.doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 46»

Ленинского района города Саратова

Секция: экология человека.

ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖЕН НОС?

Тузовой Арины, обучающейся

общеобразовательная школа № 57»

Руководитель Абдуллина В.Б.,

классов I категории

Основная часть стр. 3-5

Список литературы стр. 6

Для чего нам нужен нос?

Цель исследовательской работы. Расширить представления о своём организме – о функциях носа, особенностях его строения, значении в жизни человека.

Некоторые считают, что нос – это только украшение на лице. Другие думают, что природа дала нам нос, чтобы задирать его кверху. Есть даже выражения: «Ишь ты, нос задрал!» или «Ну что ты нос повесил?» Это шутка. На самом деле даже самый маленький нос – весьма важная часть тела. Ещё во втором классе на уроке окружающего мира мы изучали тему «Органы чувств». Я узнала, что нос – это орган обоняния. Нос помогает чувствовать и различать запахи. Но мне захотелось узнать о таком органе, как нос, больше. Поэтому я выбрала тему для работы «Для чего нам нужен нос?»

Самой выдающейся частью на лице каждого человека и в прямом, и в переносном смысле является нос. Нос всегда считался едва ли не самым загадочным из всех органов чувств. Разберёмся с этим органом. Итак, нос нам нужен, по моему мнению, для того, чтобы чувствовать окружающие запахи. А как же нос воспринимает запахи? Из детской энциклопедии для любознательных «Отчего и почему?» я узнала: воздух, который мы вдыхаем, раздражает наши нервные окончания. Если он имеет какой-нибудь запах, мы его немедленно почувствуем. С помощью обоняния человек как бы контролирует качество воздуха. В случае появления в воздухе приятного запаха, мы стараемся дышать глубже (воздух после дождя, на прогулке в лесу и т. п.). А при ощущении неприятного запаха, наоборот, стараемся дышать как можно реже. Нос способен мгновенно определить присутствие в воздухе тысячи разных веществ. И я была уверена, что нос нам нужен только для того, чтобы ощущать различные запахи. Но проведя несколько экспериментов и изучив дополнительную литературу, я убедилась, что это не совсем так.

Однажды я заболела, и при приёме пищи заметила, что, оказывается, я не чувствую вкус того, что ем? Что же произошло? Мне стало интересно, я взяла энциклопедию и узнала, что обоняние тесно связано со вкусом. Поэтому, когда у нас заложен нос, мы не ощущаем не только запах, но и вкус пищи. Даже страшно подумать о том, что мы могли бы не почувствовать, как аппетитно пахнет бабушкиным пирожком, вкусным борщиком, апельсинчиком. А вот другая ситуация, когда начался пожар или произошла утечка газа…, ведь именно наш нос первым придет на помощь и спасет от опасности.

После выздоровления я решила провести такой эксперимент: я зажала нос прищепкой и стала пробовать на вкус йогурты с клубничным и вишнёвым вкусом. Я убедилась, что невозможно определить вкус продукта, если «не работает» нос.

А почему во время насморка мы перестаём чувствовать запахи, что же происходит? Сначала проведём эксперимент: возьмём салфетку и промокнём ею внутри носа. Салфетка намокла – внутри нос покрыт слизью. Во время насморка слизистые оболочки в носу разбухают, раздражаются и забиваются слизью. В результате, запахи, находящиеся в воздухе, перестают действовать на обонятельные нервы. Проверим, что получится, если не дышать через нос. Для этого сначала понюхаем что-нибудь приятное – глубоко вдохнём через нос. Затем зажмём нос и подышим ртом. Какой бы запах мы до этого ни нюхали, с зажатым носом почувствовать невозможно. Вот что и происходит с заложенным носом.

Так же я узнала, что содержащаяся в носу слизь предохраняет наш организм от попадания микробов. У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяет 0,5 литра слизи. Ее функция – увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать пылинки и микроорганизмы, оседающие на стенках полости. Слизь содержит вещества, убивающие микробов, или препятствующие их размножению. Под слизистой оболочкой ветвятся многочисленные кровеносные сосуды, поэтому даже легкие травмы носа сопровождаются обильными кровотечениями. Эти сосудистые сплетения согревают вдыхаемый воздух до температуры тела.

Следующий этап эксперимента. Проверим проходимость воздуха через носовые ходы. Для этого закроем один носовой ход, а к другому поднесем легкий кусочек ваты. Струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе. Вывод: При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость.

А почему дыхание через нос предпочтительнее, чем дыхание через рот? Оказывается, дышать рекомендуется через нос, потому что при дыхании ртом в легкие поступает холодный воздух, что является причиной простудных заболеваний. Больной человек, не соблюдающий правил гигиены, становится источником инфекции. Кроме того, носовое дыхание улучшает кровообращение в полости черепа. Нервные клетки получают достаточное количество кислорода, что благоприятно сказывается на работе нервной системы. Ограничение носового дыхания в детстве из-за хронического насморка или дефекта дыхательных путей приводит к отставанию в развитии.

А если зажать нос руками и произнести слово «нос», что происходит со звуками? Правильно, они изменились. Речь стала нечеткой, голос гнусавым, глухим, неприятным. То же самое происходит, когда у нас насморк, и заложен нос. Этот эксперимент доказывает то, что нос играет немаловажную роль в произношении звуков.

А сейчас следующий этап эксперимента. Зажмем нос и не будем дышать. Очень тяжело не дышать. Дыхание имеет важное значение, и если воздух не поступает, это опасно не только для наших лёгких, но и для головного мозга. Человек не может жить без воздуха, а чтобы он попадал в организм, природа придумала для нас дыхательную систему, где нос играет главную роль.

Рассмотрим схему носа – такого важного для нас органа.

Вот, оказывается, почему важным гигиеническим правилом является ежедневное очищение и мытье носа во время утреннего умывания – чтобы в носу не скапливались болезнетворные микробы.

А ещё я узнала из источников Интернета, что в некоторых странах жители так любят свой нос, что украшают его разными предметами, колечками, драгоценными камнями, а в некоторых государствах Африки жители даже здороваются с помощью носа.

Итак, подводя итоги моей исследовательской работы, я могу сказать

следующее: нос – настоящая химическая лаборатория, способная моментально определять в воздухе тысячи разных веществ. Благодаря обонянию, человек может отличить хорошую пищу от испорченной, вовремя обнаружить утечку газа на кухне, ощутить вкус пищи. При помощи носа мы произносим звуки. Так же я знаю, что нос – это один из главных органов дыхательной системы. К нему нужно бережно относиться, чтобы быть здоровым.

Про нос написаны книги, сочинены стихи и песни. Вот какой важный орган – нос!

Источник

Зачем человеку нос?

В. БУКОВ, доктор медицинских наук

«Без носа человек – черт знает что: птица не птица, гражданин не гражданин, – просто возьми, да и вышвырни за окошко. »

Спросите опытного врача, даже из числа обладающих научными степенями и званиями: «Для чего человеку нос?». В лучшем случае вы получите ответ: «Для очищения вдыхаемого воздуха от пылевых частиц, увлажнения его и согревания», И еще добавят: «Для обоняния». Но очевидно, что все упомянутые важные для жизни процессы прекрасно осуществляются и у животных, не имеющих носа, но обладающих верхними дыхательными путями, то есть гортанью, трахеей и бронхами.

Подобно глазам, губам, ресницам, нос, как бы критически к нему ни относиться, – украшение лица. Представить человека с двумя дырками на ровном месте просто невозможно!

Для чего нос появился у «человека разумного»? Ведь у его предков – человекообразных обезьян – такого органа не было! Давайте искать ответ вместе.

«Злые языки страшнее пистолета»

Говорят: слово ранит. Но это относится лишь к человеческой психике. Животные воспринимают не сами слова, а лишь интонацию, с которой они произнесены. Дело в том, что способность говорить, мыслить присуща человеку благодаря так называемой второй сигнальной системе мозга, которая у животных отсутствует. Чрезмерное раздражение клеток коры больших полушарий мозга – нейронов – у зверей, птиц, рыб происходит только по механизму первой сигнальной системы – через физическую боль. У людей, кроме того, и через слово, которое может действовать сильнее любой боли. Это делает наш мозг иногда беззащитным и ставит его в опасное положение.

Если бросить в стоячую воду один крупный камень, а в другом месте – с десяток поменьше, можно видеть, что волнение в первом случае будет сильнее и длительнее. Мелкие круги на воде быстро гасят друг друга. Такой же принцип используется мозгом для ослабления очагов возбуждения, он получил название индукционного. Получив сильное раздражение (испуг, боль, нервное потрясение), организм включает защитную систему. Животные начинают визжать, метаться, прыгать. Человек тоже неосознанно прибегает к использованию индукционного механизма – он стремится двигаться, громко говорит, иногда кричит, стискивает зубы или вызывает у себя сильную боль. От всего этого в нейронах коры больших полушарий возникают многочисленные дополнительные очаги вторичного возбуждения. Они-то, подобно волнам от мелких камней в нашем примере, отчасти гасят первичный очаг раздражения. По этой же причине зубная боль переносится легче днем во время бодрствования. И становится порой совершенно нетерпимой ночью, когда кора мозга спокойна, и в ней действует только один очаг раздражения – болевой.

Согласно законам физиологии, чрезмерное раздражение нервной клетки (нейрона), выходящее за пределы выносливости, обязательно приводит к возникновению в ней защитного торможения, которое называется «запредельным». Благодаря этому, клетка ослабляет или вообще перестает воспринимать какие бы то ни было раздражения, и тем самым спасает себя от повреждения. Надо сказать, что такая ситуация очень опасна для организма, ибо может надолго отключить целые группы нейронов. Обморок в этом случае, если можно так сказать, лучший выход из положения – он обычно недолог и проходит сам по себе. Иногда же нейроны отключаются на длительное время – дни, месяцы и даже годы, что сопровождается потерей человеком жизненно важных функций – способности говорить, слышать, видеть, двигаться. Такие состояния известны медикам как функциональные параличи на истерической основе. К счастью, иногда они обратимы, то есть исчезают при сильном нервном потрясении.

Эти свойства человеческой психики были, по-видимому, известны церковникам. Порой они пытались использовать их в своих интересах, совершая «чудесные исцеления» страждущих. Похожий случай высмеян в давнишней кинокомедии «Праздник святого Йоргена».

В суровой жизни древнего человека было много причин для страха, и потому нейроны коры больших полушарий мозга наших пращуров должны были испытывать непомерные нагрузки. Обладая такой невыгодной особенностью нервной системы, первобытный человек не смог бы выжить в борьбе за существование Но его спас новый защитный механизм, возникший одновременно со второй сигнальной системой. Этот защитный механизм – слезы.

Поплачь – легче будет.

Суть «слезного механизма» заключается в том, что в нейронах коры больших полушарий при стрессовых ситуациях мгновенно может возникать новый мощный, как бы отвлекающий очаг возбуждения.

Для чего человеку нос. Смотреть фото Для чего человеку нос. Смотреть картинку Для чего человеку нос. Картинка про Для чего человеку нос. Фото Для чего человеку нос

Рис. 1. Слезный механизм: а) расположение функциональных центров; б) возникновение дополнительных очагов возбуждения

а) Рецепторы верхних дыхательных путей связаны с разными нервами: рецепторы носовых путей – с тройничными и обонятельными, а рецепторы гортани, трахеи и бронхов – с блуждающими нервами. Поступающие по тройничным и обонятельным рецепторам импульсы попадают в сосудодвигательный, дыхательный центры, в нейроны коры больших полушарии, в сердце. Они активизируют деятельность этих структур и всей центральной нервной системы, органов и систем организма. При сильном раздражении рецепторов верхних дыхательных путей повышается артериальное давление, усиливается дыхание и пульс, ускоряется обмен веществ. Человек начинает испытывать состояние нервного напряжения. Импульсы, поступающие по блуждающим нервам, действуют противоположно – снижают артериальное давление, замедляют дыхание и пульс.

б) Нос хорошо приспособлен к тому, чтобы слезы, вытекающие из носовых каналов, орошали все рецепторы – чувствительные окончания – тройничного и обонятельного нервов. Их раздражение вызывает в нейронах коры мозга встречный очаг возбуждения, который ослабляет чрезмерно опасный очаг, возникший от боли или в стрессовых ситуациях. Рыдания, нередко сопутствующие плачу, усиленно раздражают рецепторы блуждающих нервов в гортани. Идущие от них сигналы ослабляют функции нервных центров, сердца, нейронов коры головного мозга.

Вот как запускается этот механизм. Чрезмерное раздражение нейронов активизирует кору мозга. Усиливается функция всех систем организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, нервно-психической, центров мозга, желез внутренней и внешней секреции, в том числе и слезных Все это сопровождается расслаблением тонуса гладкой мускулатуры мочевого пузыря, прямой кишки, слезно носовых каналов. Именно поэтому при сильном испуге у некоторых людей с повышенной чувствительностью нервной системы и особенно у детей может произойти непроизвольное мочеиспускание и даже «медвежья болезнь». Но в первую очередь – слезы. Усиленно выделяясь из слезных желез, они поступают по слезно-носовым каналам в носовую полость. Нос человека отлично приспособлен к тому, чтобы слезы мгновенно орошали его слизистую оболочку, обильно насыщенную чувствительными окончаниями – рецепторами тройничного и обонятельного нервов. Раздражающие сигналы поступают в мозг и создают дополнительные очаги возбуждения. При нервном потрясении многие не просто плачут, а рыдают и даже кричат. С точки зрения физиологии это еще один защитный механизм, ослабляющий возбуждение нейронов коры мозга. При крике происходит усиленное раздражение рецепторов голосовых складок гортани (их почему-то часто ошибочно называют «связками»). Потоки импульсов из этой зоны, поступая в головной мозг, ослабляют возбуждение его структур. Поэтому неудивительно, что некоторые люди иногда пользуются таким способом обороны от вредного действия стрессов. Вероятно, они вынуждены так вести себя из-за слабой выносливости нервных клеток. Это свойство может быть не столько врожденным, сколько приобретенным по ряду причин. Например, «слезный механизм» работает плохо или совсем отсутствует, как бывает в случае непроходимости слезно-носовых каналов после перенесенного воспалительного процесса в слизистой оболочке. Такие люди плачут только «видимыми миру слезами», которые стекают по щекам. Поэтому, если человек не может плакать, – это не положительная особенность организма, а болезнь, требующая лечения.

Младенцы плачут по-особому. Вторая сигнальная система у них не развита, слезы выделяются в небольшом количестве, а слезно-носовые каналы еще не функционируют. Их крик служит сигналом физиологического неблагополучия, сообщить о котором малыши иначе не могут.

Встречаются люди с малой выносливостью нейронов к раздражениям. Когда потрясение очень сильно для них, а «слезный механизм» не успевает сработать, то деятельность нейронов затормаживается и их функция прекращается. Результат – обморок, Если в этот момент сильно раздражить рецепторы носа, например, дать понюхать нашатырный спирт, или причинить сильную боль, то под влиянием появившегося очага возбуждения торможение нейронов исчезает, и человек приходит в себя.

Люди с ослабленной функцией корковых нейронов чаще пользуются «слезным механизмом» – они плаксивы. И невропатологи по этому симптому судят о состоянии нейронов и его изменении при лечении. По мере выздоровления плаксивость пропадает.

В преклонном возрасте люди чаще пользуются носовым платком – выносливость их нейронов к раздражениям ослаблена, поэтому выше эмоциональная чувствительность.

Капризы погоды – капризы организма

Когда одновременно падает атмосферное давление, снижается температура воздуха и повышается влажность, самочувствие людей, особенно пожилых и больных, ухудшается. Труднее дышать, «скачет» кровяное давление, болит голова, быстрее устаешь. У страдающих гипертонической болезнью возникают кризы. Таковы печальные последствия капризов погоды.

Чтобы ослабить ущерб, наносимый здоровью переменой погоды, нужно знать механизм ее действия на организм. Казалось, погодные факторы прежде всего должны влиять на рецепторы кожных покровов. Однако эти предположения не подтвердились. Дело в том, что все существующие в организме человека рецепторы к постоянным, монотонным воздействиям быстро «привыкают» и не отвечают на них. Такое свойство рецепторов – благо. Нас не раздражает поэтому постоянная тяжесть одежды, мы не обращаем внимания на монотонный шум, ровный свет. Да ведь иначе и жить было бы невозможно! Зато рецепторы очень чувствительны к раздражениям переменной силы. Именно поэтому мы сразу ощущаем ничтожные перепады давления от ползущей, например, по телу мухи. Атмосферное давление, влажность и температура воздуха почти всегда изменяются медленно, их действие можно считать практически постоянным. Что же происходит с организмом при перемене погоды?

Основной фактор, раздражающий мозг при дыхании, – потоки импульсов, возникающие от перепадов давления воздуха в рецепторах дыхательных путей. При вдохе давление понижается, а при выдохе – повышается. Чем глубже и чаще дыхание, тем мощнее возникающие воздушные потоки и сильнее раздражение. Величина перепадов, в свою очередь, зависит от атмосферного давления: чем оно ниже – тем глубже вдох и длительнее выдох. Усиленно раздражаются структуры мозга, быстрее наступает их утомление. Оно и проявляется в затруднении дыхания, повышении артериального давления, головной боли, повышенной раздражительности и т.д. Таков в самых общих чертах механизм влияния на организм атмосферного давления.

Другой сильный раздражающий фактор – влага, особенно солоноватая, подобно слезам, крови, поту и другим физиологическим жидкостям. Как мы уже говорили, увлажнение рецепторов слизистой носа значительно повышает их чувствительность к иным раздражающим факторам – механическим, физическим, химическим. Конденсация на слизистой носа теплых водяных паров, насыщающих выдыхаемый воздух, и приводит к увлажнению. Причем процесс идет тем интенсивнее, чем ниже температура слизистой оболочки. Это, в свою очередь, зависит от степени охлаждения и влажности вдыхаемого воздуха, а также от интенсивности испарения влаги с поверхности слизистой, так как тепло при этом расходуется.

Наконец, раздражающим действием обладает мороз, начиная со слабого (от минус шести), а особенно после 20 градусов. Такое влияние холодного воздуха все мы не раз испытывали на себе. Во время зимних прогулок устаешь гораздо сильнее, чем после тяжелой работы в теплое время года. Даже если просто долго побыть на морозе, то вскоре утомишься – захочется спать. Происходит это потому, что вначале усиленное раздражение носовых путей морозным воздухом активизирует деятельность нервных центров головного мозга, всех функций организма. Через некоторое время наступает утомление – нужен отдых, сон.

Таким образом, при понижении атмосферного давления одновременно с похолоданием и увеличением влажности более интенсивно раздражаются рецепторы носовых путей, отчего усиливаются потоки импульсов к головному мозгу.

Безусловно, многих заинтересует: можно ли если не полностью, то хотя бы частично устранить отрицательные погодные влияния? И если да, то каким образом?

Пенсионерам, которые в основном и страдают от перемены погоды, вполне под силу выполнять следующие несложные рекомендации. При неустойчивой погоде необходимо по возможности «беречь дыхание». В эти дни избегайте повышенных физических нагрузок – временно прекратите занятия физкультурой, ограничьтесь минимумом работы на дому. Вредны и резкие запахи хвойного леса, цветов, духов, краски, особенно ацетона. Следует избегать повышенной влажности воздуха, которая бывает в квартире от стирки и сушки белья, кипячения воды, сжигания газа для отопления. Выходя на улицу, лучше всего укутать нос шарфом или платком, не переохлаждаться.

Постарайтесь меньше волноваться. Кору больших полушарий мозга надо беречь от дополнительного раздражения по механизму второй сигнальной системы – словом, шумом, музыкой и т.д. Полезно максимально ограничить круг общения с людьми – посещение общественных мест и особенно зрелищ (кино, театр, стадион).

Представление о том, что отрицательные последствия перемены погоды будто бы связаны с уменьшением в воздухе кислорода, глубоко ошибочно. Многие стремятся в такие дни поскорее выехать за город, погулять «на свежем воздухе». И зря. Кислорода в воздухе даже при резкой смене погоды вполне достаточно. Тем более для человека, не занятого физической работой, а живущего спокойно и размеренно.

О «мертвой точке» и «втором дыхании»

Утомление, усталость может испытывать не только организм в целом, но и некоторые группы его клеток в отдельности, об этом мы упоминали в начале статьи.

Плохо выносят раздражение нейроны коры больших полушарий мозга, и они почти отключаются от активной работы каждый раз, когда их хозяин спит. Если же им долго не давать отдыха, нейроны в конце концов заставят уснуть человека несмотря ни на что, – в любом, пусть самом неудобном, положении. Корковые нейроны могут постоять за себя! Собственно, они-то и вызывают в организме потребность в сне.

Гораздо труднее приходится нейронам дыхательного центра: они обязаны работать без остановок всю жизнь, ведь дыхание – это и есть жизнь! Правда, природа предусмотрительно снабдила дыхательный центр множеством «запасных» нейронов, которые подменяют уставшие клетки – «дежурят» в организме по очереди.

Суть этого механизма в следующем Главное «действующее лицо» здесь – голосовые складки гортани Как выяснилось, их тонус обусловлен состоянием дыхательного центра мозга. Когда этот центр усиленно работает, тонус складок повышен, и они плотно прижаты к стенкам гортани. Поэтому просвет голосовой щели максимально расширен и воздух проходит свободно.

Для чего человеку нос. Смотреть фото Для чего человеку нос. Смотреть картинку Для чего человеку нос. Картинка про Для чего человеку нос. Фото Для чего человеку нос

Рис. 2. Перевозбуждение дыхательного центра

Перевозбуждение дыхательного центра мозга грозит его остановкой. В процессе эволюции выработалась защитная реакция. При опасном перевозбуждении центра ослабляется тонус голосовых складок. Они частично закрывают голосовую щель, и их рецепторы усиленно раздражаются воздушной струей. Возникающие сигналы поступают по блуждающим нервам в головной мозг, замедляют функции нервных центров, двигательной зоны коры и работу сердца. Этим и объясняется так называемая «мертвая точка» – ослабление дыхания, способности к движению, снижение артериального давления и т.д.

По мере нарастания нагрузки (например, бег на длинную дистанцию) дыхательный центр устает, а когда возникает опасность торможения, тонус складок ослабляется, и они закрывают часть просвета голосовой щели. Дыхание у человека в это время интенсивное, поэтому мощная воздушная струя, проходя через суженную щель, усиленно раздражает рецепторы голосовых складок. Потоки импульсов по блуждающему нерву поступают в дыхательный, сосудодвигательный центры, сердце и двигательную зону коры полушарий, сигнализируя о необходимости сбавить обороты.

Команда выполняется: ослабляется дыхание, падает артериальное давление, пульс. Силы организма на исходе, но еще и не поздно остановиться, отдышаться. Если же, не вняв голосу организма, человек принудит себя работать или бежать дальше, то вскоре в прямом смысле упадет от изнеможения и не всегда его удается «откачать».

Такой резкий сбой в работе организма первыми подметили жокеи у лошадей. Ему дали название «мертвая точка», а наступающее, как правило, вскоре восстановление нормального дыхания и работоспособности организма назвали «вторым дыханием». Такие явления могут повторяться Вскоре они были обнаружены и у спортсменов. С ипподромов терминология перекочевала в спортивную медицину.

Подобное состояние живых организмов давно используют звероловы Они сутками с собаками преследуют зверя, не давая отдыха. Животное доходит до такого изнеможения, что не может двигаться и способно только огрызаться. Так при помощи лишь веревок и рогатин ловят даже тигров.

Опытные спортсмены утверждают, что при прочих равных условиях в спорте побеждает тот, у кого больше «остается» дыхания. Как пишет известный рекордсмен по бегу Петр Болотников, некоторые спорт смены начинают «умирать» от недостатка дыхания уже после нескольких сотен метров, другие же легко преодолевают «мертвую точку»

Недавно ученые выяснили, что если усиленно продувать верхние дыхательные пути воздухом, то можно экспериментально изучать, как возникают «мертвая точка» и «второе дыхание».

Дышите носом

О недугах, связанных с долгим нарушением носового дыхания, известно давно. В первую очередь это относится к детям. Постоянно «заложенный» нос, чаще от разросшихся аденоидов, может привести даже к отставанию малышей в умственном и физическом развитии. Нарушается сон, слабеет память, в облике появляется то, что медики называют «аденоидной маской». Помочь здесь может только оперативное восстановление носового дыхания. Причем обращаться к врачу надо не медля.

Как видим, недостаточное раздражение носовых рецепторов так же пагубно действует на здоровье, как и чрезмерное. Практические наблюдения были подтверждены экспериментами. Мало того: врачи доказали благотворное и даже лечебное влияние искусственного раздражения рецепторов носовых путей физическими, химическими и электрическими агентами. Этим объясняется умиротворяющее действие на организм запахов леса, лугов, полей, морского воздуха. Вдыханием приятных запахов в прошлом веке лечили многие болезни. Ингаляция паров химических веществ в носовые пути широко используется и в наше время.

Все то, что мы рассказали о роли носа и верхних дыхательных путей в работе организма, было установлено физиологами недавно. Теперь стало известно, что эти органы имеют еще большее значение: они обеспечивают рефлекторную регуляцию дыхания и участвуют в дополнительной регуляции кровообращения Но этот вопрос уже выходит за рамки нашей статьи.

И еще одно любопытное соображение, скорее гипотеза. Поскольку нос появился одновременно с гомо сапиенс как следствие возникновения второй сигнальной системы, видимо, по величине носовой кости можно судить о стадиях превращения человекообразной обезьяны в человека. Если это подтвердится, антропологи получат дополнительный критерий для определения возраста найденных при раскопках останков древних людей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *