Для чего человеку нужна религия 4 класс

Зачем нужна религия?

Сначала остановимся на вопросе о том, чего, собственно, хотят, чего ждут от религии разные люди. Для чего они принимают религию? На что надеются? Здесь можно выделить несколько типичных ситуаций.

1. Убежать от мира, от его проблем, от его грязи. Скрыться люди пытаются в храмах, в монастырях, в скитах, в этнопоселениях или даже в собственном доме, в своей квартире. Рассуждение тут очень простое: мир погряз во зле, им управляют злые силы, а мне надо сохранить себя, избежать участия в злых делах. А для этого надо уединиться, отгородиться, отторгнуть мир, иначе обязательно испачкаешься. И заменой миру должна выступать как раз религия.

2. Заполнить душевную пустоту. Тратить жизнь, чтобы добыть деньги, а потом тратить деньги, чтобы продлить жизнь — многие понимают, что такой ежедневный круговорот не имеет смысла, не достоин настоящего человека. В жизни должно быть что-то выше, чем повседневная суета, что-то прекрасное, доброе и вечное. И здесь религия с её архитектурой, живописью, музыкой, красивыми обрядами, умными книгами представляет собой очень привлекательное решение проблемы.

3. Повысить своё благосостояние. Это же так здорово: попросил Бога о богатстве — получил богатство, попросил власть — получил власть, попросил известность — пожалуйста. Попросил прощения за свои пакости — и тут отказа нет. То есть Бог воспринимается как некая заботливая и услужливая нянька. Данная мотивация особенно популярна у так называемых «успешных людей». Любые свои «достижения» они объясняют помощью Бога, который их якобы любит гораздо больше, чем остальных людей.

5. Возвыситься над другими людьми. Это касается в первую очередь поклонников разных экзотических и редких культов. Мол, все другие религии абсолютно ложные, и только моя бесспорно истинная. Только я и мои единоверцы угодны миру, вселенной, Богу или богам, а все остальные заблудшие люди обречены на осуждение и наказание. Тут и разнообразные секты мировых религий, и всевозможные языческие общины, и так называемая «эзотерика», и даже квазирелигии — всякие идеологии. Отметим, что для собственного возвышения человеку в данном случае достаточно просто принять нужную религию.

6. Обеспечить себе безбедное посмертное существование. Тоже очень широко распространённая мотивация. Что там после смерти — ещё неизвестно. Поэтому на всякий случай надо принять ту религию, которая обещает всем своим последователям гарантированное спасение и вечные наслаждения. А также не мешает подстраховаться и от страшных адских мук. Предусмотрительность — великое дело.

Конечно, есть и другие мотивы для принятия человеком религии, но мы пока ограничимся перечисленными. Итак, есть ли между ними что-то общее, объединяющее? Да, во всех этих случаях человек хочет от религии что-то получить в подарок: комфорт, успех, спокойствие, самоуважение, уверенность в будущем. Причём получить только за то, что принял религию.

Но дело-то в том, что человек приходит на Землю вовсе не получать, а отдавать. И оценивается его жизнь не по тому, сколько он получил, а по тому, сколько он отдал. А что и кому мы должны отдавать? Всё просто. Мы должны развиваться сами и улучшать мир, то есть приносить добро себе и миру, а также бороться со злом в себе и в мире. Однако, как мы видим, все перечисленные нами ситуации не имеют никакой связи с этой нашей главной целью. Во всех упомянутых случаях человек вовсе не собирается кому-то чего-то отдавать. Так какой же тогда смысл в религии? Может быть, все рассмотренные нами мотивации — это просто самообман? Может, религии и вовсе не нужны?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить о том, для чего, собственно, Творец создал наш мир. Для того чтобы дать нам, своим творениям, возможность в свободном развитии дойти до своего уровня. То есть свобода выбора у нас есть, она дарована Творцом. Но просто дать свободу — этого мало, надо ещё указать людям правильное направление и основные ориентиры. Именно поэтому Бог дал нам не только совесть и разум, которые подсказывают правильные решения изнутри, но также и религии — внешние подсказчики. В большинстве случаев этого вполне достаточно, чтобы мы могли отличить добро от зла, выбрать добро и отказаться от зла.

Так для чего же нужна религия на самом деле? Она просто даёт информацию о добре и зле, о правилах поведения в мире, о том, что нам делать можно и нужно, а что нельзя ни в коем случае. Причём информация эта не может ни устареть, ни измениться, ни поменяться на свою противоположность. То есть религия — это краткая, популярная, доступная инструкция по пользованию миром, по его улучшению и по нашему саморазвитию. Иными словами, религия — это одна из важных точек опоры человека в изменчивом мире. Можно, конечно, на неё и не опираться, отказываться от неё, даже делать вид, что её вообще не существует, но тогда мы становимся более беззащитными перед происками сил зла и служителей зла.

А теперь вернёмся к началу статьи, к мотивации людей, принимающих религию. Как видим, религия — это вовсе не безопасное убежище для тех, кто не желает улучшать мир. И совсем не средство удовлетворения своих эстетических потребностей. И Бог — это, конечно же, не услужливая нянька, тем более, не глава злобной мафии, а любящий отец, желающий, чтобы его дети через свободное развитие стали похожими на него. Религия никак не возвышает человека, принявшего её, и никому не гарантирует безбедную посмертную участь. Всё определяется не религией, а нашим собственным свободным выбором между добром и злом, который мы должны делать каждый день всю жизнь. Религия — это только дополнительная информация для принятия нами решений. И оценивается наша жизнь исключительно по поступкам — нашим мыслям, словам и делам, а не по тем причинам, которые к этим поступкам привели.

Жизнь постоянно преподносит нам всё новые и новые сюрпризы, причём далеко не всегда приятные и полезные. Экономические кризисы, политические перевороты, войны, эпидемии (как настоящие, так и мнимые), бытовые конфликты, всевозможные выкрутасы властей — всё это часто повергает людей в растерянность и панику. В результате распространяются депрессия, наркомания, алкоголизм, озлобленность, психические болезни, увеличивается число самоубийств. Но вот те люди, у которых есть самые главные точки опоры, такие как семья, родина и религия, переносят все эти потрясения гораздо легче, более того — часто закаляются в борьбе с трудностями, становятся лучше, чище, добрее. При этом, конечно, надо помнить, что в основе религии лежат заповеди самого Творца, которые неизмеримо важнее указаний безграмотных и ретивых начальников.

Вывод из всего сказанного прост. Религия — это не благотворитель с мешком бесплатных подарков. Это помощник человеку в его свободном развитии, в гармонизации им себя и мира, в делании добра и борьбе со злом.

Источник

Культура и религия 4 класс ОРКСЭ

Культура и религия. 4 класс

Воспитательная: воспитание нравственности, толерантности, коллективизма, умения выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга; воспитание культуры речи; эстетическое воспитание.

Образовательная: раскрыть понятие «культура», рассмотреть влияние религии на культуру, раскрыть сущность материальной и духовной культуры, формирование понятий: культура, религия, материальная культура, духовная культура;

Развивающая: через игровые моменты, групповые формы работы способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, выполнять творческие задания, сравнивать культуру материальную и духовную;

учебное пособие «Основы мировых религиозных культур», 4-5 кл./ А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева и др.;

электронное пособие к учебнику «Основы мировых религиозных культур»;

карточки для игры «Собери пазлы»;

Как вы понимаете слово «религия»?

Какие религии называются национальными?

Какие религии называются мировыми?

Какие религии считаются традиционными для России?

Какие религии преобладают в нашем крае? В нашем поселке?

Религия – сфера жизни, отличительной чертой которой является вера в сверхъестественное, в Бога.

Ритуал – участие людей в религиозных действиях.

Национальные религии – это иудаизм, индуизм.

Мировые религии – это буддизм, христианство, ислам.

О чем мы будем говорить на уроке? Посмотрите в учебнике на стр. 8

Выступление учителя «Что такое культура?»

В повседневной речи слово «культура» часто связано с представлениями о дворцах и музеях, театрах и библиотеках. Порой мы употребляем такие выражения, как «культурный человек», «культурно себя вести». Это тоже связано со словом «культура».

Предлагаю вам уже знакомую игру «Подбери слово».

В науке есть такое определение: «Культура – это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории».

Задание детям : рассмотрите фотографии на слайдах и скажите, к какой культуре – материальной или духовной, они относятся?

(на слайдах: Кижи, кантеле, национальная карельская одежда, предметы быта карел)

Учащиеся разбиваются на 2 команды и получают карточки со словами: церковь, танец лезгинка, карета, мечеть, знания, буддизм, кукла, ислам, народная песня, монета, копье, законы, платье, сказка.

1-й команде необходимо выбрать карточки, связанные с материальной культурой, а 2-й команде – с духовной культурой.

Беседа с учащимися:

— Мы говорим о ком-то, что он культурный человек? Что это означает?

— Что входит в понятие « культура поведения »? Какие черты присущи культурному человеку?

Работа с рассказом.

— Хочу вас спросить: Каким словом в русском языке выражается благодарность? (спасибо)

— Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.

Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:

— А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?

— Говорят «спасибо», что же ещё?

— Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе.

Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.

Беседа по вопросам:

— Что нового вы узнали о слове спасибо?

Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва.

— Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что?

— Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?

— Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она действительно верила в Бога?

— Зачем люди строили храмы?

Когда люди строили храм, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это культура. Вы согласны?

6. Выступление учителя «Влияние религии на культуру».

Многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с религией, они необходимы для ее существования.

В каждой религии нужно было иметь место для совершения ритуалов. Так возникли специальные здания, которые должны были служить этим целям. (Идет демонстрация слайд-шоу «Культовые сооружения»). Мы до сих пор с удовольствием посещаем сохранившиеся величественные храмы Древней Индии, Древней Греции. Не сохранился до нашего времени, но известен по описаниям Иерусалимский храм в Израиле. Торжественные буддистские храмы встречаются повсюду в Азии. В древние времена возникли и первые христианские храмы, некоторые из них сохранились до наших дней. На Ближнем Востоке и в Северной Африке были возведены первые священные сооружения мусульман. Сейчас буддистские, исламские, христианские храмы можно встретить повсюду. Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются, мы узнаем на следующих уроках.

В настоящее время эти замечательные сооружения считаются культурными памятниками. Они охраняются государством. И у нас в Карелии много великолепных храмов. Туристы со всего мира приезжают полюбоваться их красотой. Давайте полюбуемся на эти замечательные сооружения.( слайд-шоу)

— Какие эпитеты мы можем подобрать при описании этих храмов?

— А у нас в городе есть храм? Где он находится? Как называется?

В древности в храме ставили статуи того бога, которому этот храм был посвящен. (Учитель обращает внимание детей на фото на с.9 учебника)

Живописцы всех времен часто обращались к религиозным сюжетам в своих картинах ( показ репродукций ). В буддизме и христианстве, а также в ряде других религий во время ритуальных обрядов используется музыка. Сегодня нам известно немало музыкальных произведений, написанных как специально для религиозных целей, так и на религиозные темы и сюжеты.

(прослушивание: Рахманинов «Всенощное бдение»).

Связаны ли культура и религия между собой?

Закрепление основных понятий урока ( работа с тренажером в электронном пособии к учебнику «Основы мировых религиозных культур»)

Перескажи родителям или другим взрослым материал

урока 3 «Культура и религия».

Повтори понятия: религия, национальные религии, мировые религии, традиционные религии, культура, духовная культура, материальная культура.

Индивидуальное задание: подготовить сообщение или презентацию по теме (на выбор):

1) «Памятники духовной культуры Карелии»,

2) «Памятники материальной культуры Карелии».

Источник

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемГригорий Наточиев

Похожие презентации

Презентация на тему: » Тест 2 1. Для чего человеку необходима Религия? А) Чтобы гордиться перед другими народами достояниями своей культуры. Б) Чтобы знать свои традиции, приобщаться.» — Транскрипт:

3 2. Что Религия дает человеку? А) Нормы морали и нравственности, ориентиры на жизненном пути, возможность быть счастливым Б) Превосходство над нерелигиозными людьми В) Возможность уподобиться Богу Г) Материальное благополучие Следующий вопрос

4 3. Как Культура и Религия взаимодействует друг с другом? А) Религия основана на культуре Б) Культура и Религия взаимно дополняют друг друга. Религиозные переживания людей находят отражения в культуре, а культура углубляет религиозные представления. В) Культура существует только благодаря религии. Следующий вопрос

5 4. Когда человек считается культурным? А) Когда он занимается физкультурой (физической культурой) Б) Когда он читал книги о культуре. В) Когда он знает особенности культуры своей Родины и поступает в соответствии со своим знанием Следующий вопрос

6 5. Как вы понимаете выражение «везде присутствие Бога»? Бог Духом Своим находится везде во вселенной Бог может находиться везде, если Он этого захочет Бог может находиться там, где хочет этого человек, когда он призывает Имя Божие Следующий вопрос

7 6. Вера в Бога Никак не отражается на жизни человека Помогает людям жить, потому что вера укрепляет человека, делает его сильнее в сложных жизненных ситуациях, и человек знает, к Кому он может обратиться Делает жизнь человека труднее, потому что приходится соблюдать разные правила Следующий вопрос

8 7. Почему Бога называют Творцом? Бог был Сам сотворен Он сотворил этот мир Он помогает людям в творчестве Следующий вопрос

9 8. Почему всемогущий Бог не сделает так, чтобы в мире не было зла? Он может все, кроме этого Господь дал людям свободу выбирать между добром и злом Он не хочет избавлять мир от зла Следующий вопрос

10 9. Как вы понимаете выражение «везде присутствие Бога»? Бог Духом Своим находится везде во вселенной Бог может находиться везде, если Он этого захочет Бог может находиться там, где хочет этого человек, когда он призывает Имя Божие Следующий вопрос

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *