Для чего делается крещение

Цель Крещения – спасти свою душу, спасти себя, если этого желания нет – креститься не надо

После дол­гих коле­ба­ний между нашей язы­че­ской верой и пра­во­сла­вием я решила при­нять хри­сти­ан­ство. В храме меня напра­вили на огла­си­тель­ные беседы. Моло­дой чело­век, кото­рый их вёл, неожи­данно для всех при­сут­ству­ю­щих вдруг начал дока­зы­вать, что нам не надо креститься.

После дол­гих коле­ба­ний между нашей язы­че­ской верой и пра­во­сла­вием я решила при­нять хри­сти­ан­ство. В храме меня напра­вили на огла­си­тель­ные беседы. Моло­дой чело­век, кото­рый их вёл, неожи­данно для всех при­сут­ству­ю­щих вдруг начал дока­зы­вать, что нам не надо кре­ститься. Он спра­ши­вал: «Зачем вы хотите кре­ститься? Для чего?» Люди отве­чали раз­ное. Кто-то гово­рил, что для здо­ро­вья, кто-то – для того, чтобы жить легче стало с Божьей помо­щью, кто-то наде­ялся защи­титься от сглаза и порчи, кто-то хотел совер­шен­ство­ваться. Но ни один ответ нашего учи­теля не удо­вле­тво­рил. Он при­нялся дока­зы­вать, что с такими мыс­лями кре­ститься не стоит и… ДОКАЗАЛ. Я решила не при­ни­мать кре­ще­ние. И всё же червь сомне­ния в душе остался. Может, всё-таки надо было? Хотя я до сих пор не знаю пра­виль­ного ответа на вопрос: «Зачем кре­ститься?» Нам не смогли объ­яс­нить этого на бесе­дах. Может, попы­та­е­тесь вы?
Раиса.

Доро­гая Раиса, полу­чив Ваше письмо, я сразу вспом­нила «люби­мый спи­сок кре­щё­ных людей» заме­ча­тель­ного свя­щен­ника Дмит­рия Смир­нова: Карл Маркс, Фри­дрих Энгельс, Адольф Гит­лер, Вла­ди­мир Ленин, Феликс Дзер­жин­ский, Лав­рен­тий Берия…

Отец Дмит­рий гово­рит: «Если Вы веру­ете в Пре­свя­тую Тро­ицу и хотите стать чле­ном Церкви, то надо кре­ститься, потому что это реа­ли­зу­ется только через таин­ство Кре­ще­ния». Кре­ще­ние озна­чает новую жизнь, потому что Дух Свя­той нис­хо­дит на чело­века, – рас­тол­ко­вы­вает свя­щен­ник и очень жёстко фор­му­ли­рует: «Кре­стить чело­века, кото­рый этого не пони­мает, всё равно, что кре­стить нера­зум­ное живот­ное. Если кре­стим малыша, то взрос­лые должны пони­мать и вос­пи­ты­вать ребёнка соот­вет­ству­ю­щим обра­зом. Ведь крёст­ный от лица ребёнка обе­щает Богу, что этот малень­кий чело­ве­чек вырас­тет христианином».

Поэтому, Раиса, заме­ча­тельно, что Вы дума­ете о сути таин­ства, о том, как оно должно повли­ять на Вашу жизнь. И наде­юсь, эти раз­мыш­ле­ния при­ве­дут Вас в храм.

Но ещё я поняла, кто же на самом деле «вино­ват» в том, что неко­то­рых людей в якут­ских хра­мах отго­во­рили креститься.

Ещё в 2002 году до Якут­ска дошли кас­сеты с запи­сями огла­си­тель­ных бесед отца Миха­ила Зай­цева, слу­жив­шего тогда в Казан­ском храме г. Нерюн­гри. Я спро­сила его: нельзя ли рас­шиф­ро­вать эти плёнки и исполь­зо­вать их для печати? Ведь все, кого отец Михаил ого­ро­ши­вал своим стран­ным для свя­щен­ника заяв­ле­нием, к концу бесед пони­мали, что без Бога и Церкви им никак… Но батюшка не бла­го­сло­вил. «Пони­ма­ешь, – объ­яс­нил он, – я нико­гда не повто­ря­юсь на бесе­дах. Всё зави­сит от того, кто передо мной сидит, какие люди, насколько они обра­зо­ванны, как настро­ены, и т.д., и в зави­си­мо­сти от того, как они реа­ги­руют на мои слова, я строю свою речь. Нико­гда нельзя пере­ни­мать схему. Без долж­ного напол­не­ния она всё равно не будет рабо­тать». Видимо, это и про­изо­шло. Схема не сработала.

Но, может, Вам, Раиса, помо­жет интер­вью, кото­рое мы запи­сали с отцом Миха­и­лом на эту тему почти десять лет назад.

Не надо креститься?

В таин­ствах Церкви Бог дово­дит до чело­века бла­го­дать (осо­бую Боже­ствен­ную силу), кото­рую сами люди не спо­собны стя­жать никак иначе – ни молит­вой, ни чте­нием Биб­лии, ни даже вели­ким подви­гом, – дово­дит её как дар, через веще­ство этого мира: воды Кре­ще­ния, хлеб и вино Евха­ри­стии, миро Миро­по­ма­за­ния. Таин­ство Кре­ще­ния как бы рас­кры­вает в чело­веке эту спо­соб­ность – к при­ня­тию даров Свя­того Духа. Хри­стос гово­рит: «…Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Цар­ствие Божие: Рож­ден­ное от плоти есть плоть, а рож­ден­ное от Духа есть дух. Не удив­ляйся тому, что Я ска­зал тебе: должно вам родиться свыше» ( Ин. 3, 5–7 ).

Но мно­гие жалу­ются, что, при­ни­мая таин­ство Кре­ще­ния, ника­кой бла­го­дати не чув­ствуют. А порой вообще ничего не чув­ствуют, кроме раз­дра­же­ния, как будто чело­веку что-то очень важ­ное пообе­щали и не дали. Отчего так про­ис­хо­дит? Почему не совер­ша­ется рож­де­ние духов­ное? Или на самом деле оно про­ис­хо­дит, но оста­ётся неза­ме­чен­ным, и кре­стив­шийся только думает, что про­дол­жает жить в преж­нем мире, а на самом деле перед ним откры­ва­ется уже совсем иная реаль­ность? Что тре­бу­ется от чело­века, чтобы Кре­ще­ние стало для него не только внеш­ним, но глу­бо­чай­шим внут­рен­ним собы­тием? На эти вопросы мы попро­сили отве­тить свя­щен­ника Миха­ила ЗАЙЦЕВА.

– Отец Михаил, я слу­шала Ваши огла­си­тель­ные беседы (т.е. беседы, в кото­рых перед совер­ше­нием таин­ства Кре­ще­ния всту­па­ю­щим в Цер­ковь сооб­ща­ется хри­сти­ан­ское веро­уче­ние) и была потря­сена. Вы в самом начале на раз­ные лады повто­ряли одну и ту же фразу: «Не надо кре­ститься». Ну это как-то странно от свя­щен­но­слу­жи­теля слышать…

– Да, я сразу спра­ши­ваю: «Что под­толк­нуло вас к Кре­ще­нию? Вы себе отве­тили: для чего я кре­щусь, зачем это нужно?» Без ответа на этот вопрос кре­ститься не надо. Добра не будет. Кре­ще­ние – это осо­бый завет с Богом, осо­бые отно­ше­ния с Ним, кото­рые могут иметь для чело­века раз­лич­ные послед­ствия: либо мир и бла­го­по­лу­чие, либо… совер­шенно обратное.

Вы пре­красно видите, в каком состо­я­нии нахо­дится наше обще­ство – паде­ние нра­вов, попра­ние морали, дегра­да­ция и физи­че­ская, и интел­лек­ту­аль­ная, и духов­ная, раз­гул пре­ступ­но­сти и т.д. Это ещё более ужасно с той точки зре­ния, что у нас сей­час 70% насе­ле­ния – хри­сти­ане. И при­чём, про­стите, всех их уго­раз­дило покре­ститься в послед­ние десять – две­на­дцать лет, на кото­рые и при­хо­дится это дикое паде­ние человеческое.

Страш­ная ста­ти­стика, правда? Толпы при­шли ко Хри­сту – и соврали. Толпы солгали Богу! Мы полу­чаем по заслу­гам, и всё, что вокруг про­ис­хо­дит, весьма логично: даже чело­веку соврать – нехо­рошо, а уж соврать Богу! Понятно, чем должно кончиться.

– Почему это происходит?

– Из моего опыта, раз­го­во­ров с людьми, иду­щими на кре­ще­ние, могу кон­ста­ти­ро­вать, что подав­ля­ю­щее боль­шин­ство слабо пред­став­ляет, зачем это нужно и что дальше делать. Более того, цели, с кото­рыми люди при­ни­мают кре­ще­ние, часто про­ти­во­по­ложны тому, зачем вообще дано чело­веку это таин­ство. Боль­шин­ство идёт вовсе не за тем, что надо искать в Церкви.

– Инте­ресно, что обычно отве­чают на Ваш вопрос?

– «Чтоб здо­ро­вье было получше», «…Ну, дела финан­со­вые попра­вить», «Вообще, какая-то жизнь пошла тяжё­лая», «Что-то с кем-то не полу­ча­ется», «Ребё­ночка надо покре­стить, чтоб не болел, – не дай Бог, сгла­зят…» и т.д. и т.п. Вот с этим идти на Кре­ще­ние не надо. Зачем? Такие вопросы сле­дует решать дру­гим поряд­ком: хочешь здо­ро­вья? – иди в поли­кли­нику, ищи хоро­шего врача; жела­ешь денег? – лучше рабо­тать надо; порча, сглаз – это тоже не из обла­сти рели­гии. Очень редко уда­ётся услы­шать пра­виль­ный ответ.

Пра­виль­ный ответ

– А каков он? Скажите!

– Кре­ститься нужно, чтобы стать хри­сти­а­ни­ном, жить так, как Бог учил, душу свою спа­сти. Может быть, дру­гим на этом пути помочь. Этим исчер­пы­ва­ется цель нашего крещения.

Всё осталь­ное – вто­ро­сте­пенно. Будут зем­ные блага, не будут – мы не знаем. Может, наобо­рот, гораздо хуже ста­нет. Этот вопрос вто­рого порядка. Прин­ци­пи­ально то, что нам пред­стоит уме­реть, дать отчёт перед Гос­по­дом о своих делах и полу­чить либо пол­ное сча­стье в Веч­ной жизни, либо совер­шенно полярное.

Цель Кре­ще­ния – спа­сти свою душу, спа­сти себя. Если этого жела­ния нет пока – кре­ститься не надо. Стоит ещё поду­мать, порас­суж­дать, попро­бо­вать прочувствовать.

То есть если чело­век ищет не Бога, а спо­соб полу­чить блага от Него – не надо кре­ститься, повто­рять опыт мил­ли­о­нов несчаст­ных людей, кото­рые сами себя обма­нули (Бога обма­нуть нельзя). Кре­стятся, думают, что у них теперь всё хорошо будет, а всё наобо­рот про­ис­хо­дит, потому что соврали Богу, полу­чают соот­вет­ству­ю­щее эхо.

Если чело­век не ищет лич­ной встречи с Богом, если Бог для него что-то далё­кое и непо­нят­ное – не надо кре­ститься, рано. Если у вас нет уве­рен­но­сти в том, что ребё­нок, кото­рого вы собра­лись кре­стить, будет жить хоть в каком-то сопри­кос­но­ве­нии с этой идеей – «поиск Бога», если вы не готовы своей любо­вью и при­ме­ром пока­зать ему путь к Церкви, тоже не надо спе­шить, ничего хоро­шего не выйдет.

Вот если я ищу Бога, если я сам хочу быть похо­жим на Бога (а именно это – цель хри­сти­ан­ства – обо­же­ние!), вот тогда всё заме­ча­тельно, тогда надо идти кре­ститься и в даль­ней­шем жить соот­вет­ству­ю­щим обра­зом. Если нет жажды Бога, стрем­ле­ния к Нему, жела­ния жить, испол­няя волю Гос­пода, по запо­ве­дям Его, кре­ститься не надо – послед­нее поте­ря­ете, жиз­нен­ная прак­тика показывает.

– Со мной такое было, и только много позд­нее я поняла, почему жизнь после Кре­ще­ния на меня так «обру­ши­лась».

Мит­ро­по­лит Анто­ний Сурож­ский не устаёт повто­рять, что в пра­во­сла­вии (в отли­чие от язы­че­ства) нет магии, кото­рую он опре­де­ляет как «наси­лие чело­ве­че­ской воли, чело­ве­че­ского про­из­вола над при­ро­дой и над дру­гим чело­ве­ком», что таин­ство – это не обряд. Таин­ство цер­ков­ное – «это непо­сред­ствен­ные Божии дей­ствия, кото­рые через мате­рию этого мира каким-то обра­зом до нас доно­сят, дово­дят какую-то искорку жизни Самого Бога». Но очень важно, что таин­ство совер­ша­ется Богом над чело­ве­ком не без самого человека.

Можно ли ска­зать, что тех, кто во время Кре­ще­ния устрем­ля­ется к Гос­поду, Бог при­ни­мает в Свою оби­тель, подаёт помощь и уте­ше­ние, а тех, кто рвётся совсем в дру­гом направ­ле­нии, Он силой не дер­жит, отпус­кает в те без­бла­го­дат­ные обла­сти духа, нахо­дясь в кото­рых чело­век (какие бы мате­ри­аль­ные блага ни при­об­рёл) открыт для воз­дей­ствия на него «духов злобы под­не­бес­ной», а зна­чит, несчастен?

– Чув­ствует чело­век это или не чув­ствует, но он откры­ва­ется новой Боже­ствен­ной реаль­но­сти, кото­рая отныне будет опре­де­лять его жизнь до самой смерти и, глав­ное, после.

Я не только из опыта сво­его могу ска­зать, об этом гово­рит Свя­щен­ное Писа­ние: чело­век, кото­рый живёт в мире с Богом, в гар­мо­нии с Ним, от мно­гих бед защи­щён. И так защи­щён, что ника­кое зло сквозь эту защиту не про­бьётся. Пра­вед­ники у Бога на осо­бом счету и под осо­бым покро­ви­тель­ством. Пра­вед­ный – тот, кто правды Божией ищет, – не удо­вле­тво­ре­ния своих эго­и­сти­че­ских, зем­ных запро­сов, а Бога. Вот эти люди, без­условно, под осо­бым покро­ви­тель­ством Гос­пода, это каса­ется всех сто­рон жизни – и физи­че­ской, и интел­лек­ту­аль­ной, и финан­со­вой, и соци­аль­ной, и поли­ти­че­ской. Сам Хри­стос учит не забо­титься и не гово­рить «что нам есть? или что пить? или во что одеться?»: «Ищите же прежде Цар­ства Божия и правды Его, и это все при­ло­жится вам» ( Мф. 6, 31–33 ). Вся исто­рия чело­века пока­зы­вает, что тогда, когда люди близки с Богом, жизнь нор­ма­ли­зу­ется, когда отно­ше­ния с Твор­цом пор­тятся, всё при­хо­дит в упадок.

Глав­ное – надо понять: как чело­век при­хо­дит ко Хри­сту, каким и зачем он при­хо­дит. Если Бог для него – лишь сред­ство для реше­ния зем­ных про­блем, о каком пре­об­ра­же­нии может идти речь?

В руки, сло­жен­ные за спи­ной, не даётся ничего

– Зна­чит, всё дело только в нашей внут­рен­ней готовности?

– Не только. Пред­по­ло­жим, что чело­век иде­ально под­го­тов­лен, про­шёл инсти­тут огла­шен­ных (хотя бы те беседы про­слу­шал, кото­рые сей­час про­во­дятся в хра­мах), пред­по­ло­жим, воцер­ко­вился. Какие вопросы он ста­вит перед собой в каче­стве при­о­ри­тет­ных после кре­ще­ния? От этого всё зависит.

И ещё такой момент: мы покре­сти­лись во имя Духа Свя­того, но почему Его в нас нет? Тут надо пом­нить, что мы сотво­рены по образу и подо­бию Божи­ему. Образ есть. Подо­бия надо достиг­нуть. Ино­гда Гос­подь при кре­ще­нии даёт радость незем­ную, но она непо­сто­янна, в силу того, что мы ещё во Хри­сте непостоянны.

Всё необ­хо­ди­мое в таин­стве мы, без­условно, полу­чаем и так или иначе это чув­ствуем, но ста­биль­ным такое состо­я­ние ста­но­вится уже после того, как мы про­шли свой лич­ный путь. Да, мне дали всё в дорогу, сна­ря­дили всем при кре­ще­нии. Но потом надо идти, а не сидеть на этих узлах с хоро­шим снаряжением.

– Мой крест­ник малень­кий, когда его кре­стили, слы­шал звон коло­ко­лов, кото­рого на самом деле не было.

– Да, с такими вещами я не раз стал­ки­вался, когда люди в момент кре­ще­ния пере­жи­вали неко­то­рое откро­ве­ние. Но всё, о чём я знаю, было лишь зна­ме­нием. Нужен путь. В вере, как бы это помягче ска­зать, нет ижди­вен­че­ства. Гос­подь не допус­кает нас до этого. Бла­го­дать даётся тогда, когда она вос­тре­бо­вана, когда она сози­дает. Гос­подь даёт в про­тя­ну­тые и жад­ные руки. В руки, сло­жен­ные за спи­ной, Он ничего не даст. Надо желать и про­сить, и всё дастся.

– А Вам не кажется, что есть ещё один момент. Я кре­сти­лась одна, и это было так таин­ственно и даже страшно, а вот боль­шин­ство дру­зей моих и мама кре­сти­лись среди боль­шого коли­че­ства народа – и это до неко­то­рой сте­пени мешает. Нет?

– Конечно, сам чин совер­ше­ния Кре­ще­ния очень важен. У нас в Нерюн­гри при храме есть группа моло­дых людей, веру­ю­щих, кото­рые хотят чуть больше делать, чем про­сто в храм ходить. И к ним можно отсы­лать людей нево­цер­ко­в­лён­ных, только-только всту­па­ю­щих в Цер­ковь. Народ ведь при­хо­дит самый раз­ный. Один моло­дой чело­век, напри­мер, бук­вально был поме­шан на ино­пла­не­тя­нах. Доб­рый парень, дума­ю­щий, ищу­щий, он через обще­ние с этой груп­пой хри­стиан при­шёл к Богу. Или дру­гой – музы­кант, серьёз­ный, здра­во­мыс­ля­щий, обра­зо­ван­ный… Для него стало откро­ве­нием, как к нему отнес­лись его сверст­ники: они гово­рили о Хри­сте, об Еван­ге­лии, об Истине и пути к Богу, о боже­ствен­ном досто­ин­стве чело­века, и он это для себя откры­вал. Они были обык­но­вен­ные люди, но он видел в них тот огонь, кото­рый в нём самом ещё не зажёгся.

Мно­гие дру­гие (обо всех не рас­ска­жешь) не лени­лись ходить в храм месяц-два, раз­го­ва­ри­вали с при­хо­жа­нами, искали суть пра­во­сла­вия, Хри­ста искали; пусть зада­вали пона­чалу совер­шенно жут­кие вопросы, но они их зада­вали. При­чём их никто не торо­пил с кре­ще­нием. Ещё гово­рили: «Ты подо­жди, поду­май хорошо, надо ли тебе это». Когда такие серьёзно под­го­тов­лен­ные люди искренно при­хо­дили к вере, чув­ство­вали, что Кре­ще­ние им необ­хо­димо, я их кре­стил по одному, при­чём литур­ги­че­ским чином, очень рано, в пять утра. Пред­ставьте, в храме при­сут­ствуют только свя­щен­ник, тот, кто кре­стится, и его пору­чи­тели. Горят свечи, мы совер­шаем литур­гию, кре­стим чело­века, тут же его при­ча­щаем – это на всю жизнь.

Конечно, мы не можем кре­стить всех так, как это в древ­ней Церкви было, когда кре­ща­е­мый чув­ство­вал, что в дан­ный момент жизни он центр всей общины. Про­блема чисто тех­ни­че­ски трудно реша­ема при том, сколько людей идёт сего­дня в храмы с жела­нием покре­ститься. Хорошо, если чело­век горит во время совер­ше­ния Таин­ства, он ника­ких внеш­них неудобств даже не заме­тит, но основ­ная масса рвётся на Кре­ще­ние не гото­вой, в состо­я­нии неко­то­рой меч­та­тель­но­сти, и этим людям нужно помочь про­чув­ство­вать Христа.

Я думаю, что Хри­стос при Кре­ще­нии рядом с каждым.

– А что бы Вы ска­зали тем, кто при­нял Крещение?

– Мини­мум ты про­шёл, дальше мно­гое от тебя зави­сит. Ты можешь больше узнать о вере, о Хри­сте, о Церкви. Ты можешь больше сде­лать для себя, для близ­ких, для бра­тьев по духу, для всех людей во славу Божию. А можешь этого не делать – это твой выбор, мы за него ответ­ствен­но­сти не несём.

В любом слу­чае, Кре­ще­ние – только начало пути, кото­рый состоит из мно­гих-мно­гих шагов, откры­тий, паде­ний, вос­ста­ний. Но это путь пре­об­ра­же­ния, когда мы каж­дый раз на про­тя­же­нии какого-то вре­мени откры­ваем в себе всё новые и новые грани бого­по­до­бия. Радостно – созна­вать, кем я был и как душа обно­ви­лась. Это счастье.

Источник

Вопросы о Таинстве Крещения

Под­го­товка к Кре­ще­нию

Что такое Кре­ще­ние как Таин­ство? Как оно про­ис­хо­дит?

Кре­ще­ние – Таин­ство, в кото­ром веру­ю­щий, при трое­крат­ном погру­же­нии тела в воду с при­зы­ва­нием Бога Отца и Сына, и Свя­того Духа, уми­рает для жизни плот­ской, гре­хов­ной и воз­рож­да­ется от Духа Свя­того в жизнь духов­ную. В Кре­ще­нии чело­век очи­ща­ется от пер­во­род­ного греха – греха пра­ро­ди­те­лей, сооб­ща­е­мого ему через рож­де­ние. Таин­ство Кре­ще­ния может совер­шаться над чело­ве­ком только один раз (равно как чело­век только один раз рож­да­ется на свет).

Кре­ще­ние мла­денца совер­ша­ется по вере вос­при­ем­ни­ков, на кото­рых лежит святая обя­зан­ность научить детей истин­ной вере, помочь им стать достой­ными чле­нами Церкви Хри­сто­вой.

Кре­стиль­ный набор вашему малышу должен быть таким, какой Вам поре­ко­мен­дуют в том храме, где вы будете его кре­стить. Там без труда вам под­ска­жут, что необ­хо­димо. Глав­ным обра­зом это кре­стиль­ный кре­стик и кре­щаль­ная руба­шечка. Кре­ще­ние одного мла­денца длится около сорока минут.

Состоит это таин­ство из Огла­ше­ния (чтения над гото­вя­щимся к кре­ще­нию особых молитв – «запре­ще­ний»), отре­че­ния от сатаны и соче­та­ния Христу, то есть соеди­не­ния с Ним, и испо­ве­да­ния пра­во­слав­ной веры. Здесь за мла­денца соот­вет­ству­ю­щие слова должны про­из­но­сить крест­ные.

Сразу по окон­ча­нии Огла­ше­ния начи­на­ется после­до­ва­ние Кре­ще­ния. Самый замет­ный и важный момент – трое­крат­ное погру­же­ние мла­денца в купель с про­из­не­се­нием слов: «Кре­ща­ется раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Свя­таго Духа, аминь». В это время крест­ный (одного пола с кре­ща­е­мым), взяв на руки поло­тенце, гото­вится при­нять своего крест­ного от купели. При­няв­ший Кре­ще­ние после этого обла­ча­ется в новую белую одежду, на него наде­ва­ется крест.

Сразу после этого совер­ша­ется другое Таин­ство – Миро­по­ма­за­ния, в кото­ром кре­ща­е­мому при пома­за­нии освя­щен­ным Миром частей тела во имя Свя­того Духа пода­ются дары Свя­того Духа, укреп­ля­ю­щие его в жизни духов­ной. После этого свя­щен­ник и крест­ные с ново­кре­щен­ным трижды обхо­дят вокруг купели в знак духов­ной радо­сти соеди­не­ния со Хри­стом для вечной жизни в Небес­ном Цар­стве. Затем чита­ются отры­вок из посла­ния апо­стола Павла к Рим­ля­нам, посвя­щен­ный теме кре­ще­ния, и отры­вок из Еван­ге­лия от Матфея – о посла­нии Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом апо­сто­лов на все­мир­ную про­по­ведь веры с пове­ле­нием кре­стить все народы во имя Отца и Сына и Свя­того Духа. После миро омы­ва­ется свя­щен­ни­ком с тела кре­стив­ше­гося спе­ци­аль­ной губкой, омо­чен­ной в святой воде, с про­из­не­се­нием слов: «Оправ­дался еси. Про­све­тился еси. Освя­тился еси. Омылся еси именем Гос­пода нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Кре­стился еси. Про­све­тился еси. Миро­по­ма­зался еси. Освя­тился еси, во имя Отца, и Сына, и Свя­таго Духа, аминь».

Далее свя­щен­ник кре­сто­об­разно постри­гает волосы ново­кре­щен­ного (с четы­рех сторон) со сло­вами: «Постри­га­ется раб(а) Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Свя­таго Духа, аминь», скла­ды­вает волосы на вос­ко­вую лепешку и опус­кает ее в купель. Постри­же­ние сим­во­ли­зи­рует собой покор­ность Богу и одно­вре­менно зна­ме­нует ту неболь­шую жертву, кото­рую ново­кре­ща­е­мый при­но­сит Богу в бла­го­да­ре­ние за начало новой, духов­ной жизни. После про­из­не­се­ния про­ше­ний о крест­ных роди­те­лях и ново­кре­щен­ном Таин­ство кре­ще­ния завер­ша­ется.

Обычно сразу же за этим сле­дует воцер­ко­в­ле­ние, обо­зна­ча­ю­щее первое при­не­се­ние в храм. Мла­де­нец, взятый свя­щен­ни­ком на руки, про­но­сится им по храму, под­но­сится к Цар­ским вратам и вно­сится в алтарь (только маль­чики), после чего отда­ется роди­те­лям. Воцер­ко­в­ле­ние сим­во­ли­зи­рует собой посвя­ще­ние мла­денца Богу по вет­хо­за­вет­ному образцу. После кре­ще­ния мла­денца сле­дует при­ча­стить.

Почему в алтарь вносят только маль­чи­ков?

В прин­ципе и маль­чи­ков туда не должны вно­сить, это лишь тра­ди­ция.

Шестой Все­лен­ский собор опре­де­лил: Никому из всех, при­над­ле­жа­щих к раз­ряду мирян, да не будет поз­во­лено вхо­дить внутрь свя­щен­ного алтаря… (пра­вило 69). Извест­ный кано­нист еп. Нико­дим (Милаш) дает этому поста­нов­ле­нию такой ком­мен­та­рий: «В виду таин­ствен­но­сти при­но­си­мой в алтаре бес­кров­ной жертвы, вос­пре­щено было, с древ­ней­ших времен церкви, вхо­дить в алтарь вся­кому, кто не при­над­ле­жал к клиру. «Алтарь пред­на­зна­чен только для свя­щен­ных лиц».

Гово­рят, что, прежде чем кре­стить своего ребенка, сле­дует испо­ве­даться и при­ча­ститься.

Даже без­от­но­си­тельно Кре­ще­ния ребенка пра­во­слав­ные хри­сти­ане при­зы­ва­ются Цер­ко­вью к тому, чтобы регу­лярно при­сту­пать к Таин­ствам испо­веди и свя­того при­ча­ще­ния. Если вы не делали этого до сих пор, то хорошо будет первый шаг навстречу пол­но­цен­ной цер­ков­ной жизни сде­лать, пред­ва­ряя Кре­ще­ние соб­ствен­ного мла­денца.

Это не фор­маль­ное тре­бо­ва­ние, а есте­ствен­ная внут­рен­няя норма – потому что, при­об­щая ребенка к цер­ков­ной жизни через таин­ство Кре­ще­ния, вводя его в ограду Церкви – что же будем сами оста­ваться вне ее? Ибо взрос­лый чело­век, кото­рый много лет, или нико­гда в жизни не каялся, не при­сту­пал к при­ня­тию Святых Хри­сто­вых Тайн, – на этот момент явля­ется очень условно хри­сти­а­ни­ном. Лишь побу­див самого себя к жизни в таин­ствах Церкви, он акту­а­ли­зи­рует свое хри­сти­ан­ство.

Каким пра­во­слав­ным именем назвать мла­денца?

Право выбора имени ребенка при­над­ле­жит его роди­те­лям. В выборе имени Вам могут помочь списки имен святых – святцы. В свят­цах имена рас­по­ло­жены в кален­дар­ном порядке.

Нет одно­знач­ной цер­ков­ной тра­ди­ции выбора имен – часто роди­тели выби­рают имя мла­денцу из списка тех святых, кото­рые про­слав­ля­ются в самый день рож­де­ния ребенка, или на вось­мой день, когда совер­ша­ется чин наре­че­ния имени, или в период сорока дней (когда обычно совер­ша­ется Таин­ство Кре­ще­ния). Разумно выбрать имя из списка имен цер­ков­ного кален­даря из тех, кото­рые доста­точно близко нахо­дятся после дня рож­де­ния ребенка. Но впро­чем, это не какое-то обя­за­тель­ное цер­ков­ное уста­нов­ле­ние, и, если есть какое-то глу­бо­кое жела­ние назвать ребенка в честь того или иного свя­того, или какой-то обет со сто­роны роди­те­лей, или еще что-то, то это вовсе не пре­пят­ствие.

При выборе имени можно озна­ко­миться не только с тем, что озна­чает то или иное имя, но и с житием того свя­того, в честь кото­рого вы хотите назвать своего малыша: что это за святой, где и когда он жил, каков был образ его жизни, по каким дням совер­ша­ется его память.

Почему в неко­то­рых храмах закры­вают храм на время совер­ше­ния таин­ства Кре­ще­ния (не делая этого при других Таин­ствах) или просят не вхо­дить в него людей не посто­рон­них, а назы­ва­ю­щих себя пра­во­слав­ными?

Потому что во время Кре­ще­ния взрос­лого чело­века не очень при­ятно самому кре­ща­е­мому или кре­ща­е­мой, если на него, в доста­точ­ной мере телесно раз­об­ла­чен­ного, будут смот­реть посто­рон­ние люди, наблю­дать за вели­чай­шим таин­ством, любо­пыт­ным взгля­дом те, кото­рые к этому не имеют ника­кого молит­вен­ного отно­ше­ния. Дума­ется, и бла­го­ра­зум­ный пра­во­слав­ный чело­век не пойдет просто зри­те­лем на чужое Кре­ще­ние, если его туда не звали. А если такта у него не хва­тает, то бла­го­ра­зумно посту­пают цер­ков­ные слу­жи­тели, уда­ля­ю­щие любо­пыт­ных из храма на время совер­ше­ния таин­ства Кре­ще­ния.

Что должно прийти сна­чала – вера или Кре­ще­ние? Можно ли кре­ститься, чтобы пове­рить?

Кре­ще­ние – это Таин­ство, то есть особое дей­ствие Бога, в кото­ром при ответ­ном жела­нии самого чело­века (непре­менно самого чело­века) он уми­рает для гре­хов­ной и страст­ной жизни и рож­да­ется в новую – жизнь во Христе Иисусе.

А с другой сто­роны, глу­бо­кая вера – это то, к чему кре­ще­ный и воцер­ко­в­лен­ный чело­век должен стре­миться всю свою жизнь. Все люди грешны, и нужно стре­миться к такому стя­жа­нию веры, с кото­рой соче­та­ются и дела. Вера, помимо всего про­чего, – это усилие воли. В Еван­ге­лии один чело­век, кото­рый встре­тил Спа­си­теля, вос­клик­нул: «Верую, Гос­поди! Помоги моему неве­рию». ( Мк. 9:24 ) Этот чело­век уже верил в Гос­пода, но хотел верить еще больше, крепче, реши­тель­нее.

Укреп­ляться в вере будет проще, если жить цер­ков­ной жизнью, а не смот­реть на нее со сто­роны.

Почему мы кре­стим мла­ден­цев? Они же еще не могут сами выби­рать рели­гию и созна­тельно сле­до­вать за Хри­стом?

Чело­век спа­са­ется не сам по себе, не как инди­ви­дуум, еди­но­лично реша­ю­щий, как ему быть и дей­ство­вать в этой жизни, а как член Церкви, сооб­ще­ства, в кото­ром все друг за друга отве­чают. Поэтому взрос­лый чело­век может пору­читься за мла­денца и ска­зать: я поста­ра­юсь сде­лать так, чтобы он вырос добрым пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном. И пока он не может сам за себя отве­тить, за него зало­гом дают свою веру его крест­ный отец и крест­ная мать.

В любом ли воз­расте чело­век имеет право кре­ститься?

Кре­ще­ние воз­можно для чело­века любого воз­раста в любой день года.

В каком воз­расте лучше кре­стить ребенка?

Кре­стить чело­века можно в любое время от пер­вого и до самого послед­него его вздоха. В древ­но­сти суще­ство­вал обычай кре­стить ребенка на вось­мой день от рож­де­ния, но это не явля­лось обя­за­тель­ным пра­ви­лом.

Удоб­нее всего кре­стить ребенка в тече­нии первых меся­цев от рож­де­ния. В это время малыш еще не отли­чает маму от «чужой тети», кото­рая будет дер­жать его на руках во время Кре­ще­ния, да и «боро­да­тый дядя», кото­рый все время будет к нему под­хо­дить и «что-то с ним делать», не стра­шен для него.

Дети постарше уже доста­точно осо­знанно вос­при­ни­мают дей­стви­тель­ность, видят, что их окру­жают незна­ко­мые им люди, а мамы или вовсе нет или она почему-то к ним не идет, и могут испы­ты­вать тре­вогу по этому поводу.

Нужно ли заново кре­ститься, если чело­века «кре­стила бабушка на дому»?

Кре­ще­ние – это един­ствен­ное Таин­ство Церкви, кото­рое в случае край­ней необ­хо­ди­мо­сти может совер­шать и миря­нин. В годы гоне­ний на Цер­ковь случаи такого кре­ще­ния были не редки – храмов и свя­щен­ни­ков было мало.

Кроме того в преж­ние вре­мени пови­валь­ные бабки иногда кре­стили ново­рож­ден­ных малы­шей если их жизни угро­жала опас­ность: напри­мер, если ребе­нок полу­чал родо­вую травму. Такое кре­ще­ние обычно назы­вают «погру­же­нием». Если ребе­нок после такого кре­ще­ния поги­бал, то его хоро­нили как хри­сти­а­нина; если же выжи­вал, то его при­но­сили в храм и свя­щен­ник вос­пол­нял совер­шен­ное миря­ни­ном кре­ще­ние необ­хо­ди­мыми молит­вами и свя­щен­но­дей­стви­ями.

Таким обра­зом в любом случае кре­щен­ному миря­ни­ном чело­веку над­ле­жит «вос­пол­нить» кре­ще­ние в храме. Однако, в преж­ние вре­мена пови­тух спе­ци­ально обу­чали как пра­вильно совер­шать кре­ще­ние; в совет­ские же годы зача­стую совер­шенно неиз­вестно кто и как кре­стил, был ли этот чело­век обучен, знал ли, что и как сле­дует делать. Поэтому, ради уве­рен­но­сти в дей­стви­тель­ном совер­ше­нии Таин­ства, свя­щен­ники чаще всего кре­стят таких «погру­жен­ных» так, как если бы суще­ство­вало сомне­ние в том, кре­щены они или нет.

Могут ли роди­тели при­сут­ство­вать на Кре­ще­нии?

Вполне могут, и не просто при­сут­ство­вать, а молиться вместе со свя­щен­ни­ком и крест­ными о своем малыше. Ника­ких пре­пят­ствий к этому нет.

Когда совер­ша­ется Кре­ще­ние?

Кре­ще­ние может совер­шаться в любое время. Однако в храмах по раз­ному уста­нав­ли­ва­ется поря­док совер­ше­ния Кре­ще­ния в зави­си­мо­сти от внут­рен­него рас­по­рядка, воз­мож­но­стей и обсто­я­тельств. Поэтому Вам сле­дует зара­нее обес­по­ко­иться о том, чтоб узнать о порядке совер­ше­ния Кре­ще­ния в том храме, в кото­ром Вы хотите кре­стить своего ребенка.

Что нужно взрос­лому чело­веку жела­ю­щему при­нять Таин­ство Кре­ще­ния?

Для взрос­лого чело­века осно­ва­нием для Кре­ще­ния явля­ется нали­чие у него искрен­ней Пра­во­слав­ной веры.

Цель Кре­ще­ния — соеди­не­ние с Богом. Поэтому при­хо­дя­щему к купели Кре­ще­ния нужно решить для себя очень важные вопросы: нужно ли это ему и готов ли он к этому? Кре­ще­ние неуместно, если чело­век с его помо­щью ищет каких-то земных благ, успеш­но­сти или наде­ется решить свои семей­ные про­блемы. Поэтому еще одним важным усло­вием для Кре­ще­ния явля­ется твер­дое жела­ние жить по-хри­сти­ан­ски

После совер­ше­ния Таин­ства чело­век должен начать пол­но­цен­ную цер­ков­ную жизнь: регу­лярно бывать в храме, узна­вать бого­слу­же­ние, молиться, то есть учиться жизни в Боге. Если этого не про­изой­дет, Кре­ще­ние не будет иметь ника­кого смысла.

К Кре­ще­нию необ­хо­димо гото­виться: как мини­мум вни­ма­тельно озна­ко­миться с дан­ными огла­си­тель­ными бесе­дами, про­честь хотя бы одно из Еван­ге­лий, знать наизусть или близко к тексту Символ Веры и молитву «Отче наш».

Было бы просто заме­ча­тельно под­го­то­виться к испо­веди: вспом­нить о своих грехах, неправоте и дурных наклон­но­стях. Многие свя­щен­ники делают очень пра­вильно, испо­ве­дуя огла­шен­ных перед Кре­ще­нием.

Можно ли кре­стить во время поста?

Да, можно. Более того, в преж­ние вре­мена посты слу­жили под­го­тов­кой не только к опре­де­лен­ному празд­нику, но и ко вступ­ле­нию в Цер­ковь новых членов, т.е. к Кре­ще­нию огла­шен­ных. Таким обра­зом в древ­ней Церкви кре­стили в основ­ном нака­нуне боль­ших Цер­ков­ных празд­ни­ков, в том числе во время поста. Следы этого до сих пор сохра­ня­ются в осо­бен­но­стях бого­слу­же­ний празд­ни­ков Рож­де­ства Хри­стова, Пасхи и Пяти­де­сят­ницы.

В каком случае свя­щен­ник может отка­зать чело­веку в Кре­ще­нии?

Свя­щен­ник не только может, но и должен отка­зать чело­веку в Кре­ще­нии, если тот не верит в Бога так, как учит веро­вать Пра­во­слав­ная Цер­ковь, поскольку вера – непре­мен­ное усло­вие для Кре­ще­ния.

Среди осно­ва­ний для отказа в Кре­ще­нии может быть непод­го­тов­лен­ность чело­века и маги­че­ское отно­ше­ние к Кре­ще­нию. Маги­че­ское отно­ше­ние к Кре­ще­нию – это жела­ние с его помо­щью защи­титься от сил зла, изба­виться от «порчи» или «сглаза», полу­чить все­воз­мож­ные духов­ные или мате­ри­аль­ные «бонусы».

Кре­стить не станут лиц в нетрез­вом состо­я­нии и веду­щих амо­раль­ный образ жизни вплоть до их пока­я­ния и исправ­ле­ния.

Что делать, если точно известно, что чело­век крещен, но никто не помнит то имя с кото­рым его кре­стили? Второй раз кре­стить?

Подоб­ная ситу­а­ция встре­ча­ется довольно часто. Кре­стить второй раз чело­века не нужно – кре­стить можно только один раз. Но можно дать чело­веку новое имя. Сде­лать это вправе любой свя­щен­ник просто испо­ве­до­вав чело­века и при­ча­стив его с новым именем.

Сколько раз можно кре­ститься?

Одно­значно — один раз. Кре­ще­ние – есть духов­ное рож­де­ние, а родиться чело­век может только еди­но­жды. В Пра­во­слав­ном Сим­воле Веры ска­зано: «Испо­ве­дую едино кре­ще­ние во остав­ле­ние грехов». Вто­рич­ное кре­ще­ние недо­пу­стимо.

Что делать, если не знаешь, крещен ты или нет, и узнать не у кого?

Нужно Кре­ститься, но при этом пре­ду­пре­дить свя­щен­ника о том, что ты может быть и кре­ще­ный, но точно об этом не знаешь. Свя­щен­ник совер­шит Кре­ще­ние по осо­бому для таких слу­чаев чину.

О крёст­ных (вос­пре­ем­ни­ках)

Какие есть у крест­ных отца и матери обя­зан­но­сти по отно­ше­нию к своим крест­ни­кам?

У крест­ных по отно­ше­нию к крест­ни­кам есть три основ­ные обя­зан­но­сти:

Как нужно гото­виться к Таин­ству Кре­ще­ния буду­щим крест­ным?

Крест­ные явля­ются пору­чи­те­лями за своего крест­ника. На них воз­ла­га­ется обя­зан­ность забо­титься о духов­ном и нрав­ствен­ном вос­пи­та­нии своего крест­ника. Крест­ные обу­чают его осно­вам Пра­во­слав­ной веры, молитве и образу жизни насто­я­щего хри­сти­а­нина. Сле­до­ва­тельно, сами крест­ные должны хорошо знать и Еван­ге­лие и цер­ков­ную жизнь, иметь хоро­шую молит­вен­ную прак­тику, регу­лярно участ­во­вать в бого­слу­же­ниях и Цер­ков­ных Таин­ствах.

Вы реши­лись стать крест­ным, но не соот­вет­ству­ете тре­бо­ва­ниям? Сде­лайте так, чтобы это стало пово­дом для того, чтобы начать дви­гаться в этом направ­ле­нии.

Для начала про­слу­шайте огла­си­тель­ные беседы в храме или на нашем сайте.

Затем про­чтите на выбор Еван­ге­лие от Марка или от Луки. Выбе­рите сами — первое короче, второе понят­нее. Найти их так же можно в Библии; точнее — в Новом Завете.

Тща­тельно озна­комь­тесь с тек­стом Сим­вола веры – во время Кре­ще­ния один из крест­ных читает его наизусть или с листа. Еще было бы хорошо если бы ко вре­мени Кре­ще­ния Вы знали наизусть молитву «Отче наш».

После Кре­ще­ния углуб­ляйте и рас­ши­ряйте свои знания по Биб­лей­ской исто­рии, моли­тесь дома и участ­вуйте в цер­ков­ных бого­слу­же­ниях – так вы посте­пенно при­об­ре­тете прак­ти­че­ские навыки хри­сти­а­нина.

Можно ли стать крест­ным заочно, не участ­вуя в Кре­ще­нии мла­денца?

Пер­во­на­чаль­ное наиме­но­ва­ние крест­ных – вос­при­ем­ники. Такое назва­ние они полу­чили потому, что «при­ни­мали» кре­ща­е­мого от купели; при этом Цер­ковь как бы деле­ги­рует им часть своей заботы о новом хри­сти­а­нине и науче­нии его хри­сти­ан­ской жизни и нрав­ствен­но­сти, поэтому не только обя­за­тельно при­сут­ствие крест­ных во время Кре­ще­ния и их живое уча­стие, но и их созна­тель­ное жела­ние при­нять на себя такую ответ­ствен­ность.

Могут ли стать крест­ными пред­ста­ви­тели других рели­гий?

В Кре­ще­нии вос­при­ем­ники сви­де­тель­ствуют о Пра­во­слав­ной вере, и по их вере мла­де­нец при­ни­мает Таин­ство. Одно это уже делает невоз­мож­ным пред­ста­ви­те­лей других рели­гий ста­но­виться вос­при­ем­ни­ками при Кре­ще­нии.

Кроме того крест­ные берут на себя обя­зан­ность вос­пи­ты­вать крест­ника в Пра­во­сла­вии. Пред­ста­ви­тели других рели­гий не могут выпол­нить этих обя­зан­но­стей поскольку для нас хри­сти­ан­ство – не теория, а сама жизнь во Христе. Этой жизни могут научить только те, кто сами так живут.

Воз­ни­кает вопрос: а могут ли тогда стать крест­ными пред­ста­ви­тели других хри­сти­ан­ских кон­фес­сий, напри­мер като­лики или люте­ране? Ответ отри­ца­тель­ный – не могут по тем же при­чи­нам. Вос­при­ем­ни­ками при Кре­ще­нии могут стать только пра­во­слав­ные хри­сти­ане.

Что из вещей нужно при­не­сти с собой на Кре­ще­ние и кто из крест­ных это должен сде­лать?

Для Кре­ще­ния пона­до­бится кре­стиль­ный набор. Как пра­вило это натель­ный кре­стик с цепоч­кой или тесе­моч­кой, несколько свечей, кре­стиль­ная рубашка. Кре­стик можно при­об­ре­тать и в обыч­ных мага­зи­нах, но тогда сле­дует попро­сить свя­щен­ника его освя­тить.

Пона­до­бится поло­тенце или пеленка, чтобы завер­нуть и выте­реть малыша после купели.

По непи­са­ной тра­ди­ции для маль­чика кре­стик при­об­ре­тает крест­ный отец, а для девочки – крест­ная мать. Хотя этого пра­вила не обя­за­тельно при­дер­жи­ваться.

Сколько у чело­века должно быть крест­ных отцов и мате­рей?

Один. Как пра­вило одного с ребен­ком пола, то есть для маль­чика – крест­ный, а для девочки – крест­ная.

Воз­мож­ность иметь для ребенка одно­вре­менно и крест­ного отца и крест­ную мать явля­ется бла­го­че­сти­вым обы­чаем.

Иметь более двух вос­при­ем­ни­ков не при­нято.

Как выбрать крест­ных для ребенка?

Глав­ным кри­те­рием выбора крест­ного или крест­ной должно стать то, сможет ли этот чело­век впо­след­ствии помо­гать в хри­сти­ан­ском вос­пи­та­нии вос­при­ня­того от купели. Сте­пень зна­ком­ства и просто при­яз­нен­ность отно­ше­ний тоже важны, но это не глав­ное.

В преж­ние вре­мена забота о рас­ши­ре­нии круга людей, кото­рые будут серьезно помо­гать родив­ше­муся чаду, делала неже­ла­тель­ным при­гла­ше­ние в каче­стве крест­ных бли­жай­ших род­ствен­ни­ков. Счи­та­лось, что они и так, в силу при­род­ного род­ства, будут помо­гать ребенку. По этой при­чине родные бабушки и дедушки, братья и сестры, дяди и тети редко ста­но­ви­лись вос­при­ем­ни­ками. Тем не менее это не воз­бра­ня­ется, а сейчас ста­но­вится все более частым явле­нием.

Может ли бере­мен­ная жен­щина стать крест­ной мате­рью?

Может. Бере­мен­ность не явля­ется пре­пят­ствием для вос­при­ем­ни­че­ства. Кроме того, если бере­мен­ная жен­щина сама хочет при­нять Таин­ство Кре­ще­ния то она вполне может это сде­лать.

Кто не может быть крест­ным?

Несо­вер­шен­но­лет­ние; ино­верцы; душев­но­боль­ные; совер­шенно несве­ду­щие в вере; лица в нетрез­вом состо­я­нии; не могут быть крест­ными у одного ребенка состо­я­щая в браке пара.

Что крест­ные должны пода­рить крест­нику?

Этот вопрос лежит в обла­сти чело­ве­че­ских обы­чаев и не каса­ется духов­ной жизни, регу­ли­ру­е­мой Цер­ков­ными пра­ви­лами и кано­нами. Иными сло­вами – это личное дело крест­ных. Можно и вовсе ничего не дарить.

Однако дума­ется, что пода­рок, если тако­вой все же будет иметь место, должен быть полез­ным и напо­ми­нать о Кре­ще­нии. Это может быть Библия или Новый Завет, натель­ный кре­стик или икона свя­того, в честь кото­рого назван ребе­нок. Вари­ан­тов много.

Если крест­ные не выпол­няют своих обя­зан­но­стей можно ли взять других крест­ных и что для этого нужно делать?

В прямом смысле слова – нельзя. Крест­ным будет только тот, кото­рый вос­при­ни­мал ребенка от купели. Однако в неко­то­ром смысле так можно посту­пить.

Про­ве­дем парал­лель с обыч­ным рож­де­нием: допу­стим, отец и мать, родив на свет своего малыша, отка­зы­ва­ются от него, не выпол­няют своих роди­тель­ских обя­зан­но­стей и не забо­тятся о нем. В этом случае ребенка может кто-нибудь усы­но­вить и вос­пи­тать, как род­ного. Этот чело­век и станет, хоть и при­ем­ным, но роди­те­лем в под­лин­ном смысле этого слова.

Так же и в рож­де­нии духов­ном. Если насто­я­щие крест­ные не выпол­няют своих обя­зан­но­стей, и есть чело­век, кото­рый может и хочет взять на себя их функ­цию, то ему сле­дует полу­чить бла­го­сло­ве­ние на это у свя­щен­ника и после этого начать все­мерно забо­титься о ребенке. И «крест­ным» при этом его тоже можно назы­вать.

При этом вто­рично Кре­стить ребенка нельзя.

Может ли моло­дой чело­век стать крест­ным у своей неве­сты?

Одно­значно нет. Между крест­ным роди­те­лем и крест­ни­ком воз­ни­кает духов­ное род­ство, кото­рое исклю­чает воз­мож­ность вступ­ле­ния в брак.

Сколько раз чело­век может ста­но­виться крест­ным?

Столько, сколько посчи­тает воз­мож­ным.

Быть крест­ным роди­те­лем очень ответ­ственно. Кто-то может осме­литься взять на себя такую ответ­ствен­ность один или два раза, кто-то пять или шесть, а кто-то, воз­можно, и десять. Каждый сам для себя опре­де­ляет эту меру.

Может ли чело­век отка­заться стать крест­ным? Не будет ли это грехом?

Может. Если он чув­ствует, что не готов нести ответ­ствен­ность за ребенка, то будет чест­нее и перед роди­те­лями и перед ребен­ком и перед самим собой ска­зать об этом прямо, нежели стать фор­мально крест­ным и не выпол­нять своих обя­зан­но­стей.

Можно ли стать крест­ным у двух или трех детей из одной семьи?

Да, можно. Ника­ких кано­ни­че­ских пре­пят­ствий к этому нет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *