Для чего добывали китовый жир
Для чего нужен китовый жир? Свойства и области применения
Охотой на китов человек занимается веками. Одной из причин является их жир. Он находит применение в различных сферах деятельности человека, а главное, обладает витаминами и важными микроэлементами. Для чего нужен китовый жир? Как его добывают?
Китобойный промысел
Киты – это млекопитающие, обитающие в воде. Их размеры огромны. Средняя длина тела составляет 25 метров, а весить животные могут вплоть до 150 тонн. Для примера, вымершие мамонты весили всего 15 тонн.
Такие крупные животные не могли не привлекать людей. По мнению историков, охота на китов существовала уже четыре тысячи лет назад. Тогда их было довольно много, гораздо меньше, чем охотников. За тысячелетия ситуация сильно поменялась, и сейчас во многих странах вводят строгие запреты на истребление теперь уже вымирающих видов китов.
Добыча животных регулируется с 1931 года. Однако китобойный промысел до сих пор пользуется популярностью, в особенности у таких стран, как Япония, Норвегия, Исландия, США, Гренландия, Канада и Россия.
Поначалу высоко ценилось мясо китов, но затем человек научился использовать все части животных. Их печень богата витамином А, мозги и железы являются источником гормонов, например инсулина и адренокортикотропного гормона. Используют также кровь, китовый жир, кожу, китовый ус, в парфюмерии иногда применяется амбре. А из костей этих млекопитающих раньше делали стропила для жилищ, их перетирали в муку для удобрения почв.
Китовый жир
Среди всех продуктов, полученных от китов, наиболее широкое применение находит именно жир. Он находится под слоем кожи животных в довольно больших количествах. Киты обитают в крайне холодных водах, поэтому жир необходим им, чтобы не замерзать. Он также обеспечивает им плавучесть и спасает во время длительных миграций – в отсутствии еды животные живут за счет подкожных запасов.
В Средневековье жидкий китовый жир, как и жир других морских животных, назывался ворвань. Его изготавливали из сала млекопитающих при помощи выплавки. Полученное вещество имело неприятный запах и желтоватый оттенок.
У представителей самого крупного вида, синего кита, жировая прослойка может достигать 30 сантиметров в толщину. Подкожный жир у них обычно составляет 25-30 % от массы тела (около 30 тонн), у отдельных особей он доходит и до 50 %. Кроме подкожного слоя, он содержится в мясе и других тканях и даже в костях. Для получения ворвани вываривались все эти части.
Добыча и применение китового жира
Способов обработки жира не так уж и много. Наиболее древним из них является вываривание. Куски мяса и китового жира прямо на корабле закидывали в печи, а полученную жидкость разливали по бочкам. В Средние века ворвань получали также вытопкой на солнце и называли её «сыротопом».
Для чего использовали китовый жир? Из него изготавливали мыло, применяли в качестве смазочных материалов и для производства джута. Со временем жиром стали заправлять лампы и фонари, использовали его как топливо для техники. В Японии ворвань служила хорошим инсектицидом, отпугивающим саранчу.
Как добывают китовый жир сейчас? С XX века для добычи жира используют гидрогенизацию. При таком способе обработки он становится твердым и абсолютно без запаха. Это позволило использовать его для изготовления масел и маргаринов. Сейчас китовый жир применяют в основном в косметической и фармацевтической промышленности. А жители северных регионов употребляют его в пищу.
Состав
Китовый жир – источник ценных веществ, необходимых для хорошего самочувствия человека. Он содержит витамин А, который стимулирует иммунную систему и обладает антиоксидантными свойствами. Жир из китовой печени богат витамином D. Он участвует в обменных процессах организма, отвечает за выработку некоторых гормонов и рост клеток.
Однако существуют вещества, которые, в отличие от витаминов А и D, нельзя получить из других продуктов. Основную ценность представляют жирные кислоты. Так, подкожный слой кита содержит лариновую, олиновую, пальмитовую, арахиновую и другие кислоты.
Важнейшими веществами являются полиненасыщенные кислоты. Их в жире кита содержится от 30 до 40 %. Тело человека не вырабатывает их само, поэтому мы вынуждены пополнять их запас извне. Они регулируют ряд функций организма, например работу сердечно-сосудистой системы, накопление холестерина и т. д.
Полезные свойства
Итак, было много сказано о составе продукта. Но зачем китовый жир все-таки нужен? Полиненасыщенные кислоты, находящиеся в нем, это не что иное, как Омега-3. Они способствуют хорошей памяти и зрению, отвечают за снижение кровяного давления и препятствуют образованию тромбов в сосудах.
Китовый жир помогает предотвратить радикулит, остеохондроз, астму, диабет и артриты. Он положительно влияет на ткани организма, укрепляя их. Китовый жир ускоряет обмен веществ, предотвращает онкологические заболевания и повышает иммунитет.
Продукт воздействует на организм целостно, омолаживая его и придавая человеку больше сил и энергии. Он помогает выйти из депрессии. В косметологии жир используется для увлажнения кожи, чтобы придать ей упругость и эластичность. Положительно он действует на ногти и волосы, делая их прочными. В фармацевтике данный компонент находит применение как средство от ожогов, смягчая ткани и способствуя их заживлению.
Жир китов при похудении
Как ни странно, при помощи жира можно похудеть. Это не значит, что стоит принимать его пачками, продолжая прежний образ жизни. Сам по себе он является достаточно калорийным, и, принимая его пачками, можно сделать только хуже.
Секрет скорее в том, что китовый жир необходим, когда человек активно худеет. Он поставляет в организм все необходимые вещества и при разумной диете и занятиями спортом способствует набору мышечной массы.
Во время похудения организм приспосабливается к новому режиму, а значит, испытывает стресс. Китовый жир минимизирует стресс, способствуя плавному переходу. Продукт нормализирует все важные процессы в организме. Он помогает правильно усваиваться полезным веществам, которые мы получаем с пищей, а токсины, наоборот, выводит.
Истребление китов
Несмотря на огромную пользу, которую люди получают даже от одного кита, самим животным приходится несладко. Тысячелетия назад человек использовал только млекопитающих, выбросившихся на берег. Со временем ловля китов приобрела такие масштабы, что некоторые виды животных рискуют навсегда исчезнуть.
К вымирающим видам относится финвал, синий, гренландский, северный гладкий киты. Чтобы предотвратить печальный исход, регулярно вводятся запреты на охоту. Ценность животных от этого не уменьшилась, такие страны как Норвегия, Исландия и Япония регулярно нарушают моратории.
Многие фармацевтические и косметологические компании поддерживают запреты и изготавливают синтетические кислоты, которые ничем не отличаются от тех, что находятся в китовом жире. Их эффект такой же, но животные при этом не страдают.
Жира и зрелищ
История взаимодействия людей и китов очень долгая, и, к сожалению, она совсем не про дружбу, помощь и соседство по планете. Охотиться на китов начали ещё до нашей эры, но в новую историю этот промысел встал на коммерческие рельсы и чуть не привёл к уничтожению китообразных.
Начавшись с торговли жиром и мясом, китовый бизнес пришёл к продаже животных для развлекательных шоу. Россия в этом десятилетии — крупнейший поставщик морских млекопитающих в другие страны, несмотря на то, что большинство стран отказались от этой практики.
Как зародился промысел
Первые свидетельства охоты на китов как промысла относятся к VIII веку нашей эры. Норвежцы первыми стали добывать китов в коммерческих целях. Китобои преследовали свою добычу на небольших парусных судах и поражали гарпунами с гребных шлюпок. В Японии китобойный промысел зародился в конце XVI века. Там китов добывали с помощью сетей и небольших флотилий.
Охота на китов в этих странах укоренилась на уровне традиций и стала для её жителей частью национальной самоидентификации.
Ранние китобои добывали, скорее всего, гладких и гренландских китов, так как они медленно плавают и не тонут после смерти из-за большого количества жира в их теле. Но кораблестроение развивалось, что позволило китобоям охотиться и на другие виды.
Марка из Новой Зеландии с китобоями
В XIV—XVI века китобойный промысел приобрёл популярность по всей Северной Европе, со временем распространившись и на Северную Америку. Тогда же появились первые последствия бесконтрольного промысла: популяция серого кита, существовавшая в Северной Атлантике, была почти полностью выбита.
В первой половине XIX века китов начали добывать в Южной Африке и на Сейшельских островах. К этому времени китобои Арктики проникли далеко в ледяные воды Гренландии. Тогда же промысел гладких китов начался в районе Новой Зеландии и Австралии, а с 1840 года — в северной части Тихого океана, в Беринговом и Чукотском морях и море Бофорта.
Жир — старая нефть
В XVIII—XIX веках на китов охотились в основном не ради мяса, ради которого их продолжают добывать до сих пор. У него достаточно специфический вкус и запах, поэтому мясо китов входит в постоянный рацион северных народов, которым было тяжело заниматься сельским хозяйством. Для других стран — Японии, Норвегии и Дании — китовое мясо скорее деликатес.
Китобойный корабль
Гораздо больше китобоев тогда интересовал китовый жир, или, как его называли, ворвань. До появления керосина жир использовали для осветительных ламп. Он горел чище и ярче, чем любое другое топливо на основе жира, поэтому очень высоко ценился. Богатство китобоев давало им политическую власть, добыча влияла на экономику и промышленность мировых держав.
Опасный промысел и обычаи команд китобойных судов стали в те времена легендарными. В общественном сознании киты тогда представлялись гигантскими, разрушающими корабли чудовищами, а моряки, которые охотились на них, считались героями. О смелых китобоях слагали песни и стихи, а мальчики мечтали попасть на работу на китобойное судно.
Старые бочки из-под китового жира
Начало промышленного производства керосина в 1850-е годы поставило под угрозу бизнес китобоев, которые были «нефтяными магнатами» того времени. Они пытались доказать, в том числе оплачивая публикации в прессе, что керосин опасен для использования в быту, но мир стремительно менялся. Керосин оказался гораздо дешевле в производстве, а китов оставалось совсем мало из-за бесконтрольного промысла, морякам приходилось всё дальше уходить в моря и океаны.
Корсеты и духи
Хотя китовый жир больше не был нужен для освещения, китов ещё почти век добывали в промышленных масштабах. И ради жира в том числе. С его помощью обрабатывали кожу во время выделки, использовали как смазочное вещество в механизмах паровых машин и станков, а позже — для изготовления мыла. Но тут жиру пришли на смену синтетические аналоги.
В XX веке ворвань нашла место в пищевой промышленности и косметической промышленности — из неё делали маргарин и глицерин. В парфюмерной промышленности высоко ценилась амбра — вещество, которое образуется в пищеварительном тракте китов. Амбру широко использовали в качестве фиксатора запахов в парфюмерии, но вскоре и от неё отказались, найдя синтетическую замену.
Амбра
Китовый ус — свисающие с нёба роговые пластины, с помощью которых кит отсеивает планктон — использовали при изготовлении париков, корсетов, удочек, зонтиков и игрушек, а в южных широтах и в качестве кровли. Но для китобоев это был побочный продукт, который не приносил много прибыли. Ради добычи китового уса никто не стал снаряжать корабли в далёкие плавания. Впоследствии китовый ус заменили на пластиковые пластины.
А китов всё меньше
Китобойный промысел стал приходить в упадок ещё до изобретения керосина. Сначала это произошло в Северной Атлантике в конце XVIII века, а в Северной Пацифике — в середине XIX века. На некоторое время это сделало китовый жир дороже. Но и после появления керосиновых ламп китов продолжали добывать.
Ситуация стала ещё хуже после 1868 года, когда норвежец Свенд Фойн изобрёл гарпунную пушку, а на смену парусным судам пришли пароходы. Теперь можно было преследовать даже быстроходных китов-полосатиков. К концу XIX века популяции гренландских и гладких китов были почти полностью истреблены.
Гарпунная пушка
В начале XX века основным районом добычи китов стала Антарктика. В 1925 году там появилась первая плавучая база, на которой стали разделывать китов, поэтому необходимость перевозить туши к берегу отпала.
Норвегия и Великобритания оставались лидерами китобойной индустрии до середины XX века. Голландия и США тоже активно участвовали в промысле. Но после Второй мировой войны прекратили добычу китов, и первые места заняли Япония и СССР, хотя прибрежный промысел продолжался ещё во многих странах.
Остановить охоту
В 1946 году в Вашингтоне была подписана Международная конвенция о регулировании китобойного промысла для сохранения популяций китов и «упорядоченного развития китобойного промысла». В соответствии с конвенцией создали Международную китобойную комиссию (МКК). Она отслеживает и регулирует китобойный промысел в мире. Комиссия также координирует и иногда финансирует работы по сохранению многих видов китообразных. Сейчас конвенцию подписали 88 стран.
Подписание Международной конвенции о регулировании китобойного промысла. Источник: IWC
С 1985 года коммерческая охота на китов для стран, подписавших конвенцию, находится под мораторием. Рассмотрения этого моратория добился Гринпис. Первые кампании против коммерческой охоты на китов Гринпис начал проводить ещё в 1970-е — практически с момента основания организации. Позже, в 1994 году, зону антарктических морей объявили заповедником для китов.
Хотя Норвегия подписала конвенцию, она заявляет возражение против моратория 1985 года и продолжает коммерческую добычу китов. Россия тоже зарегистрировала возражение против решения о моратории, но сейчас не ведёт коммерческий китобойный промысел, хотя СССР вёл его в 1985-1986 годах.
Охота на китов в научных целях не регулируется МКК, но комиссия требует предоставлять все данные научных исследований, ради которых животных убивали или отлавливали.
Япония тоже изначально не согласилась с мораторием МКК на коммерческий китобойный промысел. Но в 1987 году отозвала его, сообщив, что прекращает коммерческий промысел и ограничится добычей китов для научных целей. В последующие годы японцев неоднократно уличали в том, что под видом охоты в научных целях они ведут коммерческий промысел, в частности, в районе Антарктиды. Гринпис неоднократно разоблачал японских китобоев. В 2019 году страна официально покинула комиссию и продолжила коммерческую охоту на китов, ограничив ее своей экономической зоной.
Акция Гринпис у японского китобойного судна, выходящего из порта. Надпись: “Охота на китов нелегальна”. Фото: Yuzuru Oshihara/ © Гринпис
После запрета коммерческого китобойного промысла численность некоторых видов китов начала восстанавливаться. Но некоторые виды всё ещё считаются очень редкими: численность гренландских китов Охотского моря и различных частей восточной Арктики, серых китов в северо-западной части Тихого океана и синих китов во многих районах до сих пор исчисляется сотнями. И хотя на них больше не охотятся, как раньше, популяции восстанавливаются крайне медленно. Киты гибнут от других антропогенных факторов, в том числе из-за рыболовецких сетей и пластикового мусора в океане.
В российских территориальных водах встречается 32 вида китов, из которых 18 внесены в Красную книгу России и Красный список Международного союза охраны природы.
Рацион и культура
Международная китобойная комиссия выделяет отдельный вид промысла — аборигенный. Он разрешён для коренного населения Чукотки (Россия), Гренландии (Дания), Аляски (США) и Сент-Винсента и Гренадин.
Комиссия регулирует этот вид промысла, устанавливая многолетние квоты — это лимит вылова каждого вида китов для конкретного района, выделенного МКК. Эти квоты должны покрыть потребности коренных общин в китовом мясе. Так, например, жителям Чукотки позволено ловить даже краснокнижных серых китов.
Охота на китов на Чукотке в 2011 году
В 2021 в Рыбохозяйственный совет поступили заявки на добычу 152 китов, но лимит установлен на 135 животных в год. Сейчас между общинами распределены разрешения на добычу 133 млекопитающих.
Новый бизнес на китах
Хотя в России почти не убивают китообразных ради мяса (кроме коренных народов), страна стала монополистом в другом бизнесе, построенном на китах, отлавливая и продавая морских животных для шоу-бизнеса.
Дельфинов, косаток, белух и морских котиков можно встретить во многих дельфинариях. Дело в том, что в законе есть лазейка: ловить можно в учебных и культурно-просветительских и целях по специальным разрешениям. Поэтому Россия входит в число трёх стран в мире, где до сих пор фактически ловят морских млекопитающих для индустрии развлечений. Пока это также не запрещено на Кубе и в Японии. Кроме того, дельфинарии запрещены в 26 странах мира, но не в России.
Белухи в дельфинарии
Животные из России очень популярны в китайских океанариумах и дельфинариях. За них готовы платить сотни тысяч, а иногда — миллионы долларов, в зависимости от особи.
По данным таможенной базы d-inform, с 2012 по 2020 год из России вывезли 699 морских млекопитающих — китов, дельфинов, морских свиней, ломантинов, моржей, дюгоней, морских львов, тюленей. Из них 83% — в Китай. Китай остаётся лидером среди стран-импортёров морских млекопитающих и единственным импортёром косаток.
С 2012 по 2018 год Россия была крупнейшим мировым поставщиком морских млекопитающих на внешний рынок, пока отловщики не забрали из Охотского моря рекордное количество животных — 11 косаток и 90 белух. Они стали узниками так называемой «китовой тюрьмы» в Приморье.
Косатка в океанариуме
Гринпис привлёк внимание общественности и вместе с коалицией «За свободу косаток и белух» развернул кампанию по спасению животных. Миллионы людей — общественные и экологические организации, активисты, учёные, актёры, музыканты и блогеры со всего мира — вступились за незаконно выловленных и содержавшихся в тесных вольерах животных. Благодаря этому киты в итоге оказались на свободе.
Весной этого года на рассмотрение в Госдуму внесли законопроект, который должен запретить вылов китообразных в учебных и культурно-просветительских целях. Но у него много противников: отловщики не хотят отказываться от прибыльного бизнеса.
Российское отделение Гринпис привлекает внимание общественности и властей к проблеме вылова морских млекопитающих, сотрудничает со специалистами: биологами, экологами, учредителями центров для реабилитации морских животных и авторами законопроекта, указывает на преступления и несправедливости.
Поддержите нас, чтобы мы могли продолжить нашу работу, и добьёмся запрета на вылов китов вместе!
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Продолжаем изучать предпочтения читателей моего блога на примере мартовского стола заказов. Вот что пишет там rivetina :
«Ура, я дождалась! Хотелось бы узнать побольше про историю морского китобойного промысла. «
Ну конечно можно, давайте узнаем как это было.
Наскальные рисунки с изображением охоты на китов были найдены в норвежских поселениях, датируемых возрастом в 4000 лет, а среди мусора на стоянках аляскинских эскимосов возрастом 3500 лет были обнаружены останки китов. Возможно, конечно, что в те времена на китов не охотились так активно, а лишь добивали попавших на мелководье. Однако, учитывая предполагаемую численность китов в полярных водах после потепления, последовавшего за плейстоценом, было бы странно если бы древние охотники не использовали этот ресурс.
Ранние свидетельства о регулярном китобойном промысле в Европе приходят от норвежцев из Скандинавии около 800-1000 годов н.э. Также одними из первых китобоев были баскские мореходы; в 12 столетии китобойный промысел велся в Бискайском заливе. Скорее всего ранние китобои добывали в основном гладких и гренландских китов, так как они медленно плавают и не тонут после смерти из-за высокого содержания жира. Популяция серого кита, существовавшая ранее в Северной Атлантике, была полностью выбита к началу 18 столетия.
Китобойный барк «Charles F. Morgan»
Первый массовый промысел китов относится к началу 17 столетия на юго-западе Европы, в районе Бискайского залива, где китобои-баски охотились на бискайского кита. Это был период великих географических открытий, расцвет мореходства и первоначального накопления капитала. За 120 лет 17-го и начала 18-го столетий в районе Бискайского залива было добыто порядка *200 тысяч китов. Бискайский кит, как подвид | гладкого кита, был полностью уничтожен.
Третий массовый промысел китов начался с середины 40-х годов 19-го столетия на гренландского кита в районе Чукотского моря. Промысел вели в основном американские китобои. За короткое время этот вид китов в Чукотском море был полностью истреблен. Характерно отметить, что на американском рынке 1 фунт китового уса (основной вид продукции того времени) оценивался в 4 доллара, а средний выход китового уса составлял л 1,5 тыс. фунтов и 50 бочек жира, общей стоимостью 8,5 тыс. долларов.
Четвертым районом промысла китов стала южная часть Атлантического океана. Здесь за 15 лет XIX столетия американскими и английскими китобоями было добыто свыше 300 тыс. южных китов.
До середины 19-го столетия китобои охотились только за гладкими китами и кашалотами, т.е. за китами, которые не тонут после убоя. В 1867 году норвежец Свенд Фойн изобрел гарпунную пушку и применил компрессор для накачивания воздухом туш убитых китов. С этого началась новая эра в китобойном промысле.
Из Бискайского залива китобойный промысел распространился на север вдоль побережья Европы и дальше в Гренландию. В следующем столетии датчане, а затем британцы начали промысел в водах Арктики. В 17 веке китобойный промысел также начался на восточном побережье Северной Америки.
Все это время китобои использовали небольшие парусные суда и поражали свою добычу гарпунами с гребных шлюпок. Затем киты буксировались к берегу или кромке льда либо разделывались прямо в море. В то же время китобойный промысел в Японии, зародившийся около 1600 года, проводился с помощью сетей и флотилий небольших шлюпок.
По мере улучшения конструкции судов китобои стали охотиться и на другие виды, особенно на кашалотов. В 18 и 19 столетиях китобои Новой Англии (США), Британии и Голландии двигались сначала в южную часть Атлантического океана, а затем поворачивали на запад и шли в Тихий океан вокруг мыса Горн, либо поворачивали на восток и шли в Индийский океан вокруг мыса Доброй Надежды. В первой половине 19 века китобойный промысел начался в Южной Африке и на Сейшельских островах. К этому времени китобои Арктики проникли далеко в ледяные воды Гренландии, в Дэвисов пролив и к Шпицбергену, где они добывали гренландских и гладких китов и, позже, горбачей. Промысел гладких китов также начался в высоких широтах южной части Тихого океана, в районе Новой Зеландии и Австралии, а с 1840 года – в северной части Тихого океана, в Беринговом и Чукотском морях и море Бофорта.
Перепромысел привел к упадку китобойного промысла в Северной Атлантике в конце 18 века, а в Северной Пацифике в середине 19 века. Промысел кашалотов процветал приблизительно до 1850 года, но после этого быстро пришел в упадок. Ситуация еще более ухудшилась после 1868 года, когда норвежец Свенд Фойн изобрел гарпунную пушку, а парусные суда сменились пароходами.
Оба этих нововведения подписали приговор оставшимся крупным китам, ведь на пароходах теперь можно было преследовать даже быстроходных полосатиков. К концу 19 века популяции гренландских и гладких китов были почти полностью истреблены. Британский арктический китобойный промысел прекратил свое существование в 1912 году.
Пионерами нового промысла стали норвежцы. Еще в 1841 году мореплаватель Джеймс Кларк Росс установил, что антарктические воды изобилуют китами. Но только в 1893 году китобои начали там промысел. Антарктика стала пятым районом промысла китов. В 1904 году в бухте Гритвинен на о. Южная Георгия норвежец Ларсен организовал первую в Антарктиде береговую станцию по переработке китов. Карл Антон Ларсен вписал свое имя в историю китобойного промысла и исследования Антарктики. Он совершил несколько рейсов в Антарктику, в том числе на китобойном судне «Антарктик» доставил в Антарктику экспедицию Отто Норденшельда.
В 1905 году другой норвежец X. Кристенсен снарядил на юг первый плавучий завод «Адмирален» с двумя китобойными судами. 1905 год надо считать началом пелагического промысла в Антарктике. Он получил широкое развитие.
В 1912 году только Норвегия имела в Антарктике 37 плавучих заводов и 27 береговых баз и получала 500 тыс. баррелей жира, который широко использовался в производстве нитроглицерина для военных нужд.
В 1924 году был изобретен слип для вытаскивания убитых китов на палубу плавучих баз. Китобойные флотилии теперь не были привязаны к берегу, и китобойный промысел распространился на все воды Антарктики и на все виды китов.
В 1925 году в Антарктике начала работу первая современная плавбаза, в связи с чем пропала необходимость разделывать китов на берегу. В результате антарктический китобойный промысел стал быстро развиваться, и в 1937-38 годах добывалось уже около 46000 китов за сезон. Это продолжалось до тех пор, пока и эти популяции не были выбиты до того уровня, когда промысел стал нерентабельным. Самый крупный и, соответственно, наиболее коммерчески ценный из полосатиков синий кит преобладал среди добытых животных в 1930-х годах, но его численность резко упала к началу 1950-х, и в 1965 году его промысел был полностью запрещен. По мере падения численности внимание китобоев переключалось на следующего по размеру полосатика, и так далее.
Подготовка кашалота к разделке
За норвежцами в воды Антарктики устремились китобои Англии, затем США, Дании, Германии и Японии. Началось хищническое, ничем не ограниченное истребление китовых стад. Так в сезон 1930-1931 годов в Антарктике было добыто 40,2 тыс. китов и выработано свыше 3,6 млн. баррелей жира.
Возникло перепроизводство китового жира, и остро встал вопрос об ограничении промысла. 24 сентября 1931 года в Женеве была подписана представителями 26 государств 1-я Международная конвенция по регулированию китобойного промысла в Антарктике. Стали устанавливаться квоты на добычу китов. Так, на 1933 год была установлена квота 17 074 условных (голубых) китов. Условный (голубой) кит = 2 финвалам = 2,5 горбатым китам = 6 сейвалам. Начиная с 1955 года, промысловый сезон в Антарктике был ограничен с 1 декабря по 15 марта.
Кашалотов добывали и после падения их численности в 1850-х годах, однако до 1948 года ежегодно добывалось около 5000 животных. После этого объемы добычи резко возросли до 20000 в год, преимущественно в северной части Тихого океана и в Южном полушарии, пока 1985 году вид не был взят под охрану.
До середины 20 века лидерами китобойной индустрии были Норвегия и Великобритания, за которыми шли Голландия и США, также принимавшие активное участие в промысле. Однако после Второй Мировой Войны эти страны прекратили пелагический промысел, и им на смену пришли Япония и Советский Союз, хотя прибрежный промысел продолжался еще во многих странах. Данные по добыче китов, которые Советский Союз предоставлял в Международную Китобойную Комиссию, полностью фальсифицировались, и лишь недавно были официально опубликованы фактические данные по советскому китобойному промыслу.
Российский китобойный промысел
В водах русского Дальнего Востока китобойный промысел на гладких и серых китов зародился еще в древность у населения Чукотки и Камчатки по, некоторым исследованиям даже ранее, чем в водах Бискайского залива.
Российско-американская компания, основанная в 1789 году, помимо промысла на бобра и котика, занималась и добычей китов. За одного убитого кита компания платила местному населению 25 руб., в то время как стоимость продукции от убитого кита составляла порядка 15-20 тыс. рублей. Но постепенно руководство Компании промысел китов свело к нулю, сконцентрировав все внимание на промысле бобров и котиков. Этим сразу же воспользовались американцы, которые начали вести массовый промысел китов в водах русского Дальнего Востока.
Дом китобойной флотилии «Слава» в самом центре Одессы, на пересечении Дерибасовской и Екатерининской (Карла Маркса). Построен в начале 50-х годов.
Летом 1848 года американский капитан Ройс на судне «Супериор», успешно проведя промысел китов в Охотском море, вызвал «китовую лихорадку».
Русский морской офицер Збышевский, служивший на корвете, крейсеровавшим в Охотском море, указывает, что американские китобои за 14 лет, с 1847 по 1861 гг., получили продукции из добытых в русских водах китов на сумму 800 млн. долларов. Цена жира в то время была 30-40 долларов за баррель и 70 центов за фунт китового уса. В Охотском море ежегодно вело промысел не менее ста иностранных судов, каждое из которых получало за сезон не менее 1 тыс. баррелей жира и не менее 9600 фунтов китового уса. Основным рынком сбыта китовой продукции был порт Гонолулу.
Первое отечественное китобойное судно «Суоми» принадлежащее российско-американской компании, в сезон 1852-53 гг. выработало 1908 баррелей жира и 43,8 тыс. фунтов китового уса, получив чистой прибыли 13,6 тыс. рублей плюс корабль со всем снаряжением.
Российский подданный, финн по национальности, капитан Фридольф Гек сыскал на Дальнем Востоке славу умелого капитана и удачливого китобоя. В 1869 году он успешно промышлял китов в Японском и Охотских морях.
В 70-е годы 19 века русский моряк, также финн по национальности, Линдгольм организовал в устье р. Тугур, впадающей в Охотское море, китовую факторию. В течение 20 лет Линдгольм вел успешный промысел.
В 1894 году в б. Гайдамак была образована Тихоокеанская китобойная компания Г.Г.Кайзерлинга, также бывшего морского офицера, имевшая два китобойных судна и базу «Михаил». За 10 лет компания добыла порядка 1 тыс. голов китов (по 100 голов ежегодно) и имело чистый доход за это время 220 тыс. рублей, но в русско-японскую войну 1904 года суда были захвачены японцами, и компания была ликвидирована. До 1929 года отечественного китобойного промысла не было.
В 1929 году Акционерное Камчатское общество (АКО) закупило в США транспортное судно «Глен Ридж» и направило его в Норвегию на переоборудование. Однако норвежцы, не желая иметь конкурентов, запросили баснословную цену за переоборудование, и от контракта пришлось отказался. Судно, переименованное в «Алеут», пришло в Ленинград, где в течение двух лет было переоборудовано в китобазу и летом 1932 года «Алеут» с тремя китобойными судами: «Авангард», «Трудфронт» и «Энтузиаст», закупленными в Норвегии, вышел на Дальний Восток. Добыв по пути 22 кита «Алеут» в феврале 1933 года прибыл во Владивосток. С этого времени и по 1967 год к/ф «Алеут» работала в водах северной части Тихого океана.
На этой флотилии выросла целая плеяда прославленных китобоев: это капитан-директоры: А.И. Дудник, А.Д. Поляков, И.Т. Люлько, В.М. Олейников, гарпунеры: И.Г. Коновалов, А.Н.Пургин, Ф.Д. Прокопенко и многие другие, которые стали костяком экипажей последующих, вступивших в строй, китобойных флотилий. Большинство из вышеназванных китобоев впоследствии стали Героями Социалистического Труда.
Вторая Дальневосточная китобойная флотилия была организована в 1947 году. В ее состав вошло 15 китобойных судов, переоборудованных их военных тральщиков и 3 береговых китокомбината : «Подгорный» на о. Парамушир, «Скалистый» на о.Симушир и «Касатка» на о.Итуруп. Китобойные суда добывали китов вдоль Курильской Гряды и доставляли их для переработки на береговые базы. Флотилия не имела возможности маневрировать и ограничивала свою деятельность радиусом действия китобойных судов.
Флотилия просуществовала до 1964 года, затем китокомбинаты были закрыты, а китобойные суда списаны. На этой флотилии выросла также целая плеяда опытных китобоев, направленных впоследствии на новые флотилии. Это Г.В. Вайнер, Н.Н. Мартынов, женщина-капитан китобойного судна Орлик А.И., Борисов Ю.И. и многие другие.
Китобойная флотилия «Слава», доставшаяся нам по репарации после разгрома фашисткой Германии, была организована в Одессе в 1946 году. В состав флотилии вошли 18 устаревших паровых китобойных судов. В первом промысловом рейсе флотилию возглавлял опытный полярный капитан Воронин, а затем до 1959 года ею руководил известный капитан, Герой Социалистического Труда Соляник А.Н.
В 1956 году флотилии были переданы 20 современных дизельэлектрических китобойцев, что резко повысило эффективность ее работы. В сезон 1956-1957 гг. флотилия «Слава» добыла 3282 кита и получила 28.314 тн. жира, 1965 тн. кормовой муки, 500 тн. мяса, 506 тн. печени, всего 31.285 тн. продукции. В 1966 году китобаза «Слава» была передана на Дальний Восток и проработав 6 сезонов в северной части Тихого океана, была списана и продана на металлолом.
В 1960 году вступила в строй китобойная база «Юрий Долгорукий»,переоборудованная из доставшегося нам по репарации немецкого пассажирского лайнера «Гамбург». Флотилия имела 15 дизельэлектрических китобойных судов и вела промысел китов в водах Антарктики. Местом ее базирования стал порт Калининград.
Китобойные суда «Рекордный» и «Ведущий» в порту Владивостока, 1979год.
Антартическая китобойная флотилия «Советская Россия»
Как участнику первых рейсов этой флотилии, на ее деятельности мне бы хотелось остановиться подробнее. Флотилия состояла из китобазы и 21 китобойного судна. Все китобойные суда имели порядковый номер и названия на букву «В»: (кроме № 5 «Комсомолец Приморья»): Важный, Вдохновенный, Ведущий, Великодушный, Величавый, Верный, Взыскательный, Видный, Вкрадчивый, Властный, Влиятельный, Внушительный, Волевой, Вольный, Восторженный, Восхитительный, Вразумительный, Встречный, Выносливый и Выразительный.
20 китобойных судов промысловые и 1 судно учебно-поисковое, которое занималось подготовкой гарпунеров и разведкой скоплений китов. Разумеется, самым сложным было подготовка и проведение первого промыслового рейса.
С флотилии «Алеут» было направлено на «Советскую Россию» свыше. 120 опытных китобоев, порядка 100 человек со 2-й Дальневосточной флотилии, 15 человек с флотилии «Советская Украина», то есть порядка 250 человек были опытными специалистами.
Свыше тысячи человек надо было принять со стороны. По ходатайству Министерства РХ СССР, Правительство разрешило досрочную демобилизацию из вооруженных сил лицам, изъявившим желание работать на китобойной флотилии. Ряд специалистов были приняты с судоремонтных предприятий Приморья. Несколько выпускников Дальневосточного политехнического института было направлено для работы на флотилии, но так как у них не было необходимого плавательного ценза, они были зачислены мотористами на плавбазу. В их числе был и будущий заместитель председателя Государственного Комитета по рыболовству В.Г.Рудников.
После оформления в отделе кадров Управления китобойных флотилий во Владивостоке все вновь принятые немедленно направлялись в г. Николаев, где в процессе строительства и приемки китобазы и китобойных судов они постигали азы своей будущей работы. Все китобойные суда были укомплектованы капитанами уже имеющие опыт работы на промысле китов.
Большую сложность представляла комплектация китобойных судов гарпунерами и особенно помощниками гарпунеров. На все китобойные суда были подобраны гарпунеры во Владивостоке. Не все они имели достаточный опыт, но некоторые навыки они имели, а вот помощников гарпунеров не было. Нами была подобрана группа будущих гарпунеров в количестве 15 человек из числа демобилизованных офицеров- артиллеристов.
Министерство потребовало, чтобы капитан-директор и замполит имели высшее специальное образование и соответствующий опыт работы на флоте. В составе УКФ таких не было, (большая группа капитанов училась заочно, но дипломов о высшем образовании еще не имела).
Параллельно с окончанием строительства китобазы и китобойных судов шло материально-техническое и продовольственное обеспечение флотилии на предстоящий рейс. Для ускорения поставок в различные ведомства и на заводы-поставщики направлялись лица командного состава флотилии.’ Так мне неоднократно пришлось бывать у Министра рыбного хозяйства А.А.Ишкова, в различных управлениях ВСНХ (в то время он руководил экономикой страны), у руководителей пензенского дизельного завода, в Брянском обкоме КПСС для решения поставки картофеля и овощей и др.
Когда китобаза и часть китобойных судов были приняты от завода в эксплуатацию, флотилия перешла в п. Туапсе, где было сконцентрировано все снабжение для флотилии.
Приняв все снабжение, продовольствие, топливо и воду, флотилия в составе плавбазы и 7 китобойных судов 10 октября 1961 года вышла в свой 1-й промысловый рейс. 3 китобойных судна ранее были направлены в Антарктику для разведки скоплений китов. Остальные китобойные суда, после выхода из завода, догоняли флотилию уже в Антарктике. Последний китобоец присоединился к флотилии только в конце декабре.
Для большинства работников флотилии это был их первый выход в море. Для экипажа китобазы по радиотрансляции были организованы радиопередачи о местах, мимо которых проходило судно: проливы Босфор и Дарданеллы, Стамбул, солнечное Средиземное море, где героически сражались российские эскадры под командованием адмиралов Ушакова и Сенявина, Гибралтар и др.
На переходе весь экипаж трудился над освоением судового промыслового и технологического оборудования, настилались фальшпалубы под разделку китов и других работах.
27 октября флотилия пересекла экватор. По этому случаю было организовано традиционное празднование с песнями, плясками, Нептуном, купанием и другими атрибутами по заранее разработанному сценарию.
В целях получения практических навыков по разделке и переработки китового сырья, китобойным судам было дано указание при встрече с китами добыть несколько голов и передать на китобазу, что и было сделано.
Когда были подняты на палубу два финвала, весь экипаж собрался впервые в жизни поглядеть на них. Под руководством опытных мастеров туши китов были разделаны, заработали жиротопные котлы, мучные линии, рефотделение. Первые навыки были получены.
Флотилия прошла ревущие сороковые и неистовые пятидесятые широты и в ноябре начались промысловые будни. На промысле производственный персонал китобазы работал в две смены: 12 часов через 12 без выходных и праздников. Экипажи китобойных судов работали практически круглосуточно с перерывом для короткого сна. Следует отметить, что на китобазе были созданы хорошие условия и для отдыха: одно и двухместные каюты, кондиционированный воздух, клуб, хорошая библиотека, ежедневно демонстрировались кинофильмы, работала средняя школа, консультации для заочников вузов, на переходах играли в волейбол, шахматы, шашки, фехтование, была создана художественная самодеятельность, создан оркестр.
После первого рейса в Сингапуре были приобретены музыкальные инструменты, равным, которым, в то время во Владивостоке не было.
По решению Правительства для экипажей антарктических китобойных флотилий было организовано отличное питание. Свежие овощи, фрукты, мясопродукты, были на столе постоянно.
Все свободные от вахт члены экипажей китобойцев выходили на верхний мостик и в бинокли каждый в своем секторе наблюдали за горизонтом с целью обнаружить фонтан кита. Этот вид соревнования стимулировался и материально. Некоторые члены экипажей китобойцев обнаруживали фонтаны китов даже раньше, чем марсовый матрос в «Вороньем гнезде» на мачте.
В течение первого рейса флотилия полностью обошла вокруг Антарктиды.
Сырьевая база еще не была подорвана и китобойные суда часто добывали и гладких китов и голубых (отдельные блювалы весили свыше 100 тонн), а горбатых китов было добыто несколько тысяч. С ростом мастерства гарпунеров начали добывать быстроходных финвалов и сейвалов.
В отдельные дни китобаза поднимала на борт по 100 и более китов.
На китобазе было быстро освоено все технологическое оборудование по выпуску жиров, пищевого и кормового мяса, кормовой муки и россыпью и в гранулах.
Из печени и эндокринных желез китов вырабатывался витамин «А», заготавливался спермацет и амбра (уже в первом рейсе ее было добыто свыше 150 кг.)
Флотилия работала в закрытом режиме. Связь с берегом была только шифрованной.
Китобойные суда в эфир не выходили, а связь с китобазой осуществлялась по УКВ кодами, которые дважды в сутки менялись. Информации о промысле и отечественных и иностранных флотилий практически не было. Одновременно с нами в Антарктике работало еще 3 советских, 5 японских, 1 норвежская и 2 английские флотилии.
Дважды китобойные суда теряли лопасти винтов.
К концу второго рейса на китобазе была утеряна лопасть правого винта. По решению Министерства флотилия после окончания работы в Антарктике, должна была продолжить промысел на севере в Бристольском заливе. Из-за утери лопасти, во избежание вибрации и деформации гребного вала, правый дизель мог работать только на малых оборотах, и скорость китобазы снизилась до 10 узлов, вместо 16.
Было принято решение буксировать китобазу. Для этого 3 китобойных судна «цугом» (один за другим) тащили китобазу вдоль всего Тихого океана от Магелланова пролива до Бристольского залива, и флотилия двигалась с заданной скоростью в 16 узлов.
Не обходилось и без трагических случаев. Во время разделки китов матрос-раздельщик Баландин по неосторожности был затянут вместе с внутренностями кита в жиротопкий котел. Его быстро оттуда вытащили, но он получил сильнейшие ожоги всего тела. Главный врач Шевченко проявил высочайший профессионализм при его лечении. По предложению Шевченко было изготовлено специальное приспособление, чтобы обваренные части тела не соприкасались с простыней, над кроватью был сделан навес с постоянным подогревом, тело матроса непрерывно смазывалось свежим спермацетом и матроса удалось спасти, а через короткое время он приступил к работе.
Навсегда останется в памяти китобоев встреча с Владивостоком после 1-го антарктического рейса. Суда флотилии на подходе были все покрашены, почищены. В середине дня 5 июля 1962 года флотилия начала входить в бухту Золотой Рог. Впереди шли 3 китобойные судна, занявшие 1-е места на промысле, за ними китобаза и далее двумя колоннами все 18 судов. По команде Г.В. Вайнера все китобойные суда одновременно сделали по три выстрела из гарпунных пушек. Абсолютно все суда, стоящие у причалов торгового и рыбного портов, а также на рейде, гудками приветствовали прибытие китобойной флотилии.
Десятки тысяч владивостокцев вышли встречать флотилию. Прибыли встречать китобоев все руководители края и города, родные и близкие, репортеры всех газет я журналов, играл большой духовой оркестр. Газеты отмечали, что подобная встреча была только в 1937 году, когда прибыли во Владивосток спасенные челюскинцы.
Несмотря на все трудности, задание на первый промысловый рейс было перевыполнено. Большая группа работников флотилии была награждена орденами и
медалями, а капитану китобойного судна «Вкрадчивый» Сергееву Ю.Г. и гарпунеру Береко В.И было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Эффективность промысла стала резко падать. Биологи многих стран забили тревогу, к ним присоединилось движение «зеленых». В 1982 году был объявлен мораторий на добычу китов, а в 1987 году пелагический промысел-повсеместно во всех районах Мирового океана был прекращен.
Последняя эпоха китобойного промысла закончилась.
Китобойные базы «Советская Россия», «Владивосток» и «Дальний Восток» были переоборудованы под прием и переработку рыбы, а китобойные суда практического применения не нашли и постепенно все были списаны и ушли на металлолом.
С началом перестройки в 90-х годах постепенно были выведены из эксплуатации и списаны бывшие китобазы. Китобойный промысел ушел в прошлое, но в сердцах китобоев, многих жителей Владивостока и Одессы, где базировались китобойные флотилии, память об этом периоде останется навсегда.