Для чего человеку нужна поэзия

Почему стоит читать поэзию

Для чего человеку нужна поэзия. Смотреть фото Для чего человеку нужна поэзия. Смотреть картинку Для чего человеку нужна поэзия. Картинка про Для чего человеку нужна поэзия. Фото Для чего человеку нужна поэзия

Поэзия. Даже слово какое-то слишком изысканное, чтобы казаться мужским. Когда кто-то упоминает стихи, воображение сразу рисует томные первокурсники с прыщами на лбу, отчаянно слагающие очередной шедевр. Или духовно богатые девы с томиками Мандельштама, которые любят пить свой дурацкий латте и рассуждать о «высоком» — причем обычно в таких примитивных категориях, что аж выворачивает и в голову приходит мысль, что уж лучше бы на кухне борщ варила. Поэзия для подростков, юнцов и женщин — этакая антитеза мужественности.

В прошлом поэзия принадлежала к числу обязательных составляющих образования любого мужчина. Сегодня мы учим стихи только в школах, потому что… да кто знает почему. Мы привыкли к мысли, что поэзия — это не для мужиков, потому что она лирична, эмоциональна, а мальчиков с младых ногтей учат контролировать эмоции. Поэтому поэзия тяжело находит себе путь в мужскую библиотеку. Кроме того, у нас есть и другие, более приемлемые способы выразить эмоции.

Наше общество изменилось, наверное, в прошлом веке, и телевидение как будто заняло место, которое прежде принадлежало поэзии. Нашему обществу больше не нужны поэты, чтобы наполнять жизнь лирикой и развлекать нас. У нас есть телевидение и кино, и когда мы хотим почитать, к нашим услугам романы, рассказы, журналы, газеты и развлекательные сайты. Поэзии больше нет места в нашем мире, и потому мы забываем о ней. Может, люди прошлого знали что-то, чего мы не знаем? Может, они читали поэзию не только потому, что у них не было телевизора? Может, поэзия — это не только ахи, вздохи, цветочки и радуги? Есть стихи о войне, о дружбе, о природе, философская лирика — всё это гораздо богаче привычных представлений о стихах.

Зачем я должен это читать?

Так сложилось, что настоящее строится на основе прошлого. Традиции нашей повседневной жизни ведутся из прошлого, даже если мы этого не осознаем. Чтение поэзии, особенно старинной поэзии, может дать нам ключ к более верному пониманию мира. Современная культура не даром названа постмодернистской, одна из ее характерных черт — повсеместная цитатность, вездесущие ссылки на прошлые факты культуры, понять которые мы просто не сможем, если не будем обладать определенным культурным багажом. Готов поспорить, что ты не отсек много разных отсылок даже в популярных фильмах, потому что читал недостаточно стихов.

Чтение поэзии позволяет видеть связь между настоящим и прошлым и знакомиться с традициями, которые были у наших предков. Например, чтение Пушкина может многое рассказать о дворянском быте XIX века.

Поэзия — это увлекательная история; иногда в одном стихотворении в сто строк разворачивается захватывающий сюжет.

Иногда поэты создают свои собственные слова, которые очень точно ловят суть вещей, и это тоже довольно интересно. Они могут выразить большое и даже общечеловеческое, казалось бы невыразимое, в паре строк.

Но чтение поэзии необходимо не только для развлечения или понимания аллюзий. Иосиф Бродский говорил, что поэзия — это высшая форма речи, и, читая поэтов, человек начинает лучше понимать язык. Он даже ставил вопрос о массовом издании поэтов в один ряд с вопросом о всеобщей медицинской помощи.

Читать поэзию тяжело и утомительно. Язык и структура отличаются от привычной нам речи, сложно воспринимать ритм и рифму. Если стихотворение длинное, иногда тяжело его понимать, тяжело трактовать образы и постоянно тревожит, правильно ли ты понял авторскую мысль. Но если ты не будешь торопиться и дашь себе время поразмыслить над прочитанным стихотворением, ты начнешь быстро и заметно расти. Чтение стихов требует накачанного мозга.

С чего начать

Ни в коем случае не стоит превращать чтение поэзии в скучную обязанность и рутину. Можешь прочитывать по одному стихотворению в день или в неделю. Сделай чтение стихов небольшим ритуалом. Например, это можно делать в воскресное утро: читай стихотворение за своей первой чашкой кофе, прежде чем начинать делать другие дела. Читай, чтобы развлечься или просто чтобы доказать себе, что можешь. Если тебе понравился процесс, то и хорошо, а если нет, не страшно: попробуй почитать другого автора. Даже если это стихотворение все называют одним из лучших, а оно тебе не нравится, просто двигайся дальше. Не надо себя мучить и внушать в себе, что «ты ничего не понимаешь в поэзии, потому что это стихотворение тебе не по душе, хотя его считают объективно хорошим». Поэзия — это искусство. О ней можно судить субъективно, однако всё же оперировать более вменяемыми аргументами, чем «скучно».

Поэты, которых стоит прочесть

Для начала, обратимся к классике, хотя читать ее в самом начале я бы не советовал. Почему? Когда я перечислю имена, ты поймешь. Эпос о Гильгамеше, «Одиссея», «Илиада», «Энеида», «Потерянный рай» — это стыдно не читать. Но начинать с таких сложных произведений не имеет смысла: ты не втянешься, ты не поймешь и бросишь. Начни с чего попроще, а потом вернись сюда.

Обязательны к прочтению: Гомер, Шекспир, По, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок, Мандельштам, Есенин, Маяковский, Ахматова, Цветаева, Бродский, Аполлинер, Бодлер, Рембо.

А теперь факультативный вариант: Киплинг, Блейк, Поуп, Фрост, Оден, Кавафис, Коган, Симонов, Пригов, Губерман, Теннисон.

Есть рекомендации? Милости просим в комменты.

Источник

Зачем и кому нужна поэзия?

Спецпроекты ЛГ / Словесник / Откровенный разговор

Для чего человеку нужна поэзия. Смотреть фото Для чего человеку нужна поэзия. Смотреть картинку Для чего человеку нужна поэзия. Картинка про Для чего человеку нужна поэзия. Фото Для чего человеку нужна поэзия

На этот вопрос попытались ответить участники круглого стола

Для чего в самом деле пишутся стихи? Чего не хватает в поэзии современному среднестатистическому подростку, чтобы она стала любимой, желанной? Как преподносить её на уроках? На эти вопросы пытались найти ответы на круглом столе, организованном редакцией «Литературной газеты» и пресс-центром «Пламя» гимназии № 1579. В разговоре приняли участие учителя московских школ, поэты, студенты педагогических вузов.

Всеволод Троицкий,
профессор, член Комиссии РАН по образованию:

– Язык наш неисчерпаемо богат! По-русски, можно сказать: девушка, дева, девица, девка, девонька, девочка, девчонка, девчушка, девчушечка, деваха, девчушенька и так далее. Каждое из этих синонимичных слов имеет свой оттенок, своё оценочное содержание. А на английском языке одно только слово – girl…

Но не будем прекраснодушны. Среди словесного многозвучья толпы сегодня нет-нет да и выскочит вдруг похабное, гнусное, смердящее слово-выродок, как ушат грязи, вылитой на поверхность белотканой скатерти. Увы, ныне значительная часть молодёжи (в том числе учащихся) не владеет русским языком на культурообеспечивающем уровне.

Людмила Козлова, учитель русского языка и литературы, школа № 2051:

– Когда сегодня слышу вопрос, нужна ли поэзия современным школьникам, то невольно думаю о том, что ещё лет 15–20 назад (в школе преподаю почти 40 лет) никому бы в голову не пришло об этом спрашивать. Когда же появилась поворотная точка?! «Кто виноват? Что делать?» Вопросы эти набили оскомину, но ответов нет, вернее простых нет. Пора принимать серьёзные меры в защиту литературного образования! Есть «Национальная программа поддержки и развития чтения в России», но вот я прихожу в школу и вижу, что воз и ныне там. Родители учащихся зачастую сами не интересуются чтением, не знают прозаические произведения даже в рамках школьной программы, что уж говорить о поэзии!

Маргарита Русскова,
учитель русского языка и литературы, школа № 1534:

– Девятиклассники, надо признать, теперь с трудом выучивают наизусть и пять стихотворений Пушкина, а ведь в 90-е мы с них по 25 спрашивали. Теперь они, прагматичные и рациональные, всё чаще бунтуют.

Как пытаемся приучить их к поэзии? Вот, например, «Поэтическая лестница» (подсмотрено у коллег из гимназии № 1514). На большой перемене собирается «могучая кучка» – человек 10–15, в основном зрителей. Но человек пять решаются выйти наверх, на лестницу (встав, таким образом, над слушателями), что весьма метафорично, и успевают прочитать (прокричать?) стихи. Тема иногда задаётся (настроение, время года, памятная дата), чаще – нет. Можно читать классику, можно самостоятельно накопанное даже в Сети, можно – своё.

Расписывать стены альма-матер стихами – тоже большое удовольствие. Такой – однократно – счастливый момент выпал накануне ремонта в нашем кабинете. Раз всё равно закрасят, почему бы не порадовать себя не голыми грязноватыми стенами, а. стихами? Расписывали их строками Бродского и своими собственными.

Татьяна Васюченкова,
учитель русского языка и литературы, школа № 1861 «Загорье»:

– Вызывают интерес задания, в которых, например, надо попробовать восстановить пропущенные эпитеты или рифмы. Поэзия Лермонтова характеризуется эпитетами «хладный», «немой», «таинственный», «чужой», «мрачный», «мятежный», а у Тютчева господствует эпитет «роковой». Такую работу по отбору эпитетов можно давать для индивидуального задания.

Провожу уроки, которые я называю «На поэтических перекрёстках», когда учащиеся сопоставляют стихи разных авторов или одного автора, но написанные в разные периоды жизни. Например, «Тройку» Н.А. Некрасова и «На железной дороге» А. Блока, «Мадонну» А.С. Пушкина и «Мадонну» А. Фета, «Весеннюю грозу» Ф.И. Тютчева и «Летнюю грозу» В. Брюсова, стихи о назначении поэта и поэзии Пушкина, Некрасова, Б. Пастернака. Так постигаются традиции русской поэзии и индивидуальность поэта, его стиль.

Татьяна Кизим,
педагог-организатор, неоднократный победитель Всероссийского конкурса «Педагогические инновации», школа № 1861 «Загорье»:

– Я проработала 7 лет в специальной школе для детей с девиантным поведением и не переставала удивляться тому, что эти дети не читали вообще ничего! У них слабо развита память, рассеянное внимание, образность мышления на уровне примитивной, они имеют неразвитую технику речи. Поняла, что им нужно читать вслух те стихи, которые будут вызывать эмоции. Методом проб и ошибок обнаружила, что они реагируют на поэзию военных лет, как губка впитывали стихи Ю. Друниной, К. Симонова, Р. Рождественского, А. Твардовского. Для них, этих брошенных детей, бродяжек, оказалась близкой полная драматизма, лишений и исканий жизнь лирических героев. Особенно они приняли балагура – весельчака Василия Тёркина. А потом мой воспитанник Саша В. на окружном конкурсе чтецов занял первое место со стихотворением А. Твардовского «Рассказ танкиста», а на вечере, посвящённом Пушкину, Сергей П., «необучаемый» по заключению психологической комиссии, с упоением читал «Буря мглою небо кроет…», и для него это было сродни подвигу.

Маргарита Денисова,
учитель русского языка и литературы, школа № 1148 имени Достоевского:

– Молодые люди читают мне наизусть стихи (пусть и за оценку!) уже 30 лет, и я уверена, что поток поэзии никогда не иссякнет, ибо велика потребность высказаться, и высказаться не просто, а в изящной форме. И пока поэты будут протягивать людям на ладони своё обнажённое сердце, у этого мира есть шанс!

Владимир Лизинский,
профессор, директор издательского дома «Педагогический поиск»:

– Недавно я объявил Всероссийский конкурс стихов о школе, об учителе, о друзьях. Сколько, вы думаете, стихов прислали? Всего-навсего 100 работ. Из них 99 мы попросту выбросили как графоманию. И только одно стихотворение оставили. Его написала 85-летняя старушка. В XIX веке знали наизусть по сто стихов, в XXI чаще всего – ни одного!

Дарья Афонина,
учитель русского языка и литературы, школа № 1861:

– Сейчас на первом плане мнимые ценности: благосостояние, разнообразие удовольствий, комфорт, вкусная еда, а свои чувства молодёжь в основном старается скрыть. Иногда подростки даже стесняются говорить о поэзии. Но когда я завожу с ними беседу о литературе, они всё же постепенно втягиваются, даже могут процитировать поэта, чьи строки глубоко запали в душу.

Мария Семиткина,
учитель русского языка и литературы, школа № 947:

– Я видела искренние слёзы на глазах своих учеников, когда они услышали стихотворение Э. Асадова «Рыжая дворняга». Каждый понимал и проецировал на себя метафоричность фразы: «Ты не знаешь природы: ведь может быть тело дворняги, а сердце – чистейшей породы!» Они открыли для себя новый мир, делились впечатлениями, размышляли, волновались. Именно поэзия способна соприкоснуться с душой человека и от сердца к сердцу провести незримую нить. Самое прекрасное – уметь чувствовать чужие эмоции, сострадать, сопереживать. Именно этого не хватает нынешнему поколению.

Варвара Баграмянц,
педагог-библиотекарь, школа № 2051:

– Ученики начальной школы в биб­лиотеке в первую очередь спрашивают стихи. У нас есть 15 наименований книг серии «Читаем сами». Но этого мало. Некоторым детям приходится предлагать поэтические сборники, предназначенные для старших школьников. Хочется, чтобы больше издавалось тоненьких иллюстрированных книжек, и они поступали в школьные библиотеки. Нужен удобный шрифт, цветные иллюстрации. Поверьте, маленькие читатели – очень благодарный народ.

Олег Куманов,
редактор газеты «Пионерская правда»:

– Сейчас у детей 10–14 лет наблюдается некоторый спад интереса к стихотворчеству, характерному для этого возраста. Может быть, влияет то, что родители реже читают малышам, меньше стало литературных кружков. Чисто поэтические студии вообще редкость. Больше привлекает ребят сочинение заметок, рассказов. «Пионерская правда» старается представлять читателям наиболее успешные, интересные работы. Если говорить о темах, то чаще всего пишут о природе. Ориентир – школьный учебник, где много стихов о красоте русской природы, есть чему учиться. По детским стихам видно, кто что помнит, проскальзывают метафоры, сравнения…

Анастасия Толикова,
ученица 9-го класса, гимназия № 1579:

– Я считаю, что поэзия помогает человеку увидеть свой внутренний мир и понять, чего он действительно хочет. Поэзия заставляет задуматься не только о собственных проблемах, но и обратить взор на несчастья других.

Поэзия делает нас людьми.

Подготовила Елена Сапрыкина

Источник

Зачем нужна поэзия

Зачем нужна поэзия современным читателям? Ведь поэзия – одна из древнейших форм искусства. Возможно, в век цифровых технологий она и сама стала древностью? Так ли это? Давайте разберемся.

Зачем нужна поэзия

Стремление к творчеству было свойственно человеку с древности (вспомнить хотя бы наскальную живопись). Искусство служило развитию человечества и развивалось вместе с ним. Оно влияло на общество в той же степени, что исторические события и политика.

Поэзия же – не просто часть искусства, которая выражает эмоции через рифмованные строки. Она необходима для получения полного понимания мира и имеет много дополнительных преимуществ, о которых мы расскажем ниже.

Поэзия улучшает вербальные навыки

Вряд ли кто-то усомнится, что проговаривание стихов вслух – хорошая тренировка дикции и навыков вербального общения. Это достигается благодаря определенному ритму, темпу и рифме стиха. Например, следующее стихотворение Брюсова может служить прекрасным «тренажером» дикции:

Перекидываемые, опрокидываемые,
Разозлились, разбесились белоусые угри.
Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые,
Расплетались и сплетались, от зари и до зари.

Змеи вздрагивающие, змеи взвизгивающие,
Что за пляску, что за сказку вы затеяли во мгле?
Мглами взвихриваемыми путь забрызгивающие,
Вы закрыли, заслонили все фарватеры к земле.

Брюсов, «Буря с берега» (фрагмент), 1914

Поэзия расширяет словарный запас

Поэзия знакомит читателя с новыми терминами, расширяя его словарный запас. Часто, чтобы понять стихотворение, требуется проанализировать значение отдельных слов и разобраться, почему автор употребил то или иное из них.

При этом чтение стихов вслух помогает улавливать языковые нюансы и смысловые акценты лучше, чем при чтении прозы. Дело в том, что фразы в стихах строятся (и звучат) по своим законам, и не всегда достаточно простых знаний грамматики, чтобы уловить смысл произведения.

Поэзия тренирует критическое мышление

Поэзия улучшает навык критического мышления, заставляет читателя думать. В великой поэзии смысл зачастую не очевиден и не одномерен. Принимая активное участие в расшифровке такой поэзии, читатель становится как бы ее соавтором. Поэтический язык формирует восприятие человеком окружающего мира.

Читатели поэзии чаще склонны анализировать информацию, оценивать точку зрения автора и степень её объективности. Этот навык полезен в повседневной жизни всем, кто хочет сформировать собственное непредвзятое мнение о чем угодно: новостях, рекламе или бизнес-процессах.

Поэзия открывает возможности языковой игры

Поэты добавляют новые слова в язык, подобно тому, как художники создают новые картины. Считается, что Шекспир за свою писательскую карьеру создал около 2000 новых слов, некоторые из которых используются в повседневном английском языке и сегодня. К «шекспиризмам», например, относятся: fashionable (модный), vulnerable (уязвимый), defeat (поражение) и даже advertising (реклама, продвижение).

Для чего человеку нужна поэзия. Смотреть фото Для чего человеку нужна поэзия. Смотреть картинку Для чего человеку нужна поэзия. Картинка про Для чего человеку нужна поэзия. Фото Для чего человеку нужна поэзия

Уильям Шекспир знал, зачем нужна поэзия

Простой подбор рифмы порой побуждает взглянуть на слова по-новому и совершать языковые открытия там, где иначе не пришло бы в голову искать их. Например, неочевидные и скрытые рифмы Маяковского:

ни угла ни одного

ни чаю,

ни к чаю газет.

Постепенно вживался небесам в уклад.

Выхожу с другими глазеть

Маяковский, поэма «Человек» (фрагмент)

Поэзия помогает услышать музыку языка

Во многом эстетика стиха зависит от его звучания: от того, как сочетаются, чередуются и повторяются звуки и их комбинации в словах. Из этого рождается звуковой образ слова. Цветаева так писала о музыке поэзии: «Есть нечто в стихах, что важнее их смысла: их звучание».

Порой, вслушиваясь в звуки, мы можем понять то, что не сказано напрямую словами. Таким образом, музыкальность стиха рождает дополнительный контекст.

Для примера можно привести строки из стихотворения Бродского «Июль. Сенокоc»:

Стрекочет, как движок,

всю ночь кузнечик где-то в борозде.

Здесь аллитерация глухих и шипящих позволяет нам услышать стрекот сверчка.

Еще один показательный пример – начало стихотворения Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»:

Били копыта. Пели будто:
Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб. —

Ветром опита,
льдом обута,
улица скользила.

Чередование согласных «б», «п», «к», «гр» в начале стихотворения напоминает звук цокающих по мостовой копыт. Далее – «улица скользила», и звуковой ряд меняется: в сочетании «ли»-«ль»-«ил» уже ощущается текучесть, плавность, скольжение.

Поэзия помогает запоминать

Поэзия помогает нам помнить. Еще до изобретения письменности поэзия использовалась для передачи информации и идей в сферах философии, религии, истории и даже науки. Заучивание стихов давало людям возможность делиться мыслями.

Но и после появления письменности рифмы и ритмы поэзии помогают нам лучше запоминать всё: от слов и идей до полезных фактов и правил. Пример такого практического использования стихов – «запоминалки» для правил правописания:

СобИрать, стИрать, задИра –
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И.

Если после корня — А,
В корне будет И всегда.
Вот пример, запоминай:
Ноги вытЕр? — ВытИрай!

Заучивание стихов наизусть способно улучшить память. Давно доказано, что люди, которые учат стихи наизусть, менее подвержены болезни Альцгеймера.

Поэзия служит лекарством для души

Время от времени мы испытываем гнев, разочарование, грусть или страх. Эти неприятные чувства мы часто держим в себе. Но загнанные внутрь негативные эмоции могут привести к психологическому перенапряжению, что чревато срывом.

Написание и чтение стихов помогает нам разобраться в себе, понять эти чувства и выпустить их наружу без ущерба для окружающих. Удивительно, но чтение грустного стихотворения может оказать терапевтический эффект и помочь развеять собственную грусть. Существует даже специальный термин для такого лечения – библиотерапия.

Стихи могут стать проводником или собеседником, подарить немного тепла и утешения, когда никого нет рядом.

Для чего человеку нужна поэзия. Смотреть фото Для чего человеку нужна поэзия. Смотреть картинку Для чего человеку нужна поэзия. Картинка про Для чего человеку нужна поэзия. Фото Для чего человеку нужна поэзия

Поэзия помогает преодолевать границы

Одним из замечательных качеств литературы – и поэзии в частности – является способность объединять читателя и писателя через временные и культурные границы. Поэзию можно назвать концентрированной литературой, а значит, ее вневременные свойства усиливаются в несколько раз.

Например, читатель может не иметь практического представления о том, какой была жизнь в Англии в эпоху Елизаветы I. Однако сонеты Шекспира, поднимающие универсальные темы любви, ревности, отчаяния, творчества могут преодолеть пропасть веков.

Поэзия способствует личностному росту

Поэзия может стать первым шагом на пути приобщения к искусству в целом. Стихи, как правило, не требуют много времени для чтения, их не трудно найти в интернете. Как только читатель начинает чувствовать себя комфортно в мире поэзии, он с большей вероятностью обратится и к другим видам искусства.

Поэзия часто вплетена в масштабные художественные движения. Например, от модернизма в литературе можно перейти к модернизму в изобразительном искусстве и архитектуре. Таким образом, поэзия является порталом в огромный мир культуры, служит отправной точкой для личностного роста.

Поэзия рождает новые идеи

Сталкивались ли вы когда-нибудь с творческим кризисом? Не так уж важно, занимаетесь ли вы творческой профессией или нет. Возможно, просто какая-то мысль носилась в воздухе, а у вас не получалось ее ухватить.

Чтобы написать стихотворение, порой необходимо перебрать сотни слов, прочесть уйму отрывков из сочинений классических поэтов. Все это помогает найти вдохновение и обрести новые идеи, о существовании которых вы даже не подозревали.

Чтение и написание стихов не только генерирует новые идеи. Оно также способно кардинально изменить восприятие старых идей, помочь по-новому взглянуть на прошлые переживания, опыт и эмоции.

Поэзия учит понимать других людей

Одна из трудностей нынешнего века – это неспособность понимать друг друга. Чтение и написание стихов способно развивать в нас эмпатию и возможность слышать мнение окружающих.

Автор должен уметь донести суть своего произведения до абстрактных читателей. Для этого ему нужно глубоко погрузиться в психологию читателя, заставить того понять и почувствовать похожие ощущения. Только если достигнуто взаимопонимание между писателем и читателем, стихотворение будет долго резонировать после прочтения.

В свою очередь читателя поэзия учит терпению, ведь нужно постараться заглянуть в чужой разум и развить сочувствие к другому человеку. Способность сопереживать равносильна уважительному отношению.

Поэзия помогает найти свой внутренний голос

В мире поэзии нет правильного и неправильного. Единственный по-настоящему важный вопрос, который мы должны задать себе при чтении или написании стихотворения: «Нравится ли мне, как это звучит?»

У нас всех в голове крутится множество мыслей, и поэзия – идеальный способ, чтобы дать им выход. Поэзия помогает нам изучить свои ощущения и настроить свой «внутренний компас».

Как мы видим, значение поэзии с течением времени не уменьшается. Она по-прежнему играет большую роль в жизни людей. Надеемся, что наша статья помогла вам ответить на вопрос «Зачем нужна поэзия?»

Источник

Нужна ли поэзия современному человеку

Алла Носкова «Нужна ли поэзия современному человеку» (Исследование)

Сегодня существует огромный разрыв между представлениями о настоящей поэзии творческой элиты и взглядами на этот предмет широкой аудитории. Такой разрыв имеет свои закономерности: элитарная культура опережает потребности общества в культурной пище, которая является основой его ценностей и духовности, задает направление развития культуры общества. Однако, если никто не возьмет на себя ответственность за управление процессом донесения до населения представлений о настоящем искусстве, не позаботится о том, чтобы этот разрыв сокращался, массовая культура не оставит шансов элитарной культуре быть востребованной, влиять на базовые основы общества. Недостаточность институтов управления подобными процессами неминуемо приведет к кризису культуры: выхолащиванию общечеловеческих ценностей, снижению духовности. Кто должен взять на себя ответственность за эти процессы?

Общаясь с редакторами ведущих российских издательств, я столкнулась с неверием в то, что современная поэзия может быть востребована читателем. Редакторы говорят о том, что спрос есть на классику, поэтов серебряного века. Именно эти поэтические серии издаются наиболее часто. Издание же сборников современных поэтов крайне рискованно и убыточно.

Большая часть современных поэтов годами копят деньги на издание своей книги. Кому то везет больше: их книги издаются на деньги спонсоров. Но меценатов, любителей настоящей поэзии, сейчас не так много. Поэзия не может быть основой для бизнеса, она по своей сути не имеет коммерческой составляющей.

Редакторы толстых литературных журналов не считают своей миссией доносить талантливую современную поэзию до широкой аудитории, формировать, воспитывать в людях вкус к хорошей поэзии. Они видят своей миссией развитие современного поэтического творчества, работают в узких рамках профессиональной и элитарной аудитории, работая как бы на будущее.

Не это ли одна из причин засилья массовой культуры, что представители элитарной культуры не видят смысла бороться за то, чтобы истинное искусство было более широко представлено в сознании людей? В результате элитарное искусство все больше сдает свои позиции, и сознание людей наполняется штампами массовой культуры, порабощая личность.

Алексей Алехин, главный редактор поэтического журнала «Арион», в своей статье в журнале «Вопросы литературы» (№1 2012 г.)говорит о том, что «поэзия сохраняет в себе больше истинного искусства, хотя бы потому, что почти не покупается, а значит, и не продается». Он видит три ветви поэзии сегодня:

Ответ «массы» литературным редакторам

Размышляя над проблемой управления процессами сокращения разрыва между «элитарным и массовым», снижения негативного влияния массовой культуры на личность человека, укрепления ценностных и духовных основ общества, я решила обратиться к пользователям моего сайта edu.jobsmarket.ru и задать им вопрос: нужна ли поэзия современному человеку?

Результаты этого исследования – это только подвод поднять вопрос, вместе со всеми заинтересованными лицами сформировать видение на проблему и найти нетривиальные решения.

Кто принял участие в исследовании?

Интерес к теме опроса был огромен, за 2-е суток было заполнено более 5000 анкет.

(
Далее идут диаграммы, сюда они не переносятся, и нужно воспользоваться ссылкой
http://www.piiter.ru/noskova2.htm
)

Из результатов этого исследования мне видится, что наша российская «масса» читателей не столь безнадежна, как это кажется редакторам толстых журналов. Очевидно, что массовый читатель не только интересуется поэзией (пусть на своем уровне ее понимания), но и видит ее роль в своей жизни и жизни общества.

Надеюсь, что это небольшое исследование будет хорошей информацией к размышлению для литературной среды, редакторов и поэтов.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *