Для чего дети обучаются в воскресной школе

Консультация для родителей и педагогов «Зачем ребёнку 5–6 летнего возраста воскресная школа?»

Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть фото Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть картинку Для чего дети обучаются в воскресной школе. Картинка про Для чего дети обучаются в воскресной школе. Фото Для чего дети обучаются в воскресной школе Оксана Халеева
Консультация для родителей и педагогов «Зачем ребёнку 5–6 летнего возраста воскресная школа?»

Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть фото Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть картинку Для чего дети обучаются в воскресной школе. Картинка про Для чего дети обучаются в воскресной школе. Фото Для чего дети обучаются в воскресной школе

Зачем нужна воскресная школа? Такой вопрос возникает в каждой семье с момента регулярного посещения занятий в Воскресной школе при Храме. И действительно, нельзя не согласиться с доводами родителей, задающими себе такой вопрос. Скажем, школа музыкальная – даёт образование музыкальное, занятия спортом – физически развивает ребёнка. Что же на самом деле даёт ребёнку Воскресная школа? Принцип жизни Воскресной школы – радость. Радость от встречи с храмом, с Богом, с друзьями… И этому тоже нужно учиться. С самых малых лет. Ведь как часто в нашем современном мире мы видим неумение подрастающего поколения радоваться самым простым вещам – весеннему солнышку, улыбке мамы, доброму слову. Поэтому, дорогие родители и педагоги, Воскресная школа – это в первую очередь, школа радости, идеальный помощник духовного воспитания подрастающего поколения.

Основная задача, которую ставит перед собой учитель Воскресной школы – формирование в ребёнке рассуждения добра и зла, а также умения противостоять злу. Ведь мы с вами хорошо знаем, как необходимы эти знания и умения в нашей жизни. То зерно веры в Бога, которое мы вместе с вами обоюдно посеем, обязательно даст свои всходы в более сознательном возрасте. Даже, если различные жизненные коллизии будут сбивать ваше чадо с правильного пути, в памяти всегда будут возникать образы из детства. Подтверждением этому могут служить воспоминания наших современников и такое известное литературное произведение, как «Лето Господне» Ивана Шмелёва.

Воскресная школа – это (наверное оставшееся единственным) место в сегодняшней жизни, где взрослые стараются передать детям драгоценное достояние веры. Ведь если мы посмотрим историю, в былые времена веру воспитывали всем обществом, всей деревней, всем укладом жизни и быта. Сейчас задача лежит на обоюдном подходе родителей и воскресных школ. Что бы это ни было – хоровое пение, или славянский язык, или рукоделие, или основы православной культуры,учитель имеет пред собой одну цель: научить вере, потом всему остальному. Как знать – не упадёт ли именно сегодня на сердце маленького человека искра горячей веры, которая в своё время разгорится всё поглощающим пламенем. И разве может быть что-нибудь для человека драгоценнее, чем вера? Ведь главное правило преподавателя Воскресной школы – верить в то, что говоришь, а также исполнять то, чему учишь.

То, насколько Воскресная школа оправдывает ваши ожидания, вы всегда увидите в детях по их любви к занятиям, по их готовности слушать о Боге. О вере, по их радости от встречи с храмом, по их готовности встать рано утром, чтобы весело вприпрыжку бежать на занятия в СВОЮ ВОСКРЕСНУЮ ШКОЛУ.

В Воскресную школу принимают детей в возрасте от пяти лет. Однако посещать её могут и отроки, и совсем малые дети. Для детей разного возраста проходят разные занятия, включающие в себя и досуг, и, безусловно, учёбу. Дети могут здесь общаться, выражать себя в творчестве, и даже заниматься в кружках по интересам.

Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть фото Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть картинку Для чего дети обучаются в воскресной школе. Картинка про Для чего дети обучаются в воскресной школе. Фото Для чего дети обучаются в воскресной школе Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть фото Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть картинку Для чего дети обучаются в воскресной школе. Картинка про Для чего дети обучаются в воскресной школе. Фото Для чего дети обучаются в воскресной школе Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть фото Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть картинку Для чего дети обучаются в воскресной школе. Картинка про Для чего дети обучаются в воскресной школе. Фото Для чего дети обучаются в воскресной школе Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть фото Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть картинку Для чего дети обучаются в воскресной школе. Картинка про Для чего дети обучаются в воскресной школе. Фото Для чего дети обучаются в воскресной школе Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть фото Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть картинку Для чего дети обучаются в воскресной школе. Картинка про Для чего дети обучаются в воскресной школе. Фото Для чего дети обучаются в воскресной школе Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть фото Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть картинку Для чего дети обучаются в воскресной школе. Картинка про Для чего дети обучаются в воскресной школе. Фото Для чего дети обучаются в воскресной школе

Так зачем же несколько десятков девчонок и мальчишек разного возраста добровольно отказываются от единственного выходного в пользу богослужения, уроков, репетиций, занятий в кружках. Просто взамен они получают несравненно больше, чем удовольствие провести весь день за компьютером или телевизором. Они приобретают большую семью.

Село Большое Окулово спектакль «Рождественская звёздочка» (руководитель Парфёнова Вера Борисовна).

Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть фото Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть картинку Для чего дети обучаются в воскресной школе. Картинка про Для чего дети обучаются в воскресной школе. Фото Для чего дети обучаются в воскресной школе Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть фото Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть картинку Для чего дети обучаются в воскресной школе. Картинка про Для чего дети обучаются в воскресной школе. Фото Для чего дети обучаются в воскресной школе Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть фото Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть картинку Для чего дети обучаются в воскресной школе. Картинка про Для чего дети обучаются в воскресной школе. Фото Для чего дети обучаются в воскресной школе Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть фото Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть картинку Для чего дети обучаются в воскресной школе. Картинка про Для чего дети обучаются в воскресной школе. Фото Для чего дети обучаются в воскресной школе

Село Тёплово постановка «Дорога к храму».

Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть фото Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть картинку Для чего дети обучаются в воскресной школе. Картинка про Для чего дети обучаются в воскресной школе. Фото Для чего дети обучаются в воскресной школе Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть фото Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть картинку Для чего дети обучаются в воскресной школе. Картинка про Для чего дети обучаются в воскресной школе. Фото Для чего дети обучаются в воскресной школе

Песня «Молюсь и каюсь»

Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть фото Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть картинку Для чего дети обучаются в воскресной школе. Картинка про Для чего дети обучаются в воскресной школе. Фото Для чего дети обучаются в воскресной школе Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть фото Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть картинку Для чего дети обучаются в воскресной школе. Картинка про Для чего дети обучаются в воскресной школе. Фото Для чего дети обучаются в воскресной школе

Награждение руководителей воскресных школ.

Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть фото Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть картинку Для чего дети обучаются в воскресной школе. Картинка про Для чего дети обучаются в воскресной школе. Фото Для чего дети обучаются в воскресной школе Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть фото Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть картинку Для чего дети обучаются в воскресной школе. Картинка про Для чего дети обучаются в воскресной школе. Фото Для чего дети обучаются в воскресной школе

Нужно ли отправлять в Воскресную школу ребят в нынешнее время, когда многие люди относятся к религии и Богу без подобающего почтения и уважения? Безусловно, это необходимо. Школа научит ребёнка правильно понимать церковь и воплощать её заветы в свою жизнь. Это поможет сформировать ему крепкий внутренний стержень, и прожить свою жизнь достойно. Отроки, посещающие Воскресную школу, могут противопоставить своим метающимся страстям слово Божие, и избежать греховных соблазнов.

Идите в храм! Идите за Любовью,

Не ждите дня, когда наступит край.

Не верьте лжи, не верьте пустословью,

Не верьте сказкам про безбожный рай.

Идите в храм не к праведным старушкам,

Они в любви не смыслят ничего.

Идите к богу. Он врачует души.

За нас распяли именно его.

Идите в храм! Пусть злится встречный ветер.

Болит спина и в башмаках вода.

Идите в храм! Ведь больше всех на свете

Бог любит Вас! Надолго. Навсегда.

Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть фото Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть картинку Для чего дети обучаются в воскресной школе. Картинка про Для чего дети обучаются в воскресной школе. Фото Для чего дети обучаются в воскресной школеКонсультация для педагогов «Что такое «лэпбук»? Зачем он нужен и с чего начать?» Консультация для педагогов Что такое «лэпбук», зачем он нужен и с чего начать?В связи с внедрением ФГОС ДО современные педагоги ищут новые.

Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть фото Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть картинку Для чего дети обучаются в воскресной школе. Картинка про Для чего дети обучаются в воскресной школе. Фото Для чего дети обучаются в воскресной школеКонсультация для родителей «Аппликация помогает ребёнку развиваться» «Аппликация помогает ребёнку развиваться»[/b] Каким бы не рос ваш малыш — спокойным тихоней или шустрым непоседой — существует вид деятельности,.

Консультация для родителей «Что дает ребёнку лепка?» Многие родители даже не подозревают, что лепка имеет огромное значение в развитии малыша. Он учится владеть своими руками, самостоятельно.

Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть фото Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть картинку Для чего дети обучаются в воскресной школе. Картинка про Для чего дети обучаются в воскресной школе. Фото Для чего дети обучаются в воскресной школеКонсультация для родителей «Как помочь леворукому ребёнку?» Родителей всегда волнует проблема адаптации ребенка в жизни. Конечно же любое отклонение от общепринятых норм вызывает у них опасения. Иногда.

Консультация для родителей «Как привить ребёнку дисциплину» 1. Когда вы отдаете распоряжения, можете формулировать их следующим образом: «Мне нужна твоя помощь. Пожалуйста, убери свою обувь от двери».

Консультация для родителей «Что нельзя говорить ребёнку» Иногда мы автоматически что-то говорим детям, совершенно не задумываясь над часто употребляемыми в семье фразами. Эти фразы передаются из.

Консультация «Кто такой Дед Мороз. Зачем ребёнку верить в Деда Мороза??» ЗАЧЕМ РЕБЁНКУ ВЕРИТЬ В ДЕДА МОРОЗА? Все меньше и меньше остается времени до самого волшебного праздника – Нового года. Его с нетерпением.

Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть фото Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть картинку Для чего дети обучаются в воскресной школе. Картинка про Для чего дети обучаются в воскресной школе. Фото Для чего дети обучаются в воскресной школеКонсультация для родителей «Помоги своему ребёнку» Что вы можете сделать для ребенка как родитель: Будьте всегда на стороне детей. Слушайте и не перебивайте. Минимизируйте стрессовые ситуации.

Консультация для родителей «Необходимые ребёнку витамины и минералы» Необходимые ребёнку витамины и минералы. Витамины для повышения иммунитета Чтобы обеспечить крепкий иммунитет, необходимо выбирать комплексные.

Источник

Стоит ли отдавать детей именно в православную школу?

Ответы пастырей

Первого сентября все наши дети идут в школу. Поэтому на этот раз мы решили спросить наших пастырей о том, стоит ли православному человеку обязательно стремиться отдать своих детей учиться в православную школу? Какие тут могут быть плюсы, а какие минусы?

Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть фото Для чего дети обучаются в воскресной школе. Смотреть картинку Для чего дети обучаются в воскресной школе. Картинка про Для чего дети обучаются в воскресной школе. Фото Для чего дети обучаются в воскресной школе

Очень важна симфония семьи и школы

Православная школа – это для верующих людей настоящий дар Божий

Священник Лев Аршакян, преподаватель Нового Завета в Троицкой православной школе (Новая Москва) и духовник общества слепоглухих «Эльвира»:

– Я считаю, что православная школа – это для верующих людей настоящий дар Божий. Если есть возможность, чтобы дети ходили в православную школу, надо к этому стремиться. Понятно, что не нужно идеализировать православные школы и думать, что там все прямо такое розовое и пушистое. Там могут быть те же страсти, те же грехи, те же проблемы, но там есть и священники, которые толкуют Евангелие, есть молитвы. В сердцах у детей сеется некое семя, которое у многих потом в жизни, как некий фундамент, даст добрые плоды, когда они уже выйдут из школы.

К выбору школы надо подходить с рассуждением

– Давайте вместе порассуждаем. Чего хотят добиться православные родители, как и любые другие любящие своих детей родители, отдавая своего ребенка в ту или иную школу? Они, скорее всего, во-первых, заботятся о том, чтобы эта школа была с достаточным уровнем квалификации учителей. То есть чтобы там профессиональными педагогами детям давалось хорошее качественное образование. Во-вторых, чтобы в школе была нормальная атмосфера в общении между детьми. Чтобы дети не ругались матерными словами и не увлекались повально рэперами, которых, к сожалению, слушают миллионы наших соотечественников, чтобы во дворе не находили шприцы и т.д. И, в-третьих, наши православные родители хотят, чтобы в школе была мировоззренческая вероучительная установка в преподавании и общении, которая соответствовала бы их взглядам и которая помогла бы их детям вырасти православными христианами. Если удается найти школу, в которой эти три фактора действительно присутствуют – высокий профессионализм педагогов, добрая атмосфера общения между детьми и адекватное, корректное и деликатное преподавание вероучительных дисциплин и всего того, что связано с нашей верой, – то в такую школу надо отдавать своего ребенка, даже не задумываясь.

Соприкосновение с обычной жизнью поможет ребенку осознавать свою веру как ценность

Но вся проблема в том, что найти такую школу очень непросто. В одной – не очень высокое качество преподавания. В другой, при декларируемых принципах отбора детей из православных семей, высокая цена за обучение и сложности экономической ситуации приведут к тому, что в школу будут брать детей большей частью не из православных, а просто из обеспеченных семей. А, скажем, в третьей школе вероучительные дисциплины могут даваться слишком формально и чрезмерно строго, без должного такта, отбивая тем самым у учеников желание искренне и всерьез заинтересоваться Православием.

Поэтому в целом мне кажется, что выбор родителями здесь должен осуществляться индивидуально. С одной стороны, очень хорошо, если удастся найти школьный оазис благочестия, в котором будут даваться хорошие знания. С другой стороны, очень важно не перекормить детей, не сделать так, чтобы вера и жизнь Церкви из того, к чему стремится душа и в чем хочется укорениться, станет тем, чего так много вокруг, от чего захочется бежать в светскую жизнь.

Могу поделиться и нашим личным опытом. Мы своих детей не отдавали в православные школы. Думаю, что то, что дается в семье, и то, что можно вынести из участия в церковной жизни и занятий в воскресной школе, – этого вполне достаточно. А соприкосновение с обычной жизнью, в том числе с обычной школьной жизнью, только поможет ребенку с довольно юного возраста осознавать свою веру как ценность, которую нужно уметь защищать и за которую нужно уметь держаться. Могу сказать, что мы об этом выборе не пожалели.

Православие должно быть и дома, и в школе

– Вспомним древнюю мудрость: душа ребенка как чистое полотно для живописи – что художник изобразит на ней, доброе или злое, то и останется. Отдавая ребенка в школу, мы отдаем его в руки художников, которые что-то изобразят на его душе. И не только у педагогов учатся дети в школе, но еще и друг у друга: перенимают привычки, вкусы, манеры поведения. Поэтому решающим является не только учитель, но и одноклассники, и в целом тот дух, который царит в данной школе.

Православные школы возникли как попытка отвоевать хотя бы часть образовательного пространства, чтобы спасти детей от тотальной разрухи 1990-х годов. Когда кругом шел развал, распространялись разврат и наркомания, православные люди организовались и создали школы, как островки спасения. За двадцать с лишним лет православные школы прошли большой путь и накопили опыт. Были преодолены ошибки, неизбежные поначалу на этом пути. И чрезмерное законничество (когда на первом месте – соблюдение правил церковных, а на втором – дух любви), и непрофессионализм отдельных педагогов (по принципу: «лишь бы был православным, а как учит, и так сойдет») – всё это к настоящему времени удалось сгладить, выправить.

Мои трое детей учатся в православной школе, и я еще ни разу об этом не пожалел. Я вижу, что учителя вкладывают себя в детей, делают это от сердца, с любовью. С учителями очень добрые, теплые отношения. У детей – интерес к учебе. Есть и совместные паломничества, и множество мероприятий, творчество, для мальчиков – физическое развитие, выезды на военно-патриотические сборы, соревнования. И зачем мне другая школа?

В православной школе не нужно приспосабливаться под чуждую среду

Мне есть с чем сравнить. Старшего ребенка, когда ему было шесть лет, мы отдали в детский сад на подготовительную группу к школе. Это было вполне мирское учреждение, очень приличное, с хорошими педагогами, но среди детей, шестилетних сверстников, весьма чувствовалась нецерковная атмосфера. Уж как там Ваня объяснял им, зачем мы ходим в храм по воскресеньям и для чего он причащается, этого я уже не помню, но соприкосновение с мирской средой весьма чувствовалось. Ребенок перенимал чужой дух. В православной школе всё выправилось. Надо сказать, что и там, в мирском учреждении, все педагоги были самые прекрасные и порядочные люди. Но не хватало все же духа православного.

Конечно, нельзя ждать от православной школы идеала. Не сможет православная школа, при всем желании, подготовить маленьких святых, отсечь все греховные страсти и соблазны от возрастающих душ. Будут и здесь встречаться курящие и матерящиеся, дерущиеся и не слушающиеся, но, поверьте, не в таком количестве, как в школе мирской.

Есть только одно маленькое «но». Как правило, все православные школы – платные. И если у тебя не один ребенок, а уже трое, то стоимость обучения приходится умножать ровно в три раза. Прямо скажу, что для меня это весьма ощутимо, но пока, с Божией помощью, держимся.

Среди минусов кто-то еще укажет, что в православной школе может сформироваться формализованное отношение к молитве и личному участию в храмовой жизни. Дети получат информацию о вере и Церкви, но еще не факт, что они станут подлинными чадами Церкви и пронесут веру через всю свою жизнь. Но я лично думаю, что всё зависит от конкретного педагога и от его личного примера веры. В православных школах к этому по крайней мере стремятся.

На мой взгляд, православная школа – это все же лучшее подспорье православным родителям в воспитании детей.

Источник

Православное обучение и воспитание детей в условиях современной приходской жизни

За послед­нее деся­ти­ле­тие, отме­чен­ное актив­ным воз­рож­де­нием цер­ков­ной жизни, вос­крес­ные школы в той или иной форме появи­лись в боль­шин­стве при­хо­дов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. Они вно­сят зна­чи­тель­ный вклад в дело воцер­ко­в­ле­ния и рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния детей, при­чем не только из цер­ков­ных семей, но и тех, у кого роди­тели далеки от Церкви.

За послед­нее деся­ти­ле­тие, отме­чен­ное актив­ным воз­рож­де­нием цер­ков­ной жизни, вос­крес­ные школы в той или иной форме появи­лись в боль­шин­стве при­хо­дов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. Они вно­сят зна­чи­тель­ный вклад в дело воцер­ко­в­ле­ния и рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния детей, при­чем не только из цер­ков­ных семей, но и тех, у кого роди­тели далеки от Церкви. Вме­сте с тем, в про­цессе осмыс­ле­ния дея­тель­но­сти вос­крес­ных школ выяс­ня­ется, что в работе мно­гих из них суще­ствует немало про­блем, как орга­ни­за­ци­он­ного, так и мето­ди­че­ского харак­тера. Об этом, в част­но­сти, гово­ри­лось на про­шед­ших недавно Рож­де­ствен­ских Обра­зо­ва­тель­ных Чте­ниях. Резуль­та­том недо­ста­точно эффек­тив­ной работы вос­крес­ных школ часто ста­но­вится фор­маль­ное обра­зо­ва­ние и поверх­ност­ное воцер­ко­в­ле­ние их вос­пи­тан­ни­ков и, как след­ствие, после­ду­ю­щий уход из Церкви мно­гих из них в под­рост­ко­вом и взрос­лом воз­расте. Поэтому в насто­я­щее время акту­альна задача усо­вер­шен­ство­ва­ния мето­ди­че­ских под­хо­дов к обра­зо­ва­тель­ной дея­тель­но­сти вос­крес­ных школ и их орга­ни­за­ци­он­ной струк­туры. В насто­я­щем бюл­ле­тене мы поме­щаем мате­ри­алы, в кото­рых рас­смат­ри­ва­ются про­блемы при­ход­ского рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и рас­ска­зы­ва­ется о полез­ном опыте работы вос­крес­ных школ.

Православное обучение и воспитание детей в условиях современной приходской жизни

Мы попро­сили поде­литься своим опы­том реше­ния мето­ди­че­ских и орга­ни­за­ци­он­ных про­блем, сто­я­щих перед совре­мен­ными вос­крес­ными шко­лами, про­то­и­е­рея Кон­стан­тина Ост­ров­ского, бла­го­чин­ного Крас­но­гор­ского округа Мос­ков­ской епар­хии, насто­я­теля Успен­ского храма г. Красногорска.

О. Кон­стан­тин, каково место вос­крес­ной школы в жизни Церкви?

Место вос­крес­ных школ в цер­ков­ной жизни и их внут­рен­нее устрой­ство должны опре­де­ляться той глав­ной зада­чей, кото­рая перед ними ста­вится. Это воцер­ко­в­ле­ние и цер­ков­ное вос­пи­та­ние детей.

Разу­ме­ется, суще­ству­ю­щие вос­крес­ные школы часто решают и дру­гие вос­пи­та­тель­ные и обра­зо­ва­тель­ные задачи, так что уче­ники этих школ, воцер­ков­ля­ясь, при­об­ре­тают ещё и полез­ные зна­ния и навыки, чему можно только радо­ваться. Но без воцер­ко­в­ле­ния даже зна­ние назу­бок Свя­щен­ной исто­рии и литур­гики может быть бес­по­лез­ным для спа­се­ния души и даже вред­ным. Поэтому задача воцер­ко­в­ле­ния и цер­ков­ного вос­пи­та­ния должна рас­смат­ри­ваться как глав­ная, а все осталь­ные — только в соот­не­се­нии с ней.

Какими, на Ваш взгляд, должны быть про­граммы обу­че­ния в вос­крес­ной школе?

На пер­вый взгляд пред­став­ля­ется несо­мнен­ным, что веро­учи­тель­ные пред­меты, такие как пра­во­слав­ный кате­хи­зис, Свя­щен­ная исто­рия, литур­гика и дру­гие, должны быть осно­вой вос­крес­ной школы. Если наши дети будут знать запо­веди Божии, хорошо ори­ен­ти­ро­ваться в Биб­лии, пони­мать смысл литур­гии и дру­гих бого­слу­же­ний и таинств, это сде­лает их цер­ков­ными людьми. Но сде­лает ли?

Во-пер­вых, нали­чие зна­ний по Закону Божию у нецер­ков­ного чело­века может быть непо­лезно ему. Ведь, как любому из людей непри­ятно, если кто-то, не любя его, что-то раз­уз­наёт о нем, так и Богу неугодно, чтобы кто-то раз­уз­на­вал о Нём с холод­ным серд­цем. Основ­ные истины веры обя­за­тельно должны быть про­по­ве­даны детям, но это не то же самое, что обу­че­ние Закону Божию. Бого­сло­вие должно пости­гаться, в первую оче­редь, не умом (хотя и это жела­тельно по воз­мож­но­сти), а серд­цем. Но сер­деч­ное позна­ние Бога, духов­ный опыт обре­та­ется не столько на уро­ках, сколько — при содей­ствии бла­го­дати Божией — вообще в жизни: в семье, в хра­мо­вой общине, в бого­слу­же­нии, в лич­ной молитве, в обще­нии с духов­ни­ком, ну и на уро­ках тоже.

Во-вто­рых, обу­че­ние, как пра­вило, невоз­можно без неко­то­рого при­нуж­де­ния, но, когда речь идёт о взрос­лых цер­ков­ных людях (напри­мер, сту­ден­тах семи­на­рии), то можно ска­зать: “Не хочешь учиться — уходи”. В вос­крес­ной же школе такой под­ход недо­пу­стим. При­нуж­де­ние при пре­по­да­ва­нии веро­учи­тель­ных дис­ци­плин может отвра­тить от Церкви мно­гих учеников.

Нако­нец, опыт вос­крес­ной школы, кото­рой я руко­вожу, пока­зы­вает, что воцер­ко­в­лён­ным юно­шам и девуш­кам нетрудно само­сто­я­тельно под­го­то­виться к экза­мену по Закону Божию, даже если в вос­крес­ной школе эта дис­ци­плина пре­по­да­ва­лась слабо (по при­чине отсут­ствия хоро­ших зако­но­учи­те­лей). С 1994 по 1999 год 13 выпуск­ни­ков нашей вос­крес­ной школы посту­пили в раз­лич­ные вузы Мос­ков­ской Патриархии.

В свете выше ска­зан­ного пред­став­ля­ется даже опас­ным тре­бо­вать, чтобы веро­учи­тель­ные пред­меты обя­за­тельно пре­по­да­ва­лись в каж­дой вос­крес­ной школе. Жела­тельно, но не обя­за­тельно. И, во вся­ком слу­чае, необя­за­тельно, чтобы они были ее стержнем.

Что же должно быть стерж­нем вос­крес­ной школы?

Что Бог пошлёт. Ответ может пока­заться несе­рьёз­ным, но давайте вспом­ним, что глав­ной зада­чей вос­крес­ной школы явля­ется воцер­ко­в­ле­ние детей. То есть мы хотим, чтобы дети через неё вжи­ва­лись в цер­ков­ную общину. Для этого сама вос­крес­ная школа должна быть орга­нич­ной частью при­ход­ской общины, а веду­щие пре­по­да­ва­тели школы — ее актив­ными членами.

Но ведь общину не соби­рают искус­ственно, это невоз­можно. Можно и даже бывает нужно при­гла­сить спе­ци­а­ли­ста, напри­мер, пре­по­да­ва­теля Закона Божия. Он может ока­заться пре­крас­ным бла­го­че­сти­вым чело­ве­ком, пре­по­да­ва­те­лем высо­кого класса, у него могут воз­ник­нуть хоро­шие отно­ше­ния с насто­я­те­лем, сотруд­ни­ками при­хода и при­хо­жа­нами — и всего этого, однако, недо­ста­точно, чтобы чело­век стал чле­ном общины. Тут есть какая-то тайна. Во вся­ком слу­чае, ясно, что стерж­нем вос­крес­ной школы может быть только такая дея­тель­ность, кото­рой могут зани­маться люди, уже вхо­дя­щие в общину.

Конечно, при боль­шой орга­ни­за­тор­ской сно­ровке можно “ско­ло­тить” пра­во­славно ори­ен­ти­ро­ван­ное учеб­ное заве­де­ние с пре­по­да­ва­нием Закона Божия и любых дру­гих пред­ме­тов. Но если оно не будет живой частью цер­ков­ной общины, дети не будут через него воцер­ков­ляться. Хоро­шей вос­крес­ной школе есте­ственно начи­наться с одного педа­гога — насто­я­теля, а потом под­клю­ча­ются к работе его духов­ные чада (по мере появ­ле­ния) и люди, кото­рых при­гла­шают спе­ци­ально для работы в вос­крес­ной школе.

Какие всё же наи­бо­лее пред­по­чти­тель­ные стерж­не­вые заня­тия можно выделить?

Во-пер­вых, дет­ский хор. Образно говоря, его КПД зна­чи­тельно выше, чем у про­чих заня­тий. Чтобы создать неболь­шой дет­ский хор, доста­точно одной ком­наты для репе­ти­ций и одного пра­во­слав­ного, любя­щего детей про­фес­си­о­нала-хоро­вика. Конечно, хор, собран­ный из музы­кально необ­ра­зо­ван­ных ребят, ско­рее всего не смо­жет высту­пать на пре­стиж­ных кон­цер­тах. Но через хор дети есте­ственно при­вле­ка­ются к литур­гии; хор сам явля­ется объ­еди­ня­ю­щим делом, тре­бует срав­ни­тельно мало средств и обес­пе­чи­вает под­го­товку и про­ве­де­ние празд­ни­ков. Если дет­ский хор поёт за литур­гией, есте­ственно, чтобы дети при­ча­ща­лись. Конечно, нельзя при­ча­щать детей про­тив их воли или ругать за неже­ла­ние причаститься.

Во-вто­рых, ска­жем об уча­стии вос­пи­тан­ни­ков вос­крес­ной школы в бого­слу­же­нии. Стар­шие маль­чики могут при­слу­жи­вать в алтаре. Конечно, не все. Не все хотят, не все к этому спо­собны, не во вся­ком храме алтарь может вме­стить всех жела­ю­щих. В нашем храме от алтар­ни­ков неза­ви­симо от воз­раста тре­бу­ется бла­го­го­вей­ное пове­де­ние во время службы, стро­гое послу­ша­ние стар­шим, уча­стие в уборке алтаря.

Есть вос­крес­ные школы, стерж­нем кото­рых явля­ется сбор мате­ри­а­лов о ново­му­че­ни­ках, соци­аль­ное слу­же­ние, палом­ни­че­ства по свя­тым местам, обу­че­ние ико­но­писи, раз­ным ремёс­лам. Таким стерж­нем может быть, конечно, и пре­по­да­ва­ние Закона Божия, если получается.

Про­дол­жая тему об уча­стии вос­пи­тан­ни­ков в бого­слу­же­нии, хоте­лось бы спро­сить, каков, во Вашему мне­нию, педа­го­ги­че­ский потен­циал цер­ков­ных обрядов?

Все мы знаем, конечно, что обряды не спа­сают сами собой. Важно, что внутри чело­века, а внеш­нее бла­го­че­стие ценно лишь постольку, поскольку оно есть про­яв­ле­ние бла­го­че­стия внут­рен­него. С дру­гой сто­роны, также известно, что внеш­нее вли­яет на внут­рен­нее. Когда чело­век в про­стоте, не гор­дясь, что он этим якобы уго­ждает Богу, целует икону или зажи­гает свечу, или кла­ня­ется, то душа его под­стра­и­ва­ется под дей­ствия тела, и тогда телес­ные дей­ствия обре­тают духов­ное зна­че­ние, помо­гают чело­веку настро­иться на молитву.

Но в добав­ле­ние к этому цер­ков­ные обряды имеют ещё и обу­ча­ю­щий потен­циал. Напри­мер, кла­ня­ясь перед ико­ной и при­кла­ды­ва­ясь к ней, чело­век узнаёт, что икона есть пред­мет покло­не­ния, учится почи­тать того, кто изоб­ра­жён на ней. Когда ребё­нок целует бла­го­слов­ля­ю­щую руку свя­щен­ника, он узнает без объ­яс­не­ний, что батюшка — зна­чи­тель­ное лицо. При­об­щая детей к цер­ков­ным обря­дам, можно нена­вяз­чиво, но эффек­тивно спо­соб­ство­вать уко­ре­не­нию в их серд­цах и умах мно­гих хри­сти­ан­ских истин.

Здесь же заме­тим, что систе­ма­ти­че­ское чте­ние детям Свя­щен­ного Писа­ния (не “Дет­ской Биб­лии”!) и житий свя­тых (не ска­зок на житий­ные темы!) ока­зы­вает на детей очень глу­бо­кое воз­дей­ствие. Слово Божие ложится в сердце чело­века как семя, и, если не будет отверг­нуто злым серд­цем (не так даже важна реак­ция ума), то про­рас­тёт и при­не­сёт плоды. Внешне это может пока­заться неза­мет­ным, но зна­че­ние для духов­ной жизни чело­века будет иметь гораздо боль­шее, чем любые истины, вос­при­ня­тые только умом.

Часто при­хо­дится слы­шать, что одной из основ­ных про­блем вос­крес­ных школ явля­ется нецер­ков­ное пове­де­ние их вос­пи­тан­ни­ков. В чем, на Ваш взгляд, здесь про­блема и каковы пути ее решения?

Думаю, что при­чина подоб­ных явле­ний, общих для мно­гих цер­ков­ных школ, не обя­за­тельно в пло­хой работе педа­го­гов и пло­хом домаш­нем вос­пи­та­нии. Хотя, разу­ме­ется, недо­статки есть, но, даже если бы мы были святы и гени­альны, труд­но­сти с нрав­ствен­но­стью под­рост­ков в цер­ков­ной школе не исчезли бы. Почему?

Во-пер­вых, совре­мен­ные дети боль­шую часть вре­мени про­во­дят в нецер­ков­ной среде. Надо учи­ты­вать, что воз­дей­ствие окру­жа­ю­щего раз­вра­щён­ного мира глу­боко и оно в зна­чи­тель­ной мере обу­слав­ли­вает и миро­воз­зре­ние и вкусы не только недавно при­шед­ших в школу детей, но и тех, кто про­вёл с нами несколько лет, и даже детей из цер­ков­ных семей.

Во-вто­рых (и это глав­ное), кроме соблаз­ня­ю­щего мира и дей­ству­ю­щих в нём злых духов, есть ещё таин­ствен­ный про­мысл Божий о чело­веке (в том числе, и о каж­дом из наших уче­ни­ков), не все­гда сов­па­да­ю­щий с нашими доб­рыми, на пер­вый взгляд, планами.

И, в‑третьих, есть сво­бода чело­века. Он или сво­бодно при­ни­мает бла­гую волю Божию о себе, или свое­вольно отвер­гает её и живёт так, как ему попущено.

Поэтому, не сни­мая с себя ответ­ствен­но­сти за духов­ные судьбы детей в наших цер­ков­ных шко­лах, мы всё же должны сми­риться с тем, что боль­шин­ство под­рост­ков в пере­ход­ном воз­расте будет огор­чать цер­ков­ных вос­пи­та­те­лей своим пове­де­нием. И дол­жен ста­виться вопрос не как совер­шенно избе­жать этого, а как нам себя вести с нашими вос­пи­тан­ни­ками, такими, какие они есть. Тер­петь пло­хое пове­де­ние под­рост­ков — это наш роди­тель­ский крест. И роди­те­лей по плоти, и роди­те­лей по школе.

В цер­ков­ной школе, к кото­рой дети не при­вя­заны ничем внеш­ним (напри­мер, воз­мож­но­стью бес­плат­ного полу­че­ния хоро­шего обра­зо­ва­ния по какому-нибудь пред­мету), обя­за­тельно будет боль­шой отсев уче­ни­ков. А цер­ков­ная школа, в кото­рой нет боль­шого отсева, столк­нётся с про­бле­мой нецер­ков­ного пове­де­ния цер­ков­ных детей. Можно было бы про­сто отчис­лить всех, кто посту­пает недо­стойно высо­кого зва­ния уче­ника цер­ков­ной школы. Но это зна­чило бы лишить детей духов­ной под­держки как раз в тот самый период, когда они в этом больше всего нуждаются.

Под­ростки не так плохи, как может пока­заться, когда стал­ки­ва­ешься с их ино­гда весьма непри­гляд­ными поступ­ками. Не всё, но мно­гое в их пове­де­нии опре­де­ля­ется не их про­из­во­ле­нием, а воз­рас­том, кото­рый, как известно, про­хо­дит, и мир­скими соблаз­нами. Поэтому правды о духов­ной жизни мы от ребят не скры­ваем, счи­тая сни­же­ние нрав­ствен­ных тре­бо­ва­ний опас­ным обма­ном, и зло назы­ваем злом, но и из вос­крес­ной школы их не выго­няем до послед­ней возможности.

Если мы хотим помочь детям пере­ра­сти их вред­ные в духов­ном отно­ше­нии увле­че­ния, мы должны ста­раться, оста­ва­ясь самими собой, войти с ними в такой кон­такт, чтобы они не скры­вали от нас своих взгля­дов, своих пере­жи­ва­ний. Если мы будем дер­жать в обще­нии с детьми только высо­кий аске­ти­че­ский тон, то боль­шин­ство даже веру­ю­щих детей ока­жется вне нашего влияния.

Но стоит ли свя­щен­нику идти на дис­ко­теку, чтобы и там быть с детьми (такие опыты известны)? Думаю, что нет, иначе снис­хож­де­ние к их немощи дети будут вос­при­ни­мать как бла­го­сло­ве­ние, а это очень раз­ные вещи. Можно знать о непо­хваль­ном пове­де­нии кого-нибудь из ребят и до вре­мени не заост­рять на этом вни­ма­ния, но, когда будет удобно и полезно, выка­зать свое дей­стви­тель­ное отно­ше­ние. Если же свя­щен­ник сам будет участ­во­вать в обыч­ном вре­мя­пре­про­вож­де­нии совре­мен­ных детей (пусть даже с бла­гой целью), то как он смо­жет напра­вить их к высшему?

Как себя вести в кон­крет­ных ситу­а­циях? Когда нужно “закру­чи­вать гайки”, а когда сде­лать послаб­ле­ние? Когда жёстко поста­вить перед маль­чи­ком или девоч­кой, а может быть, и перед целым клас­сом, вопрос: “Или ты меня­ешь свое пове­де­ние, или ухо­дишь”, а когда сде­лать вид, что не заме­тил даже очень серьёз­ного про­ступка? Да помо­жет нам Бог в реше­нии этих проблем.

Педа­гог может быть в луч­шем слу­чае живым и соглас­ным с волей Гос­пода, Его ору­дием, даже сора­бот­ни­ком, но мето­дики спа­се­ния нет и быть не может. Есть методы обу­че­ния, методы нрав­ствен­ного вос­пи­та­ния, но нет мето­дов спа­се­ния. Из этого, конечно, не сле­дует, что не нужно рабо­тать с детьми, а сле­дует, что пола­гаться нужно только на Бога, нужно молиться за детей Богу. Сама работа с детьми в вос­крес­ной школе должна быть внеш­ним про­яв­ле­нием сер­деч­ной молитвы за них. Именно сер­деч­ной. Тут мало уст­ной и мало умной молитвы. Должно быть сер­деч­ное, обра­щён­ное к Богу жела­ние, чтобы под­ро­сток встал на истин­ный путь Хри­стов, веду­щий в жизнь веч­ную. Насколько сильно в нас это жела­ние и обра­щено ли оно к Богу? Этот вопрос стоит перед каж­дым при­ход­ским свя­щен­ни­ком и перед каж­дым цер­ков­ным педа­го­гом. Наши дети в труд­ном и опас­ном поло­же­нии. При этом они душевно слабы, а духовно не вполне опре­де­ли­лись. Их нужно бук­вально вымаливать.

О. Кон­стан­тин, рас­ска­жите, пожа­луй­ста, об опыте работы Вашей вос­крес­ной школы при Успен­ском храме г. Красногорска

В вос­крес­ной школе при Успен­ском храме г. Крас­но­гор­ска в насто­я­щее время зани­ма­ется более 200 детей. Состоит она из двух частей: обыч­ной вос­крес­ной школы, ничем осо­бенно не отли­ча­ю­щейся от боль­шин­ства вос­крес­ных школ, куда дети при­хо­дят 1–2 раза в неделю, и цер­ков­ной музы­каль­ной школы, уче­ники кото­рой полу­чают обра­зо­ва­ние в объ­ёме хоро­вого отде­ле­ния госу­дар­ствен­ной дет­ской музы­каль­ной школы.

Кон­цеп­цию нашей при­ход­ской работы с детьми можно вкратце сфор­му­ли­ро­вать так. Община при храме — это боль­шая друж­ная семья, состо­я­щая из воцер­ко­в­лён­ных людей. Дети, нахо­дясь на тер­ри­то­рии храма и обща­ясь с ними, посте­пенно сами вхо­дят в их число и ста­но­вятся цер­ков­ными людьми. При этом почти не имеет зна­че­ния, какие пред­меты есть в такой вос­крес­ной школе. Важно вовлечь детей в обще­ние, и те, кто захо­тят воцер­ков­ляться, воцерковятся.

Мы при­влекли боль­шое число детей, заин­те­ре­со­вав их и их роди­те­лей бес­плат­ным музы­каль­ным обра­зо­ва­нием. В подроб­но­сти я сей­час вда­ваться не буду, а рас­скажу о том, в чём мне видится жиз­нен­ность и в чём — недо­ста­точ­ность нашей кон­цеп­ции и как мы пред­по­ла­гаем раз­ре­шать воз­ник­шие про­блемы. Для этого немного рас­скажу, с чего нача­лась и как раз­ви­ва­лась наша при­ход­ская и школь­ная жизнь.

В 1991 году, когда при Успен­ском храме г. Крас­но­гор­ска заро­ди­лась вос­крес­ная школа, наша цер­ков­ная община была совсем малень­кой, чело­век 10–20. Когда мы впер­вые поехали в Оптину пустынь в 1992 году, то все уме­сти­лись в 25-мест­ном ПАЗике, в 1993 году поехали 45 чело­век, а с 1994 года в один авто­бус мы уже не уме­ща­лись. В общине было много юно­шей и деву­шек, кото­рые вполне бла­го­при­стойно, но с удо­воль­ствием и инте­ре­сом обща­лись между собой, дру­жили, влюб­ля­лись. Очень мно­гие ста­ра­лись побольше вре­мени про­во­дить в храме и при храме, по воз­мож­но­сти шли в цер­ковь рабо­тать. Были тёп­лые душев­ные вза­и­мо­от­но­ше­ния, при этом люди вполне серьёзно воцер­ков­ля­лись: моли­лись, при­ча­ща­лись, ста­ра­лись бороться со сво­ими страстями.

Вот в такой обста­новке и раз­ви­ва­лась пер­вое время наша вос­крес­ная школа. Дети её очень любили. Школь­ные классы рас­по­ла­га­лись рядом с ком­на­тами, где жила семья насто­я­теля, рядом была и цер­ков­ная тра­пез­ная. В общем, боль­шая семья. Вос­крес­ная школа была её орга­нич­ной частью. Дети, вжи­ва­ясь в вос­крес­ную школу, есте­ственно вжи­ва­лись в цер­ков­ную общину и, само собой, начи­нали жить и литур­ги­че­ской жиз­нью вме­сте со взрослыми.

В ходе осмыс­ле­ния выше ска­зан­ного и роди­лась кон­цеп­ция вос­крес­ной школы как сво­его рода семьи, в кото­рую нужно вве­сти детей под любым пред­ло­гом, лишь бы только они ока­за­лись в цер­ков­ной среде. Душев­ное обще­ние с пра­во­слав­ными людьми, посиль­ное уча­стие в цер­ков­ных делах, уча­стие в бого­слу­же­ниях, при­ча­ще­ние Свя­тых Хри­сто­вых Таин, конечно, очень спо­соб­ство­вало и спо­соб­ствует воцер­ко­в­ле­нию детей.

Жиз­нен­ность этой кон­цеп­ции про­яви­лась в раз­ных аспек­тах. Отмечу хотя бы то, что из несколь­ких десят­ков детей, кото­рые про­шли через нашу вос­крес­ную школу, около два­дцати стали алтар­ни­ками и пев­чими, один руко­по­ло­жился, несколько чело­век учится в раз­ных вузах Мос­ков­ского Патриархата.

Чтобы не воз­ни­кало слиш­ком радуж­ного впе­чат­ле­ния, скажу, что несколько чело­век из наших выпуск­ни­ков, к сожа­ле­нию, охла­дели к цер­ков­ной жизни, пере­стали при­ча­щаться. Насколько я могу судить, при­чина в том, что их в пере­ход­ном воз­расте захлест­нули плот­ские стра­сти. Кто-то из них, мы наде­емся, со вре­ме­нем вер­нётся в Цер­ковь, а кто-то, может быть, и нет. Но тут дело не в кон­цеп­ции вос­пи­та­тель­ной работы, а в тра­гизме нашей зем­ной жизни, кото­рая есть не место упо­ко­е­ния, а поле духов­ной брани.

Теперь о недо­ста­точ­но­сти рас­смат­ри­ва­е­мой кон­цеп­ции воцер­ко­в­ле­ния. Она стала ощу­щаться нами года два назад, и мы осо­знаём её всё больше.

Во-пер­вых, община выросла коли­че­ственно. Само по себе это, конечно, хорошо, но ведь не бывает дру­же­ских ком­па­ний из ста чело­век. А при­мерно столько бра­тьев и сестёр стало садиться за празд­нич­ный стол на Рож­де­ство или Пасху.

Во-вто­рых, моло­дёжь, из кото­рой, в основ­ном, состо­яла пер­во­на­чаль­ная община, жени­лась и вышла замуж, пошли и умно­жи­лись дети. Заня­тые домаш­ними делами, люди, есте­ственно, стали меньше вре­мени про­во­дить в храме, при­ходя только на богослужения.

В‑третьих, если пер­вые три-четыре года я как насто­я­тель и пред­се­да­тель При­ход­ского совета мог почти каж­дого, кто жаж­дал тру­диться в храме, при­нять на работу, то теперь штат запол­нился, и при­ни­мать на работу новых людей при­хо­дится редко. С дру­гой сто­роны, нужды храма застав­ляли и застав­ляют при­ни­мать в штат сотруд­ни­ков под­хо­дя­щей ква­ли­фи­ка­ции, но не обя­за­тельно своих по душе и по духу. Таким обра­зом, состав общины стал всё меньше сов­па­дать с соста­вом сотруд­ни­ков. И если пер­вые годы после откры­тия храма дети, при­ходя в вос­крес­ную школу, при­хо­дили одно­вре­менно как бы в боль­шую семью, теперь это уже не так. Я не могу ска­зать, что стало плохо, нецер­ковно, но стало совсем не так уютно, как раньше.

В‑четвёртых, замет­ные изме­не­ния про­изо­шли и в уче­ни­ках. В пер­вые годы суще­ство­ва­ния вос­крес­ной школы дети при­хо­дили или роди­тели их при­во­дили в неё ради при­об­ще­ния к Церкви, а мы уже сверх этого давали детям ещё и музы­каль­ное обра­зо­ва­ние (ради удер­жа­ния их от про­гу­лов), то теперь появи­лось зна­чи­тель­ное число детей, кото­рых при­вели в нашу школу только ради бес­плат­ного обра­зо­ва­ния. С боль­шин­ством роди­те­лей почти отсут­ствует живое обще­ние, мы их почти нико­гда не видим ни в храме, ни на школь­ных меро­при­я­тиях, а отно­ше­ние роди­те­лей к школе и к Церкви, конечно, ска­зы­ва­ется и на отно­ше­ний детей.

Наша кон­цеп­ция ока­за­лась жиз­нен­ной, если община неболь­шая, состоит из вполне цер­ков­ных людей и между её чле­нами суще­ствуют тёп­лые дру­же­ские отно­ше­ния. Тогда всё равно, чем зани­маться с детьми, лишь бы они только при­шли и им понра­ви­лось. Мы учили детей петь, читать с листа хоро­вые пар­тии и играть на фор­те­пи­ано, а попутно, как бы невзна­чай, они при­об­ща­лись и к цер­ков­ной жизни. Теперь мы чув­ствуем и видим, что нужно “на ходу” усо­вер­шен­ство­вать кон­цеп­цию нашей уже давно суще­ству­ю­щей школы.

Каким, в связи с этим, видится буду­щее Вашей школы?

В сло­жив­шейся сего­дня ситу­а­ции, когда чис­лен­ность при­ход­ской общины около ста чело­век, когда её состав и струк­тура далеко не сов­па­дают с соста­вом и струк­ту­рой при­ход­ского штата, когда боль­шин­ство чле­нов общины — люди семей­ные (неже­на­тых моло­дых людей не так уж мало, но сего­дня не они задают основ­ной тон в общине) и не могут про­во­дить в храме много вре­мени (кроме уча­стия в служ­бах), когда делом, объ­еди­ня­ю­щим всех, стало именно хра­мо­вое бого­слу­же­ние, дума­ется, и вос­крес­ная школа не должна оста­ваться только, так ска­зать, шлю­зом, через кото­рый дети втя­ги­ва­ются в цер­ков­ную жизнь, а сама должна зажить пол­но­цен­ной бого­слу­жеб­ной жизнью.

Теку­щий учеб­ный год мы наме­рены завер­шить, в основ­ном, по ста­рому учеб­ному плану, а со сле­ду­ю­щего учеб­ного года пред­по­ла­гаем вве­сти еже­не­дель­ное уча­стие всех школь­ных хоров в литур­гии (сей­час они поют на службе раз в месяц), заме­нить пред­мет “музы­каль­ная лите­ра­тура” на “исто­рию бого­слу­жеб­ного пения” и сокра­тить до воз­мож­ного мини­мума заня­тия фор­те­пи­ано. Уро­вень пения мы будем ста­раться сохра­нить и по воз­мож­но­сти повы­шать, но за соот­вет­ствие стан­дарту свет­ской музы­каль­ной школы так дер­жаться, как раньше, уже не будем. Это, конечно, понра­вится не всем роди­те­лям и не всем уче­ни­кам. Кто-то от нас уйдёт, но кого-то, я думаю, Бог пошлёт на их место.

О концепции воскресной школы “Живоносный Источник”

Вос­крес­ная школа, дей­ству­ю­щая при храме иконы Божией Матери “Живо­нос­ный Источ­ник” в Цари­цыно, была орга­ни­зо­вана по бла­го­сло­ве­нию насто­я­теля храма про­то­и­е­рея Геор­гия Бре­ева в октябре 1991 года. В пер­вый период суще­ство­ва­ния школы ее дея­тель­ность, по пре­иму­ще­ству, носила тра­ди­ци­он­ный харак­тер. В школе обу­ча­лось в то время при­мерно 50 детей школь­ного воз­раста и рабо­тало 12 педа­го­гов. Взрос­лые люди в вос­крес­ной школе в тот период не обучались.

Начи­ная же с сен­тября 1995 года, вос­крес­ная школа “Живо­нос­ный Источ­ник” ста­но­вится некой живой лабо­ра­то­рией по упо­ря­до­чи­ва­нию учебно-вос­пи­та­тель­ной работы и раз­ра­ботке кон­цеп­ции семей­ной вос­крес­ной школы.

Сози­да­тель­ная дея­тель­ность вос­крес­ной школы “Живо­нос­ный Источ­ник” нача­лась с осмыс­ле­ния ряда типич­ных педа­го­ги­че­ских оши­бок, свя­зан­ных с рели­ги­оз­ным обра­зо­ва­нием и кате­хи­за­цией. Вни­ма­ние педа­го­гов было обра­щено на то, что духов­ные зна­ния, пре­по­да­ва­е­мые в школе, очень быстро утра­чи­ва­лись детьми, и про­цесс воцер­ко­в­ле­ния, на необ­хо­ди­мость кото­рого учи­теля посто­янно ука­зы­вали детям, про­ис­хо­дил трудно и поверх­ностно. Зача­стую в под­рост­ко­вом воз­расте дети вовсе теряли инте­рес к посе­ще­нию и школы, и храма.

Было выдви­нуто пред­по­ло­же­ние о том, что в ходе рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции педа­гоги не могут занять пра­виль­ную пози­цию по отно­ше­нию к уче­ни­кам: про­ис­хо­дит неоправ­дан­ное отож­деств­ле­ние функ­ций педа­гога, вос­пи­та­теля и функ­ций свя­щен­ника, пас­тыря. Свя­щен­ник наде­лен вла­стью от Бога про­по­ве­до­вать Еван­ге­лие, тол­ко­вать Запо­веди Божии, при­зы­вая ко Спа­се­нию. Зада­чей же педа­го­гов явля­ется не столько при­зыв ко Спа­се­нию, сколько фор­ми­ро­ва­ние духов­ного про­из­во­ле­ния, т.е. жела­ния спа­стись. Для этого, в свою оче­редь, необ­хо­димо рас­крыть перед уча­щи­мися суще­ство пра­во­слав­ной веры таким обра­зом, чтобы она вос­при­ни­ма­лась ими не как сово­куп­ность тре­бо­ва­ний и запре­тов, а как система духов­ных цен­но­стей, напол­ня­ю­щих жизнь смыс­лом и содержанием.

Когда же необ­хо­ди­мость Спа­се­ния про­сто декла­ри­ру­ется или зву­чит как при­зыв, тогда воцер­ко­в­ле­ние искус­ственно фор­си­ру­ется и совер­ша­ется поверх­ностно. Это при­ви­вает уча­щимся не любовь к Богу и Церкви, а либо опас­ный для пра­во­слав­ной веры цер­ков­ный магизм, либо — ощу­ще­ние необ­хо­ди­мо­сти испол­нять обя­за­тель­ный рели­ги­оз­ный долг. Оче­видно, что в том и дру­гом слу­чае под­ры­ва­ются основы лич­ной сво­боды чело­века, поэтому в под­рост­ко­вом воз­расте мно­гие юноши и девушки начи­нают открыто про­ти­во­сто­ять такого рода при­зы­вам и требованиям.

Вто­рая суще­ствен­ная ошибка, допус­ка­е­мая в ходе кате­хи­за­ции, состоит в том, что педа­гоги нередко невольно иска­жают еван­гель­ский дух пре­по­да­ва­е­мых духов­ных дис­ци­плин. Утвер­жде­ние Спа­си­теля о том, что мир во зле лежит вслед­ствие чело­ве­че­ских гре­хов, нередко пре­под­но­сится уча­щимся так, что это при­во­дит их не к выводу о необ­хо­ди­мо­сти пре­об­ра­же­ния себя и окру­жа­ю­щего мира, а к пуг­ли­вому и мало­душ­ному жела­нию укрыться от про­блем этого мира в Церкви. В связи с этим само Спа­се­ние трак­ту­ется как необ­хо­ди­мость бежать и пря­таться за сте­нами храма от иску­ше­ний и соблаз­нов, а не как необ­хо­ди­мость духов­ного подвига по пре­одо­ле­нию своей немощи с помо­щью Божией, через дея­тель­ную хри­сти­ан­скую любовь по отно­ше­нию к ближ­ним. В связи с этим ста­но­вится оче­вид­ным, что нельзя стро­ить дея­тель­ность вос­крес­ной школы таким обра­зом, чтобы она напо­ми­нала некую духов­ную оран­же­рею, помо­га­ю­щую лишь защи­тить и укрыть уча­щихся от злого окру­жа­ю­щего мира. Школа должна вос­пи­ты­вать и укреп­лять в чело­веке веру в бла­гой про­мы­сел Божий и готов­ность испол­нить свя­той долг воина Хри­стова, утвер­жда­ю­щего мир, добро и любовь всюду, куда бы ни напра­вил его Господь.

Тре­тья ошибка в дея­тель­но­сти вос­крес­ных школ свя­зана с отры­вом духов­ного обра­зо­ва­ния детей от есте­ствен­ных усло­вий их вос­пи­та­ния и раз­ви­тия в семье, а также жела­нием абстра­ги­ро­ваться от тех боль­ных про­блем, с кото­рыми стал­ки­ва­ются дети и под­ростки в семьях на совре­мен­ном этапе жизни страны. Жела­ние “вос­па­рить” над реаль­ными насущ­ными про­бле­мами семьи, пока­зать иде­а­ли­зи­ро­ван­ную кар­тинку чело­ве­че­ской жизни, отсут­ствие готов­но­сти вник­нуть в слож­ные, а ино­гда и тра­ги­че­ские обсто­я­тель­ства жизни детей в семье, пре­вра­щает пра­во­сла­вие в “мечту о пре­крас­ном”, лишает уче­ни­ков трез­вен­ного и сми­рен­ного отно­ше­ния к объ­ек­тив­ным труд­но­стям жизни. В резуль­тате подоб­ной пози­ции пре­по­да­ва­тели не укреп­ляют, а, напро­тив, невольно ослаб­ляют духов­ные силы своих уче­ни­ков, фор­ми­руя неоправ­дан­ные ожи­да­ния, что жизнь в семье может изме­ниться сама собой. Более того, рисуя радуж­ную кар­тинку жизни веру­ю­щего чело­века, не сов­па­да­ю­щую с суро­вой реаль­но­стью, педа­гоги душевно рас­по­ла­гают к себе детей, кото­рым в семьях живется осо­бенно трудно. Иллю­зия воз­мож­но­сти заме­нить собой маму и папу несчаст­ного ребенка может про­су­ще­ство­вать недолго, но она ока­зы­ва­ется чрез­вы­чайно вред­ной и для роди­те­лей, и для ребенка, и для самого педа­гога. Семей­ный уклад жизни явля­ется очень стой­ким и проч­ным пси­хо­ло­ги­че­ским обра­зо­ва­нием. Его вли­я­ние на душу ребенка и духов­ный потен­циал раз­ви­тия его лич­но­сти очень велико, поэтому наив­ное пред­по­ло­же­ние о быст­ром пре­одо­ле­нии нега­тив­ных сте­рео­ти­пов созна­ния вряд ли оправ­дано. Педа­гоги не должны насильно втор­гаться в жизнь семьи через созна­ние детей, их задача — дея­тельно помо­гать роди­те­лям по-хри­сти­ан­ски вос­пи­ты­вать соб­ствен­ных детей, вни­кая в их про­блемы, духовно про­све­щая и под­ска­зы­вая полез­ные педа­го­ги­че­ские приемы.

Чет­вер­тый источ­ник про­блем вос­крес­ных школ свя­зан с недо­оцен­кой опас­но­сти энту­зи­азма нео­фит­ства и игно­ри­ро­ва­нием дости­же­ний педа­го­ги­че­ской и пси­хо­ло­ги­че­ской науки. Декла­ра­тив­ная, эмо­ци­о­нально-экзаль­ти­ро­ван­ная манера пре­под­не­се­ния духов­ных зна­ний, свя­зан­ная с уста­нов­кой сразу, без про­мед­ле­ния “воцер­ков­ляться”, выхо­ла­щи­вает глу­бо­кое духов­ное содер­жа­ние пре­по­да­ва­ния и не дает уче­ни­кам воз­мож­но­сти про­ду­мать и про­чув­ство­вать Слово Божие. Навяз­чи­вая и вычур­ная эмо­ци­о­наль­ность утом­ляет слу­ша­те­лей и делает речь педа­гога искусственной.

Из ска­зан­ного сле­дует, что для эффек­тив­ной дея­тель­но­сти вос­крес­ной школы необ­хо­дима раз­ра­ботка спе­ци­аль­ной кон­цеп­ции, в кото­рой были бы учтены отме­чен­ные выше труд­но­сти и недо­статки. В дан­ной кон­цеп­ции должны быть отра­жены: основ­ные цели и задачи духов­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции, базо­вый мето­до­ло­ги­че­ский под­ход к орга­ни­за­ции рели­ги­оз­ного обу­че­ния и вос­пи­та­ния, орга­ни­за­ци­онно-педа­го­ги­че­ские спо­собы и методы работы с уча­щи­мися, ожи­да­е­мые резуль­таты работы.

Прежде всего, необ­хо­димо вычле­нить спе­ци­фи­че­скую функ­цию, кото­рую выпол­няет вос­крес­ная школа, явля­ю­ща­яся началь­ной сту­пе­нью рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния. При этом сле­дует учи­ты­вать, что зна­чи­тель­ная часть уча­щихся вос­крес­ной школы еще стоит на пере­пу­тье, еще только стре­мится обре­сти пра­во­слав­ную веру, наде­ясь, что педа­гоги вос­крес­ной школы им в этом помо­гут. Уча­щийся при­но­сит в своем созна­нии опыт мир­ской повсе­днев­ной жизни, про­те­ка­ю­щей в семье, при­чем в нынеш­них усло­виях нередко уже раз­ру­шен­ной или нахо­дя­щейся на грани раз­ру­ше­ния. Про­блемы, кон­фликты, про­ти­во­ре­чия, обиды и разо­ча­ро­ва­ния, — вот тот фон, на кото­ром пред­стоит стро­ить пре­по­да­ва­ние духов­ных дис­ци­плин. На уро­ках Закона Божия и Кате­хи­зиса уча­щийся посте­пенно зна­ко­мится с осо­бен­но­стями цер­ков­ной жизни в хри­сти­ан­ской общине, вхож­де­ние в кото­рую тре­бует усво­е­ния прин­ци­пи­ально иных вза­и­мо­от­но­ше­ний: тер­пе­ния, сми­ре­ния, кро­то­сти, веры, надежды и любви. Про­по­ведь о Спа­се­нии, вос­при­ня­тая сна­чала только умом, должна еще быть разумно осмыс­лена и обо­га­щена лич­ными рели­ги­озно-мисти­че­скими пере­жи­ва­ни­ями, а также прак­ти­че­ским опы­том хри­сти­ан­ского дела­ния по пре­об­ра­зо­ва­нию своей семей­ной жизни. Таким обра­зом, вос­крес­ная школа имеет свои спе­ци­фи­че­ские цели и задачи, выпол­няя функ­цию свое­об­раз­ного “пере­ход­ного мостика”, свя­зы­ва­ю­щего мир­скую и цер­ков­ную жизнь. Этот пере­ход не может совер­шиться одним скач­ком и тре­бует опре­де­лен­ных уси­лий и вре­мени. С одной сто­роны, вос­крес­ная школа должна помочь чело­веку духовно осмыс­лить име­ю­щийся опыт жизни в миру, с дру­гой сто­роны, — она должна ука­зать ему под­лин­ный Источ­ник освя­ще­ния и пре­об­ра­же­ния этой жизни — Спа­си­теля Хри­ста — и сде­лать Его духовно близ­ким и желан­ным Обра­зом. Можно ска­зать, что основ­ной целью дея­тель­но­сти вос­крес­ной школы явля­ется фор­ми­ро­ва­ние про­из­во­ле­ния ко Спа­се­нию у совре­мен­ного чело­века, живу­щего в усло­виях рас­па­да­ю­щейся семьи.

Ска­зан­ное выше пока­зы­вает, что орга­ни­за­ция вос­крес­ной школы пред­по­ла­гает созда­ние спе­ци­аль­ной духовно-куль­тур­ной среды, т.е. атмо­сферы, вос­пи­ты­ва­ю­щей пони­ма­ние и жажду хри­сти­ан­ского подвига. Жела­е­мая духов­ная среда фор­ми­ру­ется соот­вет­ству­ю­щей ори­ен­та­цией про­по­ве­дей свя­щен­ни­ков и про­ве­де­нием пре­по­да­ва­те­лями тема­ти­че­ских заня­тий. Для того, чтобы уроки по духов­ным дис­ци­пли­нам откры­вали глу­бин­ный смысл воцер­ко­в­ле­ния, у пре­по­да­ва­те­лей вос­крес­ной школы дол­жен быть лич­ный духов­ный опыт пре­одо­ле­ния раз­лич­ных жиз­нен­ных труд­но­стей и испы­та­ний. По выра­же­нию рус­ского пра­во­слав­ного фило­софа И.А. Ильина, “Хри­ста надо не про­по­ве­до­вать, а исповедовать”.

Пони­мая, что уче­ники вос­крес­ной школы, прежде всего, нуж­да­ются в духов­ном осмыс­ле­нии и хри­сти­ан­ском устро­е­нии усло­вий жизни в семье, целе­со­об­разно при­ни­мать для обу­че­ния в вос­крес­ной школе не только детей, но и их роди­те­лей. Пре­по­да­ва­ние духов­ных дис­ци­плин роди­те­лям должно содер­жать не только рас­кры­тие дог­ма­тов Пра­во­слав­ной Церкви, Запо­ве­дей Божиих и духов­ных зако­нов миро­зда­ния, но и при­меры про­яв­ле­ния боже­ствен­ных истин в прак­ти­че­ской жизни людей. Осо­бен­ное вни­ма­ние сле­дует уде­лять слу­чаям из повсе­днев­ной жизни, каса­ю­щимся семей­ных отно­ше­ний и вос­пи­та­ния детей. В таком слу­чае роди­тели имеют воз­мож­ность открыть для себя могу­чий духов­ный потен­циал пра­во­слав­ной семьи и радост­ное ощу­ще­ние духов­ной сопри­част­но­сти чле­нов семьи друг другу.

Но для того, чтобы людям откры­лась воз­мож­ность полу­чить прак­ти­че­ский опыт семей­ной жизни, постро­ен­ной на хри­сти­ан­ских нача­лах, вос­крес­ная школа должна помочь им орга­ни­зо­вать новые виды обще­ния и вза­и­мо­дей­ствия друг с дру­гом. Поэтому при вос­крес­ной школе должна раз­вер­нуться не только духовно-про­све­ти­тель­ская, но и духовно-прак­ти­че­ская дея­тель­ность по ряду направ­ле­ний, фак­ти­че­ски соеди­ня­ю­щая людей и вос­ста­нав­ли­ва­ю­щая их прежде раз­ру­шен­ные вза­и­мо­от­но­ше­ния. К числу при­о­ри­тет­ных направ­ле­ний должны быть отне­сены те, кото­рые поз­во­ляют вос­со­здать сов­мест­ную молитву и литур­ги­че­ское обще­ние, общий досуг семьи (кружки и твор­че­ские сту­дии), общее пере­жи­ва­ние празд­ни­ков, сов­мест­ные экс­кур­си­он­ные и палом­ни­че­ские поездки, общее домаш­нее чте­ние, посе­ще­ние лите­ра­турно-поэ­ти­че­ских и музы­каль­ных вече­ров, сов­мест­ный труд и пр. Суще­ствен­ным фак­то­ром регу­ля­ции и нор­ма­ли­за­ции семей­ных отно­ше­ний может стать помощь пра­во­слав­ного пси­хо­лога-кон­суль­танта, осу­ществ­ля­ю­щего доступ­ный бла­го­тво­ри­тель­ный прием.

В целом, струк­туру учебно-вос­пи­та­тель­ного про­цесса, орга­ни­зу­е­мого в семей­ной вос­крес­ной школе, можно пред­ста­вить в виде трех кон­цен­три­че­ских окруж­но­стей: цен­траль­ное звено — литур­ги­че­ское обще­ние роди­те­лей и детей, сов­мест­ное уча­стие в цер­ков­ных Таин­ствах; сред­нее звено — их парал­лель­ное духов­ное про­све­ще­ние (кате­хи­за­ция); а внеш­нее звено — прак­ти­че­ское обще­ние и вза­и­мо­дей­ствие, орга­ни­зо­ван­ное на хри­сти­ан­ских нача­лах по ряду жиз­ненно важ­ных направлений.

Бла­го­даря семей­ной направ­лен­но­сти дея­тель­но­сти вос­крес­ной школы “Живо­нос­ный Источ­ник”, чис­лен­ность уча­щихся в ней (детей и взрос­лых) за четыре года работы достигла 450 чело­век. В школе рабо­тают более 40 педа­го­гов, среди кото­рых 15 чело­век — руко­во­ди­тели круж­ков и твор­че­ских сту­дий, кото­рые имеют воз­мож­ность посе­щать не только дети, но и их роди­тели. Еже­ме­сячно уча­щи­еся вос­крес­ной школы имеют воз­мож­ность совер­шать 2–3 семей­ных экс­кур­си­онно-палом­ни­че­ских поездки по мона­сты­рям Москвы и свя­тым местам Под­мос­ко­вья. В тече­ние года вос­крес­ная школа орга­ни­зует 5 обще­школь­ных празд­ни­ков, среди кото­рых боль­шой попу­ляр­но­стью поль­зу­ется семей­ный празд­ник “Отчий Дом”.

Духов­ные дис­ци­плины пре­по­дают в вос­крес­ной школе опыт­ные педа­гоги, боль­шин­ство из кото­рых имеют духов­ное обра­зо­ва­ние, полу­чен­ное в Свято-Тихо­нов­ском Бого­слов­ском инсти­туте или на кате­хи­за­тор­ских кур­сах Отдела рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции Мос­ков­ского Пат­ри­ар­хата. В тече­ние учеб­ного года 6–7 раз все уче­ники вос­крес­ной школы посе­щают бого­слу­же­ния и сов­местно участ­вуют в цер­ков­ных Таинствах.

Ска­зан­ное выше убеж­дает в целе­со­об­раз­но­сти даль­ней­шей раз­ра­ботки кон­цеп­ции семей­ной вос­крес­ной школы и обмена опы­том по орга­ни­за­ции ее работы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *