Для чего человеку нужен язык сочинение рассуждение
Сочинение Зачем человеку нужен язык? 5 класс
Все нуждаются в общении. Речь идет не только о людях, но и о животных. Однако общение животных и людей радикально различается. Животные общаются преимущественно с помощью языка тела. Люди выбрали другой путь. Мы используем не тело, а звуки. Но зачем человеку было настолько изменять тип общения?
Человек – существо разумное. Под этим подразумевается, что мы мыслим шире, нежели животные. Скорее всего, телодвижений нам просто оказалось недостаточно для того, чтобы выразить свои мысли. Как, например, описать предмет? Животным это просто не нужно, но человек часто сталкивается с этим. Конечно, есть язык жестов, но это тоже искусственно выведенный человеком способ общения, да и выучить его сложнее, чем говорить на родном языке, который знаком с самого детства. Еще в раннем детстве человек учится общаться с помощью языка. Для нас это самый простой, самый распространенный способ общения.
Язык позволяет нам наиболее точно высказывать собственные мысли, идеи. Мы используем его каждый день, начиная с раннего детства, заканчивая старостью. Он позволяет нам поделиться важной информацией, влиять на других людей. Влияние это может быть очень сильным: одно слово может испортить отношения с человеком до конца жизни, одно слово может согреть его в трудный момент. Язык также помогает в развитии процесса мышления.
В действиях человека отражается его душа. Это относится и к языку. Речь человека также является показателем его характера и настроения. Язык отражает культуру целых народов. Он может быть сложным, а может быть легким для изучения. У некоторых языков даже нет письменного варианта. В любом случае, языки очень многочисленны.
Главная причина, по которой человеку нужен язык – передача опыта последующим поколениям. Животные набирают опыт самостоятельно, в некоторых случаях учатся, смотря на родителей. Но смог бы так передать свой опыт человек? Конечно, у него бы не получить вместить такое количество информации. Она просто была бы утеряна, либо потомок просто не смог бы понять, что до него пытаются донести. Язык необходим человечеству, чтобы сохранять всю информацию и продолжать развиваться.
2 вариант
И поэтому, для того чтобы речь была красивой и в то же время время простой и понятной, человек должен стремиться не засорять свой язык очень сложными терминами, наименованиями. Старайтесь не употреблять в свои речи новомодных, мало кому известных и непонятных слов и выражений, и когда ваш язык будет прост и понятен вашему окружению.
Сочинение на тему Зачем человеку нужен язык?
Важная особенность и способность человека – это язык, самое важное средство общения. С помощью которого, человек передает и получает информацию, учится и развивается. Люди, лишенные этого дара, могут общаться с помощью жестов. Но разве жестами можно передать всю яркость эмоций, настроения и мысли? Человек даже мыслить не может без помощи языка. А благодаря языку, это так же просто, как дышать.
Человек просто не может жить без общения. И средством его служит язык. Через общение происходит понимание окружающих нас людей. Только посредством языка передаются чувства и впечатления друг другу. При разговоре значимость сказанного добавляет эмоциональная окраска. Это может быть крик или шепот, ударение на отдельные слова и паузы. Наверное, трудно было бы общаться, не понимая языка собеседника, тем более дружить и делать что-то вместе. Желание общаться и обмениваться информацией, побуждает к изучению нескольких языков. Сколько народов, столько и языков. Задача у языка одна – понимать друг друга в общении или совместной деятельности. Каждый народ любит свой родной язык, испытывает гордость за него. В любой стране родной язык является важной неотъемлемой частью.
Развивалось человечество – развивался и обогащался язык. На начальном этапе своего развития это были отдельные звуки, возгласы и крики. Это можно увидеть на развитии годовалого ребенка. Потом появились первые слова, так возникла устная речь. Человеку свойственно давать названия и определения всем предметам, вещам, событиям и всему что происходит в окружающем его мире. Слова стали складываться в словосочетания, междометия и предложения. Человечество с помощью языка, на протяжении всего своего развития, накапливал и передавал знания от поколения к поколению. Так пришла необходимость создать из устной речи письменную речь. До нашего времени сохранилось множество примеров – древние письмена на скалах и пещерах.
О языках существует наука Лингвистика. Наука занимается изучением языков, а их насчитывается около пяти тысяч. Изучение языков помогает лучше развивать язык для еще более точного выражения мыслей.
Для 5 класса кратко
Также читают:
Картинка к сочинению Зачем человеку нужен язык?
Популярные сегодня темы
Произведение, которое носит название «Маленький Мук», написано писателем Вильгельмом Гауфом. Анализ данного творения представлен в этой статье.
Каждый человек живет в определенном доме и ему хочется, чтобы в его жилище было чисто и уютно. Именно поэтому хозяин всегда бережно относится к своему имуществу, прилагает много усилий для его сохранения
При рассмотрении истории создания произведения следует учитывать несколько моментов, первым из которых является сам театр и его актеры того периода времени, являющиеся небожителями
Роман «Преступление и наказание» написан великим и известным русским писателем девятнадцатого века Федором Михайловичем Достоевским. В своем произведении автор придал большое значение цветам, в который окрашена действительность в романе
В данном произведении Гоголь описывает город, в котором живет достаточно большое количество людей. У многих из них есть крепостные, которые на них работают. В город, который находится не так далеко от двух столиц
Зачем человеку нужен язык? сочинение
Мы общаемся, читаем, пишем и узнаём новое при помощи слов. Может показаться, что вопрос «Зачем нам язык?» риторический и даже нелепый. Разве не ясно, что без слов мы бы просто не поняли друг друга во многих вопросах. Однако, часто мы не замечаем и недооцениваем значения языка в нашей культуре в целом. Ведь говорить для нас так же естественно, как дышать.
История знает немало случаев, когда люди воспитанные волками, очень неплохо приживались в условиях леса, но потом не могли научиться говорить. И не только говорить, а и вообще прижиться в обществе людей. Физически это получались вполне здоровые люди, и даже по многим показателям превышающие чахлых культурных соплеменников, но человеком такое существо назвать язык не поворачивается.
Есть такая пословица: «Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек». С первого взгляда может показаться, что это какая-то банальность. Я и так человек! Как это, знание каких-то новых сочетаний букв, может мне присвоить это звание ещё раз?! Но если посмотреть на то, насколько разнообразны культуры на Земле, становится понятен смысл такого утверждения. Ведь то, что приемлемо, например, в арабском обществе, кажется дикостью для европейца или даже жителя амазонских джунглей. А всё это – цивилизации, и каждая из них опирается на свою систему записи слов, которыми они пользовались веками.
Так как же быть? Учить испанский, китайский, арабский? Стать полиглотом? Скорее да, но с оговоркой, что не каждый человек изначально имеет такие способности. И не зря, школьная программа предусматривает изучение хотя бы одного иностранного языка. Как минимум, даже начальные знания английского помогают разобраться в больших объёмах информации в современном мире. А как быть с иероглифическим письмом?
Мы живём в обществе, где востребованы очень разные специальности. И одна из них – филолог. Филология – это, в переводе с греческого, наука про слова. Такое образование позволяет работать переводчиком. Мне кажется, современная цивилизация не состоялась бы без этой профессии. Как бы разные народы поняли, друг друга и обменялись ценными знаниями, которые собирали тысячелетиями?
Сочинение 2
Как часто вы задумывались над тем, что такое язык? Нет, это не только орган в нашей ротовой полости. Язык – это средство общения, сопровождающее нас в течение всей жизни. Лежа в яслях, мы слушаем материнскую колыбельную песенку, подрастая, учимся общаться со сверстниками. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что язык – неотъемлемая деталь жизни каждого человека. Язык напрямую влияет на культуру не только отдельной личности, но и всего народа в целом. Можно сказать, что он создает ее и хранит на протяжении долгих лет. Все мы знаем, что римляне говорили на латыни, считающейся ныне мертвым языком. Но этот язык пережил свой народ, послужил основой для множества других языков и стал использоваться в медицине и науке. Получается, что язык стал бессмертным и прославил своих носителей?
Это относится и к великому русскому языку. Испокон веков народная мудрость и опыт фиксировались в поговорках и пословицах, сказаниях и былинах, повестях и романах, балладах и поэмах.
Язык очень гибок, и легко изменяется под влиянием времени. Мир не стоит на месте, и многие слова, хорошо известные каждому современному человеку, такие как принтер, вебинар, онлайн, а также жаргонизмы или архаизмы – проявление того, что язык имеет способность преображаться. Он хранит культурное наследие народа.
Индивидуальность языка подчеркивается и его средствами – отдельными словами, фразами, меткими выражениями. До сих пор в том же русском языке есть устойчивые выражения, перевод которых на другой язык сумеет запутать любого иностранца. В этом и заключается его красота – он полон красок, метафор, эпитетов и сравнений.
Бессмертие народа в языке – это могут доказать и известные писатели. В Англии это Джон Толкин, Артур Конан Дойл, Джоан Роулинг, в Германии – Герман Гессе и Эрих Мария Ремарк, в России Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Лев Толстой и так далее. Эти, и многие другие талантливые люди, смогли увековечить литературу своего государства и народа, прославив их.
Великий подарок для человека, которым обладает каждый – это возможность изучать и совершенствовать свой родной язык, привносить в него что-то новое, что будет отличать его от других и делать индивидуальным. Недаром народный язык называют душой нации. Он также чист, прекрасен и удивителен. Так сохраним же наш язык таким невероятным и красочным!
Зачем человеку нужен язык?
Популярные сочинения
Гордость это одно из свойств характера, которое может проявляться как в положительном направлении, так и в отрицательном. Гордость в положительном смысле, это проявление радости или удовлетворения за свои или чужие успехи
Все люди в нашей стране должны учиться в школе. Каждый человек, кому исполнилось 7 лет идет в первый класс. И там его встречает его первый учитель. От учителя очень многое зависит в дальнейшей школьной жизни ребенка
Онегин и Ленский – два ключевых персонажа знаменитого произведения Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».
Сочинение Зачем человеку нужен язык? 5 класс
Все нуждаются в общении. Речь идет не только о людях, но и о животных. Однако общение животных и людей радикально различается. Животные общаются преимущественно с помощью языка тела. Люди выбрали другой путь. Мы используем не тело, а звуки. Но зачем человеку было настолько изменять тип общения?
Человек – существо разумное. Под этим подразумевается, что мы мыслим шире, нежели животные. Скорее всего, телодвижений нам просто оказалось недостаточно для того, чтобы выразить свои мысли. Как, например, описать предмет? Животным это просто не нужно, но человек часто сталкивается с этим. Конечно, есть язык жестов, но это тоже искусственно выведенный человеком способ общения, да и выучить его сложнее, чем говорить на родном языке, который знаком с самого детства. Еще в раннем детстве человек учится общаться с помощью языка. Для нас это самый простой, самый распространенный способ общения.
Язык позволяет нам наиболее точно высказывать собственные мысли, идеи. Мы используем его каждый день, начиная с раннего детства, заканчивая старостью. Он позволяет нам поделиться важной информацией, влиять на других людей. Влияние это может быть очень сильным: одно слово может испортить отношения с человеком до конца жизни, одно слово может согреть его в трудный момент. Язык также помогает в развитии процесса мышления.
В действиях человека отражается его душа. Это относится и к языку. Речь человека также является показателем его характера и настроения. Язык отражает культуру целых народов. Он может быть сложным, а может быть легким для изучения. У некоторых языков даже нет письменного варианта. В любом случае, языки очень многочисленны.
Главная причина, по которой человеку нужен язык – передача опыта последующим поколениям. Животные набирают опыт самостоятельно, в некоторых случаях учатся, смотря на родителей. Но смог бы так передать свой опыт человек? Конечно, у него бы не получить вместить такое количество информации. Она просто была бы утеряна, либо потомок просто не смог бы понять, что до него пытаются донести. Язык необходим человечеству, чтобы сохранять всю информацию и продолжать развиваться.
Сочинение на тему Зачем человеку нужен язык?
Важная особенность и способность человека – это язык, самое важное средство общения. С помощью которого, человек передает и получает информацию, учится и развивается. Люди, лишенные этого дара, могут общаться с помощью жестов. Но разве жестами можно передать всю яркость эмоций, настроения и мысли? Человек даже мыслить не может без помощи языка. А благодаря языку, это так же просто, как дышать.
Человек просто не может жить без общения. И средством его служит язык. Через общение происходит понимание окружающих нас людей. Только посредством языка передаются чувства и впечатления друг другу. При разговоре значимость сказанного добавляет эмоциональная окраска. Это может быть крик или шепот, ударение на отдельные слова и паузы. Наверное, трудно было бы общаться, не понимая языка собеседника, тем более дружить и делать что-то вместе. Желание общаться и обмениваться информацией, побуждает к изучению нескольких языков. Сколько народов, столько и языков. Задача у языка одна – понимать друг друга в общении или совместной деятельности. Каждый народ любит свой родной язык, испытывает гордость за него. В любой стране родной язык является важной неотъемлемой частью.
Развивалось человечество – развивался и обогащался язык. На начальном этапе своего развития это были отдельные звуки, возгласы и крики. Это можно увидеть на развитии годовалого ребенка. Потом появились первые слова, так возникла устная речь. Человеку свойственно давать названия и определения всем предметам, вещам, событиям и всему что происходит в окружающем его мире. Слова стали складываться в словосочетания, междометия и предложения. Человечество с помощью языка, на протяжении всего своего развития, накапливал и передавал знания от поколения к поколению. Так пришла необходимость создать из устной речи письменную речь. До нашего времени сохранилось множество примеров – древние письмена на скалах и пещерах.
О языках существует наука Лингвистика. Наука занимается изучением языков, а их насчитывается около пяти тысяч. Изучение языков помогает лучше развивать язык для еще более точного выражения мыслей.
Зачем человеку нужен язык? Материалы для сочинения-рассуждения
Иногда мы не задумываемся о самых простых вещах: они существуют и всё, и все пользуются ими на автомате. Вот, к примеру, зачем человеку нужен язык (но не тот, что во рту находится, а тот, на котором говорим)? Ведь если разобраться, он – одна из основных характеристик, которая отличает нас от животного мира. И возможно, если бы не возникла речь, люди до сих пор находились бы на самом низком уровне развития. Итак, зачем человеку нужен язык? Попытаемся и мы с вами разобраться в этом вопросе.
Средство общения
Зачем человеку нужен язык? В любом обществе, даже самом примитивном и первобытном, каждый его участник хочет и вынужден общаться с другими людьми. Без этого общения невозможно существование. Кстати, по утверждениям ученых, если человек попадает на необитаемый остров, если нет возможностей пообщаться с другими людьми, то в большинстве случаев велика вероятность того, что он одичает или сойдет с ума. Итак, общение – основная необходимость и потребность каждого. А язык выступает как средство для данного общения.
Популярные сочинения
Зачем людям нужен русский язык?
А некоторые языки являются средством общения между различными народами. Разные нации выбирают для себя один из языков (или так исторически складывается), на котором удобнее всего договариваться и решать поставленные задачи. Он выступает объединяющим началом для многих миллионов людей. Таким средством межнационального общения является наш, великий и могучий. Зачем людям нужен русский язык? А как вы еще представляете себе, к примеру, общение эскимоса и дагестанца либо любых других представителей нашей Родины, где проживает множество наций. Для них русский язык такой же родной, как национальный, и служит в государственных и общественных целях.
Многообразие
По последним научным данным, на планете Земля говорят на великом множестве языков (у некоторых исследователей эта цифра перевалила за 6000, у других – за 2500). Однако, если спросить среднестатистического гражданина любой страны, он, безусловно, назовет гораздо меньшее их количество – всего до сотни. Трудность определения, что именно считать самостоятельным языком, и не является ли он диалектом, в малой изученности. Есть языки, на которых говорит мизерное количество носителей (всего несколько сотен). Такие языки встречаются в Африке, Полинезии. А на 170 языках индейцев Америки говорят только ограниченные группы людей (в основном старики), и эти языки постепенно вымирают. В Гималаях таких языков насчитывается до 160, в бассейне реки Нигер – более 250.
Распознавание вкуса
За распознавание вкуса ответственны вкусовые сосочки, расположенные на поверхности языка. У взрослых людей их примерно девять тысяч.
Вкусовой сосочек — это группы клеток-рецепторов (около 50 клеток для одной вкусовой «луковицы»). «Луковицы» имеют внешнюю форму грибка или сосочка — папиллы, на поверхности которых — тончайшие выступы-микроворсины, выходящие на поверхность языка. Между собой клетки групп связаны нервными волокнами, а с мозгом, куда они передают информацию, — лицевым и языкоглоточным нервами.
Сосочки реагируют на химические соединения с горьким, сладким, кислым и солёным вкусом. До конца ХХ века считалось, что только эти вкусы и их комбинации доступны человеку. И лишь в XXI веке был признан ещё один вкус — умами (umami), вкус глютаминовой кислоты, ощущаемый, когда мы едим мясо или помидоры, блюда из морских водорослей.
Открытие умами принадлежит Икеда Кикунае, который описал пятый вкус ещё в начале ХХ века. Однако вполне вероятно, что на этом открытия не закончатся. Французские учёные обнаружили вкусовые рецепторы, реагирующие на… жирный вкус. Дальнейшие исследования должны опровергнуть или подтвердить их находку. Следует сказать несколько слов и о зонах распознавания вкусов. До недавнего времени считалось (хотя и часто оспаривалось), что за распознавание сладкого вкуса отвечают рецепторы на кончике языка; кислого — листовидные рецепторы по бокам языка; солёного — рецепторы на передней и средней части спинки языка; горького — цилиндрические рецепторы на задней части спинки. Теперь и эта информация подвергается основательным сомнениям.
Сложные и простые языки
Многие из существующих языков не знают письменности. Некоторые – весьма оригинальны в своих формах. Так, в языке индейцев Америки Чиппева около 6 тысяч форм глаголов. А в табасаранском языке в Дагестане – 44 падежа. В языке хайда – 70 приставок, а в языке эскимосов – аж 63 формы настоящих времен. Но одним из самых сложных в мире из действующих лингвистами признан китайский: значков-иероглифов в нем более двадцати миллионов! Самый легчайший – гавайский (один из диалектов Полинезии). Здесь всего 6 согласных и 5 гласных – завидный минимализм! Но на любом из этих вышеперечисленных языков можно выразить чувства, эмоции, поговорить о делах, рассказать о себе и своей стране.
Роль языка
Зачем человеку нужен язык, какова его роль в жизни общества? На эти вопросы искали ответы величайшие умы человечества. Но, если не углубляться в дебри славословия, то можно сказать коротко и емко: при помощи языка люди от одного поколения к другому передают свои знания и опыт. А в тот момент, когда речь зафиксировали в письменном виде, и возникла человеческая цивилизация. В современном мире языки многих народов находят многогранное применение в народном хозяйстве, обучении, историческом аспекте, развиваясь вместе с научно-техническим прогрессом.
Но нет, так рассуждать – пустое дело. Само существование людей крепко связано языком. Ведь говорить – это значит передавать другим посредством языка (слов) то, что мы думаем о каком-нибудь предмете.
Способность говорить или произносить понятные слова дарована людям от Бога, но этот дар слова, как и всякая другая способность, обнаруживается в человеке не вдруг, а постепенно. В первое время после рождения ребёнок только кричит, подобно животному, с той однако же разницей, что животное издаёт всегда один и тот же свойственный ему звук: например, собака всегда лает, кошка всегда мяукает, корова всегда мычит, а лягушка всегда квакает. Ребёнок же, напротив, издаёт различные звуки: иногда в его крике слышится звук «а», иногда – «у» и т. п.
У младенцев первые признаки языка показываются с первым появлением понятий и мыслей. Обычно это происходит через полгода после рождения. И как же рано образуются в ребёнке органы голоса и слуха, как же они нежны, восприимчивы! Первые успехи в языке бывают изумительны, и они так радуют родителей. Дитя говорит не по необходимости: оно находит удовольствие в упражнении (тренировке) своих органов, и каждая мысль его тотчас сопровождается словом.
В год ребёнок, например, выучится чужому языку гораздо легче и правильнее, чем взрослый человек.
Да потому что дитя действует по указанию природы, по влечению живого организма, орудиями чувствительными и незачерствелыми. А вот взрослый человек прибегает к средствам искусственным, которые гораздо слабее природных, и они гораздо труднее достигают поставленной цели.
Указания и поправки взрослых для младенца не нужны: он их отвергает. И даже подражание не имеет такого сильного влияния на образование детского языка, как принято думать. Дитя принимает услышанное слово только тогда, когда имеет для него своё понятие, когда это слово становится как бы его собственностью. Порой малыш придает слову совсем иной смысл и составляет по своему внутреннему (непонятному взрослым) соображению слова, которых до того никто никогда не слыхал.
Все первые слова дитя односложны.
Эти первоначальные звуки мы изображаем на письме особыми знаками, называемыми буквами. Через некоторое время ребёнок произносит уже более сложные звуки, то есть он складывает буквы и выговаривает слоги: например, «ба», «ма», «па», «ня» и др. Впоследствии ребёнок соединяет уже слоги один с другим и составляет целые слова» «ба-ба», «ма-ма» и т. д. При составлении слов дитя часто не может произнести какую-нибудь букву и потому или изменяет её на другую, или совсем выпускает. Например, вместо слова «игрушка» он произносит «иглуска», вместо «ложка» – «лока» и т. п. Оттого мы порой с трудом и большей частью по догадке понимаем, что рассказывает ребёнок (в этом возрасте он ещё даже не говорит, а только лепечет). Наконец, когда дитя подрастёт и сделается умнее, он начнёт соединять слова между собой и составлять понятную для всех фразу. Таким образом, ребёнок, начиная говорить, постепенно восходит от букв к слогам, от слогов – к словам и, наконец, от слов – к связной речи.
Речь уже вполне понятно передает мысль, и следовательно, собственно разговор начинается только с речи, как показывает и само название её от старинных слов «реку» (говорю) и «речить» (говорить). На этом основании тот, кто уже владеет даром слова, то есть свободно составляет фразы, но хочет научиться говорить и писать правильно, должен обратно нисходить от речи к словам, от слов – к слогам и, наконец, от слогов – к буквам.
Итак, в разговоре мы составляем из отдельных букв слоги, из слогов – слова, из слов – речь. Для изучения же правил, как надо говорить и писать, мы, наоборот, разлагаем целое на его составные части, то есть речь – на слова, слова – на слоги, слоги – на буквы.
Поэтому речь бывает двух родов: короткая и длинная.
Короткая речь, выражающая одну мысль, называется предложением.
В сложной науке лингвистике учёные дают такое определение: «Предложение – это единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью».
Зато понятно, что предложение – это не только «соединение слов», предложением может быть и одно слово.
Какое время ни возьми – за исключением длящейся восемнадцать часов кромешной ночи, всегда можно будет написать: «Смеркалось». Очень удобно для литератора. Глагол-то красивый. И настроение создаёт, и одновременно видимость действия. «Я проснулся. Смеркалось. Вышел во двор…»
Анна и Сергей Литвиновы
Понимаете? «Смеркалось» – это тоже предложение, которое обладает «смысловой и интонационной законченностью».
Ну, а длинная речь, показывающая связь нескольких мыслей между собой… Так же не подвигает дела, как длинное платье не помогает ходьбе. Недаром же существует поговорка: «Верёвка хороша длинная, а речь – короткая».
«Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта».
С давних пор люди задумывались над загадкой языка, тайной его происхождения. Сколько увлекательных лингвистических легенд, удивительных сказаний, смелых научных предположений знает история человечества!
Одни доказывают, что язык – бесценный дар Бога; другие уверяют, что способность к речи пришла к человеку сама по себе; третьи утверждают, что язык появился в результате длительного, многовекового превращения животных (обезьян) в человека. Четвёртые думают, что человеческий язык – это подарок какой-то неведомой космической цивилизации.
Кто знает, может, вам удастся в будущем приблизиться к разгадке тайны человеческого языка. А пока загадка остаётся загадкой, и только в одном единодушны современные учёные: если бы вдруг исчез язык, люди перестали бы быть людьми. Язык делает человека человеком.
Мы разговариваем с кем-нибудь, сообщая что-то и слушая других, читаем, пишем, поём, думаем, мечтаем… И во всех этих случаях используем язык.
Без языка общество людей не могло бы существовать.
Все мы, конечно же, хорошо знаем сказку английского писателя Редьярда Киплинга «Маугли». А кто не знает, обязательно почитайте. Очень интересная история. Там один маленький индийский мальчик чудом уцелел при нападении тигра Шерхана. Оставшись без родителей, он попал на воспитание в семью волков, а потом волки приняли Маугли в свою стаю. Его учителем стал медведь Балу, а другом и защитником – пантера Багира…
Нет смысла тут пересказывать всю эту захватывающую книгу. Да и не место.
Но для нас тут главное заключается в том, что это только в сказке ребёнок, проживший многие годы среди зверей, может свободно пользоваться человеческим языком! В реальной жизни такого не бывает. Если ребёнок растёт не с людьми, а среди животных, то он никогда не научится говорить. А такие случаи известны.
Типичный пример. В 1920 году в джунглях индийского Миднапора были найдены в волчьем логове две девочки, которые прожили там довольно много времени. Их назвали Камала и Амала. Первой было восемь лет, а второй – полтора года. Они не только не умели разговаривать, но и вели себя как настоящие зверята: быстро ползали на четвереньках, рычали, высовывая язык, ели сырое мясо, хорошо видели в темноте. В результате за годы жизни среди людей девочки так и не смогли научиться свободно говорить и делать то, что умеет ребёнок уже в четыре года. В окружении людей они чувствовали себя несчастными. Вскоре Амала умерла. А Камала еле-еле научилась прямо ходить и даже выучила несколько слов, но в 1929 году и эта девочка умерла из-за почечной недостаточности.
Аналогичный случай произошел и в Нигерии. Там в 1996 году в джунглях нашли мальчика-шимпанзе. Его назвали Белло, и он оказался физически и умственно неполноценным. Но зато он прекрасно перенял многие черты поведения обезьян, принявших его в своё племя, в частности их ходьбу. Белло был помещен в интернат для брошенных детей, и там он постоянно дрался с другими детьми, бросался предметами, а по ночам прыгал и бегал. Он так и не смог научиться говорить, а в 2005 году и вовсе скончался по неизвестным причинам.
А вот у нас в стране стал известен Ваня Юдин, которого прозвали «русским мальчиком-птицей». Когда социальные работники города Волгограда нашли его в 2008 году, ему было шесть лет, и говорить он не мог. Мальчик практически ничего не мог делать, он просто щебетал и складывал руки, как крылья. Этому он научился у своих друзей-попугаев (мальчик долгое время находился в квартире, в которой в клетках содержались десятки птиц его матери, которая изолировала ребёнка от мира, заперла в квартире, не пускала гулять, не отдала в детский сад и сама с ним не разговаривала). На человеческий контакт Ваня оказался не способен, а свои эмоции он выражал, махая руками.
Подобные примеры можно было бы приводить до бесконечности.
Но и этих трёх примеров достаточно для того, чтобы понять – без языка общество людей не могло бы существовать.
И еще одна важная штука: подлинное знание родной речи закладывается в детстве. Точно так же, как в детстве закладывается и система ценностей, и самооценка, и многое-многое другое. Так что, дорогие дети, детство – это не только славная пора, когда люди живут ощущениями и видят истину такой, какая она есть, не нарушая её излишними умозаключениями. Детство – это ещё и ядро будущей человеческой личности.
И язык (в том числе и родной) легче всего учить в детстве, когда ещё всё в порядке с памятью, и голова ещё не забита всякой ерундой, какой она забита у взрослых. Кстати, вы не замечали, что родители и дети, говоря на одном и том же языке, нередко совершенно не понимают друг друга? Замечали? Но это уже тема для совсем другого разговора …