Для чего детям финансовая грамотность
Консультации и рекомендации для родителей «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»
Бажанова Марина Николаевна
Консультации и рекомендации для родителей «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»
«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным»
Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему всё самое лучшее. Они отдают его на различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но большинство совсем безответственно подходят к такому важному вопросу, как финансовая грамотность. Для того, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родителидолжны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги:
1. Что такое деньги
3. Как ими правильно распоряжаться
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.
Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое.
В период от 5 до 7 лет необходимо ввести ребенку понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются его родители. Перед чадом важно делиться успехами своей карьеры.
Когда ребенок пойдёт в школу, он уже должен уметь совершать покупки. Местом для обучения может послужить школьная столовая, так
как в ней можно наглядно показать, как выглядят деньги, процесс их размена и момент выдачи сдачи.
В период от 7 до 9 лет следует научить покупкам в крупных магазинах. Ребенку необходимо наглядно ввести такое понятие, как «Чек». Надо дать ему денег чуть больше, чем нужно и отправить в магазин за какой-нибудь покупкой, но с условием, чтобы он обязательно принёс чек. Благоприятным исходом будет то, если ребенок принесет товар и правильную сдачу. В итоге сдачу, в качестве вознаграждения, можно отдать ребенку.
На каждом этапе обучения родители обязаны осуществлять контроль. Если ребенок ошибся, то агрессия – это не выход. Напротив, надо помогать, но и делать все за него тоже не стоит, так как у него должна развиться самостоятельность принятия решений.
Объясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляются
Инструкция, которой следует придерживаться, чтобы ребенок понял,что такое деньги:
•для начала детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он внимательно их рассмотрел. Пока он знакомится с ними, необходимо разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупаются товары;
•когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, он поймет, что за вещи надо платить;
•ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить;
•чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чем вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд, вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата;
•никогда не нужно использовать деньги в качестве поощрения. Если так делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипулированием людьми;
•чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка. Не надо сразу бежать в магазин и покупать новую. Пусть он поймёт, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом.
Рекомендации для родителей.
Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.
Возьмите ребенка в банк.
Поговорите с детьми о вложении денег.
Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.
Научите детей зарабатывать деньги.
Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.
Покажите ребенку, как пользоваться кредитной карточкой.
Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.
Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.
Будьте для ребенка примером.
Успехов Вам в процессе формирования финансовой грамотности!
Видео «Финансовая грамотность для дошкольников» «Финансовая грамотность для дошкольников» интервью Разработка и внедрение стратегий финансового образования населения является важным направлением.
Беседа с дошкольниками «Зачем нужна прививка» Беседа с дошкольниками на тему «Зачем нужна прививка» Цель: Дать детям знания о пользе прививок. Задачи: Обучающие: Познакомить с понятиями.
Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность» Проект «Финансовая грамотность» Воспитатель: Калашникова Е. А. Тип проекта: информационно-практико-ориентированный. Вид проекта: долгосрочный.
Конспект консультации для родителей «Зачем нужны игры со словами?» Звук и его ритмическая организация так же,как музыка и движение являются составляющими для создания музыкального образа. Чтобы развить.
Консультация для родителей «Зачем ребенку домашнее животное?» Каждый родитель стремится воспитать своего малыша ласковым, честным и добрым. Именно доброта лежит в основе нравственного воспитания ребенка.
Консультация для воспитателей «Зачем нужна жалобная книга природы» Одним из залогов успешного экологического воспитания дошкольников становится непосредственный контакт и живое общение ребенка с природой.
Консультация и рекомендации для родителей дошкольников «Финансовая грамотность детей» Рано или поздно дети обязательно вырастут и станут взрослыми. И именно сейчас, в раннем возрасте Вам уважаемые родители необходимо дать.
Нужна ли ребенку дошкольного возраста финансовая грамотность?
Татьяна Сергеева
Нужна ли ребенку дошкольного возраста финансовая грамотность?
В нашем современном мире, который стремительно развивается, недостаточно просто уметь зарабатывать деньги. Конечно это нужный навык, но где гарантия что, умея зарабатывать деньги человек будет жить свободной и обеспеченной жизнью, где гарантия что человек будет зарабатывать деньги законным путем. Согласитесь, нужно что то, большее?
И это большее – это развитие таких навыков как бережливость, предприимчивость, умении распределять свои финансы и т. д. В наше время родители стараются не затрагивать с детьми тему денег, так как боятся вырасти человека с понятием что деньги решают все. Но они не задумываются что в итоге вырастает абсолютно безграмотный в финансовых вопросах человек, совершенно беспомощный во взрослой жизни. Он не умеет разумно распоряжаться своими доходами. И в этом же ключе воспитывает своих детей. И что – так до бесконечности?
С какого возраста ребенок может воспринимать элементарные экономические знания? Изучая проблему финансовой грамотности, я убедилась, что именно в дошкольном возрасте можно сформировать у детей наиболее правильное представление о финансовых понятиях и помочь ему стать успешным человеком. Именно в дошкольном возрасте лучше всего воспитывать в детях бережное отношение к вещам, природе и природным ресурсам и естественно к деньгам.
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.
Финансовое воспитание подразумевает под собой не просто разговоры, но и реальные действия. Дети не способны понять все из разговоров. Им нужно прочувствовать все в действии, иначе результата не будет.
В качестве средства формирования основ экономической культуры лучше всего использовать дидактические игры. Когда дети играют они даже не подозревают что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения.
Чтение сказок, заучивание пословиц, воспитывает лучшее моральные качества.
Логические задачи способствуют легкому преодолению пути в познании сложных финансовых явлений.
Что означает для ребенка быть финансово грамотным? Он умеет экономить деньги, понимает, как правильно ставить финансовые цели — как долгосрочные, так и краткосрочные, как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя, как сформировать бюджет и рационально распределить средства, чтобы хватило на все необходимые нужды, как с помощью современных технологий сохранять контроль над своими деньгами. Наконец, он приходит к пониманию того, что он должен стать единственным человеком, принимающим решения о своих деньгах.
Вывод: Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.
Активная форма взаимодействия с родителями. Конспект встречи родительского клуба «Финансовая грамотность — это очень важно!» Тема: Финансовая грамотность – это очень важно! Форма: родительский клуб, встреча. Цель: Заложить основы финансовой грамотности, способствующие.
Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Для чего нужна зарядка» Конспект беседы «Для чего нужна зарядка» Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, коммуникация, физкультура,.
«Почему ребенку нужна игра?» Консультация для родителей детей 5–6 лет Ребенок пятилетнего возраста также нуждается в совместной игре со взрослыми. Дети старшего дошкольного возраста могут играть в путешествия,.
Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Как привить ребенку интерес и любовь к книгам» Консультация для родителей детей дошкольного возраста. Как привить ребенку интерес и любовь к книгам. «Чтение – это окошко, через которое.
Консультация для родителей «Для чего ребенку нужна игра?» В играх у детей развивается личность во всех сферах: познавательной, эмоциональной, социальной, творческой, двигательной и мотивационной.
Краткосрочный проект с детьми среднего дошкольного возраста «Для чего нужна вода?» Краткосрочный проект для детей средней группы. «Для чего нужна вода?» Тип проекта: познавательный. Вид проекта: групповой, творческий. Проблема:.
Квест-игра «Финансовая грамотность детей. Для чего нужны деньги?» для средней группы Непрерывно образовательная деятельность «Формирование элементарных математических представлений» образовательная область познавательное.
Квест-игра «Финансовая школа» II Содержательный блок Развернутый сценарий игры Игра состоит из 4 этапов движения по сюжету. Дети делятся на 5 команд. Каждая команда располагается.
Береги деньги смолоду: как правильно обучить детей финансовой грамотности
Чтобы ваши дети росли самостоятельными и умели стратегически мыслить, им нужно научиться правильно пользоваться таким сложным и нужным ресурсом, как деньги. Дети — ваши наследники, и от них в конечном итоге зависит успех следующих поколений семьи. Моя инструкция поможет выбрать правильные инструменты для гармоничного развития вашего ребенка. Уверен, что и родители откроют много нового и полезного в области семейного бюджета и сбережений.
Игорь Файнман — финансовый консультант, эксперт в области инвестиций и управления частным капиталом, квалифицированный инвестор на российских и мировых финансовых площадках, автор проекта «Файнманомика»
В этом возрасте у ребенка закладываются основные представления о жизни, а это значит, что пора объяснить ему суть такого явления, как деньги. Вместе с ним рассмотрите купюры, покажите их номинал и поясните, что бывают настоящие и фальшивые деньги. Расскажите, почему вы работаете и какую стоимость имеют игрушки. Важно это делать именно в игровой форме и не переусердствовать: все-таки детство должно быть счастливым и беззаботным.
Читаем:
Смотрим:
«Азбука денег тетушки Совы»; «Азбука финансовой грамотности для детей».
Играем:
PandaMoney — копилка-тамагочи на смартфоне. Она поможет развивать у ребенка дисциплину и ответственность за электронного питомца. Это хорошая тренировка перед покупкой кошки или собаки, которую так просят малыши в этом возрасте.
Самое время подарить первую копилку. Это идеальный инструмент для сбережения, доступный в таком возрасте. Ребенок сможет сделать первые шаги в мире финансов, и у него появятся карманные деньги. Это могут быть подарки на день рождения или плата за сверхусилия. Я категорически против того, чтобы платить детям деньги за выполнение повседневных домашних обязанностей или школьные оценки. В итоге это может обернуться шантажом старших, когда ребенок требует плату за вынесенный мусор или помытую посуду. А вот сверхусилия — достижения в спорте или дополнительные успехи в учебе — поощрять нужно.
В этом возрасте необходимо объяснить, почему в магазинах разные цены. Погуляйте с ребенком по магазинам и покажите на примере, что один и тот же товар может стоить по-разному. И обязательно проведите первый урок благотворительности, объяснив свою мотивацию.
Читаем:
Играем:
«Финансовый футбол» — онлайн-игра, дающая знания в области управления финансами.
Очень важный возраст, когда с ребенком нужно поговорить начистоту: объяснить, что такое семейный бюджет и как он строится в вашей семье. Важно объяснить ему разницу между заработной платой и доходом и между обязательными постоянными платежами (например, коммунальными) и переменными расходами (продукты или билеты на самолет). Самое время поговорить об инфляции и рассказать про суть налогов. Книги становятся более серьезными, а игры осознанными.
Читаем:
Играем:
«Мой план» — игра, обучающая планированию и ведению бюджета;
«Монополия» — этой игре, на которой выросло не одно поколение успешных предпринимателей, можно посвятить отдельную статью. Дети обожают играть всей семьей и получают навыки ведения бизнеса и успешного управления личным капиталом. Пусть пока и в игровой форме.
Самое время открыть первую детскую банковскую карту. Подросток освоит безналичные деньги, поймет, что такое cashback, а родителям будет удобно контролировать его расходы, которые, как правило, растут в таком возрасте. Именно в эти годы важно донести ценность образования и уберечь от сиюминутных, эмоциональных покупок. Многим взрослым этот навык тоже не помешает.
Читаем:
Играем:
Пришло время репетиции взрослой жизни. Подросток должен пройти первое собеседование и устроиться на работу. Это может быть временный вариант на лето или помощь вашему приятелю в офисе компании. Необходимо объяснить суть договорных отношений и предупредить о существовании финансовых мошенников и пирамид. Будут полезны и экскурсы в новейшую российскую историю: от МММ до «Кешбери».
Важно, чтобы подросток начал вести личный финансовый план. Горизонт планирования можно выбрать не длинный (до года), главное — привить навык планирования и достижения финансовых целей. Таким образом вы поможете ребенку добиться успеха в жизни и повысите шансы на свою безбедную старость.
Читаем:
Все материалы нашего проекта доступны в Яндекс.Дзене. Подпишитесь, чтобы быть в курсе
Как научить ребёнка финансовой грамотности
Подробная инструкция: как и чему учить детей, чтобы они жили в достатке
Нельзя утверждать, что знания в области экономики помогают стать богаче. Однако те, кто лучше справляется с тестами финансовой грамотности, меньше переплачивают по кредитам. Родители не могут застраховать ребёнка от ошибок и необдуманных трат, но рассказать о страховании и научить считать деньги — посильная задача.
Как и чему учить школьника, чтобы он вырос разумным потребителем или успешным предпринимателем, рассказываем в статье.
Что такое финансовая грамотность
Эксперты ОЭСР — Организации экономического сотрудничества и развития — понимают финансовую грамотность как совокупность знаний, поведения и установок по отношению к покупкам, займам, инвестированию и прочему. Грамотный человек знаком с такими понятиями, как процентная ставка по кредиту, тело долга, сложный процент, инфляция, стоимость денег, диверсификация риска. Он умеет планировать бюджет, экономить, сравнивать товары и услуги, пользоваться финансовыми инструментами. Важное отличие финансово грамотного гражданина — отношение к доходам и расходам, готовность отвечать за свои решения, стремление осваивать более эффективные потребительские стратегии.
Как выбрать материалы и чем заниматься с ребёнком дома
Дошколята
Дети от 3 до 7 лет понимают, что деньги помогают удовлетворить многие потребности. Однако откуда берутся деньги и на что их приходится тратить, дети узнают постепенно. К школьному возрасту полезно рассказать ребёнку о появлении денег вообще и в вашей жизни в частности. В этом помогут книги «Финансовая грамотность в сказках. История монетки» Елены Ульевой и «Волшебный банкомат» Татьяны Поповой и Анастасии Булавкиной.
Читать с ребёнком про деньги нужно не торопясь, обсуждая ситуации и примеры из жизни, разглядывая реальные деньги.
Если в семье сохранились купюры и монеты советского периода, времён Российской империи или наличные из заграничных поездок, стоит показать их ребёнку.
Чтобы научить дошкольников сравнивать цены на товары, многие родители выдают им карманные деньги каждую неделю. Если вы готовы учить ребёнка на практике, решите, сколько денег и на каких условиях готовы выделять. Имейте в виду, что психологи не советуют наказывать ребёнка невыдачей карманных денег за проступки. Однако разумные ограничения необходимы: например, запрет покупать спички, сладости, на которые у ребёнка аллергия, или делать ставки.
Иногда у детей возникает идея заработать собственные деньги, например, продавать печенье или домашний лимонад. Возможно, до открытия бизнеса дело не дойдёт, но обсудить бизнес-план с дошкольником — отличная идея. Скорее всего для ребёнка станет открытием факт, что выручка и доход не одно и то же, а муку или лимоны нужно сначала на что-то купить.
Находите повод для разговора о деньгах в житейских ситуациях: поход в магазин, просьбы купить игрушку, назойливые звонки с предложением кредита из банка, выбор тарифа у оператора сотовой связи. Также можно смотреть цикл мультфильмов «Уроки финансовой грамотности» со Смешариками. Вы лучше других знаете своего ребёнка и можете найти подходящие слова, чтобы доступно объяснить сложные вещи из мультиков и повседневной жизни.
Ученики 1–4 классов
Если для дошколят карманные деньги являются приятной привилегией, то для младших школьников — потребностью. Многие ребята самостоятельно добираются до школы, покупают еду и канцелярские принадлежности, поэтому получают деньги на необходимые покупки. Чтобы младшеклассник учился планировать бюджет и понимал цену денег, ему нужно оставлять фиксированную сумму для свободных трат.
Карманные деньги станут инструментом для прокачки финансовой грамотности, если вы будете обсуждать с ребёнком принятие решений.
На взрослый взгляд детские желания часто кажутся глупыми и бессмысленными, однако важно позволять ребёнку самостоятельно выбирать товары. Лучше в школьном возрасте купить задёшево некачественную вещь и огорчиться, когда она придёт в негодность, чем получить этот опыт будучи взрослым.
Материал для обсуждения с ребёнком вы найдёте в книгах Джерри Бейли и Фелиции Ло: «Твои деньги», «Они работают с деньгами», «Богатые и бедные». Авторы и иллюстраторы наглядно показывают, где можно заработать, что такое налоги, как формируется пенсия, откуда берётся разрыв между богатством и бедностью и многие другие важные понятия. Эти книги ребёнок может читать сам, однако взрослым они тоже будут интересны.
Школьники не всегда охотно прислушиваются к советам родителей. Чтобы научить ребёнка копить деньги и планировать бюджет, стоит использовать специальные пособия, например, «Обращайся с деньгами “по-взрослому”. Финансовая грамотность для детей от мобайликов» и «Обращайся с деньгами по-взрослому. Мой первый финансовый дневник» Алексея Гридина. Книга легко читается, а дневник содержит загадки, вопросы и задания для развития представлений о финансах и навыков ведения бюджета.
Ученики 5–8 классов
В 2015 году Минфин РФ совместно со Всемирным банком разработал образовательный проект для повышения финансовой грамотности школьников. В этом проекте перечислены девять компонентов финансовой компетентности для подростков:
Трудно найти школу или образовательную программу, которая охватывала бы все перечисленные темы. Редкий взрослый способен разобраться в вопросах инвестирования и страхования финансовых рисков. Однако этот перечень будет полезен в качестве ориентира: с чего начать повышение финансовой грамотности и в каком направлении двигаться.
Отличным поводом поговорить о финансах со школьником станет прохождение онлайн-теста на тему денег. Например, на сайте проекта «Дружи с финансами» вы найдёте вопросы по всем девяти аспектам компетентности. Проходите тесты вместе, обсуждайте понятия и способы расчёта показателей.
Там же вы найдёте статьи, видео, комиксы, советы для родителей и обзоры обучающих настольных игр. Старшеклассникам будет интересно изучать материалы сайта самостоятельно. Подросткам помладше видеоролики и тексты могут показаться скучными, поэтому родителям лучше исследовать сайт вместе со школьниками.
Не бойтесь загрузить ребёнка слишком сложной информацией. Делитесь с ним своими размышлениями о покупках, заработке и кредитах — это естественный и безопасный способ познакомиться с миром финансов.
Если вы планируете приобрести машину, предложите ребёнку вместе подобрать вариант автомобиля и автокредита с учётом требований и имеющихся средств. Обсуждайте свой выбор, задавайте вопросы и объясняйте, чем одно предложение банка выгоднее другого, что такое трейд-ин и как связаны «лошади» и расход бензина.
При поломке блендера можно привлечь ребёнка к выбору нового прибора, а в супермаркете попросить сравнивать цену на продукты разных производителей с учётом веса или объёма упаковки. Такое обучение на практике должно проходить легко, без назиданий. Важно не превращать поход в магазин в урок арифметики. Если трудно перевести рубли в граммы, пусть считает на калькуляторе. Главное — чтобы ход мысли был правильным.
Чем старше ребёнок, тем больше карманных денег ему обычно доверяют родители. Однако можно пойти ещё дальше и позволить ребёнку взять ответственность за часть существенных расходов: покупать не только гаджеты, лакомства и развлечения, но также одежду и обувь. Вы по-прежнему ограничиваете бюджет на эти покупки, но ответственность за процесс и результат вполне можно переложить на подростка.
Ученики 9–11 классов
Старшеклассники могут самостоятельно смотреть документальное и художественное кино. Например, фильм «Восхождение денег: финансовая история мира» снят по книге профессора Нила Фергюсона, а «Капитал в XXI веке» объясняет природу социального неравенства.
Помимо онлайн-тестов по финграмотности для учеников 7–11 классов проводят олимпиады по предпринимательству и экономике: например, «Ломоносов», Плехановская олимпиада школьников, «Высшая проба».
Некоторые выпускники запускают стартапы, копят на крупные покупки или начинают осваивать диджитал-профессии. Избежать ошибок, правильно распорядиться деньгами и заработать первый миллион им помогут книги: «Самый богатый человек в Вавилоне» Джорджа Клейсона, «Мани, или Азбука денег» Бодо Шефера и
«Краткая история денег. Откуда они взялись? Как работают? Как изменятся в будущем» Андрея Остальского.
Как учить детей, если у вас не хватает знаний
Измерьте уровень своей финграмотности
Одни люди считают себя финансовыми гениями, другие ощущают небольшую или значительную нехватку знаний. При этом уровни фактической и кажущейся осведомлённости порой отличаются. Получить примерную оценку своей финансовой грамотности довольно легко.
С 2009 года Национальное бюро экономических исследований США использует «большую пятёрку» вопросов для оценки финансовой грамотности граждан. Аналогичные экспресс-диагностики на русском языке можно найти в сети.
Учитесь вместе с ребёнком и развивайтесь сами
Финансовая грамотность — это знания, умение их применять и отношение к деньгам. Получить знания и натренировать навыки можно в интернете и дома. Сформировать здоровое отношение к финансам, богатству и заработку сложнее, потому что собственные убеждения по отношению к деньгам увидеть непросто. Мы не осознаём свои установки, однако они влияют на благосостояние.
Если человек верит, что деньги должны доставаться с трудом, он обречён тяжело работать за зарплату. В то же время некоторые получают сотни тысяч рублей, показывая свою жизнь или распаковывая киндер-сюрпризы в ютьюбе. Чтобы избавить детей от вредных убеждений, которые помешают им стать богатыми и успешными, нужно начать с себя.
Финансовая грамотность похожа на эмоциональный интеллект: ребёнку гораздо легче научиться владеть своими эмоциями или жить в достатке, если это уже умеют в его семье.
Приобретать знания и развивать умения необходимо, но не достаточно: нужно выявлять вредные убеждения и менять их на полезные установки. Такую работу легче всего делать на курсах развития денежного мышления и психологии денег.
Советы о том, как помочь ребёнку разобраться в финансах, вы найдёте в литературе для родителей. В книге «Как превратить своего ребёнка в финансового гения» американка Бет Коблайнер даёт рекомендации родителям малышей, школьников и студентов. Читателям с любым уровнем доходов будет полезно узнать 14 правил разговора о деньгах или как распознавать маркетинговые уловки.
Сингапурские авторы-предприниматели дают рекомендации в книге «Дети и деньги. Книга для родителей из страны, в которой научились эффективно управлять финансами». Адам Хо и Кеон Чи излагают основы финансовой грамотности на конкретных примерах и предлагают тесты для самопроверки по каждой теме.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter