Для чего долго жить
Зачем жить долго?
После первых нескольких месяцев выхода на пенсию человек впадает в депрессию, потому что все, что он хотел, он уже сделал: выспался, почитал, сходил в театр. А дальше? А это «дальше» не спланировано.
Да, мы научились продлевать жизнь, и причем достаточно неплохо: если еще 20-30 лет назад долгожительство было недостижимым показателем – мы боролись за то, чтобы средний возраст жизни стал не меньше 57 лет, то сегодня количество долгожителей с каждым годом все увеличивается, а возраст смертности сдвинулся до 75-80 лет. Но есть одна проблема: мы поработали только над количеством.
Итак, долгожителей стало значительно больше. Но… что делать с пожилым человеком? Как обеспечить ему качество жизни?
— Какой возраст предполагает термин «долголетие»? Это сколько?
— Это возраст после 90 лет, все, что до (с 65) – это пожилой возраст. Остальные возрастные рамки также сдвинулись за счет общего увеличения возраста. Согласно Всемирной классификации организации здравоохранения, старость наступает после 75 и длится до 90 лет.
На планете с каждым годом увеличивается количество пожилых людей: мы действительно научились продлевать жизнь, благодаря медицине, трансплантации органов. Есть прогноз, что к 2025 году половину населения планеты будут составлять люди 65+, конечно, при условии отсутствия катаклизмов, войн и катастроф – потому что в них погибает в основном активная и работоспособная часть населения.
— В чем проблема отношения общества к пожилым людям?
— Если взять историю, то можно увидеть, что отношение к старикам всегда было неоднозначно. И сегодня, к сожалению, ничего не изменилось. С одной стороны, мы говорим о том, что ценностное отношение к старикам – это признак развития общества, с другой, получается, что это обуза для общества и государства.
— Как правильно нужно относиться к людям пожилого возраста?
— Мы должны понять, что старость не дает нам кого-то другого – это мы сами, наши мамы и папы, некогда бывшие молодыми. И относиться мы к ним должны, как минимум, с пониманием, как максимум – создать для них те условия, в которых им будет комфортно продолжать жить. Это наша задача и семейная, и общественная.
— Какие проблемы настигают человека в старости, помимо физической слабости?
И оно усугубляется тем, что в пожилом возрасте общество отчуждает от себя человека, лишая его социальной значимости и социальных связей.
— Что можно сделать, чтобы помочь пожилому человеку не думать о прошедших годах, как о бессмысленно прожитых?
— Здесь можно привести идеи Эрика Эриксона, который говорит о том, что при работе с пожилыми людьми правильно вести их к идее того, что их жизнь единственно, уникально возможная. Из семи миллиардов человек на Земле ни у одного вы не найдете такой же жизни – с такими же ощущениями, взглядами, событиями. Эта уникальность и придает смысл.
Диссонанс же возникает, когда пожилой человек пытается анализировать свою жизнь с точки зрения плюсов и минусов. Например, он кому-то не позвонил, чего-то не сказал, что-то не сделал. Все это может привести к отчаянию в конце жизни.
— Есть какой-то возраст, начиная с которого, уже поздно учиться чему-то новому?
— Как выглядит идеальная старость?
— У каждого она индивидуальна. Часто бывает, что человек идет по каким-то шаблонным глянцевым представлениям – должны быть внуки, муж, кресло-качалка, кошка, вид на озеро, желательно швейцарское, и так далее. Но на самом деле это попытка убежать от принятия себя в старости.
Мы должны абстрагироваться и составить для себя свою картинку, даже написать эссе под названием «Моя счастливая старость»: кто я, что я там вижу, чем занимаюсь. И тогда это будет уже первый шаг на пути к осознанию, к ответам на вопросы «как делать?» и «что делать?».
— Существуют ли какие-то практически советы – для каждого. Что можно делать уже сейчас, чтобы повысить качество жизни после выхода на пенсию?
— Это правильная постановка вопроса, потому что «готовь сани летом», и задумываться о старости нам нужно уже сейчас. Поскольку, как мы выяснили, нас, скорее всего, ждет долгая старость, нам нужно четко понять, что мы в это время будем делать.
Очень часто мы сталкиваемся с тем, что отрицаем, не допускаем до себя мысль, что мы выйдем на пенсию, и из нашего телефонного списка контактов по факту из десяти останется один, которому мы сможем позвонить. Мы оказываемся к этому просто не готовы. А нужно себя готовить, и чем раньше – тем лучше.
Как происходит обычно: после первых нескольких месяцев человек впадает в депрессию, потому что все, что он хотел, он сделал: выспался, почитал, сходил в театр. А дальше? А это «дальше» не простроено.
— Бывает так, что необходима помощь специалиста?
— Как можно развивать направление помощи старикам?
— Можно взять положительный американский опыт. Причем – хорошо в итоге всем участникам компании. И на это уходит минимум средств. Сейчас расскажу.
Дело в том, что усиливающегося комплекса неполноценности у пожилых людей можно избежать, если старики будут взаимодействовать с теми, кому хуже, помогать им. Простой пример: есть детские дома, где находятся дети, которые никому не нужны; есть хосписы, где лежат тяжелобольные дети. Им нужна и помощь, и поддержка. Пожилые люди могут общаться с ними, могут помогать персоналу этих заведений, и причем делать это совершенно безвозмездно. Эта деятельность поможет пожилым сохранить чувство социальной значимости. Это возвращает качество жизни, ее вкус, человек вновь чувствует себя ценным и важным.
Почему мы стали жить дольше — и почему это предел
Разумеется, я могу ошибаться, потому что не являюсь ни социологом, ни статистиком. Но я все же возрастной психолог, биолог и вообще уже очень долго живу на этом свете, умею наблюдать и сопоставлять.
И вот чем дальше, тем больше мне кажется, что вся эта история с непрерывным увеличением продолжительности человеческой жизни, отступлением старости и триумфальным приближением человечества к полному бессмертию отдельной особи — это все какая-то, как говорили в перестройку, огромная «разводка», имеющая в своей основе как психологические, так и, разумеется, экономические причины.
Что касается экономики, то тут тоже все достаточно просто. Есть спрос на тему (издавна и посейчас), есть те, кто может и хочет платить (в невиданных прежде количествах), значит, есть и предложение — и мы его, конечно же, раздуем до совершенно неприличных размеров и наварим огромные проценты.
В результате всего этого «антивозрастного» и даже «антисмертельного» медиабума становится все больше вполне себе нормальных и даже образованных людей, которые совершенно искренне уверены приблизительно вот в чем: «Ученые (наши или британские — не уточняется) неопровержимо доказали: продолжительность жизни отдельного человека за последние сто лет увеличилась в два раза и продолжает увеличиваться. Была сорок лет (и в сорок лет они все были уже стариками и старухами), стала восемьдесят (и в восемьдесят лет все мы, если захотим, можем быть совершеннейшими огурчиками и жить веселой жизнью — с зажигательным сексом и продуктивным, как в молодости, творчеством). Вот-вот наука еще немного продвинется, и тогда мы станем жить вечно».
Вот эта искренняя «средне-культуральная» убежденность кажется мне весьма странной, потому что абсолютно не совпадает с тем, что я знаю, думаю, а также непосредственно наблюдаю вокруг себя.
Начнем с непосредственных наблюдений.
Моя мама и моя бабушка скончались в возрасте 87 и 83 лет соответственно. Причем все понимают, что, в связи с историей нашей страны и местом проживания (преимущественно — город Ленинград), их жизнь вовсе не была легкой и безоблачной. Моя прабабушка умерла в возрасте 37 лет вместе с двумя из семи своих детей — от холеры во времена гражданской войны.
Дедушка умер в возрасте 64 лет от последствий ранения на фронте. Его брат погиб на войне. Прабабушка дожила до 92-х лет. Все сестры (в семье было 11 детей) тоже справили 80-летие. Вдова баба Маня, одна из моих двоюродных бабушек, в 70 лет сделала круговую подтяжку лица (в то время это была просто страшная редкость) и вышла замуж за человека на двенадцать лет ее моложе. Через два года он умер, а баба Маня еще долго жила и ухаживала за садом, в котором было 34 яблони.
В общем-то, это как раз те самые «сто лет назад», когда люди «жили по сорок лет и все были уже стариками».
— А откуда вы знаете, что они были?
— Да вы литературу того времени почитайте! Хоть бы Чехова! Там же написано «в комнате сидела старуха», а если внимательно посчитать, то старухе было 44 года!
Надо признать, что у Чехова действительно были довольно странные отношения с возрастом. Например, «Скучную историю» про глубокую психологическую старость от имени героя, которому 62 года, он написал в возрасте 29 лет.
Но из других описаний и мемуаров, а также из личных рассказов, которые я слушала в детстве, я прекрасно знаю (и записи в метрических книгах это подтверждают), что в XIX веке даже в деревнях (где люди много и очень тяжело работали и действительно рано физически изнашивались) были отнюдь не единичные случаи, когда женщина рожала последнего выжившего и впоследствии выросшего ребенка в 44 и даже в 46 лет. Причем обратите внимание на то, что это случалось во времена полного и окончательного отсутствия репродуктивных технологий и очень несовершенного родовспоможения.
Что же у нас сейчас происходит с возрастом и продолжительностью жизни, на мой собственный взгляд?
Мне кажется, что здесь все достаточно просто и не очень оптимистично для провозвестников «вечной жизни и веселой старости». Но вполне оптимистично для тех, кто любит жизнь такой, какой она задумана природой и усовершенствована человеческой цивилизацией.
1. Существует видовой предел жизни особи любого биологического вида. При хорошей генетике, благоприятном уходе, адекватном лечении и отсутствии естественных врагов какой-то (небольшой) процент особей вида может дожить до глубочайшей и почти беспомощной старости. Судя по всему, у вида «человек» этот предел находится где-то в районе 120 лет. Перепрыгнуть его, оставаясь в пределах своего вида, мы не сможем. Единичные люди, дожившие до этого предела, были известны всегда, у любых народов и в любую эпоху. Значимо и достоверно перевалившие этот предел — неизвестны.
2. В природных условиях никакие животные до естественного видового предела продолжительности жизни и даже до глубокой старости не доживают никогда. Они гибнут от болезней, ран, их съедают те, кто ими питается, или с возрастом они теряют силы, перестают добывать себе еду и умирают от голода.
3. В неволе практически у всех животных, для которых найдены адекватные условия содержания, продолжительность жизни существенно увеличивается. Иногда в разы. Это связано с отсутствием в неволе естественных врагов, гигиеничностью среды, постоянной доступностью разнообразного корма, неподвластностью природным катаклизмам и лечению антибактериальными и прочими препаратами. Например, средняя продолжительность жизни бурундуков на воле — полтора-два года. Бурундук Мяфочка в моей квартире прожил почти семь лет.
4. Отдельные особи вида человек всегда доживали до весьма преклонных лет. Массово — никогда не доживали. Ибо работа у значительной части населения была изнуряюще тяжелой и опасной, адекватных лекарств не было, а условия коллективного бытия способствовали разнообразным эпидемиям.
5. Что изменилось за последние сто лет? Были наконец выработаны оптимальные условия «содержания человека в неволе». Скачком улучшились массовые гигиенические навыки. Отступили голод и холод. Работа стала гораздо легче физически (но не психологически!). Медицина внедрила антисептику, антибиотики и гормональные препараты.
6. Что касается статистики про «продолжительность жизни увеличилась в два раза». Надо понимать: это средняя продолжительность жизни по популяции, вроде средней температуры по больнице. Но тем не менее — статистически увеличилась? Увеличилась. Первая и главная составляющая: качественное уменьшение младенческой и детской смертности. Вторая, очень значительная — отсутствие на сегодня массовой смертности от массовых же эпидемий, вроде тифа, испанки, холеры и пр. И, наконец, третья и не такая большая: «в неволе все звери живут несколько дольше» (до бурундуков нам тут далеко, что показывает пример моих недавних предков).
Подытожим. В более-менее благоприятных физических, эпидемиологических, гигиенических и психологических условиях человеческая особь всегда могла и сейчас может прожить около восьмидесяти лет. Причем последние годы часто (но не всегда!) — это глубокая старость, требующая общественного ухода.
Единичные особи могут прожить чуть ли не в полтора раза больше, но это увеличение продлевает именно старость, а не молодость и даже не зрелость.
Вся динамика, которую мы наблюдаем в последние 50-70 лет, связана только с улучшением условий повседневной индивидуальной жизни, которые в цивилизованных странах (которые, собственно, и озабочены означенными проблемами) улучшать уже особо некуда, ибо они и так вполне адекватны. Так что можно надеяться только на прогресс медицины. Но здесь тоже, кажется, обозначаются проблемы, связанные с тем, что у «длительно и хорошо живущих в неволе» цивилизованных людей вроде бы достоверно растет количество заболеваний, которые условно можно назвать «болезнями эскапизма» — аутоиммунные заболевания (включая рак), ранний альцгеймер и прочие нейродегенеративные болезни, заболевания аутистического спектра и всякое такое. Я бы связала это с тем, что, хотя современная жизнь стала несравнимо легче и комфортнее физически, психологически возникли новые нагрузки, к которым наш организм и наша психика пока не очень адаптировались. Но это уже совсем другая тема.
В заключение: разумеется, я не претендую ни на какую истину. Просто размышления вслух на тему, которая в последние годы уж очень у всех «на слуху».
Пора помирать. Россияне могут жить долго, но не знают зачем
Последние несколько десятилетий в мире царил культ молодости, тесно связанный с культом денег.
С экранов и страниц СМИ не исчезают дифирамбы юности. Её воспринимают как синоним успеха или как минимум большого потенциала. Естественно, что в таких условиях быть молодым хочется как можно дольше. Но только рамки продуктивного в глазах общества возраста сжимаются всё уже. Уже после сорока лет люди начинают сталкиваться с возрастной дискриминацией (эйджизмом), которая в дальнейшем только усугубляется.
В свою очередь, старость всегда воспринималась как «естественная болезнь», которая делает человека уже не таким сильным и «полноценным», как раньше. Несмотря на нормальность и неизбежность этого состояния, принятый в современном российском обществе дискурс построен на его тотальном отрицании.
Это значит, что последние 15–30–50 лет своей жизни среднестатистический россиянин проводит выброшенным за пределы привычного ему общества, лишённым былого статуса. И — что самое болезненное — потерявшим смысл жизни.
Но вот парадокс: пока молодёжь предпочитает не замечать проблемы пенсионеров, те постепенно «захватывают» мир.
Что нужно об этом знать
Неизбежный финал
Старение — это постепенная деградация различных систем организма, ведущая в конечном счёте к смерти.
Что именно запускает механизм старения и от чего оно зависит — вопрос до сих пор открытый. Учёные придерживаются разных взглядов, и единственное общее мнение заключается в том, что чем дольше человек живёт, тем выше риск умереть от различных естественных причин.
По словам Пётр Федичева, заведующего Лабораторией моделирования биологических систем МФТИ, с медицинской точки зрения пожилой человек — тот, кто имеет множество хронических заболеваний. «То есть он не «пожил» много, а уже стал дряхлым, требует внимания врачей», — отметил эксперт.
Существует разница между человеком пожившим и пожилым, потому что можно быть старым и не дряхлым в 100 лет, а можно в 60 лет или в 50 лет хронологически быть не очень старым, но уже дряхлым. Поэтому пожилой и старый — не одно и то же, так как дряхлость и старение у человека — две разные вещи.
Активные исследования старения идут ещё с 1980-х годов, и кое-что об этом процессе человечеству удалось выяснить. С точки зрения биологии существует несколько механизмов старения:
Геронтолог Владимир Хавинсон убеждён, что биологически человек вполне способен жить до 120 лет. Но на практике до этого возраста добираются немногие. Этому мешает преждевременное старение, заставляющее нас «ломаться» и умирать на 20–30–50 лет раньше срока. И причин тому много — от неумения разбудить дремлющие ресурсы организма до социальных условий, образа жизни и даже экологии.
Длительность жизни человека как вида — 110–120 лет. Конечно, это экстремальный возраст, но сейчас в мире проживает более тысячи человек этой возрастной категории. По моим данным, рекорд в России — 117 лет — прожила Варвара Семенникова из Якутии, о её рождении есть запись в церковной книге (согласно Книге рекордов России, рекордсмен Нану Шаова прожила 128 лет, но в мировом списке долгожителей её нет. — Прим. «Секрета»).
«К сожалению, сейчас при средней продолжительности жизни в 73 года можно говорить о преждевременном старении. Природой заложены примерно 30% резервного ресурса, который мы можем использовать. Задача новых поколений — добиться физиологического старения» — отметил Хавинсон. Пока же россиянам приходится иметь дело со старостью и дряхлостью, которые часто приходят раньше срока.
Кризис старшего переходного возраста
Книжные полки магазинов завалены литературой для подростков и их родителей. Литература рассказывает первым — что делать со своим стремительно меняющимися телом и психикой, вторым — как общаться с человеком в переходный период. Но мало кто задумывается о том, что кризис переходного возраста настигает человека не единожды. И едва ли не большим ударом становится тот, который люди переживают на закате жизни.
Основные возрастные кризисы периодов зрелости по теории психоаналитика Дэниэля Левинсона:
Переходные периоды становятся стрессовыми, так как цели, ценности и образ жизни подвергаются пересмотру и переоценке. Согласно другому исследователю психологии, Эрику Эриксону, в возрасте около 65 лет человек анализирует прожитую жизнь. Если он понимает, что прожил годы непродуктивно и не добился успеха, наступает отчаяние. Если кризис идентичности проходит гладко, человек принимает и благодарит прошлое, это позволяет ему без страха приближаться к окончанию жизни.
Но как принять изменения в собственном теле, которое внезапно начинает подводить? Какие физиологические, психологические и психические проблемы подстерегают людей старшего возраста? Все эти вопросы становятся для человека тем актуальнее, чем ближе выход на пенсию. Только задавать эти вопросы зачастую некому.
О старении в обществе попросту не принято говорить иначе, чем лозунгами про уважение, заботу о здоровье и необходимость уступить место в транспорте.
Мы все живём с установкой на успех. У успеха есть определённый набор критериев, которые транслируются обществом, и старость и умирание в эти критерии не входят. У нас царит культ молодости: мы все должны быть молоды, здоровы, красивы, бодры, веселы, активны. И напоминание о том, что в какой-то момент ты постареешь и твоя старость может пойти не по тому сценарию, который транслируют всевозможные проекты по борьбе с эйджизмом, очень неприятно.
В идеальном мире старость могла бы восприниматься как апогей жизненного пути, когда человек достигает предела совершенствования, обретает мудрость и вес в обществе, с удовольствием проводит свои последние годы за интересными занятиями, на которые раньше не хватало времени, а потом с достоинством уходит из этого мира в окружении близких людей.
В реальности же для многих последние годы выглядят не столь жизнерадостными. Мудрость и общественное уважение приходят с возрастом далеко не всегда. А вот куда более печальные спутники старости — деменция, Альцгеймер, Паркинсон, рак, ревматизм, склероз и другие возрастные болезни — остаются нежеланными, но весьма вероятными гостями. Помимо медицинских, к проблемам старости, которые приходится принимать человеку, также относятся:
С последним люди начинают сталкиваться задолго до выхода на пенсию: уже после 40–45 лет количество привлекательных предложений работы резко снижается. После 50 лет многим работникам в развитых странах приходится уходить со своего места под давлением начальства, а после 60 им готовы предложить только работу, которая значительно ниже их уровня квалификации и хуже оплачивается.
Считается, что чем старше человек, тем труднее ему учиться чему-то новому, тем медленнее его темп работы и хуже когнитивные способности. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), негативное отношение к пожилым не только чрезвычайно распространено, но и представляет немалую угрозу для их здоровья.
Исследователи выяснили, что люди старшего возраста, негативно воспринимающие своё старение, хуже восстанавливаются после болезней и в среднем живут на 7,5 лет меньше более оптимистичных пенсионеров. Старики, ощущающие себя обузой для общества, больше склонны к депрессии, а их качество жизни заметно снижается.
А что вам ещё нужно, старики?
«Самое страшное для старика — это когда говорят: ну что ты дёргаешься, ты своё отработал, своё отжил, теперь отдыхай. Но человеку нельзя отдыхать всё время, 30 лет человеку отдыхать как-то странно», — говорит социолог Дмитрий Рогозин, изучающий проблемы старения в России.
В своей работе «Что делать со стареющим телом?» Рогозин указывает, что старость всегда воспринималась как нечто среднее между здоровьем и болезнью, своего рода «естественная болезнь». При этом россияне так привыкли думать о стареющем теле как о чём-то ненужном, неоправданном, разрушительном, что после достижения определённого возраста готовы списать человека со счетов и отправить «на заслуженный отдых» независимо от его желания и реальной утраты функциональности.
Припечатанные позорным термином «возраст дожития», пенсионеры добровольно замыкаются в своём маленьком мире. В нём остаётся место лишь семье, нескольким друзьям, чьи ряды редеют с каждым годом.
И даже со стороны этого ближнего круга пожилые сталкиваются с тем, что можно назвать объективацией старости. Помощь старикам в российском обществе воспринимается в первую очередь как забота об их здоровье, об их теле: приобрести лекарства, принести продукты, сменить памперсы, отвести к врачу, запереть дома, чтобы они не заразились каким-нибудь вирусом или не сломали шейку бедра на прогулке.
Так человека переводят из статуса субъекта своей жизни, самостоятельно выбирающего, что с ней делать, в статус объекта, о котором «заботятся», зачастую не спрашивая, что ему нужно — и нужна ли такая забота в принципе, отмечает Печуричко.
Мне никогда не нравилась концепция какого-то отдельного уважения к старости. Это тоже сегрегация и проявление эйджизма: мы выделяем определённую группу и считаем, что в отношении этой группы уместно, логично и хорошо делать то-то, проявлять уважение, не давать много работать, ограничивать их передвижение ради их блага и так далее. На мой взгляд, это в чистом виде проявление патерналистской позиции, попытка показать, что эти люди — несамостоятельные, зависимые, отсталые. Люди, находящиеся в таком вроде бы немного зависимом положении: дети — от взрослых, больные — от врачей, пожилые — от взрослых детей, — они утрачивают субъектность. Мы низводим людей до их уязвимости, делаем их объектом нашей заботы. Мол, мы вам сейчас всё сделаем, за вас решим. А что вам ещё нужно?
Всё это, делает вывод Рогозин, угнетает и без того подавленное психологическое состояние пожилых. На этом фоне снижается уровень гигиены и ухода за собой, ограничиваются физические нагрузки. Это всё только ускоряет одряхление.
Интимность и сексуальные отношения вовсе задвигаются на задний план. На разговоры об этом накладывается табу. Но телесность на пенсии столь же необходима, как в молодости, выяснил Рогозин из опросов российских пенсионеров. Даже сама возможность объятий и поцелуев именно с партнёром, а не с детьми и внуками, играет большую роль в ощущении своей старости как счастливой.
Убеждённость в непривлекательности и «дефектности» стареющего тела заставляет людей, приближающихся к порогу пенсионного возраста или уже переступивших через него, сравнивать себя с молодыми, бороться за сохранение молодости.
Однако Рогозин подчёркивает, что старость нельзя рассматривать как болезнь, которую нужно победить. Даже истлевающая телесность — лишь ресурс для понимания своего места в мире, осмысления самого предназначения жизни и ценности каждого его периода.
Продлить период этой осознанности помогают тренировки мозга и сохранение социальных функций, регулярное общение с близкими людьми и подвижность, публичность. Большинство российских пенсионеров подобной социализации лишены: по данным опроса РАНХиГС за 2017 год, среди тех, чей возраст приближен к 70, лишь 37% посещают культурные мероприятия и лишь 20% путешествуют. К 90-летию таких остаётся лишь 8% и 3% соответственно.
«Ощущение, что ты постоянно сдаёшь свои позиции, отказываешься от былых привычек, и есть базовый маркер старости. Но физиология подключается после 75 лет. А до этого ощущение старости относится к категории социального оптимизма», — убеждён Рогозин.
И этого оптимизма в России куда меньше, чем страха.
По индексу счастливой старости (Global AgeWatch Index), который в последний раз глобально обновляли в 2015 году, Россия находилась на 65-м месте из 96. Этот индекс подсчитывается на основе нескольких показателей: уровень жизни, медицинское обслуживание, интегрированность в общественные процессы.
Убежать от старухи с косой
Формально пожилых людей никто из жизни не выбрасывает. Испокон веков старейшинам в обществе отводили роль мудрецов, регуляторов и даже правителей, ведь их жизненный опыт в общественном сознании всегда представлял немалую ценность.
Такой порядок вещей до сих пор сохраняется в некоторых близких к первобытным культурах. Хотя назвать его совсем уж первобытным нельзя: в доцивилизационное время старики своей смертью умирали редко. Бывало, что их убивали, как только они становились обузой для племени. Этот жестокий обычай канул в Лету только с развитием сельского хозяйства, культуры и прогресса, позволяющих заботиться о самых слабых членах общества. Но отголоски его живы в коллективном бессознательном до сих пор. Отсюда двойственное отношение к старикам как одновременно носителям знаний и безнадёжно отсталым.
Сейчас в абсолютном большинстве стран пенсионеры имеют те же права, что и молодые. Но если бы в действительности их жизнь была бы столь же полноценной, а позиция в обществе — равноуважаемой, можно было бы забыть о страхе перед старостью, на котором с давних времён делали большие деньги.
Что только ни шло в ход, чтобы обмануть время и хотя бы ненадолго задержаться в рядах юных и привлекательных. В лучшем случае большинство этих средств можно было бы назвать шарлатанскими.
«Я уверен, что всегда существовала какая-то «заряженная вода», которую позиционировали как средство для омоложения. Люди всегда были заинтересованы в том, чтобы найти лекарство от старения. Об этом свидетельствуют религиозные мономифы. В шумерском эпосе Гильгамеш искал бессмертие ещё 3000 лет назад. Или вспомнить хотя бы мрачные средневековые времена, когда алхимики искали философский камень», — отметил Станислав Скакун, биохакер и основатель сервиса Biodata.
Я думаю, что страх старости вызван тем, что люди привыкают к своему благосостоянию и качеству жизни. Мы воспринимаем здоровье и отсутствие боли как некую данность и привыкаем к этому состоянию. Естественно, хочется, чтобы оно длилось вечно. Плюс, способствует и массовая культура: пропаганда красивого и молодого тела.
Патологическая боязнь физического увядания получила название «синдрома Дориана Грея» — в честь героя произведения Оскара Уайльда, который хранил на чердаке свой портрет, стареющий вместо него.
Соблазн последовать его примеру велик: миллиардеры активно инвестируют в лекарства от старости. Люди, которым не по карману последние достижения антивозрастной медицины, довольствуются внешним эффектом: косметологические услуги, позволяющие похудеть и выглядеть моложе, пользуются огромным спросом. Но в обозримом будущем и для среднего класса могут появиться более доступные способы омолодиться не только внешне, но и внутренне.
По словам Федичева, сейчас в клинические исследования заходят препараты, разработанные не для лечения какой-то конкретной проблемы, а для увеличения продолжительности жизни.
«Очень скоро, я думаю, в течение пяти лет, какие-то из них пройдут клинические исследования, попадут в руки докторов и сначала будут использованы у крайне больных людей. Ещё примерно через пять лет станет известно, какие из этих препаратов эффективны и безопасны, и они станут доступны для относительно здоровых людей 40–50 лет. Потом начнут использоваться военными, спортсменами, студентами для улучшения оценок, подготовки к экзаменам. То есть средства, которые, возможно, смогут продлить жизнь людей на 10–15 лет, появятся в течение 10–15 лет», — считает эксперт.
Возможно, очередная волна интереса к теме бессмертия и побега от старости схлынет через некоторое время, и на первый план выйдут другие проблемы. Пока же бизнес, эксплуатирующий желание людей жить долго, продолжает процветать. А люди продолжают бояться и стараться не думать о близости смерти.
Поговорим о смерти по душам
«Когда мы говорим о смерти — мы говорим о жизни, — уверен Сергей Мохов, социальный антрополог, изучающий вопрос смерти и похорон в России. — В большей степени — о политике, социальном устройстве, справедливости и так далее. Ведь когда мы говорим об эвтаназии, о горевании, о бессмертии, мы тоже говорим о политике. Вроде вы занимаетесь паллиативной помощью, а на самом деле вы всё время актуализируете проблему достоинства, проблему прав человека, необходимость милосердия. Мы говорим о человеке: имеет человек право на добровольный уход из жизни или не имеет, добрая или злая природа у человека, нужен ему контроль или не нужен. Речь именно об этом, а не о каких-то прикладных вещах».
Поделиться своими мыслями и страхами решается далеко не каждый. По данным исследователя старости Дмитрия Рогозина, 84% пожилых россиян хотят и готовы поговорить о смерти. При этом 53% из них жалуется, что им просто не с кем поднимать такие темы, никто не слушает. Как и о старении, разговаривать о смерти не принято: собеседники зашикают, попеняют на испорченное настроение и излишний пессимизм.
Екатерина Печуричко из Death Cafe вторит, что у большинства россиян существуют сильные табу на тему смерти, которую боятся таким образом «накликать».
Мысль, что ты должен будешь всё это прожить и осознать, что всё для тебя заканчивается, — очень и очень пугает. Возможно, поэтому люди предпочитают надеяться на лучший для себя исход: однажды — бац! — и ты умер, во сне, без боли и ничего не поняв.
Как бы люди ни отрицали саму мысль о том, что все когда-нибудь станут дряхлыми стариками и старушками, а потом умрут, взглянуть в лицо правде заставляет общение с пожилыми родственниками. Наблюдать, как они уходят, для кого-то, может быть, даже страшнее, чем осознавать собственную смертность. Но несмотря на то, что финал известен заранее, готовиться к нему до сих пор считается глупостью, пошлостью, пораженчеством и даже предательством.
Некоторые знают, что отдать распоряжения на случай своей или чужой смерти можно заранее: ещё при жизни подписать договор с похоронным агентством, в котором обговорить все детали, от места на кладбище до музыки, под которую вас будут провожать в последний путь. Но немногие готовы так прагматично подходить к этому вопросу. Очередей на заключение прижизненных договоров не выстраивается.
По словам Печуричко, большая часть клиентов похоронных агентств — родственники, хлопочущие для своего близкого. На себя договор россияне практически не заключают.
Даже обращение к похоронному дому до смерти с вопросом о возможности такого договора вызывает у людей чудовищный стыд, как будто они делают что-то плохое, загоняют кого-то в могилу. Такие договоры обычно заключаются не раньше, чем за полгода до смерти, когда человек уже сильно болен и прогнозы врачей неутешительны. И то людям очень трудно на это решиться.
Привычка готовиться к смерти заранее у российских пенсионеров всё-таки есть: многие поколения стариков откладывали «гробовые» деньги — на похороны и какой-то узелок с одеждой — «на смерть». Кто мог себе позволить — приобретал место на кладбище. Но сейчас подобные практики постепенно уходят в прошлое.
Да и даже такие приготовления можно отнести к чисто техническим, указала Печуричко. Подготовиться же к собственному уходу морально гораздо сложнее.
Одни успокаиваются тем, что отдают долги, налаживают отношения, приводят свои дела в порядок, пишут завещания и живут дальше, зная, что случись что — их близким будет не так сложно. Другие стараются оставить после себя какую-то память, достижения, выполнить некую программу в своей голове. Третьи приходят к выводу, что человек смертен и хуже того — внезапно смертен, а значит, готовиться бессмысленно и нужно просто свыкнуться с мыслью, что всё в любой момент может пойти не по плану. Даже смирившись с неизбежностью смерти, говорить об этом люди стараются как можно меньше.
У нас принято мнение, что мы должны бороться за жизнь — свою и своих близких — до конца. Признать, что твоя мама или папа могут умереть, очень грустно, мы не хотим вкладывать эту мысль в голову, это вызывает отторжение. Попытки признать факт смертности своих родителей, супругов, детей, себя сопряжены со стыдом, ужасом и неприятием. Поэтому подготовка должна быть именно на этом уровне: признания факта смертности в голове. Для этого никогда не рано. Понимание не облегчит ни боль потери, ни страх перед смертью, но может дать возможность как-то по-другому сейчас жить и выстраивать отношения с близкими.
«Нет правильного и неправильного разговора о смерти. Существуют разные способы говорить о смерти. И психоаналитический язык имеет право на жизнь, и культурная антропология, и фольклористика», — объясняет социальный антрополог Сергей Мохов.
Есть исследование старения от Балтиморского института, и оно выявило, что люди, которые негативно относятся к старости в молодом возрасте, более склонны к деменции, синдромам Альцгеймера, Паркинсона и другим выраженным изменениям на органическом уровне. Эти изменения превращают их в тех самых немощных людей, которых они когда-то презирали, боялись и ненавидели саму мысль о том, что когда-то они будут такими же. Мне кажется, это хороший повод для нас как для общества задуматься о нашем отношении к старикам, ведь оно прямо влияет на то, какими мы сами будем в старости. Старость ведь — это привилегия, и хорошо бы этот период жизни тоже застать.
В конечном счёте люди не выбирают, как и когда им умирать: от старости, от болезни, от несчастного случая или руки другого человека. Но как жить до этого момента — во многом зависит от самого человека. И хоронить себя до срока, уверены опрошенные «Секретом» эксперты, точно не стоит.
Тем более что общество начинает переосмысливать взрослое поколение — и прямо сейчас мы становимся свидетелями формирования моды на старость. Появляется всё больше фильмов и книг, главными героями которых становятся старики и предпенсионеры (чего только стоит возрождение «Секса в большом городе»). Признаком разумного современного человека становится способность спокойно рассуждать о старении, не бояться его, быть готовым стареть, и по возможности — красиво и с огоньком.
Это значит, что у современных и будущих пенсионеров появляются шансы провести свою старость гармонично и достойно. Насколько удастся её продлить и отодвинуть наиболее неприятные возрастные изменения — вопрос за наукой. Вопрос комфорта (в том числе финансового) придётся решать государству и бизнесу.
Зоной ответственности самих пожилых становятся их переживания и психологическая готовность продолжать жить, а не доживать. Молодые могут лишь по мере сил помогать им в этом, учиться говорить с ними о сложных вещах и видеть в своих пожилых родственниках таких же людей, как они сами. Ведь рано или поздно все окажутся на их месте.
Этот текст — часть спецпроекта «Старость в России». В нём «Секрет» пытается разобраться, что не так с отношением россиян к старости и смерти, а общества и государства — к пенсионерам и предпенсионерам. И как мы можем всё это изменить.